Одна из ведущих задач обучения и воспитания молодого поколения – это формирование уважительного и почтительного отношения к своей истории, культуре, к истории своих предков. Этому способствует изучение своей истории, родословной, жизни предков.
Что мы знаем о них, как мы относимся к поступкам своих бабушек и дедушек? Нужны ли молодому поколению рассказы об их жизни сегодня? И почему мои родители, моей дед даже перед телевизором встают и умолкают в минуты молчания в день Великой Победы 9 мая?
Цель работы - изучение истории моей семьи и родословной.
Задачи исследования:
- восстановить историю моей семьи по материнской линии;
- определить для меня и моих сверстников значение уважительного отношения к своим предкам и их поступкам;
- систематизировать полученные данные и познакомить с результатами исследования учащихся своего класса для передачи знаний о ценностях, которые окружают нас в обыденной жизни.
Особым моментом исследовательской работы является социологический опрос учащихся школы. Практическая значимость проекта заключается в повышении исторической культуры учащихся нашего класса и формирования чувства уважительного отношения к памяти предков у молодого поколения.
Источниками получения информации для работы послужили материалы, хранившиеся в домашнем фотоархиве, рассказы моего деда и моей бабушки, а так же родителей
Результатом работы стала систематизация информации о своих предках по материнской линии. Опрос показал, что не все дети знают родословную и судьбу своих прабабушек и прадедушек, о том, воевали ли они в годы Великой Отечественной войны, но почти все ребята говорят о том, что рассказы о жизни своих предков они слушают с интересом. И для них эта информация имеет важное положительное значение.
Вложение | Размер |
---|---|
bezglasnyy_ivan_proekt_-_kopiya.docx | 65.22 КБ |
Районная научно-практическая конференция школьников «Эврика»
направление гуманитарное
секция «Краеведение»
Чтобы помнили
Работу подготовил:
Безгласный Иван Алексеевич, 16 лет
учащийся 10 «А» класса МБОУ СОШ №2
ст. Калининской, Калининского района
Руководитель:
Шевченко Елена Александровна,
учитель истории и кубановедения
МБОУ СОШ №2 ст. Калининской
ст. Калининская,
2018 г.
Содержание
Введение | 3 | |
1. | Моя родословная | 5 |
1.1 | Предки по линии семьи Куликовых и Лоза | 5 |
1.2 | Предки по линии Грищенко | 8 |
2. | Социологический опрос учащихся | 10 |
Заключение | 16 | |
Список используемых источников | 18 | |
Приложение | 19 |
БЕЗГЛАСНЫЙ Иван Алексеевич
Краснодарский край, Калининский район, станица Калининская
МБОУ - «Средняя общеобразовательная школа № 2 им.А.И. Покрышкина, 10 класс
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
Научный руководитель: Шевченко Елена Александровна, учитель истории, кубановедения МБОУ СОШ №2, Калининский район, станица Калининская
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Люди живут, пока о них помнят,
пока их жизнь является примером для других поколений!
Введение
Мое поведение - это поведение, которое формируется непрерывной воспитательной работой окружающих меня людей. Это, прежде всего, мои родители, мои дедушки и бабушки, моя учительница, мой брат. Мои поступки, мое отношение к окружающему миру и окружающим меня людям - это отражение отношения близких мне людей ко всему перечисленному.
Как растение не может жить без своих корней, так и семья, род не существует без знания о своих предках, о своем роде. Родной дом, семья, место, где вырос и воспитывался формирует мое отношение к окружающему миру.
Вопрос об уважительном и почтительном отношении к своей истории, культуре, к истории своих предков является на сегодняшний день особенно актуальным. Что мы знаем о них, как мы относимся к поступкам своих бабушек и дедушек? Нужны ли молодому поколению рассказы об их жизни сегодня? И почему мои родители, моей дед даже перед телевизором встают и умолкают в минуты молчания в день Великой Победы 9 мая?
Целью моей работы является: изучение истории моей семьи и родословной.
Задачи исследования:
- восстановить историю моей семьи по материнской линии;
- определить для меня и моих сверстников значение уважительного отношения к своим предкам и их поступкам;
- систематизировать полученные данные и познакомить с результатами исследования учащихся своего класса для передачи знаний о ценностях, которые окружают нас в обыденной жизни.
Гипотезой работы стало предположение о роли памяти о наших предках, как силе, объединяющей разные поколения.
Объект исследования: фотоархив семьи, деятельность моих предков, воспоминания членов семьи.
Методы исследования: социологический опрос, анализ полученной информации, обобщение и систематизация материала.
Практическая значимость работы: заключается в повышении исторической культуры учащихся нашего класса и формирования чувства уважительного отношения к памяти предков у молодого поколения.
Источниками получения информации для работы послужили материалы, хранившиеся в домашнем фотоархиве, рассказы моего деда и моей бабушки, а так же родителей.
1. История моей родословной
1.1 Предки по линии семьи Куликовых и Лоза
Память - это то, что делает нас живыми, то, что формирует наше мировоззрение. Как она влияет на мое поведение и отношение к прошлому? Мы часто говорим о дне сегодняшнем, о том, что будет завтра и том, что было вчера. Но есть то, что сам я не помню, и многое из прошлого моей семьи восполняют рассказы моего деда и бабушки. Это очень интересно. Я часто задаю вопросы деду, как жили они, когда не было сотовых телефонов, когда не было компьютера и интернета, чем они занимались? И когда дед начинает свой рассказ, то, кажется, что вокруг все замолкает, в мыслях оживают люди, которых уже нет, которых я знаю только по фотографиям. Я слышу их песни, их разговоры и даже сказки, которые моему деду рассказывала на ночь его бабушка…..
Очень многое из рассказов деда определяет и мои поступки. Это отношение к природе, к земле, к родному дому, к соседям и друзьям, к родителям, и в конечном итоге к нашей Родине. Из рассказов я понимаю, что всю свою жизнь мои предки жили на благо своей семьи, своих детей, отдавали при этом всего себя без остатков. Без сна и отдыха трудились на полях, на фермах, уходили воевать уже в преклонном возрасте. Оставались на оккупированной территории и как могли, выживали, поднимая своих детей. Без газового отопления в доме, без телевизоров и даже без электричества, без асфальтированных дорог и магазинов на расстоянии в один квартал, где всегда есть свежий хлеб и молоко эти люди выживали, оставаясь простыми родителями, обычными мамами и папами, такими же ласковыми и заботливыми, любящими свою семью и своих близких. Они умели отмечать праздники, с песнями, плясками, с искренней радостью, не завидовать и не желать зла другому [2]. Все были одинаковы в радости и в горе. Поддержка и помощь ближнему своему - это то, что вело по жизни людей. Именно такие моменты и определяют стержень каждого человека, это то, что воспитывает в нас любовь к Родине и чувство заботы о ее будущем. Это то, что называют чувством гражданственности, патриотизма. И это, по-моему мнению, очень актуально на сегодняшний день.
Итак, я хотел бы начать с моей родословной. Очень много дед рассказывал о своем отце, о братьях моего деда, кто и где погиб, и как они жили в те времена. Теперь я задался целью систематизировать все эти знания. Вот что вышло.
Рассматривая поколение предков по линии моей матери Безгласной Ирины Григорьевны, в девичестве Куликова, я выяснил, что моим дедом является Куликов Григорий Григорьевич, 1954 года рождения. А прадед Куликов Григорий Иванович, 1930 года рождения. Моя прабабушка Куликова Раиса Константиновна, 1927 года рождения (табл.1)
Таблица 1 - Мои прапрадеды (по линии Куликовых)
Куликов Иван (мой непосредственный прапрадед) | Куликов Максим (брат Ивана) | Куликов Алескандр (брат Ивана), погиб в ВОВ, был офицером, детей не оставил | Куликов Константин (брат Ивана), погиб в ВОВ, был офицером, детей не оставил |
Их дети | |||
Куликов Григорий Иванович, 1930 г.р., мой прадед | Куликова Кира Максимовна, ныне жива. | ||
Куликова Нина Ивановна, 1927 г.р. | Куликова Армина Максимовна | ||
Куликов Геннадий Максимович |
Мой прапрадед (по линии Лоза) (табл.2) Лоза Константин Иванович, во время войны был уже пенсионер. Забрали его в обоз. Воевал в х. Плавненский Крымского района, где и погиб. Мне стало известно, что на мемориальной доске в х. Плавненском выбито и его имя (рис. 1).
Таблица 2 –Родословная линия семьи Лоза
Лоза Константин Иванович (мой непосредственный прапрадед) в браке с Лоза Ефросинья Гавриловна (моя непосредственная прапрабабушка) |
Их дети |
Лоза Раиса Константиновна (моя прабабушка), в браке с Куликовым Григорием Ивановичем родился мой дед Куликов Григорий Григорьевич |
Лоза Аксинья Константиновна (дети:Виктор) |
Лоза Анна (Нюра) Константиновна (дети:Иван и Александр) |
Лоза Григорий Константинович (воевал с 16 лет, прошел всю войну танкистом, дети:Георгий, Вера, Люба, Лида, Александр) |
Куликов Иван (рис.2), мой прапрадед, погиб под г. Ростовом. Перед известием о гибели сообщили, что пропал без вести. В военные времена это играло страшную роль для всей семьи. Его жене (моей прапрабабушке) не давали жить спокойно в хуторе. Всячески обижали и говорили, что ее муж предатель. Но позже пришло письмо о том, что Куликов Иван геройски погиб, сражаясь за Родину [3] .
Мой прадед Куликов Григорий Иванович, 1930 года рождения, с начала войны старался выжить и как единственный мужчина в доме (кроме него мать и сестра Нина), пытался прокормить семью. На начало ВОВ ему было 11 лет. Жили в х. Чекисты (это недалеко от х. Джумайловка). Во время войны с приходом немцем в их хате жили австрийцы. Это были враги, но и среди них находились хорошие люди. Они помогали с едой, обращались по-человечески с детьми и женщинами. После австрийцев дом заняли немцы из группы ЭСС. Это были жестокие люди. Могли избить, забирали последние продукты.
Однажды над хутором кружил советский самолет, и мой прадед Гриша выбежал во двор и от радости махал ему руками. За это немецкий офицер его так сильно ударил автоматом по руке, что эта травма на всю жизнь оставила болезненные последствия. Еще дед рассказывал, как его отец поймал зайца и ночью запустил его в хату, где спали немцы. Они от испуга, что в доме советские партизаны начали кричать и стрелять куда попало. Одна пуля просвистела над головой моего прадеда [4].
Когда в 1943 году немцы отступали, то сожгли целые хутора: х. Сердюки, х. Хмельницкий. Отступали они организовано. Советские солдаты, войдя в наши хутора и станицы, были голодные, плохо одетые, измученные и уставшие. Во время войны было тяжело, но и после нее не легче.
В 1946 году страшный голод унес жизни многих и многих хуторян. Прадед говорил, что лежали с сестрой Ниной при смерти, спасались тем, что ели лебеду. Макуха по тем временам считалась деликатесом. В буквальном смысле слова пухли от голода. Спасались еще и рыбой, которую ловили. Но хлеба не было. Но даже в таких сложных нечеловеческих условиях прадед шел работать в колхоз, восстанавливать разрушенное хозяйство. И днем и ночью люди работали на полях, ухаживали за скотиной. Техники практически не было. Пахали, сеяли, убирали на лошадях. Подростки наравне со взрослыми работали. От усталости засыпали на ходу. Позже прадед Гриша встретил свою будущую жену Раю (рис. 3). Женились они до ухода прадеда в армию. В 1949 году. Прабабушка ждала своего мужа из армии три долгих года. После возвращения из армии жили еще долго на хуторе Чекист.
В 1954 году родился мой дед Куликов Григорий Григорьевич. В 1957 году родился брат его Куликов Евгений Григорьевич. В 1961 построили новый дом. Это была саманная хата, но новая! В ней был зал, одна спальня и небольшой коридор. В зал можно было ходить по большим праздникам. И там позже поставили телевизор! Только в 1968 году в хутор провели электричество! Трудно представить, но люди жили без него. В начальную школу мой дед Гриша ходил в х. Чекисты. А уже в пятый класс ходили в х. Джумайловку. Это каждый день нужно было пройти 7 километров в одну сторону и в другую. Когда из-за погодных условий ходить было невозможно, то ученики оставались жить в интернате (это здание нашей нынешней больничной амбулатории). В одной комнате размещались по тридцать человек. Отопление было печное, в комнатах было очень холодно [2] .
Только в 1969 году семья Куликовых переехала в х. Джумайловку. Мой прадед после армии выучился на шофера и всю жизнь до самой пенсии работал в колхозе «Красное Знамя» водителем. В семье всегда держали крепкое хозяйство, выращивали виноград и плодовые деревья. Домашнее вино моего прадеда вспоминают и сейчас в хуторе. Я помню и прадеда и прабабушку. Сколько труда они положили для своей семьи! И сколько любви передали своим потомкам к своей родной земле! Мой дед, как и мой прадед, с ранних лет занимается охотой и рыбалкой. Выращивает виноград, делает домашнее вино. И пользуется огромным уважением среди односельчан, да и не только. Его рассказы только об уважении и любви к своей малой родине, к своей семье, к своей земле. В словах его чувство гордости, когда он рассказывает о своих предках.
1.2. Предки по линии Грищенко
Мои предки по линии моей бабушки Куликовой Натальи Михайловны (в девичестве Грищенко). Подгрушний Иван Илларионович (рис. 4), родился в 1898 году, умер в 1969 г. (мой непосредственный прапрадед). Воевал на Голубой линии, был три раза ранен, один раз контужен. Воевал вместе с дочерью Верой (рис. 5) (родная сестра моей прабабушки Маруси). От первого брака родилась моя прабабушка Маруся и прабабушка Вера. Их мать умерла. Во втором браке с бабушкой Пашей родились дети: Николай, Тая, Катерина, Люся, Иван и Люба. Бабушка Наталья Михайловна рассказывала, как ее дед Подгрушний Иван, кроме того, что был трижды ранен, попал еще и в плен. Их расстреливали. Ивану повезло, чудом выжил. Его друг вытащил его из-под груды мертвых тел. После этого отвез его в госпиталь, где Иван и остался работать. После очередного ранения на поправку отправили Ивана домой. Когда он возвращался, увидел в огороде жену свою Пашу. Она пыталась прогнать его, самим, мол, есть нечего. Не узнала в солдате своего мужа, настолько он был исхудавший и изнеможденный.
В конце 1942 года проездом на поезде Иван был в станице Старонижестеблиевской. Письмом он смог сообщить об этом своим дочерям Марусе и Вере. Они встретились на железнодорожной станции. Вера уехала с отцом. Служила вместе с ним санитаркой хирургического полевого прифронтового госпиталя действующей армии в составе 4-го Украинского фронта. Вера награждена Орденом Жукова, медалями. Победу отец и дочь встретили в Польше [3].
Мой прапрадед Грищенко Николай Петрович воевал на Голубой линии, не вернулся с войны. С момента, когда ушел воевать, семью не видел. Один раз пытался встретиться, бросал записку из поезда, когда стояли около станицы Старонижестеблиевской со своим именем и фамилией, но ее нашел обходчик путей поздно. В браке до войны родились дети: Грищенко Михаил Николаевич, 1930 года рождения(рис.6), мой непосредственный прадед, Николай Николаевич (дети Оля, Лена), Мария Николаевна (дети Анатолий, Виктор, Люба, Надежда, Вера), Валентина Николаевна (дочь Лариса), Катерина Николаевна (дети Валя и Виктор), Виктор Николаевич (детей нет, рано умер в 17 лет), Андрей Николаевич (дети Василий и Ольга).
В браке Грищенко Михаил Николаевич и Подгрушней Марии Ивановны появились семь детей: Наталья (моя бабушка), Людмила, Антонина, Зинаида, Светлана, Николай и Александр (рис. 7).
Вот это моя родословная. Это на бумаге занято совсем немного места. Все рассказы о непростой трудовой жизни моих прабабушек и прадедушек трудно будет описать на нескольких страницах. Это жизнь полная трудностей, горестей, трудовых будней и вместе с тем заполненная огромной любовью к своей земле, к своему дому, к своей семье. Никогда от деда я не слышал, что кто-то из его предков задавался вопросом: а нужно ли идти воевать, а нужно ли идти работать в ночь, когда не ел три дня, а нужно ли спасать друга, когда сам находишься в смертельной опасности. Это все даже не обсуждалось. Как-то знакомый моих родителей, который живет в городе далеко за пределами Кубани, пошутил: «Хорошее место Джумайловкой не назовут!». И я слышал, что сказала ему мама: «Это лучшее место на земле только потому, что здесь жили, любили и воевали мои предки, здесь они похоронены. Здесь я родилась и мои дети!». Я понимаю смысл этих слов. По заветам моих дедов хранить и заботиться о своей земле и своем доме - это то к чему и я призываю сегодня своих сверстников!
2. Социологическое исследование
Второй этап работы - это проведение социологического опроса школьников.
Целью опроса являлось изучения знаний учащихся о своей родословной, об участниках Великой Отечественной войны в их семьях. Интересным было узнать отношение школьников к истории своих предков.
Анкета состояла из семи вопросов:
Опрос проводился среди учащихся 5, 6, 9 и 10 классов. Количество респондентов составило 67 человек. Результаты представлены в таблицах 3-7.
Таблица 3. Результаты опроса учащихся 9 класса (10 человека)
Кол-во человек | Процент от общего количества | |
| ||
Да | 6 | 60% |
нет | 4 | 40% |
| ||
Да | 4 | 40% |
Нет | 6 | 60% |
| ||
Да | 4 | 40% |
Нет | 6 | 60% |
| ||
Да | 8 | 80% |
Нет | 2 | 20% |
| ||
Да | 9 | 90% |
Нет | 1 | 10% |
| ||
Да | 9 | 90% |
Нет | 1 | 10% |
| ||
Да | 9 | 90% |
Нет | 1 | 10% |
Таблица 4. Результаты опроса учащихся 6 класса (15 человек)
Кол-во человек | Процент от общего количества | |
| ||
Да | 10 | 66,7% |
нет | 5 | 33,3% |
| ||
Да | 10 | 66,7% |
Нет | 5 | 33,3% |
| ||
Да | 8 | 53,3% |
Нет | 7 | 46,6% |
| ||
Да | 11 | 73,3% |
Нет | 4 | 26,6% |
| ||
Да | 15 | 100% |
Нет | 0 | 0% |
| ||
Да | 14 | 93,3% |
Нет | 1 | 6,6% |
| ||
Да | 14 | 93,3% |
Нет | 1 | 6,6% |
Таблица 5. Результаты опроса учащихся 5 класса (22 человека)
Кол-во человек | Процент от общего количества | |
| ||
Да | 11 | 50% |
нет | 11 | 50% |
| ||
Да | 15 | 68,2% |
Нет | 7 | 31,8% |
| ||
Да | 12 | 54,5% |
Нет | 10 | 45,5% |
| ||
Да | 21 | 95,5% |
Нет | 1 | 4,5% |
| ||
Да | 21 | 95,5% |
Нет | 1 | 4,5% |
| ||
Да | 22 | 100% |
Нет | 0 | 0% |
| ||
Да | 21 | 95,5% |
Нет | 1 | 4,5% |
Таблица 6. Результаты опроса учащихся 10 класса (20 человек)
Кол-во человек | Процент от общего количества | |
| ||
Да | 16 | 80% |
нет | 4 | 20% |
| ||
Да | 18 | 90% |
Нет | 2 | 10% |
| ||
Да | 10 | 50% |
Нет | 10 | 50% |
| ||
Да | 18 | 90% |
Нет | 1 | 10% |
| ||
Да | 20 | 100% |
Нет | 0 | 0% |
| ||
Да | 19 | 95% |
Нет | 1 | 5% |
| ||
Да | 20 | 100% |
Нет | 0 | 0% |
Таблица 7. Обобщенные и систематизированные данные опроса учащихся 5,6,
9,10 классов
Кол-во человек | Процент от общего количества | |
| ||
Да | 43 | 64,2% |
нет | 24 | 35,8% |
| ||
Да | 47 | 70,1% |
Нет | 20 | 29,9% |
| ||
Да | 34 | 50,7% |
Нет | 33 | 49,3% |
| ||
Да | 59 | 88% |
Нет | 8 | 12% |
| ||
Да | 65 | 97% |
Нет | 2 | 3% |
| ||
Да | 64 | 95,5% |
Нет | 3 | 4,5% |
| ||
Да | 64 | 95,5% |
Нет | 3 | 4,5% |
Таким образом, социологический опрос привел меня к следующим выводам. Более половины учащихся знают имена и возраст своих дедушек и бабушек. Школьникам интересно слушать рассказы и воспоминания об их жизни. И эту информацию они считают полезной и важной.
Заключение
Итак, работа закончена. Исследования проведены.
Подводя итог, хочу отметить, что цели и задачи мои достигнуты. Ведь любую человеческую деятельность отличает целесообразность. Материал о моих предках, об их жизни собран, информация систематизирована. Думаю, эта информация станет не только интересной, но и полезной, призывая к почтению и уважению к нашим общим предкам.
Особым моментом в своей работе хотелось бы отметить работу с учащимися школы. Социологический опрос - важный элемент в любой исследовательской работе. Просто спрашивать ребят об интересующем вопросе это одно, а когда их ответы систематизируешь, проводишь анализ и результат видно уже точный, математически рассчитанный,- это совсем другое дело. Большая часть ребят считают, что рассказы о жизни их бабушек и дедушек- это не только интересно, но дают положительные моменты, влияют на их собственное поведение в положительную сторону.
Интересно было наблюдать за сверстниками, когда я спрашивал их об их предках. У кого-то загорались глаза и девчонки и мальчишки заинтересованно рассказывали о своем дедушке или бабушке. Много рассказов сводилось к тому, как балуют их любимые бабушки, и как с дедом ездят на рыбалку. Кто-то, к сожалению, ничего не смог сказать, потому что живут далеко, либо нет в живых уже родителей их родителей.
Рассказывая в классе о результатах своей работы, я с интересом замечал удивленные лица. Почти никто не задумывался о том, что действительно это счастье, когда есть еще бабушка и дедушка, и уж почти чудо, когда в живых и прабабушка и прадедушка. Именно эти люди могут рассказать о войне, о послевоенном времени, когда после разрухи нужно было и страну поднимать, и детей своих воспитывать и ставить на ноги. Это те рассказы и истории, которые мы не прочтем в книгах и газетах. Это человеческие истории о моем прадедушке и моей прабабушке!
Гипотеза о том, что память о прошлом, как стимул героизма и мужества, способствует объединению разных поколений, развитию чувства гражданственности и патриотизма подтвердилась полностью. По результатам опроса видно, что не все дети знают своих прабабушек и прадедушек, не все знают о том, воевали ли они в годы Великой Отечественной войны, но почти все ребята говорят о том, что рассказы о жизни своих предков они слушают с интересом. И для них эта информация имеет важное положительное значение. И это особенно радует.
Говорят, люди живут, пока о них помнят, пока их жизнь является примером для других поколений! Уверен, что эта работа и эти имена послужат мотивом для других ребят стремится к сохранности исторической памяти каждой семьи!
Список используемых источников
БЕЗГЛАСНЫЙ Иван Алексеевич
Краснодарский край, Калининский район, станица Калининская
МБОУ - «Средняя общеобразовательная школа № 2 им.А.И. Покрышкина, 10 класс
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
Научный руководитель: Шевченко Елена Александровна, учитель истории, кубановедения МБОУ СОШ №2, Калининский район, станица Калининская
Приложение
Мальчик и колокольчики ландышей
Рисуют дети водопад
Груз обид
Ледяная внучка
Как напиться обезьяне?