Данная исследовательская работа была представлена на районной краеведческой конференции "Земли моей лицо живое - 2015".
Вложение | Размер |
---|---|
amgalan.docx | 20.31 КБ |
XVII краеведческая конференция
«Земли моей лицо живое -2015»
Секция: Культура Прибайкалья
Тема: «Бурятские сказки
Тункинской долины»
Работу выполнил:
Ученик школьного
краеведческого объединения
«Моя Родина –Прибайкалье»,
МБОУ ООШ №1г.Слюдянка
Танхаев Амгалан
Руководитель:
Педагог дополнительного образования
МБОУ ООШ№1
Емельянцева Ирина Борисовна
Г.Слюдянка, 2015
Я предлагаю вам, перенестись на миг во времена минувшие, в старинную бурятскую юрту, затерявшуюся в степном пространстве. В ней вечерним теплом веет от очага и от дыхания людей, пришедших в юрту послушать известного в здешних краях сказочника – онтохошина. Он восседает на хойморе – северной стороне юрты, по традиции предназначенной для уважаемых гостей. В степи испокон веков высоко ценилось художественное слово, исполнительское мастерство. Недаром существует народная пословица, которая в переводе звучит так: « Сказочник сидит на почётной подстилке, а певец – на холме». И, не спеша отхлебнув глоток горячего зелёного чая, сказочник так же неторопливо начинает повествование.: «Давным- давно это было. Когда океан –море лужицей плескалось, а птица ворон воробушком порхал. Жили муж да жена, и на старости лет родился у них сын. Проспав одну ночь, не может новорожденный поместиться на шкуре годовалого барана, не может насытиться молоком одной коровы. А прожив два дня, не может поместиться на шкуре двухгодовалого барана, не может насытиться молоком двух коров - так быстро он растёт…». ( на бурятском языке)
Тема моей исследовательской работы звучит так : «Бурятские сказки Тункинской долины».
Цель работы: изучить сказки Тункинской долины.
Гипотеза: знание бурятских сказок наших предков, живших на территории Тункинской долины, позволяет создавать авторские сказки.
Актуальность: родословная бурятской сказки берёт начало в далёкой древности. Много воды утекло с тех пор, одно поколение сменяло другое, но сказка продолжает жить в родных кочевьях, неведомая широкому миру.
Задачи исследования:
1 изучить бурятские сказки Тункинской долины;
2 познакомиться со старожилами Тункинской долины, знающими сказки Бурятии;
3 сочинить сказку «Про медведя по имени Бато»
Методы исследования:
1 изучить литературу по истории бурятских сказок;
2 посетить библиотеку п.Аршан, побеседовать с работниками библиотеки;
3 побеседовать с внештатным корреспондентом редакции газеты «Аршан» Дорой Матвеевной Хамагановой
4 творческая работа по созданию сказки « Про медведя Бато»
Когда вы едете в Тункинскую долину, то с берегов Ангары попадаете на Байкал, а после Култука и Малобыстринской, вашему взгляду открываются белоснежные шапки Тункинских гольцов.
Здесь, в нашем краю высоких гор, быстрых рек, вековой тайги, ароматных трав, целебных вод Аршана и Хойморских озёр, родился, жил, творил наш земляк, сказитель Егор Иванович Сороковиков – Магай. В его сказках оживают Байкал и реки Иркут, Ангара, Ильчир – приток Иркута, Хойморские озёра, предгорья Саян и Хамар- Дабана, Аршан.
Вот что говорит Дора Матвеевна Хамаганова, внештатный корреспондент газеты «Аршан»: «Тункинской традицией сибирских волшебных сказок владели целые семьи жителей сёл Саган-Нур (Белое озеро), Хурай – Хобок, Харбяты, Хонгодоры, Еловка - крещёных потомков бурятских, тунгусских женщин и православных казаков, близ нынешнего курорта Аршан. От предков они взяли доброту, гостеприимство, юмор и жизнелюбие.
Среди них – выдающаяся семья сказочников Сороковиковых, Марфа Ивановна Нефедьева и два её брата Иван и Егор Сороковиковы. Егор Иванович Сороковиков (1868-1948) – младший в этой семье сказочников и самый талантливый, родившийся близ Аршана, в селе Ближний Хобок Тункинской волости Иркутской губернии.
Прославленным сказочником был и его отец – Иван Сергеевич, слушать которого съезжались люди из соседних улусов и деревень. Предки Сороковиковых были буряты, отсюда и родовое имя – Магай».
Первый сборник «Сказки Магая» вышел в Москве в 1940 году, его редактором – составителем стал Марк Азадовский. В 1968 году Лазарь Элиасов вернулся к творчеству сказочника, выпустив книгу «Сказки и предания Магая».
Магай знал около двухсот сказок, более ста песен, сотни пословиц, поговорок, множество легенд, заговоров.
Главный герой сказок Магая похож на местных жителей – крепких, сильных, независимых.
«Трудно найти более выдающегося сказителя, чем Е.И. Сороковиков – Магай»: - так говорил Лазарь Элиасов, 1968.
После выхода «Сказок Магая» в 1940 году его имя было названо в числе самых выдающихся носителей фольклора СССР( Газета «Известия», 20 октября, 1968.
Как об одном из лучших советских сказителей говорится о Магае в изданной в Нью-Йорке «Истории Русской литературы» (Сазонова, 1955г.)
Сам Магай говорил: «Мне хотелось заново пересказать всё, что я знал, может быть, всё это пригодится людям, которые будут жить после меня».
Вот что говорят земляки Магая: «Удивляюсь, что за старик был!»
«Весёлый старик был, очень весёлый. Что за память была!»
« Хороший был старик шибко. Хороший охотник был, на все руки мастер, столяр, плотник, всё – всё мог делать. Охотился, через какие Саяны переходил пеший, интересовался шибко охотой».
Не менее знаменитым знатоком преданий являлся друг и товарищ Магая тункинский сказитель Дмитрий Степанович Асламов ( 1858- 1939). Как и Магай Дмитрий Асламов был прекрасным сказителем, мастером сказки, он знал большое количество преданий на самые различные темы.
Сам Асламов говорил по себя : « ..напичкал себя с ног до головы разными рассказами, которые говорят от начала сотворения мира до наших дней».
Предания Асламов начал рассказывать с раннего возраста. К 15-годам он был уже известен по всей Тункинской долине.
Изучив сказки Тункинской долины, я решил сочинить сказку «Про медведя Бато».Вот что у меня получилось: « Жил –был медведь по имени Бато. Он был путешественником. Бато путешествовал по всей Бурятии. Однажды Бато собрался на день рождения к своему другу ёжику по имени Булат. Бато начал готовить подарок. Медведь нашёл подарок и это был музыкальный инструмент – Хур. Хур – это струнный инструмент. Потом Бато начал собирать рюкзак в дорогу. Он взял с собой десять кедровых шишек, мёд таёжный, компас, чтобы не заблудиться, палатку и фонарь. Рано утром Бато отправился в путь – дорогу. По дороге ему встретились два волка. Они не хотели пропускать его, но Бато так заревел, что волки испугались и убежали. Бато отправился дальше. А когда он вышел из леса он увидел голубой Байкал. Солнце уже село за горы. Бато решил заночевать на берегу озера. Он развёл костёр, сварил кашу, половину он съел вечером , а половину оставил на утро.
Наступило утро. Бато покушал и пошёл дальше. Он дошёл до реки Селенга. Осталось ему ещё чуть-чуть, до Улан-Удэ. Наконец-то Бато дошёл до дома ежика. Друзья обнялись.
Бато поздравил Булата с днём рождения, с радостью вручил ему свой подарок. Бато был счастлив, что Булату понравился подарок.»
Вывод: собранный и изученный мною материал о бурятских сказках полностью соответствует поставленным целям и задачам. Я узнал из бесед с жителями с.Тунка, Аршан, что сказки и предания сказителя Егора Ивановича Сороковикова – Магая и Дмитрия Степановича Асламова передаются из поколения в поколение. Это значит, что сказки живут и помогают узнавать о жизни наших предков. Эти сказки учат добру.
Литература:
1 Сказки Магая. Улан-Удэ, 2014г.
2Бурятские сказки. Улан –Удэ, 1998г.
3 Воспоминания Хамагановой Доры Матвеевны, п.Аршан, 2015.
4 Воспоминания Зайгановой Екатерины Базыровны, с.Хорбяты, 2015г.
5 Интернет – ресурсы: Нефедьев М.А., 1930Г.Р., геофизик, ведущий научный сотрудник Геологического института СО РАН.
Сочинение
Ледяная внучка
Рисуем "Ночь в лесу"
Юрий Алексеевич Гагарин
Тупое - острое