Данная презентация может использоваться учителем на уроке обществознания в 5 классе при изучении темы "Труд и творчество"
Вложение | Размер |
---|---|
Творчество в науке | 346.07 КБ |
Слайд 1
Презентация на тему: «Творчество в науке» Выполнил ученик 5 А класса Дубцов МаксимСлайд 2
Содержание понятия Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового . Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства
Слайд 3
Виды и функции творчества Вид творчества Функция ( цель) Объект ( результат) Художественное творчество Создание новых эмоций произведения ( искусства ) Научное творчество Создание новых знаний Теории, Открытия, изобретения Техническое творчество Создание новых средств труда Процессы, Механизмы Спортивное творчество Создание[достижение] новых результатов Сила, Скорость, Выносливость
Слайд 4
Творческое мышление Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления: 1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения . 2. Инкубация — временное отвлечение от задачи. 3. Озарение — появление интуитивного решения. 4. Проверка — испытание и/или реализация решения.
Слайд 5
Стадии творческого процесса А. Пуанкаре Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами . Вначале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого когда человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.
Слайд 6
Теория Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов : 1 ) комбинирование частиц — элементов знания 2 ) последующий отбор полезных комбинаций. Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания — в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации . Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации.
Слайд 7
Герман Гельмгольц Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи: Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она — не знаешь сам.
Слайд 8
Стадии изобретательского процесса П. К. Энгельмейер (1910 ) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение. 1 .Желание и интуиция, происхождение замысла . Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел. 2. Знание и рассуждение, выработка схемы или плана . Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных . 3. Умение , конструктивное выполнение изобретения . Сборка изобретения. Не требует творчества.
Слайд 9
Заключение Творчество является высшей формой реализации свободы и средством самовыражения и самореализации. Творчество нового является важнейшим средством преодоления энтропии(беспорядка) и высшей формой реализации жизненного прорыва.
Шелковая горка
Сила слова
Заяц-хваста
Выбери путь
Земля на ладонях. Фантастический рассказ