Проектная работа для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии
Вложение | Размер |
---|---|
rospis_po_tkani.pptx | 1003.52 КБ |
rospis_po_tkani.docx | 60.36 КБ |
Слайд 1
МКОУ «СОШ № 2 пос. им. К. Либкнехта» Панно в технике роспись по ткани В ыполнила ученица 10 класса Школа Елена У читель Мартынова Ю. В.Слайд 2
Цель проекта -Продолжить овладение техникой росписи по ткани. - Выполнить панно « На лугу» для оформления интерьера. Задачи проекта - Углубить знания и умения, навыки в технике росписи по ткани - Развивать творческую инициативу, художественный вкус, творческое отношение к делу. - Разработать и описать технологию изготовления панно в соответствии с требованиями к творческому проекту
Слайд 3
Batik – индонезийское слово. Tik означает «точка» или «капля», ba – ткань. Ambatik – рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Слайд 4
Искусство росписи по ткани возникло более 2000 лет назад предположительно в Индонезии на острове Ява. Считалось, что ткани, окрашенные при помощи технологии батика, обладают священной силой, поэтому их использовали как обереги.
Слайд 5
Сегодня батик - очень распространенное хобби. Причин для этого много. Во-первых - это красиво! Во-вторых – в этой технике можно создавать не только декоративные вещи, но и вполне применимые на практике. Например, одежду:
Слайд 6
Современные материалы и инструменты делают занятие росписью приятным и не сложным занятием, что дает возможность попробовать себя в этом искусстве не только профессионалам, но и начинающим творцам.
Слайд 7
№ п / п Наименование материалов Количество 1 ножницы 1 шт. 2 Кисти беличьи 2- №7, №3 3 Карандаш, черная гелевая ручка 1,1 4 Утюг, гладильная доска 1 набор 5 Кнопки 75 штук 6 Ткань Х/Б 50Х50 7 Краски акварельные, «Батик» от Decola наборы 6 Мебельный стиплер 1 Необходимые материалы и инструменты
Слайд 8
№ п / п Выполняемая операция Инструменты и приспособления 1 Разработать эскиз панно Бумага, карандаш, ластик, акварельные краски, кисть 2 Увеличить эскиз до натуральной величины на листах бумаги Карандаш, фломастер (чёрный) 3 Рисунок четко перевести на ткань, учитывая зеркальное изображение на двух панно Исчезающий карандаш 4 Ткань с линейным рисунком закрепить на подрамниках кнопками 3 подрамника, кнопки 5 Нанести резервирующий состав на ткань по линии рисунка, аккуратно замыкая контуры фрагментов изображения. Дождаться полного высыхания резерва Резервирующий состав для холодного батика, стеклянная трубочка для нанесения резерва. 6 Выполнить роспись в соответствии с эскизом Дать росписи высохнуть Анилиновые красители, беличьи кисти, соль для эффектов. 7 Закрепить изображение , проутюжив негорячим утюгом через бумагу Утюг, гладильная доска, тонкая бумага. 8 Оформить работы Рамки, стиплер Технологическая карта выполнения панно в технике холодного батика
Слайд 9
Приступая к росписи, нужно приготовить всё необходимое: ткань на подрамнике, карандаш, резерв, трубочку, палитру, краски, воду). Подрамник должен быть из мягкой древесины, чтобы кнопки, с помощью которых натягивается ткань, легко входили в дерево.
Слайд 10
Когда ткань натянута на подрамник, под нее подкладывается рисунок,который переводится на ткань карандашом, а затем прорисовывается черной ручкой
Слайд 11
Когда изделие полностью расписано, краски на ткани закрепляют, чтобы они меньше выгорали. Для панно роспись достаточно прогладить через бумагу горячим утюгом. Заключительный этап – оформление росписи в рамку.
Слайд 12
Реклама изделия Живые цветы прекрасны, но они не способны долгое время радовать нас, а бабочки порхают только летом. Хотите сделать оригинальный подарок, удивить человека и сделать ему приятное – подарите эти необычные цветы и бабочек, которые всегда будут с ним. Моя композиция, выполненная в технике гутта- это интересное хобби, которое не только поможет скоротать время, но и подарит радость вам и вашим близким, а так же может принести вам дополнительный доход,- цветочные композиции в доме подарят гармонию и уют.
Слайд 13
№ Использ . материал Цена (руб.) Расход Затраты (руб.) 1 Ткань Х/Б 150 руб./ м при ширине 150 см 50Х50см 75руб . 2 Краски 3 Рамка Изготовлена в школьной мастерской 1 шт . За материал 100руб . 4 Кисти Куплены давно 2шт. 0 руб. 5 Клей ПВА 80 руб 1 шт 80 руб. Расчет себестоимости изделия. Затраты на этот вид рукоделия во многом зависят от качества материалов. Начинающие могут использовать самые дешёвые ткани и красители. Позже можно покупать более дорогие материалы. Затраты на электроэнергию не учитываем, т.к. работы проводились в дневное время. С п = М з + Р оп , где С п - полная себестоимость; М з - материальные затраты ; Р оп - стоимость самой работы. М з - 75+100+80=255руб. С п = =255 руб.
Слайд 14
Источники информации http://m-batik.ru/2009/06/01/texniki-batika/ http://batikart.ucoz.ru/ http://www.karotina.com/batic/batic.php http://www.batiki.narod.ru/info/batik.html http://www.nadomu.com/batik/ http://www.creativnost.ru/ver/265/ http://myrisuem.ru/prezentaciya-programmy-batik/ http : //www . liveinternet . ru / users / viktoria _ ignatova
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 поселка имени Карла Либкнехта»
Курчатовского района Курской области
Творческий проект по технологии
Панно в технике роспись по ткани
Выполнила:
ученица 10 класса
Школа Елена
учитель:
Мартынова Юлия Викторовна
Карла Либкнехта
2018 г.
Содержание
стр.
Обоснование выбора темы. Идея проекта.
Мне очень нравится рисовать различные картины. На уроках технологии я познакомилась с технологией выполнения росписи по ткани и мне пришла в голову идея создать панно в данной технике.
Сфера применения тканей, расписанных ручным способом так же безгранична, как неограничен полет человеческой фантазии. Пластика и фактура текстиля, бесконечные и неповторяемые комбинации узоров и рисунков, сочетания различных способов нанесения краски на ткань позволяют использовать роспись в самых различных видах дизайна: от одежды до интерьера.
Издревна роспись по ткани – это техники батика.
Батик, как вид искусства, традиционно много используется в элементах одежды. Платки, косынки, шали, шарфы, галстуки, купоны на платья из ткани ручной росписи хорошо известны, популярны и вне веяний моды престижны, так как каждое такое изделие существует только в одном экземпляре.
Техника холодного батика отличается лаконичностью стиля, позволяет художнику “прорисовать” мелкие детали, применить различные приемы живописи, например, акварели. Поэтому так легки и изящны картины на шелке. Картины-батик прекрасно вписываются в любой дизайн помещений. Техника исполнения, разнообразие сюжетов неисчерпаемо. Есть еще одно преимущество – размеры композиций могут быть самыми различными, а это означает, что их можно использовать в виде различных драпировок
Батик позволяет дизайнеру интерьера объединить все детали в одной стилистике. Все текстильные элементы декора: панно, обивка мягкой мебели, настенные панели, декоративные подушки, пуфики, скатерти, шторы – все будут подчинены одной идее, единому стилю. Батик прекрасно гармонирует как с естественными, так и с современными ультрамодными материалами, то есть его можно использовать в дизайне помещений от этнического стиля до Hi-Tech
Горячий батик хорошо “ложится” на хлопковый текстиль, который незаменим в повседневной жизни. Салфетки, скатерти, покрывала, абажуры из батика – это те приятные мелочи, которые наполняют любую комнату уютом и делают ее неповторимой, будь это номер в отеле, зал ресторана, столовая или спальня в наших домах. Открытки-батик, картины-батик, шкатулки, обтянутые тканью-батик, несут в себе эластичность, пластику и тепло текстиля, радуют глаз необычностью, неповторимостью, именно поэтому они могут стать прекрасным подарком. Незабываемым и дорогим. Словом, идей – огромное количество!
Решено! Я создам панно в технике роспись по ткани!
Таким панно можно оформить интерьер как жилого помещения, так и, например кабинета в школе. А можно преподнести в подарок маме к предстоящему празднику – День матери!
Звёздочка обдумывания
Цель проекта
- Продолжить овладение техникой росписи по ткани.
- Выполнить панно «Н лугу» для оформления интерьера.
Задачи проекта
- Углубить знания и умения, навыки в технике росписи по ткани
- Развивать творческую инициативу, художественный вкус, творческое отношение к делу.
- Разработать и описать технологию изготовления панно в соответствии с требованиями к творческому проекту
План работы
История батика
Batik- индонезийское слово.Tik означает “точка" или “капля", Ба - ткань.Ambatik- рисовать, покрывать каплями, штриховать. В расхожем употреблении батиком называют ткань, расписанную вручную.
Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.
Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают Индонезию. В дословном переводе с яванского "батик" — рисование воском. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани.
Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска — индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика — одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома.
Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.
В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток.
В России батик появился в 20-е годы. Русские художники не опирались на какую-либо традицию, так как не знали истоков. Образовались артели по производству платков, шалей, штор. В 30-е годы были изданы учебники, пособия, организовалось несколько фабрик. Древнее и удивительно многообразное искусство сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.
Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, «горячим» методом резервирования воском, распространен «холодный» метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина. Применение акриловых красителей сделало батик гораздо более доступным и вызвало растущий интерес к этой технике, по своим изобразительным возможностям приближающейся к акварели, и вдобавок еще и очень практичной.
Чувство трепета охватывает любого художника, когда он касается кистью шелка. Шелк с легкостью и благодарностью принимает краску, образуя причудливые узоры и необыкновенные переливы. Мастер попадает в волшебный мир фантазии и начинает творить чудеса. Мягкость шелка, переливающиеся краски, разнообразие средств для росписи не может не увлечь настоящего художника. Восхитительный авторский наряд, платок или шарф, декоративное панно, элегантная открытка - вещи, несущие радость и тепло создателю и обладателю.
Все больше людей выбирают батик в качестве хобби или профессии.
Технология выполнения батика.
Всего существует несколько видов батика. Основные - горячий и холодный. Они отличаются способом резервирования ткани, впрочем, и сами работы между собой отличаются. Так, холодному батику свойственна четкость контуров и форм, горячий же батик характерен тонкими трещинками, хаотично бегущими по ткани.
Горячий батик.
Для резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Ткань, обработанная воском, не поглощает краску, а также ограничивают ее распространение. Слово “горячий” в названии методики использовано не просто так — ведь художник при создании своей работы использует именно горячий, расплавленный воск. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.
Дефекты и эффекты в горячем батике.
Случается, что резерв проливается на ткань или попадает на нее небольшими брызгами. Пятна маскируют, превращая их в элементы рисунка.
Кстати, такой досадный промах может служить и декоративным эффектом. Брызги не должны быть слишком крупными, поэтому часть состава с кисти надо смахнуть обратно в банку. Ударяют по ручке кисти так, чтобы брызги падали в нужном направлении. Все вокруг лучше прикрыть хотя бы газетой, чтобы спасти от брызг.
На батиках бывает характерный декоративный эффект – кракелюры или кракле. Они образуются при крашении, когда краска заполняет трещинки, образовавшиеся в хрупком резерве.
В традиционном батике кракелюры считались браком, но они очень понравились европейцам, и с тех пор художники часто используют этот прием.
Холодный батик.
Преимущественно холодный батик используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены
Свободная роспись.
В свободной росписи способность краски растекаться в той или иной степени используется как художественный приём. При этом способе максимально проявляется индивидуальность художника. Владеют этим способом люди подготовленные.
Сухой батик.
Производится по обработанной солевым раствором поверхности. В роли резерва выступает концентрированная тушь, а свободная кистевая роспись производится густыми красками. В результате получаем сочетание графических линий контура и свободную роспись в пределах этих линий
Узелковый батик.
Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась".
Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.
В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.
В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.
Я попробовала расписывать ткани всеми способами, перечисленными выше, и остановилась на холодном батике. Мне нравится свободная роспись с предварительной грунтовкой ткани раствором поваренной соли, иногда прибегаю к узелковой росписи. Не обязательно быть профессиональным художником, чтобы овладеть техникой батика. Произведения искусства, фотографии, собственные творения могут лечь в основу вашей работы. Для этого их нужно скопировать на ткань и расписать.
Традиционно для батика используют: шелк, вуаль, шифон, крепдешин, хлопок, лён. Любую ткань перед росписью необходимо постирать, чтобы удалить из нового материала пропитку (аппрет), делающую ткань более жёсткой и непроницаемой для краски. Затем погладить с изнанки, когда ткань ещё слегка влажная.
Расписывается ткань в натянутом виде на раму или пяльцы. Ткань должна быть натянута достаточно сильно, чтобы, намокнув от краски, она не провисала. Но не переусердствуйте: если натянуть шёлк слишком сильно, он порвётся вокруг кнопок. Очень важно не перекосить ткань, натягивая её строго по долевой нитке, чтобы рисунок не исказился. Прежде чем накалывать на раму шёлк, заклейте её скотчем, чтобы не испачкать раму краской. Для натяжения ткани в специальных магазинах продаются рамы различных размеров и кнопки - трезубцы, канцелярские кнопки оставляют на ткани дырочки.
Карандашом переведите рисунок на ткань. Лучше всего приобрести карандаш-фантом, при стирке он исчезает. Чтобы краски не расплывались по ткани, по контуру рисунка наносится резервирующий состав специальными стеклянными трубочками.
О работе со стеклянной трубочкой.
Опустите конец трубочки в баночку с контуром и через противоположный конец втяните ртом состав. Заполните трубочку наполовину, затем оботрите её бумажной салфеткой, держа загнутым концом вверх.
Линию контура проводите быстро и уверенно, так как, при отрыве в местах более замедленного движения могут образовываться капли. Контур обязательно должен быть замкнутым, иначе при росписи краска перетечёт на соседний участок. По окончании нанесения контура, трубочку промойте в бензине.
Контур (резерв), нанесённый на ткань, должен сохнуть в течение 1-2 часов.
Теперь можно перейти к самой интересной работе - росписи ткани красками внутри контурных линий. В холодном батике краски наносятся кистью или губкой.
Фрагмент зарезервированного участка внутри замкнутого контура смочить, нанести краски от центра зарезервированного участка к линии контура. Раскрашивание нужно начинать со светлых тонов. Количество цветов не ограничено, всё зависит от вашей фантазии. Работу проводить аккуратно, не торопясь, переходя от фрагмента к фрагменту.
Закончив роспись ткани, необходимо её высушить. Хочу предостеречь от сушки феном готового батика, результат может быть непредсказуем! Уже имея определённый опыт, вы будете знать, какой будет результат при сушке феном той или иной расписанной вами ткани. Затем необходимо зафиксировать рисунок с изнанки утюгом при температуре глажения данной ткани в течение 3-5 минут.
Лучше покупать краски, фиксируемые утюгом, фиксировать краски паром в домашних условиях, процедура не из лёгких. При покупке красок для батика обратите внимание на то, чтобы на баночке была инструкция по применению, в частности, в ней должно быть отражено каким образом фиксируется краска на ткани. При пользовании красками чётко следуйте инструкции.
Дизайн-спецификация
Наименование изделия: панно «На лугу»
Конечный потребитель: интерьер квартиры
Допустимые пределы стоимости: 500 рублей. Единичный экземпляр.
Человеческий фактор:
- изделие должно способствовать развитию эстетического вкуса, расширять кругозор.
Материалы и инструменты: ткань, бумага, клей ПВА, подрамник, рамки, кисти, карандаш, ножницы, кнопки, утюг, гладильная доска.
Метод изготовления: техника росписи ткани
Техника безопасности: при работе с ножницами, утюгом.
Моральные ценности:
-изделие и технология его изготовления не должны наносить вред окружающей среде и человеку;
-изделие должно быть эстетичным.
Результаты проекта:
-выполнение качественного изделия,
-совершенствование ранее полученных знаний, умений и навыков
Технические требования к изделию
Панно должно удовлетворять всем требованиям техники росписи по ткани,
выполнено эстетично и аккуратно.
Картина должна стать декоративным украшением жилого помещения.
Технологическая карта выполнения панно
№ п/п | Выполняемая операция | Инструменты и приспособления |
1 | Разработать эскиз панно | Бумага, карандаш, ластик |
2 | Увеличить эскиз до натуральной величины на листах бумаги | Карандаш, фломастер (чёрный) |
3 | Рисунок четко перевести на ткань | Простой карандаш, черная гелевая ручка. |
4 | Ткань с линейным рисунком закрепить на подрамнике кнопками | 1 подрамник, кнопки |
5 | Нанести клей ПВА на ткань по линии рисунка. Дождаться полного высыхания. | Клей ПВА, кисть |
6 | Выполнить роспись в соответствии с эскизом Дать росписи высохнуть | Акварель, краски «Батик» от Decola |
7 | Закрепить изображение, проутюжив негорячим утюгом через бумагу | Утюг, гладильная доска, тонкая бумага. |
8 | Оформить работу | Рамка |
Правила техники безопасности при выполнении росписи
Правила техники безопасности при работе ножницами
При работе с утюгом
Санитарно-гигиенические требования.
Расчет себестоимости изделия.
Затраты на этот вид рукоделия во многом зависят от качества материалов. Начинающие могут использовать самые дешёвые ткани и красители. Позже можно покупать более дорогие материалы.
Затраты на электроэнергию не учитываем, т.к. работы проводились в дневное время.
№ | Использ. материал | Цена (руб.) | Расход | Затраты (руб.) |
1 | Ткань – хлопчато-бумажная | 150 руб/м при ширине 150 см | 50Х50 см | 75 руб. |
2 | ПВА | 80 руб. | 1 шт | 80 руб. |
3 | Рамка | Изготовлены в школьной мастерской | 1 шт. | на материалы 100 руб. |
4 | Кисти | Куплены давно | 2 шт. | 0 руб. |
Сп = Мз + Роп, где
Сп - полная себестоимость;
Мз - материальные затраты;
Роп - стоимость самой работы.
Мз = 75+80+100=255
Сп = =255 руб.
Экологическая экспертиза.
Технология выполнения росписи по ткани не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду. При изготовлении изделия были использованы экологически чистые материалы.
Технология выполнения росписи по ткани не оказывает отрицательного влияния на здоровье человека, однако при нанесении холодного резерва, содержащего бензин, необходимо проветривать помещение, запрещено использовать открытый огонь.
Техника росписи по ткани не представляет особой сложности в выполнении, но требует внимательности и аккуратности.
Самооценка.
Весь процесс создания панно доставил мне огромное удовольствие. Работа выполнена аккуратно, обладает определёнными художественными достоинствами, соответствует моему замыслу.
Цветовая гамма панно гармонирует с цветом стен лестничного прохода, являясь его декоративным украшением.
Изделие соответствует предъявляемым требованиям: эстетически оформлено; материал оптимально подобран, экологичен и гигиеничен. Данная работа дала возможность выразить себя, проявить творческую фантазию. В ходе работы над изделием трудностей я не испытывала, обрела новые и углубила уже имевшиеся знания и умения в технике росписи по ткани.
Поставленные цели проекта выполнены в полной мере.
Реклама изделия
Живые цветы прекрасны, но они неспособны долгое время радовать нас, а бабочки порхают только летом.
Хотите сделать оригинальный подарок, удивить человека и сделать ему приятное – подарите эти необычные цветы и бабочек, которые всегда будут с ним.
Моя композиция, выполненная в технике роспись по ткани - это интересное хобби, которое не только поможет скоротать время, но и подарит радость вам и вашим близким, а так же может принести вам дополнительный доход,- цветочные композиции в доме дарят гармонию и уют
Заключение.
Существует красивая легенда о том, как появился батик. Давным-давно жил на свете один Мастер. Он очень любил природу, и каждое утро выходил из дома, поднимался на вершину холма и смотрел на раскинувшуюся под ногами тропическую долину. Так он сидел целый день и любовался диковинными цветами, яркими бабочками и переплетением лиан. А вечером возвращался домой.
Однажды Мастер захотел запечатлеть всю красоту, которую он видел, но под рукой не оказалось ни холста, ни бумаги. Тогда Мастер снял свой шёлковый плащ и нарисовал картину на нём.
Так и родился один из необычных видов рукоделия – батик.
Роспись по ткани действительно во многом связана с изобразительным искусством. Тот, кто хочет ею заниматься, должен учиться рисовать. Необходимо обладать умением графического рисунка, живописными навыками. Но самое главное необходимо владеть основами композиции. Без этого не создашь оригинальный эскиз будущего изделия. Некоторыми знаниями, умениями и навыками я владею, сама же технология росписи по ткани, её приёмы доступны каждому.
Когда начинала работу, мне казалось, что она займет много времени и будет очень кропотлива. Но все трудности в изготовлении были сразу забыты, увидев, что все у меня всё получается. Проанализировав выполненную работу, я сделала вывод, что вещь, сделанная своими руками дороже, чем купленная в магазине, потому что в нее вложены мои любовь и умения.
Источники информации
Заповеди детства и юности
Зимний лес в вашем доме
«Течет река Волга»
Сладость для сердца
Ледяная внучка