исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
mir_nevidimov_vokrug_nas_ili_kak_poymat_mikroba.docx | 639.08 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №16
Конкурс проектных и исследовательских работ
«Я – исследователь»
Секция: естественнонаучная (живая природа)
«Мир «невидимок» вокруг нас, или Как поймать микроба»
Работу выполнил: ученик 4д класса,
Гайнитдинов Данил
Руководитель: Скрипка Ирина Игоревна,
учитель начальных классов
г. Новый Уренгой, 2017г.
1. Аннотация
Цель научной работы: изучение условий развития и размножения микробов, их роли в жизни человека.
Методы проведенных исследований: изучение научно-познавательной литературы, экспериментальное исследование и наблюдение, сравнительно - сопоставимый анализ.
В результате проведённого теоретического исследования мы выяснили:
- микробы выполняют различные функции в природе;
- микробы можно разделить на опасные и полезные для живых организмов;
-излюбленные места обитания опасных микроорганизмов там, где наблюдается большое скопление людей.
В экспериментальной части нашего исследования мы посеяли смывы с грязных и чистых рук на питательную среду агар-агар (кровяной) и обнаружили рост больших колоний болезнетворных кишечных палочек на агар-агаре с грязных рук и одиночные бактерии на агар-агаре с чистых рук (мытых с мылом), что является наглядным примером необходимости соблюдения правил гигиены.
2.Введение
Мама, учитель постоянно твердят: «Мой руки с мылом после того, как пришел с улицы, мой руки перед едой, - в организм могут попасть микробы, из-за которых можно заболеть».
Я часто думал о том, что вокруг нас существует огромный мир «невидимок». Узнал, что представителей этого мира называют «микробами» за их ничтожную величину (от греческого слова «микрос» - «маленький»). Меня заинтересовал вопрос: «Все ли микробы приносят вред? Где размножаются микробы, которых нужно опасаться. Как обнаружить микроба, если он такой маленький?»
Цель работы: изучение условий развития и размножения микробов, их роли в жизни человека.
Задачи:
- изучить литературу, проанализировать, и обобщить полученную информацию;
- взять смывы с немытых и мытых с мылом рук;
- вырастить бактериальные культуры, и изучить их;
- доказать необходимость соблюдения правил гигиены;
- обобщить результаты, сделать выводы и выступить перед товарищами.
Объект исследования: микробы
Предмет исследования: наличие микробов на немытых и мытых с мылом
руках.
Гипотеза: для роста и развития микробов необходимы определенные
условия.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы как наглядный материал при проведении уроков окружающего мира, а также как интересный, познавательный материал во внеурочной деятельности.
3.Основная часть
Что такое микробы
Микробы - микроорганизмы которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их характерный размер-менее 0.1мм). Они могут быть классифицированы как бактерии, простейшие, вирусы, грибки, археи, планктон, и планарии. Микробы обитают почти повсеместно в воздухе и на земле, в воде и в почве, в растениях и в животных, даже в человеке!
Какие микроорганизмы полезны, а какие приносят вред
Существуют множество бактерий, без которых жить на Земле было бы трудно. Молочнокислые бактерии превращают молоко в простоквашу, кефир, йогурт, сыр, творог, сметану, ряженку. Клубеньковые бактерии, живущие на корнях бобовых растений, умеют поглощать из атмосферы азот, и тем самым повышают плодородие почвы. Кишечная палочка живет в кишечнике человека. Она образует полезные витамины и уничтожает некоторых микробов, помогая организму нормально работать. Бактерии, вызывающие гниение, помогают останкам растений и животных сгнить. Болезнетворные бактерии, попадая в организм человека или животного, вызывают опасные заболевания: холеру, чуму, сибирскую язву, тиф, ангину и другие. Самые любимые места зловредных микробов - это места большого скопления людей, поручни, ручки дверей, кнопки лифта, мобильные телефоны.
Таким образом, микробы живут повсеместно, выполняют различные функции в природе, могут приносить как пользу, так и вред человеку, животным и другим формам жизни.
Эксперимент 1. Содержание микробов на немытых руках
Цель: Содержатся ли на немытых руках микробы?
Оборудование: чашка Петри №1 с кровяным агар-агаром (является питательной средой для выделения бактерий группы кишечных палочек), пробирки со стерильными ватными палочками, натрия хлорид.
Объекты исследования: бактерии на руках.
Метод исследования: бактериологический посев
Методика опыта:
1.Стерильной, увлажненной в хлористом натрии палочкой, провели по немытым рукам сначала с тыльной стороны, между пальцами, ладони.
2.Данной ватной палочкой нарисовали сетку на питательной среде – кровяном агар-агаре, находящейся в чашке Петри.
3. Чашку Петри перевернули вверх дном, поставили в тёплое темное место на трое суток.
Эксперимент 2. Содержание микробов на чистых руках
Цель: Содержатся ли на вымытых мылом руках микробы?
Оборудование: чашка Петри №2 с кровяным агар-агаром, пробирки со стерильными ватными палочками, натрия хлорид.
Объекты исследования: бактерии группы на руках.
Метод исследования: бактериологический посев
Методика опыта:
1.Стерильной, увлажненной в хлористом натрии палочкой, провели по вымытым с мылом рукам сначала с тыльной стороны, между пальцами, ладони.
2.Данной ватной палочкой нарисовали сетку на питательной среде – кровяном агар-агаре, находящейся в чашке Петри.
3. Чашку Петри перевернули вверх дном, поставили в тёплое темное место на трое суток.
Результат
Через трое суток мы обнаружили в чашке Петри №1 - выросли большие колонии бактерий группы кишечной палочки (приложение №1), которые при попадании в организм человека могут вызвать различные заболевания. В чашке Петри №2 нами обнаружены лишь единичные бактерии (приложение №2).
Данные эксперимента свидетельствуют о том, что щелочная среда, в которую мы погружаем руки, моя их с мылом, является губительной для микробов.
Рекомендации: 1)Обязательно мыть с мылом руки перед едой, после прогулки.2) Не класть на грязный стол еду. 3)Пить, и есть только из своей посуды. 3)Пользоваться только своими средствами гигиены.
4.Заключение
Таким образом, мир «невидимок», существующий вокруг нас, сильно влияет на нашу жизнь. Микробы можно разделить на две группы: опасные и полезные для живых организмов.
Проведя исследование, мы выяснили, что излюбленные места обитания опасных микроорганизмов там, где наблюдается большое скопление людей. В экспериментальной части нашего исследования мы посеяли смывы с грязных и чистых рук на питательную среду агар-агар (кровяной) и обнаружили рост больших колоний болезнетворных кишечных палочек на агар-агаре с грязных рук и одиночные бактерии на агар-агаре с чистых рук (мытых с мылом), что является наглядным примером необходимости соблюдения правил гигиены (прил. №3).
Таким образом, подтвердилась гипотеза: «Для роста и развития микробов необходимы определенные условия».
В рамках данной работы нами были исследованы болезнетворные микробы, скапливающиеся на руках. Но, изучая литературу, выяснили, что существуют и полезные микроорганизмы, которых мне захотелось узнать более подробно в моей следующей исследовательской работе.
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Рост кишечных палочек на питательной среде агар-агар (кровяной)
№ п/п | Объект исследования | Общее число микробов | Вывод |
Грязные руки | Сплошной рост колоний | Небезопасно для человека, возможно заболевание диареей и пр. заболеваниями кишечного тракта | |
Мытые с мылом руки | Единичные колонии | Норма |
Валентин Берестов. Аист и соловей
Снег своими руками
Флейта и Ветер
Ручей и камень
Рисуем осенние листья