2019 год объявлен годом театра. И это здорово! Театр обладает магией недосказанного, притягивает и завораживает. Поэтому выбрана тема проекта "Театр теней -магия притягательного". Проект сотоит из двух этапов: теоретический и творческий.
Вложение | Размер |
---|---|
4a-gimn.17-teatr_teney.docx | 597.52 КБ |
Исследовательский проект
Основная тема:
«Волшебная страна по имени «Театр»
Тема проекта:
«Театр теней- магия притягательного»
Выполнила: Дергачева Мирослава,
ученица 4«а» класса,
МОУ «Гимназии №17»
Руководитель: Баукина Юлия Александровна,
учитель начальных классов
2018-2019 учебный год
Аннотация к работе.
Почему же выбрана тема «Театр теней- магия притягательного»?
2019 год объявлен годом театра. Театр- это чудо и волшебство! А театр теней- особенно загадочное искусство. В нём есть нечто таинственное, недосказанное. И это искусство не может не притягивать. Поэтому мы и решили выбрать такую тему и немного «приоткрыть занавес кулис театра теней».
В процессе работы над проектом автором были поставлены цели и задачи, была выдвинута гипотеза, определены методы исследовательской работы.
Проект разделён на два этапа: теоретический и творческий.
В процессе работы над теоретическим этапом, девочка провела опрос среди своих одноклассников, выяснив, что они знают о театре теней. Так нашлась группа единомышленников! В процессе исследования Мирослава изучала подборку материала о театре теней, сделанную мамой одноклассника- работником городской библиотеки. Так же Мирослава работала с интернет - источниками: анализировала и обобщала материал.
Взяв интервью у работника культуры о теневом театре, девочка очень вдохновилась на создание собственного театра теней для интересного проведения досуга.
Работая над творческим этапом проекта, удалось создать чудесные куклы-марионетки, изучить пальчиковые теневые фигуры. Мирослава внимательно изучила возможности создания изображения на экране и составила памятку «Как создать изображение на экране в театре теней?». Особенно грандиозной работой было создание макета теневого театра, который и явился продуктом проекта. А как увлекательно и весело разыгрывался спектакль с одноклассниками в собственном театре теней!
Содержательные выводы были сделаны в конце работы, и гипотеза подтверждена.
Оглавление.
1. Теоретический
- из истории театра (анализ информация из разных источников)
- интервью с ценителем китайской и японской культуры
2. Творческий
- изготовление кукол-марионеток
- изготовление макета сцены теневого театра (продукт проекта)
- работа с пальчиковыми фигурами
- разыгрывание спектакля (видеоролик)
Исследовательский проект
«Волшебная страна по имени «Театр»»
Тема: «Театр теней- магия притягательного»
Введение.
2019 год объявлен годом театра. И это здорово! Театр-это тайна, это магия и чудо! А теневой театр- самый древний и поэтический. Само название – «Театр теней» таит в себе загадку, притягивает к себе магией недосказанного.
Мерцают свечи, тихо гаснет день,
Театр теней готовит представление:
Прочь занавес, на сцене Леди-Тень
Чарует нас внезапным появлением…
Театр теней по-прежнему привлекает внимание. И это в век телевидения и компьютеров!
Я увидела театр теней по телевизору и очень заинтересовалась им. «А почему бы не создать проект о теневом театре?»-подумала я. Это же так познавательно и интересно! И началась моя увлекательная работа!
Основное содержание проекта
Цель:
Сначала я определила для себя цель:
-узнать как можно больше о теневом театре и создать свой театр теней
Затем поставила следующие задачи:
- найти и изучить информацию о происхождении искусства театра теней, используя разные источники;
-изучить возможности создания изображения на экране;
- создать куклы-марионетки и макет сцены теневого театра для настольного спектакля;
-разыграть теневой спектакль по собственному сценарию.
Потом я выдвинула гипотезу.
Трибуна гипотезы: «Получится ли у меня создать свой собственный театр теней, и будет ли он обладать магией притягательного?»
Вот такие методы исследования я использовала:
- поисковый
- анализ и обобщение изученного материала
- опрос
- интервью
Меня теневой театр очень заинтересовал, а знают ли о нём мои одноклассники. Я решила провести опрос. Вот что у меня получилось (видеоролик).
Таким образом, многие знают о театре теней. И очень радует, что ребята хотели бы принять участие в представлении теневого театра.
Посмотрите, как здорово! Я нашла себе группу единомышленников для работы!
А сейчас хочу представить этапы своего проекта:
Первый этап -теоретический.
Моя мама рассказала мне чудную легенду о китайском императоре, у которого умерла любимая жена. Император был безутешен. Он удалился ото всех дел, ушел в свои покои, перестал разговаривать. Однажды главный дворцовый придворный позвал императора в покои его жены, и, когда император зашел, то он увидел за занавеской силуэт своей умершей жены. Та встала и пошла, ее прекрасный профиль вырисовывался за занавеской на фоне солнца. Император был потрясен. Так главный придворный, показал императору чудеса теневого театра и вылечил его от тоски. С этой прекрасной легендой связывают начало появления теневого театра.
Я слушала как заворожённая, и мне захотелось узнавать о теневом театре всё больше и больше.
Мама моего одноклассника работает в библиотеке. Она сделала мне интересную подборку материала о театре теней. Я узнала, что Яванский, Малайский, Индонезийский театр теней возникли из ритуала поклонения умершим предкам. В театре разыгрывали спектакли, в котором двигались тени.Cчиталось, что это души умерших предков. Затем появились сюжеты с постоянными героями-куклами, декорациями. Такой театр назывался ваянг-кулитом. Спектакли в ваянг-кулите проходили ночью, прямо на улице при свете масляной лампы и куклы одного спектакля могли насчитывать до 1000 фигур, не считая декораций. Вот так «молчаливые создания» правили балом!
В интернете я прочитала, то на западе театр теней считается одним из самых изящных и элитарных искусств. Сейчас в Европе даже проводятся специальные фестивали, посвящённые театру теней.
Как же мне захотелось, чтобы о теневом театре мне рассказал человек, увлекающийся этим искусством и много знающий о нём! И мне посчастливилось взять интервью у большого ценителя китайской и японской культуры Лымпак Евгении Игоревны.
Первое, что я спросила:
-Что такого притягательного в театре теней?
И получила ответ:
-Это же прекрасно, когда неодушевленные куклы-марионетки, только при помощи света, полупрозрачной ткани и рук кукловода оживают, перед глазами разворачивается прекрасная история, все это происходит в полумраке. Так похоже на волшебство!!!
Второй вопрос был такой:
-А много людей увлекается театром теней?
Евгения Игоревна ответила:
- Если ты спрашиваешь про классический театр теней с марионетками, где один кукловод мог управлять 30 марионетками, то это практически вымирающий вид искусства. В век компьютерных технологий людям не очень интересно смотреть, как двигаются куклы на экране. Сейчас такое мастерство огромная редкость, но в Японии и Китае оно очень высоко ценится.
И я поспешила задать следующий вопрос:
-Вы сказали «классический театр теней». А есть более современный?
Вот как мне ответила Евгения Игоревна:
- Да! В современном мире театр теней получил новую, вторую жизнь: сейчас не используют марионетки, а в таких театрах играют настоящие актеры. Они с помощью своих тел, гибкости и ловкости изображают ту или иную фигуру, которая статично переходит в другую. Для той или иной фигуры может понадобиться от одного до 10 актеров. Это очень завораживает!
И, наконец, мне хотелось узнать:
-А чтобы увидеть театр теней нужно ехать в Китай или Японию?
Евгения Игоревна ответила:
Нет, не нужно. Он есть и в России, в Москве, можешь съездить туда. А вообще, если проявишь фантазию, то ты сама сможешь создать свой домашний театр теней.
Чудесное интервью! Не правда ли? Оно ещё больше вдохновило меня на создание собственного тетра теней. Тем более, что Евгения Игоревна дала мне несколько ссылок, по которым можно посмотреть мастер-классы.
И я перешла ко второму этапу моего проекта- творческому.
На этом этапе конечно же, не обошлось без помощи родителей и моих одноклассников-единомышленников.
1. Начался этот этап с изготовления кукол- марионеток.
Мы изготовили их из картона и покрасили чёрной краской.
Вот такие марионетки получились (показать).
2. Затем я нашла несколько пальчиковых теневых фигурок: это лось, улитка, птица и собака. Вот они (показать на листах). Как интересно было нам с ребятами учиться изображать руками эти фигуры. Веселились от души!
3. Потом мы работали над созданием макета теневого театра. Вот как шла работа. На слайде она представлена поэтапно.
4. Затем я изучила возможности создания изображения на экране и составила памятку «Как создать изображение на экране?»:
- экран должен располагаться между зрителями и лампой. Актеры – между лампой и экраном;
- источник света должен быть всегда позади экрана и немного сбоку.
- куклы-марионетки лучше покрасить чёрной краской, чтобы на экране они был контрастными и заметными.
- размер теней на экране зависит от расстояния от фигурки до источника света. Чтобы фигурка стала меньше, поднесите ее вплотную к экрану. Чтобы она выросла в размерах – расположите ее подальше.
- чтобы фигурки были подвижными, можно использовать обычные трубочки для напитков, которые приклеиваются к марионеткам сзади.
5. И в один прекрасный вечер мы разыграли мини-спектакль по самостоятельно написанному сценарию.
В классическом теневом театре в Китае и Японии не было речевого сопровождения. Мы решили сохранить эту древнюю традицию.
Это история о прекрасной девушке Ли, которой покровительствовали духи животных. Однажды на девушку напал дракон и унёс к себе в царство. Духи животных рассказали об этом отважному самураю, который сразился с драконом и спас девушку. Стали они жить счастливо, и вокруг царила магия притягательного!
Посмотрите, что получилось (видеоролик).
Вот такой замечательный спектакль.
Это был второй и последний этап моего проекта, и я сделаю выводы.
Выводы:
1. Работая над проектом, я узнала историю возникновения теневого театра.
2. Работая с информацией из разных источников, я поняла, что театр теней не столько умирает, сколько перерождается, эволюционирует.
3. Пофантазировав, я смогла осуществить работу над созданием собственного теневого театра, и интересно провести время с одноклассниками, разыгрывая спектакль.
Ура! Моя гипотеза подтверждена! Мой собственный теневой театр создан. И он обладает магией притягательного! В этом я точно убеждена.
Спасибо за внимание!
Приложение 1
Фото продуктов проекта (марионетки, макет сцены театра)
Приложение 2
Памятка «Как создать изображение на экране?»
Приложение 3
Сценарий теневого спектакля
История о прекрасной Ли.
Жила-была девушка, по имени Ли. Она была прекрасна и добра. Все её любили. Духи животных оберегали девушку. Духи большого лося, и собаки, и улитки, и птицывитали около хижиныЛи.
Однажды отправилась девушка на прогулку по лесу. Дух птицы отправился за ней.
Вдруг небо потемнело, поднялся ветер. Налетел дракон и похитил бедную Ли. Дух птицы поспешил сообщить об этом лосю и собаке. А те рассказали о похищении одному отважному самураю. Самурай разыскал дракона и сразился с ним. Дракон был повержен, а Ли спасена. Отважный самурай влюбился в прекрасную девушку. И стали они жить прекрасно и счастливо! И вокруг царила магия притягательного!
Список литературы:
1. И.А. Лыкова, В.А Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня», издательство «Цветной мир», 2012г.
2. С.В. Игнатова, И.В. Илларионова «Теневой театр своими руками», издательство «Айрис-Пресс», 2008г.
3. И.С. Скрипник «Искусство светотени. Театр теней», издательство «АСТ», 2005г.
4. Г.В. Генов «Теневой театр для самых маленьких», издательство «Учпедгиз», 1981г.
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Театр_теней
https://www.livemaster.ru/topic/2524293-indonezijskij-kukolnyj-teatr-tenej-vayang
Цветок или сорняк?
Какая бывает зима
Как нарисовать китайскую розу
3 загадки Солнечной системы
Муравьиная кухня