Выполнение домашнего задания - неотъемлимая часть школьной жизни. Как же оно влияет на психологический климат в семье, постарался выяснить ученик 3 класса Мирной школы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
Мирная средняя общеобразовательная школа
Зонального района Алтайского края
п. Мирный Алтайский край
659415, Алтайский край, Зональный район, п. Мирный, ул. Ленина, д. 12,
тел. +7 (38530) 27-3-82, e-mail: mirnyischool65@mail.ru
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Влияние выполнения домашнего задания
на психологический климат в семье
Выполнил:
ученик 3 «Б» класса
Шепелев Илья Сергеевич,
Адрес:
659415, Алтайский край, Зональный район
п. Мирный, ул. Подгорная, д. 1
тел. 8-960-945-8000
e-mail: olga22.2011@mail.ru
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Швецова Алла Сергеевна,
Адрес:
659416, Алтайский край, Зональный район
с. Новая Чемровка,
ул. Первомайская, д. 66
тел. 8-909-506-7264
e-mail: shvecovaalla@mail.ru
п. Мирный
2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1. Основные понятия исследовательской работы…………….. | 4 |
1.1 Понятие «домашнее задание» …………………………………. | 4 |
1.2 Понятие «психологический климат в семье»…………………. | 5 |
Глава 2. Исследование и анализ его результатов | 7 |
Заключение…………………………………………………………………. | 9 |
Список источников и литературы………………………………………… | 10 |
Приложение………………………………………………………………… | 11 |
Введение
Не так давно я стал замечать, что заданное в школе домашнее задание вызывает у меня негативные эмоции. Складывается впечатления, что моя мама только и делает, что заставляет его выполнять. Меня стали посещать мысли, что домашнее задание придумали для того, чтобы поссорить детей и их родителей. Неужели у всех школьников существует такая проблема?
Цель исследования: изучить вопрос влияния выполнения домашнего задания на психологический климат в семье.
Задачи:
1. раскрыть содержание понятий «домашнее задание» и «психологический климат в семье»;
2. выявить, есть ли такая проблема у учеников начальных классов Мирной школы;
3. разработать рекомендации детям и их родителям по выполнению домашнего задания.
Я предположил, что выполнение домашнего задания отрицательно влияет на психологический климат в семье. Эта гипотеза и будет проверена в ходе исследования.
Методы исследования:
Объект исследования: домашнее задание.
Предмет: возможность влияния выполнения домашнего задания на психологический климат в семье.
Глава 1. Основные понятия исследовательской работы
1.1 Понятие «домашнее задание»
Изучая такие источники информации, как словари методических терминов и литературу по педагогике, можно узнать, что домашнее задание – форма самостоятельной работы учащихся, организуемая преподавателем с целью закрепления и углубления знаний, речевых навыков и умений, полученных на уроке, иногда и для самостоятельного решения посильных познавательных задач, являющихся частью определяемого программой учебного материала [1, С.66].
Выяснил, что домашнее задание имеет несколько функций:
Прежде всего, это углубленное усвоение и закрепление знаний, умений и навыков.
2. Развивающая функция.
Это формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Чтобы успешно справиться с выполнением домашней работы, учащийся должен владеть общими учебными умениями и навыками, прежде всего умениями планировать свою работу, распределять ее во времени, работать с книгой, контролировать себя.
Воспитание морально-волевых качеств является также одной из важнейших функций домашней учебной работы. По словам Ю.К.Бабанского «систематическое выполнение в срок задания приучает к ответственности, исполнительности, аккуратности, воспитывает трудолюбие» [4,С.438-439].
Изучив «Положение о нормах домашнего задания в начальной школе» [5, С.2]. Мирной школы, узнал, что на выполнение домашнего задания по 1 предмету, например в 3 классе, должно уходить не более 30 минут. Учитывая, что ежедневно задаётся по 3-4 предметам, продолжительность выполнения всего домашнего задания (в 3 классе) должна составлять 1,5 – 2 часа.
Можем прийти к выводу, что домашнее задание – важная часть образовательного процесса, его выполнение должно способствовать достижению нескольких целей, при этом объём должен быть нормирован.
1.2 Понятие «психологический климат в семье»
Психологический климат семьи можно определить как совокупность психологических установок, настроения, отношений между родителями и детьми.
В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением [3,С.23].
Д.В. Винникотт выделяет две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Благоприятный психологический климат в семье определяется следующими особенностями внутрисемейных отношений: взаимопонимание и устойчивость, сплочённость, положительное эмоциональное состояние, нравственные семейные ценности. Важное влияние на психологический климат семьи оказывает культура общения супругов между собой и с детьми, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры. Стабилизация эмоциональных отношений зависит от равноправности её членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяет брак и семейная жизнь в целом [2,С.142].
Признаками неблагоприятного психологического климата в семье является тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение. Всё это, по мнению Д.В. Винникотта [2,С.143], препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях.
Таким образом, психологический климат в семье – важная составляющая жизни семьи, которая зависит от каждого её члена.
Глава 2. Исследование и анализ его результатов
Для изучения вопроса о влиянии выполнения домашнего задания на психологический климат в семье мною было проведено анкетирование (Приложение 1, 2). Респондентами явились 106 учащихся начальной школы со 2 по 4 классы и их родители в количестве 83 человек.
По ответам родителей можно судить, что чаще всего (54%) домашнее задание выполняется в вечернее время, только 30% ребят выполняют его после школы, а у 16% это происходит по мере возможности (Приложение 3).
При этом у 77% - 80% время на выполнение в пределах возрастной нормы. 20% - 23% учащихся выполняет его дольше, чем предполагается (Приложение 4).
Способность самостоятельно справиться с домашним заданием признают 10% детей (12% взрослых); большей части детей необходима постоянная помощь (43%), столько же ребят считает, что делают сами, а взрослые потом проверяют. По-другому смотрят на этот вопрос родители: 72% родителей помогают и лишь 25% родителей считают, что их дети самостоятельно выполняют, а они только проверяют (Приложение 5).
Анкетирование помогло определить, что есть предметы, которые учащиеся выполняют с удовольствием: математика, литературное чтение. У большей части респондентов (74% детей и 84% родителей) трудности с выполнением домашнего задания по английскому языку возникают чаще всего (Приложение 6, 7).
Выяснили, что если у ребёнка что-то не получается сделать самому, то большая часть родителей реагирует на это положительно: например, спокойно помогают разобраться. При этом по ответам 23% детей и 10% родителей эта реакция бывает отрицательной: родители выражают недовольство, раздражение (Приложение 8).
По данным анкетирования домашнее задание чаще вызывает положительные чувства у 20% детей (у 22% по мнению родителей), отрицательные у 72% детей (у 66% по мнению родителей) и не вызывает ярко выраженных чувств у 8% (у 39% по мнению родителей) (Приложение 9).
При ответе на такой же вопрос относительно своих чувств, 12% родителей отметили позитивные чувства, 55% - негативные, у 33% родителей домашнее задание не вызывает ярко выраженных чувств (Приложение 10).
Стоит отметить, что и дети, и родители чаще всего выбирали такое чувство, как усталость (33% детей; 27% родителей относительно детей и 38% – относительно себя).
Анализируя данные о том, как реагируют родители в случае, если ребёнок долго не садится за уроки, можно сделать вывод, что 62% родителей выражают недовольство и раздражение (Приложение 11).
В ситуации с плохо выполненным домашним заданием 59% родителей реагируют спокойно, 41% родителей признают негативную реакцию со своей стороны (Приложение 12).
Данные анкетирования (Приложение 13) показали, что 6% родителей считают, что выполнение домашнего задания может оказать положительное влияние на психологический климат в семье, 7% родителей убеждены в его отрицательном влиянии, при этом 87% родителей уверены, что ситуация, связанная с выполнением домашнего задания не может оказать влияние на психологический климат в семье.
По данным анкетирования можно судить о том, что сильного влияния: как положительного, так и отрицательного – на психологический климат в семье выполнение домашнего задания не оказывает. Но вывести из равновесия могут такие факторы, как: затягивание времени выполнения задания, усталость и взрослого, и ребёнка, наличие трудностей в усвоении предмета.
Заключение
Проанализировав результаты исследовательской работы, можно сделать следующие выводы:
В ходе работы возникли пожелания по поводу выполнения домашнего задания для всех участников образовательного процесса. Они сформулированы в виде рекомендаций (Приложение 14) для детей, их родителей, учителей.
В ходе исследования я научился:
Список источников и литературы
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – С.448
2. Винникотт, Д.В. Разговор с родителями /Д.В. Винникотт. - М.: ДиК, 2012. – С. 296
3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.232
4. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.
5. «Положение о нормах домашнего задания в МКОУ Мирной средней общеобразовательной школе Зонального района Алтайского края», 2013. – С. 5
Слайд 1
Влияние выполнения домашнего задания на психологический климат в семье Исследовательская работа Шепелев Илья, ученик 3«Б» класса руководитель работы Швецова Алла Сергеевна, учитель начальных классовСлайд 2
Гипотеза: предположим, что выполнение домашнего задания отрицательно влияет на психологический климат в семье. Объект исследования: домашнее задание. Предмет исследования: возможность влияния выполнения домашнего задания на психологический климат в семье. Цель исследования : изучить вопрос влияния выполнения домашнего задания на психологический климат в семье.
Слайд 3
Задачи исследования 1. раскрыть содержание понятий «домашнее задание» и «психологический климат в семье»; 2. выявить, есть ли такая проблема у учеников начальных классов Мирной школы; 3. разработать рекомендации детям и их родителям по выполнению домашнего задания.
Слайд 4
это форма самостоятельной работы учащихся, организуемая преподавателем с целью закрепления и углубления знаний, речевых навыков и умений, полученных на уроке, иногда и для самостоятельного решения посильных познавательных задач. Домашнее задание
Слайд 5
совокупность психологических установок, настроения, отношений между родителями и детьми. Благоприятный Неблагоприятный Психологический климат семьи
Слайд 6
Продолжительность выполнения домашнего задания
Слайд 7
Способ выполнения домашнего задания
Слайд 8
Предметы, по которым выполняют с удовольствием
Слайд 9
Предметы, по которым выполнение вызывает трудности
Слайд 10
Реакция родителей, если ребёнок что-то не может сделать
Слайд 11
Чувства, которые вызывает домашнее задание у детей
Слайд 12
Чувства, которые вызывает домашнее задание у родителей
Слайд 13
Реакция родителей, если ребёнок долго не садится за уроки
Слайд 14
Реакция родителей на плохо выполненное домашнее задание
Слайд 15
Мнение родителей по вопросу влияния домашнего задания на психологический климат в семье
Слайд 16
Рекомендации Учащимся Родителям Учителю
Юрий Алексеевич Гагарин
10 осенних мастер-классов для детей
Привередница
Рождественский венок
Почему люди кричат, когда ссорятся?