Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 42.94 КБ |
Окружная научно-практическая конференция
младших школьников и школьников 5-6 классов
Секция «Краеведение»
Жизненный подвиг Григория Журавлева.
Автор: Надрышев Василий,
ученик 5-Б класса
ГБОУ СОШ № 2 с. Обшаровка
Руководитель: Рябцева Татьяна Алексеевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 2 с. Обшаровка
с. Обшаровка , 2018 г.
Оглавление.
Введение . ……………………………………………………………1-2 стр
Основная часть……………………………………………………….3-6 стр
Заключение……………………………………………………………7-8 стр
Список литературы……………………………………………………..9 стр
Введение.
Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное. Это – и любовь к своему городу, к своей местности, памятникам культуры, гордость своей историей, верой. Д.С. Лихачев. Его имя на протяжении нескольких десятилетий считается настоящим символом несгибаемости человеческого характера перед самыми тяжкими испытаниями. Мальчик из заволжского села Утёвки, в середине XIX столетия родившийся фактически без рук и без ног, при взрослении проявил такую волю к жизни, что вскоре стал известным на всю округу художником-иконописцем. При этом свои произведения безрукий творец создавал, держа кисти зубами. Григорий Журавлёв всей своей биографией доказал, что сила духа и сила характера человека может преодолевать любые, самые страшные преграды, преподнесённые ему судьбой. Впервые услышав песню - притчу от Светланы Копыловой (известного московского православного барда) о калеке-иконописце, который от рождения «не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть, ни пить не мог, он человека был кусок, таким его уж создал Бог…», и, поразившись смыслом песни, воспринял ее всё же как символ, но позднее узнал, что, оказывается, за этой притчей стоял реальный человек, его жизнь, и ее значение не опишешь в одной песне. (Приложение 1) Поэтому, я решил узнать биографию этого иконописца. И стал расспрашивать о нем у родителей, преподавателей. Мне предложили прочитать книгу Сергея Жигалова «Дар над бездной отчаяния». Каково же было мое удивление, когда я узнал, что этот удивительный человек – мой земляк. (Приложение 2) Это меня поразило еще больше. Ведь мы должны знать героев-земляков, чтить их память и бережно относится к их наследию.
Актуальность: я считаю, что моя работа является актуальной и современной, так как в настоящее время наблюдается повышенный интерес к краеведению. Молодое поколение все чаще обращается к духовному и культурному наследию, ищет ответы на непростые вопросы окружающей действительности. Ушедшие поколения оставили нам, ныне живущим, богатое наследие, и сегодня не потерявшие свое значение традиции, духовные устои и самое главное культурные памятники, которые мы, молодое поколение должны сохранять и оберегать и бережно относится к ним. Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.
Цель: рассказать об иконописце Григории Журавлеве, человеке интересной судьбы, который прославил своим трудом, мастерством свою малую родину.
Объект исследования: Григорий Журавлев, его личный пример отношения к жизни.
Предмет исследования: биография земляка, его деятельность. Его работы - иконы.
Гипотеза исследования: Могу предположить, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование их личности.
Задачи: 1.Изучить все возможные источники информации по теме исследования. 2.Познакомиться с работами иконописца (используя интернет). 3.Опросить одноклассников: «Кто такой Григорий Журавлев? » 4.Рассказать одноклассникам о подвиге земляка. 5.Создать презентацию с его биографией, его работами.
Методы исследования: поисковый метод; метод наблюдения; метод опроса; метод обобщения.
Теоретическую и практическую значимость исследования: расширение кругозора учащихся, сохранение и переоценка ценностей исторического наследия, формирование и развитие патриотизма. Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться, все ученики нашей школы, желающие знать исторические и духовные корни своего народа.
Основная часть.
В 2018 году исполнилось 160 лет со дня рождения замечательного иконописца Григория Журавлёва – безрукого и безногого художника из села Утёвка Самарской губернии. (Приложение 3,4)Его имя стало известно в России и за границей после того, как в 1963 году в Югославии историк живописи Здравко Кайманович, проводя учёт памятников культуры Сербской Православной Церкви, обнаружил в селе Пурачин икону, на которой было написано по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утёвской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля». Госархив позднее подтвердил эти сведения: был такой иконописец. (1.152-153) Родился Григорий Журавлёв в крестьянской семье в селе Утёвка, недалеко от Самары в 1858 году. Родители испытали шок, когда увидели, что младенчик – калека. Соседки шушукались: «Богом обижен ». На восьмой день младенца принесли и окрестили в церкви. Время шло, а мальчонка, несмотря на свое увечье, рос жизнерадостным и пытливым. Ребенок-калека вызывал не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, дома, животных. Да так ловко у него выходило – загляденье одно. Оказалось, что Гриша не обижен Богом, а особо отмечен талантом. Обучать его грамоте и закону Божиему приходил сам отец дьякон. Рисовальные способности у Гриши проявились рано. И создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий, и порой его рассуждения удивляли даже стариков. По предложению барина Тучкова Гришу каждый день возили в колясочке в усадьбу, где с ним занимались учителя, обучавшие генеральских детей. Но особенно притягательной для Гриши была церковь. Гриша постоянно просился в храм Божий, и терпеливые братик и сестра, не споря, всегда отвозили его к всенощной, к воскресной обедне, а также на все праздники. Барин, князь Тучков, не оставлял Гришу своей милостью и, с согласия матери, отправил его учиться в Самарскую гимназию. Вместе с ним поехали его брат и сестра. Брат отвозил Гришу в гимназию и оставался с ним в классе, а сестра хозяйничала дома. На удивление всем Гриша учился хорошо. Кроме гимназии Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую Алексея Ивановича Сексяева. Когда Гриша оказывался в мастерской, он был просто сам не свой. Вдыхая запах олифы, скипидара и лаков, он испытывал радостное праздничное чувство. Как-то раз он показал хозяину мастерской свои рисунки на бумаге карандашом и акварелью. Рисунки пошли по рукам, мастера покачивали головами и, одобрительно пощелкивая языками, похлопывали Гришу по спине. Вскоре они, не ленясь, стали учить его своему хитрому мастерству тонкой иконной живописи, с самого изначала. А брата учили тому, чего не мог делать Гриша: изготовлению деревянных заготовок для икон. Трудно это было поначалу, ой, как трудно. Доска должна была лежать на столе плашмя, ровно, чтобы краска не стекала вниз. Кисточку по отношению к доске нужно было держать вертикально. Чем лучше это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От слишком близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц, так что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Но зато успехи были налицо. Шли годы, и многому научился Гриша в мастерской Алексея Сексяева. В двадцать два года с отличием закончил он Самарскую гимназию и возвратился в родное село, где стал писать иконы на заказ. Написанные им образа расходились в народе нарасхват. Григорий любил учиться, много читал. Изучил самостоятельно черчение, анатомию. В 1884 году Журавлёв обратился к Самарскому губернатору, всегда принимавшему участие в жизни калеки-живописца, с просьбой представить написанную икону Святителя Николая Чудотворца Цесаревичу Николаю, будущему Императору. Цесаревич икону милостиво принял. (Приложение 5) В 1885 году селе Утеевки начали строить соборный храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы и Григория пригласили расписывать стены. (Приложение 6) Для него по его чертежу были сделаны специальные подмостки, где люлька на блоках могла ходить в разных направлениях. Около него все время находились брат и еще один помощник, которые его перемещали, подавали и меняли кисти и краски. Тяжело было расписывать купол храма. Ему приходилось лежать на спине, на специальном подъемнике на винтах, страдать от усталости и боли, и все-таки он сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. Работа со стенами пошла легче. Наконец, храм был расписан полностью, и на его освящение прибыли сам епархиальный архиерей, самарский губернатор, именитые купцы-благодетели, чиновники губернского правления и духовной консистории. Когда начальство вошло в храм и оглядело роспись, то все так и ахнули, пораженные красотой изображений. Здесь в красках сиял весь Ветхий и Новый Завет. Освящение было торжественное. Пел привезенный из Самары архиерейский хор. Примерно через месяц в Утеевку приехал чиновник толстым большим конвертом. В нем было Письмо от министра двора Его Императорского Величества с приглашением Григория Николаевича Журавлева в Санкт-Петербург. Провожали Гришу к царю в Петербург всем селом. Отслужили напутственный молебен. Григория сопровождали брат и сестра. На вокзале встречали посланные от графа Строганова люди с каретой. Григорию было известно, что граф – большой ценитель русской старины и обладатель самой большой коллекции древних русских икон. Приезжих поместили во флигеле для гостей. Кроме того, для Григория была приготовлена иконописная мастерская. ( Приложение 7,8) И вот, в один прекрасный солнечный зимний день, во двор Строгановского дворца въехала карета Государя. Государь был видом настоящий богатырь он сел рядом с Гришей. Напротив, в кресла села Императрица. Взглянув на Гришу, она сказала Императору по-французски: "Какое у него приятное солдатское лицо". Окружавшие Гришу люди засуетились и стали показывать иконы его письма. Императрице особенно приглянулся Богородичный образ – "Млекопитательница", который тут же и был ей подарен. (Приложение 9) Император подарл Григорию золотые карманные часы с репетицией. На следующий день из Канцелярии двора Его Величества принесли указ о назначении Грише пенсии – пожизненно, в сумме 25 рублей золотом ежемесячно. Пробыв в Петербурге до весны, Гриша с сопровождающими вернулся назад в родное село. Гриша всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его душу. Всегда веселый, остроумный, жизнерадостный, как огонек светил он людям, поддерживал их как мог в трудные времена. Очень любил ездить на рыбалку, где часами просиживал на берегу реки с легкой удочкой в зубах. Но в 1916 году, когда шла тяжелая кровопролитная война с Германией, он заскучал, стал часто болеть. Во время одной болезни ему в сонном видении было откровение: что скоро наступят лихие времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны. Церкви начнут закрывать, закроют и Утеевский собор, осквернят и запоганят его, и превратят в овощной склад. А через три года так и случилось. И, Слава Богу, что Гриша этого не видел. Потому что умер. Умер Г. Журавлев 15 февраля (по нов. стилю) 1916 года от скоротечной чахотки. Хоронили его торжественно. Народу собралось много, приходили из соседних деревень и даже из Самары. Преосвященный Владыка распорядился, чтобы Гришу похоронили в церковной ограде, у алтаря. После революции могилу сравняли с землей, и долгие годы никто даже и не вспоминал о художнике-самоучке, поразившем своим талантом царя. Удалось определить место захоронения Журавлёва, в ограде утёвского храма, указанное жительницей села М. Е. Пестимениной. На месте упокоения иконописца по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия установили Православный Крест с надписью на нём: "Се, Человек". (Приложение 10) После того, как в храме начались службы, на одной из икон стал сам собой проявляться лик святого Симеона Верхотурского. (Приложение 11) Нерукотворные образа Григория Журавлева хранятся в самарских краеведческом и епархиальном музеях. В Петропавловской церкви Самары, в Троице-Сергиевой лавре под Москвой, Санкт-Петербургском Казанском соборе, Пюхтицком монастыре в Эстонии, в частных коллекциях. (Приложение 12-17) Сколько икон написал Григорий Журавлёв, неизвестно. Надеемся, что судьбы многих из них будут открываться для нас со временем. (Приложение 18). Земляки Александр Малиновский и Кузьма Данилов собрали большой исторический материал о художнике-самородке.(2) ( Приложение 19)
Заключение:
Работая над исследованием, я провел в своей школе опрос, задавая каждому по два вопроса: 1.Знаете ли вы, кто такой Григорий Журавлев? 2.Знаете ли вы, о ком поется в песне-притче Светланы Копыловой (известного московского православного барда) о калеке-иконописце, который от рождения «не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть, ни пить не мог, он человека был кусок, таким его уж создал Бог»?
На первый вопрос: 19% дали правильный ответ; 81% не смогли ответить. (Приложение 20) На второй вопрос: 3% дали правильный ответ; 97% не смогли ответить. (Приложение 21)
После проведения классного часа и показа презентации, я опять провел опрос. 1.Интересно ли вам, было узнать, о судьбе земляка-иконописца. 2.В чем бы вы хотели, походить на Григория Журавлева. Ответы были такие. 1 - вопрос: Да-100% . Равнодушных не было. 2- вопрос: Жизнерадостностью, трудолюбием, верой в Бога. По итогам исследования, собранный материал оформлен в качестве исследовательской работы, создана презентация. С данной работой я познакомил своих одноклассников и учащихся других классов. Были проведены классные часы, на котором говорилось о жизненном подвиге иконописца.
Гипотеза, выдвинутая в начале моего исследования, подтвердилась. В процессе исследования я узнал много интересного, и считаю, что эта информация окажется полезной для всех. Человек, который оставил нам не только удивительные фрески и иконы, но ещё и преподал на собственном примере науку жить. Как жить? Конечно, с Господом в сердце. Иная жизнь не оставила бы после себя такой яркий след. Каждое время выдвигает своих героев. Мой герой – герой мирного времени. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Выполняя свою работу, я открыл для себя много нового: изучил историю своего края, много интересного узнала о жизни моего земляка. Этот замечательный человек своим каждодневным трудом - свершал подвиг, приносил пользу многим людям, работая на благо своего края и процветания всей страны. Долг каждого человека уважительно относиться к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства. Завтра мы вступим в жизнь, и судьба России будет в наших руках. Мы должны знать историю нашей страны, ее особенности и понимать черты национального русского характера. Каждый должен постоянно изучать историю своего края. Нужно научиться беречь и сохранять места, имеющие культурную ценность. Необходимо не только самим интересоваться историей своей родины, но и рассказывать о ее достопримечательностях, о ее героях другим людям. Делать правильные ориентиры в жизни помогают простые люди, такие, как иконописец Григорий Журавлев.
ВЫВОДЫ
1.Знания, полученные в процессе исследовательской работы, пригодятся и будут использованы на уроках истории, краеведения и основ православной культуры, а также в воспитательной работе. 2. В процессе данной работы у меня повысился интерес к истории моей малой родины и его духовному возрождению. 3 .Изучив документы и литературу, я стал лучше ориентироваться в духовном наследии нашего народа.
В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть над чем работать.
Продолжу проводить классные часы, показывать презентации, на которых буду рассказывать о великом подвиге моего земляка – Григория Журавлева. И еще моя мечта побывать в с. Утевка не виртуально, а реально. Побывать в храме. Поклонится могиле Григория Журавлева.
Литература:
1. Григорий Журавлёв. – Из книги: Добрусин В.А., Карасёв В.Н., Нохрин А.А. Биографическая энциклопедия «Самарские судьбы-2010». Самара. Издательский дом «Агни», 2011. Стр. 152-153.
2. «Радостная встреча» Малиновский А.С. Документальная повесть. Самара: «Парус»,2000
Адрес музея Григория Журавлева: Самарская область, Нефтегорский район, село Утевка, улица Торговая, 13, телефоны: 8 (84670) 3-11-39, 3-12-06, 8-927-013-65-20.
Интернет-ресурсы
http://www.liveinternet.ru/users/3895602/post132189124/
http://parnasse.ru/prose/essay/publicism/duhovnyi-podvig-grigorija-zhuravlyova.html
Приложение.
Самый главный и трудный вопрос
Сказка на ночь про Снеговика
Лиса-охотница
Любимое яичко
Рисуем зимние домики