Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 145.41 КБ |
государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с. Обшаровка
м. р. Приволжский Самарской области
Исследовательский проект на тему:
«СКВЕРНОСЛОВИЕ»
Работу выполнил:
Абдрашитов Никита 6 класс
Руководитель:
Рябцева Татьяна Алексеевна
С. Обшаровка 2016год
Оглавление.
3.1.Понятие сквернословия
3.2.История возникновения сквернословия
3.3.Культура речи
3.4.Сквернословие и здоровье
3.5.Разные проявления сквернословия
3.6.Как избавиться от использования сквернословия
4.Практические исследования
4.1.Проведение анкетирования учащихся с целью определения:
• периодичности употребления нецензурных слов;
• в каких случаях используется
• где впервые была услышана нецензурная лексика
5.Заключение.
6. Список используемой литературы.
7. Приложение.
Пояснительная записка.
Исследовательская работа по ОПК на тему:
«Сквернословие»
Выполнила: Абдрашитав Никита, ученик 6-Б класса
Город: государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с. Обшаровка
м. р. Приволжский Самарской области
Руководитель проекта: Рябцева Т.А. ,учитель ОПК
Предмет: ОПК
Цель проекта: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими нецензурной брани, проблема культуры речи в современном обществе.
Исходя из этого, мы определили следующие задачи исследования:
Методы и приемы работы: чтение и анализ научной литературы, анкетирование, анализ анкет. Результаты исследования будут изложены в форме доклада для участия в конференции школьного этапа
Объект исследования: учащиеся 5-6 классов.
Русский язык! Я раньше не задумывался, какой это уникальный и могучий язык. Язык миллионов людей, живших раньше и живущих сейчас. Язык моих предков. Язык, который я услышал при рождении.
Именно поэтому я выбрал тему, связанную с современными проблемами общения, с культурой речи в современном обществе. Эта тема затрагивает очень много аспектов: традиции, культура, фольклор, духовность русского народа.
Моя тема: «Сквернословие».
В современном языке очень мало осталось от старорусского языка. В нем с течением жизни появилось очень много слов иностранного происхождения (тюркских, иранских, норвежских, английских, французских), но неизменным остался русский мат! Добрые и хорошие слова из языка выхолащиваются, а плохие и злые остаются. Русский язык беднеет, слова ненормативной лексики еще больше уродуют его.
Я занялся исследованием этой темы, для того чтобы разобраться, как ненормативная лексика влияет на развитие и состояние человека.
Я провел соцопрос, нашел много исследовательских работ современных ученых разных стран. И как оказалось, исследования в этой области ведутся давно. Они наглядно показывают, что мат ухудшает состояние организма, провоцирует психические и физические расстройства организма, влияет на мировосприятие. Остается задуматься, почему так происходит? Почему вместо красивых, певучих слов - молитвы ,мы все чаще употребляем уродливые, похабные выражения? Как оказалось, об этом почти никто не задумывается, а принимает эти выражения как норму общения.
Сегодня сквернословие глубоко вросло в нашу повседневность. Наше поколение растет в среде, в которой мат - привычная и обыденная вещь.
Ненормативную лексику сейчас можно услышать везде: в семье, на улице, в транспорте, и даже от людей имеющих определенную власть.
Сквернословие с заборов взошло на депутатские трибуны, засевает романы писателей и стихи поэтов. С неприкрытым сквернословием певцы исполняют песни.
Но самым страшным является то, что причиной сквернословия уже не является раздражение или гнев - гнилые слова стали обыденной речью, и их употребляют для связки слов, вставляя через каждое слово.
2. Теоретические исследования.
2.1. Понятие сквернословия.
Сквернословие или обесцененная лексика (от лат. obscenus — «непристойный, распутный, безнравственный» — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (похабные, непристойные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.
2.2. История возникновения сквернословия.
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Существуют мифы о появление русского мата. Миф первый, повсеместно распространенный, гласит, что русский мат - это тяжкое вековое наследие татаро-монгольского ига. Между тем, большинство ученых сходится в том, что корни явления все-таки славянские. С приходом христианства, как обряды, так и обозначавшие их "термины" попали в опалу и сохранились только в фольклоре.
Матерная брань уже в Древней Руси оценивалась как кощунство, оскверняющее и Матерь Божию, и мифологическую "Мать сырую землю", и собственную мать ругающегося. Однако ничего не помогало, поскольку матерные выражения сами имеют сакральное происхождение и в прошлом были связаны с ритуальными функциями.
2.3. Культура речи
В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми. Для правильного и грамотного общения существует специальный предмет, как русский язык и культура речи. Культура речи - понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения». Постигнув эту дисциплину человек, начинает правильно самовыражаться в жизни как индивид-личность. Язык со временем становился все более развитым и обширным в литературе, а значит культурнее. Культурная речь всегда помогала человеку найти взаимопонимание между людьми, как в производственных видах деятельности, так и в духовном общении. Общаясь культурно люди делают правильный выбор в направлении достижения своей цели.
2.4. Сквернословие и здоровье.
Русский мат считают предметом национальной гордости. А знаете ли вы что ругаться матом вредно для здоровья? Мат является смертельно опасным оружием, который разрушает жизнь на уровне генов, и ничем иным, как именами бесов. Если понаблюдать сплошь и рядом люди покрывают матом друг друга, самых близких людей и получается, призывают древних демонов на их голову просто так. Если прислушаться к лексикону окружающих, то матерные слова это неотьемлемая часть разговорной речи. Ведь самое интересное никого не удивляют матерящиеся дети. Мат повсюду, он звучит со сцены, с телевизора, на улицах и в школах, в транспорте и даже в театре. Средства массовой информации внушают нам, что сквернословие это своеобразный особый шик и есть норма.
Исследования ученых. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому состоянию человека. Японский исследователь доктор (1)Масару Эмото несколько лет изучал свойства воды, их изменение под воздействием окружающей среды, музыки, слов. Учёный исследовал, какое влияние оказывают слова на воду. В своих экспериментах он писал слова на листочках бумаги и прикреплял их к пробиркам с водой, а после воздействия слов на воду замораживал её и фотографировал. Фотоснимки таких слов как «ангел», «любовь», «душа», «благодарю», «мать Тереза», «красота» - отличаются изысканным орнаментом. Кристаллы получились красивыми, гармоничными, симметричными. Совсем противоположное влияние оказывают слова с негативной окраской - фразы типа «Я тебя убью», «Ты дурак», «Мне больно», «Адольф Гитлер». Застывшая вода имеет тусклый вид, а по форме её кристаллы напоминают изображение металлического рока.
Каков же вывод? Вода может запоминать слова, фразы и даже эмоции?
Но ведь и наш организм на 80 % состоит из воды. Опыты Масару Эмото наглядно доказывают, что негативные эмоции сказываются на её структуре, проводя дальнейшие связи можно не сомневаться, что подобные изменения в организме человека неизменно приводят к возникновению различных заболеваний.
Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.
Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук 2И. Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими «уродами», не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!
К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.
Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.
2.5. Разные проявления сквернословия
В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях.
Прежде всего — это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. В этом случае матерные слова и выражения входят в обычные словесные ряды и используются, можно сказать, автоматически. В этом случае мат — это абсолютное и законченное проявление бескультурья. Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую. Основная среда формирования привычного сквернословия — семья, основная причина — культурный вакуум, царящий в ней. Поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители «ласкают» друг друга забористым словом, почти наверняка вырастет «матерноговорящим» и передаст эту привычку своим детям.
Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные.
Еще одно из проявлений сквернословия — намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой разновидности мата весьма широк — от элементарного лингвистического хулиганства, надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных (на публике) выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства — книг, кинофильмов, спектаклей.
2.6. Как избавиться от использования сквернословия.
Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути:
первый - зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения;
второй путь - путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.
Заведите новые знакомства. Некоторые люди никогда не произносят скверных слов. Ищите места, где можно встретиться с такими согражданами, находите общие интересы для общения. Какое окружение сможете создать, такой станет и речь.7
Если верите в Бога, молитесь об избавлении от плохих мыслей, тогда не будет и ненужных слов в лексиконе.8
Пишите сочинения или ведите дневник. Письменную речь легче контролировать, потому что достаточно времени для обдумывания. Практикуйтесь в течение месяца и окружающие поразятся изменениям внутри вас.
3. Практические исследования.
3.1. Количество опрошенных - 37человек.
Вопрос 1. Как часто опрошенные употребляют нецензурную лексику?
Анализ данного вопроса показал, что большинство молодых людей в возрасте от 13-14 лет владеют такой лексикой.
Вопрос 2. В каких ситуациях употребляется данные слова?
Анализ данного вопроса показал, что 8% опрошенных используют нецензурную брань в критических ситуациях;
21% опрошенных считают это нормой разговора;
28% опрошенных используют данные выражения в силу примитивного словарного запаса, не умея объяснить иначе;
И 44% опрошенных используют мат при эмоциональном расстройстве.
Вопрос 3.
Анализ этого вопроса показал, что 41% опрошенных знают о влияние нецензурной лексики на здоровье человека;
51% опрошенных не знают о влияние такой лексики на здоровье человека;
Остальным этот вопрос безразличен, таких 3,8% опрошенных.
В результате оказалось, что крепкое словцо употребляют 44% респондентов, а 28 % опрошенных просто на просто не находят в своем лексиконе слов для замены.
Анализ данного вопроса показал:
24% опрошенных впервые услышали нецензурные выражения на улице;
22% опрошенных впервые услышали такие слова в детском саду;
19% опрошенных первый раз услышали эти слова в школе;
16% опрошенных не помнят, когда впервые были услышаны нецензурные слова;
11% опрошенных услышали эти слова от друзей;
8% опрошенных услышали их от взрослых.
Из этого следует вывод, что большинство опрошенных подростков уже с детского сада знают такие слова и нет ни одного человека, который бы их не знал.
Вопрос 5
В итоге анализирования данного вопроса:
81% опрошенных думают, что нецензурная лексика отрицательно влияет на психику ребенка;
11% считают, что нецензурная лексика нейтрально влияет на психику ребенка;
Остальные 8% равнодушны к данному вопросу.
Вопрос 6.
73% опрошенных хотят исключить нецензурные слова из своего лексикона
19% не хотят этого делать
Остальные 8% не используют нецензурные слова в своем лексиконе
Вопрос 7.
62% опрошенных считают, что нецензурная лексика не помогает решить конфликт;
19% считают, что нецензурная лексика помогает решать конфликты;
Также 19% считают, что иногда данные слова помогают решить конфликт.
Вопрос 8.
59% опрошенных считают, что цензура в современной речи нужна;
41% опрошенных не согласны с этим.
Вопрос 9.
76% опрошенных считают, что в нашем обществе остро стоит проблема культуры речи;
Остальные 24% не согласны с этим.
Вопрос 10.
54% опрошенных негативно относятся к сквернословию;
43% относятся к сквернословию нейтрально;
3% опрошенных, считают это нормой и хорошо относятся к сквернословию.
4. Заключение.
В своей работе я попытался понять и проследить истоки и употребления ненормативной лексики и на основе социальных исследований понял где эти истоки, как эти слова заражают все тоже и новые поколения. 100% опрошенных моей школы знают такие слова, но мало кто задумывается зачем они используются и можно ли обходиться без них. Это самоутверждение молодого поколения.
Практически никто из 37 опрошенных человек даже не предполагает – как матерные слова влияют на их здоровье, здоровье нации и будущего поколения.
В народе говорят, что страшный нож не за поясом, а на конце языка, поэтому так хочется верить, что люди поймут, что слово несет в своей сущности или созидание или разрушение. И что от мышления и слов человечества зависит их здоровье и здоровье планеты Земля, нашего космического дома, единого для всех людей Земли в необъятных просторах Вселенной.
Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его.
Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.
Л.Н.Толстой писал: “Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей”.
Ни одна из религий не поощряет привычку сквернословить. Это считается тяжким грехом.
“Блудницы, пьяницы и сквернословы Царство Божье не наследуют” (из
Библии).
Считаю, что в школе необходимо реализовать социальный проект по теме «Сквернословие и здоровье», донести данную информацию до учащихся школы и их родителей, провести классные часы, лекции, беседы по поднятой проблеме. Нет, и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. Ясно одно: это возможно только при значительном (на порядок, на несколько порядков) повышении культурного уровня, как общества, так и отдельного человека. Многое можно сделать в классе и особенно в семье. Давайте будем нетерпимы к сквернословию – наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет.
Завершить наш разговор хочется стихотворением “Слова” Вадима Шефнера:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
“Всякое слово гнилое да не исходит из уст ваших...”
В заключение хочу добавить, что нужно ограничить себя и своих близких от сквернословия, ведь недаром еще наши предки запрещали эти слова, накладывали на них так называемое табу. Не имея современного образования они несомненно имели больше знаний о душе и о вреде ненормативной лексики.
5. Список используемой литературы.
1) Эмото М. Послания воды: Тайные коды кристаллов льда. Изд-во/производитель: София 2007 год
2) http://krotov.info/library/17_r/radio_svoboda/20020212.htm
3) http://skvernoslovie.narod.ru/staty/virus_skvernoslovia.html
4) Гаряев П.П. Волновой геном. М.: изд-во Общ. Польза, 1994.
5) Гаряев П.П. Выступление на Всероссийской научно-практической медицинской конференции.
Москва, Российская Академия Наук. 31 мая 2007 года.
6) С. Виноградов.Сквернословие. Журнал «Наука и жизнь», №4, 1993 год.
7) Клара Клименко. Сквернословие - позор или национальная гордость?
8) Сквернословие: Трехэтажный компромат. Ирина Нестерова. Общероссийская газета «Екклесиаст», 2002
9) Протоиерей Сергий Николаев. Сквернословие: Грех языка. От слов своих осудишься: сквернословие». Москва, 2007.
Журнал «Наука
и Жизнь» №1-12, 2001.
2. Подгорова Т.П. «Нет сквернословию!» Статья
3. Мирский М.Б. Медицина России ХVI - ХIХ веков. М., 1996.
4. Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга вторая. М., 1989.
5. Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1, М., 1994, С.256.
6. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб. 2000.
7. Очерки истории культуры славян. М., 1996.
8. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913. М.
9. Материалы сайтов Интернета.
Анкета (приложение)
1. Как часто Вы употребляете нецензурную лексику?
а) Часто; б) Иногда; в) Не употребляю
2. В каких ситуациях?
3. Знаете ли Вы влияние нецензурной лексики на здоровье человека?
4. Где Вы впервые услышали эти выражения?
5. Как Вы думаете, положительно или отрицательно лексика влияет на психику ребенка?
6. Хотели бы Вы исключить эти слова из своего лексикона?
7. Помогает ли Вам нецензурная лексика решить конфликты на работе или дома?
8. Нужна ли цензура в современной речи?
9. Считаете ли Вы, что в нашем обществе остро стоит проблема культуры речи?
10. Ваше отношение к сквернословию?
Цветок или сорняк?
Привередница
Хитрый коврик
Муравьиная кухня
Можно от Солнца уйти...