Краеведческая работа посвящена Черкашину А.Д., принимавшему участие в спасательных работах на теплоходе "Адмирал Нахимов"
Вложение | Размер |
---|---|
Мой земляк - достойный сын русского флота | 34.75 КБ |
Введение……………………………………………………..стр.2-3
1.1Детство и юность………………………………………..стр.4
1.2. Служба. Трагедия в Цемесской бухте…………………стр. 5
1. 3. Спасательные работы…………………………………..стр.6-8
Введение
Взрастил немало русский флот
Сынов надежных и спокойных,
Они - стране родной оплот,
И служат Родине достойно!
Россия всегда была и до сих пор остается великой морской державой, а её флот является любовью и гордостью страны. Значение Военно-Морского Флота в наши дни не только не утратилось, но еще больше возросло. Российские моряки бдительно несут вахту по охране морских рубежей Родины и как прежде готовы к любым испытаниям. Мужество и самоотверженность моряков помогают им преодолевать трудности и с честью выполнять свой воинский долг. Говоря о Военно-Морском Флоте, хочу напомнить о героических подвигах прославленных моряков, имена которых известны всему миру: Нахимова, Ушакова, Истомина. Полагаю, что о них знают все русские люди.
Свою работу я посвящаю моряку, моему земляку, которого по праву можно назвать достойным сыном российского флота, Черкашину Алексею Дмитриевичу.
Актуальность: прививать любовь к Родине следует начинать с привития любви к своей малой Родине: к своему родному краю, в котором ты родился и живёшь; изучение истории родного края, людей, которые его прославили, является важной составляющей патриотического воспитания.
Предмет исследования: биография моего земляка, выпускника нашей школы Черкашина Алексея Дмитриевича.
Объект исследования: материалы периодической печати, воспоминания Черкашина А.Д., его классного руководителя Сойма Л.Т., одноклассников и односельчан.
Цель исследования:
Гипотеза: Не только в войну совершаются подвиги, и в мирное время бывают такие ситуации, когда люди становятся героями.
Задачи исследования:
Этапы исследования:
Методы исследования:
Предлагаю вашему вниманию результаты своего труда.
I Основная часть
1.1 Детство и юность.
Все помнят страшную морскую катастрофу,
Как теплоход «Нахимов» затонул.
Здесь люди без суда шли на Голгофу,
А наш земляк тут мужеством блеснул.
Эти строки из стихотворения местного поэта посвящены бывшему выпускнику нашей школы Черкашину Алексею, моряку-водолазу.
Черкашин Алексей Дмитриевич родился 24 февраля 1966 года в х. Ребричанском Орловского района Ростовской области.Семья Черкашиных была многодетной: две дочери и три сына, Алексей –младший. С 1973 по 1983гг. он учился в Донской средней школе. (приложение1) В детстве Алешка был заводилой у мальчишек, гонял голубей, днями пропадал на конюшне. Заядлый футболист, сильный и крепкий, лучший спортсмен школы. Вспоминает о нём классный руководитель Сойма Л.Т: «Жизнь есть жизнь, и в ней случается всё, но когда речь заходит о выпускниках, вспоминается самое хорошее. Вот так и сейчас: сначала вижу его озорным мальчишкой, гоняющим голубей, страдающим от необдуманных поступков. Потом наблюдаю приятные перемены: он стал внимательным и вежливым со старшими, легко находит общий язык с одноклассниками, становится веселым и общительным подростком. Особенно запомнился юноша, когда заканчивал школу. К этому времени мы перешли в новое здание. Как много он физически работал, чтобы приблизить этот день, – выносил мусор, кирпичи, бревна, наводил порядок вокруг школы. А сколько он сделал стендов для своего класса! Хорошую память оставил Алексей о себе. Одноклассники его любили. С таким, как часто говорят, можно идти в разведку».Еще в детстве Алексей говорил родным, что прославит свою фамилию на всю Россию, «утрет братьям нос». Тогда никто и не думал, что его слова окажутся пророческими.
1.2 Служба. Трагедия в Цемесской бухте.
9 мая 1984 года Алексей был призван на службу, попал в школу водолазов г.Севастополя. Стал классным специалистом. ( приложение2) После учебки был распределен на спасательный корабль «Эльбрус». Позже, став старшиной, до демобилизации служил на спасательном корабле «СС-21», участвовал в трех боевых походах.
Над бухтой кружатся чайки. Застыли у причала корабли. Тихо, безмятежно… Но этот видимый покой может быть нарушен в каждую минуту. Море не раз подтверждало, что оно может устроить самые суровые испытания.
Двадцать семь лет назад произошла одна из самых масштабных катастроф в истории советского пассажирского флота.
Трагедия случилась в последнюю августовскую ночь 1986 года, когда в районе Новороссийска в результате столкновения с сухогрузом «Петр Васев» затонуло пассажирское судно «Адмирал Нахимов».
Круизный лайнер с 1243 туристами и членами экипажа на борту ушел под воду за 7-8 минут. По сигналу бедствия в числе первых в Цемесскую бухту прибыли моряки - спасатели Черноморского флота, в том числе спасательное судно СС-21, на котором проходил службу Алексей Черкашин. (приложение3) На судне подготовились к спасению плавающих на поверхности людей, но экипажу поставили другую задачу: установить наличие живых на затонувшем «Адмирале Нахимове», принять самые неотложные меры к их спасению, затем уточнить положение судна на грунте, приступить к обследованию помещений.
Вся страна узнала о героической работе моряков-спасателей на потерпевшем аварию и затонувшем пароходе «Адмирал Нахимов». Условия, в которых пришлось работать на месте аварии, потребовали от личного состава поисково-спасательной экспедиции высочайшего мастерства, выдержки, мужества. В операции участвовало 19 судов и кораблей, но основная нагрузка легла на военных спасателей.
1.3 Спасательные работы
С огромным трудом водолазы проникали во внутренние помещения лежащего на многометровой глубине парохода. Те, кто уходили под воду рисковали собой ежечасно, ежеминутно. Многие нормативы моряки перекрывали сами, без подсказки командиров, искали пути ускорения операций. Работать водолазам пришлось в чрезвычайно тяжелых условиях. Теплоход лежал с креном около 80 градусов, и, значит, по палубе можно только карабкаться. А если добавить, что от нее тянулся к поверхности «лес» капроновых тросов, канатов, мешали торчащие «на привязи» шлюпки, десятки различных предметов и обломков, то становилось ясно, что только передвижение по такой палубе требует от водолазов большого мастерства, выдержки, осторожности. А какие психологические испытания пришлось пережить водолазам?! То, что предстояло совершить водолазам, напоминало подвиги античных героев, отправлявшихся испытать судьбу в подземные лабиринты. Этот мрачный лабиринт, опасный сам по себе, таил множество ловушек: в любой момент за спиной водолаза могла рухнуть мебельная баррикада, или захлопнуться нависшая дверь, или отклеиться дубовая обшивка, потревоженная неосторожным движением, и перегородить коридор, отрезать путь к выходу… Да мало ли бед таилось за любым поворотом… «Адмирал Нахимов» лег на грунт таким образом, что наибольшую трудность представляло обследование его правого борта. Первым это удалось главному старшине А. Черкашину. Подобные сложные задания ему доверяли не раз.
О чем думал Алексей, когда над головой сомкнулась черноморская волна, а там, в зеленеющей под ногами глубине, ждала не прогулка по морскому дну, а работа, требующая мастерства самой высокой пробы – обследование затонувшего парохода «Адмирал Нахимов». Под водой Черкашин рассчитывал свои действия на несколько порядков вперед. Знал, где можно рискнуть, а где попросить помощи страхующего. Главным советчиком на глубине у него был опыт, приобретенный за время службы. Почти триста часов, проведенных на морском дне, было на счету Алексея к началу аварийно-спасательных работ. Тогда водолаз-глубоководник еще не знал, что к этой солидной для моряка срочной службы цифре добавятся пятьдесят пять часов двадцать шесть минут работы на «Адмирале Нахимове».
Молодой человек, на лице которого мальчишеская россыпь веснушек, на макушке топорщится непокорная прядь волос. И совсем не верится, что это тот Черкашин, с чьим именем связаны такие понятия, как мужество, самоотверженность. В те сентябрьские дни о водолазах писали: «…Они поднимали наверх погибших. Упорно, с надеждой искали живых. Водолазы старшина 1 статьи А.Черкашин и старшина 1 статьи Ю.Образ пробыли под водой максимально возможное время, чтобы не выбиться из режима декомпрессии». В декомпрессионной камере, куда водолазов помещали после погружений, Алексей, чтобы отвлечься от пережитого на глубине, вспоминал родной хутор Ребричанский . И тогда моряку казалось, что наяву слышит крик матери: «Алексей! Лешка! Вернись, кому говорю»! А он, еще мальчишка, мчится от дома по тропинке через поле к стрекочущим в голубом мареве комбайнам. Там Геннадий и Сергей – старшие братья. Там глядишь, кого-нибудь упросишь дать подержать штурвал «Нивы»… Не усидеть ведь дома, когда в поле страда. Жатва. Беспокойным и непоседливым он рос.
О чем снятся моряку сны? Об отчем доме, о близких людях, о далекой родной земле, если корабль в походе. Но шли уже десятые сутки, когда Алексею Черкашину вообще не снилось никаких снов. После спусков на воду хватало сил поесть да дойти до кубрика. Старший матрос А. Матусевич вспоминает: «Там, под Новороссийском, мне часто приходилось обеспечивать спуски и подъемы Алексея Черкашина. Иной раз глядишь на Алексея после работы на глубине, и видишь: очень устал человек. Но в тоже время в глазах у Черкашина была такая сила, такая готовность опять идти под воду, что мы все просто диву давались». Алексей хорошо знает особый смысл слова «надо». Это «надо» прозвучало и в ту трагическую ночь, когда попал в беду мичман С.Шардаков. График водолазных спусков был составлен настолько сжато, что глубоководникам оставалось минимальное время для отдыха. Нарушение его могло сказаться на здоровье. Но мало кто лучше Черкашина знал место, где попал в завал Шардаков. И хотя смена была не его, Алексей тут же отправился на глубину. При обследовании затонувшего парохода Алексей оборвал муфту связи. Понял это, когда после всех попыток связаться с руководителем спусков телефоны молчали. Если добавить к этому, что глубина в тот момент была почти пятьдесят метров, а сам Черкашин находился в узком коридоре, по которому приходилось выбираться почти ползком. В такой сложной ситуации Алексей действовал без губительной под водой паники. Эти несколько десятков часов, которые пришлось отработать Алексею на дне Цемесской бухты, ведя спасательные работы, имеют особую цену. То, что сумел сделать он, под силу лишь людям редкого самообладания, подлинным мастерам. 26 бездыханных тел он поднял со дна Черного моря, их предали земле, отдав последние почести.
Высокое профессиональное мастерство и большая душевная щедрость отличают этого водолаза-глубоководника. Таким человеком нужно гордиться и брать с него пример. На протяжении девятнадцати суток, показывая исключительную самоотверженность и отвагу, преодолевая большие психологические нагрузки, воины с честью выполнили ответственное правительственное задание. За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, моряки были награждены высокими правительственными наградами. Мой земляк главный старшина Алексей Черкашин был удостоен ордена Красной Звезды.
Как же сложилась дальнейшая судьба моего земляка? (приложение 4)
После увольнения со службы Алексей начал трудовую деятельность – пошел работать водолазом в аварийно-спасательную службу г. Новороссийска.
Сейчас Алексей Дмитриевич живет в станице Нижнебаканской Крымского района Краснодарского края. Работает он столяром-краснодеревщиком. У Черкашиных очень дружная семья, с женой Светланой они воспитывают троих детей: сына и двоих дочерей.
II. Выводы
Цель моего исследования была достигнута. Задачи выполнены: мною были собраны и изучены, проанализированы документы, фотографии, газетные статьи, содержащие сведения о моем земляке Черкашине Алексее Дмитриевиче. Я встретилась с самим героем моего исследования, его односельчанами, классным руководителем, одноклассниками, записала их воспоминания. Материал обобщен и представлен в виде исследовательской работы. Гипотеза исследования подтвердилась.
III.Заключение
На высоком откосе мыса Дооб стоит знак в память о трагической гибели 31 августа 1986 года парохода «Адмирал Нахимов». В памятный знак вмонтированы часы, поднятые с затонувшего судна и остановившиеся в момент трагедии - 23.20. На литых траурных плитах — фамилии 487 погибших пассажиров и членов экипажа. Во время спасательной операции погибли два военных водолаза: С. Шардаков и Ю. Полищук. Каждый год в день трагедии в море выходит катер, на борту которого родные и близкие погибших. Приезжает сюда и Алексей Дмитриевич Черкашин, чтобы почтить память и опустить на воду над братской могилой цветы…
Я прихожу к мысли, что каждый человек должен стремиться к тому, чтобы оставить своё доброе имя в летописи своего рода, своего Отечества.
У каждого всегда своя судьба,
Своя спираль, закручена не нами,
Но все моменты в жизни, иногда,
Мы делаем своими же руками.
Судьбы… Какие же они разные! Я познакомила вас с историей жизни, подвига выпускника нашей школы Черкашина Алексея Дмитриевича. Его судьба служит примером отваги, мужества, примером служения Родине.
IV Литература
1.Воспоминания Сойма Л.Т.
2.Воспоминания Черкашина А.Д.
3.Материалы газет «Красная звезда», «Флаг Родины»
4.Черкашин Н.А. /Последний рейс Нахимова/ – М.: Советская Россия,1988.
Сайт интернета:
admiralnakhimov.ru
Катастрофа – 1986. Пароход «Адмирал Нахимов»
Рисуем акварельное мороженое
Сочинение
Сила слова
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Два плуга