Краеведческая работа посвящена выпускнику Донской средней школы Захарову Геннадию Николаевичу, погибшему в Чечне при исполнении воинского долга.
Вложение | Размер |
---|---|
Краеведческая работа "У России героев не счесть, время выбрало нас" | 36.86 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Донская средняя общеобразовательная школа
Тема: У России героев не счесть, время выбрало нас….
Чуркина Дарья, ученица 11 класса
Руководитель: учитель истории и обществознания
Сойма Елена Александровна
Введение…………………………………………………………стр.2-5
1.1Детство и юность………………………………………………..стр.6
1.2Служба в Чечне. ………………………………………………...стр.7-8
1. 3 Открытие мемориальной доски. …………………………… стр.8-9
Введение
По страницам времен
Под победные марши шагали,
Много славных российских имен
На гранитную вечность вписали.
Верность, доблесть, отвага и честь-
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть,
Время выбрало нас!
Историческое краеведение является одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему.Оно раскрывает связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города и села с историей, жизнью нашей страны.Что же такое краеведение? Это, по большому счету, историческая память. Это -память ныне живущих, о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины.Историческая память важна и необходима вовсе времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется в годину испытаний. Вопросы патриотического воспитания, исторической памяти в России вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Лишь тот народ, который воспитывает молодежь на примере своей героической истории, может быть уверен в завтрашнем дне. Изучение истории родной земли, истории нашего отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволяет понять, кто является истинным патриотом.
Актуальность избранной темы
История России, история русского народа воистину великая, ибо в ней отображен человеческий дух мужества, терпения и непреклонного желания жить и бороться за жизнь. Есть в ней сотни событий величавых и громких, но они не заглушают боль за тех, кто безвинно канул в омут исторических событий. Защита родины всегда была почетной обязанностью на Руси, а ее защитники – гордостью государства Российского.
В последние десятилетия двадцатого века Чеченская Республика стала известна во всем мире: боевые действия на ее территории, в том числе гибель тысяч людей, беженцы, заложники, похищения жителей, теракты – все эти события привлекли всеобщее внимание. В декабре 1994 года федеральным войскам был дан приказ о наведении конституционного порядка в Чечне. Надо было разоружить отряды сторонников выхода Чечни из состава Российской Федерации, возглавляемых президентом самопровозглашенной независимой республики Ичкерия. Против неплохо обученных войск Ичкерии и международных наемников были брошены российские солдаты - срочники, нередко и первогодки…11 декабря 1994 года российские войска пересекли границу Чечни, начались кровопролитные бои за Грозный. С 1994 по 1996 годы длилась первая чеченская война. На вопрос, зачем и кому это нужно, наверное, не может быть однозначного ответа. Но отношение к проблеме войны, к участникам военных событий недалекого прошлого, хранящихся в памяти современников всегда актуально. Данное исследование посвящено выпускнику Донской средней школы, участнику первой Чеченской войны Захарову Геннадию Николаевичу.
Предмет исследования: жизненный путь Захарова Геннадия Николаевича – героя, гражданина, патриота.
Объектом исследования являются документы, фотографии, встречи с родственниками, одноклассниками, односельчанами, сослуживцами, их воспоминания.
Цели исследования:
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: солдаты и офицеры Российской армии в ходе боевых операций на территории Чечни проявляли героизм, мужество, патриотизм, верность присяге, так как действовали в соответствии с кодексом воинской чести.
Новизна работы заключается в том, что исследуемые события произошли недавно; в обобщении материала о Захарове Геннадии Николаевиче, погибшем в Чечне.
Практическая значимость: Возможно использование данного исследования в рамках проведения исторических мероприятий патриотической направленности, а также в курсе изучения краеведения и истории.
Этапы исследования:
Методы исследования:
I Основная часть
Уходят в историю год за годом многие события минувших лет. Постепенно выветриваются они из нашей памяти. Но есть такие, которые просто невозможно забыть. Одним из таких событий является Чеченская война. У этой войны еще нет истории. Она не написана. Но у этой войны есть свидетели, тысячи свидетелей, и они хотят быть услышанными, они хотят быть нужными правде и памяти. Память о них жива, потому что живы те, кто воевал в Чечне. Жива, потому что память о погибших там, свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие.
Тяжелый печальный итог этой войны: 4572 человека убиты, 1231 человек пропал без вести, 19794 ранены. Вдумайтесь в эти страшные цифры! А за ними стоят наши мальчишки. Кто задумался, через что они прошли, что им пришлось повидать. Эхо чеченской войны докатилось до многих семей России, а в июне 1995 года холодное дыхание этой войны коснулось затерянного среди степных просторов хутора Ребричанского.
Сердце сжимается у всех, кто слышит: «Прибывает груз 200».С этим страшным грузом прибыло тело нашего земляка, выпускника нашей школы Захарова Геннадия Николаевича. От слез и горя взорвалась знойная тишина нашего степного края.
…Тихое кладбище. Памятник с именем. Возраст девятнадцать лет. Что остается от жизни длиной в девятнадцать лет? Каким был Захаров Геннадий?
Восточная мудрость гласит: любая большая дорога начинается с первого шага. В детстве он был мальчишкой непоседливым, шумным и жизнерадостным. Гена с первого класса учился в Донской средней школе. Из воспоминаний классного руководителя Голиковой Елены Васильевны:
«Его любили одноклассники за веселый нрав, за юмор, за оптимистический взгляд на мир. В трудовых делах он был первый. У Геннадия было правило: не бросать товарища в беде. Любил спорт, был прекрасным волейболистом. У этого, почти двухметрового роста, парня ребята и девчата искали защиты и опоры».
Из воспоминаний одноклассницы Захарова Геннадия Белкиной Оксаны Юрьевны: «Наш Генка был простым российским парнем. Любил свой отчий край, его пруды и широкие степи, любил свой дом, любил друзей. Мечтал о том, как вернувшись домой, будет помогать маме, как возьмет все мужские заботы на свои широкие плечи».
Из воспоминаний односельчанина Гены Мельченко Сергея Алексеевича: «Гешка был моим соседом. У нас с ним разница в возрасте была 10 лет, но любовь к лошадям сдружила нас. С раннего возраста он пропадал на конюшне. Был смелым, бесстрашным. Лет с двенадцати уже мог обучать молодых лошадей. Лошади, чувствуя его любовь и упорство, быстро покорялись ему. Его бабушка говорила: «Внук растет настоящим казаком». Для него было законом защитить младших, не дать их в обиду. И, конечно, он был настоящим другом, был готов помочь в любую минуту, не считаясь со временем». Он был такой же, как все мальчишки: весело смеялся, бегал в школу, любил своих родных и близких – любил жизнь. Ему бы жить и жить, радовать мать, отца, жену, воспитывать детей, быть им надежной опорой. Но судьба распорядилась иначе.
Отзвенел последний звонок. Двенадцатого июня тысяча девятьсот девяносто первого года отшумел выпускной бал. Гена идет учиться в автошколу. Он считал, что каждый настоящий мужчина должен служить в армии.
Двадцать пятого июня тысяча девятьсот девяносто четвертого года он призывается на действительную службу в воинскую часть 11879 специального назначения. 13 февраля 1995 года 173-й сводный отряд, в котором служил Захаров Г., был переброшен в Чечню, где шли боевые действия. Геннадий уже командовал отделением.
Но у войны свои законы. Знали ли его родители, что одно из писем, пришедший в мае 1995 года листок с простыми словами и аккуратным, еще мальчишеским почерком, будет храниться в школьном музее как последнее письмо солдата?
Одиннадцатого июня 1996 года в районе боевых действий в Чечне у поселка Ханкала Геннадия не стало. Указом № 196 Президента Российской Федерации от 26 июня 1995 года Захаров Геннадий Николаевич посмертно награжден Орденом Мужества.
Горько, обидно и тяжело на душе, когда уходят лучшие из лучших, в расцвете сил, полные надежд и планов. Ничем не восполнить эти потери. Никакими словами не утешить родных и близких. И одно только может смягчить горечь утрат – наша память, понимание того, что эта жертва была не напрасна. Он погиб во имя жизни других, во имя спокойствия и мира на нашей земле. Прожив такую, до обидного, короткую жизнь, он заслужил своим поступком того, чтобы остаться в нашей памяти навечно.
В 2013-2014 учебном году в Донской средней школе велась большая работа над проектом «Наши выпускники – верные сыны Отечества», целью которого была установка мемориальной доски выпускнику школы, погибшему при исполнении воинского долга в Чеченской республике, Захарову Геннадию Николаевичу. Идея проекта возникла в связи с повышением интереса учащихся к истории России, к героическому прошлому нашего края, подвигам наших земляков. Была изучена законодательная база, направленная на решение этой проблемы, разработан проект мемориальной доски. Осуществился этот проект благодаря большой поддержке и помощи педагогического коллектива, школьников, администрации и жителей Донского сельского поселения.
7 мая накануне Дня Победы в нашей школе открыли мемориальную доску в память о Захарове Геннадии. На митинг пришли его односельчане, учителя, одноклассники, друзья и сослуживцы. На торжественное мероприятие были приглашены родители солдата - героя Захаровы Николай Евгеньевич и Раиса Ильинична. Открывал мемориальную доску ветеран Великой Отечественной войны Бабкин Николай Иванович. Корреспондент газеты «Степные зори» Наталья Кондратенко посвятила этому событию замечательное стихотворение «За каменной стеной».
Донская школа – на сегодняшний день, единственная из шестнадцати школ района, установившая такую мемориальную доску.
Пройдут годы. Многое со временем забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии о Чеченской войне. Затянутся раны. Потускнеют боевые ордена, вырастут дети. Но эта война останется в народной памяти ничем неизгладимой трагической меткой. И не может быть иначе, ведь до конца выполнив свой воинский долг, наш Генка шагнул в бессмертие. Его короткая жизнь и подвиг стали для нас нравственным уроком, уроком долга и чести. Мы гордимся тем, что учимся в школе, где учился Захаров Геннадий Николаевич. Он с честью и достоинством выполнил свой долг перед Родиной. Он служит для нас примером мужества и героизма. Он не вернулся, но память о нем навечно останется в наших сердцах.
II. Выводы
Таким образом, исследования по этой теме позволяют сделать вывод, что изучение истории страны, показ достоинств людей на примерах её граждан является средством воспитания чувства патриотизма, гражданственности.
Цель моего исследования была достигнута. Задачи выполнены: были собраны и изучены, проанализированы документы, фотографии, газетные статьи, содержащие сведения о выпускнике нашей школы Захарове Геннадии Николаевиче. Состоялись встречи с его односельчанами, классным руководителем, одноклассниками, записаны их воспоминания. Материал обобщен и представлен в виде исследовательской работы. Гипотеза исследования подтвердилась.
III. Заключение
Кем бы ни стал человек, он должен в годы детства, отрочества и юности с открытым сердцем, чуткой душой и пытливым разумом пройти всеми дорогами и тропинками истории Отечества, историей родного края, только при этом условии он войдет в жизнь мудрым и мужественным, с большими духовными силами и непреодолимым стремлением оставить после себя добрый след на земле.
Мое исследование - это дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической чеченской войне. Много горя, бед и страданий принесла нашему народу эта война. Но там, в Чечне, русские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, подвергаясь каждодневной опасности, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу. И наша святая обязанность – хранить память о воинах, как о верных сынах Отечества.
IV Литература
Что такое музыка?
Зимовье зверей
Юрий Визбор. Милая моя
Рисуем домики зимой
Пустой колос голову кверху носит