Краеведческая работа о детях войны Донского сельского поселения
Вложение | Размер |
---|---|
Краеведческая работа о детях войны | 39.98 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Донская средняя общеобразовательная школа
Номинация «Летопись родного края»
Тема работы: «Дети, что без детства повзрослели,
дети, обделенные войной»
Подготовила:
Бурмакова Татьяна
учащаяся 11 класса
МБОУ Донская СОШ
Руководитель:
Сойма Елена Александровна
учитель истории и обществознания
Введение ……………………………………………………… стр.2-3
I. Основная часть Воспоминания детей войны .................стр.4-9
1.1 Должикова Галина Григорьевна .................................стр.4
1.2 Троянова Зоя Семеновна..............................................стр.5
1.3 Овсянникова Нина Антоновна.................................... стр.6
1.4 Сойма Лидия Тимофеевна............................................стр.7
1.5 Сорокина Вера Ивановна............................................. стр.8
1.6 Вербицкий Николай Карпович.................................... стр.9
II. Выводы……………………………………………………...стр.10
III. Заключение………………………………………………. стр.10
IV. Литература………………………………………………....стр.11
Введение
Девочки и мальчики войны!
На земле осталось вас немного.
Дочери страны! Ее сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!
Валентина Салий
Человечество воюет на протяжении всей истории своего существования. Войны – это самое страшное из того, что смог придумать человек. Любая война – это смерть, страдание, слезы, разруха, это горе и зло. Во время боевых действий погибают не только непосредственные участники, страдает и мирное население: старики, женщины, дети. «Дети войны». Так сегодня называют тех, чьё детство выпало на годы Великой Отечественной войны. Это наши бабушки и дедушки, которые хранят в своей памяти события тех лет. Это они, будучи мальчишками и девчонками, на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, многие из них отдали свои жизни ради Победы. Их, очевидцев этих событий, становится все меньше, а вместе с ними уходит память. И наша важнейшая задача сегодня – разыскать их, поговорить с ними о том страшном времени, сохранить память о войне и те крупицы жизненного опыта, который нужен нам, молодым.
Актуальность. Прививать любовь к Родине следует начинать с привития любви к своей малой Родине. Изучение истории края, людей, которые в нем живут, является важной составляющей патриотического воспитания.
Предмет исследования: биографии моих земляков, жителей Донского сельского поселения, бывших в период Великой Отечественной войны детьми.
Объект исследования: материалы школьного музея, воспоминания моих односельчан - детей войны.
Цель исследования:
Гипотеза: в годы Великой Отечественной войны не только солдаты - непосредственные участники боевых действий, но и дети терпели лишения и невзгоды, они были вынуждены наравне со взрослыми бороться за жизнь, проявлять мужество и стойкость.
Задачи исследования:
Этапы исследования:
Методы исследования:
Практическая значимость:
I. Основная часть
О Великой Отечественной войне написано много: это и литературные произведения, и воспоминания фронтовиков, сняты художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий. Это память со слезами на глазах.
Должикова Галина Григорьевна родилась в 1933 году, в 1939 уже пошла в 1 класс. О том, что началась война, она узнала вечером 23 июня 1941 года. От железнодорожного вокзала шли люди, громко говорили и произносили слово «война». На следующий день в хуторе был слышен плач женщин, крики детей – мужчин провожали на фронт. Дома остались старики, женщины и дети. В 1942 году вошли в наш хутор Гундоровский немецкие танки. Галина Григорьевна вспоминает: «В один из дней немцы гнали через хутор наших пленных солдат. Мама порезала на кусочки булку хлеба и послала меня раздать солдатам. Я подбежала к пленным, быстро раздала хлеб и тут увидела, что навстречу мне идут немцы с собаками. Я растерялась, но один наш солдатик крикнул: «Беги, доченька!». Я пустилась наутек, что было духа, немцы меня не тронули. Помню, однажды осенью был налет на станцию Ельмут. Самолет летел низко, на нем были видны немецкие кресты. И вдруг из самолета что-то полетело. Я закричала: «Мама, смотри, из самолета кирпичи летят». Но это были бомбы. Они падали вдоль железнодорожного полотна. Наутро, когда я пришла в школу узнала, что бомба попала в дом, где жила моя подруга Дуся Вербицкая. Она погибла, а ее сестру Валечку, которая в это время находилась в колыбельке, взрывной волной выбросило в окно, и поэтому девочка осталась жива, только лицо было обожжено и осталось у нее таким до конца жизни. Потом еще налет, в этот раз было очень много немецких самолетов. Они обстреливали станцию, где стояло три состава: один с беженцами, и еще два с военной техникой и солдатами. В это время я шла из школы, увидела, что народ бежит через хутор в степь. Бросив портфель, я побежала следом. А самолеты кружили и строчили по бежавшим, люди падали в бурьян». Братья Галины Григорьевны Виктор и Дмитрий в войну были уже подростками. Однажды они увидели, что рядом с хутором Донским в лесополосе упал наш сбитый истребитель, оба летчика были ранены. Мать собрала ребятам в сумку марлю, лекарства, продукты. Три дня они бегали к ним, кормили, перевязывали раны. Но нашелся предатель, который выдал летчиков. На четвертый день братья обнаружили их убитыми и похоронили на месте гибели. После освобождения нашего поселения от немцев тела летчиков были перезахоронены рядом со станцией Ельмут, а в 1967 году в курган Славы в х. Гундоровском.
В памяти Зубковой (Трояновой) Зои Семеновны, жительницы хутора Ребричанского, голодное военное детство осталось на всю жизнь. «Я видела много фашистов, мне казалось, что все они на одно лицо. И еще я запомнила страх, было очень страшно», - делится она воспоминаниями. Родилась Зоя Семеновна 4 мая 1933, ей было всего 8 лет, когда началась война. Сразу в колхозе началась эвакуация, вывозили коров, лошадей, овец в Волгоградскую область, для того чтобы сохранить поголовье скота. Из хутора начали забирать мужчин, на фронт ушел и отец Зои Троянов Семен Макарович. В жизни он был веселым, жизнерадостным, неунывающим человеком. В семье Трояновых росло шестеро детей. Из воспоминаний Зои Семеновны: «Вся тяжелая работа легла на плечи мамы, брата Владимира и на мои, так как мы были самые старшие в семье. Помогали маме как могли. Выполняли всю работу, которая была под силу: ходили на сенокос, ворочали и загребали сено, возили на лошадях сено и навоз. Работали за трудодни. Хлеба давали мало, его отправляли на фронт. Приходилось жить за счет огородов. Мы, хоть и маленькие были, понимали, как маме тяжело, ведь она ждала ребенка. Вскоре родился самый младший брат Анатолий. Я помню, как захочет он кушать, так я заворачиваю его в пеленку и бегу в поле, чтобы его мама покормила». В доме часто нечего было есть. Хлеб пекли с добавлением травы, в чугунке варили картошку. Из картошки и лебеды пекли пышки, которые казались детям очень вкусными. Летом ходили в лаптях, зимой - в худеньких валенках. Дом у Трояновых был маленький, спали где придется. О неудобствах не думали. Когда была бомбежка, прятались в подвале. Закончилась война, все радовались, но радость часто сменялась слезами, так как не все вернулись с фронта. Участвуя в боях с немецкими захватчиками, отец Троянов С.М. был ранен дважды. В 1944 году пришла похоронка. Со слезами на глазах Зоя Семеновна говорит: «Помню, как мама кричала, она не верила, что папы больше нет, а мы были рядом, пытались ее успокоить. Для семьи наступили тяжелые дни, полные невосполнимого горя. В доме осталась мать Троянова Мария Васильевна и шестеро детей. Отец погиб при наступлении на деревню Нежевка в Беларусии, был награжден медалью за Боевые заслуги».
Наши сверстники – дети войны, так и не узнали настоящего детства. Вместе со взрослыми они испытали весь ужас войны, голод и холод. В то время моя землячка Овсянникова Нина Антоновна жила в х. Кундрюченском. Она делится своими воспоминаниями: «Когда немцы пришли в хутор, мы спрятались в большом подвале. Там собрались женщины с детьми, старики. Яблоку негде упасть, света нет, дети плачут. И вот открывается дверь. Заглядывает немец и пальцем показывает на женщин. Отобрал троих. Среди них была и моя мама. И погнали их чистить картофель. Мы, конечно, в рев, женщины нас старались успокоить. Что же придумала моя мамочка? Она под картофельные очистки положила несколько целых картошек и спросила у немца разрешения отнести очистки детям. Он разрешил. Мы, голодные, ели эти сырые очистки, и они нам казались такими вкусными». Когда освободили хутор, все вокруг было разрушено, разбито.
Дети очень рано взрослели. Мамы бежали на работу, а они оставались дома, надо было пригнать из стада корову, пополоть огород, заготовить топку, принести воды. А еще выращивали хлопок. Каждой семье давали по шесть рядков. «Мама полет, а я бегу впереди и травку вокруг кустов выдергиваю. Ряды длиной два километра, пить так хочется, а вода в конце поля. Очень многие дети болели рахитом, ножки, ручки, как соломинки, и огромный живот, пухли от голода». Но даже в такое тяжелое время, несмотря на все трудности, дети учились в школе. Писали на обрывках листочков, на газетах. Ручкой была палочка с привязанным к ней пером, вместо чернил использовали сажу. Почти в каждый дом приходили похоронки, в семье Нины Антоновны не вернулись четыре человека: папа и дяди. «Сколько горя принесла эта война. Будь она проклята, только бы вам ее никогда не видеть!» - так заканчивает свое повествование Овсянникова Н.А.
Сойма Лидия Тимофеевна, ветеран педагогического труда, рассказала мне историю своего военного детства: «Во время войны мы жили в Пролетарской. Я была еще совсем ребенком, но помню слова моей старшей сестры Любы, которая мне часто рассказывала, как я спасла ее. Немцы хотели отправить Любу в Германию, но из-за меня (она сказал, что я ее ребенок) не взяли, двоюродных сестер угнали на работы. Помнит ли моя детская память или это рассказы моей мамы помнятся так отчетливо?! Идут по дороге огромные черные машины. Один наш солдат говорит маме: «Не горюй, мамаша, наши катюши дадут немцам жару». Это было, наверное, при освобождении станицы. А перед приходом немцев мама и мои старшие братья (их осталось двое, а двое старших и отец ушли на фронт) и сестра в ямы от бомб прятали одежду, обувь – все, что можно было вынести из дома. Знали: придут враги – ничего не останется. Они были хозяевами: резали скот, птицу и этим кормились. Перед приходом фашистов мама напекла хлеба, а когда они выгнали нас из дома, она попросила хотя бы немного хлеба для детей. Один фашист бросил булку хлеба прямо ей в голову, она от страха не подняла ее, а побежала в барак, где все люди сидели, которых выгнали из домов. Были среди немцев и добрые люди, один из них принес нам булку хлеба, а другие (а их большинство) были зверями. Трудное было время, голодное!»
В нашем школьном музее я познакомилась с воспоминаниями о войне ветерана педагогического труда Сорокиной Веры Ивановны. Когда началась война, Вере Ивановне было 4 года. В первый класс она поступила 1 сентября 1944 года. Хотя война уже была далеко, жить было трудно. В школе было холодно, топили, чем придется: кураем, кизяками. С питанием было еще хуже. Учащихся, в школе подкармливали, на большой перемене выдавали по ломтику черного хлеба и по соленому помидору. С наступлением тепла положение улучшалось: отрастала молодая лебеда, пастушья сумка, из их листьев варили суп. В балках рос морковник, катран, и дети ели это. Летом становилось легче, на огородах росли кое-какие овощи, особенно выручала тыква. В уцелевших садах поспевали фрукты. И голод понемногу отступал. В питание шло все, что могло найтись дома: абрикосовые косточки, варили кожу от овечьих шкур, ловили в поле сусликов и варили их, а некоторые ели даже мясо умерших животных. Варили будан (жиденький суп на голой воде). Хлеба практически не было. Пекли пышки из всякой смеси: макуха, сухая трава, какие-нибудь зерновые отходы, рушили на самодельных рушках, все это смешивали и пышки получались темные и тяжелые как земля. В домах вместо ламп были коптушки, которые делались из снарядных гильз. Поля пахали на коровах, топили колючкой. Вот так и жили в войну. В своих воспоминаниях Вера Ивановна пишет: «Мы, дети не знали, что такое отдых летний, как могли, помогали семье, потому что почти у всех отцы погибли на фронте, редко у кого вернулись домой. Поэтому на нас лежала забота о добыче топлива. Мы собирали кизяки в степи, сухой бурьян, собирали колоски в поле в помощь колхозу. А кому было 10-12 лет, те вообще выполняли взрослую работу: были погонщиками быков, конюхами, кучерами.
Как вели себя немцы в хуторе? Мне было шесть лет, когда они зашли в хутор. Помню, что мы все их боялись. Население ютилось в кухнях, погребах, сараях, а немцы располагались в хатах. Помню бомбежки, бой за хутор, когда наши наступали в 1943 году. Сколько наших солдат погибло за хутор Романовский! Потом, когда выбили немцев, все население вышло, чтобы собрать тела погибших наших бойцов. В зимний январский день их похоронили в общей могиле».
Великая Отечественная война застала Вербицкого Николая Карповича в неполные пятнадцать лет. В 1941 году он окончил семь классов, а дальше учиться не пришлось, так как подросткам приходилось много работать. В конце июля 1942 года колхоз начал эвакуировать технику, лошадей, крупный рогатый скот за Волгу в тыл страны. В один из августовских дней, в хутор Ребричку, где тогда жил Николай Карпович, вошли фашисты. Так началась жизнь на территории, оккупированной немцами. В хуторе была учреждена немецкая комендатура. Комендант назначил и утвердил старосту и полицейских и объявил на сходе граждан о комендантском часе, по которому все граждане с наступлением темноты не должны выходить из дому до утра. Детям хотелось поиграть на улице, но за нарушение комендантского часа наступала и ответственность. Нарушителей задерживали и пороли дубинками. Всем, кто не успел эвакуироваться приказано было работать в колхозе на уборке урожая. Работали бесплатно. Кое – как убранный урожай вывезли на ссыпной пункт, который находился на железнодорожной станции Ельмут. Осенью всех: и старых и малых начали гонять на ремонт шоссейной дороги, которая проходила из Пролетарской в сторону Орловской. Дорога была разбита, машины цеплялись мостами за мерзлую колею. Хуторян заставляли ломами разбивать эту колею. Фашистов очень волновало состояние дороги, так как это был единственный путь на Сталинград, где их армия была остановлена нашими войсками. Немцам требовалось подкрепление в живой силе и технике, а дороги не позволяли этого сделать. В воспоминаниях Вербицкого Н.К. я прочитала: «Захватчики лютовали, возле каждого десятка хуторян они поставили вооруженного солдата, которые строго следили за работой, пятьдесят минут мы должны были трудиться без остановки, десять минут – отдых, а кто замешкается, били прикладом или кулаком. Выходных не было, работали по восемь часов на морозе без обеда. О том, что их армия терпит поражение, мы уже слышали от самих немцев, и они становились по отношению к нам все злее. Составили списки на отправку подростков в Германию. В этот список попал и я. А когда пришел полицейский объявить об этом мне, моя мама сказала, что меня нет дома, мне пришлось скрываться у родственников в хуторе Луганском. Благо, что этим черным дням не суждено быть долгими. 14 января 1943 года наш хутор был освобожден от немецких захватчиков».
II.Выводы
Цель моего исследования была достигнута, я больше узнала о детях войны – моих земляках, о том, что им пришлось пережить в годы войны, и хочу продолжить собирать материал по этой теме. В процессе работы я изучила материалы школьного музея, встретилась с жителями Донского поселения, детство которых пришлось на годы Великой Отечественной войны, записала из воспоминания. Материал обобщен и представлен в виде исследовательской работы, может быть использован на уроках истории, на классных часах, на уроках мужества.
III. Заключение
Основой моей работы являются воспоминания жителей Донского сельского поселения. Это исследование - дань памяти людям, чье детство украла война, признательность тем, кто сохранил нашу страну, нашу историю. Дети войны – это особое поколение. Мы должны учиться у них мужеству, стойкости, человечности, помнить об этих страшных страницах в истории нашей страны, и сделать все возможное, чтобы у всех детей было счастливое детство. Я хочу, чтобы ни один ребенок в мире больше не узнал, что такое война!
В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!
Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!
IV. Литература
Лиса-охотница
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Хитрый коврик
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Два Мороза