Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_proekta_klochkovoy_mirii_mbou_shchyolkovskaya_gimnaziya.doc | 50 КБ |
Тезисы содержания проекта «Малая Азия в древности. По следам хеттской цивилизации»
До середины XIX в. о хеттах было известно только по упоминаниям в Библии: «Потомству твоему даю я землю сию от реки Египетской до великой реки, реки Евфрат: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рафаимов, Гергесеев и Иевусеев». I книга Моисея (15, 18 – 21) Позже существование Хеттского царства было подтверждено записями царского архива из египетского города Тель-эль-Амарна. После расшифровки найденных документов выяснилось, что Хеттская держава занимала почти всю Анатолию и была серьезным соперником Ассирии и Египта в борьбе за влияние на Ближнем Востоке. Великое Хеттское царство включало в себя всю Анатолию (центральную часть территории современной Турции), а также земли Сирии и Ливана. Хетты - древний индоевропейский народ; их государство возникло в Малой Азии, на территории современной Турции, как минимум в IV тысячелетии до н.э. Расцвет могущественной империи хеттов охватывает период XIV–XIII вв. до н.э.
Слайд 1-3. Тема, цели, задачи проекта. Актуальность, проблема, методы исследования, форма проекта.
Слайд 4. Музей анатолийских цивилизаций - один из богатейших музеев мира, главный исторический музей Турции, расположенный в её столице - городе Анкаре. Музей был основан в 1921 г. Одними их важнейших экспонатов этого музея являются клинописи с текстом самого древнего письменного международного договора, заключенного в 1270 г. до н.э., найденные археологами в ходе раскопок Богазкея. Называют этот договор Кадешским (по месту заключения договора) и заключён он был между хеттским царем Хаттушили III и египетским фараоном Рамзесом II. Расшифровка хеттских клинописных текстов из Богазкёя была проведена чешским ученым Б. Грозным. Это привело к возникновению новой науки – хеттологии, изучающей историю, языки, культуру и религию народов Малой Азии.
Слайд 5. Зал каменных артефактов. Представлены ортостаты хеттского периода (1399-1301 гг. до. н.э.), ортостаты с барельефами позднехеттского периода (1200-700 гг. до н.э.)
Слайд 6. Богиня Кибела (Кубаба) из Фригии. Главное женское божество хеттов вероятно было первообразом малоазиатской «Великой Матери», с именем Ma, Кибелы, Реи; она изображалась в длинном одеянии, с короной вроде muralis на голове. В шумерских текстах Кубаба упоминается как реально существовавшая царица, а также как богиня. В хурритской мифологии она - богиня плодородия, изображалась сидящей между двумя львами. Во второй половине II тысячелетия она входила в пантеон хеттских богов, с Кибелой отождествляется уже в Фригийском царстве.
Сфинксы, украшавшие Львиные ворота столицы хеттской империи - Хаттушаша 1350 - 1250 гг до н.э.
Слайд 7. Во время раскопок было обнаружено немало древнего оружия, утвари, глиняных печатей и клинописных табличек, из которых и стало известно о жизни и культуре хеттов. Эта цивилизация, основанная на рабском труде и частной собственности, просуществовала с XVIII до IX в. до н. э. Сохранились оригинальные образцы хеттской глиптики: на царских печатях помещены надписи, выполненные «хеттской» (на самом деле лувийской) иероглификою и хеттской клинописью.
Слайд 8. Памятники хеттского искусства обращают на себя внимание многообразием и оригинальностью форм и типов (серебряные и бронзовые фигурки животных, чаши и кувшины из золота, золотые орнаменты, так называемые штандарты, иногда с изображением оленя). Уникальны каменные идолы из Кюльтепе, образцы керамики (посуда, ритоны, вазы). С периода Новохеттского царства в Центральной Малой Азии появляется монументальный стиль в разных областях искусства (рельефы на камне, изображения животных - сфинксы, львы), а также в архитектуре.
Слайд 9. Хаттушаш (Хаттуш, Хаттушас, Хаттус, Хаттуса, Хаттусас) - столица и колыбель древнего Хеттского царства, современный Богазкёй, был окружен крепостными стенами длиной 6 км, украшенными с внутренней стороны рельефами. Хаттушаш расположен в центральной Анатолии на берегу р. Кызыл-Ирмак (в древности р. Халис) в 150 км к северо-востоку от Анкары. Хаттушаш основан около 2500 г. до н.э., а был обнаружен в 1834 г. Его планомерные раскопки ведутся с 1906 г. В 1986 г. Хаттушаш был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В свое время это был один из могущественных городов мира. Он был построен в виде мощной крепости с цитаделью, в которой размещался дворец и главные храмы. Царские ворота с рельефом бога Тешуба - хурритский бог грозы, почитавшийся во всей Малой Азии. Он изображался с пучком молний и боевым топором в руках, являясь одновременно и богом войны. Ворота Асланлыкапы (Львиные ворота) столицы хеттской империи.
Слайд 10. К осени 2005 года была завершена реконструкция 65-метрового участка стены. Археологи традиционным способом изготовили около 64 000 кирпичей массой 34 килограмма каждый.
Слайд 11. Богазкёйский архив сохранил нам богатую хеттскую литературу, содержащую тексты официального характера (указы царей, анналы), а также мифы, легенды. Благодаря этому архиву мы узнали об одной из ранних автобиографий в мировой литературе - «Автобиографией Хаттусили III». В новохеттский период было переведено на хеттский язык значительное число произведений литературы народов Ближнего Востока («Эпос о Гильгамеше», хурритские мифы).
Слайд 12. В двух километрах от Хаттушаш находится святилище Язылыкая (в переводе с турецкого – «скала изваяний»), украшенное высеченными прямо в скале барельефами. В 1906–1912 гг. экспедиция под руководством немецкого востоковеда Г. Винклера произвела здесь первые археологические исследования, в результате которых были обнаружены архивы, статуи, несколько храмов и захоронение, расположенное в скале (отсюда и название). В результате расшифровки клинописных табличек выяснилось, что храм Язылыкая использовался хеттскими царями Нового царства (XIV–XIII вв. до н.э.) для заупокойного культа их династии, имевшей хурритское происхождение. Святилище в Язылыкае является важнейшим из тех немногих монументов, которые с уверенностью датируются эпохой империи. Стены естественного углубления в горном склоне здесь украшены горельефным изображением богов и богинь, которые шествуют двумя процессиями, встречающимися в центре дальней стены, напротив входа. Многие божества несут в руках символические предметы. При исследовании рельефа ученые обнаружили, что хетты заимствовали хурритский пантеон богов.
Слайд 13. Высокого уровня достигла обработка камня, прекрасным примером которой является высеченная в скале скульптурная галерея в Язылыкая. Процессия воинов, рельеф, XIV-XIII вв. до н. э. Рельеф на западной стене Святилища. Царь Тудхалиас IV, охраняемый богом Шарруммой, рельеф XIV-XIII вв. до н.э. «Бог-кинжал» - меч с эфесом в форме 4 лежащих львов, два из которых обращены головами к острию меча, а два — в противоположные стороны от его центральной оси и набалдашником в виде головы бога подземного мира - Нергала.
Слайд 14. Выводы
Хеттская цивилизация была высоко развита во всех областях, которые можно соотнести непосредственно с культурой правящего класса: в военной сфере, в области политической организации, законодательства и судопроизводства. Литература и религия, несмотря на множество интересных особенностей, оставались на примитивном уровне и изобиловали заимствованными хаттскими и хурритскими элементами. В Древнем царстве царь оставался по преимуществу военным вождём, и лишь позднее на первый план вышли его религиозные функции. В сфере искусства хетты обладали известными талантами, однако монументальная каменная скульптура в эпоху поздней империи развивалась, по-видимому, лишь благодаря поощрительным мерам со стороны правителей.
Многие проблемы до сих пор не нашли удовлетворительного разрешения. Неясно, к примеру, когда именно и по какому маршруту индоевропейцы пришли в Малую Азию; как зародились хеттская клинопись и иероглифика (расшифрованная ещё далеко не полностью); каковы исторические связи между хеттским сводом законов и месопотамскими кодексами. Главную же проблему составляет построение точной карты Хеттского царства, с помощью которой могли бы проясниться отчёты о военных походах хеттских царей. Остаётся надеяться, что в ходе возобновившихся ныне раскопок в Богазкёе и других местах будет найдено ещё множество клинописных табличек, которые позволят дать ответы на все эти важнейшие вопросы и разъяснить ещё массу деталей, о которых мы располагаем слишком скудной информацией.
Слайд 15. Используемые источники.
Хитрый коврик
Простые новогодние шары из бумаги
Хитрость Дидоны
Где спят снеговики?
Шелковая горка