Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_proekta_borba_i_preodolenie_v_zhizni_i_tvorchestve_lyudviga_van_bethovena.docx | 35.08 КБ |
Тезисы «Борьба и преодоление в жизни и творчестве Людвига ван Бетховена»
1 слайд. Название – «Борьба и преодоление в жизни и творчестве Людвига ван Бетховена». Актуальность: противоречие между окружающей действительностью и эталонами музыкального образования. Проблема: бездуховность и отсутствие высоких идеалов в современном звукового пространства подростков.
2 слайд. Цель: приобщиться к высшим достижениям музыкальной культуры человечества через музыку Людвига ван Бетховена.
Задачи: 1. Формировать интерес к творчеству великого композитора Людвига ван Бетховена.
2. Проследить за противостоянием человеческой воли и жизненных испытаний на непревзойдённых примерах музыки Людвига ван Бетховена.
3. Попытаться познать и изменить себя через искусство Людвига ван Бетховена.
3 слайд. Методы исследования: 1. Поиск и подбор информации по теме (литературы, материалов в Интернете, музыки). 2. Анализ собранной информации. 3. Обобщение информации. 4. Синтез новых знаний для себя и окружающих.
4 слайд. Форма проекта – исследовательский проект. Попытаться выявить, как формировался характер, духовный мир и жизненные идеалы Людвига ван Бетховена: семья; учителя; духовные наставники; окружающие современники; отзывы выдающихся людей.
5 слайд. Мировоззрение Бетховена складывалось под воздействием идей Просвещения и свободолюбивых идеалов Французской революции. В музыкальном отношении его творчество, с одной стороны, продолжало традиции венского классицизма, с другой – запечатлело черты нового, романтического искусства. От классицизма в произведениях Бетховена – возвышенность содержания, прекрасное владение музыкальными формами. Обращение к жанрам симфонии и сонаты. От романтизма – смелое экспериментаторство в области этих жанров, интерес к вокальной и фортепианной миниатюре, к программности своих произведений.
Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков, опираясь на наследие Генделя, Гайдна и Моцарта.
6 слайд. Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря. Его отец, Иоганн Бетховен (1740-1792), был певцом, тенором в придворной капелле. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1748-1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце. Они поженились в 1767 году. Дед, Людвиг Бетховен (1712-1773), был родом из Мехелена (Южные Нидерланды). Он служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, басом, а затем - капельмейстером.
Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой - на скрипке.
7 слайд. Однако, настоящим наставником Бетховена стал композитор, дирижёр и органист Кристиан Готлиб Нефе (1748-1798). С одиннадцати лет Бетховен служил помощником органиста в церкви. Потом - придворным органистом, концертмейстером в оперном театре Бонна.
В неполных 12 лет Бетховен с успехом заменял Нефе; тогда же вышла его первая публикация (12 вариаций для клавира на марш Э.К. Дреслера). Однако, вскоре, Людвиг ван Бетховен начал учиться написанию оперных партий у Антонио Сальери, который относился к Бетховену с большой симпатией. Сальери был последователем музыкальных трагедий Глюка, чьи оперы вызывали страстное восхищение молодого композитора возвышенностью характеров, обилием героических ситуаций и глубокой эмоциональностью.
8 слайд. В 1787 Бетховен посетил в Вене В.А. Моцарта, который высоко оценил его искусство пианиста-импровизатора, сказав, прослушав игру Бетховена: «Обратите внимание на него. Он всех заставит о себе говорить».
Первое пребывание Бетховена в тогдашней музыкальной столице Европы было недолгим (узнав, что его мать при смерти, он вернулся в Бонн).
В 1788 Бетховен поступил на философский факультет Боннского университета, однако проучился там недолго.
В 1792 г. И. Гайдн приехал в Бонн. И здесь Людвиг ван Бетховен представил на его суд своё большое сочинения для оркестра, хора и солистов «Кантату на смерть Иосифа II». И. Гайдн по достоинству оценил это произведение. Это позволило Бетховену уехать в Вену, чтобы совершенствовался в композиции у Франца Йозефа Гайдна (с которым у него отношения не сложились), затем у И.Б. Шенка, И.Г. Альбрехтсбергера (1736-1809) и Антонио Сальери (1750-1825). До 1794 он пользовался финансовой поддержкой курфюрста, после чего нашел богатых покровителей среди венской аристократии во дворцах Лихтенштейна, К. Лихновского, Лобковица, А.и Н. Эстергази, Кинского, Апони, Броуна, Тун, русского графа Разумовского и других.
Вскоре Бетховен стал одним из самых модных в Вене салонных пианистов. Публичный дебют Бетховена-пианиста состоялся в 1795 году. Тем же годом датированы его первые крупные публикации. По отзывам современников, в игре Бетховена бурный темперамент и виртуозный блеск сочетались с богатством воображения и глубиной чувства. Неудивительно, что его самые глубокие и оригинальные произведения этого периода предназначены для фортепиано.
В конце 1790-х у Людвига Бетховена начала развиваться глухота; не позднее 1801 он осознал, что эта болезнь прогрессирует и грозит полной потерей слуха. В октябре 1802, находясь в деревне Гейлигенштадт под Веной, Бетховен направил своим двум братьям документ крайне пессимистического содержания, известный как «Гейлигенштадтское завещание». Вскоре, однако, он сумел преодолеть душевный кризис и вернулся к творчеству. Выходом из кризиса стала Третья симфония - «Героическая» (1803) фрагмент. В качестве эпиграфа ко всему периоду мог бы служить авторский подзаголовок «Через борьбу - к победе» - такова основная идея, с убедительной, всепокоряющей мощью воплощенная в его симфонии. Первоначально Бетховен предполагал посвятить ее Наполеону Бонапарту, однако узнав, что тот объявил себя императором, отказался от этого намерения, воскликнув: «Этот - тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!»
Новый - так называемый средний - период творческой биографии Бетховена, начало которого принято относить к 1803, а конец к 1812 г., ознаменован усилением драматических и героических мотивов в его музыке. Не находя в реальном мире путей для реализации своих свободолюбивых идеалов, Бетховен ведёт борьбу за них в своих гениальных произведениях и никогда не изменяет им.
К примеру, фортепианная соната №23 - «Аппассионата» (1805), посвящённая одному из близких друзей – Францу фон Брусвику. По масштабам соната приближается к симфонии. Сам Бетховен связывал её содержание с «Бурей» Шекспира. Где показано могущество сил природы и воля человека, укрощающего и покоряющего стихию. И здесь композитор выступает против всех сил угнетения. В этой сонате борьба только начинается, т. к. завершается она самой драматической частью.
Любознательность Бетховена не ограничивалась музыкой. В одном из писем к своему издателю Гертелю, в 1809 г., он писал: «Не существует сочинения, которое было бы для меня через чур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле этого слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи, да будет стыдно всякому художнику, не считавшему своей обязанностью делать, по меньшей мере, то же, что и я». Эта благородная потребность в познании составляла одну из выдающихся черт личности великого композитора.
9 слайд. Большое влияние на Бетховена оказало творчество Генделя, почитателем которого был Нефе. Он же (Нефе) научил Людвига ван Бетховена ценить творения И.С. Баха. Углубленное изучение произведений И.С. Баха обогатило внутренний мир Людвига ван Бетховена. Личность Бетховена имела много общего с могучей личностью Генделя. Редкая проникновенность в выражении человеческого страдания и подъем, с которым Гендель передавал чувства торжествующей радости. Его светлое миросозерцание в целом привлекало к нему Бетховена.
Героическим, мятежным духом проникнуты и такие произведения, как Пятая симфония (1808) с ее знаменитым «мотивом судьбы»; здесь противостояние и напряжение разрешается триумфальным радостным финалом. Сопоставив две части Симфонии №5 - 1-ю и 4-ю можно убедиться в развитии творческого замысла композитора: через борьбу - к победе", "через тернии - к звёздам" (Per astera ad astra - через тернии к звездам. Это фраза из сочинения «Неистовый Геркулес» римского философа-стоика Сенеки).
Увертюра «Эгмонт» (1810), по поэме И. Гёте (о борьбе нидерландского народа против испанский завоевателей). Благодаря музыке события истории становятся для нас живой страницей. Слова из заключительного монолога Эгмонта: "Я выйду из темницы навстречу смерти почетной. Я умираю за свободу! Ради нее я жил, боролся и за нее приношу себя в жертву... За Родину сражайтесь! Радостно отдайте жизнь за то, что нам всего дороже - за вольность, за свободу! В чем вам пример сегодня подаю!"
Что побудило поэта и композитора, живших в XVIII в., обратиться к драматическим событиям, происшедшим двумя веками раньше, в XVI в. (Непосредственная связь той эпохи с эпохой, в которую жили художники, - эпохой французской революции, лозунгами которой были "Свобода. Равенство. Братство." И обобщенная картина борьбы фламандского народа за свою свободу, как отражение событий буржуазной революции XVI в. в Нидерландах и судьбы одного из ее вождей - Эгмонта, погибшего на эшафоте.) В опере «Фиделио» на сюжет о плененном борце за справедливость (первые 2 редакции 1805-1806, окончательная - 1814) героическим, мятежным духом проникнуты всё произведение.
Вершиной симфонического творчества Бетховена стала Девятая симфония (задумана она была ещё в 1812 г., но работал над ней композитор с 1822 по 1823 г.). Симфония грандиозна по масштабам; особенно необычен финал, представляющий собой нечто вроде большой кантаты для хора, солистов и оркестра, написанной на текст оды «К радости» Иоганна Фридриха Шиллера. Радость Бетховен понимал как восхищение гармонией природы и мироздания, как осознание всеобщего человеческого братства, равенства людей перед Богом.
Положив на музыку текст Шиллера, Бетховен сократил его. Он убрал философские размышления и оставил лишь те фрагменты, в которых прославляется Бог и стремление к победе человеческого духа. Таким образом, композитор создал собственную «Оду к радости», весьма отличающуюся от оригинала.
Бетховен умер в возрасте 56 лет в 1827 году. Свыше двадцати тысяч человек шли за его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена Реквием до-минор Луиджи Керубини.
13 слайд. Список использованных источников:
3. Энциклопедия для детей. Т. 7, Искусство. Часть 3. Изд-во «Аванта», Москва 2000, 624 с.
4. А. Альшванг. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчества. Изд-во «Музыка», Москва 1977, 447 с.
"Бетховен. Симфония №5"(фрагмент)
Зимняя сказка
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Зимний дуб
Девочка-Снегурочка
Простые новогодние шары из бумаги