Культурный, воспитанный человек может и не иметь большого образования, а вот обязательно ли всякий образованный человек – культурный? Как образование формирует культуру? что такое культурный человек, определить очень сложно. Я думаю, что культурный человек – это тот, с которым удобно и комфортно жить рядом, толерантный. Есть такая знаменитая фраза – культурный человек не тот, который не уронит соус на скатерть, а тот, который не заметит, что это сделал сосед. Для того чтобы понять, что значит быть культурным человеком нужно обратиться к понятию культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnyy.docx | 699.93 КБ |
Что значит быть культурным человеком и нужно ли им быть?
Пусть дети помнят, что не словами,
но поступками определяется истинная Культура человека.
Культурный, воспитанный человек может и не иметь большого образования, а вот обязательно ли всякий образованный человек – культурный? Как образование формирует культуру? что такое культурный человек, определить очень сложно. Я думаю, что культурный человек – это тот, с которым удобно и комфортно жить рядом, толерантный. Есть такая знаменитая фраза – культурный человек не тот, который не уронит соус на скатерть, а тот, который не заметит, что это сделал сосед. Для того чтобы понять, что значит быть культурным человеком нужно обратиться к понятию культуры.
В мире существует большое количество философских и научных мнений, именно поэтому культура имеет несколько определений. Обобщив их можно смело сказать, что в современном понимании культура — есть социально значимая информация, передающаяся из поколения в поколение и выражающаяся через ценности, нормы, смыслы и знаки (символы).
И это так, ведь культура человека состоит не только из культурного общения и обходительности, но и из умения трудится на общее благо.
Культурного человека легко заметить в толпе, он совершенствуется и ему всё удаётся. Чем богаче его культура, накопленная поколениями, тем большее преимущество он имеет.
Но нельзя забывать, что стремление играет решающую роль. Без цели быть культурным и жить в культурном обществе, человек даже не задумается о том, чтобы сотрудничать с другими, не просто потому что это выгодно, а для того чтоб совершенствоваться.
Не культурный человек, никогда не станет известным для следующих поколений, а дурная слава так же быстро угаснет, как вспыхнула.
Культурный человек, ведёт себя так же и в общении с близкими ему людьми, и в общении со своей второй половинкой.
Но не следует вдаваться в крайности и угождать всем, нужно вежливо говорить нет, когда нужно сказать нет.
Но одного стремления и семейного воспитания не достаточно. Чтобы быть культурным нужно жить в культурном обществе. В этом случае усилия не будут напрасны.
Культура человека проявляется как посредством социальных отношений, так и через его связь с природой. Он стремится понять социокультурный смысл окружающего его мира.
Высшее состояние культуры отражено в понятии идеала, который разворачивается последовательно в своей самореализации через символы, ценности, отношения и деятельность. Данная последовательность обусловлена нисхождением к конкретному от идеала к воплощению в человеческой деятельности через исторически укорененную символику. Символы культуры находят свое выражение в многообразии ценностных отношений, предопределяющих иерархию ценностей разных исторических эпох, а приоритетные ценностные ориентиры оказывают влияние на направленность творческой деятельности.
«Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может — должен — мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте» (В.И. Вернадский).
Понятие некультурного человека также привлекает многих людей. Оно как бы привораживает и подчиняет себе человека, разрушая личность и увлекая за собой разрушение цивилизации, обращая в варварство любые ее достижения.
Я провела опрос среди обычных людей различного возраста, по следующим вопросам:
1. Что отличает культурного человека от других людей?
2. Культурный человек должен...
3. Среди культурных людей я чувствую...
4.Всех культурных людей объединяет...
5. Где чаще всего можно встретить культурного человека?
6. Культурным человеком я называю...
7. Важнее всего для культурного человека...
8. Среди культурных людей бывают...
9. Культурный человек никогда...
10. Культурный человек всегда...
11. Противоположность культурному человеку...
12. Я не могу назвать культурным человеком того...
Исходя из проведённого опроса можно составить примерный портрет культурного человека.
1. От других его отличает вежливое и уважительное отношение к собеседнику, в любой ситуации, степень эрудированности.
2. Культурный человек должен быть вежливым и образованным, не прекращать учиться на протяжении всей жизни.
3. Среди культурных людей одни чувствуют себя скованно, другие уютно и уверенно, но и те и другие чувствуют необходимость развиваться.
4. Всех культурных людей объединяет умение культурно вести себя в обществе и стремление к дальнейшему развитию.
5. Культурных людей можно встретить на различных мероприятиях, соответствующих их культурному уровню развития, но это не значит, что на каждом мероприятии обязательно должны быть культурные люди.
6. Культурным, я называю человека, который доброжелательно относится к другим, но в первую очередь уважает себя и стремится к получению новых знаний.
7. Важнее всего для культурного человека быть вежливым и культурным, уважать себя и других и стремиться к развитию.
8. Среди культурных людей можно встретить много интересных собеседников, но не факт, что они окажутся не занудами.
9. Культурный человек никогда не применит грубую силу и не опуститься до сквернословия.
10. Культурный человек всегда вежлив, доброжелателен и может поддержать беседу в нужном «ключе».
11. Противоположностью культурному человеку является хам, быдло, человек с узким кругом примитивных интересов (алкоголь, клубы, игры) заведомо не желающий ничего знать.
12. Я не могу назвать культурным человеком того, кто не стремится к знаниям, не уважает себя и других, унижает людей, матерится, курит в подъездах и лифтах и там же мочится, т.е. большую часть населения нашей страны.
Наверное, вряд ли найдется среди духовно здоровых людей такой человек, который не хотел бы быть культурным. Однако под этим часто подразумевают лишь знание приличий и умение быть обходительным. Несомненно, вежливость – одно из условий, составляющих многокомпонентное качество культурности, характеризующее человека, по духу соответствующего высокому понятию Культуры. Однако, вежливость еще не есть культурность, и этикет еще не Этика.
ЭТИКА – ОСНОВА ЖИЗНИ
То, что называют этикетом, исходит из этических, фундаментальных основ жизни, но не этикет (безжизненный свод правил поведения, которым подчас подменяют Культуру), а именно Этика есть живая, культурная основа жизни.
(Живая – в значении: жизненная, настоящая, деятельная, выразительная, отвечающая реальным потребностям – см. Словарь русского языка). Вежливым можно назвать человека, который знает и соблюдает правила поведения, правила этикета. Слово "этикет" происходит от французского "etiquette" - ярлык, поведение. Действительно, манера поведения человека - это его своеобразная визитная карточка. В разное время у разных народов был разный этикет. Можно услышать: "придворный этикет", "рыцарский этикет", "дипломатический этикет".
Иногда правила поведения в общественных местах были неписаные, а иногда их записывали. Так, в ХVI веке на Руси появился "Домострой". Правила поведения играют такую большую роль в жизни общества, что император Петр I собственноручно написал сборник правил этикета "Юности честное зерцало".
Юности честное зерцало
Эти правила поведения написаны собственноручно императором Петром I (ХVIII век) и предназначались дворянским детям. Петр I, борясь с пережитками старины, хотел приобщить русских дворян к европейскому этикету, с которым сам познакомился во время своего пребывания за границей.
"...Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах; на руку не дерзок и не драчлив...
Младые отроки должны всегда между собой говорить иностранные языки, дабы тем навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать...
Когда прилучится (случиться) и тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу:
Во-первых, обрежь свои ногти, да не явится якобы оные бархатом обшиты. Умой руки и сяди благочинно, сиди прямо, не хватай перьвой блюдо, не жри, как свинья, и не дуй в ушное (варево, суп, уха), чтоб везде брызгало, не сопи, когда яси (ешь). Первой не пий, будь воздержан, и бегай пиянства, пий и яждь (ешь), сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть того, прочее отдай другому и возблагодари ему... Не утирай губ рукою, но полотенцем... не облизывай перстов и не грызи косей, но обрежь ножом.Зубов ножом не чистишь... Над яствою (едой) не чавкай, как свинья, головы не чеши, не проглоти куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже... Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего..."
Одни правила этикета не только дошли до нас, но и сохранили первоначальное значение. Например, если в помещение входит взрослый, дети встают в знак уважения.
Другие правила этикета дошли до наших времен, хотя и изменили свое первоначальное значение. Если первобытный человек первой пропускал в пещеру женщину, то он берег себя - охотника, без которого племя могло погибнуть от голода; женщины не добывали много пищи, поэтому для племени не было большой потерей, если на вошедшую первой в пещеру женщину нападет пещерный медведь. Сегодня мужчина пропускает в помещение женщину, придерживая открытую дверь, в знак внимания к ней. В средние века рыцари снимали шлем и боевые перчатки, входя в жилище, демонстрируя хозяину свои миролюбивые намерения. Рыцарь в шлеме с опущенным забралом и в перчатках был опасен - он был готов к бою. Сегодня воспитанный мужчина снимает головной убор, входя в помещение. На протяжении многовековой истории развития человеческой мысли этические положения исходили из тезиса о единстве Сущего и Должного.
Положения этики, нравственные нормы выводились непосредственно из природы мироздания, всего живого, в т.ч. человека, что связано с космическим характером существования самого человека, как это отмечалось в восточной и античной философии. Понятие должного (этического, нравственного) существовало всегда и везде как основа жизни, и та «свобода», которую установило для себя «цивилизованное» человечество от нравственных, духовных законов бытия, давно уже переступила границы дозволенного, перешла в распущенность; это пошатнуло опору, нарушило равновесие, прекратило поступательное развитие общества. Все это заставляет самым серьезным образом обратиться к Основам жизни, глубоко вникая и пересматривая свое отношение к привычным понятиям: долгу, чести, совести, достоинству, составляющим этическую основу человеческого бытия и формирующим Культуру личности.
Чем дальше развивается цивилизация, тем более актуальным становится вопрос о формировании культуры личности, поскольку и управление сложными техническими средствами, и использование высоких технологий требуют так же и высокого уровня развития человека, осознания им своей ответственности перед обществом – это нравственное чувство является необходимым признаком культуры личности.
Хорошо, если у человека чувство ответственности проявляется с детства, но у большинства оно может и должно быть воспитано, и начинать формировать (культивировать) это качество личности надо как можно раньше.
Безответственный человек не может быть культурным.
Но разве может быть культурным эгоист? Себялюбивому нет дела до других, и чувство самоотверженной любви ему незнакомо, так же как и понятие Общего блага. Но без этого нет Культуры. Недаром в Лицее, где воспитывался А.С. Пушкин и откуда вышли многие выдающиеся личности, был девиз: «На пользу общую».
НА ОБЩЕЕ БЛАГО
Умение самоотверженно трудиться на благо Общее отличает культурного человека в ряду других людей, и такое желание возникает лишь у того, кому свойственно сердечное устремление к совершенствованию. Без самосовершенствования нет Культуры, как и без качества сердечности нет культурности. Внешняя, показная вежливость не скроет жестокосердия, и не зря говорится: бессердечие есть ничто иное, как а-культурное состояние сердца. Особенность заключается в том, что сердце нужно воспитывать. Не будем принимать эти слова как отвлеченное поучение, но отметим для себя, что нельзя образовать мозг без утончения сердца.
Быть культурным, значит быть способным к сотрудничеству, а это есть самый быстрый путь к совершенствованию. Без этого качества человечеству не переступить порог Новой эпохи, в которой сотрудничество будет основой творчества.
Умение сотрудничать, также надо воспитывать, и способность к этому проявляется тогда, когда человек всеми мыслями и действиями своими направлен к лучшему, прекрасному, и это является правилом его жизни. Такой человек не допустит ссоры с сотрудниками (или с кем бы то ни было), ибо это попросту некрасиво, и он знает, что первый признак культуры – отсутствие личных раздоров.
Однако, умение ладить с людьми вовсе не означает беспринципности, так же как и великодушие, атрибут культурности, не означает попустительства всякой пошлости и безнравственности. Именно пошлость, эгоизм, лицемерие являются противниками Культуры, и управляет ими все та же невежественность.
ОТКРЫТОСТЬ НОВОМУ, СОЗИДАТЕЛЬНОМУ
Невежество недаром считается причиной всех бед, поскольку, благодаря ему, расцветает эгоизм и основанные на нем нетерпимость, зависть, обидчивость, ложь и многие другие отвратительные свойства человеческой натуры, препятствующие культурному развитию не только человека, но и всего общества. Правда, мало у кого хватит духу признаться, хотя бы себе, в невежественности, но многие замечают за собой, что знаний-то подчас и не хватает.
Но что мешает узнавать?
О том, что «невежество есть тягчайшее преступление», люди знают давно, и многие, многие из великих указывали человечеству на этот недуг. Однако, до сих пор даже те, кто считают себя культурным, позволяют себе враждебно относиться ко всему, что выходит за пределы установленного уровня мышления.
Отрицательное отношение к новому не может являться принадлежностью развитого сознания. Именно, стремление к Знаниям и открытость ко всему новому, эволюционно-строительному – в этом еще одна особенность и характерная черта культурного человека.
От невежества до высокого качества культурности человеку надо пройти, как известно, немало ступеней и для начала надо стать цивилизованным – овладеть так называемой функциональной грамотностью, уметь пользоваться основными современными техническими средствами. Можно сказать, что культурный человек всегда цивилизован, но, как известно, не каждого цивилизованного человека можно назвать культурным.
Продвигаясь к вратам Культуры, мы получаем образование, но, становясь образованными, становимся ли при этом (автоматически) культурными?
Образованность, безусловно, внушает уважение общества, ибо много труда и старания надо вложить, чтобы овладеть, как это подобает современному культурному человеку, большими знаниями, ориентируясь в различных сферах Культуры: не только в искусстве, но в науке – быть в курсе последних научных достижений, а также быть знакомым с особенностями мировых религий, проявляя при этом особый интерес к отечественной Культуре, ибо небрежение к Родине было бы, прежде всего некультурностью.
Однако многим известно, что не каждого образованного, просвещенного человека можно назвать интеллигентным – что же свойственно этому понятию ? Кроме интеллектуальности, это: честность и порядочность, достоинство личности и умение уважать человеческое достоинство в других, отзывчивость, сдержанность и многое другое. Все качества, характерные для интеллигентного человека, содержат нравственный, духовный аспект, и их охотно перечислят и назовут сами учащиеся на диспуте, посвященном теме культурности и интеллигентности в человеке, что чрезвычайно полезно проводить время от времени в школе, в каждой параллели обучения, а также в профессиональных учебных заведениях.
Но и интеллигентному человеку еще много над чем остается работать в стремлении овладеть ключами, которыми открываются двери входа, ведущего к высокой Культуре. Нужен постоянный рост и утонченность духа.
Расширение и утончение мышления , а также чувство красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Ограниченное отрицание не имеет места в его кругозоре, и все, что может облегчать эволюцию, приветствуется им.
Тема формирования качеств культурного человека заставляет задуматься над многими вопросами, в том числе и над такими: может ли культурный человек быть равнодушным к историческому прошлому своей Родины и ее будущему? Может он ли он относиться без уважения к понятию Учитель и не быть благодарным ко всем, научившим его? Может ли он позволить себе быть неискренним или нетерпимым?
Эти и многие другие вопросы не раз поставит перед собой человек мыслящий, человек культурный.
Так что же отличает культурного человека?
– цивилизованность и образованность,
– интеллигентность и ответственность,
– умение ценить высокие достижения и почитание Высшего начала,
– любовь к Природе и Родине,
– признательность и умение быть благодарным,
– преклонение перед Прекрасным и утонченность вкуса,
– почитание Знания, творческий труд и стремление к высокому качеству,
– истинное понимание сотрудничества и доброжелательство,
– сердечная преданность ко всему новому, созидательному,
– утонченность и культура сердца...
Без этих качеств нет культурности, но более всего отличает человека высокой Культуры то, что:
– он никогда не солжет,
– сохранит самообладание и достоинство в любых обстоятельствах и поможет другому,
– и каждый день он учится чему-нибудь, а красота – критерий этих знаний.
КУЛЬТУРА НЕ БУРЬЯН, ОНА РАСТЕТ ЛИШЬ В ДУХОВНО ВОЗДЕЛАННЫХ САДАХ
Культура – сад благоуханный, где лучшие плоды творений человеческих, но сад этот требует ухода: заботливо поддерживать каждый росток добра и не допускать сорнякам беспрепятственно разрастаться. Необходимо постоянно вести борьбу против роста бурьяна в своем сознании. Нетерпимость, невежество, лень, эгоизм, лицемерие... «При каждом проявлении в себе нежелательных качеств, следует тотчас же волей пресекать возможность свободного их проявления и обуздывать их. Хороший садовник следит ежедневно за каждым растением в саду» (Б.Н. Абрамов).
Я решила принять участие в конкурсе исследовательских работ, чтобы выступить в защиту культуры, чтобы доказать всем, что культура - важная составляющая нашего внутреннего мира, которая облагораживает человека и помогает в жизни.
Что значит быть культурным человеком в наше время? К сожалению, в современном обществе мало людей задумывается о настоящей, подлинной культуре. Их больше занимают бытовые проблемы, материальные нужды, поиски престижной работы, комфорта и уюта. И мало кто из них обращается к духовному и нравственному началу.
Культура нужна современному обществу! И, на мой взгляд, это, прежде всего, нравственная чистота. Если у тебя чистая душа, ясные помыслы, то и поступки твои будут такими же и принесут людям только добро и радость. И порой для того, чтобы быть культурным, не нужно высшее образование и масса умных книг.
Сегодня важно быть культурным человеком, потому что культурный человек - это не только тот, кто регулярно посещает все премьерные спектакли, присутствует на выставках, с гордостью рассказывает о том, что он побывал во многих музеях мира. Культурный человек - это тот, кто не хочет причинить другим неприятности своими действиями, тот, кто, совершая поступок, думает о его последствиях, кто чувствителен к прекрасному, кто может даже в простом и обыденном найти чудо.
Культурный человек вежлив и тактичен, умен и благороден, уважителен по отношению к старшим, владеет русским литературным языком, чтит традиции своего государства. А хорошее отношение к женщинам, к природе, просто к частице живого? Это тоже часть культуры, утраченной многими и забытой. Духовная культура – это уровень развития человека, его внутреннее богатство. В понятие культура входит: культура общения, поведения в обществе, национальная культура, культура в одежде и т. д.
В разное историческое время представление о культуре было разным. Человечество изменяло её, совершенствовало. Свой вклад в мировую культуру внесли все народы в разные исторические периоды. Где бы ни находился человек, он изменял и развивал свою культуру по-разному. Учёные, врачи, писатели, композиторы, художники, архитекторы, актёры
театра и кино, спортсмены, исследователи, первооткрыватели, реформаторы, изобретатели, мыслители и философы – все эти люди много работали, чтобы внести вклад в развитие культуры всего человечества. Нельзя быть сегодня культурным человеком по правилам восемнадцатого века.
Подлинную культуру нельзя купить, взять напрокат, позаимствовать у другого человека. Подлинный путь к культуре – это путь труда, радости и приобретения духовных ценностей, путь самообучения. Развитие культуры – это движение вверх к самопознанию себя и человечества, это сложный путь и тяжёлый труд. Как писал Н. Заболоцкий:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь.
Поэтому истинно культурных людей меньше, чем тех, которые стремятся к материальным благам. Ещё Сократ говорил: «За идущим вниз пойдут многие. Подъём вверх требует намного больше сил».
Если человек стремится овладеть вершинами художественной культуры, где перед ним открываются возможности получать духовные наслаждения, то его жизнь станет более интересной, яркой и содержательной. По-настоящему культурный человек стремится быть широко образованным. Человек культурный способен увидеть жизнь во всей её полноте и сложности.
Одним из проявлений культуры человека является культура общения – готовность и способность к сопереживанию и уважению. В основе такой культуры лежит культура чувств. Она выражается в душевной открытости, доброжелательности, готовности принять участие в судьбе
других людей и, в то же время, непримиримости к проявлениям зла и несправедливости.
Современный человек не может быть в полной мере современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой и отечественной культуры. Он не может быть счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей, его отличает глубокая человечность.
Согласитесь, сегодня мы все как-то слишком «раскрепостились», утратили комплексы и стали терпимее относиться к несоблюдению даже элементарных правил этикета. Правда, некоторые из них устарели, некоторые претерпели изменения. Но остались незыблемые правила, которые будут действовать во все времена: «Никакие ваши действия никоим образом не должны ущемлять интересы окружающих вас людей».
А теперь представьте себе салон общественного транспорта, где практически каждый пассажир имеет мобильный телефон, который может зазвонить в любую минуту. И это естественно, на то он и телефон, чтобы звонить и соединять с людьми. Но то, как люди пользуются телефоном в общественном месте, и является тестом на бескультурье.
Каждому из нас приходилось наблюдать картину, когда пассажир, устроившись на сиденье, тут же достает телефон, начинает обзванивать своих знакомых и, не стесняясь окружающих, обсуждать подробности частной жизни. Для некоторых такой «нетелефонный! Разговор – способ скоротать время в пути (и в пробках), и их совершенно не волнует, каково окружающим слушать эти, как правило, пустые и никому не интересные разговоры.
Особенно любят поболтать по телефону в общественном транспорте молодые люди. Они даже не стесняются употреблять при этом нецензурные слова, что является уже серьезным правонарушением.
Экстренный звонок
«Что ж теперь, вообще не отвечать на звонки, если находишься в общественном транспорте? А если мне кто-то хочет сообщить что-то экстренное?» - спросите вы. Да, находясь в общественном месте, звонить нежелательно. А никакого более общественного места, чем городской транспорт, особенно в час пик, просто невозможно себе представить, разве что концертный или кинозал. Но там никому не приходит в голову разговаривать по телефону. Исключением может быть экстренный звонок. Например, допустимо позвонить и сказать ожидающим вас людям, что вы задерживаетесь из-за того, что попали в пробку. Но этим и ограничиться, а не описывать, как много транспорта на улице или сколько аварий вам встретилось по пути. Позвонили, сообщили, что задерживаетесь, извинились и отключили телефон.
Вам звонят
А что делать, если во время поездки раздается звонок вашего мобильного телефона? Человек, который звонит вам, не может знать, где вы в данный момент находитесь, поэтому совсем не ответить на звонок будет невежливо, но и начинать пространную беседу недопустимо. Вежливым и правильным по этикету можно считать ответ, что вы в данный момент в пути и разговаривать не можете, поэтому перезвоните позже. Так вы не обидите звонящего, а ваше поведение будет свидетельствовать о вашей воспитанности и вежливости по отношению к окружающим. Если вдруг у звонящего к вам очень срочный, не терпящий отлагательства вопрос, постарайтесь ответить на него как можно более точно и кратко, не вдаваясь в подробные объяснения.
Шепотом или вполголоса
Если вам все-таки приходится разговаривать по телефону в общественном транспорте, вовсе не обязательно кричать на весь салон. Если в вашем телефоне хороший микрофон, вас услышат, даже если говорить шепотом. Телефоном, в который надо кричать или по сто раз переспрашивать, пользоваться в общественном месте – нельзя!
«А ну, возьми трубку!»
Выбор ринг-тона или звонка на мобильном – дело вкуса каждого владельца аппарата. Но подумайте, не будет ли вам неловко перед окружающими за вызывающий вас звонок. Многие намеренно устанавливают смешные ринг-тоны, а то и песни с нецензурным текстом, не задумываясь о том, как они будут звучать в общественном месте. Даже самые громкие мелодии мы уже научились воспринимать спокойно. Сложнее со словесными ринг-тонами. Когда в транспорте за вашей спиной вдруг незнакомый голос громко объявляет: «А ну, возьми трубку!» Кому говорю! Тебе звонят», остается только подпрыгнуть от неожиданности. Воспитанный человек поставит какой-нибудь нейтральный звонок, чтобы он не пугал и не смущал окружающих.
Как видите, правила мобильного этикета не так уж сложны. Они не ущемляют ваших прав и не нарушают прав окружающих вас людей. Но если им следовать, на вас никогда не будут оглядываться с осуждением. Наверняка каждый из нас, находясь в окружении пассажиров, которые говорят по телефону, чувствовал, что чуть ли не сходит с ума от этой какофонии.
В общем, картина складывается неприглядная. Причем, и на работе, и дома эти люди, скорее всего, разговаривая по телефону, стараются уединиться, но почему-то в общественном транспорте их воспитание куда-то улетучивается. Может быть, потому, что вокруг чужие, незнакомые люди и их можно не брать в расчет, без стеснения сплетничая и злословя о своих знакомых?
Согласитесь, именно таких людей не хватает нам сегодня. Я ощущаю потребность в культурном общении со своими одноклассниками, а многие из них ничего не замечают дальше экрана сотового телефона. Я иду по улице и поражаюсь вульгарному поведению молодых людей. Как мало сегодня в нашей жизни улыбок, добрых слов, простого человеческого тепла, милых взглядов в твои глаза! Мне хочется, чтобы мир стал лучше, чище, светлее. Я хочу сделать все, что в моих силах, для сохранения культуры в нашем обществе.
* * *
Подводя итоги вышеизложенному, отметим: сколько бы ни говорилось о Культуре, но «только по делам познается человек», поэтому, обязанность каждого, для кого просвещение и культура не пустой звук, по мере сил бороться в своей области с невежеством и бескультурьем, проявляя волю в действии. Культура – это, прежде всего уважение к другим людям, с которыми ты общаешься, и с которыми тебе приходится сталкиваться. Можно прочитать мало книг, но при этом всегда следить, что бы ты ни причинял другим неудобства ради своего благополучия. Конечно, и речь тоже должна быть не на уровне сленга и не бомжатный вариант. Но, я встречала людей с высшим образованием, очень правильной речью и одетых по моде во все дорогое, которые говорили:
- мне хорошо и ладно, а то, что остальные страдают,,, да мне плевать на остальных.
Я согласна с выражением, Антона Павловича Чехова «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Но достичь этого идеала очень трудно.
Можно сделать вывод, что, хотя большинство людей нельзя назвать культурными, но это не значит, что они не могут ими стать. Главное хотеть этого и стремиться к своей цели. Культурный человек - это человек, который не думает о себе (как о культурном человеке). Это человек образованный, конечно, но не только в смысле владения знаниями о направлениях искусства и культуре вообще. Скорее воспитанный и духовно богатый человек
Использованная литература:
1.Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М.: Наука, 1991.
2.Страницы автобиографии В.И. Вернадского. – М.: Наука, 1981.
3. Человек культурный и человек цивилизованный: тождество и противоречия Тихая-Тищенко И.Г
Девчата
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Лиса Лариска и белка Ленка
Дымковский петушок
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)