Автор данной работы, размышляя о поступках героев русских сказок, старается убедить нас в том, что всегда в русских сказках добро побеждает зло. Сказка учит мудрости, доброте, уму-разуму. Пытается выявить, нужны ли сказки нам.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_knyazhev.rar | 806.51 КБ |
issledovatelskaya_rabota_knyazheva.pdf | 1.31 МБ |
Аннотация к презентации
Я, Княжев Дмитрий ученик 5 а класса ,
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»
Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
(слайд 1)
Детство человека непрерывно связано со сказками. Абсолютно каждый человек в своё время слушал сказки. Их чаще всего рассказывали мамы, бабушки. Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.
Я очень интересуюсь русскими народными сказками, я очень люблю сам читать их, читать своей младшей сестричке. Люблю анализировать поступки героев. В своей исследовательской работе я делюсь своими наблюдениями. На примерах героев сказок пытаюсь раскрыть суть содержания сказок, проблемы морали, даю с моей точки зрения нравственные оценки.
(слайд 2)
Сказки – это всегда увлекательное и интересное занятие. В них всегда побеждает добро, торжествует труд, разум, справедливость. В сказках есть отрицательные и положительные герои. Злые, жадные, завистливые персонажи сказок бывают наказаны, а добрые, трудолюбивые – награждены. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Кажется небылицы, рассказики. На самом деле в этих, на первый взгляд, простых рассказах заключена глубокая народная мудрость, представление о добре и зле, справедливости и бесчестии. И порой бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые вопросы, как всегда на помощь спешат сказки. Попытаемся разобраться…
(слайд 3)
Тема моего исследования. Чему нас учат сказки?
Объектом исследования стали поступки героя русских народных сказок, литературных сказок.
Предметом исследования сказки.
Цель исследования – выяснить, чему учат сказки. Нужны ли нам сказки.
Гипотеза исследования - если изучить поступки героев сказок, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...). А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).
Актуальность
Все мы воспитываемся на сказках: через них мы постигаем, что есть добро, а что есть зло; что есть правда, а что есть вымысел. К сказкам мы обращаемся в любом возрасте. Каждый находит в сказках что-то свое, индивидуальное, поэтому у всех людей есть свои любимые авторы и любимые сказки, близкие им по мировоззрению и мировосприятию. Но в настоящее время, время новых технологий и автоматизаций, легче посмотреть сжатое изложение сказки, или посмотреть по телевизору мультфильмы с роботами, с техническими наворотами, а прочитать старую иллюстрированную сказку не всегда хочется. Поэтому выбранная тема для исследования заставляет не только окунуться в мир сказок и познакомиться с особенностями героев сказок, но и предоставляет возможность приблизиться к культурному наследию, творчески подойти к анализу и сравнению сказок.
Проблема
Может ли волшебная сказка быть интересной современному подростку?
Предполагаемая новизна
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому читать сказки любят и дети, и взрослые.
(слайд 4)
Словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова даёт такое определение сказки: «Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».
Словарь русских синонимов: Сказка, сказание, предание, басня, легенда, поверье, анекдот, миф, притча, парабола, рассказ, вымысел.
Таким образом, словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках. Сказка не претендует на достоверность своего повествования. Действие в ней часто переносится в неопределенное «тридевятое царство, тридесятое государство».
(слайд 5)
Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нём заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины. Герои русских сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.
(слайд 6)
С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы: сказки о животных, волшебные и социально-бытовые. Но мы понимаем, что нельзя провести четкую границу, отделить одну от другой. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные элементы, и наоборот.
(слайд 7)
Сказки о животных – самая древняя их разновидность. Один из древнейших видов сказок – сказки о животных. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.). Герои сказок – волк, заяц, кот, медведь и многие другие животные («Петушок – золотой гребешок», «Звери в яме»). Эти сказки возникли в ту эпоху, когда основные занятия заставляли человека часто сталкиваться со зверями, т.е. в эпоху звероловства и скотоводства. Обычно всё повествование сосредоточено вокруг того зверя, который отличается особой хитростью и сообразительностью, символом, их стала Лиса, более известная как Лиса-Патрикеевна, Лисичка-сестричка. Например, часто встречаются сюжеты, в которых она обманывает волка или других животных («Лиса и волк», «Лиса и заяц»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.
Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят, собирается разорвать овцу, откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста.
Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными.
Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у «крупных» животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.
(слайд 8)
В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его. Волшебная сказка – самая традиционная и самая популярная разновидность народной сказки. В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. Всем известна и сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает её. Пять раз спрашивал Морозко Красную девицу, дедову дочку:- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? А девушка хоть и замерзла сильно, даже окостеневать стала. Чуть языком шевелит. А отвечает вежливо и ласково:- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.- Ой, тепло, голубчик, Морозушко! Здесь мы видим, как награждалось в сказках кротость и уважительное отношение в любой, даже самой тяжёлой, ситуации.
(слайд 9)
Бытовые сказки. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). В социально-бытовых сказках нашли свое отражение черты народного быта русских людей с самых древних времен.
Самый любимый герой сказки - солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, все знающий, все умеющий, веселый, неунывающий. Солдат обычно возвращается домой после 25-летней службы (поэтому он всегда старый солдат!). По дороге с ним приключаются удивительные истории.
(слайд 10)
Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. Сказки убаюкивают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины.
Сказочный мир необыкновенен, он живой, он одушевлён. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова.
В сказке то, чего не было и не могло быть, рассказывается так, как будто произошло на самом деле. Сказка утверждает такие человеческие качества, как доброту, справедливость.
(слайд 11)
Я провел опрос среди обучающихся нашей школы. Из 25 человек, обучающихся в 3 а классе, отдают свое предпочтение сказкам.
(слайд 12)
Из данной диаграммы видно, что большинство читают волшебные сказки.
(слайд 13)
О том, что, прочитав сказку, мы восприняли её "намёки" правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, потешках, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.
Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить свои размышления через русскую пословицу. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:
(слайд 14)
Сказка «Репка». Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. Сказка учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими. Не отпускать руки перед проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Взаимоподдержка, дружба – великая сила. Также сказка «Репка» учит гуманизму. Достойно и уважительно относиться даже к маленькому существу. Ведь именно маленькая мышка и разрешила ситуацию. Если бы не мышка, осталась бы репка в земле.
Учит сказка также не стесняться просить о помощи. В жизни бывают различные ситуации. А кто поможет, в первую очередь - близкие. Все-таки не зря придумано такое изречение: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам - урок». С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка. В древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по-иному: "…Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!" И тогда уже смысл в том, что всякое дело нужно доводить до конца.
(слайд 15)
«Лисичка со скалочкой». «Тому худа, не отбыть, кто привык неправдою жить»
«Правда, как ни прячь, наружу выйдет»
(слайд 16)
Сказка «Волк и семеро козлят». Учит нас, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых.
(слайд 17)
Сказка «Колобок». Ожив, колобок отправился путешествовать Встретил колобок зайца. Но не испугался колобок зайца, я считаю потому что, в сказках всегда заяц сам трусливый. Убежал от него колобок. Встретил колобок волка. Волки в сказках всегда злые, не умеют ждать, суетятся. Но ушёл колобок от волка. Встретил колобок медведя. Но и от медведя ускользнул колобок, так как медведи неповоротливые. Встретил колобок лису. Поддался лести и доверился хитрости, что его и сгубило. Встречая на своем пути преграды, Колобок пытается хитростью их избежать. Но в последний момент Колобок так уверился в своей ловкости и расхвастался этим перед лисой, что и сам оказался пойманным на хитрость.
(слайд 18)
Так что на любую хитрость найдется еще более изысканная хитрость. Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним
(слайд 19)
Детская сказка Гуси-Лебеди доступным языком учит нас исправлять свои ошибки и принимать мужественные решения — сестрица заигралась, и ей пришлось отправиться за своим похищенным братом в тёмный лес. На пути её ждут различные испытания. Сказка Гуси–лебеди своего рода работа над ошибками – девочка сначала ведет себя крайне легкомысленно, но осознав свою оплошность, преодолевает все трудности на пути и вызволяет брата. Сказка Гуси-лебеди дает почувствовать, что значит ответственность и социальная значимость старшего по отношению к младшему (родителей к Машеньке, сестричке к братцу). Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход – и убегать от опасности не унизительно.
(слайд 20-21)
Теперь, проведя исследование, я могу с уверенностью сказать, что моя гипотеза оказалась верной. Как видим, русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки — не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объема информации о русском народе, его обычаях, верованиях, идеях. Порой кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть. Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
(слайд 22)
«Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро – творить трудней».
«Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится»...
(слайд 23)
Очень надеюсь, что тему своей исследовательской работы я раскрыл. Хотя, сказки это колодец неисчерпаемых тем, с которыми не хочется расставаться.
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Н. Гумилёв. Жираф
Рисуем домики зимой
Кто чем богат, тот тем и делится!
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши