Исследовательская работа по краеведению "Юные жители села Мугун в годы Великой Отечественной войны"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 39.77 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мугунская средняя общеобразовательная школа»
Юные жители села Мугун в годы
Великой Отечественной войны
Исследовательская работа
по краеведению
Выполнила:
Шестопалова Кристина,
ученица 6 класса
Руководитель:
Кучерова Юлия Викторовна,
учитель истории
Тулун, 2017
Оглавление
Введение..…………………………………………………………………….. 3-4
Основная часть…………………………………………………………....…... 5-12
1Несовместимы дети и война. …………………………………..….……... … 5
1.1 Поляков Николай Семенович ……………………….. ………………… 6-7
1.2Филимоненко Раиса Семеновна…………………………………..…... ……8-9
1.3Канунова Варвара Дмитриевна….………………………….….………… 10-12
Заключение…………………………………………………………….…..……13-14
Список использованной литературы……...……………………………….….….15
Приложения……………………………………………………………….
Введение
Актуальность работы.
Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Сегодня многие ветераны войны - это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Работая над данной темой, я поняла самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
Людям, потерявшим детство, моим землякам, я посвящаю свою исследовательскую работу "Юные жители с. Мугун в годы Великой Отечественной войны".
Цель работы: показать, на примере наших бабушек и дедушек, какие испытания вынесли дети военных лет, как выжили, как трудились, приближая Великую Победу, как жили после войны, какими людьми стали.
В своём исследовании я поставила задачи:
Проблема: было проведено анкетирование среди родителей и учащихся моих одноклассников с целью определения степени осведомлённости о войне 1941-1945 годов и участии в ней старшего поколения их семей.
Результаты: ограниченные знания родителей и детей об участии старшего поколения их семей в Великой Отечественной войне.
Объектом исследования является Великая Отечественная война.
Предметом исследования будет детство прадедушки в тяжёлые военные годы.
Гипотезаработы: роль детей в достижении победы была очевидна.
В своём исследовании я использовала следующие методы:
анкетирование,
интервьюирование,
анализ,
сравнение,
обобщение
Несовместимы дети и война
Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!
Дети на войне. На первый взгляд в этих словах есть что-то несовместимое. Конечно, непросто вспоминать о пережитом, но нам, современным детям очень важно осмыслить уроки Великой Отечественной войны, получить тот бесценный героический опыт, который приобрёл народ в ходе тех ужасных лет. Только память народа связывает прошлое с будущим.
По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но нет точных данных о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни.
Поляков Николай Семенович.
На начало войны моему прадедушке было 6,5 лет. Жили в Мугуне. Отец- Поляков Семен Иванович, родился и жил в Мугуне. Работал заведующим свинофермой и осеменатором. В 1942 году ушел на фронт. Сначала 6 месяцев учился на курсах младших командиров. В 1943 году отправился на фронт. Прислал из госпиталя письмо о том, что ранен. После госпиталя его вновь отправили на фронт. Один из односельчан, который воевал с ним, говорил: «Что перед боем видел его, а после боя уже не видел». Далее прислали извещение, что пропал безвести. Делали запрос, но пришел ответ, что Семен Иванович пропал безвести».
Мать- Полякова (Алексеенко) Матрена Сидоровна. Родилась в с. Хараманут. Жила в начале в Харамануте, а затем переехали в с. Мугун. Поженились с Семеном Ивановичем в 1927 году и народили 3 дочери и 3 сына. Умерла в 1941 году летом. Прадедушка помнит начало войны, как мать умерла тоже помнит. Известие о войне было для них не страшным, так как в этот момент умерла мать. Сыновья еще были маленькие. На фронте были дяди. С началом войны в доме не было ни папы, ни мамы. Старшей сестре было 12 лет, когда остались без родителей. Питались сорняками, лебедой, картошкой, сами дети держали 2 коровы. Самый страшный голод был в 1945 году- когда была страшная засуха, в 1946 году картошки на посадку не было, был голод. Главной мечтой для всех было съесть кусочек хлеба. Следила за ними бабушка, которая жила по улице Чапаева в доме Гилевских если принесет картофеля или еще что- нибудь, то дети делили между собой поровну. Дети между собой были очень дружны. Конфеты ели, когда родители были живы, а потом и забыли что это такое.
Во время войны сестры, которым было 12-13 лет, уже работали на железной дороге, цепляли вагоны, косили траву на колхозных полях.
Маленькие копали картошку, дрова заготавливали, грядки пололи, поили коров, убирали в хлевах. В школу пошел в 1942 году, отца в это время забрали на фронт.
«Учебный год начался 1 сентября. Часов не было, во сколько идти не знали. Могли ночью прийти в школу, сторож запустит в школу. Мы ложились около печки, и спали. В школу уходили голодные, но в школе варили для сирот обед. Но старшие ребята умудрялись отобрать и этот обед. Варили суп с капустой и галушками».
Писали на дощечках или на исписанных тетрадках между строчек. В школе пилили дрова, а девочки их складывали. Выращивали капусту, вокруг школы копали окопы.
Играли в основном в лапту, клеек. Зимой катались на лотках с горки. Очень любили читать книги, но своих книг не было, брал у кого-нибудь. Летом прадедушка работал рассыльным в конторе, оббивал с одноклассниками дранкой контору, выполнял всю домашнюю работу. День Победы отлично помнит, сообщили по радио: «Победа!» Весь день кричали Ура. А потом, когда стали приходить с фронта у других людей родные, а у на никого нет, то плакали. 7 класс – учился в Нижнеудинске у старшей сестры, которая переехала туда после замужества.
Затем работал 1 год на 56 квартале, 1 год работал на аэродроме разнорабочим. 1954-1955 года- проходил службу в армии. После армии 1 год поработал на железной дороге. Затем вернулся в село Мугун.
Председатель колхоза уговорил его остаться с селе Мугун жить. В 1956 году поженились с Кравченко Евдокией Федоровной, которая родилась и проживала всю жизнь в селе Мугун. Он в то время работал кочегаром на паровом локомотиве. Имел 4 детей. Дочь Ольгу, и 3 сына- Олега, Николая, Илью. К сожалению, сын Николай умер. Дочь, моя бабушка работает заведующей библиотеки в МОУ «Мугунская СОШ». У нее 2 ребенка- Николай и Сергей, которые уже имеют своих детей. Илья живет в настоящее время в селе Будагово на железной дороге, имеет двух детей Екатерину и Владимира. Олег проживает в селе Мугун .Свой рассказ он закончил такими словами: «Да после войны жизнь не изменилась. Родителей не было и этим все сказано». Вот такая нелегкая судьба выпала на долю моему прадедушке.
Филимоненко (Васяткина) Раиса Семёновна
Филимоненко (Васяткина) Раиса Семёновна родилась 9 августа 1939 года в селе Раздольное Ворошиловского района Уссурийского края. Сведения о Раисе Семеновне хранятся у нас в краеведческом музее. «В 1941 году мне было неполных два года. Жили мы в селе Раздольное с матерью Марией Петровной и отцом Семёном Михайловичем, который ушёл на фронт в 1942 году и погиб в январе 1943 года под Ростовом. Мать переехала в село БудаговоТулунского района к бабушке, где мы и жили до смерти моей матери в 1944 году, жили мы на пенсию моего отца. Испытывали и голод, и холод, и нужду. Лакомств не было, кроме кусочка сахара иногда к чаю. Питались чем придётся. Голод унёс много людей. Для взрослых свободного времени не было. Домашние обязанности легли на плечи детей: и копать, и полоть, и набрать грибов и ягод. Игрушки наши были сшиты собственными руками, сделаны из косточек животных и из глины. В школу я пошла железнодорожную в 1946 году, затем после начальной в так называемую шахтёрскую школу, где и закончила 10 классов в 1956 году.во время учёбы горячего питания не было, был только буфет, где можно было купить печенье, карамель, иногда пирожки. По рассказам бабушки у нас в Ленинграде родственники, они прислали письмо, где писали, в каких условиях они живут, что голодают, наши родственники собрали посылку, но ответа не получили, видимо умерли от голода.
Были тимуровские команды, они состояли из пионеров. Ходили, помогали семьям, кололи дрова, носили воду.
Осенью выезжали в колхоз: копали картошку, убирали коноплю, в конце сезона лучших учеников поощряли в школе подарками.
На взрослой работе летом мы собирали в лесу сучки, засыпали ямки на дорогах. Вот за это мы получали деньги.
В Будагово был детский дом, где были дети с запада. Мы вместе учились в школе. За партами сидели по четыре человека, но дружно. Дети, с которыми мы дружили, приходили к нам домой на дни рождения, пили чай. О судьбе детдомовских детей не знаю, так как я в 1956 году окончила школу и уехала.
День Победы очень хорошо помню. Когда в 1945 году шли эшелоны с военными, мы бегали встречать отца, хотя знали, что он погиб.
Наша жизнь продолжалась, но в сентябре 1956 года умерла бабушка Яковлева Варвара Егоровна, которая нас растила и воспитывала.
В 1956-1957 годы я работала в школе лаборантом, а затем уехала учиться в Иркутск. В 1958 году окончила Иркутскую торговую школу и была направлена на работу в ТулунскийРайпотребсоюз, затем в Мугунское сельпо, где проработала с 1958 года по 1971 год в должности счетовода. В 1971 году была избрана депутатом сельского Совета и работала в должности секретаря исполкома. В 1990 году избрана заместителем председателя Мугунского сельского Совета, в 1991 году назначена исполняющей обязанности главы администрации Мугунского сельского Совета. В 1194 году избрана главой Мугунской сельской администрации, в 1998 году – главой внутримуниципального образования «Мугунское».
В 1999 году ушла на пенсию.
За период работы награждена Почётными грамотами, медалью «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И.Ленина».
В 1986 году Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена медалью «За трудовую доблесть».
Умерла в 2016 году и похоронена в селе Мугун.
Канунова Варвара Дмитриевна
Родилась Варвара Дмитриевна 10 февраля 1926 года в деревне ДнепровскНижнеудинского уезда, в крестьянской семье. Родители Варвары Дмитриевны – переселенцы Псковской губернии, приехали в Сибирь в поисках лучшей жизни и обосновались на Нижнеудинской земле. Перед нами сидит пожилая женщина, умудренная жизненным опытом, с ясным взглядом, доброжелательной улыбкой.
Варвара Дмитриевна согласилась рассказать нам о своей трудной, но не менее интересной жизни. Родилась Варвара Дмитриевна третьим ребенком в семье. Маленькой Варе едва исполнился годик, как в их семье умирает отец. Мама Вари остается с тремя детьми на руках, которых надо накормить, одеть, обогреть. Спустя год после смерти мужа Варина мама знакомится с вдовцом Романенко И.И, у которого после смерти жены остался сын Леонид, и выходит за него замуж. От совместного брака у них родились две девочки и четыре мальчика. Многочисленные семьи того времени жили бедно. В обязанность старших детей входило присматривать за младшими братьями и сестрами. Варвара Дмитриевна говорит, что помнит себя с четырех лет, когда стала нянькой для младшей сестры Веры, родившейся в 1929 году. Бывало мама бросит на пол тулуп, посадит маленькую Веру, а Варя развлекала ее игрушками, сшитыми мамиными руками.
В возрасте восьми лет Варя пошла учиться в первый класс двухлетней Днепровской школы. В третий класс пришлось ехать в деревню Широково, которая находилась в четырех километрах от дома. Чтобы попасть в школу надо было на лодке переплывать речку Уду в летнее время. Был случай, когда перегруженная детьми лодка перевернулась, но благодаря лодочнику никто из детей не утонул. В 1933 году Варвара Дмитриевна закончила 4 класс и на этом ее учеба оборвалась, т.к надо было помогать дома маме с отцом по хозяйству, да и по близости не было семилетней школы, чтобы продолжать учебу.
23 июня 1941 года представитель сельского совета сообщил жителям деревни о начале войны с фашисткой Германией. В деревне началась мобилизация мужчин и молодых парней в ряды Советской армии. Уходили на фронт отцы, мужья, братья, оставив дома своих невест, жен и детей. В тылу все тяготы военной жизни легли на плечи женщин и детей – подростков. Хватало работы дома, но Варя в свои 15 лет пошла работать в колхоз. Труд был тяжелым, непосильным. Приходилось работать с темна до темна колхозную землю пахали на лошадях и коровах. Зерно сеяли руками. Садили овощи, которые приходилось поливать в сильную жару. И делал это , как правило, малолетки. Выращивали табак, сушили его резали и отправляли бойцам на фронт. Дома вечерами вязали носки, рукавицы, шили кисеты (мешочки для табака), сушили картошку, мололи ее и все это тоже отправляли на фронт. Работали под лозунгом «Все для фронта, все для победы». Времени для досуга было очень мало, но молодость на то она молодость. Девчонки и парни собирались в одной из деревенских хат на ночные посиделки, где ели песни под гармошку, танцевали, плясали, а в перерывах пряли шерсть. Вязали, шили чирки (обувь из кожи) своими руками. Варя хорошо играла на балалайке, могла сыграть «полонез», «польку», «кадриль». Парни занимались столярными работами, а за одно приглядывали среди девушек себе невест. В 1943 году в 17 лет Варвара Дмитриевна стала бригадиром одной из двух бригад колхоза. Потом ее отправили на лесозаготовки. Деревья валили, отпиливая их двухручной пилой. Варя работала на распиловке бревен на брус. Работали не покладая рук на сколько хватало сил. Своим трудом приближали окончания войны. Кормили скудно на одного человека выдавали 600 граммов хлеба в сутки. И вот в мае 1945 года пришла Победа. Радости не было придела и смеялись, и плакали. Большинство мужчин не вернулись с войны. Горе и боль навсегда оставили след на лицах женщин, не дождавшихся своих любимых с фронта. Каждая из них в тайне надеялась: - «А вдруг, еще вернется». Началась после военная жизнь, тяжелая, трудная. Варвары Дмитриевны отец вернулся с войны. Подрастали дети, вот и Варенька стала невестой. Да вот женихов в деревне было мало. Жили не богато, но весело. Любая работа в колхозе сопровождалась пением, смехом, шутками. Вы то время все дворы облагались налогами в счет государства. С одной туши свиньи сдавали 5о кг мяса, с одной овцы – 200граммов шерсти, с одной курицы -30 яиц и с одной коровы – 4кг сливочного масла, в год. За счет своего подсобного хозяйства голодовать не приходилось. В 1947 году Варе исполнилось 21 год. В этом году вернулся из армии в соседнее село бравый пограничник Канунов Иван. В одно из воскресений Иван пришел на вечерку в Днепровск и там сразу же заприметил красивую, шуструю, трудолюбивую девушку Варю. И не долго думал отправляет Варе записку с предложением –выйти за него замуж. Варе тоже понравился Иван. Ну чтоб вот так сразу выйти за него замуж не могла, да и родителей побаивалась, вдруг не отдадут замуж за Ивана, а родительское слово – закон. Четвертого апреля 1947 года Варя приехала домой с лесозаготовки на выходной день помыться в бане, постирать вещи. И в этот вечер у них дома появился Ваня со своими родителями и сватами. Долго сваты вели переговоры – уговоры с Вариными родителями. Дочка – то у них видная вот и правительственную награду имеет уже Медаль «За доблестный труд», которую получила в 1946 году. Родители понимали, что Иван нравится Варе, да и парень он работящий, за таким не попадешь и дали согласие на брак. Вот так и соединились два любящих сердца. Сыграли свадьбу со своим бедным приданным, а это: матрац без сена. Подушки, одеяло, личные вещи. Варвара поехала жить к Ване, который шил с мамой в соседнем селе. Мама жила без мужа и воспитывала четырех внуков от умершей дочери. Варвара дмитриевна до сих пор с большой любовью вспоминает свою свекровь, которая ни разу ее и словом – то не обидела. Как говориттс – 2 в тесноте, да в не в обиде». В скором времени у Ивана с Варей появились свои дети. Со свекровью прожили вместе целых 15 лет. Свекровь нянчила Вариных и Ивановых детей, а их у них народилось 6 человек. Варвара Дмитриевна прожила с Иваном вместе 47 лет. За это время выучили своих детей, каждый из которых получил 10-летнее образование и трудовые специальности. В труде и заботах о детях пролетали годы. 2 ноября 1993 года ушел из жизни ее любимый муж Иван. Горе было безмерным. Спасибо детям, которые окружили свою маму заботой, вниманием. Да и внуки не давали скучать любимой бабушке. У Варвары Дмитриевны десять внуков, пятнадцать правнуков и два праправнука. Вот такая Варвара Дмитриевна с открытой душой, добрым сердцем. Живет Варвара Дмитриевна в семье своей дочери Толочиной Татьяны Ивановны и зятя Толочина Дмитрия Николаевича не обделена вниманием близких.
Заключение
Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…
Нам в своей работе хотелось, как можно больше узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам многие из которых были в то время еще детьми. В основу своей работы мы взяли воспоминания старожилов наших сел. Некоторые факты потрясли нас. Этого не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь ни в одном кинофильме. Росли они, не зная каждодневной ласки родителей. Их мамы постоянно находились на работе. Младших детей опекали старшие. О лакомствах они не имели понятия, очень многие из них воспитывались без отцов. Их детство сопровождалось слезами матерей по погибшим на фронтах войны отцов да щемящим душу переживаниям: как будем дальше жить, чем кормиться, как содержать корову-кормилицу, где брать топливо для обогрева избы, как учить и во что одевать детей.
В процессе работы мы изучали материалы краеведческого музея МОУ Мугунская СОШ, встречались с детьми Великой Отечественной войны. Записывали интервью с ними, их родственниками. Многие очень сожалели о том, что не интересовались подробностями событий у тех, кто уже ушел от нас. Главной трудностью нашего исследования стало то, что в настоящее время осталось не так уж и много живых участников тех событий. Наша работа может быть использована на классных часах, уроках мужества, в работе школьного музея. А тезисы данной работы могут являться материалом для выступления на митинге, посвящённому Дню Победы. Мы доказали, что дети внесли огромный вклад для достижения победы.
В наследство нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя.
«… Прошла война, прошла страда,
Но боль взвывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем…»
А. Твардовский
Список литературы
- Филимоненко Р. С;
- Дети войны Тулунского района.
3. Книга Памяти.
Приложение
- Когда и где Вы родились?
- Расскажите о своей семье?
-Как прошли детские годы?
-Что осталось в памяти о войне?
-Как сложилась Ваша жизнь в послевоенные годы?
-Чтобы Вы хотели пожелать молодому поколению?
Пока бьют часы
Шелковая горка
Именинный пирог
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?