В настоящее время, школьная физическая культура переживает серьезный кризис, качество ее преподавания не способствует стремлению учащихся к освоению ценностей физической культуры, к занятиям в спортивных секциях. Школьники во время уроков, не приобретают необходимых знаний о физической культуре и ее влиянии на организм, что сказывается на состоянии их здоровья и двигательной подготовленности.
Как правило, учителя физической культуры не могут приобщить к здоровому образу жизни детей, не знают его основ. Это, в свою очередь, способствует распространению у них вредных привычек и факторов риска для физического, нравственного и духовного здоровья.
Как же разнообразить уроки физической культуры в школе, как сделать их более интересными, как помочь школьнику понять, что заниматься своим здоровьем это не так уж и тяжело?
Цель моего исследования – целесообразность проведения уроков физической культуры в тренажерном зале и выявление роли тренажеров в оздоровительной работе по физической культуре в школе.
Задачи исследования:
Объект исследования - Оздоровительная работа по физической культуре.
Предмет исследования - использование тренажеров в оздоровительно работе по физической культуре.
Гипотеза – возможность использования тренажеров при проведении 3-го часа физической культуры, действительно качественно изменит состояние здоровья обучающихся и повысит интерес к занятиям физическими упражнениями.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_zheni.doc | 384 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Томский район Томской области
исследовательская работа
Автор работы: Гулимова Евгения обучающаяся 9 класса Руководитель работы: Шумайлова Евгения Владимировна учитель английского языка |
634583 Томская область, Томский район, село Октябрьское
Оглавление
| |
| |
| |
| |
| |
села Октябрьского | |
| |
| |
| |
|
В настоящее время, школьная физическая культура переживает серьезный кризис, качество ее преподавания не способствует стремлению учащихся к освоению ценностей физической культуры, к занятиям в спортивных секциях. Школьники во время уроков, не приобретают необходимых знаний о физической культуре и ее влиянии на организм, что сказывается на состоянии их здоровья и двигательной подготовленности.
Как правило, учителя физической культуры не могут приобщить к здоровому образу жизни детей, не знают его основ. Это, в свою очередь, способствует распространению у них вредных привычек и факторов риска для физического, нравственного и духовного здоровья.
Как же разнообразить уроки физической культуры в школе, как сделать их более интересными, как помочь школьнику понять, что заниматься своим здоровьем это не так уж и тяжело?
В соответствии с пунктом 1 пр. №2997 Президента Российской Федерации от 10 ноября 2011 г в федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ введен обязательный третий час физической культуры с целью увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств, привития навыков здорового образа жизни. В соответствии с методическими рекомендациями при организации, планировании и проведении третьего часа физической культуры общеобразовательным учреждениям рекомендуется использовать спортивные площадки и залы учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности.
В 2012 году на территории села Октябрьского был восстановлен спортивный комплекс, при котором был открыт тренажерный зал для жителей села и близлежащих поселков и деревень. В связи с этим, я бы хотела рекомендовать проведение третьего часа физической культуры в тренажерном зале.
Цель моего исследования – целесообразность проведения уроков физической культуры в тренажерном зале и выявление роли тренажеров в оздоровительной работе по физической культуре в школе.
Задачи исследования:
Объект исследования - Оздоровительная работа по физической культуре.
Предмет исследования - использование тренажеров в оздоровительно работе по физической культуре.
Гипотеза – возможность использования тренажеров при проведении 3-го часа физической культуры, действительно качественно изменит состояние здоровья обучающихся и повысит интерес к занятиям физическими упражнениями.
Методы исследований:
Для проведения исследовательской работы были подобраны следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Изучение документов и материалов.
3. Анкетирование.
4. Тестирование.
Одной из приоритетных социальных задач нашего государства является забота о здоровье человека. Особого внимания заслуживает здоровье подрастающего поколения, его сохранение и укрепление. Сегодня мы все чаще и чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения здоровья населения. Только 21% обучающихся в Томской области являются здоровыми, 63,3% - имеют отклонения в состоянии здоровья, 15,7% - имеют хронические заболевания.(см. приложение 1)
По результатам медицинского осмотра школьников МБОУ «Октябрьская СОШ» в начале этого учебного года, было выявлено, что:
С 2011 года в школах нашей страны введен 3-ий час физической культуры во всех классах, что должно способствовать повышению уровня оздоровления обучающихся и повышению их физической активности.
Сравнив результаты медицинских осмотров с 2015 по 2016 годы, я пришла к выводу:
В чем же причина низких показателей, почему увеличение занятий не привело к улучшению результатов? Возможно, необходимо заглянуть в сам урок, какие упражнения выполняют обучающиеся для улучшения состояния их здоровья?
Физкультура – одна из основ нашего здоровья. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами. На каждом уроке необходимо применять оздоровительные методики: дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, упражнения для профилактики плоскостопия, суставная гимнастика, гимнастика для глаз.
Физкультура в школе, каждый ее урок, обычно состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.
Я решила узнать у обучающихся нашей школы, какими упражнениями насыщены уроки физической культуры. Результаты анкетирования:
1. Упражнения на пресс выполняют часто – 21%, редко – 78% опрошенных;
2. Выполняют подтягивание часто – 17%, редко – 48%, никогда – 35% опрошенных;
3. Выполняют отжимание часто – 30%, редко – 40% опрошенных;
4. Выполняют силовые упражнения редко – 35%, никогда – 35% опрошенных;
(см. приложение 4)
5. Хотели бы проводить один из уроков физкультуры в тренажерном зале –79% опрошенных. (см. приложение 5)
Можно сделать вывод: уроки физической культуры в нашей школе не всегда насыщены различными оздоровительными методиками, нет разнообразия в игровых упражнениях (играем только в баскетбол), а так же недостаток упражнений на развитие силы и выносливости.
Одним из решений данной проблемы, по моему мнению, является разнообразие уроков физической культуры, и проведения занятий в тренажерном зале спортивного комплекса нашего села, к тому же большинство опрошенных «за» такие уроки.
Тренажеры - учебно-тренировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).
Цели оздоровительных тренировок на тренажерах:
- развитие правильной осанки;
- коррекция различных проблем позвоночника;
- жиросжигающие тренировки;
- снижение избыточного веса;
- улучшение функциональных возможностей организма;
- занятия при различных отклонениях в состояниях здоровья.
Занятия на тренажерах исходят из учета особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильности предлагаемых заданий. Прогресс в развитии физических качеств возможен лишь при определенной нагрузке (в пределах разумного), способной стимулировать эти процессы. Однако, при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью.
Слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха между занятиями могут привести к превышению адаптационных возможностей организма.
Тренажеры можно условно разделить на два вида:
- тренажеры, повышающие выносливость (кардиотренажеры)
- тренажеры, развивающие силу (силовые тренажеры).
Кардиотренажеры предназначены для разминки перед основной тренировкой, для более продолжительных занятий с целью укрепления сердечнососудистой системы и сжигания жира. К ним относятся:
Самый популярный вид тренажеров. Они прекрасно развивают выносливость, укрепляют сердечнососудистую систему, а заодно тренируют мышцы ног, но при правильном распределении нагрузок можно нагрузить и пресс, и спину, и руки.
Занятия на беговых дорожках считаются одним из самых эффективных методов сжигания жира. Существует два вида беговых дорожек: механические и электрические.
Из названия понятно, что данный тренажер предназначен для ходьбы. Они успешно выполняют не только общие для всех кардиотренажеров функции, но и наиболее активно тренируют мышцы ног и таза.
Представляют собой все вышеперечисленное, собранное в одном станке. По степени эффективности эллиптические тренажеры можно сравнить с беговыми дорожками. Они подходят практически всем, даже людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Самый универсальный вид тренажера - это гибрид аэробного и силового тренажера. При тренировках у «гребца» работают практически все мышцы тела (ног, рук, ягодиц, пресса, спины и груди).
Силовые спортивные тренажеры предназначены для увеличения мышечной массы, улучшения рельефа мышц, увеличения максимальной силы.
Занятия на любом виде тренажеров развивают и силу, и выносливость, но в разной степени.
Таким образом, занятия на тренажерах - это возможность поддерживать спортивную форму и укреплять свое здоровье в любое удобное время суток и вне зависимости от погодных условий.
Говорить о том, что регулярные занятия на тренажерах положительно сказываются на здоровье всей семьи, наверное, излишне. Это утверждение, похоже, давно стало аксиомой и в доказательствах не нуждается.
Конкретная направленность использования тренажеров в физической культуре зависят от состояния здоровья, уровня физической и функциональной подготовленности занимающихся.
Выделяют следующие направленности:
- оздоровительная - предусматривает использования тренажеров в свободное время в целях восстановления организма и профилактики переутомления;
- реабилитационная - заключается в использовании тренажеров в общей системе лечебных мер по восстановлению здоровья;
- спортивная - имеет цель повышения спортивного мастерства, подготовки к спортивным соревнованиям со стремлением достижения максимального результата.
В физическом воспитании детей тренажёры позволяют в более короткие сроки решать задачу развития у школьников двигательных качеств. Особенно эффективно использование тренажёров при занятиях с детьми, страдающими от избыточной массы. Такие дети охотно занимаются на тренажёрах, в то время как на стандартных гимнастических снарядах от них трудно добиться активности.
Занятия на тренажерах удовлетворяют потребность в физической нагрузке у людей самых разных категорий - от профессиональных спортсменов до домохозяек, что особенно актуально в наш век.
Хороших результатов можно добиться, только если тренировку гармонично сочетать с отдыхом, правильным питанием, и, как минимум, восьмичасовым сном. Приступать к занятиям на тренажерах можно только после консультации с профессиональным тренером или спортивным врачом, иначе можно только навредить себе. Занятия на тренажерах требуют правильного соотношения частоты тренировок, их продолжительности и интенсивности. Лучше всего заниматься 3-4 раза в неделю.
Наиболее простым способом поддержания отличной формы являются занятия на велотренажерах, беговых дорожках, гребных тренажерах. Продуманные же занятия на силовых тренажерах позволяют подтянуть наиболее слабые мышцы.
Максимальный эффект дает сочетание кардиотренировок с силовыми тренировками. Так можно и скинуть лишний вес, укрепить сердечнососудистую и дыхательнуюсистемы, и проработать проблемные зоны. Начинать лучше с кардиотренажеров и уделять им 50-60 процентов тренировочного времени, а 40-50 процентов - силовой нагрузке. Оптимальная продолжительность занятий – 30 минут.
Тренажерный зал – это помещение, которое профессионально оборудовано для занятий спортом. Но не правильно полагать, что самое главное в нем – огромное, безрассудное количество спортивного снаряжения. Ведь существует определенная структура размещения тренажеров и логика, по которой они устанавливаться.
Правильно обставленный зал условно можно поделить на три фактических зоны. Зоны эти обусловлены интенсивностью и тяжестью нагрузок. Именно поэтому тренажерный зал могут посещать люди разной физической формы.
Первая зона - кардиозона, для тех, кто занимается фитнесом для того, чтобы избавиться от лишних килограммов и для общего укрепления сердечной системы (велотренажеры, беговые дорожки, степперы).
Вторая зона - для тех, у кого цель – поддержание соответствующего тонуса своего тела. Эти тренажеры помогают укрепить общее физическое состояние организма, благодаря нагрузке на все группы мышц.
Третья зона - силовая зона. Тут могут заниматься профессиональные спортсмены или просто сильные физически люди. Зона оснащена снаряжением, которое помогает увеличить мышечную массу: штанги, гантели, грифы.
Помещение зала должно хорошо проветриваться, а в холодное время года, еще и отапливаться. Оптимальная температура воздуха для тренажерного зала: +20°С.
После посещения тренажерного зала в селе Октябрьском и анализа его оснащения можно сделать вывод:
Таким образом, можно быть уверенным, что пространство тренажерного зала села Октябрьского организовано подобающим образом и здесь можно проводить уроки физической культуры.
Анализ литературных источников, изучение государственных приказов и проведение анкетированияобучающихся позволили сделать следующие выводы:
Первый раз в тренажерном зале. С чего начать?
Первый этап - это разминка. Главное в разминке - разогреть мышцы. Сюда подойдут кардио-тренажеры, то есть велотренажеры, беговые дорожки и степперы. Их следует использовать поочередно: сначала велотренажёр (минимальная нагрузка), беговая дорожка (средний уровень) и степпер. Каждый тренажер нужно использовать по 5 минут.
Второй этап - разминка сверху/вниз. Сюда можно отнести все возможные махи и вращения. Хорошо сделать несколько поворотов и наклонов головы в разные стороны. Затем, идут потягивания плеч вверх-вниз, различные махи руками в плечевых, а потом в локтевых суставах, а также повороты корпуса и вращение таза.
Третий этап - изучение тренажеров. Начинать упражнения следует с крупных групп мышц, напримермышцы рук (фронтальная тяга), затем бедра (жим ногами), затем грудные мышцы (жим от груди), скручивание на скамье.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Сказка "Узнай-зеркала"
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
В поисках капитана Гранта
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"