Тема исследовательской работы «Отражения верований древних славян и их отображение в современном русском языке»
Объект исследования: процессы образования слов от имён собственных (названия богов древних славян).
Предмет исследования: слова однокоренные названиям богов древних славян.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_5_klass.docx | 52.94 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Комаровская школа»
Исследовательская работа
Отражение верований древних славян в современном русском языке
П.Кудьма
2016 г
Содержание
I | Введение | 3-4 | |
II | Отражение верований древних славян в современном русском языке | ||
Глава 1. | Этимология как раздел языкознания. | 5-6 | |
Глава 2. | Мир древних славян. | 7-8 | |
Глава 3. | Этимологический анализ слов. | ||
III | Заключение. | ||
IV | Список литературы. | ||
V | Приложение. |
Введение.
Многие ли из нас знают, откуда произошло то или иное слово? Иногда мы даже не предполагаем о родстве слов. А между тем история слов может быть интересной, занимательной, поучительной. За каждым словом стоит не просто его история, а история целого народа, государства.
Изучает происхождение слов, а также исторические изменения в структуре слова и его значениях особая наука - этимология (от греч. «etymon» - истинное значение слова и «logos» - учение).
При помощи этимологического анализа устанавливается и происхождение слова, и его структура, значение, фонетические изменения. З.И.Потиха, считал что этимологический анализ обращён в прошлое языка.
Объектом этимологии являются «тёмные слова», то есть слова, в которых нам не понятна связь формы и содержания.
При изучении раздела «Этимология» нас и заинтересовали такие «тёмные слова», появившиеся давно и связанные с верованиями древних славян. Раскрывать тайны слов оказалось очень интересно.
Литературы по данной теме немного, так как письменных источников по истории древних славян нет. Сохранились упоминания у византийских летописцах. Учёные изучают фольклорные источники (предания, пословицы, поговорки, мифы), археологические находки , которые добываются на месте древних поселений. В своём исследовании мы пользовались толковыми и этимологическими словарями.
Таким образом, тема исследовательской работы «Отражения верований древних славян и их отображение в современном русском языке»
Объект исследования: процессы образования слов от имён собственных (названия богов древних славян).
Предмет исследования: слова однокоренные названиям богов древних славян.
Задачи исследования:
Гипотеза: знания и использование этимологического анализа помогает усвоить правописание многих слов славянского происхождения, а также формирует познавательный интерес к истории языка.
Этапы работы:
Практическая направленность: материал исследования можно использовать на уроках русского языка, истории, на занятиях кружка, а также при проведении праздников, посвящённых Дню славянской письменности.
Глава 1. Этимология как раздел языкознания.
Этимология – один из древнейших разделов языкознания. Её основоположниками принято считать древнегреческих философов, которые в своих трудах впервые использовали термин ετυμολογία, образованный из έτιμον 'истина' и λογος 'слово, учение' и первоначально обозначавший 'науку об истине', или об истинном значении слов.
Предметом этимологии является изучение источников и процесса формирования словарного фонда языка. Слова языка изменяются со временем по определённым историческим (но не существующим) моделям, и мы уже не видим форму слова. Этимолог, опираясь на материал родственных языков, должен установить эту форму и объяснить, каким образом она приняла современный вид.
В этимологии существует ряд комплексных методов исследования. Слово (или корень), этимологию которого требуется установить, соотносится с родственными словами (или корнями), выявляется общий производящий корень, в результате снятия наслоений позднейших исторических изменений устанавливается исконная форма и её значение.
Выясняя происхождение слов, их историю в том или ином языке, этимология учитывает и данные других наук – истории, археологии, этнографии (отрасль истории, исследующая культурно- бытовые особенности различных народов мира в их историческом развитии).
Гипотезы о происхождении того или иного слова строятся на
лингвистических сведений о слове, исторических и культурных сведений о называемой им вещи позволяет. При этом ученые-этимологи стремятся исключить случайные связи данного слова с другими.
В этимологии существует такое понятие, как «ложная» («народная» этимология), которая возникает в устной речи. Говорящий, знакомясь с новым словом, сопоставляет его с известной ему лексикой и это приводит к тому, что звуковой обмен слова изменяется.
Народная этимология возникает на основе «переделки» родного или заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка.
Узнать происхождение слова помогает этимологический анализ. При помощи такого анализа устанавливается происхождение слова, его структура, значение, прежние словообразовательные связи, устанавливаются фонетические изменения. Этимологический анализ устанавливает анализ слова, его первоначальную структуру, значение.
О происхождении слов можно узнать в этимологических словарях:
Существуют словари для учителей и учеников:
Особенность этих словарей в том, что в них показана историческая последовательность словообразования.
Словарная статья строится следующим образом: после заглавного слова следуют родственные ему слова, затем соответствия ему в других славянских языках; затем указывается его древняя основа и версии о смысловых и структурных связях его учёных этимологов.
2 глава. Мир древних славян.
О древних славянах нам известно мало, об их происхождении можно судить только по косвенным источникам и артефактам (объект, подвергавшийся воздействию человека и обнаруженный в результате раскопок или единичного, иногда случайного события). Письменных источников не существует, только у византийских авторов упоминается о народах склавинах, антах, венедах. Учёные считают, что так назывались славянские племена.
О разделение славян на западных, восточных, южных в древних источниках не говорится, это современные исследователи выделили три славянских группы:
Все эти народы объединяет близость языков.
Славяне занимались земледелием и скотоводством, жили в лесах и степях, селились по берегам рек. Они чувствовал себя частицей окружающей природы, которая порой была к ним милостива, а могла быть грозной, пугающей. Она одаривала земледельца хорошей погодой, а значит, и урожаем, но и наказывала засухой или заморозками.
Много пользы древним славянам приносил лес: строили жилища, обогревались в холодное время года, делали посуду, добывали дичь, пушнину, мед диких пчел. Но в лесу водились дикие звери, поэтому древний славянин относился к лесу с опаской: населил его в своем воображении страшными существами — лешими. Леший, по представлениям древнего славянина, любил пугать людей, забредших в его владения, дурачиться над путниками и заводить их в чащу, уносить детей...
Любили славяне и свои реки. Не случайно само название «славяне» означало первоначально людей, живущих у воды, на берегу реки. Водную стихию славяне населяли водяными и русалками. «Дедушка водяной — начальник над водой», — говорилось в пословице.
В глазах древнего славянина мироздание выглядело так, как будто оно целиком объято столкнувшимися могучими стихиями - светом и тьмой. Светом было связано всё доброе, а тьма была источником зла.
Олицетворением светлого начала было солнце, славяне наблюдали за его движением и делали особые выводы. Восток (всток – от глагола теку) сторона, откуда начиналось течение светила, воспринимался древними славянами источником жизни, весны. Запад - область, откуда распространяется мрак, зло. К югу также питали добрые чувства, потому что с той стороны приходило тепло, а тепло – это благоденствие.
Древние славяне пытались объяснить мир вокруг себя и уподобляли его одушевлённому существу, поэтому важные явления их мира обретали человеческие качества характера.
Славяне поклонялись природным стихиям, от которых зависела их жизнь, труд земледельца. Большую роль играло и почитание предков. Такая вера получила название «язычество» (народная вера). Славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными. Богов было много. Каждое славянское племя молилось своим богам. Еще больше было духов, которыми славяне населяли всю окружающую их природу. У разных племен особо почитались разные боги. Но все славяне издавна поклонялись двум главным божествам – Перуну и Велесу.
Глава.3.
В нашей работе мы постарались исследовать слова современного русского языка, которые имеют отношение к верованиям древних славян. Для этого мы составили список богов, которым поклонялись славяне, посмотрели однокоренные слова к ним. С помощью толковых словарей и этимологических словарей постарались выяснить происхождение слов.
Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род – бог неба, грозы, плодородия. Считалось, что Род едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Уже в христианских поучениях против язычества ХII-ХIII вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы. В языке сохранились слова с корнем «род»: Родина, родитель, родственники, родной, народ, родник, урожай, рожь, природа.
Не все слова в современном русском языке считаются родственными (однокоренными). Так в слове народ и природа корни «народ» и «природ»
ПРИ в последнем случаи – может иметь значение «близости» (например, близость к РОД), но сейчас утратила своё первоначальное значение. Многие слова сохранили своё значение, такое разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.
У древних славян было четыре ипостаси бога Солнца: Хорc (Коляда), Ярило, Даждьбог (Купайла) и Сварог (Световит).
Даждьбог - покровитель летнего солнца и плодородия. Во многих письменных источниках сохранились упоминания о Даждьбоге, как о прародителе всего славянского рода («Ипатьевская летопись», «Слово о Полку Игореве»). Символом Даждьбога исконно считался солнечный диск. Его цвет – золото, говорящее о благородстве этого бога и его непоколебимой силе. дающий добро, тепло, богатство. Он передвигался по небу на огненной колеснице. Этот бог считался покровителем и родоначальником всех жителей Древней Руси, которые называли себя «Даждьбожьи внуки».
Мы предположили, что от имени этого произошло слова «дождь», в котором могло произойти чередование гласных. Даждьбог, дать, дождь - слова однокоренные, имеющие значение 'делиться, раздавать'. Даждьбог посылал людям не только дождь, но и солнце, напитывающее землю светом и теплом.
Хорс – бог солнечного, жёлтого света, жёлтого света. Начало нового года славяне отмечали 22 декабря - в день зимнего солнцестояния. Считалось, что в этот день рождается маленькое ярое солнце в образе мальчика - Хорса. Новое солнце завершало ход старого солнца (старого года) и открывало ход следующего года. Пока солнце еще слабое, на земле господствуют ночь и холод, доставшиеся от старого года, но с каждым днем Великий Хорс (как упоминается в 'Слове о полку Игореве') растет, и солнце крепнет. Хорс, хорост, хворост, хрест, крест, кресало, искра, хоровод, хоро, коло, колесо, коловорот, кол, колядки, круг, кровь, красный - все эти слова родственны между собой и обозначают понятия, связанные с огнем, кругом, красным цветом. Если слить их в одно, перед нами появится образ солнца, описанный иносказательно.
Например, давайте рассмотрим слово «хороший»: Хор или Хоро обозначает родовой круг. Хороший – живущий в ладу со своим Родом. Если рассуждать дальше, то получается, что и слово «хоробрый» того же корня - смелый, то есть «воин, смело обороняющий свой круг».
Славяне, чтобы задобрить Хорса устраивали празднества, непременным атрибутом которых были массовые танцы – «ХОРОВОДЫ». Остался этот обычай и после принятия христианства. На Руси различали хороводы: радуницкие, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, ивановские, ильинские, успенские, семенинские, капустинские, покровские.
Сварог - бог огня. «Svarga» на санскрите — небо, небесный свод, «var» — огонь, жар. Отсюда идут и все славянские производные — варить, сварганить, верх и т. п. Сварог считался богом Неба, матерью жизни. Сварог - старое солнце, едущее в колеснице, холодное и темное. Природа по-стариковски молчит, одеваясь в белые снежные одежды. Бог Сварог научил людей готовить из молока творог и сыр, а также обрабатывать медь и железо.
Слово "творог" означает - сотворенный, оно однокоренное с именем Сварог и является символом небесных хлебов. Можно предположить, что слов пирог также произошло от имени данного бога. Слово «сварганить» приобрело негативный оттенок, так как в толковых словарях его значение «делать, изготовлять что-нибудь (обычно плохо, наспех)».
Ещё одно олицетворение солнца – это Ярило - ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света. Древние славяне представлялся его молодым красивым женихом. Ярила давал хороший урожай, здоровое потомство, он изгонял зиму и холода. Само имя «Ярила» происходит от слова «ярый» — сильный, мощный. Интересно написание слова: мы встретили в одних источниках «Ярило», в других –«Ярила»
Ярило, ярость, яровые, Яр (у северян в древности означало 'село'), т.к. раньше жили в избах с очагом; яркость, - эти слова объединены понятием усиления яркости, света. Действительно, после приходи весны идет быстрое прибавление дня и усиление тепла. Все оживает, растет, тянется к солнцу.
К летнему солнцестоянию Ярило набирает полную силу. Он живет в правде и любви с землею, рождая летом новые жизни. К 22 июня Ярило превращается в Белбога, день самый длинный, природа обласкана им и любит его. Состояние Ярилы - состояние всех молодых парней. В четвертый месяц года (ныне апрель) русичи начинали самые важные для всего славянского рода сельскохозяйственные работы.
Велес
Велес - хозяин Дикой Природы. Водчий на всех Дорогах. Господин Путей, покровитель всех путешественников. Хозяин Нави, властитель непознанного, черный бог. Посмертный судья и прижизненный испытатель, могучий волшебник и повелитель магии, оборотень. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов. Податель богатств. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам. Бог удачи.
Покровитель домашнего скота и богатства, воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог. Ему подчинялись все низшие духи. Волшебной обителью Велеса стал остров Буян. В основном Велес занимался земными делами ведь его почитали как владыку лесов, животных, богом поэзии и достатка.
Велес был лунным богом, братом Солнца и Великим Хранителем Прави. По ведическом учениям, после смерти, людские души поднимались по лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес. Чистые души праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу идут к Солнцу — обители Всевышнего. Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей или низших духов.
Велес - хранитель седой старины и безмолвных костей предков. Последняя ночь октября - день поминовения дедов (на Западе - Хелловин). В этот день русы провожали с кострами и музыкой волынок и дудок духов природы и умерших за год родичей под снег.
Стрибог
Стрибог - бог ветра, руководитель воздушных течений. Именно к Стрибогу, не упоминая его имени, обращались в более поздние времена для совершения заговоров и заклятий на тучи или засуху. В своем подчинении Стрибог имел различного рода Ветры (имена утрачены). Считается, что одним из таких Стрибожичей-ветров была Погода, несущая теплые и мягкие западные воздушные массы. Другим — Позвизд или Посвист, злой северный ветер.
Существует несколько трактовок самого имени Стрибога: Стрый — то есть старый, старший бог или стръга — глагол, обозначающий длительность в пространстве, протяженность чего-либо. Стриж, стремительный, быстрый, шустрый, стремление, струя - все эти понятия означают поток, скорость, распространение, растекание. Если соединить все это в одно, перед нами - образ ветра и все, что с ним связано. По одной из версий Стрибог посылает в мир Яви свои ветры-стрелы и помогает солнечным лучам-стрелам оплодотворять землю. Этот бог всегда в сказках под именем Ветра выступает разрушителем козней и самой Смерти. Суть Стрибога неоднозначна: он, как повелитель стихий, посылает живительную влагу и несущие жизнь облака, но в то же время, он насылает на землю ураганы и засуху, а вместе с ними — смерть.
В апреле прилетит Стрибог с востока молодым теплым дневным дуновением. Ночью же он будет дышать холодной сыростью. Летом Стрибог задует с полудня (юга), днем обжигая жаром, а ночью лаская теплом. А осенью, налетев с заката (запада), как и весной, будет днем греть, а ночью - холодить. Осенью и весной Стрибог разгоняет тучи, открывая теплое, светлое солнце. Летом он приносит дожди в засуху, чтоб не погиб урожай, зимой вращает крылья мельниц, перемалывая зерно в муку, из которой потом замесят хлеб. Русы считали себя стрибожьими внуками. Стрибог - это наше дыхание, это воздух, в котором звучат слова, распространяются запахи и рассеивается свет, позволяющий нам видеть окружающее.
Maкoшь – это единственное женское Божество древнерусского дохристианского пантеона князя Владимира. Идол Maкoши стоял в Киеве на вершине холма рядом с куммирами Перуна и других божеств. Maкoшь замыкает список богов Киевской Руси в «Повести временных лет». Имя этой Богини входит почти во все поучения против язычества XI-XIV в.в., где она упоминается, как правило, вместе с вилами-русалками и крылатым псом Симарглом. Обычно в списках языческих богов Maкoшь стоит особняком, хотя при сохранении ее противопоставления мужским богам эта Богиня иногда выдвигается на первое место. На Русском Севере ее представляли в виде женщины с большой головой и длинными руками.
Интересной представляется близость слов, обозначающих жребий и имя этой Богини. Древнерусское слово «къшь» означает «жребий», «къшение» или «кошение» — процесс жеребьевки, «кошитися» — метать жребий. Учитывая глубокую древность слова Ма (мать), можно истолковать имя «Ма-кошь», как «Мать счастливого жребия», как имя Богини удачи, судьбы.
Следующий смысловой ряд слова «кошь» представлен такими понятиями, как: корзина, плетеный возок для снопов, «кошелка», «кошель», «кошуля» — различные плетеные емкости для зерна, хлеба и других продуктов. «Кошара» — плетеный хлев, куда загоняют живое богатство — овец. «Кошевым» называется предводитель казаков. Двойственность понятий слов, связанных с этим корнем, понятна, ибо в древности словосочетание «мой жребий» означало не что иное, как «мой воз сена», «моя корзина зерна», «хлев моих овец»: обобщенно — «мое добро», «мое благо».
В классической мифологии Богинями, сочетающими покровительство изобилию с влиянием на случайности человеческой судьбы, были римская Фортуна и греческая Тихе. Непременной принадлежностью этих богинь был рог изобилия, олицетворявший понятие счастливой судьбы и понятие земного обилия. Такова и славянская Maкoшь.
Богиня Макошь – является Покровительницей Чертога Лебедя во Сварожьем Круге.
Приложение1.
Бог | Значение бога | Слова, которые произошли от имени бога |
Род | Главное божество. Бог неба и грозы. Создатель всего живого и сущего. | Родина, родитель родственники, родной, народ, родник, урожай, рожь. |
Сварог | Бог неба и творец земли. Бог-кузнец, бог-творец. Покровитель свадеб. Бог плодородия. Мать урожая. | Вар, сварганить, творог, пирог, сварить, жар,горение. |
Даждь-бог | Бог солнца и бог податель у славян. Бог живительной силы. Бог плодородия, лета и счастья. | Дождь, дать. |
Макош | Богиня земли, дождя и урожая, прядения, ткачества, покровительница ремесел, покровительница женщин, богиня судьбы. Богиня луны. Покровительница рукоделий и домоводства. | Макать, мокнуть, мать, жребий, амбар, космос. |
Ярило | Бог плодородия, весны и возрождения жизни. Ярило один из ликов солнца. Бог воин. | Яркий, яр, боярин, ярость, яростный, яровик, яровушка, ярило, яриться, ярый, ярына, ярица. |
велес | Велес – славянский бог-оборотень, бог-мудрец, покровитель искусств, владыка чародейства, сын коровы Земун. По легенде Велес был единственным богом из всех Ясуней и Дасуней, который в равной степени познал как силы Света, так и силы Тьмы. Именно поэтому Велесу нет равных во владении тайными знаниями, благодаря которым этот бог способен подчинять себе стихии и изменять законы мироздания | Лес, великий, волосатый, велеть, великан |
хорс | Бог солнца | "хорошо", "хоромы" "храм", "хоробрый" ("храбрый"), "хоровод", "хоругвь", "хорохор, хоровод |
лель | Бог любви и любовной страсти | Лелеять, |
лада | Богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви | Ладить,ладушки,оладьи |
Приложение 2.
Слово | Значение слова | |
Словарь Ожегова | Словарь Даля | |
Вар | Крутой кипяток | Кипяток и вареная смола |
Сварганить | Делать, изготовлять что-нибудь (обычно плохо, наспех) | Смастерить налегке, или как попало, наскоро, плохо. |
Творог | Пищевой продукт из квашенного молока, освобожденного от сыворотки. | Густые или твердые частицы молока, из которого выделываются сыры. |
Пирог | Печеное изделие из раскатанного теста с начинкой. | |
Свар | ||
Сварить | Приготовлять (пищу) кипячением. | Кипятить в воде или в другой жидкости. |
Жар | Румянец от него. | Сильная степень тепла, огонь без пламени. |
Горение | Полыхать, краснеть от прилива крови. | Заниматься и истребляться огнем, тлеть без пламени. |
Дождь | Атмосферные осадки в виде водных капель, струй. | Вода в каплях или струях из облаков. |
Дать | Продавать (в магазине, лавке) определить возраст. | Вручать, доставлять, дарить, покупать, сообщать приносить. |
Родина | Место рождения, возникновение чего-нибудь, происхождение кого-нибудь. | Родить, родня, рожать. |
Родители | Отец и мать по отношению к своим детям. | |
Родственники | Люди, которые находятся в родстве с кем-нибудь. | |
Родной | Дорогой, милый. | |
Народ | Люди, группа людей. | Люди состоящие под одним управлением, говорящие на одном языке. |
Родник | Водный источник текущий из глубины земли. | |
Урожай | Высокий, хороший сбор растений. | |
Рожь | Зерна этого злака. | Хлебное, колосовое растение из семьи злаков. |
Макать | Опускать во что-нибудь жидкое. | Смакивать что-то во что или куда, опускать в жидкость и вынимать. |
Мокнуть | Быть замоченным, лежать в воде, в жидкости для приобретения нужных свойств. | |
Мать | Женщина по отношению к своим детям. | Бог для людей , что мать для детей; родительница. |
Жребий | Судьба, участь. | Употребляется говоря о предметах возвышенных. |
Амбар | Строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров. | Строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров. |
Космос | Вселенная, мир. | Вселенная и мироздание. |
Яркий | Дающий сильный свет, сияющий. | |
Яр | Глубокий заросший овраг. | Самый жар, огонь, пыл, разгар. |
Боярин | Крупный землевладелец, принадлежащий к высшему сословию. | С боярами знаться - ума набраться, боярин - ныне барин. |
Ярость | Напор, неукротимость. | Сильный гнев, озлобление, порыв силы бессмысленной, стихийной. |
Яростный | Ничем не сдерживаемый, неукратимый. | |
Яровик | ||
Яровушка | ||
Ярило | ||
Ярый | Светлый, белый. | Огненный, пылкий, сердитый, злой, лютый, горячий. |
Ярыня | ||
Ярица | ||
хоровод | Народная игра движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей участников какой-н. игры, танца. | собранье сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями |
хорошо | лепый, красный, прекрасный, красивый, красовитый, басистый, баско́й, видный, взрачный, казистый, приглядный, пригожий, | |
хоромы | В старину на Руси: большой жилой дом богатого владельца | жилые деревянные строенья |
храм | Здание для богослужения, церковь. | Не изменилось |
лес | Множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами. | Лесной дух, пугало, как домовой, полевой, водяной; леший поет голосом без слов, бьет в ладони, свищет, аукает, хохочет, плачет, |
великий | превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся. | |
великан | То же, что гигант | греч. колос, исполин, великан, волот, могут; гигантов, ему принадлежащий; гигантский, к нему относящ.; | огромный, величайший, исполинский. |
Источники и литература.
Интернет - ресурсы
Карты планет и спутников Солнечной системы
Что такое музыка?
Как напиться обезьяне?
Прекрасная химия
Разноцветное дерево