Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальной
Актуальность
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся, использование возможностей кружковой работы являются недостаточно разработанной.
Цель работы стало выяснение педагогических условий формирования экологической культуры в ходе работы кружка «Экологи Дона».
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа по педагогике | 63.6 КБ |
презентация | 2.41 МБ |
МБОУ Маргаритовская СОШ Азовского района
Секция «Педагогика»
Подсекция «Общая педагогика»
Исследовательская работа
«Формирование экологического воспитания школьников
в Маргаритовской школе».
Автор работы: Головченко Ольга, 11 класс,
МБОУ Магаритовская СОШ Азовского района.
Руководитель: Шкурко Клавдия Викторовна,
учитель биологии.
2017г
Содержание
Введение………………………………………………………………………
1. Теоретические основы формирования экологической
культуры школьников …………………………………….……………………
1.3. Многообразие экологического воспитания………………………….
1.4. Технологии в воспитании экологической культуры школьников………………………………………………….………..
2. Практическая часть………………………………………………………….
2.1.Содержание экологического образования в МБОУ Маргаритовская СОШ………………………………………………………………………………
2.2.Работа учащихся МБОУ Маргаритовской СОШ в экологическом кружке «Экологи Дона» …………………………………………………………………
2.3.Диагностика уровня экологической культуры учащихся МБОУ Маргаритовской СОШ……………………………………………………….
Выводы………………………………………………………………………….
Список используемых источников………………………………………….
Приложение……………………………………………………………………..
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли, над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Проблема духовно-нравственного и экологического воспитания детей школьного возраста стала как никогда актуальна в современном обществе. Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе
чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом,
бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальной
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной.
Актуальность
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.
Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся, использование возможностей кружковой работы являются недостаточно разработанной. Поэтому мы поставили своей целью разработку программы работы экологического кружка школьников.
Цель работы стало выяснение педагогических условий формирования экологической культуры в ходе работы кружка «Экологи Дона».
Для разрешения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
Нами была выдвинута гипотеза: систематическая работа со школьниками по экологическому воспитанию в рамках кружка способствует:
-формированию экологической и общей культуры учащихся;
-повышению уровня знаний школьников;
- формированию любви к природе.
Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической[4].
Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры” ещё мало изучена. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры[6].
Но прежде чем непосредственно перейти к данной проблематике, необходимо прояснить, что такое культура и что такое экология, так как без этого сфера экокультуры останется пустой[2].
Слово “культура” происходит от латинского глагола cultum, что первоначально обозначало “возделывание почвы”. Позднее оно стало пониматься как “почитание богов”, что подтверждает доставшееся нам в наследство слово “культ”. И действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. Вначале под “культурой” понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, “человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом”. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории[25].
По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создаёт свой личный и уникальный социокультурный код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью каждой нации.
Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки, как мне кажется, является накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т. д.). Но, несмотря на это, всё же существует нечто или некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной коммуникации[26].
Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение.
Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой “глобального экологического кризиса”. Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, процесс истощения и опустынивания земель привёл к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида[24].
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно - это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода — морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имея мирителей, которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и наконец, голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко[22].
В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.
Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формировании личности влияют:
- природа и родной язык;
- общение в семье, в школе, окружающая среда;
- его деятельность;
- средства массовой информации, искусство, литература;
- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде[13].
В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципы социального воспитания. Принцип природосообразности, – изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии. Природные народности предлагает учет национальной культуры, традиций и родного языка. Принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка. Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении[12].
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало, что предпринято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе[18].
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:
- знать природу своего родного края, а именно:
- местные природные условия
- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;
- местные, охраняемые природные объекты;
- животных местной фауны;
- местных птиц;
- видов рыб местных водоемов;
- лекарственные растения местной флоры;
- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов[10].
Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.
Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы[6].
Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы[26].
Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизм обработки» полученных реакций мира природы.
Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее[24,25].
Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А.(2009г) отмечает, что « экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств[8].
Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:
Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.
Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны[6].
Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта подрастающему поколению[3].
Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения - в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве[9].
Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение[11].
В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя[9].
Как актуальная социально – педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся.
Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде следует назвать, прежде всего, свойства и явления естественной среды.
Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к природе, влияющее на позиции школьников. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает использование экономических и нравственно-эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глубже осознают необходимость заботиться о ее сбережении[11].
Третья предпосылка формирования отношения школьников к природе – это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно ценными отношениями и действиями. Формирование у школьников положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом. От учителей во многом зависит планирование и организация общественно - полезных действий. Они помогаю школьникам овладевать коллективными формами деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со средой претворить заботу о ней в конкретные дела.
Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственная деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели личности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и обществу[16].
Среди субъективных предпосылок формирования отношений школьников к окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания и осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во взаимодействии с внешним миром общественные и личные цели и таким образом удовлетворять свои потребности и стремления[17].
Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств.
В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством педагогов формируются навыки рационального природопользования[19].
Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде.
Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям[11].
Эксперименты, проведенные в различных природных условиях, показывают, что на отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности школьников, место жительства, профессия и образование родителей. По данным исследований, не редко девочки эмоциональней воспринимаю ландшафт, мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом.
Есть различия в отношении к природе у сельских и городских учащихся. Не все в равной мере осознают, каково влияние природы на их чувства, мысли, отношения к людям. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой. Эти данные показывают, что в педагогической работе следует учитывать влияния разнообразных социальных факторов на отношения к окружающей среде[18].
Особую роль во взаимодействии школьников с природой играет их индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. В деятельности по охране окружающей среды одного интересует содержание, другого – форма, третьего – орудия труда. Часть детей увлечена жизнью леса, другая часть возможностью побыть в лесу с товарищами. Чрезвычайно многообразны познавательные и практические интересы, эстетические вкусы и чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы и человеческих действий.
Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира. Развивая средствами природы духовным мир школьников, они в то же время закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли, чем бережнее относится к природе сам учитель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники. Школа испытывает потребность в педагоге – универсале, который глубоко знает не только свой предмет, но и общие закономерности воспитания отношений к природе и людям[18,19].
Говоря о технологии воспитания экологической культуры, имеем в виду такое сочетание психолого-педагогических приёмов и методов, которое позволяет учащемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни. Движущей силой развития выступает экокультурный дисбаланс в отношениях индивида с окружающей средой, на ликвидацию которого и направлены воспитательные технологии[25].
Реализовать воспитательный потенциал педагогических технологий удаётся лишь при соблюдении следующих принципов: 1) соблюдение целостного подхода в развитии личности (то есть одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы психики); 2) строгая ориентация на возрастные и индивидуальные особенности личностного развития; 3) обеспечение преемственности в воспитании экологической культуры детей от младшего к старшему возрасту; 4) социокультурная преемственность (обращение к корням народной педагогики); 5) субъектность (ребёнок является активным участником экологической деятельности); 6) учёт региональных возможностей и конкретной социально-экономической ситуации; 7) повышение общей и собственной экологической культуры самих учителей[20].
Исследуя эффективность использования технологий воспитания экологической культуры, установили, что она прямо зависит от ориентации на психовозрастные особенности детей, специфику мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающей средой.
Так, выявлено, что в воспитании экологической культуры младшего школьника акцент делается на формирование отношения к самому себе и ближайшему окружению - сверстникам, учителям, родителям. Это связано со спецификой мироощущения учащихся начальной школы - социальный аспект отношений более значим, чем отношение к природе, которую они воспринимают как жизненный фон. Поэтому развитие экологической культуры у младших школьников связано с динамикой в системе отношений от персонифицированного отношения к осознанию природы как самостоятельной ценности - к Себе (1 класс) - к Другому (2 класс) - к Природе (3 класс).
Отсюда выбор технологических средств осуществляется с таким расчётом, чтобы они в первую очередь способствовали пониманию ребёнком собственного "Я", стимулировали у него желание заниматься физической культурой, культурой поведения и навыками диалогового общения, поощряя любые контакты с природой, развивали любознательность, ощущение красоты окружающего мира, умение наблюдать[12].
Формирование экологической культуры как специфической формы организации деятельности на основе знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов обуславливает потребность в экологическом воспитании и образовании. В программе по экологии для начальной школы сформулированы следующие направления; разработка методического обеспечения экологического образования с учётом вариативных моделей; обобщение опыта экологического воспитания и образования школьников. В современной концепции воспитания экологической культуры (Б.Т. Лихачёв, Н.С. Дежникова, И.Д. Зверев) основополагающее значение имеет технологический аспект, в основе которого лежат современные образовательные технологии (игровые, тренинговые, компьютерные и т.д.) Основой методов и форм воспитания экологической культуры являются: воспитывающие ситуации (выбора, проблемные, игровые, трудовые), экологические знания, построенные на предыдущем опыте[16].
Формы экологической работы в школе могут быть различными:
1. Исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);
2. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Лесной газеты», проведение экологических олимпиад и др.);
3. Игровые (эко – случай, эко – казино, эко – бумеранг и др.);
4. Познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);
5. Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.)[20].
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Кружковая работа в системе экологического образования школьников
Для групповой экологической работы с учащимися наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:
научно-познавательного;
ценностного;
нормативного;
практически-деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: дляшкольников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому ⎯ природно-социальному окружению.
Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание
Нормативный аспект содержания экологического образования ⎯ это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали ⎯ показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания[11].
Практически ⎯ деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность ⎯ конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Опыт показывает, что объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего села может быть значительно шире: это уборка школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, живущими в живых уголках школы, практические дела в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важных дел.
В содержании экологического образования в школе должны найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных [9].
В содержании экологического образования многоаспектно должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.
Школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды ⎯ значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением [14].
Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха сельской сферы, в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека. Таким образом, в содержании программы экологического кружка могут быть прослежены несколько содержательных линий:
⎯ человек ⎯ природное существо и член общества;
⎯ многообразие природного и социо-культурного окружения человека;
⎯ экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
⎯ труд и поведение человека в окружающей среде.
Успех работы кружка зависит от того, как учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы или села. Так, органической составной частью кружковой работы по теме «Экология села» может стать прокладка экологической тропинки. Прокладка тропинки связана с изучением окружающей школу природы: поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов, выбор информационно емких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием общества и природы, разработка схемы маршрута, составление плана местности.
2.1. Содержание экологического образования в Маргаритовской школе
В Маргаритовской школе уделяется огромное внимание экологическому образованию и воспитанию учащихся. Основными требованиями к экологическому образованию и воспитанию школьников выступают:
Для реализации данных требований в школе действует программа экологического образования в условиях сельской школы «Живи». Данная программа была разработана совместно учителями биологии и экологии. В ней отражены цели экологического образования и воспитания учащихся, содержание, предложены методики по формированию экологической культуры учащихся. Мы провели эксперемент и пригласили в кружок не только тех детей, кому нравится это напрвление деятельности, но и тех, кого это не совсем интерисовало.
Программа экологического кружка Маргаритовской школы
«экологи дона».
Пояснительная записка праграммы деятельности детского объединения:
Эта программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района, своей республики.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.
Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.
Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача семьи и школы. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующего сохранению здоровья.
Особую роль приобретает программа школьного обучения, в процессе которого закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму.
Школьникам среднего возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой, поэтому целесообразно ввести в учебный процесс современной школы экологический курс «Здоровье человека и окружающая среда».
Формирование прочных знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на уроках (теоретическая часть), так и на местности при проведении практикума (практическая часть).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.
В работе кружка принимаются учащиеся с 11 до 17 лет, талантливые и любознательные, интересующиеся биологией, экологией, химией и др.
Оптимальное количество детей в объединении – 25 человек.
В работе кружка возможно использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, соматометрических измерений, проведение встреч с интересными людьми (врачами, лесником, агрономом, студентами).
Этапы реализации: объем курса - 105 часов, из них - в 1-ый год обучения - 35 часов, во 2-ой год – 35 часов, в 3-ий год - 35 часов.
Диаграмма изменений в личном опыте экологической деятельности школьников в результате экспериментальной работы.
До начала эксперимента (рис 1)
1) опыт нецеленаправленного общения с природой – 57%
2) опыт трудовой деятельности- 25%
3) опыт исследовательской деятельности- 10%
4) опыт оценочной деятельности- 3%
5) опыт пропагандистской деятельности – 5%
В конце эксперимента (рис 2)
1) опыт нецеленаправленного общения с природой -10%
2) опыт трудовой деятельности- 25%
3) опыт исследовательской деятельности- 40%
4) опыт оценочной деятельности- 15%
5) опыт пропагандистской деятельности- 10%
При поэтапной реализации модели экологического воспитания интенсивность воспитательного процесса, его эмоциональная сторона, деятельное общение с природой, сотворчество с взрослыми позволяли фиксировать существенные изменения в накоплении личностного экологического опыта деятельности: расширение и углубление познавательных интересов к экологическим проблемам, рост потребности в решении актуальных экологических проблем.
Около 68% старшеклассников задействованных в эксперименте выразили готовность заниматься экологосообразной деятельностью, участвовать в конкретных экологических проектах и исследованиях. О своем стремлении сохранить окружающую среду заявили 58% выпускников, более 88% выразили желание связать обучение и трудовую деятельность с экологией.
В начале эксперимента были определены следующие показатели: (рис 1)
на начальном уровне находилось 56%;
на продвинутом - 41%;
на профессионально достаточном - 5%;
на высоком - 0%.
В результате формирующего эксперимента зафиксирован ряд позитивных изменений в качестве экологической воспитанности: (рис 2)
на начальном уровне - 0%;
на продвинутом - 30%;
на профессионально: достаточном - 45%;
на высоком - 25%.
В результате исследования установлено, что повышению экологической воспитанности школьников в учреждениях способствуют два условия: во-первых, использование интегративного подхода к выявлению критериев и уровней экологической воспитанности, которые качественно меняются в позитивную сторону в зависимости от изменения мировоззренческих позиций и личного опыта экологической деятельности;
во-вторых, переход школьников на более высокий уровень экологической воспитанности и эффективно осуществляющиеся в кружковой работе проводимой в соответствии с программами, отвечающими целям и задачам экологического воспитания.
Достигнутые результаты
(участие в конкурксах экологической тематики школы, района, области). Более 40 % учащихся в качестве выпускных и переводных экзаменов выбирают географию и биологию, так как именно на этих уроках больше, чем на других используется экологический материал (приложение№3);
Данная работа будет проводиться и в дальнейшей экологической работе, которой на территории предостаточно, особенно в исследовательском плане, также планируется усилить работу с местным населением.
Считаем, что наш опыт по созданию системы экологического воспитания и образования, обучающихся в системе дополнительного образования будет полезен и другим школам, занимающихся экологической работой.
Выводы и заключение
В проведенном исследовании в целом решены поставленные задачи и подтверждены основные положения выдвинутой гипотезы, что позволило сделать следующие общие выводы.
1. Определены роль и место в обществе экологического воспитания. Она рассматривается как система, которая, будучи проявлением связей между природой и сознанием человека, развивается по законам синергетики, определяет возможность прогнозировать дальнейшее развитие этих связей, влиять на изменение экологической ситуации. Современное состояние окружающей среды требует повышения качества экологического воспитания, что возможно только при применении совместных подходов, принципов природосообразности, обусловливающих направленность экологического воспитания на формирование эколого-мировоззренческих позиций и гармонизацию взаимоотношений школьников с окружающим миром, и их творческое самовыражение в реальной деятельности.
2. Экологическое воспитание способствует преломлению ценностей в сознании школьника. Целью и конечным результатом экологического воспитания является сформированная эколого-мировоззренческая позиция школьника.
3. Разработана модель экологического воспитания в школе как системы принципов, средств и методов последовательного воздействия на сознание и эмоционально - чувственную, волевую сферы учащихся с целью преобразования качественных свойств личности во внутренние структуры экологической воспитанности. Она включает поэтапный процесс воздействия на учащегося по логической цепочке: интересы - потребности – отношения - ценности - установки - убеждения - мировоззрение - поведение. В процессе моделирования использованы принципы непрерывности, системности, преемственности, целенаправленного общения, учета специфики конкретного учреждения.
4. Экологическая воспитанность - новое интегральное качество личности, становление которой включает в себя как личностные, так и психические свойства и является обобщенной характеристикой развитости выпускника как субъекта. В качестве обобщающих критериев, объективно отслеживающих достижения определенного уровня, приняты относительно устойчивые образования личности, такие как: эколого-мировспзренческая позиция и опыт экологической деятельности
Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно. И в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность.
Многие вопросы охраны природы, глобальные экологические проблемы обращают на себя внимание все большего количества людей. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего школьного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты. Развитие экологической культуры младших школьников характеризуется несколькими противоречиями. Но при целенаправленном педагогическом процессе именно в этом возрасте закладываются основы экологической воспитанности.
Экологическое воспитание осуществляется через разные виды деятельности: общественно полезный труд, туристическо-краеведческая деятельность, посещение различных кружков и секций, внеурочная работа и конечно – экологическое образование. Но экологическое воспитание не может существовать само по себе. Оно должно находиться в тесной взаимосвязи с экономическим, эстетическим, нравственным, правовым и другими воспитаниями. Только в результате такой взаимосвязи и предъявлении единых педагогических требований можно воспитать экологически развитую личность.
ЛИТЕРАТУРА.
Основная:
1. Сайфуллина Н.М. Природа, наука и туризм: материалы Всероссийской НПК посвященной 25-летию НП «Башкирия». Уфа: «Гилем». 2011. 161 с.
2. Миркин Б.М. Наумова Л.Г. Экология растений Башкортостана. «Китап», Уфа 2010.
4. Тихонов А.В. растения России. Красная книга. М.:Росмэн,2010. 171 с.
5. Чередниченко И.П. Экология. 6-11 классы внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. В.: «Учитель». 2010. 131 с.
6. Кусябаява Р.Р. Как воспитать в ребенке творческую личность. Сборник разработок концепции, программ и примерных уроков. Уфа: БИРО, 2008. 125 с
7. Булаев М.А. Организационно-финансовое обеспечение и безопасность полевых туристских лагерей: Практическое пособие.Ханты-Мансийск,2005. 194
8. Степанчук Н.А. Экология,7-8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека. Волгоград: Учитель,2009. 183 с.
9. Степанчук Н.А. Прилипко Н.И. Практикум по общей экологии 9 класс. Волгоград:Учитель,2009. 208 с.
10. Вавилина Е.М. Экологическое воспитание в школе. 5-9 классы: игры, праздники, конкурсные программы, тематические вечера, беседы. Волгоград: Учитель, 2008. 109 с.
Дополнительная литература:
Слайд 1
Работу выполнила Ученица 11 класса МБОУ Маргаритовской СОШ Головченко Ольга Руководитель проекта Учитель биологии Шкурко Клавдия Викторовна «Формирование экологического воспитания школьников в Маргаритовской школе».Слайд 2
Актуальность Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.
Слайд 3
Цель работы выяснение педагогических условий формирования экологической культуры в ходе работы кружка «Экологи Дона». Задачи: Анализ научной и методической литературы по проблеме. Проведение педагогического эксперимента. Влияние работы кружка «Экологи Дона» на экологическое воспитание школьников. Показать методы работы для реализации плана работы кружка.
Слайд 4
Нами была выдвинута гипотеза: систематическая работа со школьниками по экологическому воспитанию в рамках кружка способствует: -формированию экологической и общей культуры учащихся; -повышению уровня знаний школьников; - формированию любви к природе.
Слайд 6
Содержание экологического образования в Маргаритовской школе Филиал « Чумбур – Коса» МБОУ Маргаритовская СОШ
Слайд 7
Цели и задачи : 1. Формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни; 2. Развивать стремление оздоравливать окружающую среду, внося посильный вклад в улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий жизни человека; 3. Развивать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление индивидуального здоровья учащихся; 4. Формировать экологическую культуру учащихся программа Экологического кружка маргаритовской школы « Экологи Дона»
Слайд 8
Экологическая работа
Слайд 9
Акция «Сад»
Слайд 10
Акции «Забота о птицах»
Слайд 11
Работа на пришкольном участке
Слайд 12
Акция «Чистый берег»
Слайд 13
Акция «Помоги ветерану»
Слайд 14
Акция «Родное село» Уборка мусора вдоль трасы Ликвидация свалок Уборка улиц
Слайд 15
Акция «Обелиск »
Слайд 16
Работа с населением
Слайд 17
Экологические субботники
Слайд 18
СИМВОЛИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЭКООТРЯДА «ГАРМОНИЯ»
Слайд 19
Районные выступления
Слайд 20
Экологические митинги и конференции
Слайд 21
Работа с будущими экологами
Слайд 22
Экологические праздники День Земли День Птиц
Слайд 23
Выступление юных экологов
Слайд 24
Экологическая сказка Художественная самодеятельность КВН
Слайд 25
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Мы провели эксперемент и пригласили в кружок не только тех детей, кому нравится это напрвление деятельности, но и тех, кого это не совсем интерисовало Диаграмма изменений в личном опыте экологической деятельности школьников в результате экспериментальной работы.
Слайд 26
В конце эксперимента
Слайд 27
О своем стремлении сохранить окружающую среду заявили 58% выпускников, более 88% выразили желание связать обучение и трудовую деятельность с экологией В начале эксперимента
Слайд 28
В конце эксперимента
Слайд 29
Достигнутые результаты
Слайд 30
Открытие клумбы посвященной 78 Ростовской области
Слайд 31
Клумба в настоящее время
Слайд 32
Закладка дендропарка
Слайд 33
Выставка на день учителя «Дары природы»
Слайд 34
В ЫВОДЫ Проделанная работа привела к следующим выводам: Экологическое воспитание школьников является приоритетным направлением в работе Маргаритовской школы. Планомерная работа по экологическому воспитанию в школе повысила активность во внеклассных мероприятиях и в обучении учащихся. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной программы кружка «Экологи Дона», способствует значительному повышению экологической культуры школьников.
Слайд 35
Спасибо за внимание
Сказка "Морозко"
Загадка Бабы-Яги
Сторож
Ребята и утята
Смекалка против Змея-Горыныча