Тезисы к исследовательской работе по психологии
«Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста»
Автор: Каралевич Софья, учащийся 9 класс
Руководитель: педагог-психолог Земцова Стэлла Валерьевна
Организация: МАУ ШИЛИ города Калининграда
В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения, личности, общаться, которая в зависимости от ее психологических особенностей может стимулировать, а может подавлять активность личности, способствовать ее нравственному росту или тормозить его.
В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения. Постановкой и разработкой проблемы общения занималось много различных авторов. Впервые в отечественной психологии вопрос о роли общения как факторе психического развития человека поднимает В.М. Бехтерев.
Однако на пути развития личности в общении может встать препятствие – тревожность.
В исследовании отражено различное представление подростков в возрасте от 13 до 17 лет МАУ ШИЛИ.
Исследование взаимосвязи уровня тревожности и уровня общения актуально, поскольку эта проблема является недостаточно разработанной в современных условиях социально-экономической нестабильности.
Вложение | Размер |
---|---|
«Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста» | 59.61 КБ |
«Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста»
Авторы: Каралевич Софья Алексеевна, ученицы 9 класса.
Организация: МАУ ШИЛИ г. Калининград
Руководитель: Земцова Стэлла Валерьевна, педагог-психолог
В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения, личности, общаться, которая в зависимости от ее психологических особенностей может стимулировать, а может подавлять активность личности, способствовать ее нравственному росту или тормозить его.
В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения. Постановкой и разработкой проблемы общения занималось много различных авторов. Впервые в отечественной психологии вопрос о роли общения как факторе психического развития человека поднимает В.М. Бехтерев.
Однако на пути развития личности в общении может встать препятствие – тревожность.
Исследование взаимосвязи уровня тревожности и уровня общения актуально, поскольку эта проблема является недостаточно разработанной в современных условиях социально-экономической нестабильности.
Целью исследования является определение соотношения коммуникативных способностей и личностной тревожности у детей подросткового возраста.
Задачами работы являются:
Гипотеза исследования состоит в том, что уровень коммуникативных способностей подростков зависит от степени тревожности личности.
Методы исследования: методики диагностики уровня коммуникативных способностей (КОС-1) и методика «Определение тревожности по Филиппсу». Коррекционная работа.
В толковом словаре В.И. Даля подросток определяется как “дитя на подросте” – 14-15 лет.
В академическом четырехтомном словаре русского языка 1983г. разъясняется, что подросток - это "мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте от 12 до 16 лет ".
Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д.
Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и наконец, личное счастье каждого.
Общение, во-первых, - это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в третьих, результат специальной задаваемой деятельности.
В качестве основного определения используется следующее: общение – это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений.
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество детей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось в нашей стране. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так, количество детей с устойчивой тревожностью (7 – 9 классы) в 2010 – 2012 гг. составило от 42 до 45 % (для сравнения в 2000 – 2004 гг. таких детей было от 22 до 26 %), т.е., если в начале 2000-х гг. количество тревожных детей среди школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в два раза больше.
В отечественной психолого-педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях.
Ряд ученых рассматривают тревожность как социально – обусловленное свойство личности. Психолог В. Р. Кисловская делает вывод о том, что «… тревожность в очень значительной мере является функцией социального общения».
Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или "барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины 20 века.
В учебной деятельности затруднения и трудности взаимодействия между учениками внутри класса или группы исследуются достаточно интенсивно с целью определить факторы, влияющие на затруднения, причины, их вызывающие, значение затруднений в деятельности и т.д. (Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова и др.)
Затруднения в общении – это некие "психологические барьеры", которые препятствуют нормальному общению, влияют на деятельность субъектов.
Таким образом, анализируя причины, вызывающие затруднения в общении, можно сделать вывод, что частыми причинами затруднений общения могут, выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые и личностные проявления человека.
II. Экспериментальное психологическое изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления причин, вызывающих трудности в общении.
Целью данной работы является изучение коммуникативных способностей подростков и уровня тревожности для выявления причин, вызывающих затруднения в общении.
Задачи исследования:
I. Изучение уровня коммуникационных способностей с помощью методики КОС-1 в 7-х классах (2012 и 2013 уч. года).
II. Изучение уровня тревожности с помощью методики «Определение тревожности по Филиппсу» в 7-х классах (2012 и 2013 уч. года).
III. Сравнение выявленных показателей экспериментальной группы 7-го класса (2012уч. года) и этого же уже 8-го класса (2013уч. года).
Исследования проводились с октября 2012г. по декабрь 2013г.
В эксперименте принимали, участие учащиеся 7-х- 28 учащихся (вновь прибывшие) и 8-х классов – 29 учащихся МАУ ШИЛИ. На базе этой возрастной группы была сформирована экспериментальная группа. Общее количество испытуемых – 57 человек.
Результаты исследования и анализ полученных данных по методике (КОС) – коммуникативные способности.
Сравнительные данные, полученные в первой серии эксперимента – исследование уровня коммуникативных способностей учащихся 7-х (2012 уч. года) и 7-х (2013 уч. года) классов, отражены на рисунках 1, 2.
Рис. 1 Рис. 2
Из рисунков видно, что в группах выделяются следующие уровни коммуникативных способностей: Доминирующим уровнем (рис. 3,4) в группах является низкий уровень коммуникативных способностей (34% и 75%). Испытуемые, имеющие данный уровень, не отличаются высоким устойчивым потенциалом коммуникационных особенностей. Рис. 3 Рис. 4
Примечательным является факт отсутствия или низкий процент у испытуемых очень высокого уровня коммуникативных способностей рисунке 5. Рис. 5 |
Результаты исследования и анализ полученных данных по «Методике диагностики уровня школьной тревожности Филиппса».
Вторая серия эксперимента. В результате обработки испытуемые были разделены на 4 группы: высокая, выше среднего, норма, ниже среднего тревожности. Данные количественной обработки уровня тревожности предложены на рисунках 6,7.
Рис. 6 Рис. 7
Доминирующим уровнем тревожности (рис. 6,7) в параллелях 7-х классов разных годов являются средний уровень по 7-м классам 2012 уч. года и высокий уровень тревожности по 7-м классам 2013 уч. года. Во многом это зависит от того, что набор в нашу школу начинается с 7-го класса. Ребята приходят к нам уже с имеющимися у них достижениями в учёбе. И создание нового коллектива, новых учителей и требований многих учащихся тревожит.
Задача контрольного эксперимента – выявить влияние используемой коррекционной программы (см. приложение) на эффективность проведения программы на коммуникативные способности и уровня тревожности.
Второй этап состоял из 2-х серий, направленных на изучение изменений коммуникативных способностей и тревожности после проведения коррекционной работы в 8 классе 2013 уч. года (бывший 7-ой класс 2012 уч. год).
Результаты исследования и анализ полученных данных по методике (КОС) – коммуникативные способности.
Первая серия исследования. Из рисунка 8 видно, что при исследовании коммуникативных способностей в экспериментальной группе после проведения коррекционной программы, выделяются следующие уровни: мы можем наблюдать, что низкий уровень уменьшился с 34% до 15%, а средний вырос с 27% до 46%, появился высокий уровень коммуникативных способностей - 8,5%.
Благодаря нашим преподавателям во время уроков и классным руководителям во внеурочное время, работая над сближением коллектива. Все это влечет за собой повышение уровня коммуникативных способностей (рис. 8).
Рис. 8
Результаты исследования и анализ полученных данных по «Методике диагностики уровня школьной тревожности Филиппса».
Вторая серия исследования. После коррекционной работы с учащимися этой же группы, можно наблюдать небольшие изменения в уровнях тревожности:
- так высокий уровень снизился с 21% до 15%;
- выше среднего повысился с 21% до 23,4%;
- небольшие изменения произошли и на уровне норма - чуть снизился показатель с 51% до 48.9%;
- ниже среднего увеличился с 6,4% до 12,8% (рис. 9).
Рис. 9
Результаты исследования позволяют понять характер связи между способностью общаться и степенью тревожности подростков, что позволит классным руководителям лучше ориентироваться в выборе мер педагогического воздействия при формировании коммуникативных способностей у подростков.
Наилучшие показатели развития коммуникативных способностей у учащихся в экспериментальной группе объясняются участием подростков в коррекционной работе по профилактике и преодолению трудностей в общении.
Практическая ценность работы определяется тем, что на основании результатов исследования, психологических особенностей общения подростков сделаны выводы и составляется коррекционная программа педагогом-психологом, которая позволит в определенной мере способствовать процессу формирования и ее влияния на характер нравственного воспитания.
Первый из выводов работы заключается в том, что, рассматривая причины и факторы, осложняющие общение подростков, следует обратить внимание на возрастные особенности.
2. Мы выяснили, что на уровень коммуникативных способностей влияет и уровень тревожности учащихся. Чем ниже тревожность, тем ребята чувствуют себя более комфортно в социуме.
3. Коррекционная работа по профилактике и преодолению трудностей в общении оказывает положительное влияние на уровень коммуникативных способностей и уровень тревожности, о чем свидетельствует положительные изменения. Особенно это заметно на примере очень высокого уровня коммуникативных способностей, где динамика этого уровня растет на 20%. Уровень тревожности снизился на 7%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодалёв А.А. "Личность и общение": Избранные труды. М, 1983
2. "Игры, обучение, тренинг, досуг..." под редакцией В.В. Петрусинского В четырёх книгах - М. Новая школа, 1994
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность". Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль, Академия развития, 1996
4. Кисловская, В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых / В. Р. Кисловская. – Алма-Ата: Образование, 2004. – 360 с.
5. "Рабочая книга школьного психолога" под редакцией Дубровиной И.В., М. Международная педагогическая академия, 1995
6. "Учителям и родителям о психологии подростка", под редакцией Араканова Т.Г. - М. Высшая школа, 1990
Любимое яичко
Именинный пирог
Мороз Иванович
Сказки пластилинового ослика
Усатый нянь