В настоящее время дети вовлечены в процесс денежных отношений с малых лет. В связи с этим одной из важнейших задач в воспитании детей родителями и школой становится развитие экономической грамотности, нужно учить детей правильно распоряжаться денежными средствами. Таким образомперед нами встал вопрос: «Нужны ли подросткам карманные деньги?»
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_proekt_po_fin_gramotnosti.docx | 29.61 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10
Ставропольского края г. Ессентуки
Проект на тему:
«Изучение уровня экономической грамотности школьников на примере расходования карманных денег».
Выполнили: Карелина Дарья,
Пташкина Софья.
МБОУ СОШ№10 8 а класс
Руководитель проекта: Чернова Ю.Е.
Содержание:
1.Введение……………………………………….3
1.1.Гипотеза……………………………3
1.2.Актуальность……………………3
1.3.Цель…………………………………3
1.4.Задачи………………………………….3
2. Значение карманных денег в жизни подростка…………..3
2.1.Мнение психолога……………………………………………….3,4
2.2. Доводы «За» или «Против»…….………….4
3. Способы накопление и рациональный расход карманных денег подростками………….4
3.1.Как заработать деньги подростку в России?.....................4
3.2. Отношение подростков к карманным деньгам в странах Европы.……………4,5
Заключение…………………………………………………5
Список литературы………………………………..5
Приложение…………………………………………5,6
1.Введение.
В настоящее время дети вовлечены в процесс денежных отношений с малых лет. В связи с этим одной из важнейших задач в воспитании детей родителями и школой становится развитие экономической грамотности, нужно учить детей правильно распоряжаться денежными средствами. Таким образомперед нами встал вопрос: «Нужны ли подросткам карманные деньги?»
1.1.Гипотеза.
В момент выполнения исследовательской работы была выдвинута гипотеза о том, что в современном обществе школьники обладают низкой финансовой грамотностью и из-за этого расход карманных денег ведется неправильно.
1.2.Актуальность.
Всё необходимо делать своевременно, по мнению специалистов, наиболее благоприятный возраст для обучения рациональному использованию карманными деньгами является возраст с 10 до 13 лет.
1.3.Цель.
Научиться рационально распоряжаться карманными деньгами в подростковом возрасте.
1.4. Задачи.
1.Рассмотреть понятие «карманные деньги» в экономической и психологической литературе;
2.С помощью анкетирования выяснить отношение детей и родителей к проблеме расходования карманных денег;
3.Выяснить откуда берутся деньги у подростков в России и Европе;
4.Разработать предложение об обучении финансовой грамотности подростков.
2.Значение карманных денег в жизни подростка.
У многих родителей появляются вопросы, связанные с деньгами. Давать ли ребенку карманные деньги? Нужны ли карманные деньги детям? А если давать, то как, и сколько? Не вредно ли поощрять хорошую учебу деньгами, обязательно ли контролировать их расходы? Счастье и жизненный успех по большей части приходит к тем, кто умеет не только зарабатывать деньги, но и рационально ими распоряжаться. Поэтому с раннего возраста нужно учить детей правильному отношению к деньгам. Давать карманные деньги ребенку – значит воспитывать в нем самостоятельность.
2.1. Мнение психолога.
Для психолога Сергея Ключникова нет сомнений, что детям необходимо иметь карманные деньги. Ребенок без них не сможет чувствовать себя свободно и уверенно. У него могут зародиться неприятные качества: комплекс неполноценности, зависть, жадность Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами не зависит от того, насколько богаты или бедны их родители. Ведь можно пустить на ветер большие суммы и, наоборот, обеспечить семью всем необходимым на скромные доходы. Карманные деньги не бывают слишком большими, поэтому ребенку придется анализировать варианты, расставлять приоритеты и набираться жизненного опыта. Если вы видите, что дети тратят карманные деньги неразумно, не вмешивайтесь слишком активно. Вы можете помочь только советом, но не категоричным запретом.
2.2. Доводы «За» или «Против».
Доводы « ЗА»: Ребенок не чувствует себя униженным рядом с другими детьми, когда они покупают себе важные для них безделицы или нечто-то вкусненькое.
Доводы «ПРОТИВ»: Так как дети еще не умеют рационально пользоваться деньгами, семья понесет некоторый убыток. Поэтому финансово выгоднее, когда все необходимое для ребенка покупают родители. Если ребенка не ограничивать в деньгах, он не будет знать им цену, появится зазнайство и хвастовство.
3. Способы накопление и рациональный расход карманных денег подростками.
Множество подростков сталкиваются с ситуацией, когда семейный бюджет, предусмотрен их родителями, не дает возможности покупать вещи, которых нет в списке первой необходимости. В подобных ситуациях у молодых людей, которые еще не окончили среднюю школу, возникает желание подзаработать. Желание приобрести хотя бы минимальную финансовую независимость в большинстве случаев приветствуется родителями. Конечно, школьникам проще искать работу в летний период, ведь в теплое время года они не будут отвлекаться от учебы.
3.1.Как заработать деньги подростку в России?
Хобби в помощь
Ребята, подрабатывать и при этом получать удовольствие – совсем реально. Поразмышляйте о своем хобби или умениях, возможно, они будут кому-то очень полезны. Если у вас есть фотоаппарат или видеокамера и вы умеете делать красивые снимки, это будет отличной идеей для заработка. Разместите объявления на специальных сайтах в интернете или же распечатайте его и повесьте на специальной доске объявлений в своем городе.
Продажа услуг
Среди них выгул собак, услуги няни, мытье машин, раздача рекламы, убирание снега или же стрижка газонов. Для подобной идеи прекрасным станет ваше объединение с друзьями: да, полученные деньги придется делить, но и работа пойдет в разы быстрее. Увидев, что вы собираете деньги на хорошую цель, клиенты охотнее воспользуются вашими услугами, а возможно, даже немного доплатят сверху.
Работа в интернете
Сегодня благодарясуществовании глобальной сети появилось множество вакансий, о которых никто не знал два десятка лет тому назад. Имея доступ в Интернет, на специальных сайтах можно найти отличные варианты заработка, например, формирование рекламных объявлений или же участие в маркетинговых опросах.
3.2. Отношение подростков к карманным деньгам в странах Европы.
Социологи «Евросоюз» решили выяснить, в каких странах родители поощряют своих детей в денежном эквиваленте больше всего, сообщает «TheLocal». Оказалось, что больше всего карманных денег получают маленькие итальянцы и французы. На третьем месте оказались испанцы. Минимальная сумма, которую дают ребенку в этой стране, колеблется от 5 до 10 евро в неделю для детей в возрасте 5-15 лет. Подростки старше 15 получают до 50 евро в неделю. Несмотря на весьма весомые поощрения, эксперты не считают их излишними.
Франция.
На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время. Поступив в университет, многие французские дети и вовсе снимаются с денежного довольствия родителей (живут отдельно и за счет подработок).
Германия.
Немецкие школьники получают в среднем на свои расходы 5-20 евро. Но, при этом, многие родители сразу же забирают у детей 20% от выданной суммы (такой своеобразный налог). Делается это не потому, что родители такие жадные и не могут расстаться со всей суммой, а с определенной целью: приучить детей, что с каждой суммы денег необходимо заплатить налог. В Германии поощряется такой способ заработка детьми, как продажа на блошиных рынках своих игрушек, книжек и других уже ненужных им вещей.
США.
На карманные расходы американским школьникам выдают 5-15 долларов. Системное образование по финансовой грамотности дети могут получить в специальных лагерях, где такое обучение проходит в игровой форме. Очень часто американские дети берут себе кредиты на обучение (полностью или частично).
Швеция.
До 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если еще родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребенка уж точно наберется кругленькая сумма. Но есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.
Диаграммы (дописать описание по диаграммам)
Мы провели исследование как в нашей школе ребята разного возраста обращаются с карманными деньгами. Мы опросили 237 учащихся и их родителей.
По результатам анкетирования мы выявили, что 74% родителей считают необходимым давать детям карманные деньги и 70% опрошенных родителей дают детям деньги на карманные расходы.
50% считают, что сумма должна быть менее 500 рублей в месяц, а 64% детей хотели бы иметь именно такую сумму. 75% родителей считают, что нет необходимости посвящать детей в семейный бюджет и 80% даже не обсуждают его. 80% родителей отрицательно относятся к поощрению хороших отметок, в свою очередь 32% детей считают, что стали бы лучше учиться, если бы родители платили деньги за хорошую учебу.
В свою очередь дети стараются сформировать свой собственный бюджет. 64% своим бюджетом считают карманные деньги, которые дают родители. 71% это подарки родственников.Причем 57% опрошенных детей откладывают деньги в копилку, а 43% тратят сразу.
Заключение.
В заключении отметим, что наша гипотеза подтвердилась, и сам факт, получает или нет ребенок карманные деньги, не является формулой его будущего финансового успеха. Необходимо, чтобы ребенок научился финансовой ответственности и в этом ему может помочь обучение рациональному использованию карманных денег. Значимо приучать детей не к деньгам, а к положительным эмоциям, так родители получают удовольствие не от наличия денег, а от интересной работы и общения. Также, по нашему мнению, необходимо вводить в школьный процесс обучения уже с начальных классов минутки экономической грамотности.
Например, мы бы посоветовали провести с учащимися следующие занятия
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алоева А.А. Дети и деньги.- Ростов - на – Дону: Феникс, 2008 г. 238с.
2.Арефьева Т.А. Дети и деньги. – СПб.: Речь, 2006. 245с.
3.Арефьева Т.А. Карманные деньги для ребенка// Психологос. Энциклопедия практической психологии.
Приложение.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.Нужны ли ребёнку карманные деньги?
•Да•Нет
2.Вы даёте ребёнку деньги на карманные расходы?
•Да•Нет•Иногда
3.Какую сумму денег вы даёте своему ребёнку на месяц?
•Менее 500 р.•Более 500 р.•Более 1000 р.•Столько, сколько просит.
4.Надо ли ребёнка посвящать в семейный бюджет?
•Да•Нет
5.Обсуждаете ли вы то, как распорядился деньгами ребёнок?
•Да•Нет
6. Как Вы относитесь к поощрению деньгами детей за их хорошие отметки?
•Положительно•Отрицательно
АНКЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.Дают ли тебе родители карманные деньги?
•Да•Иногда•Нет
2.Мой денежный доход формируется, благодаря чему?
•Денежные подарки родственников на праздники и день рождения
•Собственный заработок•Карманные деньги, которые дают родители
3.Сколько бы ты хотел иметь карманных денег в месяц?
•500 рублей•Больше 500 рублей•Нисколько
4. Для чего тебе нужны карманные деньги?
•На игрушки•На развлечения•На сладости
Свой вариант ответа________________________________________
5. Что ты сделаешь с карманными деньгами?
•Трачу на всякие мелочи•Откладываю в копилку
6.На что ты, в первую очередь, потратишь карманные деньги?
•На книгу•На компьютерные диски, игрушки, украшения•На сладости
Свой вариант ответа________________________________________
7.Стали бы Вы лучше учиться, если бы родители платили деньги за хорошие отметки?
•Да•Нет•Не знаю
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 6 КЛАССОВ.
ДАТА | ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
История возникновения денег. | |
Доходы и расходы школьников. | |
Семейный бюджет. | |
Покупки школьников. | |
Для чего нужна работа. | |
Деньги или обмен. | |
Минимальный размер оплаты труда. | |
Возрастные рамки работников. | |
Временные рамки рабочего времени. |
Как зима кончилась
Стеклянный Человечек
Заяц, косач, медведь и весна
Рукавичка
Самодельный телефон