Каждый человек хочет обладать высокой умственной работоспособностью, чтобы быстро и эффективно справляться с любыми нагрузками. От умственной работоспособности зависит, насколько умело исполняет человек свои служебные (учебные) обязанности. Проблема сохранения, поддержания и развития умственной работоспособности приобретает большое значение особенно в последнее время в связи с социальными преобразованиями и обновлением содержания школьного образования. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, привлечение разнообразных технических средств обучения, влекущие интенсификацию умственной деятельности, - все это создает ощутимое давление на нервно-психические функции учащихся. Хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. К сожалению, жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Не найти, пожалуй, ни одного школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». И это несмотря на то, что существует большое количество методик для коррекции подобных нарушений . Возрастающий объем учебных нагрузок вряд ли позволит школьнику найти время активно заниматься упражнениями для тренировки внимания. В связи с этим, представляется актуальным поиск способов улучшения свойств внимания и повышения умственной работоспособности без дополнительных временных затрат.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 258.58 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
г. Ершова Саратовской области»
Исследовательская работа по теме:
«Изучение влияние музыки на динамику умственной работоспособности человека»
Выполнила:
ученица 10 класса «А»
Лобачёва Валерия
Учитель физики:
Кузнецова Алена Владимировна
г. Ершов
2018г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………...3
Теоретические основы влияния музыки на организм человека……………………………………………………………………5
Влияние различных стилей музыки на человека………………………..8
Материалы и методы исследования……………………………………...11
Результаты исследования и их обсуждение……………………………..13
Заключение………………………………………………………………...15
Введение
Умственная работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют уровень специальных знаний, умений, навыков, а также психофизиологические качества: внимание, память, восприятие и др. Внимание – один из тех познавательных процессов человека, исследования которого ведутся уже много веков. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Каждый человек хочет обладать высокой умственной работоспособностью, чтобы быстро и эффективно справляться с любыми нагрузками. От умственной работоспособности зависит, насколько умело исполняет человек свои служебные (учебные) обязанности. Проблема сохранения, поддержания и развития умственной работоспособности приобретает большое значение особенно в последнее время в связи с социальными преобразованиями и обновлением содержания школьного образования. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, привлечение разнообразных технических средств обучения, влекущие интенсификацию умственной деятельности, - все это создает ощутимое давление на нервно-психические функции учащихся. Хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. К сожалению, жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Не найти, пожалуй, ни одного школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». И это несмотря на то, что существует большое количество методик для коррекции подобных нарушений . Возрастающий объем учебных нагрузок вряд ли позволит школьнику найти время активно заниматься упражнениями для тренировки внимания. В связи с этим, представляется актуальным поиск способов улучшения свойств внимания и повышения умственной работоспособности без дополнительных временных затрат. В течение последних лет специалистами в области психофизиологии и медицины проведены сотни экспериментов, доказывающих возможность влияния на функционирование организма с помощью музыки. Исследования в этой области позволили ученым выяснить, что прослушивание музыкальных произведений способно активизировать нашу мозговую деятельность и повысить работоспособность. В связи с этим, мы выдвинули гипотезу о том, что прослушивание музыки может повысить умственную работоспособность школьников. Объектом для моего исследования стали учащиеся 10 - го класса в количестве 14 человек, предмет исследования – умственная работоспособность учащихся.
Цель: изучение влияния музыки на умственную работоспособность учащихся.
Задачи:
Теоретические основы влияния музыки на организм человека
Звук является неотъемлемой частью нашей жизни: где бы мы не находились, нас всегда окружает множество различных звуков. Звук действует на человека сразу в нескольких направлениях: от нагрузки на барабанные перепонки до воздействия на физиологию и психику человека.
Звук — физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение. Наоборот, тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности. Всю историю существования человечества его жизнь сопровождает музыка. История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. Например, в Ветхом завете описано как Давид лечил нервное расстройство царя Саула игрой на гуслях. В настоящее время проведено множество исследований, подтверждающих благотворное воздействие музыки на организм человека. Некоторые исследователи утверждают, что самый большой эффект на человека оказывает музыка Моцарта. Прослушивание произведений этого композитора нормализует сон, повышает иммунитет, успокаивает, снимает усталость, ускоряет выздоровление .Физиологическое действие музыки на человека ученые объясняют способностью нервной системы усваивать ритм. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично. В исследованиях В. Тесленко показаны возможности применения музыкальной гармонизирующей физиотерапии на пациентов с целью профилактики и лечения заболеваний нервной, иммунной, эндокринной и дыхательной систем. Но всегда ли влияние музыки на человеческий организм является положительным? В последние десятилетия уходящего века появилось множество музыкальных направлений и многие из них, как отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы. Современная коммерческая музыка – хип-хоп, рок, хард-рок, электронная и поп-музыка – пишется на низких частотах, что, согласно исследованиям, оказывает воздействие схожее с грохотом землетрясения, обрушением здания или сходом снежной лавины. Длительное воздействие низких частот вызывает изменение функционирования желез, ответственных за гормональный фон, изменяется уровень инсулина в крови, а также снижается или исчезает полностью способность к самоконтролю. Многие психологи и психотерапевты считают, что рок-музыка является для человека «звуковым ядом», так как содержит ультра- и инфразвуки, которые мы не слышим, но именно они оказывают разрушительное воздействие на нервную систему [9].Не только музыка, но и другие звуки воздействуют на организма человека. Звуковая среда современного крупного города состоит преимущественно из техногенных шумов - транспортных, производственных и бытовых. Природные звуки в урбанизированном окружении человека почти полностью отсутствуют. Известно, что природные звуки представляют собой естественную звуковую среду, эволюционно закрепленную в генетической памяти человека, и необходимы для создания благоприятного акустического окружения. Исследователи Института изучения звука (штат Аризона, США) выяснили, что прослушивание расслабляющих звуков природы помогает отдыхать после тяжёлых физических, умственных и эмоциональных нагрузок. В работах отечественных ученых показано, что прослушивание фонограмм звуковых картин природы («Журчание ручья», «Морские просторы») улучшают механизмы регуляции сердечного ритма .
Специалисты из британского Национального фонда установили, информирует онлайновое издание лондонской Daily Telegraph, что достаточно послушать пение птиц в течение 5 минут, чтобы вернулось жизнерадостное настроение. Петер Сёке, создатель орнитомузыкотерапии, предлагает использовать пение птиц для лечения различных заболеваний человека. В институте проблем экологии и эволюции Академии наук (ИПЭЭ РАН) при сотрудничестве с Центральной клинической больницей Академии наук и Российским университетом дружбы народов В.Д. Ильичевым и О.Л. Силаевой была разработана методика проведения сеансов экологической реабилитации для жителей крупных городов с использованием особых звуковых сред, включающих голоса птиц, морских млекопитающих и насекомых .Таким образом, результаты исследований последних лет показывают, что прослушивание произведений классической музыки или музыкальных композиций на основе звуков природы обладает терапевтическим эффектом, улучшает функциональное состояние организма человека в целом, и способствует оптимизации психофизиологических процессов.
Влияние различной музыки на человека
Американский ученый – медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа оказалось «сваренным» всмятку). Рыба, подвергнутая рок – обработке с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема.
Проводя исследования, ученые пришли к выводу, что музыка влияет на состояние воды. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». А вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки. Не являются исключением и люди, ведь человеческий организм в зависимости от возраста на 60% - 80% состоит из воды. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, часто теряют над собой контроль.
По мнению психологов, тяжёлая музыка благоприятно влияет на людей, особенно - подростков, помогает справиться с напряжением и давлением. Согласно проведённым среди подростков исследованиям, большинство отличников предпочитают именно рок, а это опровергает теорию об ухудшении памяти.
Также психологи считают, что предпочтение тяжёлой музыке часто отдают люди с богатым внутренним миром, интересные в общении. Они довольно амбициозны, а иногда склонны проявить агрессию, но в то же время ценят искренние отношения с людьми.
Считается, что классическая музыка наиболее благотворно, чем любая другая, влияет на организм человека и его психоэмоциональное состояние.
Специалисты утверждают, что в большинстве классических произведений содержится огромный заряд положительной энергии, которая благотворно влияет на сердечно – сосудистую, нервную и даже пищеварительную системы.
Западные учёные, провели много исследований и пришли к следующему выводу:
Духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит ощущение покоя. В случае, если сравнивать музыку с лекарствами, то духовная музыка – анальгетик в мире звуков, т.е. она упрощает боль.
Наибольший эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Данный музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта». Ученые разных стран, изучавшие влияние музыки на организм человека, пришли к выводу, что слушание музыки Моцарта усиливает нашу мозговую активность, повышает уровень интеллекта, улучшает математические и логические способности.
Даже крысы находят выход из лабиринта быстрее, если давать им предварительно прослушать музыку Моцарта.
Ее советуют слушать для снятия стресса, успешного усвоения учебного материала, от головной боли, для возобновления сил.
Музыка Моцарта, как и других композиторов – классиков, оказывает благотворное влияние не только на умственные способности, но и на организм в целом.
Во многих детских садах европейских стран часто включают музыку этих композиторов, а в некоторых больницах бесплатно раздают диски с классической музыкой.
Материалы и методы исследования
В исследовании, которое включало три этапа, приняли участие 14 учащихся (16 лет).
На первом этапе я проверила анонимное анкетирование учащихся (анкета).
Вопросы анкеты:
1.Какую музыку вы предпочитаете слушать:
А)классику;
Б)тяжёлый рок, металл;
В)популярную;
Г)другую(какую именно)?
2.Как часто вы слушаете музыку:
А)постоянно;
Б)стабильно 2-3 часа в день;
В)очень редко по настроению;
Г)другой вариант(какой именно)?
3.Как долго вы слушаете музыку в наушниках:
А)всё свободное время;
Б)несколько часов;
В)несколько минут;
Г)другой вариант(какой именно)?
4.Бывает ли, что после прослушивания музыки у вас болит голова:
А)да;
Б)нет?
5.Служит ли музыка фоном, кода вы делаете уроки:
А)да;
Б)нет?
На втором этапе я проверила влияние различной музыки на динамику умственной работоспособности школьников (таблица)
Это исследование проводится с помощью таблицы В.Я. Анфимова (1879-1957) раз в неделю в течение месяца в одно и то же время, чтобы учесть изменения динамики умственной работоспособности на протяжении дня или недели. Каждый раз эксперимент проводился под разную музыку – классику, популярную эстрадную, тяжёлый рок, и один раз, для сравнения, в тишине.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе проделанной работы были получены следующие результаты.
Результаты обработки таблицы Анфимова:
Окружающий звуковой фон | Объём выполненной работы(кол-во просмотренных знаков) | Качество работы(количество допущенных ошибок) | Динамика работоспособности |
Тишина | 5594 | 36 | 99,35 % |
Классика | 6014 | 43 | 99,28 % |
Популярная | 6089 | 58 | 99, 05 % |
Тяжёлый рок, металл | 6592 | 62 | 99,06 % |
Заключение
Проанализировав полученные в нашем исследовании данные, можно сделать следующие выводы:
1. Прослушивание произведений классической музыки обладает терапевтическим эффектом, улучшает функциональное состояние организма человека в целом, и способствует оптимизации психофизиологических процессов.
2. Результаты опроса выявили, что большая часть учащихся предпочитают слушать поп музыку. Причем подавляющее большинство опрошенных слушают музыку по несколько часов в день. Половина участников опроса слушает музыку, даже при выполнении домашнего задания.
3. Уровень переключения внимания и уровень его концентрации выше среди учащихся, слушающих классическую музыку.
Полученные результаты указывают на целесообразность дальнейших исследований данного явления и разработки индивидуальной рекомендаций по использованию звуковых композиций в учебном процессе и при выполнении домашних заданий.
Всем, кто выполняет домашнее задание под музыку, рекомендуем делать это в сопровождении музыки классической или содержащей звуки природы.
Рекомендации: по выбору музыкальных композиций:
1. Качество. Запись должна быть акустически чистой — любые посторонние звуки или помехи могут свести на нет оздоровительный эффект или даже оказать негативное влияние на состояние здоровья.
2. Простота. Наиболее благоприятно действуют звуки родной природы. Старайтесь выбирать записи, например, с напевами соловьёв, а тропических птиц слушайте непродолжительное время.
3. Натуральность. Необходимо убедиться в том, что композиция действительно «природного происхождения», а не синтезирована на компьютере — от такой записи не будет никакого эффекта.
9 Павлова Н. Н. Возрастная анатомия и физиология // Международный Журнал Экспериментального Образования. 2010. № 12 С. 39-42.
10 Козачук И. В. и др. Эффекты аудиостимуляции в виде звуков природы на регуляцию сердечного ритма //Вестник Тамбовского университета. 2012. № 4. С. 1270-1272.
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Сказка "Колосок"
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Новый снимок Юпитера
Рисуем акварельное мороженое