Научно-исследовательская работа "Наличие английских слов в повседневной жизни" была выполнена учеником 4 класса. Работа состоит из двух частей: теории и самого исследования( практики). работа заняла 3 место в школьном отборочном туре.
Вложение | Размер |
---|---|
научно-исследовательская работа ученика 4 класса, занявшая 3 место в районном этапе | 36.56 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Шигаевская СОШ»
Научно-исследовательская работа на тему:
«Присутствие английских слов в повседневной речи»
Раздел: Английский язык
Выполнил: ученик 4 класса
Степанов Алексей
Научный руководитель: учитель I квалификационной категории
Каргина Людмила Сергеевна
учитель английского языка
2018г
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………………………………………3
2.1.Анализ уровня владения английскими словами учащихся, учителей «Шигаевской СОШ»…………………………………………………………………………………….....7
Заключение…………………………………………………………………………………9
Литература………………………………………………………………………………….10
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
Осторожно, заимствовано!
Все знают, глупость бесконечна.
Как мед незаменим для мух,
Так, иностранное словечко
Порой весьма ласкает слух.
Женой быть Кузнецова Вани?!
Ты что, парниша! Не шути!
Ведь лучше сесть в чужие сани:
Куда солиднее John Smith!
Слова "не наши" интересней.
Без них родной язык убог.
Не так вкусна сосиска в тесте,
Как обожаемый хот-дог!
Все чаще в русском языке появляются английские выражения, фразы, слова. Почему, как и откуда? Многие лингвисты уделяют этому вопросу большое внимание, так как некоторые английские слова приобрели социальную значимость. Время меняет жизнь быстро. Любой язык меняется столь же стремительно, а именно его лексика – слова, фразы.
Английский занимает лидирующее положение в мире. Это язык международного общения, наиболее весомой причиной этого является бесспорное мировое лидерство США во многих сферах нашей жизни. Мы легко копируем культуру, структуру развития экономики, систему образования, язык, образ жизни и даже образ мышления, забывая о собственной самобытности. С каждым днем в «русском словаре» появляются новые английские слова. Интернет, международная политика, мировой рынок, технологии, культурные события – все это влияет на изменение русского языка.
Лингвисты называют слова, пришедшие из английского языка, англицизмами[2]. А вы знаете, что используете их каждый день? Хотите в этом убедиться? Данная тема актуальна и интересна, так как в повседневной жизни все чаще стали использоваться английские слова в речи.
Люди порой используют английские слова неправильно, либо они пользуются ими даже и в том случае, когда их вполне можно заменить синонимами русского происхождения. Из-за этого наш язык теряет свою индивидуальность, что на сегодняшний день и является одной из главных проблем. Таким образом, предметом данной работы является исследование английских слов в повседневной речи.
В качестве объекта исследования послужили лексические единицы английского происхождения и их производные.
Целью является изучение употребления английских слов в повседневной речи, а также приобщение подрастающего поколения говорить «красиво» на основе правильного употребления английских слов.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач:
1.Определить причины заимствования английских слов;
2.Дать обзор классификаций иноязычной лексики, активизированной в наши дни;
3.Выявить использование иноязычной лексики в обыденной речи школьников, учителей Шигаевской средней школы;
4.Составить словарь наиболее употребляемых единиц английского происхождения в обыденной жизни школьников на основе собственного наблюдения.
В работе использованы следующие методы:
-описательный, включающий приёмы наблюдения над фактами;
-поисковый;
-метод сравнения и сопоставления;
- собеседование;
- социологический опрос;
-анкетирование учащихся, учителей;
- статистический метод обработки данных.
Новизна заключается в том, чтобы на основе полученной информации из различных источников составить словарь наиболее употребляемых английских слов, тем самым приобщить подрастающее поколение говорить «красиво».
Областью практического применения является школьная среда.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования материала и результатов данного исследования на уроках культуры речи, уроках английского языка, а также при дальнейшем исследовании иностранных заимствований.
Гипотеза: в повседневной речи стали широко использоваться английские слова.
Предполагаемый результат: английские слова прочно вошли в стиль общения.
Работа состоит из введения,2 глав и заключения.
1. Теоретическая часть
1.1.Причины заимствования английских слов
В настоящее время интерес лингвистов сосредоточен на русско-английском языковом контакте. Появление большого количества иноязычных слов английского происхождения, их быстрое закрепление в русском языке объясняется стремительными переменами в общественной и научной жизни[4]. Усиление информационных потоков, появление глобальной компьютерной системы Интернета, расширение межгосударственных и международных отношений, развитие мирового рынка, экономики, информационных технологий, участие в олимпиадах, международных фестивалях, показах мод – все это не могло не привести к вхождению в русский язык новых слов. Многие ученые, языковеды изучали эти процессы.
Причины появления английских слов- заимствований, выделяемые учеными-лингвистами[6]:
1. появление новой терминологии (язык компьютера, экономика, финансы, интернет). В связи с быстрым развитием и распространением информационных технологий в обиходной жизни появилось много новых предметов, которые требуют названия: е-mail, интернет, ноутбук, диск, байт, сайт. Таким образом, в язык хлынуло огромное количество англицизмов, так как нам проще использовать уже имеющиеся слова другого языка, чем изобретать новые.
2. Дань моде. Знание английского языка считается в высшей степени престижным. И зачастую люди, используя их, хотят тем самым выглядеть модно, престижно завоевать уважение собеседника. Так, на их взгляд, слово «шоппинг» звучит привлекательней, чем «поход за покупками». презентация, рейтинг, шоп-тур, киллер, ток-шоу, шоумен, брейн-ринг.
3. Новизна. Многие фирмы и компании в качестве названия используют английский, чтобы привлечь внимание новизной звучания: Megafone, Beeline, Skyline.
4. Реклама. Жанр рекламы является одним из основных источников английских слов в русском языке: ваниш, сквош.
5. Интернет. Возрастание числа пользователей Интернета привело к распространению компьютерной лексики: homepage, e-mail, CDROM, чатиться, бит, байт, диск, курсор, флешка.
7. Кинематограф. Популярность голливудских фильмов привела к появлению новых слов в нашей лексике: хоррор, блокбастер, вестерн, зомби, киборг, терминатор.
8. Музыка. Восприятие США как центра музыкальной моды повлекло появление таких слов как: хит, сингл, ремейк, трек, саунд-трэк, постер и т.д.
9. Спортивная лексика: боулинг, дайвинг, скейтборд, сноуборд, байкер, шейпинг, фитнес.
10. Косметические термины: лифтинг, скраб, пилинг.
Таким образом, мы приходим к выводу, что количество английских слов в русском языке велико. Среди них можно выделить 2 основных типа заимствований[5]:
1) Слова, которые пришли в язык, чтобы назвать новые предметы или термин, имеющий интернациональный характер. Их употребление в речи в большинстве случаях оправдано. Хотя значение не всегда правильно понимается, в силу незнания английского языка: миксер, тостер, инаугурация, коктейль, боулинг.
2) Слова иноязычного происхождения, имеющие синонимы в русском языке. Их проникновение в язык создаёт лексическую избыточность и может мешать пониманию смысла. Грустно осознавать, что по прошествии нескольких десятилетий в русском языке может оказаться большое количество слов английского происхождения, вытеснивших их исконно русские эквиваленты. А ведь во многих случаях этого можно избежать, используя русские синонимы и выражения.
2. Практическая часть
Исследование употребления английских слов в русском языке
2.1.Анализ уровня владения английскими словами учащихся
«Шигаевской СОШ»
Для того чтобы определить отношение людей к наличию большого числа английских слов в русском языке был проведен опрос (Приложение №1) среди учеников 4, 6,7,10 классов и учителей «Шигаевской СОШ» Кабанского района. Нами было опрошено учащихся в количестве 41 человек и 12 учителей .
Проведя наблюдение, мы установили, что учащиеся нашей школы часто используют английские слова в своей речи. Как показало наше исследование, английские слова относятся к различным группам (СМИ, интернет, компьютерные технологии, спорт). Часто используются в речи такие слова, как ноутбук, бой-френд, флешка, ди-джей, это можно объяснить тем, что многие английские слова в нашей речи изменить нельзя, да и незачем. Одними из самых используемых в речи школьников являются слова– респект (от англ. respect), вау (от англ. wow), О'КЕЙ (от англ. OK) – уже укрепились в повседневной речи.
Ребятам, учителям предлагалось ответить на вопросы, относительно того, нравится ли им английский язык, используют ли они в своей речи английские слова, если да, то, как часто, какая область имеет наибольшее количество английских слов. А так же участникам опроса нужно было дать определение нескольким английским словам.
Обучающимся 6 класса нравится английский язык (70%), не нравится (30%), они часто используют английские слова (80%) в своей речи, особенно когда играют в компьютерные игры, занимаются спортом, пользуются интернетом. Не все учащиеся знают значения слов, таких как: нон-стоп, полтергейст, фейк, почти все знают слово сенсорный, но не могут его объяснить, давая ответ- сенсорный телефон, без кнопок.
Обучающиеся 4 класса часто используют английские слова в своей речи (70%) в области спорта, рекламы и интернета. Нравится английский язык 70% обучающихся. Многие из них не могут объяснить значение слов: нон-стоп, полтергейст, сенсорный.
Подобным образом складывается ситуация и с результатами в 7 классе. По-прежнему лидируют области интернет, компьютерные игры. Многим нравится английский язык (77%), они также часто употребляют английские слова в своей речи (89%), также многие затруднились дать значения слов.
А вот ситуация с 10 классом иная. 50% на 50% учащимся нравится английский язык, также часто они употребляют английские слова (80%) в области СМИ, интернет, спорт, компьютерные игры. И многие из них (70%) знают значение слов. Скорее всего это связано с возрастными особенностями, чем старше, тем больше знаний, шире кругозор во многих областях.
Учителям нравится английский язык (67%), но они не часто используют английские слова в своей речи (58%), чаще всего заменяя их на русские слова. Всего 41% опрошенных педагогов понимают значения английских слов, но многие затруднились с ответом в словах фейк, сенсорный, нон-стоп.
Данное анкетирование позволяет сделать следующие выводы:
Также в устной форме был задан вопрос об отношении учащихся и учителей к использованию английских слов в своей речи. Тинейджеры (10 класс) и ребята 4, 6, 7 классов не против английских слов, а взрослые (учителя) высказались против, так как они, по их словам, засоряют родной язык.
На протяжении недели мы наблюдали за учащимися, за их использованием английских слов в речи. В приложении №2 представлен список наиболее часто употребляемых английских слов.
Заключение
Целью данного исследования, как уже упоминалось выше, является изучение употребления английских слов в повседневной речи. Полученные в ходе исследования данные подтверждают наше предположение (гипотезу) о широком использовании английских слов, в русском языке в целом, и в речи школьников в частности. Это еще раз доказывает что английские слова глубоко проникли и закрепились в русском языке.
Поставленные задачи были решены в ходе исследования.
К основным причинам увеличения использования английских слов в речи современного школьника относятся появление чего-то нового, влияние СМИ (телевидения, радио), ну и , конечно же, интернет.
Вне всяких сомнений, русский язык в целом и речь молодых людей в частности находится под непосредственным влиянием английского языка. И мы не сможем остановить этот процесс.
Все же главным остается умение правильно и уместно употреблять как слова родного языка, так и английские.
Проведенное нами исследование открывает новые возможности в изучении данного материала.
ЛИТЕРАТУРА
Приложение № 1
Анкетирование
На тему «Английские слова в повседневной речи»
Категория (нужное подчеркнуть)
-Учитель
-ученик _____класс
1.Нравится ли вам английский язык? (Ответ: да/нет)______
2.Употребляете ли вы английские слова и выражения в повседневной речи?
(Ответ: да/ нет)_____
3.На сколько часто вы употребляете английские слова (нужное подчеркнуть)
-часто
-не так часто
-не знаю
4.По вашему мнению, какая область имеет наибольшее количество английских слов? (нужное подчеркнуть)
-СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение)
-Интернет
-Спорт
-Напишите свой вариант_____________
5. Что означают эти слова?(написать свое понимание, значение слов)
OK-
Респект-
Нон-стоп-
Супермен-
Полтергейст-
Сенсорный-
Фейк (фейковый)-
Приложение № 2
Список наиболее используемых заимствований среди учащихся
Слово в русском языке | Лексическое значение | Английское слово |
бойфренд | Друг, парень | boyfriend |
О’кей | Все в порядке | OK |
пати | Вечеринка | party |
респект | Уважаю | respect |
хай | Привет | hi |
Вау | Супер, блистательно | wow |
бай | Пока | by |
Ай’лл би бэк | Я вернусь | I’ll be back |
Смартфон, айфон | Телефон | Smartphone, iphone |
шёт | Черт! | Shit |
форэва | Навсегда | forever |
крейзи | Сумашедший | crazy |
сорри | Извини, прости | sorry |
Игра | game | |
Финиш | Конец | finish |
шоу | Представление | show |
Лайк, лайкнуть | Нравится, поставить класс | like |
Онлайн | На линии | online |
Ноу проблем | Нет проблем | no problem |
Что общего у травы и собаки?
Голубая лягушка
Рождественские подарки от Метелицы
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Круговорот воды в пакете