Работа посвящена судьбам односельчан в годы Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
v_ih_sudbe_byla_voyna.doc | 331.5 КБ |
Оглавление.
1.Введение………………………………………………………………3
2.Основная часть
2.1. Никто не забыт, ничто не забыто………………………………4-6
2.2. Исследование 1и 2……………………………………………… …. 6-7
2.3. Героев помним имена…………………………………………… 7-10
3. Заключение …………………………………………………………10
4. Источники информации……………………………………………...11
5. Приложение……………………………………………………………….12-15
Введение
Казалось бы, о защите Отечества, её защитниках написано и сказано столько, что ничего нового сказать уже невозможно. Но это не так. Я считаю, что эта тема в наше время как никогда актуальна.
С давних времён плодородные земли нашей страны, богатства её недр не давали покоя недругам. И они шли на нас войной. Но наши предки умели не только хорошо работать, но и защищать землю Русскую от посягательств, врагов.
Самые тяжкие испытания выпали нашему народу в годы Великой Отечественной войны. Свобода каждого из нас, независимость государства были оплачены миллионами жизней наших соотечественников.
После второй мировой войны наши потенциальные противники, наученные горьким опытом, уже остерегались, открыто идти на нас войной, они выбирали другой путь: развала нашей страны. Для достижения своей цели используют самые различные методы. Экономическое и политическое давление, дискредитация страны в глазах мирового сообщества, тайная поддержка сепаратистов и террористических организаций. Более того, со стороны некоторых государств открыто звучат территориальные притязания к нашей стране. В средствах массовой информации озвучены высказывания американских «ястребов», которые недовольны тем, что Россия «несправедливо», по их мнению, владеет большей долей природных богатств. И они готовы «справедливо» (конечно, в свою пользу) перераспределить то, что по праву принадлежит нам.
Так что нам есть, что и от кого защищать.
Цель моей работы заключается в том, чтобы получить как можно больше правдивой информации о войне, узнать больше о боевых и жизненных дорогах своих земляков.
Я много читала художественной литературы о Великой Отечественной войне, дневниковые записи военных лет, энциклопедии. Посещала музеи, обращая особое внимание на экспонаты о войне. В нашей школе ежегодно устраиваются встречи с ветеранами Отечественной войны, их детьми. Принимала участие не в одной из таких встреч, и многое поняла, о многом задумалась, слушая рассказы об этих удивительных людях, которые были живыми творцами истории нашей страны. Изучала документы, фотографии нашей семьи. Слушала и записывала рассказы своих бабушек и дедушек.
Собрав материалы, решила узнать у своих ровесников их мнение «Обязаны ли мы хорошо знать о жизни наших родственников во время Великой Отечественной войны?» Провела исследование в своей школе и поняла, что это необходимо: из 14 опрошенных 14 ответили : «Да»
Таким образом, передо мной встали задачи:
1.Показать, что наше поколение помнит тех, кто ценой своей жизни отстаивал свободу, изучить мнения о патриотизме.
2. Проследить боевой путь прадедов в годы войны
3. Материалом из личного архива участников войны пополнить фонд школьной музейной комнаты.
Актуальность темы:
Актуальность моей темы заключается не в том, что приближается 74-летие Великой Победы, но и, как сказал выдающийся полководец Великой Отечественной К.К. Рокоссовский: « Когда народ забывает свою историю, он становится населением», а мне хочется быть частичкой своего народа. Это важно и для моей семьи, поскольку свою родословную мы должны знать очень хорошо.
Выбранная тема актуальна еще потому, что
-во- первых, в последнее десятилетие большое внимание уделяется формированию главнейших непреходящих человеческих ценностей, таких, как связь поколений, память рода, любовь к ближнему, долг, честь, достоинство, служение Отечеству;
- во-вторых, пока живы бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки, мы многое узнаем о прошлой жизни не только из книг, но и от очевидцев- наших предков;
- и, в –третьих, изучение истории Великой Отечественной войны на наглядных примерах- судьбах наших близких- имеет большое значение в нравственном и патриотическом воспитании молодёжи
Методы исследования:
-Изучение архивных материалов семьи,художественной литературы о Великой Отечественной войне, материалов краеведческих музеев, публицистики о Великой Отечественной войне;
-Беседы с родственниками участников Великой Отечественной войны;
- анкетирование моих ровесников с целью изучения знания истории Великой Отечественной войны, изучения мнения о патриотизме, интервьюирование взрослых.
Объекты исследования:
Воспоминания и рассказы деда, прадедов, родственников, ветеранов о жизни, о войне. Фотографии, документы, письма семейного архива, книги домашней, школьной, районной библиотек.
2. Основная часть
2.1.НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!
С самого моего рождения атмосфера нашей большой семьи была наполнена патриотизмом и любовью к Родине, и любовь эта выражалась просто: в шутках, в песнях, в разговорах, в оценках политических лидеров. Любовь к Родине в нашей семье не была официальной и торжественной, она была естественной, но я всегда чувствовала, о чем бы мы не говорили, есть на свете святые ценности;: чувство долга, ответственность за страну, чувство истории. Всегда на День Победы особенно чувствовали гордость за наших простых людей.
В ходе работы я провела несколько исследований. В школе, где я учусь, провела опрос, целью которого было узнать, что обучающиеся школы думают о Великой Отечественной войне. Вопросы, которые я задавала, были такие: Кто такие фашисты? Есть ли в вашей семье участники в Великой Отечественной войне? Как вы празднуете День Победы? Считаете ли вы, что нужно хранить память о Великой Отечественной войне? Что нужно делать, чтобы фашизм никогда не возродился на Земле?
Ответив на первый вопрос, 25% опрошенных мною ребят, которые учатся в одной школе со мной, сказали, что фашисты - это то же, что и скинхеды, 75% человек сказали, что фашисты-это нацисты, человеконенавистники, и т.п(были и другие определения)
Из этого я сделала вывод, что мои сверсники смотрят на скинхедов, как на возрождающий фашизм, и очень обидно, что победили фашизм, а сейчас мы же его возрождаем, вернее допускаем, его возрождение в той стране, которая кровью и слезами, жизнью людей спасли мир от фашизма. На вопрос «что нужно делать, чтобы фашизм никогда не возродился на Земле?» многие из опрошенных не дали ответа. Из этого следует, что, не смотря на то, что все хотят бороться с фашизмом, никто не знает как. Только 37,5% опрошенных думают, что для борьбы с фашизмом нужно жить в мире, уважать друг друга, не воевать. У 75% опрошенных в семье были участники Великой Отечественной войны, у 25% не было. Но меня удивили ответы, из которых следовало, что 62,5 % моих школьных товарищей, опрошенных мною, не считают себя продолжателями дела отцов и дедов, прадедов, и только 37,5 считают себя таковыми. Это значит, что каждый третий из опрошенных может считать себя наследником Победы, потому что в его семье были участники сражений на трудовом или боевом фронтах, но очень многие ребята не помнят об этом.
75% человек празднуют День Победы за семейным столом, 12,5 % опрошенных только ходит на районные мероприятия, и 12,5 % опроенных не празднует. Я думаю, что это печально, что есть люди, которые не празднуют День Победы вообще, но очень хорошо то, что много людей на этот праздник собираются в семьях за праздничным столом.
Я считаю себя полноправным продолжателем дела своих предков. Я ощущаю нашу великую Победу как своё собственное неотъемлемое достояние. Я горжусь и дорожу ею, бережно храню её в своём сердце.
Я русская, и моя страна- Россия- победила фашизм. Если бы война закончилась по-другому, России бы не существовало, меня бы не было. Можно сказать, что 9 мая 1945 года- день второго рождения России. Я горжусь своими предками и помню о них, потому что они воевали с фашистами, работали в тылу и ковали победу на трудовом фронте. Мы должны быть достойны тех, кто завоевал для нас счастье Победы, и особенно тех, кто заплатил за неё своей жизнью, в сорок первом в полях Белоруссии, в сорок третьем на Украине или в сорок пятом на улицах Берлина. И сегодня, когда мы радуемся жизни, мы должны помнить: мы- граждане своей великой страны, отстоявшей свою независимость нашими предками
Практическая проверка теоретической проблемы
В связи с тем, что бытует мнение об отсутствии патриотического сознания у современной молодёжи и о прагматичности её взглядов на жизнь, среди которых превалирует личное благополучие и безопасность, я решила провести ещё два исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение.
2.2. Исследование №1
Вопрос: «Справедливо ли на Ваш взгляд утверждение, что современная молодёжь утратила чувство патриотизма?»
Я опросила группу респондентов из 40 человек, по 10 человек в каждой возрастной группе:
- 16-25 лет
-26-40 лет
-41-60 лет
-61-80 лет
Результаты исследования представлены в таблице:
Возрастные категории | Ответы | Процентное соотношение | ||
16-25 лет | Да | Нет | 35% | 65% |
26-40 лет | Да | Нет | 55% | 45% |
41-60 лет | Да | Нет | 76% | 24% |
61-80 лет | Да | Нет | 43% | 57% |
Таким образом, большинство людей, которые считают, что современная молодёжь утратила чувство патриотизма, принадлежат к возрастной категории от 41 до 60 лет. А вот люди в возрасте от 61 до 80 дет, а также от 16 до 25 лет, считают, что это утверждение несправедливо и отвечают на поставленный вопрос в пользу молодого поколения. Аналогичный вопрос я задала заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе школы, учителям, которые непосредственно занимаются военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения
Исследование №2
Я провела интервьюирование:
- С Шуваевой В.И-заместителем директора по учебно-воспитательной работе
- С Копыловым А.И-учителем ОБЖ
- С Ведищевой Н.Н-учителем истории
- С Копыловой Е.М. –старшей вожатой
Шуваева В.И | Ведищева Н.Н. | Копылова Е.М. | Копылов А.И. |
Я считаю, что патриотизм характерен для современной молодёжи. Да, не для всех. Но ведь и в годы ВОВ не все были патриотами. Но в случае опасности, наша молодёжь будет готова защищать Отечество .И это доказали наши ребята в Афганистане, Чечне. | Никогда нельзя говорить о полном отсутствии патриотического сознания, т.к. в обществе оно существует, только интерес надо постоянно «подогревать».Чем больше будет организаций с таким направлением деятельности, тем эффективнее будет результат | Я считаю, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно. Современная молодёжь разная, некоторых портит благополучие родителей, «отмазка» от армии | Я не согласен с таким категоричным утверждением. Об обратном свидетельствуют подвиги парней в Чечне, Афганистане, благодарности тем, кто проходит срочную службу. Ребята ухаживают за памятниками, помогают ветеранам |
Вывод: таким образом, на основе двух предварительно проведенных исследований можно сделать вывод о том, что замеченное мною противоречие действительно имеет место. С одной точки зрения, высказана позиция, что молодое поколение, в случае необходимости, выполнит свой воинский долг, так как примером служит не одно поколение; с другой – современная молодёжь утратила чувство патриотизма, несмотря на то, что ей есть на кого равняться. Причём люди, которые занимаются патриотическим воспитанием, в основном на стороне молодого поколения, в отличие от тех, кто не имеет к этой работе никакого отношения
2.3 Героев помним имена
Много лет прошло с тех пор как отгремели последние залпы военных канонад. Но в каждой семье обязательно хранится какая –либо вещь, связанная с войной. Не стала исключением и моя семья. Это фотографии военных лет, орденская книжка. Открывая старый фотоальбом, я часто видела фотографии военных лет. На них- молоденький солдат, его фронтовые товарищи. Фотографии уже истрепались и пожелтели. Оказывается, на них запечатлены мой прадедушка и дальний родственник. Сейчас их уже нет в живых, и лишь воспоминания родных и документы, которые хранятся в семейном архиве, позволяют представить нам их боевой путь более или менее полно. Слушая рассказы бабушки и дедушки, своих родственников я убедилась, что война коснулась всех: и мужчин и женщин. История моей семьи позволяет убедиться в том, что не было людей в то время, которых война обошла стороной
Фамилия моего дедушки Анохин, он родом из с Новоюрьево, девичья фамилия моей дальней родственницы - Пенягина. То ,что мне рассказали они о своих родителях , стало основным материалом, используемым мной в этой работе. Фотографии, документы и награды дополнили их рассказ.
Да, в наше время все меньше и меньше остается в живых очевидцев тех событий. Но их воспоминания будут храниться в памяти людской , передаваясь из поколение в поколение.
В центре села Новоюрьево возвышается обелиск, воздвигнутый в честь воинов-односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны. А возле обелиска на бетонной стеле медными буквами светятся имена новоюрьевцев, не вернувшихся с полей сражений. Среди них нет Пенягина Николая Степановича и Анохина Александра Яковлевича: они возвратились с войны[1].
О поколении 40-х годов фронтовой поэт Семён Гудзенко сказал:
Мы не от старости умрём –
От старых ран умрём.
Пенягин Николай Степанович родился в 1921 году. Закончив школу, Коля стал помогать дома по хозяйству, начал работать в колхозе.
Грамотного, сообразительного паренька взяли работать секретарём сельского совета. Но его тянула к себе земля: он хотел стать агрономом, мечтал поступить в сельскохозяйственный техникум.
Казалось бы,- жизнь начала устраиваться, беды позади. Но судьба готовила - как и для миллионов людей – новые, более страшные испытания: шёл июнь 1941 года.
На второй день Николай Пенягин с группой молодых односельчан уже был в райвоенкомате. Просились на фронт.
Враг рвался к Москве. В самые напряжённые, драматические дни обороны Москвы прибыл Н. С. Пенягин на фронт.
И сразу же – бои. Учиться военной науке приходилось в ходе боёв.
Из рассказа О.Н.Ведищевой, дочери Николая Степановича: « В одном из боёв отец был ранен, потерял сознание. Когда очнулся, над ним стоял немец с нацеленным на него автоматом. Пригнали ещё красноармейца. Им бросили сапёрные лопатки и приказали копать яму. Раненые бойцы поняли, что их хотят расстрелять. Немцы были уверены, что раненые солдаты не представляют для них опасности. Один из немецких солдат охранял их, а второй вынул из нагрудного кармана губную гармошку и стал наигрывать на ней. Наши бойцы переглянулись и без слов поняли друг друга. В следующее мгновение с лопатками в руках они бросились на фашистов. Немецкие солдаты не успели вскинуть автоматы, как уже валялись на земле. Один оказался мёртв, второй дышал. Несколько дней отец пробирался к своим, голодал, приходилось питаться хвостом от падшей лошади, находиться по несколько часов в воде, чтобы спрятаться».
Но солдат выстоял, сумел добраться до своих и продолжить боевой путь.
В феврале 1943 года, в результате мощного наступления войск Воронежского фронта, на Верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга, глубоко вклинившаяся в немецкие позиции. 5 июля, за несколько минут до начала немецкого наступления, почти 19 тысяч советских орудий нанесли сокрушительный удар по местам сосредоточения изготовившихся к наступлению германских войск. Но, спустя несколько часов, опомнившийся враг перешёл в наступление. Возле окопа, в котором находился заместитель командира взвода Гвардии старший сержант Пенягин, разорвался артиллерийский снаряд. Столб земли обрушился на окоп, и он оказался заживо погребённым под слоем земли. Когда солдаты откопали его, он был жив. Одну за другой отражал взвод яростные атаки противника. Целую неделю шли кровопролитные оборонительные бои, в результате которых враг был измотан и перешёл к обороне[2]. Советские войска перешли в контрнаступление и 5 августа освободили Белгород, а 23 августа – Харьков. [3]За мужество и отвагу, проявленные в боях за освобождение Белгорода и Харькова, Гвардии старший сержант Н.С.Пенягин был награждён орденом Красной Звезды. Вторым орденом Красной Звезды он был награждён в ходе Висло-Одерской наступательной операции[4]. Во время уличных боёв в Берлине Пенягин получил осколочное ранение в бедро. Победу встретил в госпитале [5].Спасая ногу от ампутации, врачи сделали несколько операций, но один осколок так и не смогли извлечь из кости. Ногу спасли, но она стала короче на пять сантиметров и не сгибалась.[6] Из-за оставшегося в ноге осколка рана постоянно вскрывалась и кровоточила, причиняя нестерпимые боли. Так для него закончилась война.
После войны Николай Степанович поступил в сельскохозяйственный техникум и успешно закончил его.
Окончив техникум, работал агрономом, председателем колхоза, управляющим отделения, главным агрономом совхоза «Новоюрьевский», председателем Новоюрьевского сельского совета. Хозяйства, которыми он руководил, добивались высоких показателей в растениеводстве и животноводстве. Он был награждён серебряной медалью участника Выставки Достижений Народного Хозяйства СССР.
Жизнь и силы Пенягина Н.С. были отданы служению Отчизне, и такие люди являются примером для нашего поколения
Анохин Александр Яковлевич родился в 1922 году в селе Новоюрьево. В июне 1941 года ушел на фронт. Участвовал в боях под Харьковом. Был танкистом, горел в танке, но остался жив. Несколько раз был в госпитале. Награжден двумя орденами Отечественной войны. После окончания войны вернулся в родное село, где работал до ухода на пенсию.
Всех, кто воевал, кровь пролитая за справедливое дело, роднит и связывает друг с другом. У наших прадедов война живёт в душе воспоминанием, которое не сотрут никакие годы. Они учат нас любить свою Родину, свой край, быть готовыми защищать его, если придётся.
Заключение
У каждого из нас своя группа крови. И в этом мы разные. Но со своей страной у нас одна, единая группа. Определяется она не медицинскими показателями, а верностью родной земле, готовностью идти за неё на труд, на подвиги и на смерть. Годы пролетели, уже внуки ветеранов постарели, в солдатский строй их правнуки встают- они Россию сберегут. Их внуки шли в Афганистан, Чечню, Осетию в наши дни, не жалели ни своих сил, ни своей жизни. Мы, ныне живущие в вечном долгу перед нашими прадедами, перед всеми, кто совершил невозможное и отстоял независимость нашей страны.
Моя исследовательская работа посвящена землякам – ветеранам Великой Отечественной войны.
Ценность моей работы состоит в собранных материалах: фотографий, документов времен Великой Отечественной войны, которые хранит моя семья, семья Пенягиных более семидесяти лет. Листая пожелтевшие от времени документы, я узнавала о событиях той страшной войны. Работая с семейным архивом Пенягиных, я задумалась над тяготами, которые выпали на долю нашего народа, в частности Пенягина Николая Степановича.
В ходе исследования, проникшись переживаниями, пополнив запас знаний, я поняла, что это тот фундамент, который даст уверенность в себе, в своих силах.
Я осознала, что связь поколений состоит в преемственности. Мы не должны забыть подвиг наших земляков. В этом основа нашего духовного обогащения.
Я считаю, что поставленные в работе цели и задачи я выполнила. С этим материалом я выступала перед своими одноклассниками на классном часе, им было все интересно. Предложу свой материал для школьной музейной комнаты, в районный краеведческий музей. Пусть все узнают о солдатах Победы.
Моя работа на этом не закончится , буду изучать семейный архив второго прадеда, других родственников.
Источники информации
Приложение 1
Пенягин Н.С.
Приложение 2,3,4,5,6-благодарности Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина за отличные действия в боях
документы, свидетельствующие об участии в боевых действиях Приложение3
документ о награждении Орденом Красной Звезды
Анохин А.Я
[1] См. приложение 1.
[2] См. приложение 2
[3] См.приложение 3
[4] См. приложение 4
[5] См приложение 5
Эта весёлая планета
Рисуем белые грибы пастелью
Сказки пластилинового ослика
Два морехода
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?