Деревни как и люди: рождаются и умирают. Только страшно то, что они умирают по воли людей, так же как и рождаются. Исследовательская работа рассказывает об истории появления Сибирских деревень и о причине их исчезновения.
Вложение | Размер |
---|---|
ischeznuvshie_derevni.doc | 132 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ойская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Исчезнувшие
деревни.
Выполнила ученица 10 класса
Горбунова Виктория
Руководитель: Афанасьева Е.Л.
учитель русского языка и литературы
Ойский 2016 г.
I. Вступление………………………………………………стр.2
1) Цели и задачи исследовательской работы.
2) Методы и средства раскрытия темы.
II. Главная часть «Оглянись, здесь стояла деревня»…стр.3
Из истории исчезнувших деревень Манзалык, Шибаново.
1) Что послужило уничтожению малых деревень. … стр.3
2) Из истории деревни Манзалык…………………… стр.4
3) Из истории деревни Шибаново. …………………… стр.6
III. Заключение………………………………… стр.12
IV. Используемая литература ………… стр.13
V. Приложение.
Умирают деревни, умирают деревни!
Исчезают навеки, хоть верь, хоть не верь.
Где отыщется слово суровей и гневней,
Чтобы выразить боль этих жутких потерь?!
Э.А.Асадов
I. Вступление
Наш посёлок расположен в живописном месте в предгории Саян. Часто с моей семьёй мы ездим в лес за грибами и ягодами. И из уст мамы я слышу такие слова: «Сегодня поедем за грибами в Шибаново, а ягоду лучше посмотрим в Тертеках». Я заинтересовалась, почему называются так некоторые места в округе нашего посёлка, и выяснила, что когда-то здесь жили люди, то есть стояли деревни, заимки, леспромхозы. Я и до этого слышала, что многие жители этих деревень встречаются в нашем посёлке. Здесь они работают, здесь их дома, здесь живут их семьи. А что стало с остальными? Так сколько же всего исчезло населённых пунктов с лица земли? Что послужило причиной переселения?
Эту работу я посвящаю деревням, которых нет на современной карте Ермаковского района, нет в них и жителей.
Мне захотелось подробнее узнать об этих населённых пунктах. Поэтому я поставила основной целью моей исследовательской работы изучить историю исчезнувших деревень и их жителей.
Исходя из этого, в своей работе я ставила следующие задачи:
-Узнать когда появились эти деревни и как долго они просуществовали.
- Выяснить причины исчезновения деревень.
- Собрать и изучить архивные материалы для исследования деревень.
- Встретиться с жителями этих деревень.
- Подготовить фото и иллюстрационный материал для оформления работы.
- Обобщить собранный материал и сделать определённые выводы.
Метод проведения исследования: изучение архивных материалов и документов; беседы со старожилами; анализ и сопоставление фактов.
Объект исследования: исчезнувшие деревни Ермаковского района .
Предмет исследования: история и географическое местоположение исчезнувших деревень.
II. Главная часть: « Оглянись, здесь стояла деревня».
(Из истории исчезнувших деревень Манзалык и Шибаново).
1.Что послужило исчезновению малых деревень?
Деревни как и люди: рождаются и умирают. Только страшно то, что они умирают по воли людей, так же как и рождаются. Прежде чем появиться деревне, первый житель долго присматривает себе хорошее место, ориентируется на несколько условий: чтобы и земли были хорошие, и вода близко, и дом из чего поставить можно было, и чтобы не так далеко от других населенных пунктов. В советское время стали искусственно возводить поселения. Порой они возникали на время, поэтому так же быстро и исчезали. И причина простая: человек вырубил весь лес, выловил рыбу. С такими деревнями все понятно - как говориться, попользовались и бросили, но почему исчезают очень старые деревни, в которых родилось и выросло ни одно поколение? На эти вопросы я попыталась ответить в своей работе.
В 1906 году премьер-министр царского правительства Петр Аркадьевич Столыпин начал проведение аграрной реформы. В результате начинается переселение безземельных и малоземельных крестьян из центра за Урал. Крестьяне наделялись в Сибири землей. Старожилы настороженно принимали переселенцев, и тем приходилось осваивать новые земли. Волна переселенцев была столь велика, что у нас в районе быстро выросли десятки новых селений.
Если бы мы посмотрели на карту Ермаковского района Манзалыкского сельского совета 1910-ых годов, то увидели бы, что, помимо деревни Манзалык, на карте еще имеются посёлок Тертек, заимка Шибаново, Изегонина, деревня Листвянка. Позже появляются заимки Морозова, Солдатиха , Нарыса, Тахтай. (Приложение 1).
После окончания гражданской войны в стране была провозглашена Новая Экономическая Политика (НЭП). Начался рассвет единоличного хозяйства, была объявлена свобода землепользования, устанавливались щадящие налоги. Расцвет крестьянского хозяйства сопровождался появлением сельского предпринимательства, в деревнях возникали мукомольные мельницы, маслодельные заводы, крестьяне разводили скот на продажу. В этот период образование деревень продолжалось. Заимка Шибаново превратилась в деревню, в неё переселились безземельные жители деревни Манзалык, покинули свои заимки жители Изегонина, Солдатихи, Нарысы, Тахтая. На месте заимки Морозова появился совхоз имени Щетинкина. Открылся леспромхоз: Райтоп.
В конце 50-х. годов началось огосударствление колхозов - перевод нерентабельных колхозов в совхозы, на государственное финансирование.
Источник | Число дворов | Мужского пола | Женского пола | Расстояние до церкви, школы, до казённой винной лавки | Расстояние до почтового правления | Расстояние до телеграфа |
Из книги «Список населенных пунктов Енисейской губернии» (1911г) (Приложение 2) | 58 | 135 человек | 139 человек | по 7 вёрст (в деревне Салба) | 13 вёрст (в селе Ермаковское) | 88 вёрст (в городе Минусинске) |
Из книги: «Итоги Всесоюзной демографической переписи (1926 года) по населенным пунктом Минусинского округа.»(Приложение 3) | 59 | 130 человек | 152 человек | 7,5 километров (в деревне Салба) | 16,1 километров (в селе Ермаковское) | 16,1 километр (в селе Ермаковское) |
Из книги: «Список населенных мест Сибирского края» (1929г) (Приложение 4) | 59 | 131 человек | 151 человек | 7,5 километров (в деревне Салба) | 16,1 километров (в селе Ермаковское) | 16,1 километров (в селе Ермаковское) |
Политика ликвидации малодворных сел, как правительство считало - неперспективных, продолжалась. Государство не выделяло финансовых средств и решило сэкономить на содержании малых сел. Ликвидация неперспективных сел проводилась по инициативе Советского государства и коммунистической партии, без согласования и учета мнения и интересов селян. Плановое укрупнение колхозов и перевод нерентабельных хозяйств в государственные совхозы привело к миграции крестьян и разрушило деревню. К 1982 году деревню Шибаново перевели в совхоз имени Щетинкина, деревню Листвянку в село Разъежее. Так на современной карте мы уже не найдем названия этих деревень.
2. Из истории деревни Манзалык.
Деревня Манзалык образовалась в 1866 году в междуречье р.Манзалык и протоки р.Оя.
Большую часть жителей составляли переселенцы из Вятской и Курской губерний, а также переселенцы из близлежащих сёл Салба и Разъезжее. В дальнейшем население пополнялось за счет «ходоков» и беглых из центральной России (Из источников: 1) Из книги «История создания храмов в с.Ермаковское, Разъезжее, Мигне, Салбе.» (Приложение 5); 2) Из воспоминаний А.И.Архиповой 1930 г.р.)
Из воспоминаний жительницы деревни Манзалык Архиповой (Лаптевой) Анастасии Ивановны.
«Родилась 21 апреля 1930 года в деревне Манзалык. Мама была Салбинская, Путинцева Вера Семёновна, а отец был с Вятки. Дом у нас был свой: добротный, тёплый, но всего с одной комнатой. Нас в семье 11 детей, 4-ых похоронили в Манзалыке, а остальные 7 остались в Шибанихе, я была предпоследняя. Последняя сестра была больным ребенком, я за ней ухаживала, сидела с ней, лечила, она была глухонемой. Помню зимой на полу холодно, окны были все во льду, братья меня обмотают вокруг пояса хомутом и поднимают на печку в тепло, а сестра была маленькой, сказать не могла, что хочет в тепло идти, сидела там на полу, укрывалась одеялом, играла. Может из-за этого она стала глухонемой. Когда теленочек родиться или на улице было очень холодно, то мы к себе теленочка в дом и брали. Спали на полатях сперва мамка с папкой, затем я с двумя сёстрами, затем братья. Под полатями висели всякие хомуты, сбруя из всей мебели были только стол да лавки. Но, несмотря на это, мы считались зажиточными, потому что была лошадь и корова, курочек держали, овечек. Переехали из Манзалыка в Шибаново, когда ещё маленькая была. Сперва папка разобрал дом перевёз, а затем и нас ребятишек погрузил со всем скрабом на сани и скот следом гнали.»
Из воспоминаний бывшего жителя деревни Шибаново Шульмина Александра Николаевич .
«Мой дед по материной линии, Лаптев Иван Григорьевич, был переселенцем из Вятки, а дед по отцовой линии, Шульмин, из Салбы. Они жили сперва в Манзалыке, а затем уже переехал в Шибаново. На Манзалыке люди рано умирали, особенно мужики, поэтому стали просить разрешения у Шибанова переселиться к нему на заимку. Моя мать, Лаптева Евдокия Ивановна, вспоминала, что в 14 лет ( то есть это в 1928 году) их отец перевез в деревню Шибаново. Лесные угодья вокруг Манзалыка были богатые, но вот пахотных земель не было. Поля возделывались в Шибаново, раскорчёвывали вручную: там и зерно сеяли, и сено заготавливали. У каждого был свой надел, отсюда и названия некоторых мест сохранились: угодья Лаптевские, Звягинские, Мальцевские, Веретиха. Скотина паслась свободно вокруг деревни: коровы, козы, свиньи — всех выпускали вольно. Скот никуда не разбредался, так как вокруг деревни ставили ограждения. Деревня Манзалык к 1955 году распалась, остался один дед Быков.»
Семьи у людей были большие, была высокая рождаемость, но вот условия для проживания были плохие, поэтому очень много детей умирало в младенчестве. «Из метрической книги Солбинской Троицкой церкви Ермаковского района 1910-1911 годов.» узнаем, что в период с 1910-1911 гг. в деревне Манзалык родилось 17 детей (10 девочек и 7 мальчиков), из них 7 умерло до года (от поноса). В этот же год умирает 7 детей в возрасте от 1 года до 18 лет (в основном от простуды, коклюша, боли горла, «английской болезни»); в возрасте от 19 до 60 умерших нет; от 60 до 85 умерло 3. Таким образом, рождаемость равнялась смертности, а значит естественного прироста населения в этот период не было.
(Приложение 6)
3. Из истории деревни Шибаново.
Заимка располагалась в междуречье ручья Шмагих и протоки реки Оя. Название деревня получила по имени основателя Шибанова. Заимка была приписана к Манзалыкскому сельскому совету.
Источник | Число дворов | Мужского пола | Женского пола | Расстояние до школы | Расстояние до окружного города | Расстояние до телеграфа |
Из книги «Итоги Всесоюзной демографической переписи (1926 года) по населенным пунктом Минусинского округа.» (Приложение 3) | 19 | 46 человек | 47 человек | 3,2 километра (в селе Разъежее) | 107 километра (в городе Минусинск) | 21,4 километра (в селе Ермаковское) |
Из воспоминаний жителя А.Н.Шульмина:
«Деревня Шибаново начала разрастаться около 1928 года. Первый переселенец из деревни Манзалык — Шибанов, перевёз туда свою семью. Разобрал и перевёз избу, перегнал скот, построил водяную мельницу. Жители Манзалыка ездили к нему на мельницу молоть зерно. Затем к нему стали проситься на поселение другие жители Манзалыка. Шибанов разрешил — так деревня стала увеличиваться. Дома перевозили из Манзалыка и ставили в Шибаново. Дома строили вдоль речки Шмагихи, перепендикулярно р.Оя. В Шмагихе вода была ледяная, родниковая: летом не искупаться, зимой не замерзала. Воду брали оттуда, бабы бельё там полоскали, скот водили туда поить. Были приезжие и из других сёл: но если узнавали, что приехали лодыри, то на центральной улице им селиться запрещали, и те селились на улусе, за огородами. После образования деревни приезжих было не так много. После гражданской войны поселился в деревне интересный мужчина — Михаил Сергеев или Миша Клёпальщик, Миша Медник (такое прозвище дали ему жители). Выделялся среди жителей своей образованностью: хорошо разбирался в технике, которой в деревне тогда ещё и не видели, читал журналы и газеты на английском языке. О себе ничего не рассказывал, был без документов. Позже женился (жена Аграфена), в браке родились дети. Умер не так давно, но сколько ему было лет — никто не знал. Местные поговаривали, что он из беглых белых.»
Из воспоминаний жительницы деревни Манзалык Архиповой (Лаптевой) Анастасии Ивановны. (Приложение 7)
«В советское время на базе деревни были организованы колхозы, но у нас в деревне их было 2: один назывался «Промский», а другой «Дружинник». Хозяйство было большое на конях пахали землю, через некоторое время появились трактора - колесники, очень сильно был похож на «Беларус». Электричество не было, и даже не было керосина, в углу была коптелочка, в нее ставили смолинки, то есть лучинки, поджигали её, и она светит, но светит она не долго, как только прогорит - ставим новую. Под этот свет мама шила нам вещи. По воскресеньям ездили на ярмарку в Ермаковское, там мы покупали нужные для нас вещи: обувь, хорошую ткань. Зарплаты не было для этого мы продавали что-то из хозяйства. Одежду мы не покупали, а шили сами: для этого мы сеяли лён, потом мяли его, пряли, а затем ткали. А из зимней обуви были только валенки, а летом бегали босиком.
На территории района в советское время до войны орудовала банда Мишина, много салбинских к нему примкунуло, но вот шибановских там не было, да как – то и не трогал нас. Мамка вспоминала, что однажды они с бабами работали в поле и увидели, что к ним приближаются мишинцы на конях. Испугались, думали порубят или лошадей заберут, но конные подъехали, попросили попить, женщины напоили их квасом, те уехали.»
Из воспоминаний бывшего жителя деревни Шибаново, Шульмина Александра Николаевича.
«Зажиточных крестьян в деревне раскулачивали: имеешь 2 коней, то одного отдай. В 1920-30х гг. в округе орудовала банда Мишина. Своего рынка сбыта товаров в деревне не было, поэтому ездили торговать пушниной, рыбой и другим товаром в Ермаковское, Минусинск. По дороге мужиков грабили», - так рассказывала моя мать, Лаптева Евдокия Ивановна (1914 г.р.)»
Раскулачивание хоть не сильно, но все же коснулось жителей деревни. На сайте Минусинского Некрополя (https://sites.googl.com>site>martirolog) читаем:
«Шибанов Петр Платонович, 1889 г.р.Уроженец и житель д. Манзалык Ермаковского р-на, бывший красный партизан, крестьянин-мельник, эксплуатировал маслобойку, молотилку, батраков. Раскулачен и 1931 г. выслан с семьей (6 чел.) на спецпоселение за пределы района. В составе семьи Петра был выслан отец Платон Евсеевич и мать. Петр восстановлен в правах РИКом 8.03.1932 и возвращен с семьей из ссылки как красный партизан.»
«Глушков Антроп Васильевич, житель д. Манзалык Ермаковского района, крестьянин, кулак-лишенец с 1930 г. Соучастник убийства колхозного активиста М. Краева. Осужден на 3 года ссылки» (Источник: Газета «Власть труда», от 9.07.1930; 27.07.1930).
Во время войны в деревне остались женщины да дети, все тяготы деревенских будней легли на их плечи. «До советской власти жили зажиточно, богато. Начали голодать в годы войны, потому что забирали всё, была определённая подать с двора. Даже если не было коровы, масло всё равно нужно было сдать, и тогда приходилось его менять у того же Шибанова на что-нибудь.
Во время войны жили тяжело: всю работу выполняли женщины, им даже дров заготовить было некогда. Деревья валили, обдирали кору и шалашом ставили сушить, а уж зимой пилили. В военные годы почему-то были неурожаи, хотя и погода была благодатная: если уж дождь идёт — то сильный и тёплый. Но вот всё родилось плохо, картошки было очень мало. А вот после войны урожаи были хорошие, - вспоминает А.Н.Шульмин. – После войны в Шибаново организовали колхоз им.Хрущёва. В 1957 году колхоз переименовали в совхоз, так как трудно было перевозить молоко через речку. Листвянку присоединили к Разъезжему, а Шибаново к с-зу Щетинкина. После войны недалеко от деревни были образованы ещё небольшие поселения, занимающиеся лесозаготовками. «Райтоп» Ойского леспромхоза с 3 участками, закрылся в 1957 году. Леспромхоз «Тахтай» в 1956 году перевезли в Большую Речку. Лесозаготовители бараки строили прямо на плотах. Мужиков в деревне после войны осталось мало, всё делали женщины: и валили сами, и катили брёвна к реке, и разбирали заторы. А обуви путней не было.»
«В военное время все должны были сдать 7-8 кг. масла, если есть корова, 75 яиц, - вспоминает А.И.Архипова , - если масла не было, то его можно было заменить салом топлёным, если есть скотина шкуру сними, сдай.
В деревне после войны появился колхозный магазин ( до этого была только частная лавка, которая располагалась в доме Василия Ивановича Лаптева, он же и почту привозил). Школа была начальная только до 4 класса. « Я закончила только начальную школу - была отличницей. Как же я хотела учиться, но для этого нужна была одежда, но теперь ее было очень трудно сшить, так как мама была слепая, а нас в семье много, я не могла ее бросить. Однажды мы с мамой пошли из Шибаново в Ермаковское по делам, а дорога длинная тяжелая, и по пути мы зашли в Салбинскую больницу, мама пожаловалась на боли в глазах, возможно, это было из-за того, что дорога была долгая. Потом мы сидели и ждали нашей очереди, а когда она наступила, мама прошла в кабинет и ей наложили повязки, и сожгли глаза. С тех пор она ничего не видела.
В деревне работали все, никто никуда не уезжал. Была своя ферма, конюховка, кузня. Весь народ работал там. Бывало, после вечерней дойки придёт бригадир и говорит, что в ночь надо идти скирдовать сено, и все шли, а утром опять на дойку. А у нас свой огород был 60 соток, и мама все тяпала, мы голодать не очень голодали, картошки было много, но не было соли и сахара, так мы и делились, и давали. Солили все в бочках в 16 литровых, и помню, как мама нальет воды, огурцов натаскает какие были, главное, чтоб были зеленые, застилает тряпочкой, соли засыпает, чесноку туда, укропчику, гнет сделает - и все стоит. И грибы были - мы все любили грибы. Помню, как у отца перерыв, а он вместо того, чтоб отдыхать, брал корзинку и шел за грибами. Так же собирали ягоды, сушили их, так как сахару было не очень-то много, в воде попарятся и можно было в пирожки, такая вкуснятина. Помню мама натрет картошку, не чистили, а промывали. Отец ещё пасеку маленько держал и мёд так по-маленьку приносил. Огороды и усадьбы огораживали. Свиней когда накормим - выпускаем их на улицу, а они брали, рыли ямки и пролазили в огороды, для этого делали на шею свиньям что-то вроде деревянных хомутов, и они никуда не пролезают. На удивление зверье никакое не приходило в нашу деревню. Так же мой отец ходил на охоту в тайгу, приносил домой пушнины - ее было много. У нас был колодец «Журавль», вода была очень хорошая, копнешь 3 метра и вода.»
Во время войны центральной усадьбой сделали совхоз им. Щетинкина, а Манзалык стал фермой №2. Была своя партийно-комсомольская группа. Помимо работы на полях и ферме женщины отправляли на фронт носки, варежки, полушубки. Собирали деньги на строительство танков.
А.Н.Шульмин вспоминает: «Электричество в Шибаново появилось после того, как в Листвянке построили межколхозную ГЭС (около 1945-46 гг.). Строили мужики из трёх деревень: Разъезжее, Шибаново и Листвянки, куда и подавали потом электричество. Начальником ГЭС был дядя Петя Лаптев, я к нему любил ездить на стройку, так как там хорошо кормили. Строили вручную: копали лопатами траншею, на носилках вывозили землю. Если камень был большой цельный, то его взрывали. Пониже сделали плотину, чтобы поднять уровень воды: в траншею кидали ветки, валёжины, всякие камни, на лошадях по снегу тащили булыжники побольше.»
Процветать хозяйство стало после войны. Первые годы было тяжело — работали «за палочки». Но когда стали платить зарплату — жизнь колхозников стала лучше.
Из «Домовой книги Салбинского сельского совета 1967 года» узнаём:
Жителей д.Шибаново | Имеют свои дома | Совхозные дома | Рогатый скот в частном владении | Свиней | Птицы |
200 | 16 | 35 | 42 | 68 | 353 |
В частном пользовании все жители имели от 15 до 18 соток земли, кроме того выделялись наделы на совхозном поле для выращивания картофеля и луга для заготовки сена.
Неоднократно работников фермы хвалят на страницах местной газеты «На ленинском пути». «Особо хочется отметить звено В.И.Мочуги. Это небольшой, но дружный коллектив, состоящий из комсомольцев и молодёжи, ежедневно выполняющих норму на 120-150%»,- пишет секретарь парткома с-за им. Щетинкина Н.Лощинин. (Газета «На ленинском пути» №89 от 27 июля 1971 г.) Отмечает Н.Лощинин также и руководителей: управляющего тов.Фогель Я.М, секретаря парторганизации тов.Плеханова И.В. Занимают жители деревни и активную гражданскую позицию: участвую в выборах в Ермаковский районный Совет депутатов. В газете «На ленинском пути» в №19 от 16 февраля 1971 года читаем статью В.Васильева, руководителя депутатской группы, заведующего Шибановской начальной школой: «Рабочая группа рассмотрела вопрос избирателей о благоустройстве посёлка. За весну и осень 1970 г. Загравировали дорогу на центральной улице, около 200 деревьев высадили Шибановцы у своих домов».
Как видим, деревня жила полной жизнью. В 1970-е гг. на территории поселения функционировали:
- начальная 4-х летняя школа (Васильев В.И., директор);
- детский сад (Чунькина Л.А., заведующая)
- медпункт (Лаптева, фельдшер);
- магазин (Сунцова Л.И., продавец);
- Дом культуры (Мельберт, заведующая);
- совхозная контора (Шульмин А.Н., управляющий).
В 1969 году здание конторы сгорело и его превезли в с-з им.Щетинкина.
Из воспоминаний Ханжиной И.Е.– «Я приехала с Ульяновской области в в марте 1975 году в деревню Шибаново. В тот год здесь была засуха имолодых парней и мужчин отправляли заготавливать солому из Ермаковского района к нам , в Ульяновскую область.Они там пресовали ее и потом и в вагон грузили и отправляли в Сибирь. Мой будущий муж поселился у моих родственников, вот наша бабушка родственница и познакомила нас. А потом они уехали. А в марте месяце в 1975 году он опять приехал и забрал меня, и с тех пор мы тут вот живем. А отец у него прошел войну, он был контуженный. Как мне Виктор рассказывал, он когда родился, они жили в деревне Солдатиха, в которую переехалииз деревни Манзалык, потому что его сестра, Ханжина Зинаида Ивановна, родилась на Манзалыке. С Солдатихи их переселили в Шибаново - он жили в двух домах. В Шибаново, как я помню, было 45 дворов, а потом 1977 году люди зашевелились и Шибаново присоединили к Ойскому. А потом у людей был выбор куда переезжать. Кто в Суэтук, кто в Семенниково, а кто и в Ойский. Дома кто перевозил, а кто-то разбирал и продавал. Школа была начальная. Был садик, заведующей была Чунькина Лидия. Когда я приехала, работы для меня не было, и я пошла почтальоном, почту я возила из Ойского. Электричество было, но не всегда, поэтому был дизель и телевизоры были, но не было газа. А потом стали от совхоза газ возить. У нас также в деревне были колонки, но они были забиты камнями, но тем не менее воду она давала хорошую, но у некоторых людей стояли колодцы «Журавли», ими мало кто пользовался. Название улицы не было, были только номера домов и всё. Помню как сплавляли по Ое лес с Большой речки. В Шибаново так же были и Медпункт, клуб, школа, контора, детский сад, он не был подразделен на группы, а были все вместе и тем не менее он был, магазины, ну а так же и кладбище. В свободное время в школьной ограде молодёжь собиралась и играла в волейбол, в клубе кино показывали каждый день. Контора была уже в Ойском, сельсовет тоже был здесь, а в Шибаново не было.
Сама природа очень сильно тянула людей в Шибаново: с одной стороны горы с другой речка - красота неописуемая. А когда контора сгорела и пошлоукрупнение хозяйств , все начали переезжать кто куда. За два года деревня быстро опустела.»
« Основное переселение началось в 1975 году. Я переехал в 1977 году, свой дом продал за 1000 рублей, что с ним стало - не знаю. Многие жители, когда переезжали в Щетинкино дома продавали, а если не могли продать, то оставляли так. Последним из Шибаново уехал дядя Петя Лаптев, это где-то в 1982 году,»- вспоминает Шульмин А.Н.
Из «Домовой книга Ойского сельского совета 1981 года» узнаём:
Жителей д.Шибаново | Имеют свои дома | Совхозные дома | Рогатый скот в частном владении | Свиней | Птицы |
61 | 11 | 11 | 16 | 21 | 134 |
Современного подтверждения существования деревни не осталось, так как дома все разобрали и перевезли, а земли пустили под пахоту. (Приложение 8)
Заключение.
В ходе исследовательской работы мне удалось установить местоположение исчезнувших деревень Манзалык и Шибаново, выяснить факты из их истории, отыскать доказательства их существования
Работа в данном направлении будет продолжена, так как ещё много деревень осталось только на бумаге и в памяти людей.
Используемая литература:
1. Газета «На Ленинском пути» №32 за 1970 год.
2. Газета «На Ленинском пути» №46-47 за 1971 год.
3. Газета «На Ленинском пути» №19 за 1971год.
4. Домовая книга Салбинского сельского совета 1967 года.
5. Домовая книга Ойского сельского совета 1981 года.
6. «Итоги Всесоюзной демографической переписи (1926 года) по населенным пунктом Минусинского округа».
7. Карта Ермаковского района за 1980 год.
8. «Список населенных пунктов Енисейской губернии» (1911г).
9. «Список населенных мест Сибирского края» (1929г);
10. Сайт Минусинского Некрополя (https://sites.googl.com>site>martirolog)
11. Сайт Красноярского государственного архива (catalog.krasarh.ru > arhkrasnoyarsk)
12. Интервью с бывшими жителями деревни Манзалык и Шибаново:
А.И.Архиповой; И.Е.Ханжиной; Н.А.Кутугиной; А.Н.Шульминым.
13. Фотографии из семейного архива Н.А.Кутугиной.
14. Фотографии из семейного архива И.Е.Ханжиной.
15. 1Фотографии из семейного архива А.И.Архиповой.
Лист Мёбиуса
Ель
Никто меня не любит
Этот древний-древний-древний мир!
Браво, Феликс!