В своей работе Мария рассказывает историю развития СМС и выявляет плюсы и минусы СМС-общения
Вложение | Размер |
---|---|
sms_kak_sr-vo_obshch_masha_konferentsiya.docx | 43.66 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №4
Исследовательская работа:
Язык SMS как средство общения в современном обществе
Работу выполнила
ученица 7 «Б» класса
Коношенко Мария Сергеевна
Учитель – Арамян Н.Г.
Пятигорск, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………3 Глава I. История развития СМС……………………………………………………………..5
Глава II. Особенности языка СМС-сообщений……………………………………………..7
Глава III. Плюсы и минусы смс-общения в современном обществе………………………9
Заключение…………………………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………………………..15
Приложение 1………………………………………………………………………………...16
Приложение 2…………………………………………………………………………………17
Язык SMS как средство общения в современном обществе.
Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений.
Но можно ли считать, что язык, созданный великими предками, его потенциал, богатство неистощимы? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?
Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство как специалистов – филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением.
Конец 20 века- это время научно-технической революции, конечным продуктом которой является появление в нашей жизни сотового телефона. До сих пор этот необходимый предмет существует, вряд ли он исчезнет из употребления или появится что-то новое, он продолжает только усовершенствоваться.
Сегодня сотовые телефоны можно встретить практически у любого человека; в салонах связи предлагают множество моделей различных производителей. Мы все оценили преимущество и удобство беспроводной сотовой связи, с каждым годом трубок становится все больше и больше. Таким образом, человек пришел к новой форме общения- общения по сотовому телефону. Нас интересует общение через SMS.
В 21 веке скорость передачи сообщений очень возросла. Быстрая связь облегчает людям организацию современного бизнеса, спортивных соревнований, политических мероприятий.
На улице и в метро, на лекциях и в лифтах, в очереди к кассе супермаркета и на пешеходном переходе мы постоянно видим молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы. Не номера, а СМС-сообщения, попросту смски. Очевидно, что воздействие новой формы коммуникации на сознание молодого поколения нельзя игнорировать. Неслучайно в обиход вошел термин «Поколение текстинга».
Исходя из всего вышесказанного, актуальность темы исследования определяется тем, что в XXI веке SMS-сообщения, бесспорно, - самый распространенный способ общения с помощью мобильной связи (это доказано статистикой отправляемых SMS-сообщений, по данным Билайна и Мегафона).
Цель моей работы - выяснить особенности языка мобильных телефонов и ответить на вопрос: положительное ли это явление в современном языке или отрицательное.
Для реализации поставленной цели мне необходимо решить ряд задач:
- Познакомиться с историей возникновения SMS языка;
- Выявить характерные особенности нового языкового явления;
- Определить плюсы и минусы смс-общения;
- Исследовать отношение учащихся к жанру СМС-сообщений.
Для решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов:
1. методы теоретического исследования - изучение и анализ лингвистической, методической литературы, SMS-сообщений;
2. отбор материала;
3. сравнительно – сопоставительный;
4. описательный;
5. анкетирование и анализ SMS – сообщений учащихся нашей школы.
Объект исследования: СМС-сообщения.
Предметом исследования является анализ лингвистических особенностей текстов SMS -сообщений.
Для достижения поставленной цели работа была разбита на три главы.
Термин SMS-текст или SMS-сообщение активно используется некоторыми авторами, наполняясь иногда различным содержанием.
Болдушева О. А., Григорова Н. А., Задояный В. И. дают следующее определение SMS-текста: «SMS - сообщение – это своеобразный «мини-текст», который содержит интересующую человека информацию. Самые распространённые SMS сообщения содержат несколько простых, но содержательных по смыслу предложений (в основном 2-3)».[1]
Шилоносов А. И. считает, что «По сути своей, типичный СМС текст является нетрансформированным устно-разговорным текстом. Невразумительность, нелогичность, обилие ошибок разного рода, повторы и беспорядочность сохраняются. Сохраняются даже паузы и некоммуникативные звуки. Но важное отличие СМС текста от дословно переданного устно-разговорного текста заключается в том, что СМС текст остается текстом, «сконструированным» своим автором. Доля спонтанности и неподготовленности, безусловно, теряется. Многие особенности устной речи в СМС тексте становятся «сымитированными». Например, естественные паузы здесь часто передаются сознательно, то есть становятся «неестественными».[2]
Данный автор сравнивает SMS-текст с искаженной транскрипцией (это впечатление вдвойне подчеркивается, когда текст написан латиницей) и тем только доказывает прочную связь орфографии с фонетикой, применительно к SMS-тексту.
Жуков А. А. в отличие вышеназванных авторов называет язык SMS текстингом, который представляет собой набор общепринятых сокращений, позволяющий в минимуме символов передать максимум смысла.[3]
Таким образом, можно сформулировать определение, которое отражает смысл определений, данных выше:
SMS-текст – это мини-текст, содержащий интересующую человека информацию и передающий максимум смысла в минимуме символов.
SMS-аббревиатура расшифровывается как: Short Message Service- служба коротких сообщений.[4] Эта технология стала одним из символов современной мобильной жизни – сегодня сервис SMS используют более 80% абонентов мобильной связи, только во Франции за один день люди обмениваются более чем 20 миллионами сообщений, а количество отправляемых по всему миру сообщений исчисляется сотнями миллиардов в год.[5]
История развития SMS весьма интересна. 14 лет этот сервис оставался невостребованным, а потом за короткий период времени стал для большинства операторов чуть ли не основным источником дополнительных доходов. Начиналось же все в далеком 1991 году, когда институт стандартов в области телекоммуникаций (ETSI) предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями. В декабре 1992 года инженер компании Vodafone Нейл Пэпуорс (Neil Papworth) со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS-сообщение, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством. На свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру.[6]
Уже в 1993 Acision с Telenor в Норвегии и английская BT Cellnet (теперь O2) стали предлагать своим клиентам услугу отправки текстовых сообщений посредством телефона. Но количество sms в 1995 году составляло 0.4/месяц. Но перспективная технология не пользовалась популярностью, и в 1995 году, среднее количество отправленных sms за месяц составляло всего 0.4 штуки.
В 1997 Глен Блефф - студент с Донкасетра, впервые реализовал веб-отправку СМС, используя бесплатный сервисный номер компании Vodafone. В последствие его e2sms сделала весомый вклад в популизацию сервиса. Ещё через несколько лет стало возможным отправлять SMS на электронную почту и наоборот.[7]
Хотя возможность отправлять и получать короткие текстовые сообщения была заложена в самом стандарте GSM, операторы не спешили выводить на рынок новую услугу. Причины очевидны – в то время мобильный рынок только формировался, не было четкого понимания, как можно использовать новый сервис с коммерческой точки зрения, да и количество заинтересованных в услуге пользователей было невелико. А брать на себя дополнительные расходы на раскрутку никому неизвестной технологии никто не хотел – зачем рисковать, когда даже обычные услуги мобильной связи для многих являлись в то время непозволительной роскошью, и абоненты с радостью платили огромные деньги просто за возможность разговаривать по телефону? Примерно в конце прошлого века телефон постепенно стал превращаться из способа коммуникации менеджеров и профессионалов в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось второе рождение SMS – оказавшаяся «мобилизованной» молодежь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также новое средство самовыражения. Благодаря относительно низкой себестоимости одного SMS-сообщения новый сервис стал приносить очень хорошие деньги, а, следовательно, получил и признание рынка. Операторы, «почуявшие» выгоду, запустили активную рекламную поддержку новой услуги, а в 2000 году позволили своим клиентам посылать SMS пользователям других сетей. Все это резко увеличило привлекательность услуги и также послужило фактором проникновения SMS в массы.[8]
Особый язык смс-сообщений («текстинг») получил официальное признание как средство коммуникации и передачи информации.
Такими средствами люди продолжают решать вечные проблемы: признаются в любви, требуют объяснений, назначают встречи и т. д. Так родился новый язык: язык чатов и SMS.[9]
Человек, пишущий смс-ки, решает (замечает он это или нет) несколько важных задач, помимо простой передачи содержания:
1) Компрессия текста.
Объем sms-ки ограничен, следовательно, нужно сообразить, как уложить максимум содержания в минимум знаков. Компрессия текста может происходить за счет средств разных языковых уровней:
а) графических: щас <- сейчас, скока<- сколько.
б) синтаксических: элиминация Я: Делаю уроки на два знака (Я и пробел) короче, чем Я делаю уроки;
активное использование безглагольных конструкций – В пробке;
в) морфологических: еду короче, чем уезжаю, говорил короче, чем поговорил, поэтому во всех случаях, где эти формы более или менее синонимичны, предпочтительней та, в которой меньше знаков;
г) словообразовательных (применяются как специфичные для электронной коммуникации сокращения, так и существующие за ее пределами): усечение – универ и др.;
д) лексических (часто с использованием иностранных слов): тут короче, чем здесь, сеть короче, чем Интернет, shор короче, чем магазин.
В жертву темпу набора и ограничениям на число знаков в сообщении часто приносятся пробелы и знаки препинания.
2) Языковая игра.
Одни пишущие ставят вместо ch для передачи русского Ч цифру 4, а вместо sh для передачи Ш шестерку из соображений экономии, другие - из озорства, потому, что играют в жанр (причина аналогичная той, по которой интеллигентный человек может вставить в речь разговорное или даже просторечное слово типа немеряно, отмазка, не парься, чтобы попробовать на вкус новый языковой элемент или поставить себя в определенные отношения к "естественным носителям" такой лексики).
3) Наконец, важнейшей чертой смс-коммуникации является ее общий позитивный, дружелюбный характер.
Смс-ки в большинстве своем передают не только информацию (Завтра нам ко второму уроку), но и запрос об информации (Что задали по истории ?), побуждение к действию (Позвони).
К синтаксическим особенностям SMS-текста относятся отсутствие знаков препинания или замена их на смайлики. Чаще всего в SMS отсутствует запятая. Она не разделяет простые предложения в сложном. Часто нет запятой после вводных слов, после обращений. Отсутствие точки в конце предложения также встречается в отдельных случаях. Обычно это последнее предложение текста. Смайлик служит одновременно знаком препинания и средством передачи эмоций.
Спасибо за поздравление :)
Опаздываю на первый урок :(
Можно сказать, что смайлики отвечают основным функциям знаков препинания. Все наши знаки препинания возникли из потребности обозначить членение речи. Они необходимы там, где лексические значения, грамматические формы и порядок слов не могут точно выразить смысл. Они организуют синтаксическую конструкцию так, как это делает интонация в устной речи. Употребление смайликов отвечает всем этим параметрам.
С точки зрения культуры речи, главное, что смайлики в СМС служат выражением дружелюбия.[10]
Всё вышесказанное не отменяет того факта, что в СМС-пространстве функционирует и кодифицированный литературный язык. В тех нечастых случаях, когда передаваемая посредством СМС информация имеет официальный или полуофициальный характер, пользователи стараются соблюдать лексические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка (настолько, насколько это возможно в сообщении, размер которого строго ограничен техническими возможностями мобильного телефона). НО! Согласно устоявшимся нормам мобильного этикета, СМС-сообщения являются средством неформального общения. Отправлять сообщение официального характера при возможности позвонить считается бестактным.
Вышеназванная причина практически «оттеснила» СМС-ки в сферу непринуждённого общения между близкими и/или хорошо знакомыми людьми, поэтому СМС, чаще всего, используют в сфере неофициального общения.[11]
SMS – сообщения настолько популярны, что уже стали частью нашей жизни! Пользоваться сервисом коротких текстовых сообщений сегодня умеют даже маленькие дети. С помощью SMS можно не только общаться с друзьями, но и получить картинку или мелодию для своего телефона, узнать погоду и многое другое. При этом первая функция – коммуникация - всё-таки остаётся самой нужной. Причём нужной настолько, что многие абоненты сотовой связи подчас оказываются подвержены своеобразной SMS – зависимости. Конечно, её проявления и последствия нельзя сравнить с пристрастием к алкоголю, наркотикам или азартным играм. Но, тем не менее, существование SMS – мании признано и зависимость от таких, казалось бы, безобидных SMS – уже реальность.
Мы решили выяснить, как же обстоят дела в нашей школе? Была составлена анкета по нескольким вопросам (см. Приложение 1). В анкетировании приняли участие 30 учеников нашей школы с 6 по 7 классы.
В ходе исследования учащихся школы №4 мы хотели выяснить причины, побуждающие их прибегать к общению через СМС, плюсы и минусы данного средства связи, а также реальность выделения языка СМС в самостоятельный язык общения людей.
Среди наших респондентов в возрасте от 12 до 14 лет одним из целевых назначений СМС считается общение с друзьями, родителями, а также возможность завести новые знакомства.
Анализируя полученные результаты (см. Приложение 2), мы выяснили, что причинами ставшего столь распространенным использования СМС-сообщений для всех возрастов и категорий пользователей сетью является прежде всего возможность быстрой передачи информации даже в тех местах и в то время, когда телефонный разговор или другое средство связи невозможно (например, на уроках и т.д.).
К минусам же смс-ок учащиеся отнесли дороговизну такого общения (70%) и невозможность скрыть номер адресата-отправителя (15%).
Исходя из результатов опроса, так же можно заметить, что ребята не очень беспокоятся о правильном написании слова (60%), зная, что получатели их сообщений все равно поймут SMS-язык, на котором идет переписка. Большинство опрашиваемых подростков не имеют представления о том, как SMS-сокращения могут влиять на их грамотность, поэтому они очень часто используют данный вид самовыражения, аргументируя это тем, что использование сокращений экономит время и деньги.
Тем не менее, наши наблюдения привели нас к выводу, что в русском языке текстинг пока оставил самые бледные следы. В русском языке не наблюдается такой всепобеждающей тенденции к компрессии как в английском. Во-первых, в силу русской ментальности. Например, ни один из наших респондентов не захотел принести в жертву компрессии суффиксы субъективной оценки - «котенок», «зайка», «книжечка», «грязищщааа». А, во-вторых, из-за лексико-грамматических особенностей русского языка. Настоящую «абракадабру» рождают лишь редкие пользователи СМС-связи. Большинство абонентов знакомы лишь с некоторыми особенностями «мобильного жаргона», или текстинга (см. Приложение 2). К тому же, исследования молодежного жаргона показали, как уменьшается уже к первому курсу ВУЗа количество жаргонных слов в речи молодежи и как происходит стандартизация их языка.
Русский SMS – язык как явление имеет место быть, но является лишь калькой с оригинала и известно узкому кругу среди пользователей мобильной связи Интернета. Дело в том, что русский язык менее гибок по сравнению с английским языком и засорение лексики подобными сокращениями нашему языку не угрожает. Проблема заключается в другом: в Британии уже озабочены снижением уровня грамотности среди подростков из-за увлечения SMS -арго, а так как в основе SMS на русском языке тоже лежит редукция, то подобная угроза существует и в России.
Использование упрощенного варианта общения - максимум информации за короткий промежуток времени - способствует грубому нарушению правил в русском языке:
-сонце (солнце), мыца (мыться) - орфография фонетическая;
- я тя лю - не несущие смысла части слов отсекаются;
- изза (из-за) – опущение дефисов;
- сдесь (здесь) - взаимозаменяемость парных согласных ("с" получается при нажатии кнопки телефона три раза, а "з" - после пяти раз);
- харашо (хорошо) – варьирование гласных ("а" - одно нажатие, "о" - три);
отсутствие мягкого знака, удвоенной н и знаков препинания, которые активно используются для выражения эмоций: :-Р ;-):'-(:-(:-? и т.п.
Пока так называемые "наивные говорящие" активно эксплуатируют новый способ коммуникации, преподаватели, филологи, деятели культуры, журналисты бьют тревогу в ужасе перед наступлением смс-мышления. Звучат, правда, голоса и в защиту смс-языка, призывы относиться к нему более взвешенно и легкомысленно. В любом случае, очевидно, что воздействие новой формы коммуникации на сознание молодого поколения нельзя игнорировать.
Возникает вопрос: "Засоряют ли смс-ки русский язык?"? Нет. Тот или иной жанр, та или иная речевая сфера сама по себе не может засорять или не засорять русский язык. Смс-ки - не причина неграмотности современной молодежи, а зеркало. В них отражаются многие негативные процессы, произошедшие с культурой нашего общества за последнее время: падение интереса к чтению хорошей литературы и к чтению вообще, засилье низкопробных журналов и т.д. Основные черты смс-ки как жанра - краткость, сиюминутность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации - мобильного телефона, разрешающего лишь небольшой объем сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш (причем порой только с латиницей), на каждой из которых не одна, а несколько букв. Эти черты влияют на языковой облик смс-ок, но не приводят к засорению языка как такового.
Как совершенно правильно отмечает В.В. Колесов, русская ментальность строится не на заучивании правил, а на подражании образцам. Сознательное и даже бессознательное восприятие грамотного, высококачественного текста - залог сохранения достойного русского языка в целом и хорошего уровня грамотности у индивида и общества. Отсутствие возможности и желания такого восприятия губительно для языка и культуры, для национального менталитета. В условиях, когда столь велик натиск низкопробных текстов СМИ, рекламы, массовой литературы, когда агрессивно насаждаются чуждые русскому сознанию западные ценности, обращение школьников к качественным русским текстам должно быть принудительным. Ведь отталкивание от классики, от "старого" в пользу нового, позволяющего отличаться от предыдущего поколения во всем: от одежды и общественного поведения до речевых особенностей и системы ценностей, естественно и совершенно нормально для всех "детей", ищущих свой путь в жизни, не равный пути "отцов". Пугает то, что в качестве этого пути подсовывается красиво упакованный и изощренно поддерживаемый манипулятивными технологиями путь западной цивилизации в ее американском варианте.
Важно понять, что не смс-ки выращивают глухое к лучшим качествам русской речи и неграмотное поколение, однако если протекающие в обществе и стимулируемые СМИ негативные процессы не будут остановлены, то через некоторое время смс, как и все другие жанры, отразят еще более удручающую картину, чем теперь.[12]
СМС-текст как способ коммуникации занял удобную нишу в жизни каждого человека, имеющего мобильный телефон или любой гаджет, при помощи которого можно поддерживать связь с внешним миром. Слова смс-ка и месседж давно вошли в обиходный словарь и молодого, и старшего поколения, и уже не кажутся какими-то страшными заклинаниями. Стандарты мобильного общения формировались на протяжении долгого времени.
К особенностям смс-общения относятся электронный способ передачи информации, скорость, дистанционность, письменная форма, ограниченность в объеме, неформальность общения, транслитерация, обилие сокращений, пренебрежение орфографическими и пунктуационными нормами, компенсирование отсутствия мимики и жестов смайликами и заглавными буквами. На основании вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что смс – новый речевой жанр.
В современности существует множество мнений о вреде смс-общения как средства общения современной молодежи. Высказываются опасения, что информативность и краткость приводят к обеднению языка, к нарушению культуры общения, исчезновению из активного словаря многих важных слов и понятий. Графические знаки «смайлики» - также приводят к вымиранию языка, так как являются «графическими жестами», заменяющими слова. Орфография сообщений приобретает абсолютно свободный характер, что делает написанное «нечитаемым» или труднопонимаемым, кроме этого, такое нарушение всех норм и правил приводит к тому, что пишущий уже не может точно соотносить варианты написания слова, что влечет за собой безграмотность.
Многие же специалисты, психологи считают, что не смс являются причиной неграмотности современного поколения, а сложившаяся вокруг ситуация культурной опустошенности.
Несмотря на все выше изложенные отрицательные стороны sms-жанра, не следует отрицать и его бесконечного творческого потенциала, экспрессивности, оригинальности, информативности.
Проведя исследование в данной области, мы выяснили, что 100% опрошенных учащихся пользуются смс-сообщениями. Поэтому нельзя отрицать, что смс стали частью жизни современного поколения.
Итак, СМС – сообщения, несмотря на необычность, ненормативность, служат средством общения. Это явление закономерно, так как язык – «живой организм», постоянно развивающийся и отвечающий на новшества в жизни появлением новых языковых явлений и факт существования нового языка общения признать необходимо. На наш взгляд, СМС-сообщения, несмотря на необычность языкового облика, служат средством позитивной частной коммуникации, они удобны, практичны и дешевы, а порой просто необходимы, но это не более, чем один из видов электронного общения, не способный заменить родной язык, который «в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Вопросы для социологического опроса
беседа в компании, на улице,
общение дома, с помощью чатов,
SMS-сообщений, по электронной почте,
по телефону
Расположите перечисленные формы общения в порядке убывания.
Результаты социологического опроса
Какой способ общения вы предпочитаете?
Школьники (6-7 кл.) | |
Беседа в компании | 3 чел. – 15% |
Общение дома | 3 чел. – 15% |
SMS -сообщения | 2 чел. – 10% |
По телефону | 1 чел. – 5% |
На улице | 11 чел. – 55% |
Плюсы SMS:
Школьники (6-7 кл.) | |
Быстрое получение и передача информации | 13 чел. – 65% |
Экономия в деньгах | |
Избежать личного контакта | |
Плюсов нет | |
Общение с человеком из другого города | |
Можно писать в любое время | 7 чел. – 35% |
Минусы SMS:
Школьники (4-8 кл.) | |
Дорого | 14 чел. – 70% |
Нет минусов | 4 чел. – 20% |
Сокращение слов | |
Безграмотность | |
В том, что при отправке SMS нельзя скрыть номер | 2 чел. – 15% |
Отсутствие эмоций |
Примеры используемых в SMS сокращений:
Больше : >
Вообще : ваще
Встреча (встречаемся) : встр
Естественно : естесна
Завтра : звтр
Интересно : интрс
Как-нибудь : как нить
Ладно : лана
Меньше : <
Может быть : Мб
Надо : нд
Нормально : намана
Однажды : 1жды
Опять : о5
Очень : о4
Привет : пр / прет / прива
Пожалуйста : пожта /пжл
Прости : прст
Почему : Пчм
Просто : про100
Родители : родоки
Спокойной ночи : споки ноки / спок но4
Спасибо : Спб
Смотри : см
Сколько : скл
Сегодня : седня
Скоро : скр
Только : тока
Хорошо : хор
Целую : zzz / чмак
Что : 4е
Это : эт
Я тебя люблю : я тя лю
Влияют ли SMS на культуру речи молодёжи?
Школьники (4-8 кл.) | |
да | 4 чел. – 20% |
нет | 13 чел. – 65% |
не знаю | 3 чел. – 15% |
Задумываетесь ли вы над грамотностью, создавая SMS?
Школьники (4-8 кл.) | |
да | 4 чел. – 20% |
нет | 12 чел. – 60% |
не знаю | 1 чел. – 5% |
редко | 3 чел. – 15% |
Вы используете сокращение слов в написании SMS-сообщений?
Школьники (4-8 кл.) | |
да | 18 чел. – 90% |
нет | 1 чел. – 5% |
иногда | 1 чел. – 5% |
Каковы цели SMS-общения?
Наиболее распространенные ответы:
Развлечение, общение, узнать домашнее задание.
[1] / Болдушева О. А. Лингвистические особенности оформления SMS-сообщений. / О. А Болдушева, Н. А. Григорова, В. И. Задояный. – http://conf.bstu.ru/articles.
[2] / Шилоносов А. И. Графические особенности SMS-текста. [Электронный ресурс] / http://www. jurnal. org/article.
[3] / Жуков А. А. [Электронный ресурс] / KOSHT.com
[4] / Википедия. [Электронный ресурс] / http://ru.wikipedia.org
[5] / Как расшифровывается смс. [Электронный ресурс] / http://prosmo3.ru/urok-155-kak-rasshifrovyvaetsya-sms.
[6] / Михалик Ю. История развития SMS-сообщений. [Электронный ресурс] / http://www.microarticles.ru/article/storija-razvitija.html.
[7] / История СМС. [Электронный ресурс] / http://smslove.org.ua/goodies/history.html.
[8] / Михалик Ю. История развития SMS-сообщений. [Электронный ресурс] / http://www.microarticles.ru/article/storija-razvitija.html.
[9] / Баржинская К.Н. Лингвистические особенности sms-текста. [Электронный ресурс] / http://pandia.ru/text/78/153/50101.php
[10] / Ашуров А.Х. Особенности современного языка SMS. [Электронный ресурс] / http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=730221.
[11] / Тесленко О.А. Феноменологическая характеристика русскоязычной смс-коммуникации. [Электронный ресурс] / http://naub.oa.edu.ua/2012/fenomenolohycheskaya-harakterystyka-russkoyazyichnoj-sms-kommunykatsyy.
[12] / Сидорова М.Ю. "Засоряют ли СМС-сообщения русский язык?", или "На зеркало неча пенять…" [Электронный ресурс] / http://marinadoma.narod.ru/inet/sms.html.
Сказка про Серого Зайку
На горке
Каргопольская игрушка
Ветер и Солнце
Кто самый сильный?