Описание истории деревни Ундольщино и судьбы её жительницы - труженицы тыла.
Вложение | Размер |
---|---|
История деревни Ундольщино и судьбы её жительницы | 46.45 КБ |
Районная краеведческая конференция
«Отечество. Саратовский край в истории России»
Секция «Летопись родного края»
Тема «История деревни в судьбе простой русской женщины»
Исследовательская работа - реферат
Автор: Оськина Дарья Александровна
8 класс
МОУ «Лопатинская основная общеобразовательная школа
Ртищевского района
Саратовской области»
Руководитель:
Оськина Елена Евгеньевна
учитель истории
и обществознания
МОУ «Лопатинская ООШ»
Аннотация
Тема исследовательской работы: «История деревни в судьбе простой русской женщины».
Выбранная мною тема является актуальной, т.к. в последнее время большое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения, а говорить о патриотизме не зная истории родного края, образа жизни наших предков – просто невозможно. В нашей школе есть краеведческий уголок, он называется «Моя малая Родина» (Приложение 1). Рассматривая экспонаты, документы, стенды и альбомы, мне захотелось, чтобы здесь был материал о вымирающей деревне в которой живут мои родственники. Задумавшись над темой работы, я решила, что судьба моей прабабушки тесно переплетается с историей её родной деревни.
В своей работе я захотела рассказать об истории тихой русской деревеньки: её обычаях, нравах, о людях, многих из которых, уже нет в живых. Они оставили свой след в жизни, как и многие другие, и пока мы помним о них - «они живы», когда память умрет - их не станет окончательно, да и мы потеряем часть своей истории, часть себя.
Работая над собранным материалом я изучила историю маленькой деревеньки и жизнь простой русской женщины, проанализировала, как эпоха повлияла на их судьбы. В наше время огромное количество деревень исчезают с лица земли, уходят в прошлое. Местные жители старятся и умирают, а молодежь в деревне жить не остаётся, потому что трудоустроиться здесь можно только в фермерское хозяйство – механизаторами, да и то не всем. А женщинам и вовсе работы нет, если только село пока ещё имеет социальную сферу, но опять же места там ограничены.
Данная исследовательская работа содержит все необходимые структурные элементы для подобных работ, а именно - введение, основную часть, выводы по проведённому исследованию, заключение, список использованной литературы, приложения.
В работе четко обозначены цель и задачи. Выдвинута гипотеза, определены методы исследования. Считаю, что поставленная цель и задачи выполнены, гипотеза доказана. Исследовательская работа имеет большую практическую значимость, а именно может использоваться в качестве учебного пособия на уроках истории, классных часах, а также может быть интересна не только тем, кто непосредственно знаком с этой местностью и людьми, но и другим людям, так как это является частью истории и культуры нашей страны.
Свою работу я выполнила в виде реферата, потому что, с помощью такой формы деятельности я смогла собрать воедино всю полученную информацию, проанализировать и систематизировать её. При написании реферата я опиралась на материалы школьного краеведческого уголка, статьи в газетах, журналах, Интернет - ресурсы, рассказы местных долгожителей и конечно же моей прабабушки.
Таким образом, изучив весь собранный материал, я узнала много нового о истории своего родного края, о жизни людей в прошлом веке и о том, что пришлось пережить моей прабабушке. Я выполнила все задачи, которые ставила перед собой.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..4-5
Основная часть.
Глава 1. Деревня Ундольщино
1.1.Необычность названия деревни ………………...……………………..5-6
1.2. Из истории образования деревни……………………………………..6-8
Глава 2. Страницы жизни моей прабабушки …………………………….8-12
Выводы. Заключение ………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………………13
Приложения…………………………………………………………………14-35
Введение
Родимая земля…
Земля родных людей,
Печаль моя ,
Забота и награда.
Наверно, земли есть
И краше, и теплей.
Наверно, есть,
Но мне других не надо.
(Роберт Рождественский)
Мы живем в сложное, но интересное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. А этого нельзя допустить. Знание своей истории всегда было потребностью общества. Ведь, как известно, без знания и памяти прошлого нет будущего.
Дмитрий Сергеевич Лихачев в «Письме о памяти» написал: «...Память - преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» - это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки». Действительно, пока в человеке жива память, в нем будет жить стремление к благим деяниям, желание увековечить то, что дорого и близко его сердцу. Эту простую истину следует помнить. В нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе, особенно важно знать историю родного края и как жили наши предки. История страны начинается с истории родного края и находится в неразделимой связи с историей людей, проживающих в ней. Историю жизни множества людей нашей страны можно изучить на примере жизни отдельно взятого человека.
Только нужно не упустить момент и успеть расспросить, записать, изучить историю жизни людей, которые уже не слишком долго будут с нами на этой земле.
Цель моей работы: изучить историю деревни моих предков, на примере жизни Калинкиной Надежды Павловны.
Задачи:
-собрать и проанализировать воспоминания, документы, необходимые источники и литературу связанные с историческим периодом, на время которого выпала жизнь Н.П. Калинкиной и её родной деревни;
-систематизировать полученные сведения;
- дать оценку влияния истории на малые деревеньки и жизнь человека.
Гипотеза:
Нет ни одного населённого пункта, который бы не имел истории. История страны складывается из истории городов, сёл и даже малых деревень, из судеб людей, живущих в них.
Объект исследования: деревня Ундольщино, судьба одной из деревенских женщин.
Предмет исследования: жизнедеятельность местных жителей деревни, их вклад в историю нашей страны.
Методы исследования:
— изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, журнальных и газетных материалов;
— интервью очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний;
— установление связей с работниками библиотек с целью получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов;
— анализ и систематизация полученной информации.
Научно-практическая значимость: материалы моего исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе. А также собранный материал может быть интересен не только тем, кто непосредственно знаком с этой местностью и людьми, но и другим людям, так как это является частью истории и культуры нашей страны.
Деревня Ундольщино
1.У меня есть прабабушка, вернее она родная сестра моей прабабушки. Зовут её Надежда Павловна Калинкина (Приложение 2). Она родилась 10 сентября 1927 года, сейчас ей 89 лет. Она является труженицей тыла (Приложение 3) и ветераном труда (Приложение 4). По сей день не прекращает она трудиться, такую труженицу, в её то годы, ещё поискать!
Моя прабабушка живёт в деревне Ундольщино Ртищевского района, Саратовской области, которая находится от районного центра в 35 километрах. На данный момент в ней проживает всего 5 человек. Но так было не всегда…
«…И не был отчий край ещё столицей
Моих усталых и прогорклых строк…
Там изб десятка три не более,
А жителей… Вот это – Да,?
Тёти Нади две, супруги Тоня с Колею
Мальчиш -Плохиш и старенький завхоз…»
А.А.Дивеев.
Необычность названия деревни
1.1.Прежде всего хочу отметить необычность названия деревни. Сколько ни искала я в словарях значения слова «Ундольщино», конкретного, точного ответа не нашла. Нет такого слова в русском языке. Нет подобных или схожих созвучий и на географических картах. Откуда оно взялось и что означает, никто толком не знал и не знает до сих пор. В ходе исследования, я узнала, что существует несколько преданий, объясняющих происхождение слова. В слове ясно проглядывается корень «доль», а это уже что-то значило.
В «Большой советской энциклопедии» (1972 г.) находим: «Доля – территориальная граница в России в составе губернии, установленная в 1710 г. для единообразного взимания податей, набора рекрутов и проведения других мероприятий (1).
«Толковый словарь» В.И. Даля разъясняет, что доля – это часть, участок, пай, надел (2).
Менее вероятным представляется происхождение названия от слов «дол», «долина». Дол – низменность, природная впадина. Долина – вогнутая, линейно вытянутая форма рельефа, образованная деятельностью рек и имеющая уклон в направлении их течения. Наряду с горными бывают долины равнинные – широкие при незначительной высоте и крутизне склонов. Хотя в какой-то мере рельеф местности и соответствует этим понятиям. Вот такие разные данные.
Таким образом, наиболее достоверным объяснением названия, с моей точки зрения, следует полагать две версии:
а) слово «ундольщино» означает «объединение дольщиков, арендаторов земельных (а может, и имущественных) паёв»;
б) название произошло в результате изменения слова «издольщина» и означало условия пользования выделенной господской землёй первыми поселенцами.
Но подобные объяснения всё же не претендуют на полную объективность.
Из истории образования деревни
1.2.Место выбора поселения, нельзя назвать удачным. Голое, пустынное место, окружённое с двух сторон сухими оврагами, полное отсутствие речек, но очень плодородная почва.
В первой половине XVII века на берегах Хопра появилось земледелие, которое ранее было невозможным из-за набегов кочевников. Край стал заселяться и служилыми людьми, они по распоряжению правительства за свою службу наделялись землями, скотом и деньгами, а затем им жаловали землю вместе с крестьянами.
Со временем поместья становятся наследственными, и в конце XVII века на Хопре появляется помещичье землевладение.
Помещичья колонизация края активно проводилась при Петре I. По распоряжению Вотчинной коллегии, ведавшей вопросами землевладения, земли по Хопру отводились помещикам и разным служилым людям за особые заслуги перед государством. В 1723 году по указу Петра I на территории будущих Балашовского и Сердобского уездов были отведены земли и угодья одновременно 600 участникам Северной войны (со Швецией).
Одновременно с принудительным переселением и покупкой крестьян помещики наступали на вольных крестьян, поселившихся в крае в порядке вольной народной колонизации. Для этого они прибегали к угрозам: согнать этих крестьян с обжитых мест, которые теперь оказались помещичьими землями. Крестьяне под страхом разорения соглашались на выплату за используемые участки денежного оброка, а затем из оброчных превращались в барщинных, т.е. крепостных.
Сеяли главным образом рожь, овёс, ячмень, в меньших объёмах – пшеницу, гречиху, просо. В небольших количествах возделывали горох, чечевицу, коноплю, лён. Плодородная прихопёрская земля даже при невысокой технике и культуре земледелия давала неплохие урожаи.
С 80-х годов XVIII века повсеместное развитие получила хлебная торговля. Мелкие скупщики перепродавали его крупным купцам, ведущим оптовую торговлю. Центрами скупки хлеба стали уездные города Сердобск, Балашов, а также крупные торговые сёла Беково, Аркадак, Турки, Макарово. Хлеб отсюда вывозился в центральные районы страны, в полую воду отправлялся в небольших баржах по Хопру в низовья Дона.
С возникновением возможностей выгодного сбыта хлеба помещики стали покидать столицы и госслужбу, устремились на постоянное жительство в свои владения для организации хозяйства, увеличения числа крестьянских душ путём покупки новых семей и размещения их в своих поместьях. Именно в эти годы (конец XVIII века) по обоим берегам Хопра быстро возрастает количество сёл и деревень, основанных крепостными крестьянами .И именно тогда, на этом историческом этапе освоения края, скорее всего и была основана деревня Ундольщино.
Евгений Алексеевич Самохин – уроженец деревни Ундольщино в своём произведении «Жизнеописание прихопёрской деревни» вспоминает: «Из путанных рассказов стариков, слышанных мною в детстве, и логического осмысления исторических событий восстаёт следующая картина возникновения деревни.В одну из вёсен около 1800 года (правление Павла I) из Москвы или Петербурга возвращается в своё имение помещик Кожевников. Имение его было расположено в Балашовском уезде Саратовской губернии, в 12 километрах восточнее Хопра и на таком же точно расстоянии западнее крупного села с разбойным названием Кистендей. Господский дом из красного кирпича стоял в живописном саду на краю оврага, по которому меж раскидистых кустов ветлы протекал ручей, питавшийся подземными родниками с вкусной чистейшей водой. Дом и часть сада окружал земляной вал со рвом, образуя прямоугольник со сторонами примерно 30х40 метров. Остатки битого кирпича с какими-то вензелями, сада и рва глубиной до 1 метра мы мальчишками видели ещё в конце 50-х–начале 60-х годов прошлого века в своих походах за ягодами и грибами.(Приложение 5).Кожевникову принадлежали крепостные крестьяне близ расположенной деревни Рюмино, где было не более ста дворов, и этих душ явно не хватало для обработки владений. Половина помещичьей земли, расположенной к западу от усадьбы (к Хопру), пустовала, не обрабатывалась. Рыночный спрос требовал расширения площадей под хлебом, и владелец задумал решить этот вопрос путём покупки новых крестьянских душ. Покупные души нашлись у соседнего помещика в деревне Хоприк, расположенной на лесистом берегу реки. Сделка была заключена, несколько десятков крестьянских семей, в основном тех, кому опостылел прежний хозяин, было куплено. Не исключено, что путём разных уговоров и посулов Кожевникову удалось заманить к себе и какое-то количество свободных (некрепостных) крестьян».
Место для размещения приобретённых семей было выбрано в двух километрах западнее усадьбы, на противоположном берегу довольно глубокого оврага, протянувшегося параллельно кожевниковскому.
Выбор места расположения деревни согласовывался с уездным начальством и был продиктован и другим немаловажным обстоятельством. Дело в том, что уже в то время из крупного торгового села Макарово, расположенного вверх по течению на берегу Хопра, регулярно стали ходить обозы с зерном, мукой, и т.д. в уездный город Балашов. Назад везли инвентарь и другие необходимые в быту и хозяйстве вещи. Путь был неблизкий – около сотни километров. Возвращавшиеся из города обозы даже летом при всём желании никак не укладывались в течение светового дня, темень заставала их в 20–30 километрах от родного села, и зачастую им приходилось ночевать в открытом поле. С появлением деревни у макаровских купцов и крестьян появилась возможность останавливаться на ночлег в домах переселенцев.
Расположение дворов получилось линейное: дома ставили в ряд, один возле другого, вытягивая их вдоль оврага, фасады обращали к солнцу, к оврагу; сзади –хозяйственные постройки. Было в деревне, еще в начале 30-х годов несколько землянок. (Приложение 6). Крышу раньше крыли соломой, но после войны стали переходить на железо. Южную половину деревни застроили и с противоположной овражной стороны, получилась двусторонняя улица. Вдоль улицы проходила дорога. Позднее появились и выселки, и улиц фактически стало две.
Сверху конфигурация деревни напоминала букву «т». Протяжённость деревни немногим более километра. В центре селения образовалось некое подобие площади для схода крестьян. Здесь «всем миром» сделали земляную насыпь и возвели плотину через овраг (Приложение 7). Именно здесь со временем появятся общественные постройки – контора, школа, клуб (Приложение 8), магазин, конечно уже в советское время. В овраге, который находился рядом с деревней оборудовали пруд. (Приложение 9).
Таким образом, в первой половине XIX века для деревни было характерно крупное помещичье землевладение, основанное на феодальной собственности на землю и применении труда крепостных крестьян. Пытаясь приспособить своё хозяйство к развивающемуся товарному производству, помещик не только отстаивал крепостную систему, но и видел путь для увеличения товарного хлеба только в усилении феодальной эксплуатации своих крестьян.
Страницы жизни моей прабабушки
2.Баба Надя родилась в нелегкое время, ей и её семье пришлось прожить трудную жизнь. В семье Мартыновых было 8человек: отец, мать и шесть детей. Жили они, как и остальные односельчане не богато, но не голодали. Отец – Павел Тимофеевич Мартынов,(Приложение 10) был очень сильным и рослым мужчиной. В колхозе работал, как говорит прабабушка – ветеринарным санитаром на ферме, т.е., лечил колхозный скот, не имея никакого образования. Был он очень мастеровой. Дом, в котором живёт сейчас прабабушка был построен ещё его руками в далёкие 50-е годы. Строение называется пятистенкой и представляет собой жилище, в котором сруб избы разделяется пятой рубленой стеной на два помещения. Архитектурный облик избы богатством украшений не отличается, но дом всегда выкрашен, (Приложение 11) двор летом выкошен от травы, а зимой вычищен от снега.
В кухне основное место занимает печка. Ею отапливались, в ней готовили пищу, корм скоту, пекли хлеб, на печи спали, сушили одежду. Не было зимой большего блаженства для малышей, чем, забравшись вместе на печь, рассказывать друг другу сказки, разные истории и загадывать загадки. До сих пор у бабы Нади стоит печь-матушка, (Приложение 12) хотя она ей уже и не пользуется. Уходят в прошлое избы с такими печами, а вместе с ними и что-то очень важное для нас…
А раньше, вспоминает прабабушка: «Приходилось топить печь и летом для выпечки хлеба (раз в неделю, остальную пищу летом готовили на примусе или керосинке). Тесто для хлеба замешивали в большой долблёной деревянной квашне. При помощи деревянной лопаты с длинной ручкой тесто ставили в печь, предварительно выметенную особым веничком, хранившимся на шестке печи. Хлеб, чёрный и белый, выходил вкусным и долго не черствел, хватало почти на неделю.
Печку затапливали спозаранку. Горьковатый запах дымка приятно щекотал горло, создавая блаженство скорого тепла. Огонь старались держать до обеда, что позволяло печке никогда не остывать зимой. Приготовленную с утра пищу всегда можно было в ней разогреть, а щи да каша томились за заслонкой постоянно».
Горница отапливалась отдельно голландкой. В сильные морозы её протапливали дважды – утром и вечером, но всё равно за ночь комната остывала. Голландку топили дровами, а в послевоенное время углём, а вот печку приходилось топить кизяками. Это экологически чистое топливо перенялось от кочевников, позволяло утилизировать навоз, давало равномерный и долговременный жар.
Делали кизяки в конце мая–начале июня. Работа эта была трудоёмкой и выполнялась «помочью», т.е. группой сельчан сначала у одного хозяина, потом у другого. Скопившийся за год навоз разбрасывали вилами широким кругом и щедро поливали водой, которую возили бочками из пруда на взятой с разрешения бригадира колхозной лошади. Затем эту лошадь выпрягали, и кто-то из мужиков, стоя в центре разбросанной кучи, гонял её на длинных вожжах по всему кругу. Зачастую из-за отсутствия лошади женщинам приходилось, подоткнув платья за пояс, месить навозную массу голыми ногами.
Во время вымешивания подкладывали солому, добавляли воду, добиваясь однородности массы. Затем эту чёрную жирную мешанину набивали руками и ногами в 2-4-6-ячеистые деревянные станки, разравнивали на широких досках и выкладывали на землю, занимая всё внутреннее пространство двора.
Работа заканчивалась дружным мытьём на пруду станков и самих себя и непременным после «помочи» общим скромным застольем.
Дальнейшей технологией приготовления кизяков занималась ребятня. Слегка подсушенные на солнце кирпичи дети через неделю ставили на ребро, ещё через неделю делали из них пирамиды, затем башни и уже окончательно высохшие, твёрдые и шершавые, как наждак -кизы укладывали в сарае высокой стеной. Этого немудрёного топлива вполне хватало на весь год.
А ещё баба Надя вспоминает, как отец валял валенки: «Работа была трудоёмкой и кропотливой. Под действием горячей воды, пара, давления и трения из шерсти делали войлок. С помощью колодок и валиков различных размеров плоскому войлоку придавался объёмный вид. После этого валенок закладывали в чугун с горячей водой и парили определённое время в печке. На каком-то этапе обработки к пару добавляли ещё и скипидар, из-за чего жилище наполнялось едким запахом.
Вываренные валенки обкатывали специальной катальной палкой и вместе с валиком, колодкой и клином-распоркой в голенище отправляли сушиться на печку. Высохшая обувь была легка, прочна, удобна, красива своими закруглениями (детские изделия вообще напоминали игрушки) и, главное, тепла в самые лютые морозы. Мы ходили в них и на улице, и в школе, и в доме».
С особой теплотой прабабушка рассказывает про свою мать – Пелагею Ермолаевну Мартынову. (Приложение 10). Она была очень добрая, спокойная и рассудительная. В колхозе работала мало, сидела с детьми. Их вон сколько было, нужно было всех накормить, одежду пошить и постирать. Семья жила без бабушки, помогать было не кому. Первые яркие детские воспоминания бабы Нади связаны с началом 30-х годов. В эти годы в Поволжье был голод. Людям было нечего есть. Спасались только тем, что производили в собственном хозяйстве. Но у многих не было возможности иметь даже небольшое хозяйство. Семья Мартыновых в эти годы потеряла младшую дочку Тонечку.
А когда прабабушке было 14 лет началась Великая Отечественная война. Пришла война, и детство закончилось. В первые месяцы войны на фронт ушли мужчины. Ужас войны лёг на хрупкие детские плечи того поколения, которому так рано пришлось повзрослеть.
Одно из воспоминаний – ожидание бомбёжек. На территории нашего села немцев не было, но Кистендей, а он от нас в 17 км, несколько раз бомбили, так как там проходит железная дорога, и мы слышали раскаты взрывов, было очень страшно. Ели пареную свеклу, редко картошку, а ещё колоски. Мы их собирали на уже убранных полях. Продуктов и так не хватало, а нужно было ещё для общего сбора сдать. Хлеба было очень мало. Если в семье была корова, было легче, но у нас коровы в войну не было. Тяжело жили. Зимой в избе холодно было, топить было нечем.
Моего старшего брата Мартынова Александра Павловича призвали в армию ещё в сентябре 1939 года, он прошёл всю войну, был стрелком. Домой вернулся в июне 1946 года. Вся семья за него очень переживала, но тяжелее всех было матери.
Младший брат Мартынов Пётр в войну подростком был, работал в колхозе (Приложение 10). Внёс свой вклад в общую победу, а после войны в 1948 году погибнет в результате несчастного случая - будет убит другом на охоте. Мальчишки в это тяжёлое время с 14 лет на тракторах работали, а к концу войны и некоторых девушек обучили механизаторскому делу. Баба Надя вместе со своими подругам вручную снопы вязали, солому скирдовали, а зимой трудились на ферме. Доярки вставали в 4 утра, вручную доили по 15–18 коров. Несмотря на юный возраст, каждая сознавала, что это её вклад в долгожданную победу.
Старшую сестру – Анастасию, мою родную прабабушку (Приложение 13) отправляли на рытье окопов в Лысогорский район, когда вернулась домой рассказывала : «Рыли очень глубоко, больше 3-х метров, а ширина — 6. Земля, очень тяжёлая и плотная, плохо поддавалась лопате, а копать было нужно, чтобы не прошли вражеские танки. Один раз в день нас там кормили горячим обедом, но иногда поесть не получалось. Однажды в небе видели немецкий самолёт, который пролетел мимо».
Бабе Наде тоже пришлось покидать родной дом во время войны. Её и ещё двух девушек из деревни Ундольщино послали на лесозаготовки. Жили в бараках с трёхэтажными нарами. Никаких бытовых условий, правда, была баня-землянка, но пользовались ей редко. Норма-3 кубометра древесины на одного человека, а мы с пилой никак справиться не могли. Деревья толстые, на улице морозы стояли крепкие. Питание -400 грамм хлеба в день и похлёбка.
Радио в деревне тогда ещё не было, и о Победе мы узнали только утром 10 мая от бригадира. Из нашего села на войне погибли 40 человек и около трёх десятков вернулись искалеченными. О тяготах войны прабабушка вспоминает со слезами на глазах. Тогда, в военное время, дети работали наравне со взрослыми.
Несомненно, что война принесла много горя в каждую семью, нельзя даже сказать, что эта страшная война обошла кого-то стороной. Особенно тяжело было односельчанам – Касьяну Логиновичу Дивееву: он потерял троих сыновей, Марине Тимофеевне Аксёновой у неё погибло двое (Николай и Савелий). Вот какую цену, не считая нечеловеческого труда, пришлось заплатить за Победу. Стали возвращаться оставшиеся в живых фронтовики. Все они, даже безногие, включались в колхозную жизнь.
Получить образование прабабушке не удалось: окончила всего 4 класса. Но зато всегда работала. Казалось бы, война закончилась, теперь можно жить и не тужить, но судьба бабы Нади складывалась нелегко. В ней было всё: и горечь потерь, и яркие запоминающиеся счастливые моменты. Веселиться умели и любили. Односельчане говорят, что бабушка очень любила шутить. «За целый день наработаешься так, что спины разогнуть нет сил, а вечером всё равно в клуб бежишь, плясали босиком, ноги в грязи измажешь – вот тебе и туфли. Днём платье одной стороной носили, а к вечеру вывернешь – вот вечерний наряд.»
В 1953 году вышла замуж за Калинкина Александра (Приложение 10) и переехала в соседнюю деревню - Рюмино, в 1954 году родился сын. Продолжала работать в колхозе, также как и отец была санитаркой на ферме. Очень рано стала вдовой. Сын, закончив школу и отслужив в рядах Советской армии уехал в город и вскоре женился. Осталась Надежда Павловна одна со всеми деревенскими делами и заботами по дому и хозяйству. Сама строила, косила, мазала, пилила, сажала, копала. Устала бедная женщина, и, когда вышла на пенсию, решила поехать к сыну, тот давно уже звал на постоянное место жительства к ним с женой переехать. Здоровье стало уже не то, а там больница рядом. Прожила она в гостях несколько лет и вернулась на родину, в деревню Ундольщино, в родительский дом. И опять началась её трудовая жизнь – огород, на котором сеяла и выращивала картофель, морковь, лук, чеснок, свёклу, капусту. Но такая жизнь ей в радость! Теперь то она точно уже знала, что никакие удобства не заменят родной деревни и ощущение быть хозяйкой в своём родном доме. Так проходили год за годом. Односельчан становилось всё меньше и меньше. Кто-то умирал, а кто-то переезжал, многие переехали в центральную усадьбу местного самоуправления – село Лопатино. Жизнь в стране сильно изменилась: животноводчество в сельской местности в Ртищевском районе осталось в единичных хозяйствах. Рыночная экономика, конкурентноспособность, нерентабельность – эти слова, которые никогда не понять бабушке Наде.
Живёт наша бабушка и по сей день очень просто и скромно. С тех далёких времен мало что изменилось в обстановке дома прабабушки. Напротив печи у уличной стены стоит обеденный стол, в углу сундук (Приложение 14). На лавке стоят вёдра с водой. В горнице две кровати, шифоньер, стол, телевизор (Приложение 15).
Вся мебель ещё из прошлого столетия, кровати, столы, лавки, сундук –это вообще ещё осталось от родителей и сестёр. Всегда идеально чисто и пахнет свежевыбеленной печкой. И такая чистота и порядок у бабы Нади не только в избе, но и во всех сараях и около дома. Каждый день она встаёт в 5 утра и начинается её трудовой день по поддержанию хозяйства в порядке, очень уж она переживает, что дому уже много лет и его нужно постоянно поправлять! Когда к ней приезжаешь, как будто попадаешь в прошлое. Я прекрасно понимаю, что мои дети уже не увидят такой быт.
Год назад баба Надя сильно приболела и решилась опять уехать к сыну, но чуть только ей стало лучше, как сразу же вернулась обратно.
Вот такая судьба выпала на долю моей прабабушки, сожалеет, что не дал ей бог родных внуков, очень переживает всегда за сына. Сравнивает свою судьбу с судьбой деревни. История не обошла деревню ни войнами, ни реформами, но известных личностей не произвела. А вот творческие люди на этой земле были рождены – Евгений Алексеевич Самохин (3) и Александр Алексеевич Дивеев (4).
Е.А. Самохин написал о А.А. Дивееве: «Я всегда радуюсь новым его стихам и рад за деревню, которая дала нам поэта, может быть, далеко не местного масштаба.Тема любви к родному краю всегда сквозит в его стихах. С особым трепетом пишет он о судьбе деревни и её людях. Слова, которые он подбирает – это не просто сотрясение воздуха. Внутри каждого слова заключена музыка, и задача поэта – извлечь из них мелодию. Дай-то Бог, чтобы Александру достало духовных сил своими стихами воздвигнуть деревне нерукотворный памятник. (Приложение 16)
Туманы белы над тихой Русью,
Где жизнь кипела, там захолустье.
Без песен поле, печален аист.
Избушек боле, чем их хозяев.
И отовсюду прошит ветрами,
Грустит над прудом
Мой домик мамин.
Никем не встречен, все на погосте.
А я, сердечный опять к ним в гости.
Чтоб вспомнить маму и друга Женьку
И жизни драму – мою деревеньку.
А.А.Дивеев.
(Приложение 17).
Выводы
В результате изучения и исследования истории деревни моих предков, на примере жизни Калинкиной Надежды Павловны, я пришла к следующим выводам:
1. История оказала своё влияние на малые деревеньки и жизнь оставшихся в них людей. Не смогли они выдержать натиска рыночной экономики, конкуренции, а если ещё существует проблема с дорогами, то и вовсе шансов выжить остаётся очень мало. Вот и получается, что деревня жива до тех пор, пока в ней есть рабочие места, школа, социальная сфера и конечно же молодёжь и дети.
2.Но поля деревни не будут пустовать, потому, что они богаты плодородными землями. Они входят в крепкое фермерское хозяйство, которое возглавляет уроженец деревни Ундольщино Глухов Алексей Васильевич. Мехток, сушилка для зерна, мастерская, техника, склады расположены на месте, где была колхозная ферма деревни. (Приложение 18)
3.Узнав историю деревни своих предков, я еще больше привязалась к своей малой родине, почувствовала гордость за своих родных, ведь они внесли не малый вклад в историю нашей страны, а также в сельское хозяйство, хотя могли, как и другие уехать в город или хотя бы в центральное село. Только дело в том, что у них и желания такого не возникало, потому, что они хранили традиции и обычаи своей родной деревни. И продолжают это делать! Ведь пробовала же прабабушка покинуть малую родину, но не смогла без родной сторонушки. «Обиду на свою судьбу не держу, время такое было, не мне одной трудно приходилось», говорит прабабушка.
4.Память о вымирающей деревне и её жителях будет сохранена, если мы будем помнить места, историю, быт, нравы уходящих в века поколений.
Заключение
Нет ни одного населённого пункта, который бы не имел истории. История страны складывается из истории городов, сёл и даже малых деревень, из судеб людей, живущих в них. Гипотеза доказана.
Деревня моих предков имеет самобытную историю, очень похожую на другие маленькие населённые пункты. Эта история является частью истории России, а мои предки внесли свой достойный вклад в историю страны.
Я считаю, что история деревни Ундольщино, может быть и не долгая, но благополучная. Жители деревни были людьми тихими и покладистыми, как и подобает крестьянам,трудолюбивые и настойчивые люди с хорошими человеческими устоями нравственности, высокими порывами души.
В любые времена они не теряли духа патриотизма, вкладывая душу и сердце в милый сердцу уголок. Особенно эти слова характерны для тех, кто и сейчас живёт в деревне. А если поля не будут пустовать, вдруг всё изменится? И потянутся люди сюда вновь!
Список литературы
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Как нарисовать лимон акварелью
Акварель + трафарет = ?
Хитрый коврик
Галка в чужих перьях