Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» Номинация «Военная история России "Война «Глазами детей!»
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 296.46 КБ |
Отечество - 2013
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
Номинация «Военная история России»
Война «Глазами детей!»
Подготовила:
Шевченко Диана Сергеевна
учащаяся 6 класса
МБОУ СОШ № 39
346538 г. Шахты, ул. 60 лет Победы – 45.
346538 г. Шахты, ул. Сенная - 10.
т.8-952-576-64-72.
Руководитель:
Плужникова Татьяна Стефановна
учитель географии
МБОУ СОШ № 39
346538 г. Шахты ул. Ермака – 30.
т. 8-918- 511-58-10.
г.Шахты
2013
Содержание. Стр.
1.Введение. 3.
2.Семья Ляборинских. 7.
3.Семейная трагедия. 8.
4.Трудовые будни Ляборинской О.С. 11.
5.Заключение 13 .
6.Вывод 14 .
7.Список используемой литературы 15.
Введение.
Актуальность исследования.
История свершается людьми. Это наши бабушки и дедушки. И с помощью этой работы, я хотела бы ее проследить. Семья – это частичка общества, и ее изучение может раскрыть что-то общезначимое и важное для понимания исторического развития России. Актуальность работы обусловлена тем, что история семей способна рассказать о тех особенностях исторического развития страны, которые, обычно, остаются неизведанными, рассказать о жизни простой русской женщине – землячке, пережившей трагедию событий страшного времени1941-1945г., оставшейся верным, честным и трудолюбивым человеком.
Цель исследования:
- формирование активной гражданской позиции на основе воспоминаний военных событий моей семьи.
- изучение и сохранение истории семьи Ляборинских.
Научно – практическая значимость работы.
Изучение истории жизни детей и женщин во время войны, а также истории второй мировой войны имеет следующее научно – практическое значение:
1) позволяет расширить представление о периоде жизни детей и женщин нашего края во время второй мировой войны;
2) дает возможность разрабатывать программы гражданского воспитания учащихся;
3)обеспечивает теоретико-методологическую базу для подготовки уроков по истории родного края.
3.
Объект и предмет исследования.
Объектом научно-исследовательской работы является описание периода жизни во время войны О. Ляборинской.
Предметом исследования являются воспоминания О. Ляборинской о реальных событиях Великой Отечественной войны.
Задачи:
а) найти людей среди жителей Сидорово-Кадамовского поселка, которых коснулась Великая Отечественная война;
б) проследить историю жизни моей героини во время и после окончания Великой Отечественной войны;
в) доказать, что человек той трудной поры не сломлен ни временем, ни обстоятельствами.
Методы работы:
В работе использовались различные методы научного исследования:
1) исторический анализ;
2) Методы опроса и интервью;
3) сравнительно-исторический метод;
4) метод изучения литературы и источников;
5) уточнение выводов.
4.
«Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых!»
Я часто задумываюсь, для чего я живу, и что меня ожидает в будущем? Кто я вообще в этом мире, имею ли я право называть себя человеком, заслужила ли уважение к себе?
Каждый должен добиться чего-то в жизни, поставить перед собой цель и стремиться к ней. У каждого человека есть своя мечта. Я мечтаю закончить хорошо школу, иметь любимую профессию, семью, достичь много в жизни, быть в ней не последним человеком, общаться с интересными людьми и радоваться каждому дню, который мне подарила жизнь.
О чем же мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно. К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую игру», которая длилась четыре долгих и нескончаемых года. Они так же, как и я, учились в школе, посещали разные кружки: пели, танцевали, мастерили. Дети любили жизнь, радуясь лучам утреннего солнца, шуму дождя и запаху полевых цветов. На смену всему этому пришли темные и страшные дни. Ребята не знали, что их ждет завтра, какое новое испытание им преподнесет судьба!
Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2013году исполнилось 68 лет со для её окончания. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.
Но война не стёрлась из людской памяти и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе 4 года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.
Невозможно спокойно смотреть кадры военной хроники, потому что мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы и они так похожи на нас.
Семья Ляборинских.
Мне захотелось узнать о детях военной поры на примере судьбы Ляборинской Олимпиаде Семеновне – жительницы нашего поселка.
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года жители занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70-80 -летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Я хочу рассказать о судьбе Ляборинской Олимпиаде Семеновне, бабушке моей мамы, которой на начало войны было 13 лет. Она вместе со своей мамой, проживала в небольшом доме в хуторе Сидоровка.
«Детство моё»,- рассказывает Олимпиада Семеновна,- пришлось на грозные, голодные, военные годы. Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства.
7.
Семейная трагедия.
В моей памяти, хотя я была ещё совсем маленькая, остались воспоминания о том, что жили мы у старой одинокой старушки, в избушке без света. Топили русскую печку камышом и хворостом. Мы, детвора жили на печке и проводили там большую часть времени: спали, играли. Там было сухо, тепло и просторно.
« Сначала все воспринималось по детски, как - будто это в кино. Стреляют, убивают, умирают. Но когда пришло время войны «на глазах», все дети сразу повзрослели не погодам».
За то время, когда немецкие войска занимали территорию хутора, в доме Ляборинских сменилось несколько постояльцев из немецких солдат.
Первыми постояльцем были бельгийцы – жестокие и властные.
« Для детей на полатях дома были наложены камыши. Здесь мы спали, чтобы не мешать немцам и меньше попадаться им на глаза. Они брали все и везде без спросу. Маму заставляли готовить им пищу».
Олимпиада Семеновна, вместе с такими же детьми, как она бегала по балкам и полям, собирала разные «атрибуты» войны. Все это приносила домой и прятала в тайники. Однажды немецкий солдат нашел такой тайник.
Из воспоминаний Олимпиады Семеновны:
« Немецкий солдат схватил мою маму и потащил во двор, бросил на землю. Он угрожал автоматом и громко кричал: « МАТКА Партизан, ПУХ, ПУХ…». Нам стало очень страшно, в любой момент он мог выстрелить и убить. Мать оправдывалась, плакала, говорила о детской шалости, но немец и слушать не хотел».
Только вмешательство немецкого офицера спасло Олимпиаду и ее мать от неминуемой смерти. Старший по званию, он громко, стал кричать, командовать и разъяснять немецкому солдату. Наконец дуло автомата опустилось, Ляборинские были в безопасности.
«За несколько дней до освобождения хутора, поздно вечером в дверь постучали. Это был мужчина, по внешнему виду трудно было определить, за кого он воюет. Простывший и озябший он попросился войти. С опаской мама разрешила войти, сообща ему о том, что немецкая комендатура находиться через 2 дома от них. Он ответил, что знает расположение немецких солдат. Его накормили грубыми хлебными пышками и оставили согреться. Немного расспросив у нас о немцах, он собрался уйти. Мама с осторожностью сказала: « Ты такой молодой, здоровый парень, стыдно Родину предавать». На что он ухмыльнулся и ответил: «Не бойся, мать, все будет хорошо!»
« В то время нас пугали, что всех кто останется после ухода немцев, будут расстреливать, как сообщников. На что он твердо заявил, что это немецкая провокация, наши войска уже совсем близко, и скоро все закончиться!
Через несколько дней началось наступление наших войск, оккупация Сидоровки и города Шахты закончилась, а вместе с ней закончилось наше детство».
На фотографии О.С. Ляборинская
9.
Вскоре начались труднейшие голодные годы. Мы получали продовольственные карточки. В сутки детям давали 200 граммов хлеба, маме 300 граммов так как она была не работающая, а папе 400грамм. Выдавали по карточкам ещё суп, сваренный из мёрзлой картошки, и какой-нибудь крупы. Выглядел он невзрачно. Баланда была чёрно-серого цвета и невкусная, но есть приходилось ведь другого ничего не было. Я очень любила бегать в магазин с братом за карточным хлебом. Возле весов в магазине от резки хлеба были крошки, и мы украдкой собирали их ладонями и ели. Запах этого чёрного ржаного хлеба преследует меня всю жизнь.
Я хорошо помню день Победы. Мы все вышли из дому. Люди плакали, целовались, танцевали, а оглушал рёв паровозных гудков со всех сторон железной дороги.
Трудовые будни О.С.Ляборинской.
В 1943 году Олимпиада Семеновна начала работать в колхозе. Работа была тяжелая, но мы очень хотели помочь фронту. Время шло, на фронте произошли перемены в лучшую сторону. Хотелось, чтобы война быстрее закончилась.
Вышла замуж за Жуликова Николая Дмитриевича и вскоре родила двое детей. Сейчас ей 85 лет, у нее двое детей, четверо внуков и шестеро правнуков, это главный смысл ее жизни - большая и счастливая семья.
На фотографии О.С. Ляборинская и В. Шевченко.
Во время беседы Олимпиада Семеновна несколько раз прерывала свой рассказ, чтобы смахнуть накатившиеся слёзы. С болью в сердце слушала я её рассказ. Мне страшно было представить, какое трудное детство было у моей прабабушки и её родственников и близких. Нам, современным подросткам, которые ни в чём не нуждаются, надо ценить то, что у нас есть сейчас и особенно мирное время в котором мы живём.
Заключение
Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. Война «украла» детство у тысяч мальчишек и девчонок. Дети жили в страхе и голоде. Они мечтали, чтобы скорее закончилась война. Дети не могли представить себе такой жизни, как наша. У ребят не было игрушек, им некогда было отдыхать. Многие дети убегали на фронт, желая помочь своей стране. Поэтому у мальчишек и девчонок не было детства. Такого беззаботного и счастливого…
Для меня, как и для каждого нормального человека, кажется совершенно естественным отвращение к любому насилию, войне и разного рода террористическим актам, больше всего, когда мишенью зла становятся дети, самые чистые существа на земле.
А в заключении всей моей работы хотелось бы посвятить стихотворение …всем детям военных лет. А уважаемой хочется сказать спасибо за её труд и пожелать доброго здоровья и долгих лет жизни.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
Чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.
Настал чудесный светлый День Победы,
В тяжёлой битве выжила страна,
От радости забылись сразу беды,
Фронтовики надели ордена.
Войны не знают люди молодые,
Их детству золотому нет цены,
Теперь уже все старики седые
Мы – дети грозной праведной войны.
Бегут вдаль годы жизни неизменно,
Солдат ушёл, и память ушла с ним,
Но мы живём, и о поре военной
В сердцах навечно память сохраним.
Выводы.
Узнав историю жизни моей прабабушки, я сделала следующие выводы:
1.Оказывается, среди знакомых мне односельчан есть те, которых коснулась война.
2.И в числе незаметных, неизвестных наших земляков живут такие, чьи судьбы восхищают нас, молодых.
3.Великая Отечественная война так или иначе коснулась всех людей, в частности, и семьи О. С. Ляборинской.
4.Счастье простой русской женщины – в честном, добросовестном труде и в детях.
3.Ни тяжёлые испытания военного детства, ни материальные затруднения, ни утрата родных и близких – ничто не сломило мою героиню. На неё можно равняться! Спасибо, что она есть.
Список используемой литературы.
виноградов И.В. Герои и судьбы / Лениздат 1988г.
3. С. Аликсиевич «Дети войны» / Москва, 1988г.
4. Сборник стихов «Дети войны» / Москва, 1989г.
15.
Акварель + трафарет = ?
Ручей и камень
Груз обид
Л. Нечаев. Яма
Медведь и солнце