В наше время особенно актуальным становится вопрос «живого» общения между людьми. Возрождение эпистолярного жанра поможет решить эту проблему. Ведь он служит не только соединению людей, но и помогает их взаимопониманию, умению чувствовать собеседника с его переживаниями, радостями и огорчениями.
Вложение | Размер |
---|---|
proshloe_nastoyashchee_i_budushchee_bumazhnogo_pisma.doc | 185.5 КБ |
ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
СЕКЦИЯ “ Русский язык”
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ БУМАЖНОГО ПИСЬМА
Автор: Биктимиркина Татьяна, учащаяся 7 класса
ГБОУ СОШ с. Новая Кармала
м.р. Кошкинский
Научный руководитель: Утина Л.И.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ с. Новая Кармала
м.р. Кошкинский
Красный Яр, 2015 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………стр.3-4
Глава 1. Особенности эпистолярного жанра………………………….стр.4
Глава 2. Исследовательская часть……………………………………..стр.6
2.1 Сравнительный анализ писем……………………………………...стр.6-9
2. 2 Правила написания писем................................................................стр.9
2.3 Анкетирование среди учащихся 7 класса........................................стр.9-11
Заключение……………………………………………………………..стр.11-12
Список литературы…………………………………………………….стр.13
Приложение……………………………………………………………...стр.14-18
Введение
Что такое письмо? Умеем ли мы писать письма? Любим ли получать их? Каждый из нас ждет от родных, друзей и подруг какую-либо весточку. Сейчас уже редко можно получить почтовый конверт с письмом. Но иногда с нетерпением мы хотим ждем и электронное послание. Между первой весточкой в бумажном конверте и современной электронной почтой – столетия, а сегодня они рядом. Прошлое, настоящее и будущее – рядом в нашей жизни.
Сегодня люди совсем не пишут друг другу писем. А почему? А потому, что бумагу и ручку заменили электронная почта, телефонная видеосвязь. А как ждали письма раньше! Письма настоящего, живого, с родными строчками на бумаге, сохранившей память о человеке, писавшем его. Долгожданной весточки ждали жены солдат, ждали бабушки и матери писем от детей и внуков, поздравлений на праздники. Порой письмо приносило радость или грусть, иногда разочарование, а случалось и боль. С трепетом в сердце открывали письмо и читали всей семьей.
В наше время особенно актуальным становится вопрос «живого» общения между людьми. Возрождение эпистолярного жанра поможет решить эту проблему. Ведь он служит не только соединению людей, но и помогает их взаимопониманию, умению чувствовать собеседника с его переживаниями, радостями и огорчениями. Сухие строчки SMS или электронной почты зачастую не позволяют передать и почувствовать это. К тому же, эпистолярный жанр всегда стоял на первом месте по привитию культуры мышления, письменной грамотности.
Цель работы – изучить историю развития письма в прошлом и настоящем.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
Гипотезой моей работы явилось предположение о том, что письмо как эпистолярный жанр не прекратит своего существования, а перейдет на новый качественный уровень.
Объект исследования: письмо как эпистолярный жанр.
Предмет исследования: жанровая специфика письма.
Методика исследования:
- изучение и анализ литературы по теме исследования;
- анкетирование учащихся 7 класса.
Источниками для исследовательской работы послужили материалы, размещенные в сети Интернет, материалы школьного музея.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе систематизирован теоретический материал об эпистолярном жанре.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней определена роль эпистолярного жанра в современном обществе, обозначены способы его возрождения.
Глава 1. Особенности эпистолярного жанра
1.1 Понятие эпистолярного жанра
Слово «эпистолярный» значит – «имеющий форму письма, переписки». Эпистолярный стиль — исторически сложившаяся разновидность художественной речи, свойственная определённым жанрам письменности. Этот стиль складывался в разных видах частной и государственной переписки и с течением времени развился в разновидность литературного повествования.
Письмо — вид бытовой письменной речи, давший жизнь таким литературным жанрам, как эпистолярный роман, манифест, фельетон, стихотворное послание. Письмо обязательно имеет не только автора, но и адресата. Его отличают многообразие тем и стилей, лёгкость перехода от одного предмета к другому, сочетание серьёзности и незначительности в предмете разговора.
Для эпистолярного жанра характерны:
- рамочная структура письма;
- точное обозначение адресата и адресанта;
- переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи;
- использование как непринужденной, так и официальной формы общения;
- использование этикетных формул;
- повествование в 1-м лице;
- проявление авторского «я».
1.2 История зарождения и развития эпистолярного жанра
На Руси эпистолярный стиль был известен с древнейших времён. Ещё берестяная грамота была широко распространённой, подлинно всенародной корреспонденцией. Здесь были и частные письма с бытовыми и деловыми вопросами, и хозяйственные документы, и жалобы, адресованные правительству, и школьные записи, и шуточные тексты.
Авторы посланий старались придерживаться законов построения письма. "От Гостяты къ Васильви" — в начальной формуле письма обозначены автор и адресат. Письмо Гостяты — первый образчик частного письма Древней Руси (XI в.). Широкую известность получила переписка Иоанна Грозного с А.М. Курбским в 1564 г., послания протопопа Аввакума в XVII веке. В средние века эта форма развивается как публицистический жанр, в переписке высказываются и обсуждаются актуальные идеи времени. Особенно любима форма письма в эпоху сентиментализма, поскольку позволяет раскрыть внутренний мир человека, его чувства. В русской литературе это «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина; позже «Роман в письмах» пишет А.С. Пушкин. Эту традицию продолжает и Ф.М. Достоевский.
Широкое распространение эпистолярный жанр получил в XVIII веке. Эпистолярным жанром пользовались Кантемир, Тредиаковский, Петров, Ломоносов, Костров, Фонвизин, Капнист, Рубан, Виноградов, Новиков, Державин. В 70-х годах XVIII в. наступает эпоха расцвета журналистики. В сатирических журналах появляется большое количество "писем с мест", корреспонденций, представляющих собой наблюдения над дурными нравами крепостничества и канцелярско-чиновничьим произволом, их обличение.
Наибольшее распространение эпистолярный жанр получает в XIX веке.
Но уже в конце XIX века начинается процесс вытеснения письма другими видами связи, обусловленный развитием сети железных дорог, появлением телеграфа и телефона. В наше время, особенно с начала XXI века, этот процесс осуществляется с наибольшей интенсивностью: всё более популярным становится общение через интернет, посредством пейджера и SMS, по своей сути отличающееся примитивизмом, не располагающее к пространным и глубоким рассуждениям.
На этом фоне усиливается ощущение особой ценности эпистолярного наследия русских классиков, в чьих письмах мы видим красоту, простоту, изящность слога..
Глава 2. Исследовательская часть
2.1 Сравнительный анализ писем
Предметом моего исследования стали письма А.С. Пушкина к друзьям, письма с фронтов Великой Отечественной войны наших земляков, письма наших знакомых и электронные письма (Приложение 1).
В результате сравнения бумажных писем разных лет и электронных можно сказать, что язык интернета, электронной почты, SMS-посланий, не к лучшему меняет эпистолярный жанр. Оба участника (иногда значительно больше, если общение происходит через интернет-дневники или форумы) виртуального обмена письмами имеют доступы к принятым кодам и им нет необходимости детализации своих мыслей и переживаний. Если корреспондент не понимает, он, скорее всего, рано или поздно вычеркивается из адресной книги. Таким образом, потребность виртуального общения с конкретным адресатом зависит не столько от «родства душ», похожести переживаний, близости понимания и мироощущения, сколько от умения уверенно ориентироваться в этом виртуальном мире. В лучшем случае, участников обмена посланиями связывает общность каких-то интересов. Это общение, ни к чему не обязывающее, прекращается сразу же, как только эта информация становится доступной.
Современные электронные письма практически не допускают эмоций и экспрессии языка. Зато допуск таковых часто расценивается авторами посланий как вседозволенность в использовании ненормативной лексики. При этом ненаписанное вполне может стать и несказанным, а то, что будет выражено в реальности, окажется таким же примитивным, как и набранное в СМСке, или, того хуже, – обидным и даже оскорбительным. В ходе исследования мы пришли к выводу, что человек постэпистолярной эпохи употребляет, а главное, знает меньше слов, чем человек, который жил в прежние времена.
Именно Пушкин, сначала в своих письмах, а затем и в художественной прозе, осуществил принцип «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Письма его создают впечатление живой устной речи. Интересно наблюдать, как он обращается в письмах к своим друзьям: чудесный друг, милый друг, милостивый государь.
Особый интерес представляют письма с фронта. Мы проанализировали несколько писем наших земляков. Солдатские письма – это бесценный источник, который позволяет заглянуть в душу человека-солдата, понять его мысли, чувства. Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких в тылу как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ.
Фронтовые письма, как луч солнца носили из дома в дом, читали вслух. Они придавали силы, вселяли веру в победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге. О том, что переживали они, чувствовали, с какими огорчениями, заботами и радостями встречались, – «говорят» нам письма военного времени.
Таким образом, окопные треугольники воспринимались как живой организм, они создавали единство фронта и тыла. Почти в каждом солдатском письме можно прочесть строки о боевых товарищах, погибших в боях, желании отомстить за них. Кратко, но драматично звучат слова о гибели верных друзей. А сколько писем не дошло до адресата, было разметано взрывами, уничтожено огнём, пропало в бесконечной дороге от передовой до дома!
В годы Великой Отечественной войны с фронта в тыл было отправлено 2 миллиарда 794 миллионов писем.
Сравнив электронные и обычные бумажные письма, мы нашли плюсы и минусы каждого вида.
Сравнительная характеристика электронных и бумажных писем
Бумажные письма | Электронные письма |
Почерк пишущего отражает характер человека. | Почерк пишущего неизвестен, характер нельзя определить. |
Грамотность. | Грамотность игнорируется. |
Цель: поделиться своими переживаниями, радостью, узнать новости от близких. | Обмен информацией. |
Присутствует монолог. | Присутствует диалог. |
Речь эмоциональная. | Речь деловая. |
Переписка между близкими людьми. | Обмен информацией возможен с неограниченным количеством людей без объяснения целей общения. |
Длительное ожидание письма, волнение. | Мгновенная доставка информации. |
Из таблицы мы видим, что у бумажного письма гораздо больше положительных качеств, чем у электронного письма. Самое большое достоинство электронного письма – это мгновенность доставки информации. Именно это качество наиболее привлекательно для современного человека.
2.2 Правила написания письма.
Об элементарных правилах корреспонденции не следует забывать и в наши дни.
На первый взгляд, это мелочь, на которую не стоит обращать внимание. Однако эта мелочь говорит о воспитанности того, кто пишет, и о его отношении к адресату.
Согласно правилам хорошего тона, этикета, письма пишут только на хорошей бумаге. Письма пишут от руки, но возможно и печатное письмо.
Правила этикета запрещают написание в начале письма собственных новостей. Сначала пишут об адресате и о том, что его интересует, и только затем о себе самом.
Содержание письма должно быть подчинено логике, а не писать о том, что придет в голову.
В письме важно не только содержание, но и оформление. Письма с многочисленными ошибками не допускаются. Писать нужно разборчиво, при затруднении обратиться к справочной литературе.
Заканчивая письмо, уместно снова обратиться к адресату с вопросами о его жизни.
Отправляют в конверте, написав адрес, а раньше складывали, перевязывали нитью и скрепляли восковой печатью.
2.3 Анкетирование среди учащихся 7 классов
« Нужны ли письма в наше время информационных технологий»
Почему же мы перестали писать письма? Почему чаще всего перебрасываемся SMSками? Что это? Отсутствие времени, дань моде или что-то другое?
Для исследования данной проблемы я провела анкетирование среди учащихся 7-го класса "Нужны ли письма в наше время?". В исследовании участвовало 16 человек.
Ребятам было задано 6 вопросов:
И вот какие результаты я получила:
Для общения - 12
Сообщить новости - 2
Не нужны - 0
Не знаю - 0
Просто так - 2
Получают - 8 (письма с пенсионного фонда, ГИБДД, налоговой инспекции)
8 (открытки от родственников, письма с армии)
Не получали - 0
3. На третий вопрос "Принято ли в вашей семье писать письма своим друзьям, родственникам?» были получены следующие ответы:
Да - 9 Нет - 7
4. Большая часть опрошенных считают, что письма писать трудно:
Да - 10 Нет - 2 Не знаю - 4
5. На пятый вопрос были получены следующие ответы:
Телефон - 7
SMS - 4
Письмо - 2
Skype - 3
6. На шестой вопрос были получены следующие ответы:
Да - 10 Нет- 0 Не всегда - 6
Из опроса можно увидеть, что письма еще не исчерпали свои возможности, хотя и вытесняются из повседневной жизни другими, более современными видами связи.
Заключение.
В проделанной работе была осуществлена попытка дать максимально полное представление о роли эпистолярного жанра в современном обществе и обозначить способы его возрождения. В работе определены специфические особенности эпистолярного жанра, произведено сравнение писем А.С. Пушкина, солдатских писем времён Великой Отечественной войны, писем с горячих точек, современных писем с СМС - сообщениями и электронными письмами.
В современном мире способы передачи письма очень быстро развиваются. И чем дальше от нас прошедшая эпоха, тем больше ценность писем, оставленных нам великими людьми – писателями, композиторами, учеными, путешественниками. Они читаются с не меньшим интересом. Не вымысел, не увлекательный сюжет, не яркие образы героев привлекают нас в этих письмах, а драгоценные подробности жизни авторов, их горести и радости, их мысли о жизни и об искусстве, нравственная и общественная позиция, их слог, богатый и выразительный язык.
А особо значимыми, ценными для жителей нашей страны являются солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны. Они до сих пор хранятся в семьях, как память о людях, отдавших жизнь за Родину. Ведь в них частица души, прикосновение рук близких людей. Зачастую эти письма становятся достоянием музеев, по ним изучают эпоху.
Можно сделать вывод, что компьютеры, Интернет, мобильная связь и прочие средства массовых коммуникаций полностью осуществляют все задачи и цели передачи информации с максимальной эффективностью и скоростью, но они не могут заменить той душевности, отзывчивости, которую несут с собой простые бумажные письма. Люди это понимают и скучают по бумажным письмам.
В письмах отражается наш мир, наша жизнь, наш характер.
В современный век мы стали оперативно обмениваться информацией, но это не значит, что наши отношения с близкими стали душевнее. Классический пример подмены понятий — SMS-сообщения. По сути своей — это «рукописный» текст, письмо. Но любую хорошую идею человек способен довести до абсурда.
Я даже не могу представить, что будет в будущем с передачей информации, но знаю одно – человеку всегда необходимо испытывать приятные эмоции и не важно, благодаря какому письму это произойдет, может бумажное, может электронное. Главное, уделять больше внимания дорогим, близким тебе людям и как можно чаще, общаясь с ними, дарить радость, любовь и отличное настроение.
И закончить хотелось бы словами Антона Павловича Чехова: «Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее».
Список литературы
1. Акишина А.А. Письмо как один из видов текста. // Русский язык в школе,- №2, 2003 – 140 с.
2. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. /В.Г. Ветвицкий//- М.: Просвещение, 1994. -143с.
3. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: книга для внеклассного чтения (7-10 класс) /К.С.Горбачевич// - М.: Просвещение,1996. - 191с.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Оникс: 2008 – С. 976
5. Трофимова, Г. Н. «Напиши мне письмецо» / Г. Н. Трофимова // www.gramota.ru
6. Формановская Н.И., Акишина А.А. Этикет русского письма. - М.: Мол. Гвардия, 1981. С. 192.
8. http://www.profsms.com
11. http://pravoslavie.dubna.ru
Приложение 1
2. П. А. ВЯЗЕМСКОМУ.
27 марта 1816 г. Из Царского Села в Москву.
27 марта 1816.
Князь Петр Андреевич,
Признаюсь, что одна только надежда получить из Москвы русские стихи Шапеля и Буало могла победить благословенную мою леность. Так и быть; уж не пеняйте, если письмо мое заставит зевать ваше пиитическое сиятельство; сами виноваты; зачем дразнить было несчастного царскосельского пустынника, которого уж и без того дергает бешеный демон бумагомарания. С моей стороны прямо объявляю вам, что я не намерен оставить вас в покое, покамест хромой софийский почтальон не принесет мне вашей прозы и стихов. Подумайте хорошенько об этом, делайте, что вам угодно — но я уже решился и поставлю на своем.
Что сказать вам о нашем уединении? Никогда Лицей (или Ликей, только, ради бога, не Лицея) не казался мне так несносным, как в нынешнее время. Уверяю вас, что уединенье в самом деле вещь очень глупая, назло всем философам и поэтам, которые притворяются, будто бы живали в деревнях и влюблены в безмолвие и тишину:
Блажен, кто в шуме городском... 1
Правда, время нашего выпуска приближается; остался год еще. Но целый год еще плюсов, минусов, прав, налогов, высокого, прекрасного!.. целый год еще дремать перед кафедрой... это ужасно. Право, с радостью согласился бы я двенадцать раз перечитать все 12 песен пресловутой «Россиады», даже с присовокупленьем к тому и премудрой критики Мерзлякова, с тем только, чтобы граф Разумовский сократил время моего заточенья.— Безбожно молодого человека держать взаперти и не позволять ему участвовать даже и в невинном удовольствии погребать покойную Академию и Беседу губителей российского слова. Но делать нечего,
Не всем быть можно в ровной доле,
И жребий с жребием не схож. —
От скуки часто пишу я стихи довольно скучные (а иногда и очень скучные), часто читаю стихотворения, которые их не лучше, недавно говел и исповедовался — всё это вовсе незабавно. Любезный арзамасец! утешьте нас своими посланиями — и обещаю вам если не вечное блаженство, то по крайней мере искреннюю благодарность всего Лицея.
Простите, князь — гроза всех князей стихотворцев на Ш.— Обнимите Батюшкова за того больного, у которого, год тому назад, завоевал он Бову Королевича. Не знаю, успею ли написать Василью Львовичу. На всякий случай обнимите и его за ветреного племянника. Valeas {См. перевод}.
Александр Пушкин. Источник: http://pushkin.niv.ru/pushkin/pisma/002.htm
605. Н. Н. ПУШКИНОЙ.
Около (не позднее) 26 июля 1834 г. Из Петербурга
в Полотняный завод.
Наташа, мой ангел, знаешь ли что? я беру этаж, занимаемый теперь Вяземскими. Княгиня едет в чужие края, дочь ее больна не на шутку; боятся чахотки. Дай бог, чтоб юг ей помог. Сегодня видел во сне, что она умерла, и проснулся в ужасе. Ради бога, берегись ты. .... Целую Машу и заочно смеюсь ее затеям. Она умная девчонка, но я от нее покамест ума не требую; а требую здоровья. Довольна ли ты немкой и кормилицей? ..... Новостей нет никаких; кроме того, что бедного маршала Мезона чуть не задавили на маневрах. Знай наших. Целую тебя и их. Господь вас благослови.
Переводы иноязычных текстов
Примечания
Приложение 2
Анкета« Нужны ли письма в наше время информационных технологий»
3) На третий вопрос "Принято ли в вашей семье писать письма своим друзьям, родственникам?» были получены следующие ответы:
4) Большая часть опрошенных считают, что письма писать трудно:
5) Какие способы общения наиболее часто используются вами?
6) Устраивают ли Вас используемые Вами способы связи?
Как нарисовать ветку ели?
Простые новогодние шары из бумаги
Пока бьют часы
На берегу Байкала
Рисуем подснежники гуашью