Методическая разработка экскурии по городу Лебедянь для молодежи. Экскурсия поможет получить информацию о достопримечательных местах в городе. Вы увидите дом в котором останавливался М. Булгаков, дом в котором родился и жил Е. Замятин, дом в котором по приглащению Е. Замятина, провел несколько дней Б. Кустодиев. Экскурсовод покажет тот путь, по которому проехал И. Тургенев до того, как остановился в трактире. Во время экскурсии предусмотрены остановки возле этих памятных мест и, по возможности, посещениие дома-музея Е. Замятина. Приятного путешествия!
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 1018.24 КБ |
Государственное областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Лебедянский педагогический колледж»
(ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж»)
МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ
«Лебедянь – культурный город»
Выполнил: Кареев Алексей
студент 2 – го курса
специальность Туризм
Лебедянь 2018
Пояснительная записка
Экскурсионная деятельность является важной составляющей успешного функционирования туризма. При организации многих видов туризма – культурного, археологического, научного, экологического, религиозного, образовательного, и других – экскурсии обязательно включаются программы поездок. Это связано с тем, что экскурсия – наилучший способ познакомиться с культурой. В современных условиях познакомить экскурсантов с новым материалом возможно используя инновационные подходы. Более полно эту задачу можно выполнить, используя такое относительно новое понятие как комплексная экскурсия.
Актуальность исследования определяется тем, что история и культура города и района имеют приоритетное значение для развития экскурсионной деятельности. В историко-культурном наследии находят отражение стилистические особенности искусства городов района, характерные черты национальной культуры, влияние на развитие народа со стороны соседей. Поэтому, в настоящее время происходит переоценка национального историко-культурного наследия, восстанавливаются памятники, связанные с историческими событиями и людьми, формируются новые подходы к использованию историко-культурного и природного потенциала для повышения эффективности туристско-экскурсионной деятельности.
Исходя их этого, будет поставлен вопрос, являющийся проблемой исследования: какую роль, играет выяснение экскурсионного потенциала при последующем формировании туристического продукта, а так же, как он повлияет на будущее туризма в Липецкой области?
Технологическая карта экскурсии
Тема экскурсии: «Лебедянь - культурный город»
Вид экскурсии: по содержанию – тематическая;
по способу передвижения – автобусно - пешеходная.
Продолжительность (ч): 3 час 10 минут.
Состав экскурсантов: студенты и учащиеся старших классов.
Место старта: г. Лебедянь, ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж»
Автор-разработчик: студент ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж» Кареев Алексей Николаевич.
Цель экскурсии: привить любовь к малой родине, показать историческую значимость города, познакомить с творчеством выдающихся людей России и города Лебедянь.
Задачи:
- повысить уровень знаний экскурсантов;
- расширить кругозор, сформировать мировоззрение экскурсантов;
- привить участникам «экскурсионную грамотность», т.е. умение видеть объект, развивать их познавательные способности.
Маршрут: г. Лебедянь - дом М.А. Булгакова - дом Е.И. Замятина - дом Б.М. Кустодиева - трактир И.И. Голева на улице Христорождественской (ул. Мира)
Методическая разработка экскурсии
Маршрут | Остановка | Объекты показа | Время | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Организационные указания | Методические указания |
г. Лебедянь дом М.А. Булгакова | улица Ситникова | Дом, в котором останавливался М.А. Булгаков | История пребывания в наших местах знаменитого писателя | Группу подвести к дому, остановиться у здания. Так что бы группе было видно. | Использовать прием репортажа, давая характеристику дома, где останавливался М.А. Булгаков | |
г. Лебедянь дом-музей купца Е.И. Замятина | улица Ситникова | Дом- музей Е.И. Замятина | История жизни купца Е.И. Замятина | Рассказ ведется при прогулке по музейному комплексу, а так же возле скульптурного портрета писателя. | Показать дом-музей, где родился и проживал Е. И. Замятин Соблюдать синхронность рассказа и показа объектов. | |
г. Лебедянь дом, в котором проживал Б.М. Кустодиев | улица Елецкая | Дом в котором проживал художник Б.М.Кустодиев | Посещение Б.М. Кустодиевым Лебедяни и написание пейзажей города. | Группу подвести с той стороны на которой весит мемориальная доска. | Использовать при рассказе фотографии картин Б.М. Кустодиева (портфель экскурсовода) | |
г. Лебедянь Трактир на улице Христорождественской | улица Мира | Трактир где останавливался И.С. Тургенев | Первый приезд Тургенева в Лебедянь История написания рассказа «Лебедянь» | Группу подвести к дому, остановиться у здания. Так что бы группе было видно и трактир и ярморочную площадь. | Использовать портфель экскурсовода для показа прежнего вида трактира |
Индивидуальный текст экскурсовода
Здравствуйте! Меня зовут Алексей, и я буду вашим экскурсоводом на маршруте «Лебедянь - культурный город». Сегодня мы с вами посетим дома Булгакова М.А, Замятина Е.И, Кустодиева Б.М, и трактир Голева И.И., где останавливался Тургенева И.С».
Сейчас мы с вами проедем по маршруту экскурсии наш автобус № Н 824 ТТ 48 водитель: Алексенцев Иван Петрович. В автобусе необходимо соблюдать чистоту. Во время движение автобуса не вставать. Пристегните ремни безопасности, отстегивать ремень до полной остановки автобуса запрещается.
Прошу соблюдать правила техники безопасности, общественного поведения, а также выполнять распоряжения и рекомендации экскурсоводов и сопровождающих.
Итак, первая остановка - это дом, в котором останавливался на лето М.А. Булгаков.
Удивительна эта улица, бывшая Покровская, а ныне Ситникова. У ряда московских литераторов она пользовалась репутацией дачного местечка. Пологий косогор к Дону с тенистыми садами и зарослями сирени, зеленая полоска берега, песчаное дно реки… Летом 1938 года на Покровскую приехала с сыном Елена Сергеевна Булгакова, жена знаменитого писателя.
И едва ли не с первых писем отсюда упрашивала мужа присоединиться к ним, хотя бы немного отдохнуть от напряженной работы. Из их переписки, частично опубликованной недавно одним из толстых журналов, явствует, что это был за период в жизни писателя. Той весной — в начале лета Булгаков заканчивал в Москве свой ставший таким знаменитым сегодня роман «Мастер и Маргарита».
Многие исследователи считают: не было бы Елены Сергеевны — не было бы и этого романа. «Вам хоть понятно, что она — Маргарита?» — сказала как-то о Елене Сергеевне своему собеседнику Анна Ахматова… Заключительная работа над романом целиком захватывает писателя. Во многих и многих весточках в Лебедянь (переписка почти ежедневная) — штрихи невиданного напряжения.
Но, в то же время, он и помнит об отдыхающих, шлет ласковое пожелание жене: «Пусть Лебедянское солнце над тобой будет как подсолнух, а подсолнух (если есть в Лебедяни) как солнце». И снова — хроника работы. «… Диктуется 21 глава, — писал Мастер Маргарите в Лебедянь. — Я погребен под этим романом. Все уже передумал: все мне ясно. Замкнулся совсем, открыть замок я мог бы только для одного человека, но его нету! Он выращивает подсолнухи!»…
И Булгаков приезжает в Лебедянь. Плодотворно здесь работает.
О том месячном отдыхе Михаила Афанасьевича Булгакова в Лебедяни старожилы, в частности, Чесновы, в чьем доме на Покровской и проживала семья знаменитого писателя, рассказывали мне немало интересного.
Так, Булгаков писал (а он и в Лебедяни писал) обычно ночью, при горящих в комнате свечах. Писал он не там, где остановилась семья и где сейчас об этом рассказывает мемориальная доска, а в соседнем маленьком домике, где для него снимали еще одну — рабочую — комнату.
Перед этим же, по вечерам, семья спускалась по косогору к Дону, где Михаила Афанасьевича ждала уже весельная лодка. После такого моциона ему приятно было отдохнуть на террасе дома.
Ему понравилась Лебедянь!
Уважаемые экскурсанты, а сейчас мы с вами перейдем дому - музею выдающегося человека и писателя Е.И. Замятина.
Дом - музей Е.И. Замятина
Евгений Иванович Замятин родился 1 февраля 1884 года в уездном тамбовском городе Лебедянь (ныне Липецкая область). Его мать, Мария Александровна (урожденная Платонова), была образованным человеком, любила литературную классику, играла на рояле. Все это передалось детям. Отец Замятина, Иван Дмитриевич, был священником. Лебедянь была типичной российской провинцией, однако далеко не самой отсталой. Вспоминая детство, Замятин писал: «Вы увидите очень одинокого, без сверстников, ребенка на диване, животом вниз, над книгой — или под роялем, а на рояле мать играет Шопена, и уездное — окна с геранями, посреди улицы поросенок привязан к колышку и трепыхаются куры в пыли. Если хотите географии, вот она: Лебедянь, самая разрусская-тамбовская, о которой писали Толстой и Тургенев…»
Замятин в 1893-1896 годах учился в Лебедянской прогимназии, где Закон Божий преподавал его отец. Образование было продолжено в воронежской гимназии, которую будущий писатель окончил в 1902 году с золотой медалью (однажды впоследствии заложенной в петербургском ломбарде за 25 рублей, да так и не выкупленной). Замятин вспоминал: «В гимназии я получал пятерки с плюсами за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал, самое что ни на есть, математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума». Параллельно с учебой были митинги и демонстрации с пением «Марсельезы», летняя практика на заводах и в портах, заграничное плавание на пароходе «Россия» из Одессы до Александрии, вступление в РСДРП. В декабре 1905 года Замятина арестовывают за большевистскую агитацию среди рабочих, весной благодаря стараниям матери его освобождают.
В 1908 году окончен политехникум, получена специальность морского инженера. Замятин оставлен при кафедре корабельной архитектуры и с 1911 года преподает этот предмет. Литературный дебют Евгения Замятина состоялся осенью 1908 года: в журнале «Образование» был опубликован рассказ «Один».
По состоянию здоровья Замятин в 1913 году переехал в Николаев. Как шутил писатель, он «построил там несколько землечерпалок, несколько рассказов и сатирическую повесть «На куличках». Повесть вскрывала неприглядное лицо царской армии и общества. Решением Санкт-Петербургского окружного суда номер журнала «Заветы» с повестью был арестован, а писатель выслан на Север. По северным впечатлениям были написаны повесть «Север» и рассказы «Африка», «Ела».
В марте 1916 года Замятин уехал в Англию, работал на судоверфях Глазго, Ньюкасла, Сандерленда. При его участии был построен ряд ледоколов для России, в том числе один из самых крупных — «Святой Александр Невский» (после революции — «Ленин»). В Англии же начался новый, с иными акцентами и решениями, период творчества писателя.
Узнав о революции, Замятин спешит домой. Послеоктябрьские события внесли в трагикомический, но, в общем, жизнерадостный колорит его произведений мрачные краски. В творчестве Замятина появляется призыв к спасению человеческой личности от надвигающегося распада и «нивелирования». Событием в литературе стал 1920 год — год написания Замятиным романа «Мы». Первый в мировой литературе роман-антиутопия впоследствии сыграл роковую роль в судьбе автора.
В 1920-е годы Замятин много работает, наряду с рассказами и повестями создает ряд драматургических произведений: «Общество Почетных Звонарей», «Блоха», «Аттила». Для официальной советской критики того периода Замятин — «противник революции и представитель реакционных идей, проповедующий мещанский покой и тихую жизнь как идеал бытия» (МСЭ, 1929 г.). В скандальной истории с публикацией романа «Мы» Замятину не помогло заступничество крупных писателей, в том числе Горького. Писатель принимает решение временно покинуть СССР.
С февраля 1932 года Замятин жил в Париже, не меняя советского гражданства. Он активно работал в качестве пропагандиста русской литературы, кино, театра за рубежом. Главное же произведение, которое Замятин создал за границей, это роман «Бич божий», посмертно изданный в Париже в 1938 году. Оторванный от родины, писатель внимательно следил за жизнью России. Свои произведения старался отдавать в «русские руки», но в эмигрантской печати принципиально не печатался. Отношение к нему на родине начало теплеть. В мае 1934 года Замятина заочно приняли в Союз писателей СССР, а в 1935 году он принимал участие в работе Антифашистского конгресса в защиту культуры в составе советской делегации.
Умер Евгений Иванович Замятин 10 марта 1937 года и был похоронен в пригороде Парижа на кладбище в Тие. Время расставило все по своим местам, и произведения Замятина прочно вошли в историю мировой и отечественной литературы.
Сегодня мы достаточно много говорим с вами о великих писателях, которые жили или бывали в нашем городе. Но нельзя не отметить выдающегося художника - живописца, который так же бывал в Лебедяни по приглашению Е.И. Замятина. Речь пойдет о Б.М. Кустодиеве.
Уважаемые экскурсанты, пройдите в автобус, нам предстоит переезд к дому, в котором проживал Б.М. Кустодиев.
Летом 1926 года по приглашению писателя Е. И. Замятина художник Б. М. Кустодиев приехал в Лебедянь. Как позднее писал сам Замятин в своих «Встречах с Кустодиевым», он редко видел раньше Бориса Михайловича таким веселым, разговорчивым, шутливым. Именно в Лебедяни Кустодиев провел последнее лето своей жизни.
Художник, поражавший всех своей неустанной деятельностью, говоривший на языке глубочайших художественных символов, сумевший отразить в живописи и свой характер, и свое миропонимание, и характер своей земли, был в восторге от этой «живой Руси», которую он любил.
Борис Михайлович писал о нашем городе «Вот мы, наконец, и в сердце Россия, Лебедяни. Бугры, церкви, Дон, гуси, яблоки, дали, улицы, поросшие травой. Солнышко побаловало только в день приезда, погрелись на нем, сидя в саду чудесном с видом на тихий Дон». И чуть позже снова рассказывал в письме В. В. Воинову: «В последний день мне удалось проехать через весь город и посмотреть оттуда задонскую часть — это оказалось до того красиво, что я готов был еще сидеть под дождем месяц, чтобы это написать — но было поздно…»
Кустодиев успел многое. Он успел написать многие десятки полотен, которые несут в себе его изумительный стиль, его понимание красоты — вдохновенное и блестящее. Кустодиев весьма эффектно и искренне применил в профессиональной живописи принципы народного искусства. Он строил свою картину на декоративно-контрастных, полнозвучных и радостных цветовых сочетаниях. Как в лубке заострял все формы. Он довольно долго вырабатывал свой стиль. Его «Ярмарка», «Масленица», серия «Купчиха», «Красавица», написанные в разное время, в разных обстоятельствах несут в себе поэтическое откровение. Вообще, любая его картина становилась страницей удивительного живописного повествования о России.
Творческая работа Кустодиева была в буквальном смысле настоящим человеческим подвигом. Он давно и всерьез заболел. В 1912 году он уехал из Лейзена, где его пытались лечить от туберкулеза позвоночника. Его мучили постоянные боли, но он к ним притерпелся, стоически выносил ужасное неудобство жесткого корсета, который ему прописали доктора. Предпринял путешествие по Волге. Под впечатлением от увиденного много работал. Написал «Красавицу». Эта картина удивляла многих. Именно о ней он говорил, что «нашел свой стиль, так долго не дававшийся». Один из вариантов «Красавицы» Кустодиев подарил Горькому.
После операций (а у него обнаружили опухоль спинного мозга) Кустодиев долго был прикован к постели. Ходить он уже не мог. Он чувствовал, что жизнь уходит. И в самое, казалось бы, безнадежное время ему привиделись десятки ненаписанных картин с мельчайшими подробностями. Сначала тайком, а потом и в открытую он начал рисовать, преодолевая собственную немощь. И жизненные силы постепенно возвращались. Сидя в коляске, он заставлял себя работать, массировал правую руку, чтобы могла держать карандаш.
В Русском музее есть его картины, в том числе и «Масленица». Кустодиеву — больному, полуподвижному мастеру удалось наполнить холст живой, обжигающей и необъятной радостью. Художник показал разудалый праздник, где все ликует и радуется жизни. Чуть позже из окна своей мастерской он смотрел на улицы, охваченные революцией. Все отразилось в его полотнах — уголок Петрограда, залитый солнцем, толпы людей с красными знаменами. В своей, кустодиевской манере он написал огромного рабочего, шагающего с красным полотнищем. Дань времени? Вряд ли. Он видел все в восторженных тонах, идеализируя, мечтая, отражая собственное понимание жизни в живописных образах, вопреки боли и болезни.
Так или иначе, самые знаменитые картины Кустодиева стали образцами воплощенной красоты — может быть, наивной, но спокойной и искренней, чистой и умиротворяющей.
(воспоминания Б.Б. Соколова уроженца г. Лебедянь)
В период с 08. 08. 1926 по 10.09.1926 год в небольшом городке Лебедянь (тогда Тамбовской, ныне Липецкой области) отдыхал и работал замечательный русский художник Борис Михайлович Кустодиев с женой Юлией Евстафьевной. Кустодиев приехал в Лебедянь по приглашению писателя Евгения Ивановича Замятина, уроженца Лебедяни. В те далекие 20-е – 30-е гг. Лебедянь считалась дачным городком, на летние месяцы сюда приезжало немало москвичей.
Родовой дом Замятиных находился на Покровской улице (ныне ул. Ситникова). Сам Замятин и подыскал для Кустодиевых жилое помещение на соседней Елецкой улице. В 1926 году в этом доме проживали мой дедушка Сергей Григорьевич Дмитриев (1885-1972 гг.), моя бабушка Мария Александровна Дмитриева (1893-1991 гг.) и их дети Евгений (1915-43 гг., погиб в ВОВ) и Ольга (1917-95 гг.) – моя мать.
Мои мама и бабушка рассказывали мне о Кустодиевых как об интеллигентных, «благородных», по словам бабушки, людях. Кустодиевы занимали в доме большую комнату с четырьмя окнами и с застекленной дверью на балкон. Наличие балкона представляло большое удобство для художника, который передвигался на инвалидной коляске. С балкона открывалась панорама города с тремя главными городскими храмами – Старым и Новым Казанским (Казанской иконы Божией Матери) соборами и Христорождественской (Рождества Христова) церковью. Отлично просматривалась основная транспортная артерия города – длинный подъем от Казенного моста через реку Дон к историческому центру города (т.н. Тяпкина гора).
В Лебедяни Кустодиев много работал. Мама рассказывала, что они с братом любили «подсматривать», как художник писал картины. Борис Михайлович написал в Лебедяни, по крайней мере, три (известные мне) видовые картины. Самая известная из них – «Лебедянь. Козмодемьянская церковь» – находится в Третьяковской галерее.
Козмодемьянская (Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Святых Космы и Дамиана) церковь (один из самых древних храмов Лебедяни) была расположена на пересечении улиц Елецкая и Покровская, совсем недалеко от нашего дома. На картине хорошо видны фигурный водосточный желоб нашего дома и торец соседнего дома («флигерь», как говорила бабушка). Высокая колокольня церкви была разрушена в 30-е гг. В настоящее время церковь постепенно восстанавливается, она вновь освящена, и в церковные праздники в ней проводятся богослужения. Две другие картины – этюд «Ново-Казанский собор» и рисунок «Лебедянь» – виды центральной части города и домов противоположной стороны улицы Елецкая с балкона дома.
Кустодиевы снимали помещение «со столом», бабушка готовила им обеды. Иногда участвовал в этом и дедушка, во дворе на костре он жарил для постояльцев цыплят.
В настоящее время дом, в котором проживали Кустодиевы, находится в моей собственности. Дому свыше ста лет, он неплохо сохранился, и его вид с улицы остался практически неизменным. В доме сохранились и часть мебели, и некоторые предметы и элементы интерьера.
В конце 80-х гг. власти города хотели выкупить дом для устройства музея Б. М. Кустодиева, но моя мать отказалась продавать его. И правильно сделала! Купленный для организации литературного музея дом Замятиных вскоре, с началом реформ, перешел в частные руки и был разрушен. В настоящее время он восстановлен практически с нуля, и в нем, наконец-то, открыт многострадальный музей. В те годы я подарил для будущего музея (через недавно скончавшегося петербургского художника М. Н. Петри, активно участвовавшего в оформлении различных художественно-исторических экспозиций в Лебедяни) старинные большие весы (типа «коромысло») с набором гирь, на которых дедушка и бабушка взвешивали в корзинах и решетах собранную для продажи вишню из сада. Где-то они теперь, эти весы…
А лебедянские власти в те же 80-е гг. не установили на доме мемориальную доску в память о пребывании Б. М. Кустодиева в Лебедяни (по моему мнению, «в отместку» за отказ матери продать дом). А на соседней улице Ситникова в 1988 году были установлены две мемориальные доски – на доме Замятиных и на доме, когда-то принадлежавшем сестре моего дедушки Анне Григорьевне Вялкиной (в девичестве Дмитриевой)(~(1880-81)~1968гг., с 1930-гг. проживала и умерла в Москве), в котором летом 1938 г. проживал писатель Михаил Афанасьевич Булгаков.
Точнее, со слов мамы и бабушки (и со слов других лебедянских старожилов), доска в память о пребывании М. А. Булгакова в Лебедяни установлена на соседнем доме – в отделе культуры маленько перепутали.
Уважаемые экскурсанты, пройдите в автобус, нам предстоит переездв центр города, на улицу Мира, бывшую Христорождественскую.
Три лебедянские ярмарки начала XIX века были знаменитыми на всю Россию и входили в пятёрку крупнейших в стране. На одну из них побывал великий русский писатель И.С. Тургенев
Дом, в котором останавливался И.С. Тургенев.
Май и июнь 1843 года Иван Сергеевич Тургенев провел в селе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. Как и всегда, во время приездов в родное село, он ходил на охоту, разъезжая по Орловской и соседним губерниям. Но на этот раз, выполняя поручение матери, он дол жен был съездить в село Сасово Елатамского уезда Тамбовской губернии, где у Тургеневых было не большое родовое имение.
Нелегкими были в старое время такие, путешествия без железных дорог по проселкам в тарантасе, запряженном парой или тройкой лошадей. «Невесело, — пишет Иван Сергеевич в рассказе «Лебедянь», — переправляться через животрепещущие мостики, спускаться в овраги, перебираться вброд через болотистые ручьи, не весело ехать целые сутки по зеленоватому морю больших дорог и невесело питаться по неделям яйцами, молоком и хваленым ржаным хлебом». Лошади пристали. Тургенев решил заехать в Лебедянь, где в то время проходила Троицкая ярмарка, чтобы купить новую тройку коней.
Иван Сергеевич рано утром по Елецкой улице въехал в город. А вот и Тихий Дон. Через реку мост на сваях. На берегу двухэтажный каменный — домик с вывеской «Ресторация». (Этот дом стоит в Лебедяни и поныне).
Усталые лошади писателя с трудом поднялись на крутую Тяпкину гору, проехали мимо двухэтажного каменного дома купцов Проскуриных (ныне в нем помещается стационар районной больницы) и оказались на Сенной площади. Справа — купола Старого собора и церкви отражали лучи восходящего солнца. Между церквами — огромное здание тюремного замка. С Сенной площади Иван Сергеевич свернул на Христорождественскую улицу (ныне улица Мира), проехал, мимо особняка купца Неронова на углу с Кузьминской (ныне Интернациональной) улицей и остановился против одного из домов, на котором красовалась вывеска: «Трактир с номерами для приезжающих купца И.И. Голева». Писатель приказал кучеру ехать во двор и распрягать лошадей, а сам поднялся по крутой лестнице на второй этаж. Половой, встретивший гостя, отвел ему номер и сообщил новости о ярмарке. Наскоро переодевшись, Иван Сергеевич поспешил на ярмарочную площадь.
В 30-40-х годах прошлого века Лебедянь по ярмарочной торговле занимала четвертое место в России, уступая лишь Нижегородской, Макарьевской, Курской-Коренной и Ирбитской ярмаркам. Ежегодно в городе устраивались 4 ярмарки: Крещенская, Троицкая, Покровская и Преображенская. Из них на первой торговали одну неделю, на Троицкой и Покровской две-три, на Преображенской возле Кладбищенской церкви — всего три дня. Население Лебедяни в 40-х годах прошлого века не превышало трех с половиной тысяч человек. Во время ярмарок оно вырастало до 10 и более тысяч. Чтобы разместить, и накормить съехавшихся гостей в городе открывалось значительное число временных гостиниц, трактиров, столовых и просто кабаков. В гостиницах номера сдавали только помещикам и богатым купцам. Публика, попроще находила приют в трактирах. Остальные снимали помещения у обывателей города. Иван Сергеевич еще не был в Лебедяни. Поэтому, выйдя из трактира, он с интересом рассматривал город.
Против трактира купца Голева протянулись деревянные лавки гостиного двора, за ними возвышалось здание Нового собора, построенного недавно в классическом стиле. Это была восточная часть сохранившегося и доныне здания. Его вторая часть была пристроена позднее. Писатель свернул на Большую Дворянскую улицу (ныне Советская). Первые три большие дома от угла принадлежали купцам Игумновым, оптовикам по торговле хлебом и скотом. Угловой дом напротив — виноделу-греку. В подвалах у него хранились большие запасы виноградных вин, известных во всей Тамбовской и соседних губерниях. Обширная ярмарочная площадь, до которой не торопясь добрался Иван Сергеевич, вся была застроена, торговыми помещениями. Выставленные на продажу товары размещались в известном порядке. Восточный край площади к Стрелецкой слободе был занят лесными материалами и щепным товаром. Здесь продавали лес в бревнах, тес, дрова, куб, мочалу, кули, циновки, рогожу, лыки, лапти, шла бойкая торговля деревянно-крашеной посудой, бочками, кадками, колесами и т. п. Сбоку щепного товара приютилось несколько кузниц, а за ними разместились балаганы так называемого обжорного ряда, в которых жарили, пекли и варили для желающих, вкусно покушать на воздухе. Левее, в хлебном ряду, торговали зерном, мукой, и хлебным изделиями: развесным черным и белым хлебом, булками, калачами, баранками. Сзади хлебного ряда раз мешалась торговля овощами и фруктами. Здесь вовремя Покровской ярмарки высились целые горы яблок и арбузов. Еще левее, по самой середине площади, тянулись «панские ряды» с товарами для привилегированной части тогдашнего общества, куда простому народу ехать не полагалось. В «панских рядах» продавалась лучшая продукция отечественной и заграничной промышленности.
Против нынешней улицы Свердлова (тогда Гороховской) помещался просторный балаган разъездного цирка, за ним карусель, качели, зимой — ледяные горки и другие развлечения. Наконец, ближе к Кузнецкой слободе размещались «бабьи ряды», где продавалось все то, что было необходимо для крестьянского хозяйства. По всей Тульской улице по обеим сторонам с проходом по середине размещались конные ряды. Лебедянь славилась конными ярмарками. Обычно ремонтеры, закупавшие лошадей для кавалерии на юге России, сводили их в Лебедянь и здесь инспектора осматривали их и обменивали негодных лошадей на лучших. В 1843 году было приведено в Лебедянь на Троицкую ярмарку лошадей на 548 тыс. рублей, Крещенскую на 308 тыс. и Покровскую — на 1146 тысяч рублей.
Вот как описывает конную ярмарку в Лебедяни И.С. Тургенев: «На ярмарочной площади бесконечными рядами тянулись телеги, а за телегами лошади всех возможных родов. Рысистые, заводские битюги и гладкие, подобранные по мастям, покрытые разноцветными попонами, коротко привязанные к высоким крюкам, боязливо косились на слишком знакомые им кнуты своих владельцев-барышников…». Иван Сергеевич купил на ярмарке двух лошадей, а третью подобрать не успел. После обеда в трактире, о котором писатель вспоминал, как о «минувшем горе», Иван Сергеевич отправился в кофейную, где ежедневно собирались ремонтеры заводчики. На время ярмарок в Лебедяни открывался театр. В нем обычно играла одна из кочующих по ярмаркам труппа или привезенные помещиками в город крепостные актеры. Во время посещения Лебедяни Тургеневым в театре ставили оперу «Пан Твардовский» композитора А.Н. Верстовского. Из артисток писатель называет Вержбицкую иСопикову. В Лебедяни играли такие крупные в своё время актеры, как Н.X. Рыбаков и П.М. Садовский. Один из героев комедии, А.Н. Островекого «Лес» Несчастливцев рассказывает своему спутнику, что он играл в Лебедяни «Велизария».
Богатые купцы иногда откупали театральные представления лично для себя. П.М. Садовский рассказывает в своих воспоминаниях, как толстый купец, развалясь в креслах, смотрит на сцену, где целая труппа актеров ему одному на потеху разыгрывала комедии и водевили. Но вот пьеса показалась «их степенству» скучной. «Не надыть, брось, — командует он, — валяй лучше плясовую!» Актеры бросают, на полуслове свои роли и «валяют плясовую».
На другой, день Иван Сергеевич отправился смотреть лошадей по дворам. Такие дворы с продажными лошадьми были разбросаны по улицам города, писатель начал осмотр с известного барышника Ситникова. Четыре дня провел Иван Сергеевич в Лебедяни, а через неделю на обратном пути вновь завернул в город. Ярмарка еще продолжалась. Переночевав в том же трактире, Тургенев уехал из Лебедяни, чтобы потом описать свои впечатления в рассказе «Лебедянь».
На этом наша экскурсия подошла к концу, благодарю вас за внимание.
Если у вас есть вопросы, готов на них ответить.
Дорогие друзья, прошу ответить вас на вопросы в анкете для улучшения работы.
Паспорт (карточка) экскурсионного объекта.
1. Наименование объекта | Дом, в котором останавливался М.А Булгаков |
2. События, связанные с ним | с 26 июня по 20 июля 1938 года жил и работал писатель М.А. Булгаков. |
3. Даты событий | 1938 год |
4. Местонахождение | Липецкая обл., г.Лебедянь |
5. Почтовый адрес | Липецкая обл. г. Лебедянь ул. Ситникова дом 24 |
6. Территориальная и ведомственная принадлежность | Дом находиться в частном владении. |
7. Описание объекта (дата, материал, стиль, текст надписи) | В августе 1988 года на доме 24 по улице Ситникова (бывшая Покровская) была торжественно открыта мемориальная доска. Надпись на ней гласит, что в этом доме с 26 июня по 20 июля 1938 года жил и работал писатель М. Булгаков. |
8. Автор | Не указан |
9. Сохранность (даты реставрации, реконструкции) | Дом сохранен до наших дней без реставрации. |
10. Охрана объекта | Регионального значения (частное владение) |
11. Безопасность посещения | Посещение объекта не безопасно. |
12. Перечень экскурсий, на которых еще используется объект | «По Липецкому краю» автобусный тур Данков-Лебедянь. Экскурсионный тур – Край Липецкий: Экскурсия по историческим достопримечательностям Лебедянского района |
13. Дата составления | 27.03.2018 |
14. ФИО | Кареев Алексей Николаевич |
1. Наименование объекта | Дом - музей Е.И. Замятина |
2. События, связанные с ним | Родился и работал Е.И. Замятин |
3. Даты событий | 1884-1937 |
4. Местонахождение | Липецкая обл., г. Лебедянь |
5. Почтовый адрес | Липецкая обл., г. Лебедянь улица Ситникова дом 14 |
6. Территориальная и ведомственная принадлежность | Муниципальная принадлежность |
7. Описание объекта (дата, материал, стиль, текст надписи) | в 1884 году в этом доме родился и жил Е.И. Замятин. |
8. Автор | Не указан |
9. Сохранность (даты реставрации, реконструкции) | Дом сохранился до наших дней. Был реставрирован и открыт 8 октября 2009 года к 125 со дня рождения писателя. |
10. Охрана объекта | Охрану объекта осуществляет администрация Лебедянского района |
11. Безопасность посещения | Объект полностью безопасен для посещения. |
12. Перечень экскурсий, на которых еще используется объект | «По Липецкому краю» автобусный тур Данков-Лебедянь. Экскурсия по историческим достопримечательностям Лебедянского района |
13. Дата составления | 27.03.2018 |
14. ФИО | Кареев Алексей Николаевич |
1. Наименование объекта | Дом, в котором отдыхал и работал Б.М. Кустодив |
2. События, связанные с ним | В период с 08.08.1926 по 10.09.1926 год в небольшом городке Лебедянь отдыхал и работал замечательный русский художник Борис Михайлович Кустодиев с женой Юлией Евстафьевной |
3. Даты событий | с 08.08.1926 по 10.09.1926 года |
4. Местонахождение | Липецкая обл., г. Лебедянь |
5. Почтовый адрес | Липецкая обл., г. Лебедянь улица Елецкая |
6. Территориальная и ведомственная принадлежность | Частное владение |
7. Описание объекта (дата, материал, стиль, текст надписи) | Дом до революционной постройки, из красного кирпича с мемориальной доской. |
8. Автор | Не указан |
9. Сохранность(даты реставрации, реконструкции) | Дом сохранился до наших дней. В 2012 году на доме была размещена мемориальная доска, в честь пребывания Б.М. Кустодиева |
10. Охрана объекта | Регионального значения (частное владение) |
11. Безопасность посещения | Дом находится в аварийном состоянии |
12. Перечень экскурсий, на которых еще используется объект | «По Липецкому краю» автобусный тур Данков-Лебедянь. Экскурсия по историческим достопримечательностям Лебедянского района |
13. Дата составления | 27.03.2018 |
14. ФИО | Кареев Алексей Николаевич |
1. Наименование объекта | Трактир для приезжих купца И.И. Голева |
2. События, связанные с ним | Летом 1843 года в Лебедяни побывал И.С. Тургенев. В Лебедянь же он приехал во время ярмарки. Предположительно, в город он въехал по Елецкой улице. Поднявшись на Тяпкину гору, проследовав по Сенной площади, свернув на Христорождественскую улицу, его повозка остановилась у трактира И.И. Голева. Расположившись в номере и наскоро переодевшись, Иван Сергеевич поспешил на Ярмарочную площадь. |
3. Даты событий | Лето 1843 года. |
4. Местонахождение | Липецкая обл., г. Лебедянь |
5. Почтовый адрес | Липецкая обл., г. Лебедянь улица Мира 10 |
6. Территориальная и ведомственная принадлежность | Муниципальная принадлежность |
7. Описание объекта (дата, материал, стиль, текст надписи) | Дореволюционная кирпичная постройка имеет 2 этажа. |
8. Автор | Не указан |
9. Сохранность (даты реставрации, реконструкции) | Дом сохранился до наших дней. Находиться в частном владении. Не является трактиром. |
10. Охрана объекта | Муниципальное владение (сдано в аренду) |
11. Безопасность посещения | Дом находиться в безопасном состояние. Посещение не возможно т.к. является частным магазином. Требует реставрации. |
12. Перечень экскурсий, на которых еще используется объект | «По Липецкому краю» автобусный тур Данков-Лебедянь. Экскурсия по историческим достопримечательностям Лебедянского района |
13. Дата составления | 27.03.2018 |
14. ФИО | Кареев Алексей Николаевич |
Список литературы.
Библиографическое описание документа из Internet
Приложение 1
Приложение 2
Жена М.А. Булгакова Елена Сергеевна Булгакова
Приложение 3
Евгений Иванович Замятин
Приложение 4
Приложение 5
Борис Михайлович Кустодиев
Приложение 6
Картина «Зима» Б.М. Кустодиева
Приложение 7
Иван Сергеевич Тургенев
Приложение 8
Трактир для приезжих И.И. Голева
Рисуем ананас акварелью
Хрюк на ёлке
Сорняки
Голубая лягушка
Ёжикина Радость