Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.67 МБ |
Департамент образования города Нижневартовска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №8»
Школьное научное общество «Импульс»
Ученическая школьная конференция
«Исследовательский дебют»
Секция естественно-математических дисциплин(математика)
Исследовательская работа
«Влияние использования приемов устного счета на ускорение вычислительных процессов»
Автор: Васильев Вячеслав Олегович,
обучающийся 7А класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа№8»
Руководитель: Аюпова Лариса Борисовна,
учитель математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №8».
Нижневартовск, 2019
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………..2
Теоретическая часть
Раздел I. История счета……………………………………………………………………………..3
1.1.Краткая история искусства счета ………………..4
1.2.Старинные способы умножения у разных народов……………………………………….4
Практическая часть
Раздел II. Техника вычислений. Приемы и способы быстрого счета……………………………5
2.5. Способы устного возведения числа в квадрат……………………………………………8
Заключение………………………………………..………………………….……………………..9
Литература………………………………………………………………………………....………10
Приложение………………………………………………………………..…………………..…….I
Влияние использования приемов устного счета на ускорение вычислительных процессов
Васильев Вячеслав Олегович
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №8»
Класс 7А
Введение.
Актуальность. Сегодня дети заняты как никогда. Они проводят много времени в школе, потом бегут к репетиторам, посещают различные секции. Они засиживаются над учебниками допоздна, в итоге появляются проблемы со здоровьем. По данным ТКДН и защите их прав при администрации г. Нижневартовска у детей до 17 лет заболевания органов пищеварения 15,4 %; болезни нервной системы-14,3 %; болезни глаза – 12,7 %; болезни органов дыхания-9,4%. На уроках математики мне приходится делать много письменных вычислений. А ведь существует много приемов упрощения арифметических действий, т.е. приемы устного счета. Владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не потому, что в быту ими пользуются чаще. Это важно ещё и потому, что приемы устного счета ускоряют письменные вычисления, делают вычисления рациональными. Наша учительница убедила нас в необходимости научиться считать быстро и правильно. На уроках она показала нам несколько приемов, позволяющих облегчить выполнение арифметических действий. Я решил проверить на практике: действительно ли можно помочь классу считать быстро. Для начала решил найти в литературе другие приемы быстрого счета, овладеть ими и показать эти приемы в классе. Учитель поддержала меня и сказала, что даст возможность на уроке проверить эффективность приемов счета и проверить мою гипотезу. Гипотеза: Если я изучу различные приемы устного счета и научусь их применять, тогда я смогу быстрее и лучше выполнять письменные вычисления и смогу сэкономить время на другие интересные для меня занятия. Именно поэтому, данную тему я считаю актуальной и, изучив все её аспекты, я обязательно научу приемам быстрого счета всех желающих.
Цель работы: изучить приемы устного счета, научиться их применять и показать необходимость их использования для ускорения и оптимизации вычислительных процессов.
Задачи:
Объект исследования: счет. Предмет исследования: приемы устного счета. Методы исследования: сбор информации, анализ, синтез, работа с печатными материалами, анкетирование, эксперимент. Продукт: буклет алгоритмов ускоренных вычислений. Новизна исследования.
Влияние использования приемов устного счета на ускорение вычислительных процессов
Васильев Вячеслав Олегович
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №8»
Класс 7А
Раздел I. История счета
1.1. Краткая история искусства счета.
В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование «Счет-результат чего-нибудь, выраженный в числах». Устный счёт — математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств и без приспособлений.
Первобытные люди для счета предметы подсчитываемого множества сопоставляли с предметами некоторой определённой совокупности, например, такой совокупностью служили пальцы рук, пальцы ног, зарубки деревьев, узелки на верёвках.
Древние письменные математические тексты относятся к рассвету двух цивилизаций древнего Востока – Египта и Вавилона. В этих документах сохранились задачи, в которых требовалось умение производить расчеты. Счет у египтян был по своей идее очень прост. Он состоял из умения складывать, удваивать, дополнять дроби до единицы. Умножение на целое число и деление без остатка производились с помощью удвоения, т.е. однократного сложения числа с самим собой. Для этого множитель представляли, как сумму тех или иных членов последовательности 1,2,4, 8, …, что всегда возможно. Для возведения в степень специальной терминологии не существовало. При вычислении 22 = 4 в Московском папирусе говорилось: «сделай эти 2 в прохождении, получится 4». Примерно 4000 лет назад египтяне составляли таблицы для выражений дробей через суммы аликвотных дробей – дроби, числитель которых равен 1, тема моей предыдущей работы.
Таблицы умножения тоже имеют древнее происхождение. Ими пользовались вавилоняне, греки, римляне и другие народы. В средние века она получила название «Пифагоровой». До введения десятичной системы счисления она употреблялась только для нахождения произведения малых чисел. Заучивание и запоминание её приобрело большое значение лишь с всеобщим распространением десятичной позиционной системы. В книге В. Беллюстина «Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики» изложено 27 способов умножения. Наш современный способ умножения описан там под названием «шахматного». Был также и очень интересный, точный, легкий, но громоздкий способ «галерой» или «лодкой», названный так в силу того, что при делении чисел этим способом получается фигура, похожая на лодку или галеру. У нас такой способ употреблялся до середины XVIII века. Леонтий Филиппович Магницкий в старинном учебнике «Арифметика», которую Ломоносов называл «вратами своей учености», пользуется исключительно способом «галеры».
Много еще, можно затронуть интересных исторических фактов, но моя задача изучить разнообразные техники быстрых вычислений.
1.2.Старинные способы умножения у разных народов
1.Русский способ умножения. Если один из множителей четный, поставим его на первое место. Будем 1-й множитель делить на 2 а 2-й умножать на 2. И делать так до тех пор, пока в частном не получится 1. Если 1-й множитель не делится на 2, то отнимем от него 1 и делим разность на 2. Строчки с двумя четными множителями вычеркиваем, а вторые множители оставшихся строк складываем.
Пример 1. 32*17 Пример 2. 21*17 (21-1=20,20:2=10)
16*34 10*34 вычеркиваем
8*68 5*68 (5-1=4, 4:2=2)
4*136 2*136 вычеркиваем
2*272 1*272
1*544 17+ 68+272=357
2.Индусский способ умножения.
Найдем произведение: 486*7. Запишем числа на расстоянии друг от друга. 4*7=28.
Запишем произведение над 486 так, чтобы его последняя цифра оказалась над первой цифрой указанного числа. 8*7=56. 5+28=33.Сотрем 28, запишем на освободившемся месте 33, а 6 запишем над цифрой 8. 6*7=42 4+36=40. Запишем вместо 40 36, а 2 запишем над цифрой 6.
В результате получим 486*7=3402. 4
33 330
28 286 2862
486 7 486 7 486 7 487 7
Влияние использования приемов устного счета на ускорение вычислительных процессов
Васильев Вячеслав Олегович
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №8»
Класс 7А
Практическая часть
Раздел II. Техника вычислений. Приемы и способы быстрого счета.
2.1. Способы сложения и вычитания чисел.
А) Способы сложения чисел.
1) Сложение путем последовательного прибавления к одному числу отдельных разрядов другого числа, всегда начиная с высших. 3745+637=3745+600+30=7=4382.
2) Сложение путем округления чисел. 96+47=? Заменим эту сумму другой. 100+47=147. Затем вычитаем излишне прибавленные 4 и получим 143, т.е. (96+4) +(47-4) =100+43=143.
3) Сложение с перестановкой слагаемых 3013+74+2187+126=(3013+2187)+(74+126)=5200+200=5400.
4) Сложение десятичных дробей. Складывать устно десятичные дроби следует подобно целым числам, начиная с высших разрядов: сначала поразрядно сложить целые части, затем-дробные десятичные доли.
Например, 8,4+6,51=(8,4+6)+0,5+0,001=(14,4+0,5)+0,01=14,9+0,01=14,91.
Б) Способы вычитания целых чисел.
1) Раздельное поразрядное вычитание:
574-243=(500-200)+(70-40)+(4-3)=331; 647-256=(500-200)+(140-50)+(7-6)=391.
2) Вычитание путем округления уменьшаемого или вычитаемого или одновременно обоих: 713-65=(700-65)+13=648;824-396=(824-400)+4=428.
3) Вычитание путем уравнивания числа единиц последних разрядов уменьшаемого:
67-48=(68-48)-1=19; 453-316=(453-313)-3=137.
2.2.Способы умножения чисел.
1) Особые случаи запоминания таблицы умножения.
Всем нам приходится пользоваться таблицей умножения, но я могу с уверенностью сказать, что не все её знают в полном объеме или просто сбиваются при расчетах. Есть несколько интересных способов запоминания таблицы умножения. Рассмотрю способ запоминания таблицы умножения на 9. Для этого запишем, сначала, левую часть, без ответов. Далее, в следующем столбце, начиная, со второй строки запишем цифры от 1 до 9. В соседнем столбце запишем цифры снизу вверх, начиная с цифры ноль до 9. Т.о. получим таблицу умножения на 9. Можно увидеть закономерность в сумме цифр, полученного результата.
9 | 9 | 9 | 9 | ||
9 | 1 | 8 | 9 | 18 | 1+8=9 |
9 | 2 | 7 | 9 | 27 | 2+7=9 |
9 | 3 | 6 | 9 | 36 | 3+6=9 |
9 | 4 | 5 | 9 | 45 | 4+5=9 |
9 | 5 | 4 | 9 | 54 | 5+4=9 |
9 | 6 | 3 | 9 | 63 | 6+3=9 |
9 | 7 | 2 | 9 | 72 | 7+2=9 |
9 | 8 | 1 | 9 | 81 | 8+1=9 |
9 | 9 | 0 | 9 | 90 | 9+0=9 |
2)Таблица умножения на пальцах.
а)Мысленно присвоим пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки. Допустим, надо умножить 9 на 8. Загибаем палец с номером, равным числу, на которое мы будем умножать девятку. Нужно загнуть палец с номером 8. Количество пальцев слева от загнутого пальца показывает нам количество десятков в ответе, количество пальцев справа - количество единиц. Слева у нас 7 пальцев не загнуто, справа - 2 пальца. Таким образом, 9·8=72.
б) Рассмотрим таблицу умножения на 6. Каждому пальцу на левой и на правой руке приписывается определенное число: мизинцу - 6, безымянному пальцу – 7и т.д.(Приложение I) Умножим 8 на 9.Соединим вместе средний палец левой руки (8) с указательным пальцем правой (9). А теперь считаем. На левой руке выше 8 оказались 2 пальца (указательный и большой), на правой выше 9 - один палец (большой). Эти пальцы будем называть «верхними». Остальные пальцы назовем нижними. В этом случае (89) получается 3 верхних пальца и 7 нижних. Теперь найдем произведение 8
9. Для этого: 1) умножим количество нижних пальцев на 10, получим 7
10 = 70; 2) перемножим количества верхних пальцев на левой и правой руках, получим 2
1 = 2; 3) наконец, сложим эти два числа, получим окончательный ответ:70+2=72.
2.3.Способы быстрого счета в десятичной системе счисления
Вернемся к способам быстрого счета в десятичной системе счисления.
1) Рассмотрим способ разложения на множители:
1. Если оба множителя двузначные числа, можно мысленно разбить один из них на десятки и единицы, например: 3912 =39*(10+2) = 39
10 + 39
2 = 390 +78 = 468.
2. Если один из множителей легко разлагается на простые множители, то можно данный множитель увеличить, уменьшив другой множитель на это же число. Например: 4518, в данном случае 18 = 9
2, увеличим 45 в два раза и 18 уменьшим в два раза, получим выражение, легко вычисляемое устно: 45
18 = (45*2) *(18:2) =90
9 =810.
3. Если один из множителей разлагается на простые множители, удобно умножить их последовательно на данные множители,445 6 = 445
2
3=890
3 = 2670.
4. Используя формулу сокращенного умножения (a+b)(a-b)=a2-b2, умножение можно выполнить следующим образом: 4951 = (50-1)
(50+1)= 502-12=2500 -1 = 2499;
2) Способы умножения на дроби :
Пример 1. Чтобы умножить, например, число 57 на , необходимо к 57 прибавить его половину, т.е. 57
= 57 + 28,5 = 85,5.
Пример 2. Аналогично, чтобы умножить на , необходимо к данному числу прибавить его четверть, например: 18
= 18 + 4,5 = 22,5.
Пример 3. Чтобы умножить число на дробь 2, можно множимое число умножить на 5 и разделить на 2, например:16
2
= (16
5):2=80:2=40.
3) Способ умножения на 9.
Чтобы умножить число на 9 к нему приписывают ноль и отнимают множимое, например: 839 = 830 – 83 = 747.
4) Способы умножения на 11.
1) Чтобы, устно, умножить число на 11, необходимо множимое умножить на 10 и прибавить множимое, например: 6711 = 670 + 67 = 737.
2) Следует “раздвинуть” цифры числа, умножаемого на 11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр, причем если эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу перенести в старший разряд.
84 11 = 924, т.к. 8 + 4 = 12, 43
11 = 473, т.к. 4+3=7.
5) Умножение двузначного числа на 101 и на 10101.
Припишите ваше число к самому себе:1) 87 101 = 8787. 2) 59
10101 = 595959.
2.4. Необычные способы умножения.
В истории математики известно около 30 способов умножения, отличающихся схемой записи или самим ходом вычислений. Рассмотрим еще несколько способов умножения.
Пример 1. Необходимо быстро, в уме, умножить 12 на 13.
1.Для этого последнюю цифру сложить с первым числом: 3+12=15.
2.Затем умножаем число единиц первого числа на число единиц второго числа: 2*3=6
3.Записываем результат: 12 13 = 156
Пример 2. Необходимо быстро, в уме, умножить 13 на 17.
1.Необходимо последнюю цифру сложить с первым числом: 7+13=20.
2.Затем умножаем число единиц первого числа на число единиц второго числа: 3*7=21.
3.Далее выполняем запись, соблюдая разрядность.1317 = 221
20
+ 2 1
2 2 1
Пример 3. 2113 =273. Алгоритм: 1)Чертим линии соответствующие первому числу (2-е линии - десятки; 1 – единицы).2)Аналогично второму числу. 3)Затем считаем пересечение линий. Результат записываем против часовой стрелки. (Приложение I)
Пример 4. При умножении двух чисел с одинаковым числом десятков и суммой единиц, равной 10 нужно число десятков умножить на следующее натуральное число и к полученному числу приписать произведение единиц. Например, найдем произведение чисел 62 и 68. (Число десятков в обоих числах равно 6, сумма единиц - 10.)
Также хочется добавить в работу способы устного возведения в квадрат, что является необходимым при решении задач ОГЭ и ЕГЭ, а так же является хорошей тренировкой ума.
2.5. Способы устного возведения в квадрат.
Квадрат числа, оканчивающегося на 5. При возведении в квадрат числа, оканчивающегося на 5, нужно отбросить эту цифру 5, умножить полученное число на следующее натуральное число и к полученному результату приписать 25.
Пример 1. Найдем без помощи калькулятора квадрат 65.
67 =42. к числу 42 приписываем число 25, получаем 4225. Т.е. 652 = 4225.
Пример 2. 1352 → (1314) → к полученному результату припишем 25
Умножим устно 13 на 14 способом, описанным выше (пример 2)
13 14= 17
+ 12
182→приписываем 25→18225, т.о. 1352=18225.
Квадрат числа, близкого к 50. При возведении в квадрат числа, близкого к 50, число 50 играет роль опорного числа. 1) Определяется разность. 2) К этой разности прибавляется число 25. 3) К полученному результату приписываются два нуля, а затем добавляется квадрат разности.
Пример. Найдем без помощи калькулятора квадрат числа 47.Число 50 - это опорное число. Тогда разность равна 47- 50= -3 <0. 25 + (-3) = 22. Квадрат разности равен (-3)2=9. 472=2200+9=2209. Пример. Найдем без помощи калькулятора квадрат числа 64. Число 50-это опорное число. Тогда разность равна 64- 50 = 14 >0. 2.25 + 14 = 39. 142=196. Значит, 642= 3900 + 196 = 4096.
Квадрат числа, оканчивающегося на 1. При возведении в квадрат числа, оканчивающегося на 1, нужно заменить эту единицу на 0, возвести новое число в квадрат и прибавить к этому квадрату исходное число и число, полученное заменой 1 на 0.
Пример. 712 =? 71→70→702=4900→4900+70+71=5041=712.
Заключение
В наш век высоких технологий и повсеместного использования компьютера умение быстро и правильно производить в уме достаточно сложные вычисления ни в коем случае не утратило своей актуальности.
При выполнении работы, я получил глубокие знания, развил свои творческие способности, навыки исследовательской деятельности. Показал одноклассникам необходимость изучения техники быстрого счета и некоторые приемы. Изученные мною приемы устного счета развивают скорость вычислений, полезны при изучении других предметов и при подготовке к ОГЭ по математике. Кроме того, быстрый счет - настоящая гимнастика для ума, приучающая в самых сложных жизненных ситуациях находить в кратчайшее время хорошие и нестандартные решения.
Участвуя в различных исследовательских работах человек, воспитывает в себе все те качества, которые пригодятся ему в течение всей жизни, то есть самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие и силу воли.
Таким образом, в ходе выполнения работы я добился поставленных перед собой целей и задач. Мной составлен полезный сборник с алгоритмами, для облегчения работы учащихся с подобными примерами и заданиями, которым могут пользоваться как ученики, так и учителя.
Моя гипотеза подтвердилась – изучение различных приемов устного счета и умение их применять, позволило мне быстрее выполнять письменные вычисления, и я смог сэкономить время на другие интересные занятия.
Список литературы:
1.Акимова С. Занимательная математика.-Санкт-Петербург, «Тригон»,1997-608с.
2.Бородин А. Из истории арифметики// Математика. (приложение к газете «Первое сентября»),1999, №9, с.2.
3.Вроблевский. Как научиться легко и быстро считать. - М.-1932.-132с.
4.Ожегов С.И. Словарь русского зыка:.М.:Рус.яз.,1989.
5.Перельман А.И. Быстрый счет. Тридцать простых приемов устного счета, Ленинград, 1941г.
6.Просветов Г.И. «Быстрый счет: задачи и решения» - М., 2008.
7.Савин А. П. Энциклопедический словарь юного математика. Москва- М.: «Педагогика», 1989.
8.Сорокин А. С. Техника счета. М., "Знание", 1976.
9.Татарченко Т.Д. Способы быстрого счета на занятиях кружка. //Математика в школе, №7, 2008,с.68.
10.Филиппов Г.В. Устный счет-гимнастика ума. // Математика. (приложение к газете «Первое сентября»),2000, №3, с.25.
11. Филиппов Г.В. Устный счет-гимнастика ума. // Математика. (приложение к газете «Первое сентября»),2001, №2, с.7.
12. Филиппов Г.В. Устный счет-гимнастика ума. // Математика. (приложение к газете «Первое сентября»),2001, №2, с.7.
13.Постановление ТКДН и защите их прав г. Нижневартовска от 24.03.2017г. №14.
Ресурсы:
1.http://ru.wikipedia.org/wiki
3. https://www.nkj.ru/archive/articles/19204/
Чья проталина?
Что такое музыка?
Усатый нянь
Простые новогодние шары из бумаги
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"