Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 36.14 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Брединская средняя общеобразовательная школа № 97
Исследовательская работа
Моя прабабушка из рода казаков
Осипова Анастасия
ученица 4»Б» класса
руководитель: Палченкова
Виктория Вениаминовна,
учитель начальных классов
Бреды
2016
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В старину родственные связи берегли,
ценили, гордились ими и говорили:
«Кто своего родства не знает, тот сам
себя не уважает, а кто родни своей
стыдится, тот через это сам срамиться».
Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя прабабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
Многие народы считают святой обязанностью знать своих предков, как минимум, до пятого колена. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решила раскрыть некоторые моменты истории моей семьи.
В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.
Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.
Я заинтересовалась историей жизни моей прабабушки. Захотелось узнать больше подробностей, как история страны повлияла на судьбу моей родственницы.
Цель своей работы я вижу в том, чтобы:
1. Выявить основные события и интересные факты из истории нашего рода.
2. Выяснить, как сложилась жизнь моей прабабушки:
3. Донести моим сверстникам правду о той жестокой войне и тяжелом труде, который лег на плечи наших прадедушек и прабабушек.
Передо мной стояли задачи:
Какие методы для своей работы я использовала:
Гипотеза. Если каждый житель страны с детских лет будет интересоваться и знать историю своих предков, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своей малой Родины и любовь к ней.
База исследования – это документы, рассказы и воспоминания живых родственников, сохранившиеся фотографии.
Научная новизна работы в том, чтобы продолжить эту кропотливую работу - составление родословной моей семьи.
Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о наших предках, о тех людях, с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться и не будем «Иванами, не помнящими родства».
Моя исследовательская работа посвящена истории жизни моей прабабушки Анне Петровне Гладковой.
«Человек, который не знает своего прошлого, не имеет будущего»,- эти слова характеризуют отношение к родословной в нашей семье.
Мои родственники всегда с уважением относились к истории нашего рода, старались сохранить память о своих родных, важных событиях, традициях, реликвиях. Среди моих предков - моя прабабушка Анна Петровна Гладкова. Я заинтересовалась историей её трудной жизни и захотела рассказать о ней, потому что она является частью истории нашего рода.
Анна Петровна Гладкова (в девичестве Андронова) родилась 15 февраля 1928 года в станице Наследницкой в семье казака Петра Васильевича Андронова девятой по счету, в маленьком доме на окраине. (Приложение № 1) Всего в семье было одиннадцать детей, пятеро из которых выжили. Первые шестеро детей умирали друг за другом. После смерти шестерых детей отец прабабушки ушел на Гражданскую войну. Казаков постоянно посылали на множество воин, а многие служили как личный конвой царя. Где воевал прапрадед, прабабушка не помнит. По рассказу ее матери, не было от него никаких известий - ни писем, ни похоронки. В народе говорили, что его давно убили, но прапрабабушка не смотря ни на что его ждала. В один из дней, кто-то прибежал к прапрабабушке домой, и сказал: «Со стороны Бредов идут два черных мужика», один из них был Дмитрий Марусин, а другой папа прабабушки. Когда он зашел домой, мама прабабушки «обезумела»...
Во время войны прапрадедушку ранило, он пролежал в ущелье целый месяц, а может и больше, мимо шли обозы, казаки-солдаты, но его никто не замечал, питался он травой, крошками хлеба и сухарями. Немного погодя он поправился и вернулся в часть, где его не узнали. На следующий день всех казаков построили, велели раздеться до нижнего белья и попрощаться друг с другом. Напротив стояли солдаты с винтовками, направленные на казаков. «Ну, все, расстрел»,- подумал каждый казак, «Только за что»?! Вдали показался верховой, который громко кричал:- «Отставить! Отставить!»
Их не расстреляли.
И вот долгожданная дорога домой.
Домой ехали поездом, началась болезнь - тиф. По вагонам ходили два врача всех осматривали, те, кто был болен, выбрасывали с поезда еще живыми. Мимо прапрадедушки эта болезнь не прошла. Его товарищ Дмитрий Марусин просил, чтобы он не показывал вид больного. На каждой остановке покупал ему что-нибудь покушать. Врачи дошли до их вагона, когда подошли к ним, один другого спросил:
- Выбрасываем? А второй махнул рукой.
- Оставляем.
Так прапрадед выжил, когда он пришел с войны начали рождаться дети: дочь Анастасия, 1921 года рождения, дочь Ольга, 1925 года рождения, дочь Анна, 1928 года рождения, дочь Маруся, 1930 года рождения, сын Николай, 1934 года рождения. (Приложение № 2)
У прабабушки семья была очень верующей. Её мама училась в казачьей школе для девочек, где учила церковный закон. В тот период школа была отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. Учились тогда, полный день. Моя прапрабабушка проучилась шесть лет, дальше продолжить учебу не смогла, так как у неё умерла мама, а она была самой старшей дочерью в семье. Если бы она проучилась семь лет, то могла бы стать учителем.
С раннего детства прабабушка ходила в церковь со своей мамой, бабушкой и сестрами. Какой красивой была в церкви роспись, и как богато было внутреннее убранство. Дворик выстелен плитами, по левую сторону от входа стоял деревянный домик-сторожка. И кстати, говорили, что были там подземные ходы, но прабабушка оббегала всю округу вдоль и поперёк, никаких подземелий не видела.
Всюду ходили пешком. Однажды мама прабабушки возвращавшись с Бредов, почувствовала, что за ней кто-то бежит, обернувшись, она увидела волка, который уже поравнялся с нею. Испугавшись, она ускорила шаг, он тоже, она побежала «трусцой», а он за ней. Так как она была верующей, стала читать молитвы, просить Господа Бога о спасении, но волк продолжал бежать с нею наравне. Уже около деревни волк начал отставать, и убежал в степь. Вот так молитва спасла её от страшной смерти.
Прабабушка, будучи маленькой, помогала своей маме – ночами вязала пуховые шали при лучине, чтобы в дальнейшем их продавать на ярмарке. К ярмарке люди в деревне готовились основательно. Рядом с Наслединкой, в одном километре от реки, проходил Великий шелковый путь. Старинный колодец, действующий и сейчас, поил чистейшей ключевой водой усталых путников. (Приложение № 3)
Рядом с колодцем располагались ярмарки. Ярмарки проводили три раза в год, и продолжались они целую неделю. На ярмарке было около 200 лавок из самана и палаток с товаром. Купцы наперебой предлагали товар. Здесь можно было купить все. На южной стороне площади располагались сибирские меховщики, чуть дальше торговцы из Бухары и Ташкента продавали ковры. На ярмарку из казахских степей на продажу пригоняли табуны лошадей, овец, коров и даже верблюдов. Пуховые платки местных рукодельниц пользовались огромным спросом. Мама прабабушки обменивали пуховые платки, в основном, на одежду.
Особенно много народу привлекала восточная сторона ярмарки. Здесь размещался цирк шапито, кинематограф и фотография.
Как говорила мама прабабушки: - «Нет только живой и мертвой воды».
В 1936 году, прабабушке было 8 лет - громили Наследницкую церковь - сверху сбрасывали иконы, колокола. (Приложение № 4) Бабушка прабабушки была слепой и «Христом Богом» просила внуков, в том числе и прабабушку, довести её до площади, которая находилась около церкви, хотя бы услышать, кто, что будет говорить. В центре церкви стояла плащаница (покрывало с изображением Христа в гробу), позже ее сожгли во дворе Сельсовета. В крепости церкви сжигали и разбивали иконы и образа. Многим верующим удалось спасти старинные иконы, в том числе и маме прабабушки. Милиционеры после разгрома церкви ходили по домам и проверяли на наличии икон и образов. У прабабушки в доме в «переднем углу» стоял портрет Царя Батюшки, так вот и его забрали, но иконы не нашли. Эти иконы до сих пор сохранены и находятся у прабабушки. (Приложение № 5) Она их очень бережет и ценит.
Детство прабабушки было очень трудным, так как приходилось много работать и дома и в поле. В детский сад прабабушка сходила только один раз и то до обеда. Когда положили детей спать, она убежала через окно, так как створки были распахнуты. И больше ни разу туда не пошла. Когда ей было 7 лет, ее отец работал в колхозе бригадиром и набирал рабочих на прополку саженцев на кардон Прядкин, прабабушка слезно просила его, чтобы он взял ее в состав рабочих, а он ее жалел, говорил: - «Что будешь плакать», так как работа была очень тяжелой. Прабабушка настояла на своем и поехала работать. Полола саженцы тяпкой, руки все были в мозолях, многие взрослые помогали ей выполнить норму.
В школу набирали с 9 лет и обучали до 7 класса. Как и все дети, прабабушка пошла в школу в возрасте 9 лет. Училась хорошо. Закончила 4 класса. В 5-ом классе закончила только первую четверть, так как не было одежды, и не в чем было ходить - жили бедно. Сразу пошла работать в эту же школу техничкой, в ее обязанности входило: пилить дрова на 6 печей, топить печи, носить воду, мыть полы. (Приложение № 6) Утром в 5 часов просыпалась и шла на работу вся в слезах, так как было темно и очень страшно, освещения не было. Печку растопляла лучиной, от страха вся тряслась, в классе стояли большие счеты (прабабушка называет их сщитами), казалось, что они щелкали, и слышались чьи-то шаги. Воду для питья, и мытья полов, носила из колодца, который находился на следующей улице. Чтобы поднять воду из колодца на нем был приспособлен валок, который крутился, и на котором была приделана веревка, а к веревке привязано ведро. В один из рабочих дней при подъеме воды из колодца валок сорвался и ударил прабабушку в висок, после такого удара у нее затек глаз, правая сторона лица была синей. Печку топили один раз в день - рано утром. Школа быстро остывала в осенне-зимне-весенний период, было холодно, но работа есть работа. Полы прабабушка мыла «бисиком» (так говорит моя прабабушка), обуви не было, даже галош. Намывала пол водой, а вытирать шла уже по льду, ноги мерзли, были красными, как у гуся лапки. Учителя жалели прабабушку, кто - чем мог, тем помогал. Работать приходилось с раннего детства, чтобы платить продовольственный налог.
Её дядя Андронов работал кладовщиком на «сливном» (ныне автозаправочная станция), куда и устроил прабабушку охранником и грузчиком. Работа была не из легких, качала вручную бензин в бензовоз, поднимала тяжелый груз, совсем еще не взрослая, худенькая девочка. А скоро большая всеобщая беда пришла – война. С первых же дней началась демобилизация. Многие мужчины в селе ушли на фронт. В тылу остались дети, женщины и старики.
1.4 Работа в тылу.
Шли годы Великой Отечественной войны. Люди были истощены, болели – цынгой, чесоткой, педикулезом. Много людей умирало с голоду, кушать было нечего. Одна из семей в деревне воровала детей, убивала их, а затем ели. Эту семью закопали в землю заживо.
Ели только «затирушку», разную траву. Хлеба не было. Приходилось отдавать с одного двора 360 литров молока, 40 кг мяса, 200 яиц, 1 овечью шкуру в год. Хозяйство было маленькое, одна корова, 10 курей, а отдавать надо, где хочешь там и бери. За все наказывали, сажали в тюрьму.
В 1944 году прабабушка перешла работать в бригаду – сеяла вручную зерно, ведро вешала через шею, в котором было зерно, шла по полю «бисиком» и разбрасывала. Зерно возили на быках вдоль поля. По осени на уборке урожая прабабушка работала на «отвале», то есть отваживала урожай на быках от комбайнов и везла на ток. Работа продолжалась и ночью – перевозили зерно в поселок и на Наследницкий разъезд, где грузили вагоны. Насыпали зерно в мешок, закидывали на спину и поднимались по трапу на вагон, затем высыпали и снова. Казалось, что вагон никогда не нагрузишь. Затем прабабушка пошла, так сказать на повышение, работала штурвальщицей (помощник комбайнера) на комбайне с напарником. Бригада стояла около Наследницкого разъезда, всё было строго, за воровство сажали. Работали от зари до заката, ночью готовили технику на утро, прабабушке приходилось прочищать соломиной или палочкой деки (ныне – подбарабанник), который состоял из 120 дырок. Оставшееся время до утра - дремала. Как-то раз прабабушке не спалось, и она увидела, как её напарник запряг быков, положил в телегу два мешка зерна и повез на разъезд. По догадкам прабабушки, он наверное продавал зерно, чтобы как-то прокормить свою многодетную семью. Она не подала вида, что все это видела. Однажды напарник сказал прабабушке: - «Нюсенька, я как-нибудь ночью привезу тебе домой мешок зерна, не бойся, никто не увидит, и не узнает». На что прабабушка ответила: - «Нет, нет, мне ничего не надо!», потому что знала, чем это может закончиться.
По осени, когда закончилась уборка урожая, начались в деревни обыски.
Однажды, когда её не было дома, к ним пришли с обыском. По результатам обыска у них нашли один центнер зерна, о котором хозяева не знали, так как мешки с зерном были спрятаны в небольшом стогу сена. Арест. Старшая сестра прабабушки побежала её искать по деревни. Вот и арестовали прабабушку и её отца. Прабабушку повели в Сельсовет, так как она была одна из арестованных – девушка. Её отца и остальных мужчин - отдельно, куда их отвели, прабабушка не помнит. Всю ночь проревела, не сомкнув глаз, молилась Господу Богу. Утро. Завели к ней её напарника, с которым она работала на комбайне. Он и говорит ей: - «Нюсенька, скажи им, что зерно привез тебе я, и тебя освободят». Прабабушка ответила ему: - «Как я скажу такое, если я этого не видела». Ей было жалко его. На допросе прабабушка, ни в чем не признавалась, в чем её обвиняли, потому что на самом деле, она не воровала зерно, так как боялась тюрьмы. Допрашивали всех по-отдельности. После допроса прабабушку вернули в ту же комнату, где она провела ночь. В одном из окон прабабушка увидела, что ведут на допрос её отца. В это время в деревни говорили их семье: - «Мол, Нюська молодая, посадят-то, жизнь уже пойдет под откос, бери Петр все на себя», так как по тем законам, посадить должны были кого-нибудь одного из семьи.
Прабабушке казалось, что допрос её отца длится целую вечность. Но вот прабабушка увидела в окне знакомый силуэт, это был её папа, он на миг остановился перед окном, положив на грудь ладонь и махнув головой, показал вид, что все взял на себя. Он был небольшого роста, худенький. От боли у прабабушки сжалось сердце. Позже прабабушка узнала, что осудили её отца на двенадцать лет за один центнер зерна. Её напарника тоже посадили, насколько прабабушка не помнит.
Тюрьма, куда попал её отец, находилась около озера Увильды, там он работал дворником. Прабабушка с младшей сестрой два раза ездили к нему, первый раз, когда приехали туда, они его не узнали, он очень постарел. А как ездили? Ни документов, ни денег не было. Добирались на поезде до станции, а дальше пешком. После смерти Сталина, её отца отпустили по амнистии.
В 1946 году прабабушка работала на лесозаготовке в городе Юрюзань. В зимнее время работа состояла в том, что приходилось обрубать сучья у деревьев, ходить по лесу было тяжело, снегу было по пояс.
В 1949 году прабабушка устроилась стрелочницей на станцию Байтук, где проработала семь лет. Там познакомилась со своим будущим мужем Гладковым Иваном Дмитриевич. В 1952 году родилась дочь Светлана, в 1957 году – дочь Татьяна, а 1960 году – дочь Наталья, в 1962 году – дочь Ольга – моя бабушка.
Прабабушка в молодости была очень красивой. (Приложение № 7)
В 1956 году отца прабабушки не стало, ему было 64 года. Мне очень его жаль, ему пришлось через многое пройти. А в 1976 году умерла её мама Пелагея Григорьевна на восемьдесят втором году жизни.
После работы стрелочницей прабабушка работала воспитателем, а затем нянечкой и поваром в детском саду. В то время в детский сад отдавали детей с трех месяцев, в каждой группе по 24 ребенка. Работая няней, приходилось много стирать. Стирали «на руках», вода была приносная, ни мыла, ни порошка не было. Вместо мыла делали щелочь (опускали в воду березовую золу, затем процеживали), а летом сжигали полынь, добавляли ее пепел в воду. А многие, у кого была корова, скисали молоко и стирали кислым молоком. Для стирки белья были сбиты специальные деревянные корыта. А вообще, прабабушка говорит: - «Стирали мало, так как одежды было мало».
Позже уже, когда дети подросли, прабабушка работала в свинарнике – свинаркой, в телятнике – телятницей. Вся работа была тяжелой, но прабабушка была привыкшей с детства к такой работе.
Заключение
Моя прабабушка такая, про которую говорят: коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт. Она очень добродушная, весёлая, никогда не унывающая женщина. Прабабушка работящая, несмотря на свой возраст, она всё делает по дому сама: стирает, моет полы, готовит еду. Ей всё под силу.
Моя мама как-то рассказывала, как они с сестрами ездили в лес, собирали березовую бересту, а прабабушка потом варили им березовую жвачку. Жвачка была черная, как гудрон, но какой у нее был вкус и аромат?!
Моя прабабушка – любительница старинных казачьих песен, на любом семейном мероприятии, она всегда поет очень душевные песни. Эти песни «первобытны», так она их называет, но с удовольствием поёт и сейчас. Я могу их слушать бесконечно. И вот специально для вас я сняла видео с моей прабабушкой.
А еще моя прабабушка – рукодельница, вяжет спицами и крючком. В прошлом году она участвовала в Районной художественной выставке фестиваля самодеятельных творческих коллективов, и была награждена грамотой за третье место в номинации «Традиционная ремесленная культура». (Приложение № 8)
Мне очень хочется быть похожей на свою прабабушку. Несмотря на свою тяжелую жизнь, она смогла передать своим детям, внукам, и даже правнукам, в том числе и мне, доброту, любовь к людям, трудолюбие. Она воспитала четырех дочерей, семь внуков и одиннадцать правнуков.
Когда я приезжаю в гости к своей бабушке в Наслединку, люблю ходить в гости к моей прабабушке, пить с ней чай, слушать её рассказы: о её жизни, которая у неё была очень трудной. Но в свои восемьдесят семь лет моя прабабушка полна оптимизма, никогда, ни на что не жалуется, всегда всем помогает своим добрым словом.
Моя прабабушка имеет много медалей к годовщинам Великой Отечественной Войны (Приложение № 9) и удостоверение «Ветерана Труда» и «Труженик тыла». (Приложение № 10)
Когда я готовила эту работу, разговаривав с прабабушкой, она открыла мне, так сказать, небольшую тайну. Оказывается у прабабушки, есть две старые книги – это «Евангелие» и «Закон Божий», которые в будущем будут переданы её детям. Книга Евангелие была издана Сунодальской типографии города Петрограда в 1917 году (Приложение № 11). Книга «Законъ Божий» была издана в 1903 году (книга очень потрепана), кем издана уже не видно. (Приложение № 12).
На примере моей прабабушки я поняла, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!
Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берёт на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закреплённые в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребёнка, а также на взрослых членов семьи. Она удовлетворяет потребности человека в любви, духовном общении, в моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха. Семья играет важную роль в ведении домашнего хозяйства. Она заботится о малолетних и престарелых членах семьи, придаёт устойчивость и стабильность обществу.
Я накопила определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.
Я узнала много интересного о своей родословной и хочу продолжить ее изучение. Мне было интересно работать по проекту.
Я много узнала о своих корнях, многое для меня было ново. И я теперь понимаю, что мой род зарекомендовал себя только с хорошей стороны, и я обязательно должна сохранить и преумножить заслуги моего рода.
Я думаю, что человек незнающий истории своей страны, не знающий своих предков - это невежественный и неблагодарный человек. Каждый из нас должен уважать и преклоняться перед старшими.
Я хочу, чтобы моя прабабушка жила ещё долго, долго. И прошу у Бога: Дай ей здоровья и счастья.
Я горжусь ею и очень рада, что у меня есть такая прабабушка.
Список литературы: Брединский архив, беседа с родственниками, семейный альбом.
Вода может клеить?
Сочини стихи, Машина
Два морехода
Пятёрки
Астрономический календарь. Март, 2019