Проектно-исследовательская работа о профессии шахтер.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Быть шахтером - это подвиг" | 154 КБ |
II-Республиканская научно-практическая конференция
"ТУГАН ҖИР СУЛЫШЫ”
Направление: «Все профессии важны, все професии нужны»
Секция: «Первые шаги»
Тема: «Быть шахтером - это подвиг!»
-
Выполнил: Сафин Самир,2 класс
МБОУ «Кутлу-Букашская СОШ»
Рыбно-Слободского муниципального района
Республики Татарстан
Руководитель: Шамсевалиева Г.М.,
учитель начальных классов
2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Список литературы и источников 9
ВВЕДЕНИЕ
Я выбрал эту тему, потому что мой дедушка был шахтером, а он для меня не просто дедушка, а пример для подражания! Я тоже хочу стать шахтером как он. Но дедушка почему - то не хочет, чтобы я стал шахтером. Я в своей исследовательской работе решил изучить особенности профессии шахтера. Я считаю, что изучение профессии шахтера актуально потому, что она имеет большое значение для хозяйства нашей страны. Ведь шахтеры добывают полезные ископаемые, которые используются в производстве, промышленности России, Татарстана.
Цель моей работы: Изучить особенности профессии шахтера.
Объектом моего исследования являются – шахтеры земляки.
Предметом исследования – особенности профессии шахтера.
Для достижения цели я поставил следующие задачи:
1. Определить особенности профессии шахтера.
2. Выявить, что необходимо уметь и какие знания нужно получить, какие личностные качества должны быть у человека, чтобы быть хорошим шахтером.
3. Сделать выводы по проведенному исследованию
План исследовательской работы:
1. Прочитать статьи о шахтерах в средствах массовой информации.
2. Изучить имеющиеся документы, фотографии в школьном музее.
3. Взять интервью у шахтеров со стажем.
4. Провести анкетирование среди учащихся нашей школы.
5. Сделать выводы.
Для решения поставленных задач я использовал следующие методы
и приемы исследования:
сбор информации из разных источников; чтение статей в средствах массовой информации; чтение дополнительной литературы; работа с энциклопедиями, словарями; посещение музея, обсуждение, анализ полученной информации.
Область практического исследования. Результаты исследования могут быть использованы на классных часах, на занятиях кружков, внеклассных мероприятий, в профориентационной работе.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Слово «шахтёр» пришло к нам из Германии, так называли работников предприятия, на котором производилась добыча полезных ископаемых, – «schacht» (с немецкого языка «шахта»). Шахтёр – человек, добывающий уголь и полезные ископаемые из недр земной коры. Шахтер – самая опасная «мирная» профессия. Каждый добытый миллион тонн полезных ископаемых обходится в среднем в четыре человеческие жизни.
Профессия шахтер берет свое начало в XV столетии, когда люди начинают добывать различную руду из недр земли, а в XVIII веке происходит бурное его развитие, открываются новые месторождения, оцениваются их возможности и перспектива. Большинство людей с большим уважением относится к профессии шахтёра, но очень немногие согласятся ими стать. Опасность и тяжёлые условия работы делают одну из самых престижных в ХХ веке профессий достаточно непривлекательной в наши дни.
На сегодняшний день профессию шахтёра, человека, непосредственно занимающегося добычей какой-либо руды, сложно назвать перспективной, что связано, в первую очередь, с особой опасностью этой работы. Другое дело – специальности, связанные, например, с поиском или разработкой новых месторождений полезных ископаемых.
Профессия шахтёра сложна и однообразна, она требует определённых знаний, крепкого физического здоровья, большого самообладания, терпения, выдержки и силы воли. Категорически не подходит людям, боящимся закрытых пространств и имеющим проблемы с лёгкими. Чтобы привлечь рабочих к этому нелёгкому труду, им предлагаются повышенная оплата и различные социальные льготы, а также ранний выход на пенсию. Эта работа для самых мужественных представителей сильного пола. Чтобы стать шахтёром, необходимо окончить профессиональное училище или горный техникум, где огромное внимание наряду с основными предметами уделяется вопросам охраны труда и безопасности.
Таким образом, шахтёр – это, действительно, не легкая профессия. Она требует выносливости и психологической готовности к труду в тяжёлых условиях. Поскольку в шахтах возможно возникновение непредвиденных случаев, то их работникам не обойтись без умения грамотно действовать в экстремальной ситуации и быстро принимать решения. Представителю этой профессии понадобится способность концентрироваться на своём деле, обладать координированными движениями. Он должен быть терпеливым, для того чтобы осуществлять монотонную, рутинную работу. Также шахтёру следует быть ответственным, дисциплинированным, отважным и стрессоустойчивым.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В практической части данной исследовательской работы я провел детальное изучение особенностей профессии шахтера.
В школьном музее я узнал информацию о шахтерах из нашей деревни:
Сафин Сафиулла Исмагилович (1950 года рождения) – шахтер- проходчик. Работал на шахте «Воркутинская» в г. Воркута.
Нигматуллин Вильнур Хабибрахманович (1950 года рождения) – спасатель. Работал на шахте Воргошинская шахта г. Воркута
Ахметов Вильнур Минзакрамович (1949 года рождения) – подземный горнорабочий . Работал на шахте Советская г. Воркута.
Шайхразиев Монир (1939 года рождения) – электрослесарь. Работал на шахте Заполярная шахта г. Воркута.
Тимриев Гумер (1937 года рождения) – горнорабочий очистного забоя. Работал на шахте Центральная шахта г. Воркута.
Все эти шахтеры уже на заслуженном отдыхе, некоторых уже нет в живых.
Также в школьном музее я познакомился с инструментами шахтеров:
1.Индивидуальный аппарат: - распиратор Р-30
- балон кислородный
- редуктор
-избыточный мешок
2. Каска «Шахтер – 2» - головной гарнитур.
3. Шахтерская пила (ножовка)
4. «Кайло» - инструмент для рубления угля.
Затем я взял интервью у некоторых из этих шахтеров. В результате бесед я выяснил, что должностные обязанности шахтёра зависят от его специализации. Шахтером называют всех людей, работающих под землёй. А вот профессий в шахте много, каждая отличается спецификой выполнения работы. Самые распространённые это:
– ГРОЗ (горнорабочий очистного забоя) – эти люди непосредственно заняты работами по добыче угля, они обслуживают и ремонтируют механизмы, которые добывают уголь, крепят «кровлю» (массив породы, которая находится над головой), чтобы не обрушилась и т.д.;
– проходчики – делают по шахте тоннели (выработки), по которым в последствии будет транспортироваться уголь, свежий воздух, люди;
– ГРП (горнорабочие подземные) – выполняют все вспомогательные работы по погрузке и выгрузке материалов, ремонту и монтажу механизмов, уборке с почвы угля и т.д.;
– МПУ (машинисты подземных установок) – управляют различными механизмами;
– электрослесари – ремонтируют механическую и электрическую часть оборудования, они обеспечивают безаварийную работу всех механизмов;
– маркшейдеры – составляют карты подземных выработок, подсказывают направление проведения выработок;
- стволовой – работает около ствола шахты, он загружает породы или людей перед подъемом.
Далее, я попытался выяснить: Как стать шахтером? Любая из шахтных профессий требует специфических знаний, которые приобретаются в учебных заведениях – институтах, техникумах, лицеях. Срок обучения от 1 года до 5 лет. Есть и ускоренная форма обучения – в учебных пунктах шахт. При этом любой человек без образования, может за 2-3 месяца приобрести одну из профессий. Но этого образования будет недостаточно для карьерного роста. После окончания учебного пункта, доступны только рабочие профессии. Шахтеры, с которыми я беседовал, все проходили специальные курсы.
Третий вопрос, который я попытался выяснить в процессе исследования: Почему люди идут работать шахтерами?
Работа в шахте привлекает уровнем зарплаты, льготами. Даже у низко-квалифицированного шахтёра, зарплата намного выше, чем у людей, работающих на поверхности. Со временем, повысив свой профессиональный уровень, можно получать очень высокую зарплату. Шахтёры имеют продолжительность отпуска – около 60 дней в год. Работают угольные профсоюзы, выделяя ежегодные путёвки на море, в санатории, базы отдыха.
А еще шахтеры-земляки мне дали советы, как будущему шахтеру:
Я провел анкетирование 60 учащихся начального, среднего звена и старшеклассников- выпускников (по 20 учащихся каждого звена):
Результаты анкетирования:
1. По первому вопросу я выявил, что в начальных классах учащиеся мало знают профессии (примерно 5 профессий), учащиеся среднего звена назвали от 5 до 10 профессий в среднем, а старшеклассники знают больше 10, некоторые по 20 написали.
2. По второму вопросу я выявил, что учащиеся начальных классов выбирают такие профессии, как врач, педагог, полицейский, спортсмен, артист.
Учащиеся среднего звена выбрали такие профессии, как экономист, юрист, тренер, певец, полицейский, парихмахер.
Выпускники выбрали такие професии,как электрик, геолог, тренер, юрист, программист, менеджер.
3.
Учащиеся начальных классов выбирают в основном профессии своих родителей, родных, в среднем звене большинство выбирают профессии, о которых слышали по телевизору, а у старшеклассников выбор больше связан с интересами и примером родных.
4.
В начальных классах учащиеся больше хотят стать шахтером, а в более старших классах уже нет.
5.
Про профессию шахтер учащиеся больше берут информацию из интернета и слышат по телевизору.
ВЫВОДЫ
1. Хотя профессия шахтера и опасное занятие, и она является трудной, но профессия очень важна для экономического развития, потому что она дает сырье для производства для всех отраслей промышленности.
2. Шахтеров обучают очень тщательно, чтобы они могли выживать в экстремальных ситуациях, учат соблюдать правила безопасности, чтобы не было непридвиденных ситуаций.
3. Шахтёры России за свой труд получают высокую зарплату, в случае если шахтёр получает профзаболевание, то его лечат в специализированных лечебных учреждениях.
4. Среди учащихся нашей школы мало учащихся знают про профессию шахтера, и если в младших классах учащиеся еще хотят стать шахтером, то в старших классах боятся работать, так как это очень опасная для жизни работа.
5.Шахтер – это человек с железной выдержкой, психологической стабильностью, хорошей физической подготовкой, с умением действовать в экстремальных ситуациях быстро и эффективно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из самых опасных и трудоемких профессий в мире является шахтерская деятельность. Данная профессия считается одной из самых вредоносных для человека и его здоровья, ведь нельзя исключать условия работы под землей. Только закаленные, сильные, стрессойстойчивые и отважные люди, не боящиеся ручного труда, могут стать шахтерами.
Шахтер – это специалист, занимающийся добычей полезных ископаемых, которые в наше время необходимы для функционирования различных сфер производства (машиностроения, авиастроения, химической и топливной промышленности, ювелирного дела и т.д.), что значительно влияет на современную жизнь.
В основные плюсы данной профессии можно отнести необходимость и нужность таких специалистов для страны, достойную оплачиваемость труда, льготы для специалистов.
Минусов в этой профессии немало, несмотря на ее почетность и благородность. Основные минусы в работе шахтеров:
1. Большой урон здоровью человека;
2. Большая физическая нагрузка во время работы, трудоемкость и энергозатратность;
3. Присутствие вероятности возникновения ситуаций, опасных для жизни;
4. Отсутствие комфортных условий работы.
Я считаю, что опыт исследовательской работы мне пригодится в дальнейшей учебе, в выборе будущей профессии. В ходе работы я открыл для себя много нового, изменил свои некоторые взгляды, научился ценить жизненный опыт людей, которые достигли чего-то в жизни. Я пришел к выводу, что всегда нужно идти к поставленной цели, не опускать руки, если что-то не получается. И еще я понял, что мой дедушка не только мудрый, добрый и отзывчивый человек, он – герой! Быть шахтером – это подвиг!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Два плуга
Что такое музыка?
О путнике