Данная исследовательская работа носит характер практического исследования и направлена на оптимизацию процесса обучения чтению на начальном этапе. Опираясь на психологическую характеристику младшего школьника, автор приходит к выводу о необходимости коррекции применяемых методик с учетом возрастных особенностей учащихся.
По результатам диагностического исследования выявляются трудности, с которыми сталкиваются школьники младших классов при обучении чтению, и выявляется альтернативный способ чтения, интуитивно созданный самими учащимися для преодоления этих трудностей.
Описанный способ чтения может быть взят на вооружение не только учащимися, желающими научиться читать по-английски, но преподавателями английского языка.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_zaharkina_marina.doc | 166 КБ |
k_issledovatelskoy_rabote.ppt | 2.01 МБ |
Школьная конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее»
Секция: Английский язык
Тема: «Чтение по аналогии как один из способов самостоятельного овладения навыками чтения на английском языке»
Автор работы: Захаркина Марина Александровна, ученица
4Б класса МБОУ СОШ №46 г. Сургута
Научный руководитель: Захаркина Елена Владимировна,
учитель английского языка
I квалификационной категории
МБОУ СОШ №46 г. Сургута
2015г.
Введение
Когда младшие школьники впервые приходят на урок английского языка, они и понятия не имеют о том, чем будут заниматься на уроках, но точно знают, что их научат читать, писать и говорить по-английски. Такими были и мы три года назад. Одним из самых главных навыков, которыми мы овладели за это время, мы считаем чтение и умение понимать прочитанное, ведь именно он поможет нам самостоятельно осваивать язык дальше.
Чтобы овладеть этим навыком, мы изучили буквы английского алфавита, звуки, которые они передают, познакомились с некоторыми правилами чтения. Для тренировки этого навыка мы выполняли различные упражнения, учились видеть изученные правила в читаемых словах.
Но, проведя анкетирование (Приложение 1) среди учащихся 2 – 4 классов нашей школы, мы выяснили, что, несмотря на различные виды работ на уроках английского языка, направленные на овладение правилами чтения и отработки техники чтения с применением изученных правил, учащиеся в реальных ситуациях не пользуются правилами, а читают слова по аналогии с ранее изученными.
Так, обнаружив данный факт, мы задались целью определить, насколько данный способ чтения эффективен и приемлем ли он в качестве самостоятельного овладения навыком чтения на начальном этапе. Для этого нам необходимо решить ряд задач: проанализировать существующие методики обучения чтению на английском языке, установить особенности психического развития детей данной возрастной группы, выявить существующие трудности в овладении навыком чтения на английском языке и установить реальные способы преодоления этих трудностей самими учениками.
Чтобы прийти к определенным выводам, следует обратиться к таким областям науки как возрастная психология, педагогика индивидуальности, методика преподавания английского языка в начальной школе, фонетика, а также исследовать такие понятия как абстракция, буквосочетание, открытый слог, закрытый слог, правила чтения, аналогия.
Предметом нашего исследования являются способы чтения на английском языке, объектом исследования выступают лексические единицы из курса английского языка в начальной школе.
Наша гипотеза основывается на предположении о том, что если нам удастся доказать, что чтение слов по аналогии с ранее изученными дает возможность читать незнакомые слова на английском языке, то данный способ может быть использован как для самостоятельного обучения чтению, так и при обучении чтению на уроках английского языка.
Наша работа носит характер практического исследования и приобретает значимость не только для учащихся, желающих самостоятельно научиться читать на английском языке, но и для учителей с целью дальнейшего использования в учебном процессе для обучения чтению на начальном этапе.
При выполнении данной исследовательской работы нами использовались методы беседы, тестирования, анкетирования, анализа, сопоставления и обобщения отобранного материала из курса английского языка в начальной школе. Для исследования использовались всевозможные печатные и электронные источники информации, а также Интернет-ресурсы.
Описание исследования
Свое исследование мы начали с выяснения причин, обуславливающих данный подход младших школьников к чтению на английском языке. Изучив особенности психического развития детей данной возрастной группы с точки зрения возрастной психологии и основ педагогики индивидуальности, мы выяснили, что психические процессы у них развиваются интенсивно, но не равномерно. Дети этого возраста не могут проводить целенаправленный анализ наблюдаемого и с трудом выделяют главное, существенное в воспринятом. Абстракция младшего школьника отличается тем, что за существенные признаки принимаются внешние, яркие. Дети легче абстрагируют свойства предметов, чем связи и отношения. Обобщение в начальных классах характеризуется осознанием только некоторых признаков, так как ученик еще не может проникнуть в сущность предмета. В его мышлении господствует логика восприятия. В процессе обучения младший школьник при действии с объектом в результате лично накопленного опыта может сделать правильные индуктивные умозаключения, но еще не может перенести их на аналогичные факты.
Учитывая вышесказанное, психологи считают, что не надо загружать детей разной информацией, лучше научить размышлять над тем, что им доступно в их возрасте.
Далее, обратившись к методике преподавания английского языка, мы выяснили, что существуют две основные школы обучения чтению как на английском, так и на многих других языках - метод обучения целым словам (Whole Language School), в котором ребенок читает слова целиком, не разделяя их на отдельные буквы и фонемы, и фонетическая школа (Phonic School), где обучение чтению базируется на изучении алфавита и фонем, соответствующих каждой букве.
На сегодняшний день нельзя сказать, какой из них более эффективный, поскольку обучение чтению на начальном этапе по современным УМК, разработанным в соответствии с новыми стандартами, опирается на оба метода.
Анкетирование также показало, что практически все опрошенные ученики 3 – 4 классов умеют определять тип слога, но не все понимают для чего это нужно делать и далеко не все помнят, какой звук передают гласные буквы в этих слогах. Правила чтения, связанные с буквосочетаниями, которые влияют на чтение гласных, являются наиболее трудными и плохо запоминаются детьми. Возможно, это связано с небольшим количеством таких слов в их словарном запасе и недостаточной практикой их использования. Чтение же целыми словами представляет особую сложность для второклассников вследствие их психологических особенностей и отсутствия языкового опыта. Более того перед самостоятельным прочтением таких слов у них возникает страх перед чтением и формируются комплексы.
Обратимся к учебному материалу. Мы изучаем английский язык по УМК «Spotlight». С первых страниц учебника для 2 класса появляются задания для прослушивания и чтения, содержащие незнакомую лексику.
Первые же упоминания о правилах чтения можно увидеть лишь на 36 странице. До этого момента предполагается, что учащиеся читают или, правильнее сказать, называют слова по методу целых слов, узнавая в них знакомые буквы. Так можно поступить с ранее изученными словами. А как же быть с новыми, которые видим впервые?
На основании результатов выполненного учениками теста (Приложение 2) мы можем утверждать, что у большинства учащихся вторых классов преобладает конкретно-ситуационное мышление над абстрактно-логическим, многие из них поспешны и импульсивны в выводах, а также невнимательны к тому, что видят. Следовательно, читая новые слова, они пытаются угадать их, применяя метод целых слов, либо читают их как по-русски (одна буква – один звук).
Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте. И именно в этот период происходит постепенный переход от наглядно-образного, конкретного к понятийному, научно-теоретическому мышлению. Но этот процесс требует времени и учащимся, не освоившим правила чтения, приходится приспосабливаться, чтобы избежать ошибок.
По мере накопления словарного запаса учащиеся начинают понимать, что во многих английских словах присутствуют одинаковые буквосочетания и можно этим воспользоваться при чтении. Английский язык начинает восприниматься как конструктор: можно взять слово, заменить в нем букву, и получится новое слово, которое будет читаться также как исходное (Например, ball – wall – hall – tall, house – mouse – blouse, chair – hair - fair). Поиск сходств с ранее изученными словами превращается в своеобразную игру, и чтение новых слов происходит ненавязчиво. Но парадокс заключается в том, что, научившись читать слова отдельно, мы с трудом узнаем их в текстах. И если навык чтения не доведен до автоматизма, то в нашей голове вновь происходят процессы узнавания слова, только при этом мы обращаем внимание лишь на буквенное написание, не анализируя слоги или наличие определенных буквосочетаний. И на первый план в чтении слова выходит его похожесть на что-то хорошо знакомое. Если наш мозг не находит ничего подобного, то слово, как правило, прочитывается неверно. А так как правила чтения являются категорией абстрактной и анализ слова с их использованием требует определенных усилий, то нам гораздо проще вспомнить, где мы видели такое сочетание букв, как в вызвавшем затруднение слове, и как это читалось.
Например, перед нами слово creature. Оно не изучается в курсе начальной школы и, естественно, может вызвать затруднение. Но каждый ученик прекрасно помнит слова ice-cream и picture, которые достаточно часто встречаются на уроках. Таким образом, взяв части хорошо знакомых слов, мы прочтем слово creature по аналогии с ранее изученными словами. Еще одним примером такого чтения является чтение слова whose. Как показывает практика, в этом слове часто допускаются ошибки. Но стоит только обратить свое внимание на то, что внутри «спряталось» слово who, которое мы знаем, практически, с первых уроков, как это слово перестает вызывать затруднения. И именно это мы вспоминаем при каждом повторном прочтении слова, а не то, что буквосочетание wh перед буквой o всегда читается, как звук [h].
Естественно, что такой способ чтения нельзя перенести на чтение всех слов в английском языке, но существует так много правил чтения, что их все просто невозможно удержать в памяти, поэтому иногда проще прибегнуть к чтению по аналогии.
Заключение
Данная исследовательская работа представляет практический интерес как самостоятельное исследование в рамках предмета английский язык.
В ходе исследований мы узнали, что наличие трудностей при чтении на английском языке в нашем возрасте объяснимо с психологической точки зрения. Определения понятий абстракция, буквосочетание, открытый слог, закрытый слог, правила чтения, аналогия помогли нам более точно вникнуть в суть вопроса и правильно сформулировать свои суждения. Использованные методы способствовали достижению цели исследования. Полученная в ходе исследования информация не только расширила наш кругозор, но и может оказаться полезной как для учителей иностранного языка, так и для учащихся, изучающих иностранный язык.
Мы не претендуем на глубокое научное исследование, т.к. не имеем достаточно опыта, но считаем, что выявленный нами способ чтения, которым пользуются учащиеся начальных классов, имеет право на существование. Более того, он способствует овладению навыком чтения на иностранном языке, повышает орфографическую зоркость, развивает мыслительные операции, учит детей находить выход из трудной ситуации, что является наиболее ценным приобретением в период обучения в младшей школе в соответствии с требованиями новых стандартов.
Подводя итог нашим исследованиям, можно сделать следующие выводы:
- способ чтения по аналогии может дополнять метод чтения целыми словами и фонетический метод обучения чтению на начальном этапе, так как наиболее близок пониманию детей данной возрастной группы;
- данный способ может применяться для самостоятельного овладения навыком чтения детьми младшего школьного возраста, так как учебный материал, соответствующий данному уровню обучения не содержит сложных лексических единиц и доступен с позиции восприятия.
Список литературы
http://window.edu.ru/resource/443/42443
http://bookz.ru/authors/muhina-valeria/muhinavs01/1-muhinavs01.html
Глоссарий
Абстра́кция - мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения их существенных признаков.
Аналогия - сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями.
Буквосочетание - это сочетание букв, читающееся как один звук, принадлежащий к фонетической системе данного языка.
Закрытым называется ударный слог, если он оканчивается на согласную, за которой не следует очередная гласная или после которой идет другая согласная.
Открытым называется ударный слог, если он оканчивается на гласную, после которой не следует согласная или если он оканчивается на согласную, после которой следует очередная гласная.
Правила чтения в английском языке обширны и сложны, т.к. существует огромное расхождение между буквами и звуками: букв 26, а звуков 44, поэтому разные буквы в разных положениях производят разные звуки, которые в английском языке передаются условными обозначениями, называемыми знаками транскрипции.
Приложение 1
Анкета для учащихся 2 – 4 классов
«Как я читаю по-английски?»
а) вижу слово - вспоминаю правило и читаю;
б) читаю как по-русски (какая буква - такой звук);
в) вижу слово - вспоминаю, как читалось похожее на него слово, которое я знал раньше, и читаю;
г) не понимаю, как-то само собой получается;
д) не умею читать по-английски.
Приложение 2
Психологический тест для учащихся 2 – 4 классов
Методика "Выделение существенных признаков"
Цель: исследовать особенности мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.
Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки.
Инструкция для детей: "Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения".
Бланк
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).
8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).
9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).
10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).
11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).
12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).
16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).
17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).
18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).
19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).
20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).
Ответы (ключ).
1. Растения, земля. 11. Сражения, солдаты.
2. Берег, вода. 12. Бумага, текст.
3. Здания, улица. 13. Голос, мелодия.
4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум.
5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели.
6. Делимое, делитель. 16. Почва, дерево.
7. Диаметр, окружность. 17. Состязания, победа.
8. Глаза, текст. 18. Врач, больные.
9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек.
10. Игроки, правила. 20. Родина, человек.
Интерпретация.
Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.
Результаты анкетирования учащихся 2 – 4 классов в рамках исследовательской работы
Слайд 1
Чтение по аналогии как один из способов самостоятельного овладения навыками чтения на английском языке Автор работы: Захаркина Марина, ученица 4Б класса МБОУ СОШ №46 г. Сургут, 2015Слайд 2
Правила чтения Как приме-нить?
Слайд 3
Цель исследования : определить, насколько чтение по аналогии эффективно и приемлемо ли оно в качестве способа самостоятельного овладения навыком чтения на начальном этапе Задачи : установить особенности психического развития детей данной возрастной группы, проанализировать существующие методики обучения чтению на английском языке, выявить существующие трудности в овладении навыком чтения на английском языке и установить реальные способы преодоления этих трудностей самими учениками .
Слайд 4
Гипотеза если нам удастся доказать, что чтение слов по аналогии с ранее изученными дает возможность читать незнакомые слова на английском языке, то данный способ может быть использован как для самостоятельного обучения чтению, так и при обучении чтению на уроках английского языка Области науки возрастная психология педагогика индивидуальности методика преподавания английского языка в начальной школе фонетика Понятия абстракция буквосочетание открытый слог закрытый слог правила чтения аналогия
Слайд 5
Объект исследования: лексика из курса английского языка начальной школы Предмет исследования: способы чтения английских слов анкетирование тестирование анализ сопоставление беседа обобщение Исследование
Слайд 6
Аналитико-синтетическая деятельность находится на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов. Абстракция младшего школьника отличается тем, что за существенные признаки принимаются внешние, яркие. Более развита наглядно-образная память , чем словесно-логическая.
Слайд 7
Как нас учат? Открытый слог Закрытый слог A name [ eɪ ] cat [ æ ] O no [ əʊ ] not [ ɒ ] U cute [ ju: ] nut [ ʌ ] E he [ i: ] hen [ e ] I like [ aɪ ] big [ ɪ ] Y my [ aɪ ] myth [ ɪ ]
Слайд 8
Как мы читаем? читаю как по-русски (какая буква - такой звук) вижу слово - вспоминаю, как читалось похожее на него слово, которое я знал раньше, и читаю не понимаю, как-то само- собой получается не умею читать по-английски вижу слово - вспоминаю правило и читаю 13% 7% 24% 20%
Слайд 9
Помню ли я, как читаются английские гласные? Различаю ли я открытый и закрытый слог в английском языке? Знаю ли я, что чтение гласных может изменяться в зависимости от того, какие согласные стоят после нее? Нужно ли изучать правила чтения на английском языке или можно обойтись без них? Понимаю ли я, как применять изученные правила чтения?
Слайд 10
Как читать? d augh t er [ ɒ: ] [-] [ ə ] h o me – c o me [ǝu] [ɑ : ] l o ng – am o ng [ ɒ ] [ ʌ ] n u t – p u t [ ʌ ] [u] be come wel come
Слайд 11
Эврика! b all – w all – h all – t all h ouse – m ouse – bl ouse ch air – h air - f air dr aw – s aw dr ew - fl ew th ought – b ought
Слайд 12
Так мы объясняем друг-другу Creature ice- crea m pic ture [kri:] [tʃǝ] Whose Who [hu : ]
Слайд 13
Это работает! Спасибо за внимание!
Новогодние гирлянды
Ель
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Твёрдое - мягкое
За чашкой чая