Введение
В последнее время мы чаще задумываемся о своих корнях, о сохранении традиций, о внедрении их в современную жизнь.
Все стало стремительно забываться, уходить из жизни.
Не состоялась передача целому ряду поколений, образовался своеобразный обрыв нитей и корней. Это состояние не должно передаваться нам, живущим в этом сложном современном мире.
Актуальность. В последние годы в связи с глобальными политическими экономическими изменениями в нашей стране актуальным является задача сохранения и развития культуры всех народов, проживающих в нашей стране . Это в полной мере относится и к российским татарам.
Главное богатство России - культура населяющих ее народов, бережное отношение к национальным культурам ,уникальная способность жить вместе, оставаясь разными. Поэтому было решено более подробно рассмотреть народное татарское декоративно- прикладное искусство.
Главная цель работы - изучить историю татарского народного декоративно- прикладного искусства; узнать виды искусства сохранившиеся до наших дней. Найти народных умельцев на селе.
Объектом изучения являются образцы изделий татарского декоративно-прикладного искусства, домовой архитектурный декор на селе.
Задачи для работы выдвигались следующие:
1)Изучить историю татарского народного декоративно-прикладного искусства.
2)Рассмотреть различные виды ремесел татарского народа.
3)Проанализировать особенности ремесел сохранившиеся в селе Большие Туралы.
Методы исследования. В ходе исследования использовались следующие методы: обобщение изученного из научно – популярной литературы и периодической печати. Провели поиск образцов декоративного убранства домов своего села. Разыскали и сфотографировали дома и дворовые постройки со старинной и современной резьбой по дереву, а также предметы быта и домашнего обихода.(
Это состояние не должно передаться нам живущим в этом сложном современном мир. Всеобщие перемены, коснувшиеся нашей жизни, многое изменили в самосознании людей , в духовных потребностях души человека.
Возрождается интерес к национальной культуре. И главная сегодня задача - сбережение народных традиций и глубокое внедрение их в жизнь.
Любовь к Родине начинается с ее познания. При знакомстве населения страны сведения о народных промыслах позволяет лучше раскрыть этнографическую составляющую изучаемой темы. Примеры о развитии и распространении узорного ткачества, вышивки или вязания, которые берут свое начало в крестьянской повседневной жизни, позволяет показать особенности национальной одежды и быта народов России.
Вложение | Размер |
---|---|
НОУ | 75.5 КБ |
БОУ «Больше-Туралинская средняя общеобразовательная школа
Тарского муниципального района Омской области
Номинация: «Халкымның күңел бизәкләре (Изучение национальных орнаментов в рукоделиях и в быту татарского народа)»
« Татарские орнаменты в селе Большие Туралы».
Исследовательская работа
обучающейся 7 кл.: Туктаметова Эмилия
Руководитель
учитель географии:
Тухтаметова
Мунавара Чаппаровна
Оглавление
Введение………………………………………………………………………… .3
1.Татарское народное декоративно-прикладное искусство (история) ………4
2.Орнаментальное искусство – элемент прикладного
искусства татар…………………………………………………………………. 6
3.Домовой архитектурный декор в селе
Большие-Туралы …………………………………………………………………7
4.Косторезное искусство ………………………………….................................. 8
Заключение …………………………………………………………………….…9
Литература……………………………………………………………………….10
Приложение 1…………………………………………………………….....…11-14
Приложение 2…………………………………………………………….…..14-26
Приложение 3…………………………………………………………………....27
Введение
В последнее время мы чаще задумываемся о своих корнях, о сохранении традиций, о внедрении их в современную жизнь.
Все стало стремительно забываться, уходить из жизни.
Не состоялась передача целому ряду поколений, образовался своеобразный обрыв нитей и корней. Это состояние не должно передаваться нам, живущим в этом сложном современном мире.
Актуальность. В последние годы в связи с глобальными политическими экономическими изменениями в нашей стране актуальным является задача сохранения и развития культуры всех народов, проживающих в нашей стране . Это в полной мере относится и к российским татарам.
Главное богатство России - культура населяющих ее народов, бережное отношение к национальным культурам ,уникальная способность жить вместе, оставаясь разными. Поэтому было решено более подробно рассмотреть народное татарское декоративно- прикладное искусство.
Главная цель работы - изучить историю татарского народного декоративно- прикладного искусства; узнать виды искусства сохранившиеся до наших дней. Найти народных умельцев на селе.
Объектом изучения являются образцы изделий татарского декоративно-прикладного искусства, домовой архитектурный декор на селе.
Задачи для работы выдвигались следующие:
1)Изучить историю татарского народного декоративно-прикладного искусства.
2)Рассмотреть различные виды ремесел татарского народа.
3)Проанализировать особенности ремесел сохранившиеся в селе Большие Туралы.
Методы исследования. В ходе исследования использовались следующие методы: обобщение изученного из научно – популярной литературы и периодической печати. Провели поиск образцов декоративного убранства домов своего села. Разыскали и сфотографировали дома и дворовые постройки со старинной и современной резьбой по дереву, а также предметы быта и домашнего обихода.(
Это состояние не должно передаться нам живущим в этом сложном современном мир. Всеобщие перемены, коснувшиеся нашей жизни, многое изменили в самосознании людей , в духовных потребностях души человека.
Возрождается интерес к национальной культуре. И главная сегодня задача - сбережение народных традиций и глубокое внедрение их в жизнь.
Любовь к Родине начинается с ее познания. При знакомстве населения страны сведения о народных промыслах позволяет лучше раскрыть этнографическую составляющую изучаемой темы. Примеры о развитии и распространении узорного ткачества, вышивки или вязания, которые берут свое начало в крестьянской повседневной жизни, позволяет показать особенности национальной одежды и быта народов России.
Глава 1. Татарское народное декоративно-прикладное искусство.
Народным называют искусство, главной определяющей чертой которого является коллективный характер творчества, проявляющийся в преемственности многовековых традиций. Преемственны, прежде всего, технологические приемы ручного труда, передающиеся от поколения к поколению народных мастеров. Произведения традиционного ручного труда доносят до нас многие художественные образы, связывающих наше время с культурой древности. Возникая на самых ранних стадиях человеческого развития и сопровождая народ на всех этапах его жизни, народное искусство составляет основу национальной культуры.
Коллективный характер народного искусства выражается в тесной связи народного мастера с окружающей природной средой и людьми. Народный мастер создает вещи нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он.
Не выходя за рамки народных традиций, мастер творчески относится к своей работе и никогда не создает точной копии с уже готовой продукции. В разные исторические периоды, в зависимости от смены культурно-исторических эпох, претерпевало изменение и народное искусство, принимая различные формы домашнего производства самых необходимых в быту предметов, художественных ремесел и промыслов. Одну из исторически сложившихся форм народного декоративно-прикладного искусства представляют собой художественные народные промыслы. Это товарное производство художественных предметов широкого народного потребления при обязательном использовании ручного творческого труда. Наследуя лучшие традиции народного искусства, художественные промыслы являются наиболее развитыми очагами народной национальной культуры.
Татарское народное декоративно-прикладное искусство, являясь частью как материальной, так и духовной культуры этноса включает в себя различные виды художественного творчества, связанные с оформлением жилища, костюма, традиционной обрядовой и праздничной культуры.
В течение столетий, татарское народное художественное творчество сложилось в своеобразный синтез оседло- земледельческой и степной кочевнической культуры. В наиболее развитых видах народного искусства татар (кожаная вышивка, ювелирное искусство, резьба по дереву) четко просматриваются традиции древних оседлой городской и степной кочевой культур.
Особая роль в формировании этого искусства принадлежит казанскому ханству – государству с высокоразвитыми ремесленными традициями. Истоки, которые связаны с городскими ремеслами, традициями Волжской Болгарии и Казанского ханства, наследие которого было воспринято, продолжало жить и развиваться, постоянно обогащаясь и подпитываясь традициями местного финно-угорского и славяно-русского населения достигнув наивысшего расцвета в 18-19 веках.
Со временем Волжской Болгарии тюрко-татарское искусство находилось под воздействием художественных традиций и эстетических канонов тюрко-исламских цивилизаций Востока, и это ярко отразилось на всех видах татарского народного декоративно-прикладного искусства, в функциональном назначении предметов народного искусства, в технико-технологических приемах их изготовления, в орнаменте.
Издревле у волго-уральских татар широкое распространение в быту получило художественное ткачество, изготовление узорных, многоцветных тканей. Узорное ткачество носило в основном характер домашнего ремесла, поэтому изготовлением тканей занималась практически каждая крестьянка. Изделия с ткаными узорами тесно были связаны с семейной обрядностью. Декоративные полотенца, покрывала, скатерти, салфетки, ковры ,а также узорный холст для рубах, нижней одежды составляли значительную часть приданого невесты, поэтому ткачеством чаще всего занимались молодые девушки, даже девочки, начиная м самого раннего возраста.
Традиционное татарское жилище не знало деления на комнаты. Это и было причиной появления разнообразных тканей занавесей, пологов, подзоров. Через перегородки, не доходящие, до потолка перекидывались декоративные молитвенные коврики и полотенца.
В сельских домах стариков по сей день развешиваются декоративные полотенца в углах и простенках между окнами. Тканые дорожки и коврики стелили на полы и нары (сэке)- обязательный в прошлом элементы интерьера татарского дома.
Декоративно-прикладное искусство татарского народа создавалась столетиями, сохраняя для потомков лучшие образцы талантливых произведений. В этом искусстве выражена сущность национальной художественной культуры. Уже первое знакомство с предметами, поражает яркостью красок, насыщенностью орнаментальных форм, богатством изобразительного ряда. Анализ декора показывает, что он в полной мере отражает историю татарского народа. Здесь нашли воплощение связи с народным искусством казанских татар и других тюркских народов восточной Европы. Немало интересных черт орнаментики появилось в 18-19 веках, благодаря выходцам из средней Азии - сибирским бухарцам. В сибирско-татарском искусстве мы видим немало узоров, которые говорят о контактах с народами Севера и Алтая. [3,стр87-98]
Татары Омской области активно взаимодействовали с русским населением, что в полной мере проявилось в искусстве. Скульптура и изобразительное искусство не получили широкого распространения у Сибирских татар. Сюжетный рисунок встречается у татар до конца 18 века. Затем он исчезает под влиянием мусульманства, запрещающего изображать живые существа. Наиболее жизненно важным материалом не только в лесной среде, но и в лесостепной зонах для сибирских татар было дерево. Из него изготовляли жилища и многочисленные предметы быта.
Глава 2. Орнаментальное искусство-элемент прикладного искусства татар.
Орнаментальное искусство - элемент прикладного татарского искусства.
При изучении народного творчества сибирских татар значительный интерес представляют их орнаменты. Узоры с традиционными сюжетами украшали изделия из дерева, бересты, металлов, тканей, войлока, кожи, шерсти. Орнамент татар на мягких материалах (войлок, различные ткани) был крупным, в основном растительные. Это стилизованные деревья, с пышными и широкими листьями, бутоны, стебли. Орнаментировались мужские и женские праздничные головные уборы (шапки, тюбетейки, женские колпаки, не большие покрывала и т.д.). Материалом для вышивания служили гарус, цветные и золотые нитки, жемчуг, металлические бляшки, серебряные монеты. Фоном служили бархат темных тонов или яркий шелк. Старинными способами вышивания были строчной и тамбурные швы, гладь по настилу, шитье бисером. С конца 19 века среди татар появились новые, вышивания крестом, двойная гладь.
К орнаментированию тканей у сибирских татар примыкает так называемая корама (Карамыш)- сливная мозаика кусков разноцветных тканей в форме квадратов, треугольников ромбов и т.д. Сибирские татары издавна орнаментировали свои изделия из бересты (туески разных размеров, маленькие цилиндрические и прямоугольные шкатулки и т.д.). Традиционными орнаментальными сюжетами украшалась поверхность праздничной женской обуви – ичигов, изготовлявшихся преимущественно из красного или зеленого сафьяна. Ювелирные изделия (браслеты, кольца и т.д.) украшались расписными узорами, имевшими вид бордюров. Из технических приемов нанесения орнамента на металлы были распространены линейная резьба, ковка. Встречается и орнаментированная деревянная посуда. Это широкие и не глубокие чаши (чара) , ковшики, лопатки, глубокие чаши (миски), изготовленные путем долбления из цельного куска дерева, небольшие чашки(як), вмещавшие примерно до 1 литра.
Значительный интерес представляет вопрос об орнаментировании сибирскими татарами архитектурных наличников, окон, ворот и т.д.
Орнамент сибирских татар не развивается изолированно. На него оказало влияние декоративное искусство поволжских татар, народов средней Азии, казахов, хантов и т.д. [3,стр102-105]
В татарском орнаменте в целом доминирует растительный элемент над зооморфным. Растительные мотивы степного происхождения: трилистники, пальметты; мотивы тюльпана, гвоздики, много лепестковых розеток, популярной интегральной спирали, цветочного букета, побеги с остроконечными листьями, волнообразные и спиралевидные побеги, росток (иногда практикующийся как «древо жизни») – наиболее устойчивые базовые элементы степного стиля.
Наряду с зооморфными и антроморфными степными мотивами, они представляют собой древнюю Кочевую культуру отдаленных предков татарского народа.
В народном декоративно-прикладном искусстве татар – именно в вышивке - ярко проявляется расцвет цветочно-растительного орнамента или «восточного барокко». «Восточное барокко» с популярной темой цветочного букета становится выражением эстетического вкуса народа, одной из основ стилистики татарского орнамента. В процессе эволюции цветочного стиля значительную роль начинают играть садовые, луговые и лесные мотивы, и том числе и букетные композиции из астр, хризантем, георгинов, пионов, роз, незабудок, ромашек, васильков, круги, спирали, растительные побеги насыщают плоскости домов. В пропильной резьбе встречаются узоры, перенесенные с вышивок, тканных и войлочных ковров.
Внутреннее убранство татарского дома четко делится на продукты мужского и женского труда.
Наибольшее число орнаментированных предметов, заполнявших интерьер, выполнено из мягких материалов. Рукоделием очень плотно было заполнено все время, оставшееся от основной работы. Девочки обучались техническим приемам орнаментации с раннего возраста.
В 10-13 лет они уже могли прясть и ткать, вышивать. Большинство декоративных ремесел, татар Омской области не вышло за рамки домашнего производства. Но такие области, как ковроделие, частично вышивка, орнаментированная береста, в конце 19 века приобрели характер товарного промысла.
Глава 3. Домовой архитектурный декор.
Домовой архитектурный декор сибирских татар заслуживает особого внимания. Определённые виды украшения жилища существовали у сибирских татар еще с периода Сибирского ханства. Просматриваются такие виды архитектурных украшений как охлупень и причелины на крыше, карнизы, оконные наличники, резное крыльцо, декоративные ворота и заборы. В 19 веке преобладала долотная выемчатая резьба .Украшения этого времени лаконичны, просты по форме. Здесь преобладают прямолинейные геометрические узоры. Почти одновременно с русскими (в конце 19 века) у татар появляются пропильные узоры. Новый инструмент – лобзик существенно изменил не только технологию изготовления орнамента.
[ Приложение 3 ]
В нашем селе очень много народных умельцев ,которые переняли навыки мастерства у людей старшего поколения.Очень замечательные изделия делает из дерева Аширмаметов Рамиль(1966г). Мы интересовались ,у кого он научился ,этому мастерству. Ответ был такой :»Сам .Попробовал,получилось.»На фотографиях видны красивые изделия ,здесь и подс тавки для цветов ,табуретки , прялки очень ажурный,оригинальный получается у Рамиля Тавхитовича домовой архитектурный декор. [Приложение 2] Самые красивые сани делает Аширмаметов Риза(1959г.)
Он показал нам нам сани, ходки, темги. На вопрос: «А что труднее всего делать?» Он ответил : «Кошовки». Сначала нужно загнуть (делаются они из березы); выстрогать, а только потом прутьями плести коробушку.
Глава 4. Косторезное искусство
На обском Севере археологи нашли изделия, выполненные из оленьего рога и костей крупных водоплавающих птиц: изящные ложки, ручки ножей. Обилие мамонтовой кости в Сибири, традиция резьбы по кости у народов, населяющих бассейн реки Оби- все это способствовало становлению в Тобольске центра косторезного искусства.
В центрах косторезного дела, использовались разные материалы- бивень мамонта, клык моржа, простая животная кость- цевка, зуб, коровий рог, китовый ус, рог северного оленя. Все эти материалы проходят предварительную обработку: очищаются, обезжириваются.
Техника изготовления изделий из кости разнообразна. Ажурная, объемная, рельефная резьба, цветная гравировка, глубокая порезка используются в работе с этими материалами. Отделочные операции при изготовлении изделий из материалов из кости заключается в шлифовке, отбеливание, полировки и монтаже.
Ажурная работа- наиболее трудоемкая техника художественной обработки кости, требующая от мастера высокой квалификации.
Рельефная резьба, хотя и близка по приемам выполнения к ажурной, менее сложна.
Объемная резьба применяется при изготовлении скульптуры из кости. Из кости (клыка моржа, мамонта) на токарной основе могут изготавливаться коробочки, вазы, бокалы, кубки, стаканы и другие предметы, имеющие круглую или цилиндрическую форму.
Существует еще один вид художественной обработки кости, так называемая оклейная работа. Заготавливается пластины кости нужного размера. Из этих пластин склеиваются изделия : шкатулки, ларцы.
Существует также техника многослойного ажура, заключающаяся в накладывании одной костяной пластинки на другую. В этом случае на каждой пластинке заранее по нанесенному рисунку на шлифованной и циклеванной поверхности выполняется художественная резьба. В этой сложной технике работали мастера Кисловодска и Хотькова.
Накладыванием одной пластины с ажурной резьбой на другую достигается особый декоративный эффект.
Тобольские мастера искусны в области миниатюрной скульптуры. Они отражали скульптурные группы, отражающие быт народа Севера, животный мир. [2,стр58-64]
Директор нашей школы Муратов Эдуард А. изготовляет изделия из кости.
Изделия получаются очень изящные ,оригинальные. [Приложение 2]
Заключение
В своей работе я попыталась рассказать о народных художественных ремеслах, о народных умельцах нашей местности. В настоящее время все то ,о чем писали выше, пригодится нам сегодня и в будущем. Интерес к народным промыслам, художественным ремеслам возрастает. Рукотворное мастерство не утратило своей привлекательности. В настоящее время многие традиции, ритуалы, обряды утеряны. Многие носители уходят из жизни, поэтому необходимо сохранить и донести до наших потомков, хотя бы тот небольшой пласт который нам оставили наши предки.
Литература.
Сила слова
Злая мать и добрая тётя
За чашкой чая
Фильм "Золушка"
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"