Дети блокадного Ленинграда
Содержание
Введение
Глава I Блокада Ленинграда
1.1 Начало блокады и первые годы блокады
1.2 Дорога жизни
1.3 Прорыв блокады
Выводы к главе I
Глава II Дети в блокадном городе
2.1 Воспоминания детей
2.2 Обучение детей во время блокады
2.3 Работа детей на производстве
Выводы к главе II
Глава III
3. 1 Описание исследования
3.2 Результаты исследования – создание информационной брошюры для школьников
« Дети блокадного Ленинграда»
Выводы к главе III
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Вложение | Размер |
---|---|
deti_blokadnogo_leningrada.doc | 152 КБ |
VIII учебно-практическая конференция младших школьников
«В науку первые шаги»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №406
Дети блокадного Ленинграда
Выполнил: ученик 2в класса Николаев Стефан
Руководитель: учитель начальных классов
Силиванова Елена Станиславовна
Санкт-Петербург, г. Пушкин
2018г.
Дети блокадного Ленинграда
Содержание
Введение
Глава I Блокада Ленинграда
1.1 Начало блокады и первые годы блокады
1.2 Дорога жизни
1.3 Прорыв блокады
Выводы к главе I
Глава II Дети в блокадном городе
2.1 Воспоминания детей
2.2 Обучение детей во время блокады
2.3 Работа детей на производстве
Выводы к главе II
Глава III
3. 1 Описание исследования
3.2 Результаты исследования – создание информационной брошюры для школьников
« Дети блокадного Ленинграда»
Выводы к главе III
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Тема: «Дети блокадного Ленинграда»
Проблема:
В школе, по телевидению нам часто рассказывают о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда. Невозможно представить, как жили люди в это страшное время. Я много думал об этом. Мне хотелось больше узнать о том, что позволило людям выжить. Меня очень интересовало, как жили в осажденном городе дети. Я подумал: «А знают ли об этом страшном времени мои ровесники?»
По результатам анкетирования (приложение №1, №2) я выяснил, что дети мало знают о блокаде Ленинграда и жизни детей в блокадном городе. Многие не знают об источниках информации: музеях, памятниках, художественной литературе, фильмах, из которых можно более подробно об этом узнать.
Я считаю, что об этой страшной войне нельзя забывать. Я решил собрать как можно больше сведений о жизни детей в блокадном городе, чтобы рассказать это современным детям.
Актуальность.
Актуальность данной темы хочу подтвердить строками из стихотворения Ю. Воронова
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она как сила нам нужна….
Я считаю, что забывать об этом нельзя. Недаром говорится: кто забывает прошлое, обречён на ошибки в будущем.
Объект исследования:
Источники информации, рассказывающие о жизни детей в блокадном Ленинграде.
Предмет исследования:
Изучение источников информации, рассказывающих о жизни детей в блокадном Ленинграде.
Цель:
- Исследовать возможности приобретения знаний, о жизни детей блокадного Ленинграда, используя различные источники: чтение художественной литературы, просмотр художественных фильмов, посещение памятных мест и музеев в г. Санкт - Петербурге. Создание брошюры – «Справочника для младших школьников «Дети блокадного Ленинграда»
Гипотеза:
Созданная мною информационная брошюра для школьников « Дети блокадного Ленинграда», подскажет современным детям источники информации, рассказывающие о жизни детей в блокадном Ленинграде. Если мы сохраним память о героизме и стойкости героев Великой Отечественной войны, о мужестве, настоящем патриотизме простых людей и детей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда, и передадим эту память потомкам, мы, россияне, станем сильнее и богаче душой, а Россия всегда будет великой и непобедимой державой.
Задачи:
- Собрать информацию о блокаде Ленинграда.
- Изучить тему « Дети в блокадном Ленинграде».
- Прочитать детскую художественную литературу по данной теме.
- Посмотреть художественные фильмы.
- Посетить музеи и памятные места в г. Санкт-Петербурге, связанные с блокадой Ленинграда.
- На основе впечатлений от посещения музеев, памятных мест, чтении художественной литературы, просмотра фильмов создать информационную брошюру для школьников « Дети блокадного Ленинграда».
- Сделать вывод.
Введение
Каждый год 9 мая мы празднуем День Великой Победы. Почитаем тех, кто погиб в боях и тех, кто выжил, кто прошёл всю войну от начала и до конца, тех, кто сейчас может нам поведать о тех страшных страницах нашей истории. Свою работу я хотел бы посвятить участникам Великой Отечественной войны, а именно, детям - ленинградцам, пережившим ужасы блокады и сказать им огромное спасибо за то, что они помогли отстоять город!
Летом мы с мамой прочитали книгу И. Миксона «Жила была». Эта книга о знаменитой девочке Тане Савичевой и ее дневнике. Когда я прочитал книгу, судьба Тани поразила меня. Девочка потеряла свою семью и осталась одна... Ее история - история тысяч детей блокадного города, трагедия ее семьи - трагедия тысяч семей. Я заинтересовался темой блокады Ленинграда, а именно как жили дети и мои сверстники в осажденном городе.
Глава I
Блокада Ленинграда
8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длинной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалась 2 млн. 877 тыс. человек.
Захват Ленинграда был одним из пунктов немецкого плана «Барбаросса». Фашисты считали, что в течение лета и осени Советский Союз будет разгромлен и город на Неве взят. Но их планы не сбылись. Защитникам Ленинграда удалось остановить вражеские войска в 4-7 километрах от города. Город не был захвачен, но его жители оказались в кольце блокады, отрезанные от окружающего мира.
Гитлер принял решение стереть Ленинград с лица земли. Для этого обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить, задушить голодом.
Но гибель мирных жителей во время артобстрелов была только началом бедствий, выпавших на город. Перестали работать электростанции, и город погрузился во тьму.
Началось самое тяжелое время: зима 1941-1942 годов. Ленинград занесло снегом, ударили 40 градусные морозы. Закончилось топливо, и внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны. А затем и книги.
Замерзли водопроводные и канализационные трубы, люди остались без воды. Теперь ее можно было брать только из Невы и Фонтанки.
Самой тяжелой была зима 1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети -125 грамм хлеба. И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только наполовину состоял он из муки, которой тогда очень не хватало. В него добавляли жмых, целлюлозу, обойный клей. Но и за этим маленьким кусочком надо было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Других продуктов практически не было. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили из них суп. Из столярного клея варили студень. Разрезали на куски и отваривали кожаные сапоги и туфли.
Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д. Шостаковича, названная позже "Ленинградской». Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.
1.2 Дорога жизни
С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинграда. Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей «Дорога жизни».
1.3 Прорыв блокады
В следующую блокадную зиму 1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось: ходил общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация.
В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера. На освобождённой территории была сразу же сооружена железная дорога. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения.
В январе 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась.
27 января в Ленинграде был произведён салют в ознаменование окончательного освобождения города от блокады, которая продолжалась 872 дня.
Выводы по главе I
Анализ литературных, интернет источников научных фильмов по данной теме позволил сделать ряд выводов:
Пройдут века. Прекрасным останется город на Неве. И никогда не изгладится в благодарной памяти человечества подвиг миллионов воинов и горожан, вписавших немеркнущие страницы в летопись Великой Отечественной войны.
Глава II
Дети в блокадном городе
2.1 Воспоминания детей
Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч «зажигалок», сброшенных с самолетов, не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом... Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов и бомбёжек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было, только отстояв город. У них было особое опалённое войной блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб.
Шурик Игнатьев трех с половиной лет от роду, 25 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок бумаги беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал?» - спросила воспитательница. Он ответил: «Это война, вот и всё, а посередине булка. Больше не знаю ничего».
В детской душе горела та же ненависть к фашизму. Маленький ленинградец Женя Терентьев писал 8 августа 1942 года в газете «Смена»: «До войны мы жили хорошо и счастливо. Фашисты помешали нам. Во время артиллерийского обстрела вражеские снаряды разрушили наш дом. Я слышал раздававшийся из-под его обломков стоны моих товарищей и друзей. Когда их раскопали в груде камней и досок, они были уже мертвы. Я ненавижу фашистских гадов! Я хочу мстить им за своих погибших товарищей».
Страшная доля постигла и семью Савичевых. Ей было всего 12 лет, когда шла война. Во время войны Таня вела свой дневник. В её дневнике было всего 9 страниц, на шести из которых – даты. Шесть страниц – шесть смертей.
«Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. «Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов»
«Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, всё понимающие, и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где-то там за городом, да и сама блокада оставалась для шести - десятилетних детей понятием отвлеченным, конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы, - непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие? У малышей же детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе».
2.2 Обучение детей во время блокады
Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.
В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили дёсны, качались зубы. Некоторые ученики умирали прямо в классе.
Вот что было написано в отчете школы №251 Октябрьского района:
«Из двухсот двадцати учащихся пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Это одна четвёртая часть. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре – январе умерло одиннадцать мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили»
Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах...» Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».
Вот, что пишет 12 летний мальчик: «Мы учимся в бомбоубежище. С утра до вечера обстрел. В наш дом влетел и разорвался снаряд, выбило все стекла. Мы загородили окно фанерой и теперь дома совсем темно. Сегодня я ел кисель из столярного клея».
«Где-то там, наверху, свистели фугаски, рвались снаряды, а у нас под землей было тихо, светло. Радио приносило нам под землю вой сирены. У нас шел урок. Учитель объяснял нам новые темы. Нужно было запоминать, записывать. Заниматься стало трудно. Было холодно. Коченеют руки и ноги. Застывают чернила. В подземелье погас свет. Мы перебрались в класс, где только одно окно застеклено, а остальные забиты фанерой».
К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.
Одна из учениц писала об этой новогодней елке: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти». Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина по тому времени это было очень хорошее угощение»
Но учеба шла. Шла и пионерская работа. В том числе сбор подарков – папирос, мыла, карандашей, блокнотов для бойцов Ленинградского фронта.
2.3 Работа детей на производстве
Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда, в канун прорыва блокады, на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на самодельные плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: «Не уйду, пока не выполню норму!»
Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Дети ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях.
С первых дней блокады старшеклассники занимались военной подготовкой, дежурили во время налётов на крышах домов и во дворах - тушили бомбы-зажигалки, следили за светомаскировкой. Помогали взрослым смазывать на чердаках деревянные перекрытия огнеупорным составом. А весной даже самые маленькие вышли на расчистку улиц, посадку огородов - грядки вскапывали на любом открытом клочке земли...
Осенью 1942 и 1943 годов чуть ли не все школьники выезжали в окрестности города на колхозные поля для сбора урожая, благодаря чему не повторилась ситуация с голодом зимы 1941-1942 годов.
Дети блокадного Ленинграда ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. Зоркие глаза мальчишек и девчонок выследили немало немецких диверсантов.
Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм были награждены медалями за оборону Ленинграда
Выводы к главе II
Понятие дети и война несовместимы. Юным ленинградцам блокадного города пришлось вместе со взрослыми пережить всю трагедию осажденного города. И они, как маленькие мудрецы, понимали, что это нужно пережить, перетерпеть. Понимали, что к ним пришла беда. Вместе со взрослыми, они ковали победу, становились за станки, дежурили на крышах, ухаживали за раненными и больными. Более пяти тысяч юных ленинградцев за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.
Глава III
3. 1 Описание исследования
Летом мы с мамой прочитали книгу И. Миксона «Жила была». Эта книга о жизни в осажденном блокаде городе, знаменитой ленинградской девочке Тане Савичевой и ее дневнике. Когда я прочитал эту книгу, судьба Тани поразила меня. Девочка потеряла свою семью и осталась одна... Ее история - история тысяч детей блокадного города, трагедия ее семьи - трагедия тысяч семей. Я заинтересовался темой блокады Ленинграда, а именно как жили и учились дети и мои сверстники в осажденном городе.
Я решил узнать, а что знают мои сверстники о блокаде Ленинграда. С этой целью провели анкетирование (приложение № 1, № 2). Я выяснил, что большая часть ребят не совсем понимают, что такое Блокада Ленинграда, не знают, как дети жили и учились в то страшное время, но многие хотели бы узнать, прочитать книги, посетить музеи.
Я подумал, было бы хорошо сделать небольшую памятку «Дети блокады» с перечнем и кратким содержанием интересных книг и фильмов, памятных мест, памятников и музеев, из которой бы ребята узнали источники информации. Может быть, ребята заинтересуются этой темой? Я считаю, что мы должны помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать, через какие муки они прошли, делая все для защиты нашей Родины!
Собрав с родителями информацию в Интернете, мы узнали о многих интересных памятных местах, музеях, памятниках связанных с блокадой. Их оказалось очень много в нашем городе (приложение № 4). К сожалению, все места нам посетить не удалось, я думаю, когда-нибудь мы сходим и туда. Мы выбрали наиболее, на наш взгляд, познавательные места, которые смогли рассказать, как пережили эти страшные 900 дней наши сверстники.
В нашем городе чтят и помнят блокаду, поэтому здесь находится огромное количество музеев и экспозиций, связанных с блокадой Ленинграда. Первый музей, который я считаю нужно посетить, это Музей обороны и блокады Ленинграда.
Музей занимает достаточно красивое здание на Соляном переулке. При входе в музей нам дали схему маршрута « Игра – путешествие 12345 я иду искать» нам предложили стать участниками небольшого исторического расследования. На первом этаже на стенах нас встретили картины, о том ужасном времени. Основная экспозиция расположена на втором этаже. Вот с него то и началось наше расследование. Зал довольно большой, с множеством стендов. Главное место в экспозициях занимают судьбы простых ленинградцев, отстоявших свой город, здесь можно увидеть документы и личные вещи жителей и защитников, здесь же и военная форма, боевая техника. Отдельное место, посвященное знаменитой Дороге Жизни через Ладогу. Именно благодаря этой единственной дороге осуществлялась связь «с большой землей». Блокадные дети - это отдельная тема. Именно ей в музее выделено отдельное место. Ленинградские дети были очень мужественны. Несмотря на голод, холод, постоянные бомбежки они продолжали ходить в школу. На школьной доске перечислены номера тех школ, которые продолжали работать в тяжелые дни блокады. В музее представлено множество реликвий того времени, в первую очередь, это рисунки, дневники, записки детей. Дети взрослели слишком рано и уже в 12 лет работали, выполняя тяжелый физический труд, заменив ушедших на фронт, мужчин и умирающих с голоду и ослабших женщин. Почти на всех рисунках детей и дневниках подростков мы увидели мечты не о роскошной жизни, не о немыслимых вкусностях, а лишь о том, чтобы поскорее закончилась война. 16-летняя девочка придумала праздничное меню, в котором не было ни малейшего упоминания о сладостях, изысканных блюдах, всего лишь хлеб, картофель, кашу мечтала когда-нибудь увидеть на своем столе автор данного дневника. 125 блокадных грамм - единственное, что выдавали за день и то по карточкам. Да и хлеб этот был отнюдь не выпечен из ржаной или пшеничной муки, а представлял собой малопитательное, вязкое нечто, собранное из всего, пригодного и непригодного в пищу. Двигаясь от раздела, к разделу мы узнали много интересного и познавательного. Мы внимательно рассматривали экспозиции, записывали и зарисовывали в нашей схеме. Больше всего в этом музее мне запомнилась комната с экспонатами о школьной жизни детей в блокаду и игрушки, с разбомбленной баржи, на которой эвакуировали детей.
Следующий музей, который мы посетили - это особняк Румянцева. Музей имеет несколько постоянных экспозиций, охватывающих разные периоды жизни нашего города и нашей страны.
Мы рассматривали экспозицию, посвященную жизни нашего города в период Великой Отечественной Войны. Открылась в 1964 году в канун 20-летия полного разгрома фашистских войск под Ленинградом. Была построена по тематико-хронологическому принципу, показывает все основные события, связанные с героической обороной и жизнью города в 1941-1945 годах. Занимает 12 залов и включает более 2000 экспонатов Экспозиция никого не оставит равнодушным, вещи и фотографии, являющиеся живыми свидетелями Блокады, очень живо восстанавливают атмосферу той эпохи.
Справа видна кирпичная кладка - это в музее воссоздано бомбоубежище. Внутри становится немного не по себе, потому что живо представляешь себе, как в таких бомбоубежищах люди сидели сутками, тесно прижавшись, друг к другу. Там же стоят столы. Оказывается, даже в таких условиях дети умудрялись учиться, под тусклый свет керосиновых ламп... мурашки по коже, честное слово!
Документ о норме выдачи хлеба. Представляете, всего за три месяца войны дневные нормы сократились более чем втрое! В июле рабочим полагалось 800 граммов хлеба в сутки, а в ноябре - всего 250 грамм! Все остальные слои населения получали по 125 грамм хлеба в сутки, а также заменители продуктов, разработанные учеными города, свидетельствуют о тяготах тех лет.
Самое сильное впечатление на меня произвел дневник Тани Савичевой, который бережно хранится именно в этом музее. Думаю, про эту девочку знают многие. Дневник, можно сказать, крошечный и записей в нем совсем мало, но читать его невероятно тяжело... Странички дневника распечатаны и увеличены, а сам дневничок пожелтел от времени. Последние записи просто потрясают своей пронзительной и безысходной тоской - "Умерли все. Осталась одна Таня"...
В другом зале воссоздан кусочек квартиры блокадника, сигналы воздушной тревоги и стук метронома способствуют погружению в атмосферу города-фронта. Мне даже стало чуточку страшно…
В следующих залах рассказывается о том, что даже в такие тяжелые времена люди старались не падать духом, ставились спектакли, концерты.
В последнем зале можно присесть и посмотреть фильм о том времени на интерактивном экране, на нем же можно найти сведения о битвах и о людях, участвовавших в событиях того времени, о жизни и обучении детей в блокаду.
Есть в нашем городе и экспозиции воссозданных комнат блокадников. Мы посетили две экспозиции. Это блокадная комната семьи Агте в Музее Разночинный Петербург и выставка «Реликвии войны 1941-1945 гг.» в частном музее города Пушкина в Лицейском переулке.
В частном музее г. Пушкин в отдельном помещении воссоздана «Комната блокадника», полностью собранная из предметов того времени, некоторые из которых, переданы музею потомками ленинградцев, переживших те страшные 900 дней и ночей. Многие вещи уже трудно увидеть где-либо - это и печь «буржуйка», и керосинка, и радиорепродуктор, и другие подлинные блокадные предметы.
В блокадной комнате семьи Агте. Вещи, хранят память о суровой поре ленинградской блокады, принадлежали семье Александра Николаевича Агте. В 1941-1945 годах его семья проживала в служебной квартире в доме 49 по Загородному проспекту. В небольшой комнате спасались от холода сам ученый, работавший на оборонные учреждения города, его жена Мария Алексеевна, их внучка Нина. Черная тарелка репродуктора, печь-буржуйка, кусочек столярного клея бидон, с которым ходили за водой, даже дрова сохранились, елочные игрушки в шкатулочке, все эти предметы можно увидеть и на минуточку перенестись в то тяжелое время. Здесь же отрывной календарь 1941 года, который мало где сохранился к настоящему времени, флакон со слабым ароматом духов, бритвенный станок, зеркало, которое в январе 1942 года было сброшено со стены взрывной волной при очередной бомбежке, но не разбилось, что в семье посчитали добрым знаком. Агте старались сохранить книги, среди которых было немало детских, предвоенных.
Больше всего меня впечатлил кокосовый орех. Семья Агте каждый день смотрели на этот орех. Решили, что он будет съеден, когда уже совсем ничего не останется. У большой керосиновой лампы мы увидели маленький «фигасик». Фигасик – это маленькая самодельная керосиновая или жировая лампа. Если поставить рядом с книжкой, то можно было читать. Вот так нелегко было и взрослым и детям в то время, но они не были сломлены суровым временем, а продолжали жить учится и работать. Я горжусь ими.
Прогулявшись по Невскому проспекту и центру города, мы смогли увидеть некоторые памятные места, связанные с блокадой Ленинграда:
Это репродуктор, установленный на здании на Малой Садовой улице. Жители блокадного Ленинграда собирались у стен здания, чтобы узнать о ходе военных событий. В 2002 году под блокадным громкоговорителем появился уникальный в своем роде памятник репродуктору.
Надписи с текстом «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» в блокадном Ленинграде наносили на северные и северо-восточные части улиц: обстрел шел с Пулковских высот и со стороны Стрельны. Бойцы Местной противовоздушной обороны нанесли надпись на стену дома №14 по Невскому проспекту летом 1943 года. В настоящее время надпись сопровождается мраморной мемориальной доской.
За годы блокады немецкая артиллерия выпустила по Ленинграду около 150 тысяч снарядов. Пострадали более 7000 жилых зданий, 600 предприятий, многие памятники архитектуры. Во время реставрационных работ некоторые следы от осколков на исторических зданиях были специально оставлены: их можно увидеть на северо-западном постаменте коня Клодта Аничкова моста, на ступенях и колоннах западного фасада Исаакиевского собора и на северном фасаде храма «Спас на Крови».
Зашли мы и во двор дома №14 по Невскому проспекту, где установлен огромный глобус. Подходя к нему, понимаешь, что это не просто очередной памятник земному шару, этот глобус блокадный. Авторы своим творением призывают весь мир обойти стороной войны и больше не повторять той страшной блокадной зимы как в Ленинграде, больше нигде во всем свете. Неофициально шар называется "Помни!", у его подножия бронзовая табличка со стихотворными строками поэта-блокадника Юрия Воронова
Оказавшись на площади Победы, мы не обошли стороной и Монумент героическим защитникам Ленинграда. Мемориал, представляет собой 48-метровый гранитный обелиск, несколько скульптурных групп, изображающих защитников Ленинграда, и внутренний круг, к которому ведут широкие лестницы. В центре пространства, отделенного бетонным разомкнутым кольцом, находится скульптурная композиция «Блокада», в которой автор, сам переживший те дни, постарался передать весь их ужас: бомбежки, артобстрелы, голод, морозы, горе и боль осажденного города.
Под монументом находится памятный зал, освещенный 900 светильниками-свечами. На стенах зала выложены панно «Блокада» и «Победа», а экспозиция посвящена обороне и блокаде Ленинграда.
В нашем городе Пушкин тоже находится памятник того трагического периода который мы посетили это - памятник «Формула Скорби» посвящен евреям города Пушкин, которые стали жертвами холокоста.
Не все места связанные с блокадой Ленинграда нам удалось посетить, но я думаю, мы в скором времени это сделаем. Больше всего мне хочется съездить на экскурсию по Дороге Жизни.
Также мы посетили библиотеку, приобрели детскую литературу по теме. У нас получилась небольшая подборка рассказов, повестей о жизни блокадных детей (приложение № 4). Я внимательно прочитал, проанализировал данные произведения, с родителями мы составили краткую аннотацию к каждой книжке, чтобы ребятам было проще выбрать книгу для чтения. Перечень наиболее интересной литературы вошла в нашу памятку. Все прочитанные повести и рассказы мне понравились, я искренне сочувствовал каждому герою. Книжек про блокаду я прочитал более 9, хочу рассказать о наиболее понравившихся мне произведениях.
Например: книга Н. Ходза «Дорога жизни» очень впечатлила меня. Эта книга полностью иллюстрирована блокадными письмами, фотографиями, карточками норм блокадного хлеба. В книге собраны рассказы - это рассказы людей переживших страшные годы войны в Ленинграде, те, кто работал на Дороге жизни и тех, кто благодаря ей выжил в страшные дни блокады. В конце книги представлены памятники по Дороге жизни и их описание с фотографиями.
Следующая книга, которая меня впечатлила, это повесть В. Дубровина «Мальчишки в сорок первом», написана от лица главного героя Вовки, повесть заставляет проживать эти страшные дни вместе с Вовкой. Книга начинается с мгновений простой, веселой мальчишеской жизни - дача, отпуск, ловля раков на речушке. А потом эвакуация, мама и Вовка успели отправить на Урал только сестренку с Пиратом... Потом эвакуироваться стало невозможно, и вместе с отцом они остаются в блокадном городе. В книге есть много мальчишеских моментов. Как и любые дети тех лет, друзья пытаются бежать на фронт, ловить шпионов, учатся стрелять из винтовки и просят в военкомате отправить их воевать. Много трудностей предстоит пережить Вовке и его другу Женьке. Их война, их борьба будет не на передовой, а в плотно-сдавленном фашистским кольцом городе. Но Вовка верит в победу! Вот, он видит, что фашисты сбрасывают предупреждения - «это, чтобы мы видели, какие они сильные… Но если бы они могли, разве бы не захватили они Ленинград еще в сентябре?». Много испытаний выдержал Вовка: и смерть отца, и болезнь матери, и холод, и страшный голод, когда мечтал он «крысу поймать или крапивы найти побольше…». Тяжело читать эту книгу. Тот самый «горький комок» нет-нет, да и перехватывает горло. После этой книги понимаешь, что «всегда надо быть человеком. Иначе не стоит жить».
Во всех книгах, что я прочитал, герои обычные девчонки и мальчишки, перенесшие все трудности и горе того времени. Я считаю их настоящими героями! Невольно хочется задать вопрос: «А смог бы я, также героически перенести все тяготы войны; голод, холод, потерю близких? На этот вопрос сейчас я не могу ответить….. Думаю, что даже многие взрослые бы задумались над данным вопросом…. Мне еще предстоит прочитать не мало книг о блокаде Ленинграда, более взрослых, может быть, в них я найду ответ.
Еще в Интернете мы нашли интересную подборку детских художественных фильмов о блокаде Ленинграда (приложение № 5). Я внимательно посмотрел их и обсудил с родителями. Некоторые моменты очень тяжело смотреть, где то я даже плакал.
Например, в фильме « Жила была девочка». Я искренне переживал за главных героев девочек Настеньку и Катю. Очень больно видеть, как девочка радуется куску хлеба и жадно собирает крошки со стола, с какой горечью и пониманием она узнает о том, что порцию хлеба на человека опять уменьшили. Но при этом она еще хочет и с подружкой делиться! Также очень я переживал, когда к ним в дом попала фугасная бомба. Я кричал: « бегите быстрей», но все-таки их задело осколками, и они попали в госпиталь. Какова была моя радость, когда в конце фильма к Настеньке в госпиталь пришел с фронта отец. Я заплакал.
Я посмотрел фильм « Зимнее утро». Девочка Катя, становится во время войны сиротой. Действие фильма происходит в блокадном Ленинграде. Девочка Катя спасает во время бомбежки незнакомого маленького мальчика, называет его Сережей, и в дальнейшем заботится о нем. Смотря фильм, я тоже восхищалась этой девочкой, ее силой духа. Как она полюбила случайно оказавшегося у нее на руках слабого мальчика, даже ничего не знала о нем, вначале она переживает, куда она с ним, а потом там сроднились, что Катя назвала его своим братом Сережей. Понравилось, как она воспитывает Сережу, строго и ласково и мальчик слушается ее. Как она испугалась, не увидев его в кроватке, а он уже окреп и смог сам добраться до горшка. Но факт, что горшком служит хрустальная ваза, меня удивил и рассмешил! Как накричала она на глупую соседку, которая говорила, что ее Сережа - не жилец. Правильно, что выгнала! Жалко маму мальчика. Вот пережди она бомбежку и не случилось бы несчастье, и переправа тогда прошла хорошо, люди добрались на большую землю. Но встает вопрос о Кате, как бы она? Она говорит, что если бы не Сережа, возможно, она бы и умерла, ей уже ничего не хотелось, она устала, даже последнее время не ходила в бомбоубежище. Замечательный фильм!
Очень мне понравился фильм « Садись рядом Мишка». Это экранизация повести Ю.Германа "Вот как это было", о жизни семилетнего Мишки Афанасьева и его друзей в блокадном Ленинграде. Фильм начинается со счастливых мирных дней, с мая 1941 года, где ребята спорят на тему профессии Мишкиного папы. Ну, никак не верят, что он пожарник. От отчаяния мальчик решает устроить во дворе небольшой пожар, чтобы именно папа приехал его тушить. «Когда начинается война» – я смотрел, не отрываясь, и плакал. Вот маленьких пациентов больницы, где лежит заболевшей скарлатиной Мишка, ведут в бомбоубежище. Несколько мальчишек начинают скакать на постеленных матрацах – «Мы папанинцы на льдине, мы папанинцы на льдины!» Тревожные, страдающие глаза нянечки, вой, гул. И все. Нет их, маленьких "папанинцев». Только Мишка уцелел при этом взрыве. И вот, уже в середине осени, Мишка на костылях возвращается домой. Почти никого нет, эвакуировались. А вот Гена и Леночка Лошадкины остались. Вместе с Мишкой они организуют артистическую бригаду, и дают концерты в госпиталях. Самые запоминающиеся кадры - зима. Ледяная квартира Афанасьевых, где теперь втроем живут Мишка, Гена и Леночка. Ребята сами ходят за хлебом и за водой, сами ведут хозяйство. Все родители - на работе, на дежурстве. И вот Леночка потеряла карточки. Скудный паек двоих приходится делить на троих. Делят. Но ребята слабеют с каждым днем. Вот они лежат рядом на диване, брат и сестра, в пальто и шапках. Уже не встать. И Мишка находит откуда-то силы. Через заснеженный Ленинград, мимо замерших трамваев, ковыляет хромой, голодный, упрямый мальчишка. Торопиться добраться до пожарной части своего отца. Уже в теплое время ребята возвращаются в свой дом, который поврежден бомбой. Бродят по комнате, где нет одной стены. И вдруг к дому подходит человек в военном, с ужасом видит полуразрушенное здание. И, видимо, передумав самое страшное, замечает фигурки детей в квартире. И, с недоверием, со страхом кричит – «Это кто? Это Гена? И Леночка?»
3.2 Результаты исследования – создание информационной брошюры « Дети блокадного Ленинграда» для школьников
После получения информации через различные источники, мы решили создать свою информационную брошюру «Дети блокадного Ленинграда» (приложение № 6), в которой решили отразить различные и наиболее на наш взгляд интересные источники информации. Чтобы ребятам было проще, выбрать книгу для чтения, мы перечислили перечень наиболее интересной литературы с краткой аннотацией. Фильмы, которые мне больше всего понравились, тоже вошли в нашу памятку. Так как в нашем городе, и не только, очень много интересных мест, где можно узнать про блокаду Ленинграда и о жизни блокадных детей мы включили в брошюру наиболее интересные места и музеи, которые советовали посетить. Мы надеемся, что наша брошюра будет полезна не только детям, но и взрослым, которые хотят больше узнать о блокаде Ленинграда.
Выводы к III главе
Я считаю, что выдвинутая мною гипотеза о создании информационной памятки «Дети блокадного Ленинграда». Будет полезна ребятам, которые интересуются историей своего родного города и страны.
Заключение
Тема детей блокадного Ленинграда навсегда останется важной частью истории, и мы должны помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать, через какие муки они прошли, делая все для защиты нашей Родины! Мы обязаны помнить, какой ценой досталась нам Победа! Мы должны, учится у них преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Ради этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет, сколько и нам.
Список использованной литературы:
Список интернет источников
https://vk.com/blokadnydnevnik
http://kolbasinashk.ucoz.ru/index/dnevniki_blokadnikov/0-19
Как Снегурочке раскатать тесто?
Лавовая лампа
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Сверчок
Пустой колос голову кверху носит