Исследовательская работа "Школьный портфель и осанка".Цель исследоваия - выяснить влияние портфеля на осанку детей; можно ли исправить осанку.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_shk_portfel.docx | 47.09 КБ |
НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
СЕКЦИЯ «Валеология»
Школьный портфель и осанка
Автор: Туланова Динара учащаяся 3 класса
ГБОУ СОШ «ОЦ»с. Денискино
Содержание.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
I ГЛАВА Портфель и его влияние на осанку учеников младшего
школьного возраста……………………………………………………………4
1.1. Что такое осанка и её значение …………………………………………..4
1.2. Сколько должен весить портфель школьника.…………………………..5
II ГЛАВА Практическая часть
2.1. Определение веса детей, изучение соответствия гигиеническим нормам
веса портфеля учащихся 3 класса ………………………………………………7
2.2. Изучение влияния тяжести портфеля на рост учеников……………….8
2.3. Упражнения для исправления нарушенной осанки. …………….. …….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Мои выводы и рекомендации………..................................11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………12
-3-
Введение
Очень приятно в школе видеть ребят, которые ходят прямо с высоко поднятой головой и расправленными назад плечами. Но есть и такие, которые ходят, ссутулившись, низко опустив голову вперед, а когда они стоят «прямо», то одно плечо у них выше другого.
В нашем классе 5 детей с нарушением осанки. Меня заинтересовали такие вопросы: почему у детей нарушается осанка, как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка и, могут ли они исправить свою осанку. Эта проблема и определила тему моего исследования: «Школьный портфель и осанка ».
Цель моего исследования – выяснить влияние портфеля на осанку детей младшего школьного возраста.
Проблема: у большинства детей школьного возраста нарушение осанки.
Гипотеза: тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка.
Задачи: 1) исследовать и проанализировать состояние осанки
обучающихся 3 класса
2) исследование соответствия школьных портфелей учащихся
3 класса санитарным требованиям.
Методы: 1) теоретические: изучение источников информации.
2) практические:
а) опыты;
б) обобщения и выводы.
в) анализ результатов исследования.
Объект: ученики 3 класса
Предмет: влияние школьных портфелей на осанку детей.
Ожидаемый результат: мои исследования помогут в правильном выборе портфеля и научат моих сверстников заботиться о своём здоровье .
-4-
I ГЛАВА Портфель и его влияние на осанку младших школьников.
Осанка – это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении. «Привычное положение тела» — это то положение тела, которое регулируется человеком бессознательно, так называемой двигательной привычкой, в таком положении человеку удобно, комфортно и он не задумывается, что ему нужно, например, выпрямиться, расправить плечи.
Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя. Слово «осанка» образовано от корня «-сан-», от этого корня произошли слова «сан», «сановник», «приосаниться». А слово «сан» означало высокий чин или званье, знатная должность.
В старой Англии, для выработки хорошей осанки применялся специальный покрой одежды воспитанников – сидеть, ссутулившись в такой одежде просто невозможно. Одежда болезненно врезывалась в кожу. Гимназическое образование в России отличалось строгим режимом воспитания. Воспитанников заставляли выполнять специальные упражнения, чтобы вырабатывать стройную осанку. В дореволюционных гимназиях с плохой осанкой боролись радикально – отхаживая воспитанников линейкой.
И сегодня, дома, в школе, на занятиях я слышу фразу: «Держи спину!»
Скелет человека и осанка взаимосвязаны. Если нарушается правильное развитие костей, нарушается и осанка. Скелет служит опорой тела.
Как же проверить правильность осанки? Для этого можно рекомендовать такой способ: встать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками, подбородок слегка приподнять. Постараться зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении. Естественно, что ходить так человек не сможет, но если в течение дня он 3 – 4 раза будет осуществлять самоконтроль, стараясь удерживать такую позу, это благоприятно скажется на его осанке.
Правильная осанка имеет большое значение для здоровья и хорошей учебы. Если человек имеет правильную осанку, то он чувствует себя хорошо, настроение прекрасное, он улыбается и с удовольствием занимается делами и учится. Если, например, у ученика неправильная осанка, то за партой он будет сидеть, низко нагнувшись к столу. При таких условиях ученик не может дышать свободно, его внутренние органы сдавлены. А это неудобно, устают кости, ученик постоянно отвлекается, чтобы принять другое, более удобное положение тем самым мешая окружающим его ученикам; не может сосредоточиться на
-5-
учебе. Поэтому, очень важно с самого раннего возраста следить за своей осанкой, предпринять все меры к тому, чтобы сохранить здоровье позвоночника, а помогут
им в этом и физкультура, и правильная мебель в классе, и, конечно же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.
1.2. Сколько должен весить портфель школьника
Из словаря русского языка С.И.Ожегова я узнала, что портфель - это слово французского происхождения. В переводе на русский - «носить лист». Означает: прямоугольная сумка с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, обычно кожаная.
Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. Осанку школьникам особенно портят тяжелые портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. В отличие от портфеля ранец не вредит позвоночнику. У рюкзака мягкая спинка, этот вариант больше подходит старшеклассникам. Сумка на одной лямке может вызвать искривление позвоночника. Конечно, ранец предпочти-тельнее портфеля, нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины предлагают так много разных вариантов.
Ранец — это не просто сумка, в которой ребенок носит учебники и тетрадки. Это фактически визитная карточка школьника. Вот почему дети так придирчиво относятся к таким, казалось бы, непринципиальным вещам, как рисунок на ранце. Родителям же стоит обратить внимание на другие аспекты.
Ранец должен отвечать следующим требованиям:
Важно соизмерять вес ранца с возрастом школьника, чтобы он не оказался слишком тяжелым для ребенка. Особенно это касается родителей первокласс-ников.
Cогласно санитарным правилам и нормам вес пустого ранца должен составлять:
-для учащихся начальных классов (1-4 класс) - 600 грамм
-6-
Cогласно санитарным правилам и нормам (СанПин 2.4.2.2821-10) вес ранца со школьными принадлежностями не должен превышать:
Госсанэпиднадзор установил нормы того, сколько должен весить портфель: книги для начальных классов должны весить максимум 300 граммов, учебники для 5—6 классов — 400 граммов, учебники для 7—9 классов — 500 граммов. В портфелях выпускников не должно быть учебников, тяжелее 600 граммов.
В нашей стране принято считать, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% (процентов) от веса школьника.
Например, в 11—13 лет безопасно переносить массу не более 3 кг.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее , так как учебники весят слишком много. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекоменда-ций в отношении веса изданий.
Наши исследования показали, что вес ранца с учебниками у учеников началь-ной школы достигает 4-4,5 кг. Там находятся: учебник математики, учебник и дидактические материалы по русскому языку, литературное чтение ,учебник по «Окружающему миру», атлас- определитель, рабочая тетрадь, словари, прописи, черновик, пенал, дневник. А альбомы, краски и папку для труда мы оставляем в классе. Разговоры о необходимости уменьшения веса школьного портфеля идут уже давно. Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков считает, что от учебников давно пора отказаться. «Тяжелый портфель – это неприемлемо. Надо переходить на электронные носители – ноутбуки и ридеры. Весь мир уже это использует как систему в обучении. Это удобно, легко и просто, а главное – всё это возможно. На худой конец, можно в школах устроить камеры хранения, и дети должны там хранить учебники», – говорит он. Пока же нам приходится таскать тяжелые ранцы, но теперь еще и нарушая гигиенические нормы. Пока решений у этой проблемы всего два. Во-первых, родители могут купить второй комплект учебников, который будет храниться в классе. Однако этот способ сопровождается большими денежными затратами. Во-вторых, нужно более внимательно следить за тем, что лежит у ребенка в портфеле.
-7-
II ГЛАВА Практическая часть
2.1. Определение веса детей, изучение соответствия гигиеническим нормам веса портфеля учащихся 3 класса
Изучив документацию, выполнив специальные упражнения, я узнала, что у 4 учащихся из 9 имеются нарушения осанки.
Я решила проанализировать, насколько вес портфелей у обучающихся моего класса соответствует гигиеническим нормам. Взвешивать портфели в рабочем (полном) виде мне помогала учительница. При помощи напольных весов я определила вес каждого ученика класса. Результаты моей работы в таблице:
№ п/п | Имя ученика | Масса тела (кг) | Правильная масса ранца (кг) | Реальная масса ранца (кг) | Медицинский диагноз |
1. | Алиса | 33 | 3,3 | 3, 6 | наруш. осанки |
2. | Руслан | 34 | 3,4 | 3,3 | наруш. осанки |
3. | Динара | 31 | 3,1 | 3,6 | плоскостопие |
4. | Диляра | 32 | 3,2 | 3,1 | здорова |
5. | Румия | 28 | 2,8 | 3,4 | здорова |
6. | Руфина | 35 | 3,5 | 4 | наруш. осанки |
7. | Айгуль | 31 | 3,1 | 3,6 | Хр. тонзиллит |
8. | Фидаиль | 30 | 3 | 3,2 | Хр. тонзиллит |
9. | Айнур | 31 | 3,1 | 3,9 | наруш. осанки |
Средние показатели: 3,1 кг 3,5 кг
Вывод: Я увидела, что всего у 2–х учеников масса «правильного» портфеля соответствует реальной массе портфеля ученика. Средний показатель правильной массы ранца равен 3,1 кг, а средний показатель реальной массы ранца составляет
-8-
3кг 500 г. Даже средние показатели массы ранца не соответствуют норме, поэтому решили выяснить причины несоответствия.
Методика опыта 2: Я взвесила ранцы без школьных принадлежностей и сравнила с гигиеническими нормами.
№№ п/п | Ф.И. ученика | Масса пустого ранца (г) | Выводы |
1. | Алиса | 700 | Выше нормы |
2. | Руслан | 500 | Норма |
3. | Динара | 700 | Выше нормы |
4. | Диляра | 500 | Норма |
5. | Румия | 600 | Норма |
6. | Руфина | 700 | Выше нормы |
7. | Айгуль | 700 | Выше нормы |
8. | Фидаиль | 700 | Выше нормы |
9. | Айнур | 700 | Выше нормы |
Вывод: Опыт показал, что только у 3 учеников масса портфеля соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условной массы. У 5 учеников масса портфеля превысила нормы.
Я посоветовала остальным ребятам при покупке портфеля обратить внимание на вес пустого портфеля.
2.2. Изучение влияния тяжести портфеля на рост учеников
Методика опыта: я измерила с помощью ростомера рост учеников, а затем измерила рост тех же учеников с тяжелым ранцем за плечами
-9-
№№ | Ф.И. ученика | Рост учащихся без ранца (см) | Рост учащихся с ранцем (см) |
1. | Алиса | ||
2. | Руслан | ||
3. | Динара | ||
4. | Диляра | ||
5. | Румия | ||
6. | Руфина | ||
7. | Айгуль | ||
8. | Фидаиль | ||
9. | Айнур | ||
Вывод: В результате измерений мы выяснили, что под тяжестью портфеля наш рост уменьшается на 1 – 3 см. Позвоночник под тяжестью портфеля сжимается, что приводит к его искривлению, ухудшению походки. Сдавливается не только позвоночник, но и другие внутренние органы.
2.3. Упражнения для исправления нарушенной осанки.
При случаях нарушений осанки школьников необходимы разнообразные физические упражнения, соответствующие возможностям ребенка, лыжные прогулки, игры с мячом, ежедневная гигиеническая гимнастика, в которую включаются специальные упражнения, физкультминутка в школе и дома во время приготовления уроков.
Я предлагаю комплекс упражнений для исправления нарушенной осанки и плоскостопия.
Упражнения при плоской спине
1. Наклоны назад, прогнувшись из положения стоя на коленях.
2. Лежа на животе, захватив руками ступни, пытаться подтянуть их к голове («корзиночка»); то же поочередно правой, левой ногой.
3. Стоя на правой, левую захватить за ступню и, сгибая ее в колене, пытаться оттянуть назад-вверх; то же другой ногой.
4. Мост из положения лежа.
5. Висы, прогнувшись на гимнастической стенке. Смешанные висы прогнувшись.
-10-
Упражнения при увеличенном поясничном изгибе
1. Наклоны назад, стоя на коленях. Сохранять прямую линию от колен до головы; то же, последовательно касаясь руками пяток, затем пола.
2. Сев на пятки, руки вперед, плечами коснуться колен.
3. Поочередное поднимание ног из упора сидя.
Упражнения при увеличенном грудном изгибе
1. Стоя на коленях, руки вдоль туловища, наклониться назад, прогибаясь, достать руками пятки.
2. Стоя на коленях наклонить туловище вправо, доставая правой рукой пятку левой ноги; то же в левую сторону.
3.Лежа на животе прогнувшись, вращение вытянутыми в стороны руками.
Вывод: я узнала, что если целенаправленно заниматься спортом, возможно исправить осанку.
-11-
Заключение
Я узнала для себя много нового и интересного: что такое осанка, как она важна для здоровья человека.
Целью моего исследования было выяснить влияние портфеля на осанку детей младшего школьного возраста.
В ходе работы я поняла, что неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать другом или врагом для нашей спины. Надеюсь, что и мои одноклассники воспользуются результатами данного исследования и ответственно отнесутся к моим советам. Ученикам, у которых вес портфеля превышает установленные нормы, советую с целью предупреждения заболеваний позвоночника выполнять физические упражнения и обратить внимание на следующие моменты: при покупке портфеля смотреть на его вес; не носить в школу лишних школьных принадлежностей. Обязательно помните об осанке, ведь она – залог здоровья всего организма. Не забывайте и о гигиенических требованиях к портфелю.
Исходя из цели исследования я пришла к выводу, что если учащиеся будут невнимательно относится к своей осанке, то в будущем они будут болеть различными заболеваниями. А если целенаправленно заниматься спортом, возможно исправление нарушений осанки.
В процессе моей работы гипотеза подтвердилась.
Данная тема настолько увлекла меня, что я планирую и в следующих своих исследованиях продолжить ее.
Мои рекомендации:
- 12-
Список использованных источников
1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004г
2. Протасов Б.И. Что такое осанка? // Сайт www.osanka.ru
3.Федотова В.А. О школьном портфеле для младших школьников.
// Сайт www.proshkolu.ru
Мост Леонардо
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Лепесток и цветок
Н. Гумилёв. Жираф
Сказка на ночь про Снеговика