Задачи исследования: изучение методов решения некоторых, наиболее часто встречающихся, видов математических задач из I части тестов ЕГЭ профильного уровня; рассмотрение структуры процесса решения задач; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном и социальном пространстве.
Гипотеза: применение разнообразных форм работы, развитие умения составлять формулы зависимостей между математическими величинами и фигурами на основе обобщения частных случаев.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
ПРОЕКТ
на тему: «Решение некоторых задач на комбинации фигур в пространстве»
Выполнил обучающийся 11 класса ГБОУ СОШ №26 г. Сызрани Атутин Даниил Руководитель проекта учитель математики Гаврилина Жанна Юрьевна |
Сызрань, 2018 год
Введение.
Определение проблемы: необходимость разобрать решения задач на комбинацию фигур в пространстве, на вычисление их объемов и площадей.
Задачи исследования: изучение методов решения некоторых, наиболее часто встречающихся, видов математических задач из I части тестов ЕГЭ профильного уровня; рассмотрение структуры процесса решения задач; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном и социальном пространстве.
Гипотеза: применение разнообразных форм работы, развитие умения составлять формулы зависимостей между математическими величинами и фигурами на основе обобщения частных случаев.
Обсуждение методов исследования.
- Метод конкретных ситуаций (совместное обсуждение методов решения задачи под руководством преподавателя, следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения», самостоятельное изучение и подготовленное в письменном виде решение задач)
Результаты исследования.
- Сбор, систематизация полученной информации в виде решенных задач, корректировка
Анализ полученных данных.
- Оформление результатов исследовательской работы в электронном виде
Вывод:
- При решении задач на комбинацию стереометрических фигур важно выявить зависимость между элементами фигур, правильно составить формулу зависимости между величинами;
- При решении геометрических задач внимательно анализировать условие задачи, находить взаимосвязь между элементами геометрических фигур, применять разные методы решения задач.
Практическая часть.
№1. Комбинация параллелепипеда и цилиндра.
Прямоугольный параллелепипед описан около цилиндра, радиус основания и высота которого равны 3 см. Найдите объем параллелепипеда.
Решение.
По условию задачи цилиндр вписан в параллелепипед, следовательно, в основании параллелепипеда – квадрат. Радиус основания цилиндра 3 см, тогда сторона квадрата равна 2R = 2 = 6 см.
Объём параллелепипеда равен произведению площади основания на высоту: V = a,
V = 6 = 108 см3.
Ответ: 108 см3.
№2. Комбинация призмы и цилиндра.
В основании прямой призмы лежит квадрат, сторона которого 8 см. Боковые ребра призмы равны Найдите объем цилиндра, описанного около этой призмы.
Решение. Найдём радиус основания цилиндра по теореме Пифагора:
R =
R = = 2
Найдем объем цилиндра по формуле : V = πh
V = π∙32∙ = 64
Ответ: 64
№3. Комбинация призмы и цилиндра.
В основании прямой призмы лежит прямоугольный треугольник с катетами 10 см и 24 см. Боковые ребра равны см. Найдите объем цилиндра, описанного около этой призмы.
Решение.
По теореме Пифагора найдём диаметр:
= 100+576=676
d = 26
Следовательно, радиус равен половине диаметра и равен 13.
Найдем объем цилиндра по формуле: V = πh
V = π∙169∙∙ =845
Ответ: 845
№4. Комбинация конуса и цилиндра.
Цилиндр и конус имеют общие основание и высоту.
Объём конуса равен 85 см3. Найдите объём цилиндра.
Решение.
Объем конуса равен: V = 𝜋h
Объем цилиндра равен: V = 𝜋h
Мы видим, что объем цилиндра в три раза больше объема конуса, следовательно объем цилиндра равен:
V = 3∙85 = 255
Ответ: 255
№5. Комбинация конуса и цилиндра.
Цилиндр и конус имеют общие основание и высоту. Найдите объем конуса, если объем цилиндра равен 234 см3.
Решение.
Объем конуса равен: V = 𝜋h
Объем цилиндра равен: V = 𝜋h
Следовательно, Объем конуса равен:
V = 234∙∙ = 78
Ответ: 78
№6. Комбинация шара и цилиндра.
Шар вписан в цилиндр. Площадь полной поверхности цилиндра равна 54 см2. Найдите площадь поверхности шара.
Решение.
Площадь полной поверхности цилиндра равна:
+2∙π∙r∙h
Высота равна двум радиусам, следовательно, площадь полной поверхности цилиндра равна:
S = 2 + = 6 = 54
Площадь полной поверхности шара равна:
S = = ∙54 = 36
Ответ: 36
№7. Комбинация шара и куба.
В куб вписан шар радиуса 6 см. Найдите объем куба.
Решение.
Радиус равен 6 см, следовательно, сторона равна 12.
Объем куба равен стороне в третьей степени:
V = = = 1728
Ответ 1728
№8. Комбинация сферы и куба.
Объём куба, описанного около сферы, равен 343 см3. Найдите радиус сферы.
Решение.
Объем куба равен стороне в третьей степени, следовательно сторона равна:
a = = = 7
Радиус сферы, вписанной в куб, равен половине стороны:
R = ∙7 = 3,5
Ответ: 3,5
№9. Комбинация конуса и пирамиды.
Конус описан около правильной четырехугольной пирамиды со стороной основания 4 и высотой 6. Найдите его объем, деленный на
Решение.
По теореме Пифагора найдём радиус:
R = = = 4
Объем конуса равен: h
V = ∙32∙6π = 64π
Ответ: 64
№10. Комбинация конуса и пирамиды.
Во сколько раз объем конуса, описанного около правильной четырехугольной пирамиды, больше объема конуса, вписанного в эту пирамиду?
Решение.
AB = 2r
AC = = 2r∙
R = r∙
= =
Следовательно:
=2 (h – общая)
Ответ: 2
№11. Комбинация куба и сферы.
Вершина A куба с ребром 12 см является центром сферы, проходящей через точку A1. Найдите площадь S части сферы, содержащейся внутри куба. В ответе запишите величину
Решение.
По рисунку видно, что внутри квадрата находится одна восьмая часть сферы.
= =
Ответ: 72
Литература.
Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др. – Геометрия 10-11. Москва «Просвещение» 2015г.
ege.sdamgia.ru
ege.sdamgia.ru/prob_catalog
Рождественские подарки от Метелицы
Рисуем домики зимой
Кто должен измениться?
Самый богатый воробей на свете
Астрономический календарь. Апрель, 2019