Третья районная межшкольная конференция «На горных ветрах времени…»
Исследовательская работа Кириченко Дмитрия.
Руководитель: Кириченко Т.А.
Тема: Традиционные коми игрушки и их роль в воспитании детей
Актуальность: Коми игрушки – играют особую роль в развитии ребенка.
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с коми – народными игрушками.
Задачи:
1. Дать представление об истории возникновения и значении игрушек у народов Севера;
2. Изучить различные коми – народные игрушками и их особенности;
3. Познакомиться с приемами изготовления самодельной куклы-скрутки Акань.
4. Показать роль коми – народных игрушек в жизни северных коми;
5. Способствовать воспитанию у детей бережного и уважительного отношения к коми – народным игрушкам.
Введение.
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
В.А. Сухомлинский
Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш взгляд. Игрушку любят все – дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.
Игрушка всегда сопутствовала человеку. С самого детства игрушки помогают познавать окружающий мир. Кроме этого с древности игры и игрушки учат детей труду и правилам поведения. И, конечно, начинается это познание с семьи, которая во все времена была основой общества. Именно в семье зарождаются традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение. У каждого народа они свои.
Большой интерес для меня представляют самодельные игрушки народа коми. Им посвящена моя работа.
Традиционные игрушки.
1. Шур - шар - это национальный музыкальный инструмент народа Коми, который представляет собой погремушку. Изготовлялась игрушка взрослыми для увеселения маленьких детей из бересты (коры березы), лёгкого, прочного, тёплого на ощупь материала. Уронишь такую погремушку – не разобьётся, только огня боится, так говорят про шур – шар. Так называли эту игрушку потому, что она шуршит. Звук у шур-шара приятный, успокаивающий. Тембр звучания этого инструмента зависел от его внутреннего наполнения и приемов игры. Береста обладает антисептическими, антигрибковыми, антивирусными свойствами, она устойчива к гниению.
2. «Шег» или «бабки» - игрушка из суставов задних ног (у копыта) овцы. У северных коми, занимающихся оленеводством – из суставов ног оленей. Уже в 40-е г.г. ХХв. На реке Печоре осталось только название «бабки». Применялись они для очень азартной игры, которая называлась также «бабки». В «бабки» играли на столе или на полу. Игровым полем было полотенце (гасило шум, производимый при сбрасывании костяшек, а также тормозило «бабки», не давая им далеко разлетаться за пределы игрового поля). На реке Печоре в «бабки» играли не только мальчики, но и девочки. Однако игры девочек проходили менее шумно. Мальчики никогда не брали девочек в свою игру, даже не позволяли находиться рядом момент игры, боясь сглаза.
У детей оленеводов костяшки изображали стада оленей, оленью упряжку. Дети играли в бабки, подражая родителям: перегоняли оленьи стада с одного пастбища на другое, следом перевозили и чум (жилище оленеводов), тем самым с ранних лет приобщались к традиционным видам деятельности коми оленеводов.
На севере основным материалом для игрушек была древесина. Из неё делали фигурки оленей, собак, игрушечные сани и т.д. Всё это и сегодня приобщает детей к природе северного края, к традиционным занятиям родителей, воспитывает любовь к родным местам.
3. «Вошлы» – грудная кость курицы или дичи.
У Печорских коми игра проходила следующим образом: двое соперников растягивали вошлы за ее концы до полного разлома, при этом произносили: «Тебе каметь, мне память…». Победителем считался тот, у кого в руках оставалась память – более крупный обломок вошлы. Меньший обломок – каметь – доставался проигравшему. Победитель назначал условия пари.
4.Кукла – играет особую роль в развитии ребенка. Через игру в куклы передаются духовно-нравственные ценности, наработанные веками. Через куклу можно увидеть сам народ, приобщиться к его культуре.
В толковых словарях русского языка объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Как известно кукла сопровождала наших предков практически всю жизнь. В куклу – талисман вкладывалась вся материнская забота, вся ее сила, которая будет защищать младенца.
У коми существовали куклы трех видов: обереговая, обрядовая и игровая. Оберег – оберегает от невзгод и болезней. Таких кукол клали в постель детям, украшали ими дом.
Одна из таких кукол у коми – кукла-скрутка «берегиня детского сна». В старину кукла для мальчиков и девочек была знаком продолжения рода – символом материнства. По поверьям многих народов Севера, кукла охраняла детский сон, была «берегиней» ребёнка. Её делали из лоскутков только новой ткани. Коми верили, что ткань одежды, ношенной человеком, хранит в себе его «вуджöр» - «тень» и поэтому не пригодна для изготовления оберега. Лицо куколки выполняли из светлой ткани, украшали кружевом или узорной тесьмой. Черты лица не рисовали, оставляли куклу безликой, помня народную мудрость, что «глаза – зеркало души» и оберегая себя от «недобрых глаз куклы». Пеленая «берегиню сна», напевали колыбельную песню и придумывали ей ласковое имя – Солнышко, Звёздочка, Сахарочек, мой сладенький. Именами близких и друзей куклу-оберег не называли.
Обрядовую куклу использовали на праздниках. Например, на свадьбу для невесты шили куклу. А когда провожают зиму - устраивают чучело, которое по обряду сжигают. У обрядовой, как и обереговой куклы не было лица. Предки предполагали, что у кукол есть душа. Считалось, что если бы мастеру не удалось выражение лица куклы, то исказило бы душу куклы.
Игровая тряпичная самодельная кукла, по коми – Акань. Основа – столбик (туловище), скрученный кусочек трикотажа бежевого или белого цвета. У неё есть нижняя рубаха, сарафан, передник с абстрактным рисунком, шаль. У северных коми оленеводов – это кукла – ижемка разных размеров в национальной одежде.
В восприятии взрослых некоторые детские игры с Акань считались пророческими. По поверьям, игры девочек с тряпичными Акань влияли на их будущее семейное счастье и плодовитость. Коми-зыряне говорят, что у девочки, которая в ходе игры раздает своих кукол подругам, не будет семейного счастья и благополучия. У каждой девочки количество тряпичных Акань в игрушечной семье, как правило, соответствовало количеству членов реальной семьи ребенка. Но при этом, Акань никогда не давали собственные имена членов семьи, что было обусловлено стремлением обезопасить живых людей от установления возможной связи с судьбой игрушечного двойника и, тем самым, исключить возможность сглаза и порчи. Родители, наблюдая за изготовлением девочками тряпичной одежды для кукол, а нередко участвуя в этом процессе и в самой игре, строго следили за тем, чтобы Акань так же как и кукла-оберег шилась только из обрывков новой ткани, ни в коем случае нельзя было использовать лоскутки от одежды, которая кем-либо носилась. Считается, что закопав в землю куклу, одетую в такую одежду, можно наслать неминуемую болезнь или даже гибель на её реального «двойника».
Вывод: Великая культура коми народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. К сожалению, в наше время, многое утрачено, позабыто, в силу того, что неузнаваемо изменились жизненные условия народа. Но, я считаю, что важнейшую задачу приобщения младшего поколения к ценностям народной культуры можно выполнить через знакомство с традиционными играми и игрушками, так как коми народ, как и любой другой веками создавал, совершенствовал и хранил свои лучшие игры. Они служили одним из основных средств духовного и физического воспитания молодежи.
Красоту, чистоту мы у старших берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.
(В.Высоцкий)
Литература:
Информанты:
1.Кириченко Т.А. – учитель коми языка и литературы МБОУ Саранпаульская СОШ, дочь потомственных оленеводов.
2. Рокина А.Е. – учитель начальных классов МБОУ Саранпаульская СОШ.
Почему Уран и Нептун разного цвета
Лиса-охотница
Новогодние гирлянды
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Рисуем домики зимой