Аннотация
Данная исследовательская работа посвящена биографии Павла Степановича Нахимова - легендарного русского флотоводца и адмирала.
В данной исследовательской работе будет рассматриваться в первую очередь биография Нахимова, а так же связанные с ним исторические события,
воспоминания современников и показания очевидцев. Эта работа представляет собой не просто пересказ биографии Нахимова, но анализ его жизни и деяний, направленный на то, чтобы понять место Нахимова в мировой и отечественной истории. В работе используются биографические материалы из научной литературы и интернета, а так же различные записи и воспоминания, оставленные современниками Нахимова. Особую роль в исследовательском проекте занимает поиск логических связей между событиями, выявление процессов и закономерностей в Биографии великого флотоводца. Данная работа может быть использована, как учебный материал, знакомящий людей с жизнью Павла Нахимова и с его вкладом в историю.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nahimov.doc | 86.5 КБ |
nahimov_slayd-shou.odp | 2.95 МБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Селятинская СОШ №2 Наро-Фоминского района Московской области
ПРОЕКТ
«215 лет со дня рождения П.С. Нахимова, флотоводца и адмирала»
Автор:
Бойченко Лев Владимирович
Руководитель:
Бычихина Галина Леонидовна
учитель истории и обществознания
Аннотация
Данная исследовательская работа посвящена биографии Павла Степановича Нахимова - легендарного русского флотоводца и адмирала.
В данной исследовательской работе будет рассматриваться в первую очередь биография Нахимова, а так же связанные с ним исторические события,
воспоминания современников и показания очевидцев. Эта работа представляет собой не просто пересказ биографии Нахимова, но анализ его жизни и деяний, направленный на то, чтобы понять место Нахимова в мировой и отечественной истории. В работе используются биографические материалы из научной литературы и интернета, а так же различные записи и воспоминания, оставленные современниками Нахимова. Особую роль в исследовательском проекте занимает поиск логических связей между событиями, выявление процессов и закономерностей в Биографии великого флотоводца. Данная работа может быть использована, как учебный материал, знакомящий людей с жизнью Павла Нахимова и с его вкладом в историю.
Оглавление
Введение...................................................................................................................2
Методики исследования..........................................................................................2
Основная часть:
детство Нахимова..............................................................................................2
морской кадетский корпус.................................................................................3
первые плавания...................................................................................................3
Боевое крещение....................................................................................................5
Мирный период....................................................................................................6
Крымская война...................................................................................................7
Выводы.....................................................................................................................8
Заключение.............................................................................................................10
Список использованной литературы...................................................................11
Приложения:
Приложение 1: заявка на участие в конкурсе................................................12
Приложение 2: титульный лист.....................................................................13
Введение
Данная работа посвящена биографии Павла Степановича Нахимова и приурочена к 215-тилетию со дня рождения легендарного флотоводца.
Проект имеет следующие задачи:
- дать характеристику личности Нахимова как человека и как флотоводца;
- Изучить этапы и причины становления Нахимова как флотоводца и адмирала, его личности и характера;
- выяснить роль Павла Степановича Нахимова в Отечественной и мировой истории.
Павел Степанович Нахимов был легендарной личностью для своей эпохи, и изучение его позволит извлечь уроки из его жизни и из эпохи в целом,
и уроки эти могут быть использованы в последующей истории, а также как образовательный материал в учебных заведениях.
Методики исследования
Основной базой исследовательского материала в данном проекте является биография Нахимова, поэтому изучение её будет идти в хронологическом порядке. Проще говоря, вся биография Нахимова будет разбита на ряд под тем, связанных с различными периодами его жизни, и каждая под тема, а также связанные с ней документы, исторические справки, под темные выводы и проч. будут рассматриваться отдельно. После хронологическо-биографической части исследования будут представлены выводы и результаты общего анализа, являющегося результатом слияния выводов всех под тем и отвечающего на основные вопросы проекта (изложены в аннотации).
Детство Нахимова
По мнению психологов, основные черты характера и личности человека формируются в детстве, поэтому изучение биографии логично начинать с изучении первых 16 лет жизни человека, а также его воспитания, окружения и семьи.
Павел Степанович Нахимов родился 5 июля 1802 года в сельце Городке Спас-Волжинской волости Вяземского уезда Смоленской губернии
в семье обедневшего дворянина Степана Михайловича Нахимова. Что примечательно, род Нахимовых с натяжкой можно назвать дворянским (а уж тем более аристократическим), так как дворянский титул был дарован Нахимовым всего за 45 лет до рождения Павла Нахимова, когда Екатерина II в 1757 году даровала чин сотника казаку Михайло Тимофеевича Нахимову, отличившегося храбростью в Очаковском и Хотимском военных походах. Степан михайлович служил при Екатерина II и вышел в отставку в чине секунд-майора (скромный чин низшего офицера, обладающий малым престижем), уединившись в своём имении, состоявшим из 6 деревень. Павел Нахимов был одним из 11 детей (5 из которых умерли в младенчестве) и имел 5 братьев и 1 сестру. Семья Нахимовых была большой и имела небольшой достаток, однако глава семейства Степан Нахимов не жалел денег на обучение детей, что отпечаталось в характере всех братьев-Нахимовых, а особенно в Павле — трудолюбие, любознательность, любовь к учёбе, отмеченная уже в раннем возрасте. В 1812 году глава семейства отправился на войну и благополучно с неё вернулся. Нет никаких точных источников, подтверждавших, что это наложило отпечаток на характер Павла Нахимова, но вполне логично утверждать, что это сказалось на последующем выборе профессии Павла.
Вывод под темы: Большая семья и материальная стеснённость воспитали в Нахимове любознательность, способность и рвение к учёбе, трудолюбие и материальную неприхотливость. Поход отца на Отечественную войну 1812 года, вероятно, повлиял на выбор Павла Нахимова будущей профессии в пользу военной сферы, а не гражданской.
Морской кадетский корпус
К удивлению главы семейства, все сыновья единодушно решили стать моряками. Как уже было сказано, отец, несмотря на стеснённость в материальных средствах, не жалел денег на образование сыновей, поэтому все они поступили в самое элитное морское учебное заведение того времени — Морской кадетский Корпус. Благодаря успехам в учёбе, Павел Нахимов поступил туда в 1815 году. Документально известно, что Павел Нахимов впервые подал заявку в это учебное заведение ещё в 1813 году, но из-за нехватки мест его приняли только в 1815. По воспоминаниям современников, Павел Нахимов полностью отдался учёбе, игнорируя все забавы и развлечения, обычные для его сверстников. В Морском кадетском Корпусе существовала строгая иерархия, и благодаря блестящим успехам в учёбе Павел занял шестое место в рейтинге учащихся, что, в свою очередь, сулило возможность встать под командование значимого адмирала или флотоводца.
Вывод под темы: обучение в Морском Кадетском Корпусе показала преданность к учёбе Нахимова, способность игнорировать обычную для человека потребность в общении, способность полностью отдаваться выбранному делу.
Первые плавания
В 1817 году в возрасте 15 лет Нахимов как один из лучших гардемаринов совершил плаванье по Балтийскому морю на фрегате Феникс под командованием Лазарева, который ещё не раз сыграет значительную роль в его судьбе. В этом плавании раскрылась главная черта характера Нахимова, которую наиболее точно можно описать словами выдающегося российского историка Евгения Викторовича Тарле: «морская служба была для Нахимова не важнейшим делом жизни, каким она была, например, для его учителя Лазарева или для его товарищей Корнилова и Истомина, а единственным делом, иначе говоря: никакой жизни, помимо морской службы, он не знал и знать не хотел и просто отказывался признавать для себя возможность существования не на военном корабле или не в военном порту. За недосугом и за слишком большой поглощенностью морскими интересами он забыл влюбиться, забыл жениться. Он был фанатиком морского дела, по единодушным отзывам очевидцев и наблюдателей".Окончив в 1818 году Морской Кадетский Корпус, Нахимов получил чин мичмана (младший офицерский чин на флоте в Царской России). Поначалу карьера Нахимова продвигалась медленно: сначала он по выпуску был зачислен в экипаж Петербуржского порта. Однако вскоре судьба улыбнулась будущему адмиралу - в 1821 году он был переведён в 23-ий флотский экипаж Балтийского моря. Вскоре судьба сделала ему ещё один подарок за особое рвение и заслуги, проявленные во время плавания Феникса, Нахимов был приглашён лично Лазаревым, принять участие в кругосветном плавании на фрегате Крейсер в 1822-1825 годах, на что Павел Степанович Нахимов с радостью согласился. Лазарев славился своей строгостью, которая, что поразительно, распространялась в равной степени на всех подчинённых вне зависимости от звания. По словам современников, он отчитывал офицеров с той же силой, что и матросов. Тяжело было и Павлу Нахимову, но рвение на службе, послушание и прилежание были в нём настолько велики, что даже Лазарев, привыкший выявлять в своих подчинённых даже самые малые служебные изъяны, был поражён Нахимовым.
Особенно возрос авторитет молодого мичмана во время морского похода. На подходе к Рио-де-Жанейро «Крейсер» попал в шторм. Порывом ветра за борт выбросило матроса. После команды «Человек за бортом» первым вызвался спасать матроса мичман Нахимов. Вместе с матросами он погрузился на маленький катер и бросился навстречу стихии. И пропал из виду. Более четырех часов на «Крейсере» искали катер. И даже пришли к выводу, что моряки погибли.
Но Нахимов сумел удержать катер на поверхности. Все до одного, его подчиненные вернулись на борт. В итоге Нахимов в плавании на Крейсере получил признание и уважение со стороны всех членов экипажа, и даже опытные моряки не брезговали обращаться к нему.
По окончанию плавания Нахимова наградили орденом Святого Владимира IV степени.
Вывод под темы: неоспоримо, что именно в период с 1817 по 1825 годы, т.е. во время первых двух плаваний Нахимова, произошло формирование характера Нахимова. Именно эти 2 плавания стали началом карьерой Нахимова. Становление карьеры его также тесно связанно с Лазаревым, на которого Нахимов своим характером произвёл неизгладимое впечатление, тем самым заполучив могущественного покровителя и знаменитого наставника.
Боевое крещение
Этот раздел посвящён началу военной карьере Нахимова как флотоводца, но военная составляющая в его карьере не была бы возможно без следующего эпизода его биографии.
После окончания кругосветного путешествия под командованием Лазарева и получения Ордена Святого Владимира IV степени Павлу Степановичу Нахимову предложили отправиться на службу в Морской Гвардейский Экипаж. В перспективе — спокойная служба на берегу в столице, карьерный рост, стабильный график, но Нахимов категорически отказывается. и тут на подмогу приходит ему Лазарев. Он устраивает его на тогда ещё только строящийся корабль Азов, на который Нахимов уже в чине лейтенанта поступил в 1826 году, и вскоре судьба вновь дала Нахимову возможность прославиться. В 1827 году произошло Наваринское морское сражение, в котором фрегат Азов под командованием Лазарева отличился и был награждён.
Азов в этом сражении, по словам очевидцев тех событий, потерял людей больше, чем любой другой корабль стран коалиции России, Франции и Британии, но вреда неприятелю нанёс он наибольшее, врага обстреливал с расстояния не пушечного, а пистолетного выстрела.
Нахимов в этом сражении командовал артиллерийской батареей, был ранен и проявлял недюжинную храбрость. В морском сражении не покидал поля боя до самого конца, за что получил орден Георгия четвёртой степени* и звание капитан-лейтенанта. Современники и участники тех событий с восхищением вспоминали Нахимова. Особенно отличился он во время тушения пожара, вспыхнувшего на корабле. Вот что говорит об этих первых блистательных шагах Нахимова близко наблюдавший моряк-современник:
"В Наваринском сражении он получил за храбрость георгиевский крест и чин капитан-лейтенанта. Во время сражения мы все любовались "Азовом" и его отчетливыми маневрами, когда он подходил к неприятелю на пистолетный выстрел. Вскоре после сражения я видел Нахимова командиром призового корвета "Наварин", вооруженного им в Мальте со всевозможной морской роскошью и щегольством, на удивление англичан, знатоков морского дела. В глазах наших... он был труженик неутомимый. Я твердо помню общий тогда голос, что Павел Степанович служит 24 часа в сутки. Никогда товарищи не упрекали его в желании выслужиться, а веровали в его призвание и преданность самому делу. Подчиненные его всегда видели, что он работает больше их, а потому исполняли тяжелую работу без ропота и с уверенностью, что следует им или в чем можно сделать облегчение, командиром не будет забыто".
А вот что говорили о нём его сослуживцы:
«Павел Степанович работал, не покладая рук все 24 часа. Он никогда не думал о себе, а все о корабле и экипаже». Через 5 лет после знаменитого сражения он принимает командование кораблём Паллада, в 1836 году становится командиром Силистрии, через несколько месяцев получая чин Капитана Перового ранга. За 9 лет Силистрия под командованием Нахимова провела ряд сложных военных операций в Средиземном море, отточивший руководительский талант Нахимова и развив в нём качества, так необходимые флотоводцу. А в 1845 году с подачи Лазарева Нахимов становится Контр-адмиралом.
Вывод под темы: если период 1817-1825 годов сформировал Нахимова как моряка в целом, то 1826-1845 годы показали способность Нахимова к военной деятельности, требующей особенного склада психики и души. Особенно показательным является эпизод с отказом Нахимова от спокойной службы в Гвардейском экипаже. Этот эпизод показывает ещё одну черту характера Нахимова — требовательность к деятельности и ненависть к инертного роду деятельности.
Мирный период
Период с 1845 по 1853 года был лишён военных действий, поэтому в этот период в жизни Нахимова не было, сколько бы то ни было, значимых событий. Если в эти 8 лет ничего особенно и не случилось, то зачем тогда, спросите вы, это раздел вообще включён в исследование? Не смотря на отсутствие событий, этот период достаточно интересен с позиции биографии как раз за счёт отсутствия событий. Не стану излишне запутывать читателя, причиной такого вывода в моих заключениях является энергичность, стремление к деятельности Нахимова, о которой, собственно, упоминалось в предыдущем разделе. В это время формируется окончательно и характер Нахимова. В плане отношения с подчинённым он был не просто в своего учителя и наставника Лазарева, но и даже превзошёл его на поприще отчитывания подчинённых: от взора Нахимова не уходила ни одна мелочь, даже седые адмиралы, которых, по причине чинового превосходства Нахимов отчитывать не мог, Нахимов отчитывал нещадно.
Впрочем, не смотря на свою строгость и приверженность к дисциплине во всех мелочах, Нахимов имел во флоте огромное влияние и славу среди моряков и офицеров, сравнимую разве что со славой самого Лазарева. Что касается личной жизни Нахимова, то её у Нахимова не было. На вопрос о том, почему так, Нахимов весело отшучивался, что большую часть своего времени он проводит на корабле, а туда, как известно, женщинам доступ закрыт. В середине 50 годов 19 века в Севастополе говорили, что в вопросе женщин у Нахимова были «твердо - каменные позиции».
По воспоминаниям современников, Нахимов был абсолютно равнодушен к светским мероприятиям, увеселениям, балам, банкетам и т. п. Он был полностью поглощён морской работой и службой. Сам он не раз говорил, что мирное время для офицера — всего лишь время подготовки к войне.
Вывод к под теме: мирный период 1845-1853 годов был лишён значимых для Нахимова исторических событий, однако этот период в его жизни можно рассматривать как показатель почти всех личных качеств, развитых Нахимовым на протяжении жизни. И в первую очередь речь идёт, конечно, о бесконечной преданности Нахимова морю и полное игнорирование других сфер жизни. Для Нахимова не существовало другой науки, кроме морской; для него не существовало других генералов, кроме генералов флота; для него не существовало иных друзей, кроме команды корабля.
Крымская война
В 1853 году началась тяжёлая для России Крымская война, во многих западных источниках также называемой Восточной войной. России противостояли Османская Империя, Британия и Франция — самые могущественные на то время государства в Европе, а так же Сардинское королевство. Военные действия происходили на Чёрном, Белом и Балтийских морях, на Камчатке и в Дунайских Княжествах (Молдавия, Валахия), но самым ожесточённым театром военных действий было Чёрное Море. Нахимов принял участие в войне уже с самого её начала. 18 (30) ноября 1853 года в бухте города Синоп, располагающегося на Турецком побережье в 300 километрах от Севастополя, произошло сражение между турецким флотом под предводительством Осман - паши и русским флотом под командованием вице-адмирала Нахимова. Уступая Турецкому флоту в численности кораблей и пушек, Павел Степанович Нахимов проявил невероятнейшую стратегичность, в результате которой к концу сражения почти вся турецкая флотилия была полностью уничтожена, Осман-паша взят в плен, а русская эскадра не потеряла не единого корабля. Эта блестящая победа имела очень важные последствия: это было последним в истории крупным сражением парусных кораблей, после поражения турецкого флота все европейские страны начали массово строить пароходы; именно поражение Турции заставило Англию и Францию вмешаться в конфликт, тем самым очередная русско-турецкая война переросла в европейский конфликт; эта победа нанесла огромный моральный, военно-0стратигический и материальный урон Османской Империи и принесло славу Нахимову. Впрочем, по воспоминаниям современников, Нахимов не любил говорить об этом сражении. Как уже было сказано, поражение Турции в Синопской битве привело к вступлению в войну Британии и Франции, и вскоре война перенеслась на территорию Российской Империи. 25 февраля Павел Нахимов был назначен командиром севастопольского флота и временным военным губернатором города, в марте был произведён в адмиралы.
Под руководством Нахимова Севастополь оборонялся против трёх крупнейших мировых империй в течении 9 месяцев. История сохранила множество воспоминаний и историй, связанных с этими событиями. Нахимов командовал обороной города не из штаба, а в полевых условиях.
Вот как об этом вспоминает участник обороны Севастополя Корнилов:
"На 5-м бастионе мы нашли Павла Степановича Нахимова, который распоряжался на батареях как на корабле; здесь, как и там, он был в сюртуке с эполетами, отличавшими его от других во время осады... — пишет сопровождавший Корнилова в этот день и час его флаг-офицер Жандр. — Разговаривая с Павлом Степановичем, Корнилов взошел на банкет у исходящего угла бастиона, и оттуда они долго следили за повреждениями, наносимыми врагам нашей артиллерией; ядра свистели около, обдавая нас землей и кровью убитых, бомбы лопались вокруг, поражая прислугу орудий".
По воспоминаниям современников, Павел Нахимов отличался во время осады невиданной храбростью и полным игнорированием опасности. Это воодушевляло солдат, обороняющих Севастополь, и вызывало трепет и уважение со стороны осаждающих. Нахимов лично проверял бастионы, причём самые опасные и обстреливаемые, лично отдавал распоряжения. Но в конце концов игра со смертью кончилась для адмирала Нахимова плохо: 28 июня 1855 года при осмотре одного из редутов Павел Нахимов погиб от вражеской пули. Гибель популярного в народе адмирала стала потрясением и тяжким моральным ударом для всех матросов Черноморского флота.
Вывод к под теме: победа в Синопском сражении и героическая осада Севастополя принесли посмертную славу Нахимову. Но не только эти исторические события повлияли на биографию Нахимова, но и сам Нахимов произвёл огромное влияние на ход истории. Без гения адмирала Нахимова не было бы блестящей победы в Синопской бухте, из за которой Восточная война приняла такой масштаб и из за которой началась массовая модернизация флота во всех странах мира. Павел Нахимов блестяще руководил обороной Севастополя, но в ней главным является даже не его стратегические таланты, а сам Нахимов как психологический фактор: пока Нахимов был жив, 3 Империи не могли взять один город, а пал Севастополь всего через 2 месяца после смерти Нахимова. Конечно, у падения этого города было много объективных причин, но гибель Нахимова нельзя сбрасывать со счетов.
Выводы:
Вот и подошло к концу описание и разбор биографии великого русского флотоводца Павла Степановича Нахимова, и на основе проанализированного материала можно ответить на поставленные во введении вопросы. Начнём по порядку.
Вопрос первый: характеристика личности Нахимова, причины её становления и формирования.
Ответ: Павел Степанович Нахимов был предан морскому делу, для него не существовало ничего, кроме его морской службы, и весь характер его базируется на способности полностью отдаваться выбранному делу: трудолюбие, способность сосредоточиться над решением поставленной задачи, храбрость и отвага, дисциплинированность.
Вопрос второй: причины и этапы становления личности Нахимова как флотоводца и адмирала.
Ответ: Основу воспитания заложил отец Нахимова, воспитывавший сына в условиях материальной скромности и качественного образования. Бойкость, воинственность, способность идти напролом появились, когда из-за нехватки мест Нахимов не смог, не смотря на блестящую учёбу, поступить в Морской Кадетский Корпус, что возбудило в нём мысль о том, что надо стараться ещё лучше. Во время обучения в Кадетском Корпусе начали развиваться способность отдаваться всей личностью преданному делу (тогда ещё — учёбе). Последующие морские путешествия 1817-1825 годов заложили храбрость, стойкость и дисциплинированность его характера, а Наваринское сражение и последующие военные операции в Чёрном море сформировали аналитическое мышление и стратегичность мышления, стойкость к военным действиям. Мирное время, продлившееся до начала Крымской Войны, закрепило такие черты характера как преданность дела, игнорирование социальных отношений, лежащих вне сферы его деятельности, дисциплинированность и строгость. События Крымской войны показали уже сформировавшийся в Нахимове характер война, характеризующейся полным пренебрежением к опасности, храбрости, преданности Родине.
Вопрос третий: роль Нахимова в мировой и отечественной истории.
Ответ: роль Нахимова как человека, определившего ход мировой истории, сильнее всего выражается в Синопском сражении 1853 года и осаде Севастополя. Блестящая победа в Синопской бухте:
Заключение
В результате проведённого исследования нам удалось досконально изучить жизнь Нахимова, его характер, его мечты, его вклад в мировую историю. Павел Степанович Нахимов — величайший русский адмирал, флотоводец, герой Наваринского и Синопского сражений, герой обороны Севастополя от войск англо-франко-турецкой коалиции, преданный делу моряк и преданный долгу служитель Родине. Но в заключении хотелось бы поговорить несколько об ином, а точнее, о тех уроках, которые можно извлечь из жизни Павла Степановича Нахимова. Этот выдающийся деятель добился очень многого, но — какой ценой: полный отказ от развлечений, светской и даже личной жизни, полное погружение в работе и преданность одному-единственному делу. Пожалуй, это самое главное, что можно сказать о Нахимове не как о важном историческом лице, адмирале, герое и т. п., а как о Нахимове — человек. Вся его жизнь — это принижение личных желаний перед долгом. Стоит ли вести такую жизнь, хороша ли она, плоха, или же стоит искать компромисс — это уже дело каждого. Но неоспоримо одно -вопрос преданности долгу, выбор между эмоциями, прожитыми за жизнь, и результатами этой самой жизни — извечная человеческая проблема, с которой сталкивается каждый живущий человек на земле, и Нахимов — один из примеров его гротескного радикального решения. Вот так историческое расследование плавно перетекло в решение извечных философских вопросов.
Список использованной литературы:
Книги:
Е.В Тарле — Нахимов
П.С. Нахимов - Адмирал её Величества России
Сайты:
http://100.histrf.ru/commanders/nakhimov-pavel-stepanovich/
http://flot.com/history/b-nakhimov.htm
http://www.naximov.ru/history/biography/
http://militera.lib.ru/bio/tarle3/01.html
https://military.wikireading.ru/32748
Слайд 1
Исследовательский проект 215 лет со дня рождения Павла НахимоваСлайд 2
Аннотация к презентации Данная презентация является дополнением к исследовательскому проекту, выполняет вспомогательную функцию и не несёт в себе основной смысловой нагрузки. В данном медиапроекте представлены дополнительные информационные материалы, связанные с людьми, предметами и событиями, имевшие место в жизни Нахимова, а также соответствующие теме проекта медиафайлы. Прежде чем ознакомиться с презентацией, рекомендуется изучить основную часть исследовательского проекта. Приятного просмотра!
Слайд 3
Морской кадетский корпус, в котором учился Нахимов Старинная фотография
Слайд 4
Схема кругосветного путешествия Лазарева 1822-1825 гг., в которм принял участие Нахимов. Фрегат Феникс Бриг Феникс был заложен 6 октября 1809 года на Кроншдатской верфи и спущен на воду 12 июля 1811 года. В войне с Францией 1812-1814 годов крейсировал на Балтике.В 1815 - 1819 годах использовался как учебное судно. В 1817 на нём плавали гардемарины Морского Кадетского Корпуса, в числе которых был Даль, Новосильцев и Нахимов. В 1825 году бриг был разобран.
Слайд 5
М.П. Лазарев – первый начальник, учитель и друг Нахимова. М.П. Лазарев (1788 – 1851) великий русский флотоводец и мореплаватель, кавалер Ордена Святого Георгия IV степени, командующий черноморским флотом России и первооткрыватель Антарктиды. Слева – портрет Лазарева работы художника Айвазовского (написана в 1839 году, хранится в Центральном Военно-морском музее Санкт-Петербурга.
Слайд 6
Наваринское сражение 1827 года Наваринское сражение 8 октября 1827 года – это сражение между англо-французско-русским и турецко-египетским флотами, развернувшееся в наваринской бухте Ионического моря на юго-западе побережья полуострова Пелопенесс. Итогом сражения стало поражение Турции в русско-турецкой войне 1828-1829 гг
Слайд 7
Фрегат Паллада Корабль был выстроен по личному указанию Николая I После перевода Нахимова на Силистрию выполнял ряд поручений в Средиземном море и атлантическом Океане. Выполнял дипломатическую русско-японскую миссию, переплыв тысячи миль от Лондона до Японии через южную оконечность африки. Использовался для исследования берегов Кореи.
Слайд 8
Синопское сражение (Схема битвы) Синопское сражение глазами художников
Слайд 9
Оборона Севастополя
Слайд 10
Награды Павла Степановича Нахимова
Слайд 11
Орден святого Владимира В 1825 году Нахимов получил Орден Святого Владимира IV степени за плавание на фрегате Крейсер В 1842 году орден III степени за отличие и рвение на службе. В 1853 году – орден II степени за успешную переброску 13 дивизии. Учреждён Екатериной II в1782 году в честь 20 летия своего царствования. Орден Святого Георгия В 1827 году Нахимов получил Орден IV степени за отличие в Наваринском бою. В 1853 году – орден святого Георгия II степени за победу в Синопском Сражении. Высшая военная награда российской империи. Учреждён Екатериной II в 1769 году за боевые заслуги на поле боя и выслугу в офицерских чинах.
Слайд 12
Орден Святой Анны 1830 – Орден Св. Анны IV степени 1837 — Императорская корона к ордену Святой Анны 2-й степени. За отлично усердную и ревностную службу. 1849 — Орден Святой Анны 1-й степени. 1851 — Императорская корона к ордену Святой Анны 1-й степени. Орден учреждён в 1735 году как династическая награда для отличия чиновников и военных. 1846 — Знак отличия За XXV лет беспорочной службы. Знак отличия За XXV лет беспорочной службы.
Слайд 13
Орден святого Станислава 1847 год – орден Станислава первой Степени. Самый младший орден по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников. 1855 — За отличие при обороне Севастополя. Был учреждён в польше в 1702 году. В 1831 году, после подавления польского восстания и лишения Польши автономии, император Николай I причислил к российским польский орден Белого орл Орден Белого Орла
Слайд 14
Орден Бани Британский рыцарский орден, учреждённый королём Георгом I 18 мая 1725 года. Имя происходит от древнего обряда, когда претендентов подвергали ночному бодрствованию с постом, молитвой и купанием накануне получения рыцарства (церемония прекратилась в 1815 году). Был присвоен Нахимову за успехи в Наваринском сражении. Орден Спасителя – высшая государственная награда Греции. Орден был учреждён первым греческим королём Оттоном 20 мая 1833 года как напоминание об освобождении Греции Божьей милостью. Как и Орден Бани, был присвоен Нахимову за Наваринское Сражение. Орден Спасителя
Слайд 15
Увековечивание Памяти Нахимова
Слайд 16
Памятники Нахимову (Севастополь, Санкт-Петербург)
Слайд 17
Нахимовское училище Память о великом флотоводце увековеченно в названии в честь него целого вида военно-морских училищ. Первое Нахимовское училище было учреждено в 1944 году. На сегодняшний день действует только одно нахимовское училище – в Санкт-Петербурге. Не является высшим учебным заведением. По окончанию офицерское звание не присваивается.
Слайд 18
Книги о Нахимове
Слайд 19
Адмирал её величества России (П.С. Нахимов) Пожалуй, самое уникальное литературное произведение, посвящённое Нахимову. Книга по большей части основанна на личных записях и документах П.С.Нахимова, а также воспоминаниях его современников.
Слайд 20
Нахимов (Е.В.Тар л е) Одна из самых популярных биографий Нахимова. Будучи написанной в форме очерка, книга включает в себя воспоминания очевидцев и современников, исторические документы и анализ Биографии Нахимова.
Слайд 21
Музеи в честь Великого Адмирала
Слайд 22
Молодёжный центр-музей имени Адмирала Нахимова в Смоленске Был открыт в июле 2002 года в бывшем здании гостиницы «Гранд-Отель». В шести залах центра-музея рассказывается о богатой морской истории Смоленской земли, на сотни километров удаленной от морей и океанов, но связанной с ними многочисленными реками.
Слайд 23
Музей им. Нахимова в Хмелите (Смоленская Область) Создан на родине Нахимова в 2002 году и является первым музеем, посвящённым Нахимову. Сечас там же находиться и Мемориальный комплекс Нахимова
Слайд 24
Род Нахимовых (внизу представлен родовой герб)
Слайд 25
Потомство Мануила Тимофеевича Нахимова (Нахименко), сотника Ахтырского слободского казачьего полка. В начале XX века историк В. Л. Модзалевский сделал предположение о происхождении слобожанских дворян Нахимовых от некого Андрея Нахименко, жившего в Полтаве во 2-й половине XVII века. Дворянский титул род получил за 45 лет до рождения Павла Степановича, когда Екатерина Вторя даровала михайло Тимофеевичу Нахимову (деду великого адмирала) был присвоен чин казачьего сотника за доблесть в Очаковском и Хотимском походах. Внуком Мануила был сатирик Аким Николаевич Нахимов (1782—1814), а из правнуков Мануила известны: адмирал, герой Севастополя Павел Степанович (1802—1855) и брат его Сергей Степанович (1805—1872), вице-адмирал и член морского генерал-аудиториата. Род Нахимовых внесён в I и II ч. род. кн. Смоленской и Харьковской губерний.
Слайд 26
Братья Нахимова Из братьев Павла Степановича Нахимова — Платон Степанович (1790 — 1850) оставил морскую службу в чине капитана 2-го ранга, был инспектором студентов московского университета, а затем главным смотрителем Странноприимного дома графа Шереметева в Москве; Сергей Степанович (1802 — 1875) служил также во флоте до 1855 года, когда, в чине контр-адмирала был назначен помощником директора Морского Корпуса, а затем — директором; в последней должности он находился в течение четырех лет, 1 января 1864 года С. С. Нахимов был произведен в вице-адмиралы.
Слайд 27
Павел Нахимов в Географии
Слайд 28
Улицы и площади в честь Нахимова Улицы Нахимова есть: В России: Абакане, Астрахани, Брянске, Городце, Данкове, Кемерове, Липецке, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Новочеркасске, Перми, Петразаводске, Петербурге, Смоленске, Томске, Туапсе, Тюмени, Химках. На Украине: в Виннице, Днепре, Луганске, Николаеве, Ужгороде, Феодосии, Чернигове, Черновцах. В Белоруссии: в Минске, Барановиче, Бобруйске, Новополоцке и Речице. В Севастополе одна из красивейших площадей названа в честь Нахимова, На которой находятся многие памятники архитектуры и достопримечательности, связанные с нахимовым. В Мариуполе и Севастополе есть проспекты имени Нахимова.
Слайд 29
Озеро Нахимовское озеро в Выборгском районе Ленинградской области. Площадь озера — 14,2 км², длина — 12,1 километра, наибольшая ширина — 2 километра. Площадь водосборного бассейна 85,5 км². Ранее носило название Суулаярви. Переименовано в честь адмирала Нахимова, так как на его западном побережье расположена летняя учебная база Нахимовского училища
Слайд 30
Село Нахимовское Село в Смоленской области России, в Холм-жирковском районе. Расположено в северной части области в 17 км к востоку от Холм-Жирковского на берегу Днепра. Население — 0,316 тыс. жителей (2007 год). Административный центр Нахимовского сельского поселения.
Слайд 31
Павел Нахимов в синематографе.
Слайд 32
«Адмирал Нахимов» (1946) «Адмирал Нахимов» — художественный историко-биографический фильм на основе фактов биографии адмирала Нахимова, снятый режиссёром Всеволодом Пудовкиным.
Слайд 33
Нахимов на вашем конверте:)
Слайд 34
Почтовая марка СССР, 1987 год Почтовая марка России, 2002 год Почтовые марки СССР 1952 и 1954 гг. Почтовый блок, Россия, 2003 год
Слайд 35
Нахимов в Нумизматике
Слайд 36
В 1993 году Банк россии выпустил монету медно-никелевого сплава достоинством в 1 рубль в честь 190-летия со дня рождения Нахимова. В 2002 году Банк России выпустил серебрянную монету достоинством в 3 рубля в честь 200-летия со дня рождения Павла Степановича Нахимова.
Слайд 37
В 2002 году Банк России выпустил серебрянную монету достоинством в 25 рублей в честь 200-летия со дня рождения Павла Степановича Нахимова. В 2002 году Банк России выпустил золотую монету достоинством в 50 рублей в честь 200-летия со дня рождения Павла Степановича Нахимова.
Слайд 38
Нахимов глазами Поэтов
Слайд 39
Гордость Отечества. Степан Руднев Гордость Отечества ,пламенный патриот, Прославил доблестными подвигами флот. Кристально чист душой ,а как море любил , Службу на разных кораблях проходил. В шторм и в свирепую бывало погоду, Не боясь, преодолевал стихию сходу. Одолел врага в Синопском сражении, Проявив храбрость , ловкость ,умение. Яркой фигурой, в то время, Нахимов был, Матросов приободрял и благоволил. Слыл героем Севастопольской обороны, Атаки противника отражали его бастионы. В ореоле славы погиб выдающийся адмирал, Похоронен в склепе Лазарева , как завещал.
Слайд 40
Алексей Лебедев "Смерть Нахимова" За окном тяжелый грохот боя, Жмутся к стеклам ветви тополей, Флагмана зовут в поход с собою Тени белокрылых кораблей. Слышит он призывный голос меди, Видит в море выходящий флот... Но - смертельно ранен, и к победе Русские суда не приведет. Пробивает кровь бинты тугие, Врач подносит терпкое питье. Видит флотоводец мать - Россию И матросов - сыновей ее. Стынет лоб в предсмертой стуже, Шепчет флагман в ветер ледяной: "Старый друг мой, Николай Бестужев, Это ты пришел сюда за мной. Я иду". И падает в подушки Голова, чтоб не подняться вновь. На Малаховом грохочут пушки, День высок, и ветер сушит кровь.
Слайд 41
Марк Кабаков "Нахимов" Словно мостик, Под ним Постамент. Он недаром с подзорной трубою. И закат, Словно отблески боя, На густой бахроме эполет. Парусами Над ним облака, Позади - Корабельные снасти. Это честь и великое счастье - Свой корабль Провести сквозь века.
Фокус-покус! Раз, два,три!
Флейта и Ветер
Рисуем кактусы акварелью
Золотой циркуль
И тут появился изобретатель