В данной работе рассмотрены признаки делимости, которые не изучаются в школьном курсе математики.
Вложение | Размер |
---|---|
В данной работе рассмотрены признаки делимости, которые не изучаются в школьном курсе математики | 85.19 КБ |
priznaki_delimosti.ppt | 2.25 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Весенненская средняя общеобразовательная школа»
Ломоносовские чтения
Секция: «Математические науки»
Признаки делимости.
Автор: Волощук Юрий
учащийся 6 класса
Руководитель: Арндт
Ирина Васильевна,
учитель математики
с. Весеннее
2018 год
Оглавление
Глава I. Определение и свойства делимости чисел. 3
1.1.Определения понятий делимости и признаков делимости, свойства делимости. 3
1.2. Свойства делимости суммы и произведения: 4
Глава II. Признаки делимости. 4
2.1. Признаки делимости на 2,3,5,9,10. 4
2.2.Признаки делимости на 4,6,8,11,12,13 и т.д. 5
2.3 Признаки делимости на 7. 7
Глава III. Признаки делимости в практических задачах и фокусах. 7
Введение.
На уроках математики при изучении темы «Признаки делимости», где мы познакомились с признаками делимости на 2; 5; 3; 9; 10, меня заинтересовало, а есть ли признаки делимости на другие числа, и существует ли универсальный метод делимости на любое натуральное число. Поэтому я занялся исследовательской работой на данную тему.
Цель исследования: изучение признаков делимости натуральных чисел до 100, дополнение уже известных признаков делимости натуральных чисел нацело, изучаемых в школе.
Для достижения цели были поставлены задачи:
Объект исследования: делимость натуральных чисел.
Предмет исследования: признаки делимости натуральных чисел.
Методы исследования:
-поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, интернета;
- исследовательский метод при определении способов умножения;
- практический метод при решении примеров;
- анкетирование учащихся школы о знании признаков делимости.
Гипотеза исследования: Если можно определить делимость натуральных чисел на 2, 3, 5, 9, 10, то должны быть признаки, по которым можно определить делимость натуральных чисел на другие числа.
Новизна проведённой исследовательской работы заключается в том, что данная работа систематизирует знания о признаках делимости и универсальном методе делимости натуральных чисел.
Практическая значимость: материал данной исследовательской работы можно использовать в 6 – 8 классах на факультативных занятиях при изучении темы «Делимость чисел».
Глава I. Определение и свойства делимости чисел.
1.1.Определения понятий делимости и признаков делимости, свойства делимости.
Теория чисел – раздел математики, в котором изучаются свойства чисел. Основной объект теории чисел – натуральные числа. Главное их свойство, которое рассматривает теория чисел, это делимость.
Определение: Целое число a делится на целое число b, не равное нулю, если существует такое целое число k, что a = bk (например, 56 делится на 8, т.к. 56 = 8х7).
Признак делимости — правило, позволяющее установить, делится ли данное натуральное число на некоторые другие числа нацело, т.е. без остатка.
Свойства делимости:
1.2. Свойства делимости суммы и произведения:
5) Если в произведении целых чисел один из множителей делится на m, а другой на n, то произведение делится на mn.
Кроме этого, изучая признаки делимости чисел, я познакомился с понятием «цифровой корень числа». Возьмём натуральное число. Найдём сумму его цифр. У результата также найдём сумму цифр, и так до тех пор, пока не получится однозначное число. Полученный результат называется цифровым корнем числа. К примеру, цифровой корень числа 654321 равен 3: 6+5+4+3+2+1=21,2+1=3. А теперь можно задуматься над вопросом: «А какие существуют признаки делимости и есть ли универсальный признак делимости одного числа на другое?»
Глава II. Признаки делимости.
2.1. Признаки делимости на 2,3,5,9,10.
Среди признаков делимости самые удобные и известные из школьного курса математики 6 класса:
2.2.Признаки делимости на 4,6,8,11,12,13 и т.д.
Поработав с различными источниками, я узнал еще другие признаки делимости. Опишу некоторые из них.
Пример: Число 45612 делится на 2 и на 7, значит, оно делится и на 14.
Например: 1146795
1+1+4+6+7+9+5=33, значит, число кратно 3.
Применим последовательно признак делимости. Число десятков в признаке надо считать не цифру в разряде десятков, а общее число целых десятков во всем числе.
1) 1 0 2 +2 ∙ 6= 114
2) 11+ 2∙4=19
В результате выполнения последовательных двух шагов мы получили число 19, которое делится на 19, следовательно, число 1026 делится на 19.
2.3 Признаки делимости на 7.
1. Возьмем для испытания число 5236. Запишем это число следующим образом: 5236=5*1000+2*100+3*10+6=103*5+102*2+10*3+6 («систематическая» форма записи числа), и всюду основание 10 заменим основанием 3); 33*5 + З2 *2 + 3*3 + 6 = 168.Если получившееся число делится (не делится) на 7, то и данное число делится (не делится) на 7. Так как 168 делится на 7, то и 5236 делится на 7. 168:7=24, 5236:7=748.
2. В этом признаке надо действовать точно так же, как и в предыдущем, с той лишь разницей, что умножение следует начинать с крайней правой и умножать не на 3, а на 5. (5236 делится на 7, так как 6*53+3*52+2*5+5=840, 840:7=120)
3. Этот признак менее легок для осуществления в уме, но тоже очень интересен. Удвойте последнюю цифру и вычтите вторую справа, удвойте результат и прибавьте третью справа и т. д., чередуя вычитание и сложение и уменьшая каждый результат, где возможно, на 7 или на число, кратное семи. Если окончательный результат делится (не делится) на 7, то и испытуемое число делится (не делится) на 7. ((6*2-3) *2+2) *2-5=35, 35:7=5.
4. Число делится на 7 тогда и только тогда, когда на 7 делится знакопеременная сумма чисел, образованных последовательными тройками цифр данного числа. Как узнать, например, что число 363862625 делится на 7? 625-862+363=126 делится на 7, 126:7=18, значит, и число 363862625 делится на 7, 363862625:7=51980375.
5. Один из самых старых признаков делимости на 7 состоит в следующем. Цифры числа нужно брать в обратном порядке, справа налево, умножая первую цифру на 1, вторую на 3, третью на 2, четвёртую на -1, пятую на -3, шестую на -2 и т.д. (если число знаков больше 6, последовательность множителей 1, 3, 2, -1,-3,-2 следует повторять столько раз, сколько нужно). Полученные произведения нужно сложить. Исходное число делится на 7, если вычисленная сумма делится на 7. Вот, например, что дает этот признак для числа 5236. 1*6+3*3+2*2+5*(-1) =14. 14: 7=2, значит и число 5236 делится на 7.
6. Число делится на 7 тогда и только тогда, когда утроенное число десятков, сложенное с числом единиц, делится на 7. Например, 154 делится на 7, так как на 7 число 49, которое получаем по этому признаку: 15* 3 + 4 = 49.
Глава III. Признаки делимости в практических задачах и фокусах.
Задача 1.
Туристическое агентство «Дуремар» предложило Карабасу три путевки «в страну Дураков» - две взрослые и одну детскую за 3543 золотые монеты. Известно, что детская путевка на 500 золотых монет дешевле. Каким образом Карабас смог понять, что его обманывают?
Решение: 3543+500=4043, но 4043 не делится на 3.
Задача 2. Семеро друзей.
У одного гражданина было семь друзей. Первый посещал его каждый вечер, второй - каждый второй вечер, третий – каждый третий вечер, четвертый – каждый четвертый вечер и так до седьмого друга, который являлся каждый седьмой вечер. Часто ли случалось, что все семеро друзей встречались у хозяина в один и тот же вечер?
Решение: Решается с использованием признаков делимости на 2, на 3, на 4, на 5, на 6, на 7.
НОД (2,3,4,5,6,7)=420.
Ответ: 1 раз в 420 дней.
Задача 3.
Ваня задумал число простое трехзначное число, все цифры которого различны. На какую цифру оно может заканчивается, если его последняя цифра равна сумме первых двух. Приведите пример таких чисел.
Решение: Только на 7.
Ответ: 167, 257, 347, 527.
Задача 4.
Петин счет в банке содержит 500 долларов. Банк разрешает совершать операции только двух видов: снимать 300 долларов или добавлять 198 долларов. Какую максимальную сумму Петя может снять со счета, если других денег у него нет?
Решение:
Поскольку 300 и 198 делятся на 6, Петя сможет снять лишь сумму, кратную 6 долларам. Максимальное число, кратное 6 и не превосходящее 500, - это 498. Докажем, что снять 498 долларов возможно. Произведем следующие операции: 500-300=200, 200+198=398, 398-300=98,98+198=296, 296+198=494. Сумма, лежащая в банке, уменьшилась на 6 долларов.
Проделав аналогичную процедуру 16 раз, Петя снимет 96 долларов, у него останется на счету 404 доллара. Затем он может снять 300, положить 198 и снова снять 300, в результате он снимет 2 доллара, и у него останется 498 долларов.
Фокус. Число Шехерезады.
Предлагаю Вам написать на листе бумаги любое трехзначное число. Далее приписать к нему это же число еще раз. Получится шестизначное число.
Это число разделите на 7. Затем полученный результат разделите на 11. А теперь полученный результат разделите на 13. У Вас в результате получится задуманное Вами число.
Решение:
Секрет фокуса: когда мы к трехзначному числу приписали такое же число, то мы тем самым умножили его на 1001, а затем разделив последовательно на 7, 11, 13, мы раздели его на 1001, то есть получили задуманное трехзначное число.
Экспериментальная часть
Анкетирование проводилось среди обучающихся 6-8 классов. В опросе приняли участие 26 ребят. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
Опрос показал, что ребятам знакомы в основном признаки делимости, которые изучаются в школе. Многие ребята хотят познакомиться с новыми признаками делимости.
Заключение
Работая с разными источниками, анализируя найденный материал по исследуемой теме, я убедился в том, что существуют признаки делимости и на другие натуральные числа. Например, на 7, 11, 12, 13, 14, 19, 37, что и подтвердило правильность выдвинутой мной гипотезы о существовании других признаков делимости натуральных чисел.
Результатом исследовательской работы стал систематизированный материал в виде таблицы «Признаки делимости чисел», который можно использовать на уроках математики, во внеклассных занятиях с целью подготовки учащихся к решению олимпиадных задач, при подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ.
В дальнейшем предполагаю продолжить работу над применением признаков делимости чисел к решению задач.
На внеурочном занятии по математике я познакомил своих одноклассников с признаками делимости.
Литература
Приложение 1
ТАБЛИЦА ПРИЗНАКОВ ДЕЛИМОСТИ
Признак | Пример | |||||||||
на 2 | Число заканчивается на чётную цифру. | ………………2(4,6,8,0) | ||||||||
на 3 | Сумма цифр делится на 3. | 378015: | ||||||||
3+7+8+0+1+5 = 24. 24:3 | ||||||||||
на 4 | Число из двух последних его цифр нули или делится на 4. | ………………12 | ||||||||
на 5 | Число заканчивается на цифру 5 или 0. | ………………0(5) | ||||||||
на 6 | Число заканчивается на чётную цифру и сумма цифр делится на 3. | 375018: 8-четное число | ||||||||
3+7+5+0+1+8 = 24. 24:3 | ||||||||||
на 7 | Результат вычитания удвоенного | 364: | ||||||||
последней цифры из этого числа без | 36 — (2 × 4) = 28, 28:7 | |||||||||
последней цифры делится на 7. | ||||||||||
на 8 | Три его последние цифры числа - нули или образуют число, которое делится на 8. | ……………..064 | ||||||||
на 9 | Сумма его цифр числа делится на 9. | 3780153: | ||||||||
3+7+8+0+1+5+3=27. 27:9 | ||||||||||
на 10 | Число оканчивается на ноль | ………………..0 | ||||||||
на 11 | Сумма цифр числа с чередующимися | 182 919: | ||||||||
знаками делится на 11. | 1 — 8 + 2 — 9 + 1 — 9 = −22 | |||||||||
-22:11 | ||||||||||
на 12 | Две последние цифры числа делятся на | 216: | ||||||||
4 и сумма цифр делится на 3. | 2+1+6=9, | 9:3 | и 16:4 | |||||||
на 13 | Число десятков данного | числа, | 845: | |||||||
сложенное с учетверённым | числом | 84 + (4 × 5) = 104, | ||||||||
единиц, кратно 13. | 104:13 | |||||||||
на 14 | Число заканчивается на чётную цифру и когда результат вычитания удвоенной последней цифры из этого числа без последней цифры делится на 7. | 364: 4 – четное число 36 — (2 × 4) = 28, 28:7 | ||||||||
на 15 | Число 5 и на 0 и сумма цифр делится | 65480: | ||||||||
на 3. | 6+3+4+8+0=21 | , 21:3 | ||||||||
на 16 | Четыре его последние цифры числа - нули или образуют число, которое делится на 16. | …………..0032 | ||||||||
на 17 | Число десятков данного числа, сложенное с увеличенным в 12 раз числом единиц, кратно 17. | 29053→2905+36=2941→294+12= =306→30+72=102→10+24=34. Поскольку 34 делится на 17, то и 29053 делится на 17 | ||||||
на 18 | Число заканчивается на чётную цифру и сумма его цифр делится на 9. | 2034: 4 - четное число 2+0+3+4=9, 9:9 | ||||||
на 19 | Число десятков данного числа, сложенное с удвоенным числом единиц, кратно 19 | 646: 64 + (6 × 2) = 76, 76:19 | ||||||
на 20 | Число заканчивается на 0 и предпоследняя цифра четная | …………………40 | ||||||
на25 | Число, состоящее из двух последних цифр делится на 25 | …………….75 | ||||||
на 30 | Число делится на 30 тогда и только тогда, когда оно заканчивается на 0, и сумма всех цифр делится на 3. | ……………..360 | ||||||
на 59 | Число делится на 59 тогда и только тогда, когда число десятков, сложенное с числом единиц, умноженное на 6, делится на 59. | Например, 767 делится на 59, так как на 59 делятся 76 + 6*7 = 118 и 11 + 6*8 = 59. | ||||||
на 79 | Число делится на 79 тогда и только тогда, когда число десятков, сложенное с числом единиц, умноженное на 8, делится на 79.. | Например, 711 делится на 79, так как на 79 делятся 71 + 8*1 = 79 | ||||||
на 99 | Число делится на 99 тогда и только тогда, когда на 99 делится сумма чисел, образующих группы по две цифры (начиная с единиц). | Например, 12573 делится на 99, так как на 99 делится 1 + 25 + 73 = 99. | ||||||
на 125 | Число, состоящее из трех последних цифр делится на 125 | ……………375 | ||||||
Слайд 1
Автор: Волощук Юрий Учащийся 6 класса Руководитель: Арндт Ирина Васильевна, учитель математикиСлайд 2
Цель работы : изучение признаков делимости натуральных чисел до 100, Задачи: собрать, изучить и систематизировать материал о признаках делимости натуральных чисел
Слайд 3
Объект исследования: делимость натуральных чисел. Предмет исследования: признаки делимости натуральных чисел. Методы исследования: - поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, интернета; - исследовательский метод при определении способов умножения; - практический метод при решении примеров; - анкетирование учащихся школы о знании способов умножения.
Слайд 4
Гипотеза исследования: Если можно определить делимость натуральных чисел на 2, 3, 5, 9, 10, то должны быть признаки, по которым можно определить делимость натуральных чисел на другие числа. Новизна исследовательской работы заключается в том, что данная работа систематизирует знания о признаках делимости и универсальном методе делимости натуральных чисел.
Слайд 5
Определение: Целое число a делится на целое число b , не равное нулю, если существует такое целое число k , что a = bk (например, 56 делится на 8, т.к. 56 = 8х7). Признак делимости — правило, позволяющее установить, делится ли данное натуральное число на некоторые другие числа нацело, т.е. без остатка.
Слайд 6
«Цифровой корень числа» Возьмём натуральное число. Найдём сумму его цифр. У результата также найдём сумму цифр, и так до тех пор, пока не получится однозначное число. Полученный результат называется цифровым корнем числа. Например , цифровой корень числа 654321 равен 3: 6+5+4+3+2+1=21,2+1=3.
Слайд 7
Признаки делимости : деление на 2; деление на 3; деление на 5; деление на 9; деление на 10.
Слайд 8
Признаки делимости : деление на 4: Число из двух последних его цифр нули или делится на 4 ( например , 324 делится на 4, так как 24делится на 4) деление на 6: Число заканчивается на чётную цифру и сумма цифр делится на 3 ( например , 678 делится на 6, так как оно четное и 6+7+8=21, 2+1=3, 3:3=1).
Слайд 9
Признаки делимости : - деление на 15. Для того чтобы число делилось на 15, необходимо и достаточно, чтобы оно делилось на 5 и на 3, т.е. чтобы оно оканчивалось нулем или пятеркой и, кроме того, сумма его цифр делилась на 3. Например: 1146795, 1+1+4+6+7+9+5=33, значит, число кратно 3. деление на 30: Число делится на 30 тогда и только тогда, когда оно заканчивается на 0, и сумма всех цифр делится на 3. - деление на 100: На 100 делятся только те числа, у которых две последние цифры нули.
Слайд 10
Признаки делимости в практических задачах и фокусах. Задача 1. Туристическое агенство «Дуремар» предложило Карабасу три путевки «в страну Дураков» - две взрослые и одну детскую за 3543 золотые монеты. Известно, что детская путевка на 500 золотых монет дешевле. Каким образом Карабас смог понять, что его обманывают? Решение: 3543+500=4043, но 4043 не делится на 3.
Слайд 11
Задача 2. Семеро друзей. У одного гражданина было семь друзей. Первый посещал его каждый вечер, второй - каждый второй вечер, третий – каждый третий вечер, четвертый – каждый четвертый вечер и так до седьмого друга, который являлся каждый седьмой вечер. Часто ли случалось, что все семеро друзей встречались у хозяина в один и тот же вечер? Решается с помощью признаков делимости на 2, на 3, на 4, на 5, на 6, на 7. НОД (2,3,4,5,6,7)=420. Ответ: 1 раз в 420 дней.
Слайд 12
Число Шехерезады. Предлагаю Вам написать на листе бумаги любое трехзначное число. Далее приписать к нему это же число еще раз. Получится шестизначное число. Это число разделите на 7. Затем полученный результат разделите на 11. А теперь полученный результат разделите на 13. У Вас в результате получится задуманное Вами число.
Слайд 13
Анкета. 1. Существуют ли другие признаки делимости отличные от тех, которые изучались на уроке? Да Нет 2. Есть ли признаки делимости для других натуральных чисел? Да Нет 3. Хотели бы вы узнать эти признаки делимости? Да Нет 4. Известны ли вам какие-либо признаки делимости натуральных чисел? Да Нет
Слайд 14
Работая над данной теме, я убедился в том, что существуют признаки делимости и на другие натуральные числа. Например, на 4, 6, 15, 30, 100 что и подтвердило правильность выдвинутой мной гипотезы о существовании других признаков делимости натуральных чисел. Результатом исследовательской работы стал систематизированный материал в виде таблицы «Признаки делимости чисел», который можно использовать на уроках математики, факультативных занятиях.
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Заповеди детства и юности
Две снежинки
Рисуем крокусы акварелью
На горке
Рисуем "Ночь в лесу"