в учебном исследовании "Первые тимлюйцы" - рассматривается интересный краеведческий материал по истории села Тимлюй. Данная работа является актуальной и интересной, в связи подготовкой к переходу на ФГОС нового поколения, возникает необходимость проблемного изучения истории своего родного края, обращения к своим корням через организацию исследовательской деятельности учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_timlyuytsy.doc | 337 КБ |
МО «Кабанский район»
II районные Лукьяновские краеведческие чтения
«История района глазами краеведов»
Первые тимлюйцы
Автор: Жилина Светлана,
ученица 7Б класса Каменского лицея
Руководитель: Федотова Елена Афанасьевна,
учитель истории Каменского лицея
Содержание
1.Введение 3 стр.
2. Основная часть
Из истории села 4 стр.
Первые тимлюйцы 4-7 стр.
3. Заключение 7-8 стр.
4.Список литературы 9 стр.
5. Приложения (I ,II) 10-11 стр.
Введение
Каждое село имеет свою историю, связанную с его основателями. Изучая историю села Тимлюй, я выяснила, что основание села было связано с людьми, имеющими определённые фамилии, которые и сегодня наиболее распространены среди жителей села. С латинского языка фамилия означает - семья, т.е. наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более узком понимании — к одной семье. Меня всегда интересовала история происхождения распространённых фамилий. И мне стало интересно, а кто они были первые тимлюйцы, что привело их в Сибирь, почему они выбрали местом своего пристанища Тимлюй и как связана история села с историей этих людей. С началом возникновения села Тимлюй упоминается 11 семей: Ермаковы, Стрекаловские, Смольниковы, Секерины, Кобылкины, Кореневы, Рженевы, Рудаковы, Федотовы, Балдаковы, Лобановы. Их и можно считать коренными поселенцами. Объектом моего исследования стали фамилии первых жителей села.
Гипотеза исследования: первые жители села имели простое, незнатное происхождение.
Цель исследования: выяснить, кем были первые тимлюйцы.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу, источники, сформулировать проблематику вопроса.
2.Обобщить, систематизировать и проанализировать изученные материалы по данному вопросу.
3.Сделать выводы.
Методы исследования: проблемный, аналитический, поисковый, интервью.
Этапы исследования:
1. Подготовительный. Постановка проблемы, поиск информации.
2. Обобщение изученного материала. Систематизация знаний.
3. Заключительный. Подведение итогов, формулирование собственных выводов.
Из истории села
Активное заселение Забайкалья народами из центральных районов России началось с 30-50-х годов XVII века, тогда же упоминаются первые пашни в районах Кабанского и Баргузинского острогов. Начало истории села Тимлюй относится к 1688 году, в связи с составленными «списками» Троицко-Селенгинского монастыря. Темлюйская деревня была приписана к Троицко-Селенгинскому монастырю в 1688 году по указу окольничего Ф.И. Головина. О том, что тимлюйцы работали на монастырских пашнях, упоминается в ревизионных документах от 1754 года, в которых говориться: «… тимлюйские крестьяне перевезли в казённую келью 1305 пудов ржи, собранной с 24 казённых десятин»[4].
Причём, до 70-х годов XX века во всех документах название «Тимлюй» писалось через букву «е». К 1723 году монастырю принадлежало 5 деревень: Темлюй, Буй, Куналей, Елань, Хилоцкая слобода, с общим числом 84 двора[1]. Тимлюйские крестьяне занимались пашенным земледелием, выжиганием извести, заготавливали смолу, делали деготь, свечи, мыло. Славился Тимлюй своими водяными мельницами. Жернова привозили только в зимнее время по Байкалу. Старожилы вспоминают, что с речкой было связано основное ведение хозяйства. Со всего района на помол везли зерно. «Тимлюйские крестьяне выращивали коноплю, из которой делали верёвки, вожжи, из семени получали масло»[2]. Тимлюйцы были хорошими охотниками и рыбаками, добывали лесного зверя, рыбу и сбывали проезжим купцам. О том, что тимлюйцы слыли хорошими охотниками, подтверждает факт, что в окрестностях Тимлюя сохранились названия лесных охотничьих угодий: Никиткина падь, Кобылкинские гривы, Федотова падь, Тунгусова падь, Макарские низовья и др. Мужчины занимались извозом, возили рыбу в Читу и Иркутск, зимой дорога проходила по Байкалу. Покров Пресвятой Богородицы является Престольным праздником села Тимлюй. 300 лет назад в Тимлюе осели: Ермаковы, Стрекаловские, Смольниковы, Секерины, Кобылкины, Кореневы, Рженевы, Рудаковы, Федотовы, Балдаковы, Лобановы. К концу XVIII века в деревне проживало уже 164 человека. До сих пор эти фамилии самые распространенные в селе.
Первые тимлюйцы
Кто же они были первые тимлюйцы? В XVII веке в Сибирь направлялись не только бедные и несчастные люди, в поисках лучшей доли, но и именитые бояре, призванные служить государству. По мнению историка Тиваненко А.В. всё население направляющиеся в Сибирь, можно поделить на разряды: священнослужители, военные служилые люди, государственные люди, крестьяне. Скорее всего, первые тимлюйцы пришли сюда в составе войск направленных в 1682-1685 гг. из городов Западной Сибири для отпора вторжений монгольских кочевников, которые осаждали «даурские» крепости русских. Тогда царь Алексей Михайлович распорядился направить на Байкал из городов Западной Сибири «свободных служилых людей, казачьих детей, разночинцев, тобольских боярских детей»[4]. Давняя история фамилий, которые носят тимлюйцы, подтверждается тем, что они являются распространёнными как в Западной Сибири так и в центральных районах России. До XVII века основная масса податных людей фамилий не имела. Когда люди записывались на государеву службу для их фиксации в «кормовых книгах» часто в спешном порядке присваивались фамилии производные от имён или прозвищ или имени хозяина так как в XVI веке шло массовое закрепощение крестьян. Также большинство русских фамилий происходит от дедичества, то есть имени деда, закрепляя наследственное имя в третьем поколении. Так проще стало обозначать семьи одного корня. Часто крестьянам присваивались фамилии от крестильного имени. Это объясняет происхождение таких фамилий как: Ермаков (сын Ермака), Федотов (сын Федота). Из рассказа уроженки села Тимлюй – Бородиной Веры Григорьевны я узнала, что часто имя предка присваивалось целым поколениям семей, чтобы различать их, так как фамилии были одинаковыми. Например, за родом её предка Федотова Иннокентия Марковича, родившегося в 1803 году, закрепилось прозвище – Морковничихи. Известны в селе: Стрекаловские-Митрофановские (Митрофан), Секерины-Лучинские (Лука) и др.
Фамилия – Ермаков стала распространённой в связи со славой сибирского первопроходца. В старинной песне пелось: «Атаманом быть Ермиле Тимофеевичу». Другая версия происхождения этой фамилии — от тюркского слова ярмак — деньги. О простонародном и трудовом происхождении первых тимлюйцев указывают фамилии: Рудаковых, Рженевых, Смольниковых. Эти фамилии связаны с родом занятий их предков: Смольников - смолить, Рудаков от слов руда - «грязь, пятно» и рудак - «грязный, выпачканный» или человек, выполняющий грязную работу, Рженев от прозвища Рженя (ржаной) т.е. пекарь, выпекающий ржаной хлеб, или крестьянин-земледелец, выращивающий рожь[8].
Испокон веков крестьяне на Руси имели разнообразие прозвища. Прозвища указывали на особенности характера или внешности человека, сходства с животными, национальную принадлежность и т.д.. Прозвища вытесняли из жизни крестильные имена как в быту, так и в официальных документах. Например: скорее всего фамилия Балдаков исходит от прозвища – Балдак, что означает «балдыкать» – «болтать, калякать, беседовать»[8]. Соответственно, так могли называть разговорчивого человека. По другой версии оно связано с татарским словом «балдак» - «кольцо». Возможно, основатель рода Балдаковых носил кольцо на руке или в ухе и со временем получил фамилию Балдаков. Происхождение такой распространённой русской фамилии как Лобанов также связано с прозвищем. Лобаном на Руси называли не только большелобого, но и крупного, крепкого человека. Нередко такое прозвище давали человеку смекалистому, догадливому, а иногда недоверчивому, скрытному. По одной из версий, фамилия Коренев произошла от слова Корнев (корень), которое имеет старорусское значение: упрямый, суровый, крепкий[8]. В старину имели распространения имена и прозвища восходящие к названиям животных: например Кобылкин. У тимлюйских крестьян известны поговорки: «Сколько кобылке не прыгать, а быть в хомуте», «Кобылка маленька, а седлу место есть». Это подтверждает, что Кобылкины были также простого крестьянского происхождения. По версии исследователя Бражникова, «кобылками» называли каторжан и ссыльных-переселенцев. В войске первопроходцев Сибири среди казаков было много простого крестьянского люда, возможно, они и селились на благоприятных землях. К тому времени по Тимлюю проходили пути на Кяхту и маршруты перекочёвок на Монголию, что способствовало развитию местных промыслов.
Интересно происхождение фамилий: Секериных, Стрекаловских. По мнению историка Никонова В.А., фамилии заканчивающиеся на –ский, относятся к фамилиям княжеским, знатным. И действительно в разрядных книгах Тобольской губернии на воеводческих и других административных должностях упоминаются фамилии: Секериных, Стрекаловских. В администрации сибирских городов XVII в. известны Секерины: Иван Борисович, письменный голова в Тобольске (1616 г.), воевода в Томске (1616 г.) и Тюмени (1616г.), Андрей Тихонович, письменный голова в Тобольске (1646-48 гг.) и воевода в Мангазее[3]. О том, что эти фамилии могут принадлежать к высоким сословиям, подтверждает тот факт, что нередко духовенство, дворянство подыскивали себе более звучные фамилии, имеющие иностранное происхождение. Указом от 20 января 1797 года император Павел I повелел составить Общий гербовник дворянских родов, где было собрано более 3000 дворянских родовых имён и многие эти родовые имена носят польско-литовское, греческое происхождение. Существуют версии, что фамилия Секерин связана со словом Секера (секира) - лесосечный тяжелый топор на длинном, прямом топорище. Даль объясняет понятие Секера как «беда, опасность, гроза», в разговорном языке жителей Среднего Урала секера - «челюсть», «ворчливая женщина». Cтрекаловский - эта фамилия в 60% случаев имеет польское происхождение и происходит либо из самой Польши, либо из граничащих с ней стран (Украина, Белоруссия). Почти все представители таких фамилий относились к польской шляхте. Фамилия Стрекаловский, возможно происходит от прозвища - Стрекало. Что означает «прыгать, прыгать»[2]. Возможно, это прозвище мог получить умный, энергичный и быстрый человек. Видимо, среди первых тимлюйцев оказались и люди знатного происхождения из западной части России по разным причинам это – священники, сосланные за непослушание, служилые люди или купцы, приказчики (выполняющие царскую миссию).
Заключение
На основании изученного, я могу предположить, что действительно, первые жители села Тимлюй были в основном, простого происхождения из крестьян, которые в поисках лучшей доли оказались на богатых Тимлюйских землях, удобных для землепашества, скотоводства и охоты. Развитие хозяйственной жизни села, имеющего 300-летнию историю доказывает, что тимлюйцы не боялись работы и самостоятельно добывали себе на жизнь. Так как охота, была для них одним из первых занятий, возможно, предполагает их служилое происхождение. Распространение в народе песен о нелёгкой судьбе крестьян может подтвердить, что богатое село становилось пристанищем для ссыльных людей. Развитие самостоятельных промыслов позволяло тимлюйцам вести крепкие хозяйства. От том, что Тимлюй, был в то время одним из богатейших сёл нашего края характеризует факт, что между Посольским и Троицко-Селенгинским монастырями шла борьба за тимлюйские плодородные земли. Старожилы уверяли, что их предки работали на два монастыря. Коренные тимлюйцы имеют признаки далекого родства с бурятами, хотя фамилии у них русские. Это объясняется тем, что новокрещеные буряты носили русские фамилии.
В настоящее время в селе Тимлюй проживает 831 человек, из них:
Кореневы -15 дворов;
Смольниковы -15 дворов;
Федотовы -13;
Лобановы -11;
Стрекаловские -10 дворов
Балдаковы -9;
Помазкины -9;
Секерины -8 дворов;
Кобылкины -7
Рженевы -6;
Рудаковы -1 хозяйство.
Таким образом, можно утверждать, что потомки первых тимлюйцев и сейчас живут в селе. Самые распространенные фамилии остаются – Смольниковы и Кореневы. Трудовые и военные навыки тимлюйцев помогали им преодолевать трудности, развивать хозяйство и создавать историю своего села.
Список литературы:
1.«Байкальские огни»: Очерки из истории родного края; 2007-2012 гг.
2.Душакова О. Тимлюйская вотчина: Кабанск, 2008.
3.Ворота Забайкалья: сборник очерков: Улан-Удэ, 2008.
4. Интернет-ресурсы
4.Каширихин М.Г. Отправная точка – Тимлюй: Кабанск 1998.
5.Краеведческая энциклопедия «Наследие земли Кабанской», 2009/
6.Лукьянов М.А. Край наш Кабанский, у Байкала: Улан-Удэ,
7.Тиваненко А.В. Удинский острог: Первое столетие Улан-Удэ.1993.
8. Федосюк Ю.А. Русские фамилии: популярный этимологический словарь М.: Флинта: Наука, 2006.
9. Шмулевич М.М. «Очерки истории Западного Забайкалья XVII –на XIX вв.(статьи в газетах : «Байкальские огни» №21-27 ;2009, «Кабанск-Инфо» №27, 2011)
10.Элиасов Л.Е. Байкальские легенды и предания. Улан Удэ, 1984.
Устные свидетельства: Стрекаловской Г.Г., Баландиной Н.И., Бородиной В.Г.
Серебренниковых Н.В.,И.Н., Журнист Г.А. и В.А.,
Кобылкиной В.К., Фалилеевых О.А., Г.А. и других.
Приложение I
Сведения о составе населения с.Тимлюй
Приложение II
Тимлюйские крестьяне (фото из архива Бородиной В.Г.)
Семья Кобылкиных (фото из архива Кобылкиной В.К)
Карты планет и спутников Солнечной системы
Заяц, косач, медведь и весна
Астрономический календарь. Май, 2019
Можно от Солнца уйти...
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое