Исследовательская работа раскрывает однуиз страниц истрии села Кумарейка
Вложение | Размер |
---|---|
Екатерининский тракт в истории села Кумарейка | 46.88 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кумарейская средняя общеобразовательная школа
Екатерининский тракт
в истории родного села
Краеведческая научно-практическая конференция
«Байкальское кольцо»
Секция «История Прибайкалья»
Краеведческая научно-практическая исследовательская работа Орловой Людмилы Александровны, обучающейся 8 класса МБОУ Кумарейская СОШ, проживающей по адресу: Иркутская, Балаганский, Кумарейка, Заречная, 26-2
Индекс: 666397
e-mail: mou-kumar@yandex.ru
Руководитель: Москалева Екатерина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Кумарейская СОШ,
e-mail: mos.ekat@yandex.ru
Кумарейка, 2018
Оглавление
2.1. Краткая историческая справка о селе Кумарейка…………..….с.5
2.2. Из истории Екатерининского тракта………………………….…с.6
2.3. Анализ картографического материала………………………….с.9
2.4. Екатерининский тракт в воспоминаниях старожилов…………с.10
2.5.Практическая работа на местности………………………………с.12
1. Введение
Не надо ездить далеко, чтобы посетить интересные места, достаточно внимательно посмотреть вокруг и увидеть, что рядом с нами полно прекрасных исторических памятников. Именно поэтому я обратилась в своей работе к данной теме, кроме этого эта работа даст мне возможность глубже изучить историю родного села.
Материалом для данной краеведческой научно-практической работы послужили материалы Интернета, старые карты Иркутской области и Балаганского района, результаты практической работы н а местности, а также воспоминания сельчан.
Цель работы: определить возраст тракта и его роль в истории села Кумарейка.
При выполнении работы выдвигается рабочая гипотеза, которая должна быть по окончании работы быть доказана или опровергнута: действительно ли возраст Екатерининского тракта, в районе которого расположено село Кумарейка, составляет более 200 лет, что соответствует возрасту села.
Для достижения цели служит постановка следующих задач:
Цель и задачи краеведческой научно-исследовательской работы определяют основные методы исследования:
Методологической и теоретической основой работы являются Интернет-сайты, старые карты Иркутской области и Балаганского района, а также воспоминания сельчан.
Структура работы определена ее целью и задачами. Исследовательская работа состоит из введения, одной главы, заключения, приложения и библиографического списка, в котором насчитывается 14 наименований.
Во введении обосновывается выбор темы, определяется цель и задачи исследования, кратко освещается содержание работы.
В основной части работы даются сведения из истории Екатерининского тракта, историческая справка села Кумарейка. Здесь же мы непосредственно обращаемся к эксперименту, позволяющему определить возраст самых старых деревьев, расположенных вдоль тракта, анализируем и систематизируем результаты исследования.
В заключении обобщаются результаты исследования, подведены итоги, сделаны выводы.
Приложение состоит из иллюстративного, фотографического и картографического материала.
Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и на кружках и факультативах по истории, краеведению, географии.
2.Екатерининский тракт в жизни села Кумарейка
2.1. Краткая историческая справка о селе Кумарейка
Кумарейка – второе по величине и самое дальнее село в районе. Местность имеет рассеченный рельеф, и село, общей протяженностью около 3 км, с севера на юг, находится в горном распадке. Кроме этого, оно лежит севернее Балаганска (около80 км) и других сел района.
Наше село образовалось в 1620 году. Первыми ее жителями стали братья Рютины. Позднее появился Балаганов. Их основным занятием была охота. Был открыт рудник, где выплавляли медь.
В 1893 году было 32 двора и 108 человек (д.Кымырейская, по статистическим данным Российской империи в книге «Волости и населенные места 1893 года») [13].
В 1926 году насчитывалось 39 дворов и 217 человек (д. Кумарейская по данным переписи населения 1926 года) [14].
В 1929 году в Кумарейке образовался колхоз «Таежник», председателем которого был Пантелеев Елизар. Ровно через 2 года была открыта школа, первый учитель Белькевич Степан Степанович, который учительствовал 20 лет [4].
В 1954 году началось активное строительство: появился филиал химлесхоза. При строительстве Братской ГЭС часть Кумарейки попала в зону затопления, многим жителям пришлось переселиться в более безопасное место. Люди неохотно покидали обжитые места. Нынешняя старая Кумарейка - это и есть часть той Кумарейки до затопления.
В связи со строительством химлесхоза и леспромхоза в 1962 году появилось много рабочих мест, люди стали жить лучше. Жителей становилось больше, так как во время кампании, связанной с переселением жителей из близлежащих, так называемых неперспективных деревень Березово, Рютино, Москалево и других, большая часть их переехала в Кумарейку и перевезла свои дома. Так, со слов старожилов Москалева В.А., Пантелеевой А.И., Савиновой М.И. часть домов улицы Заречной и Первомайской перевезены из Березово.
В 1964 году начали строить новую школу и через год сдали ее в эксплуатацию. Вообще, 60-70-е годы – это годы расцвета Кумарейки. Строилось активно новое жилье, открывались магазины. В 1965 году появился аэропорт, баня, через год построена контора, а еще через год – гараж и Дом культуры, функционирующий до сих пор. В 1971 году начал действовать детский сад, была построена хлебопекарня, в 1973 открыт складпром, построен ледник. Через 10 лет при детском саде открыты ясли.
2.2. Из истории Екатерининского тракта
Сибирский тракт – легендарная дорога. Сибирский тракт, который носит название Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Большой тракт – сухопутный транспортный путь между европейской частью России, Сибирью и Китаем. Это самая длинная в мире дорога, которая проходила почти по всей территории России от Санкт-Петербурга и Москвы на западе и до городов Охотск, Кяхта и Чита на востоке [8;13].
Сибирский тракт складывался на протяжении веков. Для того, чтобы построить дорогу, потребовался труд не одного поколения – труд казаков, купцов, первопроходцев, служилых и торговых людей. Прокладывать его начали еще в конце XVI веке – в то время бурными темпами шло освоение русскими земель на Урале и Сибири. Большую роль в создании тракта сыграли и российские цари и императоры Петр I, Екатерина II, Александр I.
Вплоть до 40-х гг. XVIIIв. Постоянно действующей дороги от Красноярска до Иркутская так и не существовало. Лишь отдельные отрезки этого участка использовались для проезда в летнее время, а основное сообщение шло, как и раньше, по рекам и вдоль них. Ангарский водный бассейн оставался самым надежным путем на тысячеверстном расстоянии». Хотя к 1721 г. Весь путь от Красноярска до Иркутска был окончательно намечен, но ездить по нему не представлялось возможным. С 1749 г. В Тобольск из Иркутска стали ездить сухопутной дорогой. На рукописных картах середины 30-х гг. XVIII в. Участок тракта Тулун к Иркутску, а также дорога по Ангаре до Енисейска были обозначены. Поначалу дорога представляла собой бесконечные верстовые столбы, переправы через реки и горы, перелески и гати. Часть дорог выходила на Балаганский острог (Ангара), далее шла на Илимск и Якутск, и волоки между реками (а их было несколько, в том числе Ангарский, Ленский, Илимский, Яндинско-Илгинский, и Чечуйский) необходимо было содержать в нормальном состоянии.
Регулярная чистка волоков и устройств мостов по гатям и топям осуществлялась нарядами крестьян. Для обеспечения нормального движения по «государевой» дороге через каждые 20 верст ставили «ямы» - станции, где хранилось продовольствие, запасы корма для лошадей, жили ямщики. Их обязанностью было перевозить по государственным подорожным чиновникам и государственные грузы.
В начале строительства тракт предполагали сделать торговой почтовой дорогой. Из Сибири везли с подчиненных народностей подати пушниной и серебром, редкую рыбу, кедровые орехи, гусиное мясо… На первых порах, пока осваивали земли Сибири, туда везли муку, крупу, толокно. Одним из поставщиков хлебных продуктов в XVII веке был Вятский уезд, плативший обязательную повинность – «сибирский хлеб». На восток также везли ткани, оружие, боеприпасы. Свои товары в Китай по тракту транспортировали Россия, Франция, Англия, Голландия.
В конце XVIII века по обе стороны Сибирской дороги по распоряжению Екатерины II вдоль тракта были посажены березы на расстоянии четырех аршин (2 м 84 см) друг от друга, чтобы путники не теряли дорогу в снег и непогоду, кроме того, они должны были предохранять тракт от заноса снега зимой. Эти старые березы, которые так и называют «екатерининскими» все еще встречаются на Сибирском тракте тракт, обсаженный «екатерининскими березками», поддерживали в хорошем состоянии за счет обложения крестьян дорожной повинностью.
В народе тракт имеет несколько названий: «великий кандальный путь», «государева дорога», «Екатерининский тракт». По Сибирскому тракту прошли и проехали тысячи арестантов, а также многие известные путешественники, государственные деятели (включая и царские особы, например, Александр I), купцы и т.д.
В 1817 г. Специальным Указом Александра I утверждены новые правила устройства почтовых трактов: под дорогу отводилась полоса шириной 30 сажен (60 м.), из них 8-10 сажен предназначали непосредственно для проезжей дороги. По 5 сажен на каждой стороне отводили для канав и придорожных березовых аллей, остальную часть полосы, огражденной по бокам канавами, отвели для прогона скота. Каждому крестьянскому хозяйству притрактовых деревень был дан «урок» посадить на придорожной полосе по нескольку берез и следить за их выживанием; ответственность за сохранность берез ложилась на общину.
На Сибирском тракте за правило было строгое расписание движения. За определенное время ямщик обязан обернуться от одной станции («ямы») до другой. Установлена была и средняя скорость для упряжек-троек. По пересеченной местности – 10 км/ч, по ровной – 12-15 км/ч.
В августе 1735 года особым указом правительства утвердили почтовую службу, но в XVIII-XIX веках по «катьке» возили только корреспонденцию, исходящую от царского двора. Для ускорения доставки почты составили специальную инструкцию: «нигде, а особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться».
Наибольшую известность Сибирский тракт в народе получил в XVIII-XIX веках как дорога невольников, отправляемых царским самодержавием на каторгу, в ссылку на вечное поселение.
В 1817 году на Сибирском тракте открыли пункты пересыльных этапов. По этому маршруту шел в Пермь в ссылку сводный батальон Семеновского полка. В 1826 году закованных в ножные кандалы, каждого по отдельности в своей повозке, провезли декабристов – Оболенского, Муравьева-Апостола, Волконского, Бестужева… Вслед за некоторыми из них спустя время приехали их жены.
Тракт был важной артерией в реализации карательной политики государства, особенно в 20-е годы XIX века, являясь основной транспортной коммуникацией Сибири XVIII-XIX вв.
Строительство тракта, разделенного на ряд дорог регионального значения, было завершено во второй половине XIX века. Однако к концу века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали. В конце 80-х годов XX века рядом, почти параллельно, а местами и по старому тракту была построена новая дорога с асфальтовым покрытием. В который раз Сибирский тракт изменил свои очертания.
Сибирский тракт имел всероссийское значение в административном, торговом, почтовом назначении на протяжении с XVI до 1-й половины XIX века. Функциональная роль тракта ограничилась после установления речного пароходного движения (1840-е гг.) и, особенно, после прокладки железных дорого (1870-1890-е гг.), соединявших центральные районы России с Сибирью. Основные грузы и пассажиры стали перевозиться по железной дороге, не нужны стали и этапные тюрьмы. Но связь между центральной Россией и Сибирью продолжает осуществляться по этой важной магистрали и поныне [8;105].
2.3. Анализ картографических материалов
Картографические материалы содержат интересную информацию о проложении магистрали и ее проектировании, обосновании статуса почтовых дорог и коммерческих трактов, географическом положении тракта, указании населенных пунктов и расстояний между ними, почтовых станциях, препятствиях (мостах, перевозах, гатях), распределении плодородных земель, переселенческих участках, даже указании маршрутов следования и местах ночевок наследника престола Великого князя Николая во время его путешествия с Дальнего Востока. Картографические материалы сохранились в разных архивах, рассредоточены по разным коллекциям. Есть – рукописные и изданные типографским способом. Встречаются такие, в легенде которых не отражено время их составления, что затрудняет их хронологическое определение. На некоторых имеются записи, которые носят описательный характер и дают возможность узнать имена их составителей, время начертания, провести подсчет затрат, необходимых для устройства тракта (строительство мостов, загачивание болот), узнать объем всех необходимых работ. Часто карты, вырванные из дел, помещаются в коллекции, поэтому очень трудно воспроизвести общую картину исследуемого предмета. Но нахождение карт иных регионов в местных архивах свидетельствует о том, что они широко применялись в разных кругах населения, особенно чиновников, купцов и офицеров.
Если в XVII- первой половине XVIII века изображение путей сообщения в Сибири на картах было схематическим, указывало только маршруты и расстояния между объектами с нанесением на них особо значимых населенных пунктов, то во второй половине XVIII- первой четверти XIX века уездные землемеры и картографы наносят на карты не только пути сообщения, которые подлежали ремонту, а также места, где необходимо было провести работы по строительству новых сооружений: мостов, гатей, перевозов [8;59]. В то же время работы уездных землемеров или топографов разных ведомств, сведенные воедино, позволяли создавать общие картографические планы с включением в них материалов о путях сообщения и их состоянии. Эти материалы использовались органами власти и их соответствующими ведомствами (военным, путей сообщения, почтовым, МВД, Минюстом, финансов, губернскими, уездными и волостными правлениями) для реализации стоящих перед ними задач: организация потовой гоньбы и этапов по ссыльному Сибирскому тракту, организация переселений, подсчет прогонной платы по тракту и времени, затрачиваемого на проезд, указание населенных пунктов для постоя, стратегические цели и т.п. [8;92].
Как показывает проведенный анализ собранного нами картографического материала, село Кумарейка как таковое на картах впервые упоминается в 1895 году, но все чаще указывается в картах с 20-х годов прошлого века[9-11].
2.4. Екатерининский тракт в воспоминаниях старожилов
В качестве исследовательского материала были проанализированы, собранные нами воспоминания старожил села Кумарейка.
Савинова Мария Ильинична, 1929 г.р., родилась в селе Москалево, рассказывала, что ее родители Медведевы Евдокия Ивановна (1885 г.р.) и Илья Федорович (?г.р.) родились в деревне Москалево, находившейся от Кумарейки в нескольких километрах. «Были раньше и другие деревни ниже от Кумарейки: Рютино, Развозжжаево, Балаганово. В Кумарейку я переехала, когда замуж вышла». Муж Марии Ильиничны, Савинов Капитон Васильевич, 1930 г.р. вспоминает: «Сам-то я родился в Кумарейке, да и мои родители Василий Романович и Татьяна Иннокентьевна родились здесь же». О строительстве Екатерининского тракта Капитон Васильевич знает мало, но рассказывает, что еще будучи мальчишкой, слышал от родителей, что эта дорога строилась еще при Екатерине II, и по этой дороге возили почту и продукты, а березки посадили крестьяне» [6-7].
Сын Капитона Васильевича и Марии Ильиничны Валерий рассказал о своей находке: «Ехал я как-то по этой самой дороге после дождя, машина застряла так, что пришлось ее откапывать. Вот тогда-то я и нашел монету. Когда ее отмыл от налипшей грязи, то был удивлен. На монете был написан 1771 год и стоял екатерининский знак. Храню эту монету как память» [5].
Живет в нашем селе Пантелеева Анастасия Ивановна, 1932 г.р., она родилась в Кумарейке, как и ее родители, Москалевы Надежда Ивановна и Иван Федорович. От них-то Анастасия Ивановна и от своей бабушки Варвары она помнит точно, что «екатерининскую дорогу строили заключенные, их тогда много было. Дорога идет от Зимы через Кумарейку и до самой Ангары, а дальше она должна была идти на север, но ее почему-то не достроили». При строительстве Екатерининского тракта умирало много людей от болезней, голода, непосильного руда и, как говорит Анастасия Ивановна, «здесь же их в дорогу и хоронили, порою по нескольку человек у ряду» [4]. Возможно, доказательством ее слов является тот факт, что лет 10 назад при расширении дорожного плотна ныне действующей дороги, находящейся в непосредственной близости с Екатерининским трактом, были найдены человеческие останки. Никто, конечно, никаких экспертиз не проводил, но эта находка может быть косвенным доказательством еще одной теории. Орлов Альберт Игнатьевич, 1928 г.р., отец Архиповой Татьяны Альбертовны, учителя ИЗО МБОУ Кумарейская СОШ, рассказывал свои детям о своем отце Игнате Перфильевиче, который родился в Кумарейке, что в годы коллективизации он был в составе отряда, занимавшегося поисками бандитов, грабивших и убивавших людей на Екатерининском тракте [1].
Особенно интересен рассказ Новиковой Анастасии Георгиевны, родившейся в 1930 году в Балаганово и жившей в Кумарейке в 60-70 годы, а сейчас живущей в Усть-Уде. Анастасия Георгиевна рассказала, что ее мать Евдокия Ивановна, 1884 г.р., жила в разные годы и в Балаганово и в Кумарейке. Отец Анастасии Георгиевны родился в Кумарейке в 1872 году, а ее дед Иванов Иван из числа ссыльных, строивших Екатерининский тракт. Сам он из Белоруссии. Попал в ссылку по недоразумению, как говорил ей дедушка. «Будучи еще совсем молодым парнишкой, Иван шел через лес и увидел девушку, привязанную к дереву около огромного муравейника, сам отвязать побоялся, что его обвинят, и, пока бегал в деревню за помощью, девушка умерла, а муравьи сделали свое дело. Дедушку все-таки обвинили в смерти девушки и сослали в Сибирь, где он строил Екатерининский тракт» [3]. Сын Анастасии Георгиевны Москалев Владимир Андреевич, 1949 г.р. проживающий в Кумарейке, поделился охотно своими рассказами об этой дороге. Дело в том, что Владимир Андреевич, как он говорит, «еще лет 20 назад при расчистке старой дорогим мы с мужиками на тракторе наткнулись на столб. Он нам мешал, и мы решили свалить его трактором, но ни одна попытка не дала результатов. Тогда мы решили его просто выкопать. Выкопать не смогли тоже». Как оказалось, раньше столбы делали порою из целого придорожного лиственничного дерева, оставив широкое основание в земле. На том столбе, вспоминает Владимир Андреевич, «еще были видны следы старой краски». Кроме этого, Владимир Андреевич, как и все старожилы, указывает на то, что Екатерининский тракт идет от Зимы через Приморский, что находится в стороне от д. Заславской, затем через Шумск, потом идет эта дорога через затопленные ныне деревни, выходит к Кумарейке и выше на север к Ангаре. Также Владимир Андреевич рассказал, что случаи нахождения захоронений на Екатерининской дороге не единичны. «Как-то было найдено дорожниками такое захоронение близ Саянска, а кто-то взял и повесил на палку череп человеческий у дороги, там он висел некоторое время, факты, подтверждающие строительство дороги во времена Екатерины II имеют место в истории села Кумарейка [2].
2.5. Практическая работа на местности
Изучив собранный материал, мы решили совершить небольшое путешествие по родному краю. Конечно, верстовой столб мы искать не стали, а вот попытаться определить возраст берез, растущих вдоль старого Екатерининского тракта, это возможно сделать. Для того, чтобы определить возраст дерева вовсе не обязательно его пилить. В АУ Балаганский лесхоз мы взяли специальный буравчик, с помощью которого можно сделать замер возраста дерева. Именно это мы и сделали. Первая попытка не увенчалась успехом, так как самое старое дерево, которое мы нашли, оказалось очень трухлявым. Мы выбрали живое дерево, но чтобы оно было достаточно большое. При взятии пробы и подсчете на ней годовых колец оказалось, что возраст березы около 100-120 лет. Это, конечно, не подтверждает, что именно эти деревья посажены при Екатерине II, но они, возможно, могут быть деревьями первого поколения от тех самых екатерининских берез, учитывая, что там сохранились местами очень старые пни.
3. Заключение
Таким образом, подводя итоги нашего исследования, мы пришли к следующему выводу: анализ воспоминаний жителей села Кумарейка, картографического материала разных лет, а также работа, проведенного на местности (визуальное наблюдение, определение практическим способом возраста берез) указывает, что действительно старая дорога, расположенная вдоль основной грунтовой дороги, ныне действующей, является частью Екатерининского тракта. Отчасти доказательством этого можно считать и монету, найденную на этой самой дороге.
Кроме этого, анализ собранного материала позволил сделать вывод о том, что эта единственная дорога, имеющаяся на территории Кумарейки, сыграла огромную роль в становлении и развитии села.
Следует также отметить и то, что наличие Екатерининского тракта, найденной единственной монеты екатерининских времен, а также воспоминаний сельчан не достаточно для точного определения возраста села Кумарейка.
Таким образом, при выполнении работы частично подтверждается основная рабочая гипотеза: действительно возраст Екатерининского тракта, в районе которого расположено село Кумарейка, составляет не менее 150 лет, но не является подтверждением возраста самого села.
4. Библиографический список
https://www.prlib.ru/item/327525
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Петушок из русских сказок
Иван Васильевич меняет профессию
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Учимся ткать миленький коврик