В данной работе проведено исследование некоторых аспектов перспектив трудоустройства и роста выпускников 2018 по специальности «Коммерция (по отраслям)» - менеджеров по продажам. В ходе исследования было установлено, что эта проблема трудоустройства выпускников актуальна в современных условиях. Знание причин этой проблемы и способов её решения позволят техникуму повысить уровень конкурентоспособности выпускников на рынке труда и смотивировать их на профессиональный рост.
МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ - ВЫПУСКНИК 2018: ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА И РОСТА
Н.А.ГРОШОВЕНКО
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Коркинский горно – строительный техникум», г.Коркино, Россия
ГНЕВАШЕВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА
АННОТАЦИЯ
Грошовенко Наталья Алексеевна ГБПОУ «КГСТ». Менеджер по продажам - выпускник 2018: перспективы трудоустройства.
В данной работе проведено исследование некоторых аспектов перспектив трудоустройства и роста выпускников 2018 по специальности «Коммерция (по отраслям)» - менеджеров по продажам. В ходе исследования было установлено, что эта проблема трудоустройства выпускников актуальна в современных условиях. Знание причин этой проблемы и способов её решения позволят техникуму повысить уровень конкурентоспособности выпускников на рынке труда и смотивировать их на профессиональный рост.
Экономика РФ: как обеспечить приоритет роста? Одной из важных предпосылок обеспечения экономического роста и роста благосостояния населения России является развитие торговли. Торговля поддерживает баланс спроса и предложения (производства и потребления), растёт ее роль в статусе работодателя, особенно в современных условиях, когда рынок труда испытывает не самые лучшие времена. Многие компании сегодня сокращают персонал, переходят на неполный рабочий график. Некоторые профессии становятся ненужными и их представители не могут найти работу по специальности. Одна из самых востребованных специальностей в современном бизнесе и на сегодняшнем рынке труда –менеджер по продажам. Существует ошибочное, но довольно распространенное мнение, что такая профессия не требует, ни навыков, ни специального образования и знаний, полная свобода действий. Однако, от представителей этой профессии требуется коммуникабельность, огромное терпение, обаяние и лидерских качеств, умения в сфере телемаркетинга. Поэтому поиск специалистов по продажам и обслуживанию клиентов становится головной болью всех работодателей. При этом большинство компаний предпочитает нанимать менеджера по продажам, имеющего опыт работы.
В этой связи рынок труда не обеспечивает полного и эффективного использования рабочей силы молодежи. Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов, и в первую очередь, недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков, отсутствие опыта; инфантилизм части молодежи. Трудоустройство — это одна из самых серьезных проблем выпускников, в том числе выпускников учреждений среднего профессионального образования. Вопросу молодежной занятости посвящены работы О. Белокрыловой, А. Дадашева, И. Заславского, Р. Капелюшникова, С. Михневой, Р. Колосовой, Б. Лисовика, К. Микульского, А. Никифоровой, В. Гневашевой, И. Бажова, А. Валеренко, Г. Резник, И.Калабихиной и др.
Проблемная среда рынка труда для выпускников профессиональных учебных образовательных учреждений реализующих программы СПО, недостаточность научной разработанности исследований ожиданий выпускников по вопросам трудоустройства - всё это определило выбор темы, цель и задачи, объект и предмет данной исследовательской работы. Цель данной работы: изучить ожидания выпускников перспективам трудоустройства на основе социологического опроса. Объектом исследования стали выпускники техникума по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)». Предмет исследования – ожидания по перспективам трудоустройства. Гипотеза исследования: если определить ожидания выпускников по перспективам и проблемам их трудоустройства, то станет возможной и выработка рекомендаций по использованию этих перспектив и по уменьшению или разрешению существующих проблем.
Рынок труда - это экономическое пространство, сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы труда; это - механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками [1, с. 37]. Молодежный рынок труда – это комплекс социально-экономических отношений, субъектами которых выступает молодежь, государство и предприятия, основанный на согласовании интересов сторон по поводу найма, использования рабочей силы, формирования профессиональных навыков и, как следствие, обеспечение благосостояния, экономической стабильности государства в целом на основе долгосрочных вложений в профессионализм, здоровье и творческий потенциал нации [2].
По результатам ежегодного мониторинга выявлено, что обращаются в центры занятости населения порядка 7-10% выпускников организаций образования, и около 35-45% от числа обратившихся трудоустраиваются, в том числе на вакансии службы занятости [3]. По данным мониторинга трудоустройства выпускников техникумов и колледжей Министерства образования и науки РФ доли трудоустройства в Челябинской области составляют: 2013г.-50%; 2014г.-55%; 2015г.-60%; 2016г.-65%.; по Коркинскому горно-строительному техникуму: 2014 г.- 45%; 2015г.-45%; 2016г.-65% [4].
С целью исследования анализа ожиданий по перспективам трудоустройства было проведено социологическое исследование среди выпускников ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум» по специальности «Коммерция (по отраслям)». Всего в опросе приняло участие 20 студентов в возрасте 18-20 лет, что составляет 91% от числа всей группы. Опрос позволил сделать выводы об их ожиданиях по перспективам трудоустройства.
На вопрос «Каковы причины выбора вами получаемой специальности?» студенты отметили в % к опрошенным: перспектива успешного трудоустройства (25%); востребованность профессии на рынке труда (15%) и другие. На вопрос «Как вы считаете, ваша специальность является перспективной сегодня?», большинство (70%) выпускников выразили мнение, что данная специальность сегодня вполне перспективна; 15% - считают, что специальность не совсем перспективна, 10% - считают данную профессию не перспективной, и лишь 5% затрудняются ответить. Ситуацию с перспективами трудоустройства выпускников нельзя назвать совсем не благоприятной, так как 25% опрошенных считают, что у них не будет проблем с трудоустройством. Тем более, что при ответе на вопрос «Через какое время после получения диплома об образовании Вы рассчитываете устроиться на работу?», 55% опрошенных ответили, что в течение первого месяца; 25% - от месяца до трех; 20% - от трех месяцев до полугода и только 5% затруднились ответить на данный вопрос.
При этом на вопрос «На кого вы рассчитываете в своем будущем трудоустройстве по избранной специальности?», можно выделить несколько категорий мнений: устроюсь сам (80%); найду по объявлению (5%); расчет на друзей (5%). Такие ответы связаны с тем, что среди коммерсантов проводится большая работа про профориентации студентов на предпринимательскую деятельность, открытие своего дела. Это вполне соответствует современным потребностям, как отмечают эксперты: «Молодые предприниматели – точки роста России».
На вопрос, «Какие направления трудоустройства востребованы сейчас?», 15% опрошенных ответили, что востребованными являются специалисты по продажам и работе с клиентами. Этот результат близок к статистическим данным, так как, исходя из официальных сайтов статистики по наиболее востребованным отраслям по количеству вакансий в России, более 20% занимают специальности торговля/продажа. На вопрос, «С каким настроением вы смотрите в будущее?» , 45% опрошенных отметили, что смотрят в будущее с уверенностью и надеждой, 30% не уверены в своем будущем и тревожны за него, 15% смотрят в будущее оптимистично, 10% - не задумываются о будущем. Важно отметить, что 80% опрошенных выпускников планируют работать по специальности; продолжить обучение в высших учебных заведениях; планируют свой карьерный рост.
Анкетирование позволило сделать некоторые выводы. На сегодняшний день проблема трудоустройства и для выпускников Коркинского горно-строительного техникума является актуальной. Они ожидают, что столкнутся с этими проблемами при выходе на молодежный рынок труда. Техникуму необходимо усилить работу по взаимодействию с работодателями, согласованию учебных планов с их требованиями; по формированию у выпускников компетенций, связанных с предпринимательством и трудоустройством. В ходе исследования сформулированная гипотеза нашла свое подтверждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мрачковский А.Е. Рынок труда: учебник / А.Е. Мрачковский, А.А. Михайлов. - ОмГТУ, 2011. - 100 с.
2. Бессарабова Н.В. Анализ основных этапов социализации молодежи как важнейшей категории рынка труда // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 10. – С. 82-89.
3. Официальный сайт Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://szn74.ru/Publications/News/Show?id=7475
4. Портала Мониторинга трудоустройства выпускников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spo.graduate.edu.ru/registry#/?year=2014&slice=6&page=2
Груз обид
Одна беседа. Лев Кассиль
Рисуем "Осенний дождь"
О путнике
Фильм "Золушка"