Оглянувшись вокруг, мы увидим, какое большое количество бумаги и изделий из нее нас окружает. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам - паспорту, диплому, справке и т.д., когда берёшь в руки книгу, извлекаешь из почтового ящика газету или журнал. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна и для делового письма, и для творческой работы, и для бытовых надобностей.
С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Но лесные запасы на нашей планете ограничены, а для того чтобы вырастить дерево требуется много лет. У меня возник вопрос: что может предпринять человек для сохранения деревьев - богатства, подаренного нам природой?
Из Интернет - источников я узнал, что наиболее действенным способом для сохранения лесов от вырубки является сбор макулатуры. Я решил провести свое исследование, что бы выяснить так ли это на самом деле?
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 77.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Покрово-Березовка
Пензенского района Пензенской области
Научно-практическая конференция
юных исследователей окружающей среды
Исследовательская работа
Макулатура и её вторая жизнь
Выполнил:
ученик 4 класса
МОБУ СОШ с.Покрово-Березовка
Иващенко Дмитрий
Руководитель: учитель начальных классов
Дмитриева Светлана Алексеевна
Покрово-Березовка, 2018
Содержание работы
1. Введение…… ………………………………….……………………………………….. 3
2. Теоретическая часть……………….…….………………………………………….….. 4
2.1. Происхождение бумаги .................................................................................................4
2.2. Состав бумаги..................................................................................................................5
2.3. Производство бумаги………………..………………………………………………....5
2.4. Применение бумаги…………………..…………………………….…………………..6
3. Практическая часть..........……………………………………….……………………….7
3.1. Социологический опрос.................................................................................................7
3.2.Экологический эксперимент «Изготовление цветной бумаги из макулатуры в домашних условиях» ……………………………… ……………………………………...8
3.3. Проведение акции «Бумаге – вторую жизнь!» ……………………………………...8
4. Заключение……………………………………….……………..……………………….9
5. Список источников и литературы ………………………………….…………………10
6. Приложения......................................................................................................................11
1. Введение
Актуальность. Оглянувшись вокруг, мы увидим, какое большое количество бумаги и изделий из нее нас окружает. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам - паспорту, диплому, справке и т.д., когда берёшь в руки книгу, извлекаешь из почтового ящика газету или журнал. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна и для делового письма, и для творческой работы, и для бытовых надобностей.
С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Но лесные запасы на нашей планете ограничены, а для того чтобы вырастить дерево требуется много лет. У меня возник вопрос: что может предпринять человек для сохранения деревьев - богатства, подаренного нам природой?
Из Интернет - источников я узнал, что наиболее действенным способом для сохранения лесов от вырубки является сбор макулатуры. Я решил провести свое исследование, что бы выяснить так ли это на самом деле?
Объектом исследования: является ненужная бумага (макулатура).
Предмет исследования: возможность вторичного использования бумаги.
Цель работы: привлечь внимание людей к тому, что необходимо сдавать макулатуру, дав бумаге вторую жизнь, чтобы сберечь лес.
Задачи:
- Познакомиться и проанализировать литературу по теме исследовательской работы.
- Изучить пользу сбора макулатуры.
- Изготовить бумагу в домашних условиях.
- Провести акцию «Бумаге – вторая жизнь!»
- Сделать выводы о значении бумаги.
- Привлечь внимание окружающих к проблеме вырубки леса!
Методы исследования:
Анкетирование, сбор информации из книг, интернета, анализ, опыт, наблюдение, эксперимент, обобщение.
План работы
1. Изучение бумаги, как материала с использованием литературы.
2. Познакомиться с понятием макулатуры и изучить области ее применения;
3. Выявить осведомленность учащихся об использовании вторичного бумажного сырья;
4. Изучить, сколько макулатуры собирает российская семья и сколько деревьев она сможет сохранить от вырубки;
5. Попытаться получить бумагу в домашних условиях;
6. Изготовить поделки из полученной бумаги.
7. Обобщить проделанную работу и сделать выводы.
8. Организовать экологическую акцию «Бумаге – вторую жизнь!» в школе.
Гипотеза: считаю, что возрождение сборов макулатуры в школах поможет спасению лесов от вырубки, и что изготовление новой бумаги из макулатуры доступно в домашних условиях даже школьнику.
Значимая ценность работы состоит в том, чтобы научить школьников бережно относиться к природным ресурсам, расширить знания об использовании макулатуры.
2.1. Происхождение бумаги
Свою работу я начал с изучения вопроса о происхождении и появлении бумаги. Бумага была не всегда. В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Сначала использовали камень, глину, кору деревьев. На смену им пришли деревянные дощечки, покрытые воском. Их сменил папирус, который иногда называют «дедушкой бумаги». Папирус – это растение с жестким полым стеблем, который разрезали и распрямляли – получались тонкие листы, на которых можно было писать. От египетского слова папирус произошло название бумаги у многих народов: у немцев – «папир», у англичан – «пейпер», у испанцев – «панель». Русское слово бумага происходит от итальянского «бамбаджио», что означает «хлопок». Первым сырьем для бумаги после папируса были тряпки из хлопчатобумажных тканей. [ 2, с.17 ]
Первыми бумагу начали делать китайцы. Изобрёл её Цай Лунь в Китае в 105 году. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он перемешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянную рамку и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.
После изобретения Цай Лунь, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, красители. Делали бумагу вручную, с применением самой примитивной техники. За день получали не более 100–120 килограммов. [ 4, с.48 ]
Способ выделки бумаги китайцы хранили в секрете. За его разглашение полагалась смертная казнь. И тем не менее секрет был раскрыт. Однажды арабы разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев они выпытали способ изготовления бумаги. По китайскому способу в VI веке бумагу стали изготавливать в Корее, в VII веке – в Японии. Японская бумага превзошла по качеству китайскую, японцы вырабатывали около 300 различных видов. Бумага постепенно распространялась по земному шару из страны в страну: в VIII веке она в Багдаде, в ХIII веке в Венеции. Бумага завоевала Европу примерно в ХVI веке. В ХVIII веке большой вклад в производство бумаги вносит Петр I: по его указу было построено несколько бумагоделательных фабрик. [ 5, с.3 ] С развитием книгопечатания бумаги требовалось все больше. Тряпья, сбором которого занимались тысячи людей, не хватало. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался – древесину расщепили на отдельные волокна и превратили их в бумажную массу. С тех пор и производят бумагу из дерева.
Постепенно искусство делать бумагу разошлось по всему миру.
Бумагодельную машину изобрёл в 1799 году французский изобретатель Н.Л. Робер. Сейчас производство бумаги сложный высокомеханизированный процесс. В мире производится свыше 300 млн. тонн бумаги и картона в год, что составляет около 50,8 кг на одного человека.
Вывод: из выше рассказанного видно, что путь бумаги очень извилист и труден.
2.2. Состав бумаги.
- Что такое бумага? Бумага - многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой и образующих тонкий лист, толщиной 4-400 мкм. [ 6, с. 87 ]
В состав бумаги входят:
- Волокна растительного происхождения.
- Минеральные наполнители (проклеивающие вещества).
- Красители.
- Специальные добавки (для разных видов бумаги).
2.3. Производство бумаги.
1 этап. Путь бумаги начинается в бескрайних лесах. С лесной делянки деревья отправляются на бумажный комбинат, где их переносят на распиловочные столы. В мгновение ока вековые стволы превращаются в метровые отрезки-чурки и в барабанах очищаются от коры. 60-тонные жерновые камни превращают их в древесную массу. Так заканчивается первый этап, который называется механическим.
2 этап. В древесную массу добавляют целлюлозу и наполнители, серу, соду, известь, каолин – белую глину высокого качества. Они придают бумаге белизну, плотность, гладкость и хорошие печатные свойства.
3 этап. Подготовленная бумажная масса разбавляется водой и под давлением через семиметровую щель выливается на сточный конвейер со скоростью 750 метров в минуту, сушится, прокатывается и превращается в бумагу.
4 этап. Выполняется отделка. Бумажному полотну придают форму готовой продукции – листы, рулоны. Вот такой длинный путь проходит бумага.
5 этап. Сортировка и упаковка.
Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м3 древесины. Это примерно 17 деревьев. А из 1 тонны бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей.
250 кг макулатуры заменяют около 1 кубического метра древесины.
- Что такое макулатура?
Макулатура — отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья. [6, с. 143]
Всю сданную макулатуру сначала рассортируют на бумагу и картон, затем она пойдет в переработку. На предприятии ее измельчат, смешают с водой до получения однородной полужидкой массы, мылом и специальными растворителями из нее вымоют типографскую краску. Затем из массы удалят проволочные скобки, клей, частицы пластиков, минеральные частицы грязи. Очищенная масса сформируется в бумажную ленту, из которой можно сделать новую бумагу.
От производства бумаги страдают не только деревья – из всех отраслей промышленности целлюлозно-бумажная - крупнейший потребитель воды и пятый по потреблению электричества.
При изготовлении бумаги из макулатуры расход энергии ниже в два раза, а воды – в сто раз.
Вывод: бумага – одно из уникальных изобретений человека. Производство бумаги - весьма трудоемкий и масштабный процесс. Стоит сдавать макулатуру, это экономия электроэнергии и расхода воды.
2.4. Применение бумаги.
Бумагу человек в своей жизни использует широко:
- Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)
- Отделочный материал (обои)
- Поделочный материал (оригами, папье - маше)
- Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)
- Чистящий материал (салфетки, туалетная бумага)
- Фильтрование
- Производство денег
- Подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага, индикаторная бумага, наждачная бумага)
Вывод: без бумаги некуда.
3. Практическая часть
3.1. Социологический опрос
Я провёл опрос среди школьников на тему: «Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?»
Цель опроса: выявление осведомленности учащихся об использовании вторичного бумажного сырья (макулатуры).
Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Как известно бумагу получают из древесины, запасов которой с каждым годом становится всё меньше и меньше, а потребность бумаги возрастает. Какое решение данной проблемы вы можете предложить?
2. Известно ли вам для производства чего используют макулатуру?
3. Считаете ли вы необходимым участие в сборе макулатуры?
Анализ социологического опроса.
В опросе приняло участие 20 человек
В результате проведенного опроса выяснилось, что 80 % учащихся знает, как сохранить запасы древесины. Решением этой проблемы предложили сбор макулатуры-58% опрошенных, 13% - предложили увеличить объем деревьев для посадки, 7%- предложили экономить бумагу, 2%- интенсивнее использовать электронные носители информации, 20 % - не знают, как решить проблему сохранности лесов.
О вторичном использовании бумажного сырья:
· знают - 64 % учащихся
· не знают –36 % учащихся
Но не смотря на это:
· 95 % считают, что сбор макулатуры необходим;
· 5 % не считают нужным участвовать в сборе и сдаче макулатуры;
В результате проведенного опроса выяснилось, что лишь половина учащихся знакомы с понятием «макулатура», слышали о продукции, изготавливаемой из макулатуры и согласны участвовать в акциях. Это значит что в школах нужно активнее вести беседы о способах сохранения лесных ресурсов.
3.2.Экологический эксперимент «Изготовление цветной бумаги из макулатуры в домашних условиях».
Я изучил несколько способов получения бумаги в домашних условиях и научился изготавливать бумагу самостоятельно, используя вторичное сырье. Для проведения эксперимента надо следующие инструменты и оборудование:
- Специальная рамка с сеткой формата А4
- Миксер, глубокая миска
- Старые газеты
- Гуашь
- Крахмал
Ход эксперимента:
1 этап. Разрываем бумагу на мелкие кусочки и заливаем водой, взбиваем миксером.
2 этап. В полученную массу добавить крахмал и краситель.
3 этап. Помещаем полученную массу на рамку с сеткой, удаляем лишнюю влагу и оставляем высыхать.
Вот что получилось. Результаты моего эксперимента. Из рукотворной бумаги можно сделать много творческих поделок.
Вывод. Рукотворная бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: толще, менее гладкая, хрупкая. Но она абсолютно эксклюзивна, двух одинаковых листов не получится, быть может поэтому изготовление бумаги превращается из ремесла в искусство.
3.3.Проведение акции «Бумаге – вторую жизнь!»
Вместе с классным руководителем организовали в нашей школе акцию «Бумаге – вторую жизнь!» Мне хотелось привлечь к акции как можно больше окружающих.
Цели акции:
• Предотвращение попадания отходов, являющихся вторичными ресурсами, в окружающую среду и вовлечение их в хозяйственный оборот.
• Экологическое просвещение и информирование окружающих.
• Улучшение окружающей среды и поддержания чистоты в селе.
• Воспитание у жителей села любви и бережного отношения к окружающей природной среде.
Для начала мы с ребятами нашего класса организовали уголок в фойе школы, посвящённой акции «Бумаге - вторую жизнь!», где учащиеся нашей школы, их родители и гости могли прочитать информацию о пользе сбора макулатуры. Затем прошли по классам с рекламой нашей акции, где проинформировали всех о целях акции, её сроках и, конечно же, о полезном вкладе в общее дело, который может внести каждый.
В результате проведённой акции нам удалось собрать более 1350 кг макулатуры. На полученные деньги мы купили настольные игры и спортивный инвентарь в начальные классы.
Вывод. Окружающие понимают о необходимости сбора макулатуры. Надо чаще организовывать подобные акции!
4. Заключение
Подводя итоги моего исследования можно с уверенностью сказать, что переработка одной тонны макулатуры спасает 10 деревьев, экономит 20 000 литров воды и 1000 кВт электроэнергии. Таким образом, гипотеза, выдвинутая мной, подтвердилась. Сбор макулатуры действительно является огромным вкладом в спасение лесного богатства нашей планеты. Я считаю, что этой проблеме со стороны нашего правительства должно быть уделено намного больше внимания. Необходимо проводить разъяснения в школах о важности сбора макулатуры, увеличить кол-во пунктов приема и, конечно же, необходимо проводить масштабные акции по сбору макулатуры, широко освещая их в средствах массовой информации.
Стоит задуматься о том, что:
1. 100 килограмм макулатуры – это одно спасенное дерево;
2. Около четверти всего мусора на планете является бумажными отходами и бумажной продукцией. Среднестатистический россиянин нуждается в 25 килограммах бумаги в год, соответственно одна семья при желании может сберечь 1 дерево в год;4. Площадь лесных массивов на нашей планете постоянно сокращается, следовательно, дефицит деревьев станет глобальной проблемой в ближайшее время
Даже маленький вклад очень ценен для большого и важного дела.
Сдай макулатуру — спаси жизнь дереву!
5. Список литературы и источников
Список литературы:
Список источников:
1. http://www.o-detstve.ru
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F3%EC%E0%E3%E0 Материал из Википедии. Бумага
3.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 Материал из Википедии. Макулатура.
5. http://www.livemaster.ru/topic/139701-istoriya-vozniknoveniya-bumagi
6. http://www.100bumag.ru/bumaga.html
7. http://www.el-ma.ru/content/?s=56
8. http://znanija.com/task/338494
9. http://livescience.ru/ Журнал «Бумага и Жизнь»
10.http://tragemata.com/news/fakty-o-bumage.html Факты о бумаге
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Как нарисовать лимон акварелью
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Рождественские подарки от Метелицы
Фильм "Золушка"