Каждая личность, оказавшая влияние на ход исторических событий и оставившая заметный след в жизни народа и страны будут интересны для изучения их жизни и деятельности. И изучение такой исторической личности, как Монгуш Буян-Бадыргы необходимо в первую очередь для того, чтобы выявить роль воспитания в семье, для ответственного отношения родителей к своим детям.
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_vospitaniya_buyan-badyrgy.docx | 46.18 КБ |
buyan-badyrgy.pptx | 2.57 МБ |
МБОУ СОШ с. Элегест имени У.А. Бавун-оола
Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
БУЯН-БАДЫРГЫ»
Выполнила: Оюн Лина Васильевна
ученица 6 класса
Научный руководитель: учитель истории
Оюн Надежда Владимировна
Элегест, 2018
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Тува при Монгуш Буян-Бадыргы………………………………………5
Глава II. Буян-Бадыргы………………………………………………………..10
Заключение ……………………………………………………………………12
Список использованной литературы …………………………………………13
Даты и события (прилодение)………………………………………………..14
Введение
Актуальность данной работы в том, что историческая личность, будь то герой, полководец, повелитель или просто личность, оказавшая влияние на ход исторических событий и оставившая заметный след в жизни народа и страны будут интересны для изучения их жизни и деятельности. И изучение такой исторической личности, как Монгуш Буян-Бадыргы необходимо в первую очередь для того, чтобы выявить роль воспитания в семье, для ответственного отношения родителей к своим детям. Установлено, что воспитание – это создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества.
Интерес к судьбе одного из первых руководителей Тувинской Народной Республики не утихает и сейчас. Каждый учёный, занимающийся историей Тувы XX века, в той или иной мере касается Буян-Бадырги, делает попытку охарактеризовать его личность, дать оценку его политической деятельности.
Объектом данного исследования – Монгуш Буян-Бадыргы.
Предмет исследования – воспитание Монгуш Буян-Бадыргы приемным отцом.
Цель данной исследовательской работы — выявление значения воспитания Монгуш Буян-Бадыргы приемным отцом.
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
Гипотеза: предположим, для становления личности, воспитание в семье имеет большое значение.
Методы исследования:
Хронологические рамки статьи обусловлены годами жизни нашего героя (1892-1932).
Обоснование выбора темы – стремление к выявлению новых, ранее недоступных фактов; но в ещё большей степени выбор обусловлен необходимостью восстановления исторической справедливости и отсутствием фундаментальных, собственно научных трудов о Монгуше Буян-Бадыргы. Буян-Бадыргы: первый национальный политик, основатель тувинского государства, демократ. В периодической печати появляется большое количество статей научного и публицистического характера о жизни Председателя Всетувинского Учредительного Хурала, его приёмном отце Хайдыпе, его семье. К 100-летию со дня рождения Монгуша Буян-Бадыргы были опубликованы воспоминания современников и проведены различные мероприятия в западных районах республики. Его именем были названы центральная улица в Кызыл-Мажалыке, созданный в 1991 году Чаданский филиал республиканского музея. М. Б. Кенин-Лопсан написал роман-эссе «Буян-Бадыргы».
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов учениками, учителями, историками и т.д.
База исследования:
Исследовательская работа состоит из двух глав. В первой даётся краткая характеристика Тувы на начало XX века. Вторая глава посвящена воспитанию личности Монгуш Буян-Бадыргы.
Глава I. Тува при Монгуш Буян-Бадыргы
Джунгарское ханство, в составе которого находилась Тува, в 1758 году было разгромлено Цинской империей, господствующей над Тувой в течение 154 лет. Сама Цинская империя пала в 1911 году. Перед тувинским народом встал вопрос: с кем жить? Выбирали между Монголией и Россией. Прошения о покровительстве России были обращения с 1912 года, всего четыре, но прошение Буяна-Бадыргы от 26 октября 1913 г. на имя Николая I считается более аргументированным и дальновидным. По вопросу о принятии под покровительство России Тувинского края, император Николай II написал: «Согласен. Ливадия. 4 апреля 1914 г.».
Покровительства Монголии искала группа во главе с салчакскими и тоджинскими нойонами. Но на съезде было принято решение объявить Урянхай «независимым, находящимся под покровительством и защитой Российского государства».
17 апреля 1914 года было официально заявлено о протекторате России над Урянхайским краем.
Началось строительство краевого центра, города Белоцарска, план которого согласовывался с Буян-Бадыргы. Не смотря на 22 года, Буян-Бадыргы мог правильно оценить ситуацию и принять решение, оптимальное с точки зрения интересов народа.
Несмотря на необычайную одарённость, организаторские способности, умение вести за собой, даже великим императорам не удавалось изменить ход истории в одиночку. В окружении Буян-Бадыргы было немало жестоких людей, думавших лишь о личной выгоде. Но были рядом с ним и действительно талантливые, мужественные и дальновидные государственные деятели. Об одном необходимо упомянуть — это родной брат Хайдыпа камбы-лама Верхне-Чаданского хурээ (монастыря) Лопсан Чамзы. Он родился в 1857 году, духовное образование получил в одном из монастырей Тибета и в Туву вернулся человеком грамотным, обладавшим глубокими познаниями в области буддийской философии, обрядовой практики буддизма, тибетского и монгольского языков.
Лопсан Чамзы был сторонником присоединения к России. В феврале 1913 года он, вторым после амбын-нойона Комбу-Доржу, написал прошение о присоединении к Российской империи. Но в дальнейшем их пути расходятся. Октябрьская революция и Гражданская война поколебали веру Буян-Бадыргы в то, что Россия может быть надёжным патроном Тувы. Как следствие, в 1918 году Даа хошун был принят в монгольское подданство; правда, выразилось это фактически только в том, что Буян-Бадыргы в подтверждение его статуса правителя получил от Чжалханцы-ху-тухты титул Эртине бэйсе и печать. Напротив, Лопсан Чамзы продолжал вести линию на дальнейшее сближение с Россией. Видя в правительстве А. В. Колчака преемника Российской империи, он всячески поддерживал комиссара этого правительства по делам Урянхайского края А. А. Турчанинова. В 1919 году Лопсан Чамзы совершил поездку в Омск, где лично встретился с Колчаком. Впоследствии это трагически сказалось на его судьбе: по воспоминаниям современников, он был обвинен в антинародной деятельности и расстрелян в 1930 году.
Самым знаменательным событием в истории тувинского народа, безусловно, является созыв Всетувинского Учредительного Хурала — съезда представителей всех тувинских хошунов в местечке Суг-Бажы, где находился русский поселок Атамановка (ныне село Кочетово Тандинского кожууна). Хурал проходил с 13 по 16 августа 1921 года, на нем присутствовало 63 представителя от семи хошунов из девяти (от Хасутского и Сартульского хошунов представителей не было). От Советской России присутствовали 17 представителей, в том числе Председатель Сибирского революционного комитета И. Г. Сафьянов, от Народно-революционной Монголии — три, был также представитель Дальневосточного секретариата Коминтерна Цивенджапов. Председателем съезда избрали Буян-Бадыргы из Монгуш сумона Даа хошуна.
Монгуш Буян-Бадыргы был избран в первый состав Правительства Тувинской Народной Республики. В 1922 году он стал заместителем Председателя Совета Министров, присутствовал на заседании Центрального Комитета Тувинской народно-революционной партии как член партийной фракции правительства. 3 декабря 1923 года он получил партбилет за № 1675.
В 1923 году Буян-Бадыргы избирается на пост Председателя Совета Министров республики.
Советская Россия признала республику ещё в 1921 году. В июле 1925 года в Москве было заключено соглашение между СССР и ТНР об установлении дружественных отношений. В августе 1926 года последовало признание независимости ТНР и со стороны МНР.
В октябре 1925 года ЦК ТНРП ввел пост Генерального секретаря и создал Политическое бюро. Первым Генсеком ЦК партии стал Буян-Бадыргы. В декабре того же года он открывал первый Всетувинский хурал Союза революционной молодежи. На первом Малом хурале ТНР в ноябре 1926 года Буян-Бадыргы избирается министром финансов.
О последних годах жизни и деятельности Буян-Бадыргы мы имеем отрывочные сведения. Во второй половине 1920-х годов он, равно как и его соратники, был отодвинут на вторые роли. Данное обстоятельство знаменовало собой значительные изменения в политической жизни страны, близящуюся борьбу с «правыми» и, в конечном счете, поражение национальной демократии.
Со всей силой своего авторитета Буян-Бадыргы защищал буддизм. В 1928 году — начале 1929 Буян-Бадыргы ещё занимал должность председателя Законодательной Комиссии.
Начавшаяся политическая борьба между «левыми» и «правыми» привела карьеру Буян-Бадыргы к логическому концу. В конце декабря 1928 — начале января 1929 года состоялся IV съезд ТРСМ, при поддержке партийцев подвергший резкой критике политику так называемых «правых», лидером которых назвали Буян-Бадыргы.
Буян-Бадыргы был исключён из партии и решением Верховного Совета ТНРП от 16 октября 1929 года снят с занимаемой должности. В тот момент он и ещё 16 бывших руководителей уже находились под арестом. Семью его насильственно переселили в другой хошун.
Буян-Бадыргы был арестован в 1929 году, содержался в тюрьме. В марте 1932 года на заседании Политбюро ЦК ТНРП Монгуш Буян-Бадыргы вместе с другими был обвинен в «контрреволюционных бандитско-грабительских» действиях, участии в Хемчикском восстании «черно-желтых» феодалов в 1924 году и расстрелян. В это время Буян-Бадыргы было всего 40 лет.
Реабилитирован в 1994 году (окончательно только в 2007).
Политическую, а затем и физическую смерть принесли Монгушу Буян-Бадыргы носители нового политического курса — Шагдыржап, Тока, Метс, Чулдум, Таня, Данчай и многие другие.
До сих пор не найдено место, где его расстреляли. Справедливо сказано: «Революция пожирает своих детей».
Таким образом, не смотря на все свои начинания, достойные дела на благо Родины, Буян-Бадыргы стал соперником для своих друзей и соратников. Сам Буян-Бадыргы сказал незадолго до смерти:
«Өөреткилээн салгалдарым парлар болду
Өөреткилээн салгалдарым өжү болдум»
(«Вскормленные мною — оказались тиграми,
выученным мною — оказался я соперником»)
Глава II. Буян-Бадыргы
Сыграв выдающуюся роль в принятии тувинского народа протектората России и провозглашении суверенного тувинского государства Буян-Бадыргы, в 1932 году был расстрелян, став жертвой политических репрессий. Буян-Бадыргы, кто он?
Монгуш Буян-Бадыргы родился в 1892 году в местечке Аянгаты Даа хошуна в семье бедного арата Монгуша Номчула. Его усыновил буурул-нойон Хайдып, угерда Даа хошуна. Об этом событии в народе рассказывают немало легенд. Одна из них гласит, что весной в год Дракона нойон Хайдып видел сон: «если этой ночью родится мальчик, я его усыновлю, и суждено ему занять мой трон». Согласно другой, о рождении мальчика с необыкновенной судьбой Хайдып узнал рано утром во время чтения священных книг. Тогда он отправился узнать, родился ли накануне ребёнок у кого-либо из его подданных и выяснил, что в семье табунщика действительно есть новорожденный младенец. Хайдып его и усыновил, «обменяв» на плитку зелёного чая и несколько голов скота. Произошло это 15-го числа второго месяца весны года Дракона (по григорианскому календарю 25 апреля 1892 года) на берегу Оваалыг-Хемчигеш, впадающей в р. Улуг-Аянгаты Барун-Хемчикского хошуна. Юрта стояла возле Хам-Дыт (Священная лиственница), у которой совершают религиозные обряды.
Буян-Бадыргы закончил буддийскую гимназию Чаданского Верхнего и Нижнего храмов. Отец проявил большую заботу о воспитании приемного сына, чтоб он стал высокообразованным человеком. В буддийской гимназии Буян-Бадыргы изучал языки, историю, философию Востока, медицину, астрономию, астрологию, каллиграфию, математику и психологию.
Согласно этой версии, наследника нойона начали учить тибетской и монгольской письменности с пятилетнего возраста. Для этого были приглашены самые образованные люди того времени. Учителем монгольской азбуки был Ховалыг Шокар-Мээрен, монгольского языка — приглашенный монгол Уржуп-Тогоо, тибетского – Чамзы-Хамбы лама. Для обучения наследника русскому языку буурул нойон пригласил учителя русского языка Рехлова. Буян-Бадыргы оказался очень способным учеником и в 12 лет свободно говорил на монгольском, китайском, русском и тибетском языках. Хайдып умер в марте 1907 года, и 16-летний Буян-Бадыргы был утвержден в Улясутае в должности угерда и удостоен титула гун. Таким образом, он стал правителем Даа хошуна и вторым человеком после амбын-нойона — правителя всей Тувы.
Письменных источников о детстве и юности Буян-Бадыргы не имеются, но есть воспоминания современников: аратов, пасших скот угерда, чиновников управления хошуна и др. В них Буян-Бадыргы рисуется весёлым, умным, внимательным человеком, считавшим своим долгом править народом согласно законам и обычаям. От остальных нойонов его отличали такие качества, как терпимость, стремление к знаниям, уважение к людям знающим — мастерам своего дела.
Буян-Бадыргы в должности правителя хошуна, показал способность принимать решительные меры, от которых зависит судьба народа.
Буян-Бадыргы проживал вместе с семьёй в Дзун-Хемчикском кожууне в местечке Кадыр-Эл (до 1929 года, пока его не арестовали). У Буяна-Бадыргы не было собственных детей, но в 1910—1920 годах (точно неизвестно) он удочерил годовалую дочку знакомых, назвав её Дембикей.
Таким образом, Буян-Бадыргы был воспитан в семье, в которой позаботились о том, чтобы в будущем он вырос ответственным, терпимым, решительным человеком уважающим законы и обычаи своего народа.
Заключение
Монгуш Буян-Бадыргы выдающаяся личность своего времени. Выдающейся личности свойственно активное созидательное отношение к миру, постоянное развитие своих интеллектуальных и духовных качеств. Такая личность меняет социальную организацию общества, приспосабливая её для дальнейшего развития человеческих способностей. Всё это справедливо может быть отнесено к Буян-Бадыргы. По своим природным способностям и деловым качествам, по уровню культуры и владению словом он превосходил других политический деятелей Тувы.
Буян-Бадыргы прошел длинный путь: начав его сыном арата, сделался правителем хошуна, а затем и всей Тувы — когда та стала Тувинской Народной Республикой. Опираясь на прежний управленческий опыт, полученный им на уровне хошуна, он успешно обучался новым методам управления страной; используя старые законы и обычаи, он строил новый общественный порядок, в котором ему не оказалось места...
В исследовательской работе было изучено воспитание Буян-Бадыргы
приемным отцом.
Таким образом, предположение, что для становления личности, воспитание в семье имеет большое значение подтвердилось. От воспитания в семье зависит, какими вырастут дети, кем они станут в будущем.
Список использованной литературы
Приложение
Даты и события
Слайд 1
«значение воспитания буян- бадыргы » Выполнила: ученица 6 класса Оюн Лина Васильевна Научный руководитель: Оюн Надежда Владимировна учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с. Элегест Чеди-Хольский кожуун Республика Тыва 2018 г.Слайд 2
Цель данной исследовательской работы — выявление значения воспитания Монгуш Буян- Бадыргы приемным отцом. Для достижения цели требуется решение следующих задач : Раскрыть значение понятия «воспитание »; Познакомиться с историей Тувы в период (1892-1932); Изучить, как шло воспитание Буян- Бадыргы ; Раскрыть жизнь и деятельность Монгуш Буян- Бадыргы ; По результатам исследования: Подготовить презентацию; Составить летопись дат и событий Монгуш Буян- Бадыргы .
Слайд 3
Гипотеза: предположим , для становления личности, воспитание в семье имеет большое значение
Слайд 4
ВОСПИТАНИЕ Это создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества.
Слайд 5
Буян- Бадыргы родился 25 апреля 1892 года в семье арата-табунщика Номчуга Монгуша в местечке Аянгаты Барун-Хемчикского кожууна родился мальчик, о н был усыновлен нойоном Хайдыпом ( Буурул Ноян ) Хемчикского Даа-кожуна ( Даа — это западная часть Тувы, недалеко от села Кочетово (бывшее с. Атамановка)
Слайд 6
Образование Буян- Бадыргы закончил буддийскую гимназию Чаданского Верхнего и Нижнего храмов. В буддийской гимназии Буян- Бадыргы изучал языки, историю, философию Востока, медицину, астрономию, астрологию, каллиграфию, математику и психологию. Согласно этой версии, наследника нойона начали учить тибетской и монгольской письменности с пятилетнего возраста. Для этого были приглашены самые образованные люди того времени. Буян- Бадыргы оказался очень способным учеником и в 12 лет свободно говорил на монгольском, китайском, русском и тибетском языках. Таким образом, он получил достойное воспитание и солидное образование, благодаря заботе отца.
Слайд 7
Каким был Буян- Бадыргы в юности? Письменных источников о детстве и юности Буян- Бадыргы не имеются, но есть воспоминания современников: аратов, пасших скот угерда , чиновников управления хошуна и др. В них Буян- Бадыргы рисуется весёлым, умным, внимательным человеком, считавшим своим долгом править народом согласно законам и обычаям. От остальных нойонов его отличали такие качества, как терпимость, стремление к знаниям, уважение к людям знающим — мастерам своего дела.
Слайд 8
Начало самостоятельного пути … Хайдып умер в марте 1907 года, и 16-летний Буян- Бадыргы был утвержден в Улясутае в должности угерда и удостоен титула гун . Таким образом, он стал правителем Даа хошуна и вторым человеком после амбын -нойона — правителя всей Тувы. Буян- Бадыргы в должности правителя хошуна, показал способность принимать решительные меры, от которых зависит судьба народа. 1892-1932 гг. основатель ТНР
Слайд 9
Моменты запечатленные на фотографиях …
Слайд 10
Семья Буян- Бадыргы проживал вместе с семьёй в Дзун-Хемчикском кожууне в местечке Кадыр -Эл (до 1929 года, пока его не арестовали). У Буяна- Бадыргы не было собственных детей, но в 1910—1920 годах (точно неизвестно) он удочерил годовалую дочку знакомых, назвав её Дембикей .
Слайд 11
АРЕСТ И СМЕРТЬ Буян- Бадыргы был арестован в 1929 году, содержался в тюрьме. В марте 1932 года на заседании Политбюро ЦК ТНРП Монгуш Буян- Бадыргы вместе с другими был обвинен в «контрреволюционных бандитско -грабительских» действиях, участии в Хемчикском восстании «черно-желтых» феодалов в 1924 году и расстрелян. Реабилитирован в 1994 году (окончательно только в 2007).
Слайд 12
БУЯН - БАДЫРГЫ НАРОДУ Народ мой, клеветой я обесчещен Я , даже мыши жизни не лишавший Я никому зла в жизни не желавший Дыханием у острия ножа стою Убьют меня за то, что «феодал» За то, что я возглавил правительство народа За то, что в партию народную вступил За то, что я враг своего народа Пусть Родиной останется для вас Танды Тыва моя Поля с обильным щедрым урожаем — вашими И небо ясное пусть будет вашим небом Стремительные реки пусть будут с вами День уличенья лжи наступит непременно Кровавых тайн разоблаченье обязательно придет Вернут мне имя доброе и честь И правоту мою восславить — будет время
Слайд 13
Осталась Родиной для нас Тыва! Поля с обильным щедрым урожаем, небо ясное и стремительные реки с нами День уличенья лжи … Кровавых тайн разоблаченье … пришло И имя доброе и честь вернулись И правота пришла!
Слайд 14
ПАМЯТЬ В 2014 г., на 100 юбилей г. Кызыл был открыт памятник Буян- Бадыргы , который находится около музея им. Алдан- Маадыр (60 богатырей ). В нескольких населённых пунктах Республики Тува именем Буян Бадыргы названы улицы. В г. Чадан Дзун-Хемчикский р-на республики Тува работает краеведческий музей им. Буян Бадыргы В Кызыле работает гостиница, носящая имя Буян- Бадыргы .
Слайд 15
В 2014 г., на 100 юбилей г. Кызыл был открыт памятник Буян- Бадыргы , который находится около музея им. Алдан- Маадыр (60 богатырей).
Слайд 16
Монгуш Буян- Бадыргы Глава Правительства ТНР; Первый Генеральный секретарь ЦК ТНРП; Министр финансов; Один из организаторов «Союза революционной молодежи Тувы»; Один из создателей первого независимого государства в Центре Азии.
Слайд 17
Вывод: В исследовательской работе было изучено воспитание Буян- Бадыргы приемным отцом. Таким образом, предположение, что для становления личности, воспитание в семье имеет большое значение подтвердилось. От воспитания в семье зависит, какими вырастут дети, кем они станут в будущем.
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Слайд 19
Список использованной литературы Дубровский В. А. Установление покровительства России над Тувой... С. 16-19. Заслуженные люди Тувы XX века. Государственная книга Республики Тыва. Кызыл, 2004. С. 61-64. История Тувы: в 2 т. Т. I. 2-е изд., перераб . и доп. / Под общ. ред. С. И. Вайнштейна, М. Х. Маннай-оола . Новосибирск, 2000. С. 229-230. История Тувы / Под ред. Ю. Л. Аранчина . В 2 т. Т. II. М., 1964. С. 115. 78 Там же. С. 116. Кенин-Лопсан М. Б. Буян- Бадыргы . Роман-эссе. В 2-х кн. Кызыл, 2000. Сат С. Ч. Развитие политической системы Тувинской Народной Республики (1921—1944). Кызыл. 2000; Воспитание https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/11806 КиберЛенинка : https:// cyberleninka.ru/article/n/lichnost-v-istorii-mongush-buyan-badyrgy-1892-1932 Монгуш Буян- Бадыргы https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%8F%D0%BD-%D0%91%D0%B0%D0%B4%D1%8B%D1%80%D0%B3%D1%8B,_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D1%83%D1%88 Обелиск «Центр Азии» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%BA_%C2%AB%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80_%D0%90%D0%B7%D0%B8%D0%B8%C2%BB Республика Тыва. Фото Тувы нашей природы https ://www.golos.asia/respublika-tuva?lightbox=dataItem-j0rvgo7c2 http ://www.myshared.ru/slide/417526/
Разноцветное дерево
Снегири и коты
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
«Течет река Волга»
Рисуем подснежники гуашью