Объектом исследования является коновязь - сэргэ , как один из элементов традиционной культуры бурятского народа.
Предмет исследования- особенности, значение сэргэ в жизни бурят
Вложение | Размер |
---|---|
sunduev_zh_konovyaz.doc | 52 КБ |
«Гурульбинская средняя общеобразовательная школа»
Тема:
«Сэргэ: его особенности и значение в жизни бурят»
Выполнил: Сундуев Ж.,
ученик 6 «б» класса
Руководитель: Чагдурова С. Г.,
учитель бурятского языка
2018 г.
Оглавление.
IV. Список использованной литературы.
Введение
В современном мире очень важной задачей каждого народа является гармоничное взаимодействие с мировыми культурами, современной цивилизацией и одновременное сохранение собственного уникального своеобразия. Актуальность темы исследования определяется всё более возрастающим интересом к различным аспектам обычаев и традиций бурятского народа. В наше время всё больше людей обращается к своим истокам, ищут свои родовые стойбища - бууса, определяют свою родовую принадлежность. И это очень правильно, человек, находя свои корни, становится более устойчивым, уверенным, хозяином своей жизни. Ведь всё живое на земле имеет свои корни. У каждого человека, родившегося на этой земле должно быть своё древо, «древо жизни». Одним из символов «древа жизни» является Сэргэ –коновязь. В последнее время всё больше людей стали ставить Сэргэ. Что это, возвращение традиций? А может дань моде? Работая над исследованием, я разговаривал с родителями, с жителями своего села, с одноклассниками. Кто- то знал, а кто- то просто слышал о Сэргэ. И я поставил перед собою цель:
изучить особенности и значение сэргэ на примере жителей села Ярикто.
Объектом исследования является коновязь - сэргэ , как один из элементов традиционной культуры бурятского народа.
Предмет исследования- особенности, значение сэргэ в жизни бурят на примере жителей с Ярикто.
Задачи исследования:
- изучить литературу по данной теме
- раскрыть понятие «сэргэ»
- выявить её значение в жизни людей
- сделать статистическое исследование в селе
- собрать информацию у местных жителей
- сделать выводы по исследования
Методы исследования:
Наблюдение, анкетирование, интервьюирование (устный опрос респондента), статистический, классификация, анализ, синтез.
Основная часть
Во все времена непременной принадлежностью бурятского двора была
«сэргэ» – коновязь в виде вкопанного в землю столба, верхняя часть которого
покрывалась резным орнаментом. Коновязь служила предметом особого
почитания. Наличие её во дворе свидетельствовало о богатстве и достоинстве
хозяина, а её отсутствие – о безлошадности и бедности. Коновязь, как
предмет кочевого скотоводства нашла отражение в пословицах, поговорках,
песнях, благопожеланиях и улигерах.
Унтаршагүй гуламтатай
Унашагүй сэргэтэй ябаарай.
Пусть тлеет неугасимый огонь в твоём очаге,
Пусть вечно стоит твоя коновязь.
Итак, Сэргэ- коновязь является одним из символов «древа жизни». Сэргэ символизировало «древо жизни», объединяющее три мира. На вершине столба наносились обычно три кольцевыхзарубки. Верхняя зарубка предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя - для лошадей обычных земных людей, мужчин и главы семейства - отца и его сыновей, нижняя - для лошадей представителей подземного мира. Чуть ниже середины коновязи делали отдельную зарубку для привязывания лошадей женщин. В прошлом у каждого бурята возле юрты стоял сэргэ. Коновязь делали из березы. Они имели огромное значение для кочевых народов и носили глубокую смысловую нагрузку. Сэргэ имеет множество символических значений: это моя земля, это место имеет хозяина, а также означает гостеприимство, дружелюбие, братство, надежность, постоянство и чистоту намерений. Красиво и ладно сооруженная коновязь означала глубокое уважение к лошади своего гостя. Согласно обычаю степняков, гостя встречают у коновязи, принимая поводья его коня, помогают спуститься, придерживая стремена, а затем под руки вводят в юрту. Сэргэ перед юртой степняка означал призыв «Добро пожаловать».Отсутствие коновязи. как символа гостеприимства. не украшало хозяев. Путники не останавливались и не входили в юрту. Сэргэ сооружался мужчине в связи с особыми случаями в жизни. При появлении мальчика в семье отец водружал сэргэ, в знак уважения продолжателя рода. Когда сын приводил невестку в дом, то родители после свадьбы ставили им новую юрту и устанавливали на юго-западной стороне от входа в юрту, с мужской стороны жилища новую березовую сэргэ. В старину говорили: «пока стоит сэргэ - жива семья и его род». Богатые буряты иногда ставили в ряд до девяти коновязей. Состоятельные кочевники ставили три коновязных столба, иногда по числу сыновей продолжателей рода. Бедные довольствовались чаще всего одной коновязью. Нельзя было разрушать сэргэ; пока оно само не придет в негодность. Вместо них устанавливали новую коновязь. Нужно отметить, что особенной чертой бурятских поселений являлось то, что каждая юрта или дом был обращен фасадом только в одну сторону - на юг, юго-запад или юго-восток. Южная сторона считается солнечной и благополучной. В передней части усадьбы в южном направлении от жилища обязательно устанавливали коновязь - сэргэ. Это столб высотой до 2 - 2,5 м. Для сэргэ использовали лиственницу, сосну, березу, кедр. Коновязь состояла из трех частей: нижней, основы цилиндрической формы; средней - шейки коновязи, вырезанной в виде выемки, за которую привязывали поводья лошади. Сэргэ у разных этнических групп бурятского народа имеет некоторые отличия. Так, у тункинских бурят часто коновязь имела вид расположенных друг над другом усеченных конусов над основанием-цилиндром. Такое сэргэ означало, что в усадьбе живут несколько женатых сыновей, при женитьбе каждого сына вырезали в верхней части столба конусом выступ (хэршэлээ). На коновязи делали только три выступа (гурбан хэршэлээтэй сэргэ), т.е. если женился четвертый сын, уже не вырезали еще одно хэршэлээ. У баргузинских бурят каждому сыну при женитьбе ставили новое сэргэ, так что число сэргэ в усадьбе зависело от количества женатых сыновей хозяина дома. Отцовское сэргэ остается у младшего сына, так как он наследует отцовскую землю. Сэргэ является не только приспособлением для привязи лошадей, но имеет ритуально-символическую значимость. Коновязный столб водружается при образовании молодой семьи, постройке новой юрты как знак, характеризующий жизненность усадьбы новой семьи. Так, символика трехступенчатого верха сэргэ аларскими бурятами объяснялась следующим образом: ромбовидная головка переходила в первую зарубку предназначенную только для коней божеств; следующая ступень предназначалась для лошади, даруемой родителям невесты во время сватовства; третья - для остальных гостей. Традиционная форма навершия — коническая, называемая зула — свеча. Такая форма была обязательной, поскольку плоская макушка навершия обусловливает прекращение роста, уменьшение жизненной силы лошадей. Противоположным по смыслу толкованием является мнение, что верхушка сэргэ не должна быть острой, поскольку направлена к Небу. Форма навершия может иметь несколько граней, которые означали количество женатых сыновей. Работая над данной темой, я провёл анкетирование среди учащихся нашей школы. Из 47 респондентов знают о Сэргэ 17 человек, просто слышали 13 человек, имеют -9 человек, заинтересовались - 27 человек. Это говорит о том, что мы мало знаем о наших обычаях и традициях. Также в ходе практического исследования я узнал следующее. В нашем селе Ярикто имеется 40дворов. Из них Сэргэ имеют 20семей. Некоторые поставили её, когда построили новый дом, как символ гостеприимства. Другие поставили по случаю женитьбы сына, как символ создания новой семьи, нового дома и залог будущего благополучия и счастья молодой семьи. Так что, проезжая по деревне, по количеству сэргэ возле домов можно судить о демографической ситуации в селе, так как количество рельефных зарубок на сэргэ соответствует количеству детей в каждой семье. Обычно Сэргэ имеет длину 2-2,5 метра, при изготовлении используют сосну, берёзу, кедр. Водружение Сэргэ имеет свой ритуал: собираются старейшины рода и с восходом солнца, побрызгав молоком, ставили её на заранее определённое место. В ямку клали зерно, овечью шерсть. А после водружения обязательно завязывали хадак.
В Баргузинской долине есть еще одно применение сэргэ – коновязи, её принято ставить и в культовых целях, на своих родовых местах – бууса. В нашем селе тоже есть несколько таких Сэргэ.
Заключение.
Сэргэ было известно многим племенным группам бурят, но в каждом районе отмечаются вариации в количестве сэргэ, в форме навершия коновязного столба и разные толкования этих различий. Тем не менее, существует общее мнение о том, что сэргэ несет знаковую функцию Мирового древа и служит не только абстрактным символом гармонии во вселенной, но и вполне конкретным обозначением центра определенной семейно-родственной территории. Сэргэ как Мировое древо и хранилище духов предков обеспечивает связь между мирами - в ответ на мольбы и жертвоприношения людей нисходит божья (небесная) благодать. Посредниками здесь выступают духи предков.
Итак, в ходе своего исследования я сделал следующие выводы:
1)Сэргэ ставят на родовых стойбищах -бууса, где буряты-шаманисты совершают подношения духам, предкам , своему роду.
2) Сэргэ у дома олицетворяет благосостояние хозяина и его гостеприимство.
3) Сэргэ ставят, когда сын приводит в дом невестку.
Таким образом, являясь неотъемлемой частью традиционной культуры, столб сэргэ до сегодняшнего дня считается у бурят одним из самых уважаемых и почитаемых объектов-символов. Гармонично взаимодействуя с мировыми культурами, современной цивилизацией человек должен сохранить уникальное своеобразие собственной культуры. А это значит, знать свои обычаи и традиции, почитать их, уважать своих предков.
Литература.
1. Балдаев С.П. Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ,1959.
2. Басаева К.Д. Поселения и жилища аларских бурят (вторая половина XIX – XX в.) // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов.
3. Галданова Г.Р. Сэргэ как феномен традиционной культуры бурят // Этнография народов Сибири и Монголии. Улан-Батор; Улан-Удэ, 2000.
4 Электронный учебник бурятского языка
5 W.W.W. Rae. ru/ ru PUBLISHING mono 05_34 htme (Баргузинские буряты)
6 Беседа с жителями села.
Два плуга
Голубая лягушка
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Ворона
Смекалка против Змея-Горыныча