Исследовательская работа на Всероссийскую конференцию "Живая культура: традиции и современность"
Вложение | Размер |
---|---|
rastit_patriotov_.docx | 53.56 КБ |
Министерство образования Республики Мордовия
ГБОУ ДПО (ПК)С «Мордовский республиканский институт образования»
Поволжский центр культур финно-угорских народов
Республиканский межшкольный центр национальных культур
МОУ «Гимназия №19» г.о. Саранск
Всероссийская научно-практическая конференция учащихся
«Живая культура и современность»
Направление «Историко-культорологическое»
Исследовательская работа
Растить патриотов
Подготовила:
Шугаева Яна Александровна,
учащаяся 11 класса
МБОУ «Ромодановская СОШ №3»
431602 Ромодановский район,
п. Ромоданово, ул. Железнодорожная, д.7
Руководитель:
Павлинова Галина Александровна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Ромодановская СОШ №3»
2015
Оглавление
Методика исследования …………………………………….…… 5
Комната боевой и трудовой славы…………………………...…... 7
Воспитательная работа на базе музея………………………...11
Перспективы развития музея ………………………………………..13
Введение
«История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество» - эти слова известного русского историка Николая Михайловича Карамзина стали своеобразным девизом в работе поисково-собирательной группы, созданной в школе в 1987 году. Знать, понимать, уважать историю своего края- значит быть патриотом, что так важно на сегодняшнем этапе развития российского общества. История не просто молчаливый свидетель прошедших лет, история – это, прежде всего, учитель, который указывает на ошибки прошлого, предостерегает человечество от их повторения. Цель работы поисково-собирательной группы – изучение истории малой родины, сбор краеведческого материала, создание школьного музея.
Усилиями первых школьных краеведов, участников поисково-собирательной группы, педагогов в 1989 году в МБОУ «Ромодановская СОШ №3» была открыта Комната боевой и трудовой славы, в экспозициях которой отражены история и героические станицы жизни нашего микрорайона.
В 2010 году принято решение о переоборудовании Комнаты боевой и трудовой славы и создании школьного исторического музея. Основная часть экспозиции посвящена истории Великой Отечественной войны, отражает работу школьного поискового отряда «Поиск» и жизненный путь нашего земляка Михаила Боронина – Героя Советского Союза. В ходе поисковой работы было положено начало формированию экспозиции «Бытовая культура» и «История школы».
Музей образовательного учреждения создает возможность расширения культурного пространства учащихся, воспитание гражданственности, патриотизма, духовно – нравственных принципов и толерантности, освоения новых источников информации. Музей в школе становится средством творческой самореализации учащихся, инициирует личностно- ориентированное воспитание и образование. Музей в образовательном учреждении является средством развития личности ребенка, достижения им образовательной цели, он является одновременно и учебным классом, и игровой площадкой, и творческой мастерской, и клубом по интересам. Он раздвигает привычные границы представления о музее. Его интеграция в учебно-воспитательном процессе и связь с социумом являются необходимыми условиями развития. Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального существования музеи выполняют педагогические функции. Там человек не просто получает знания, а учится быть человеком.
Сегодня школьный музей ведет активную работу: экскурсии, встречи с ветеранами труда и участниками Великой Отечественной войны, мероприятия для учащихся школы и жителей микрорайона. Продолжается поисково-собирательная работа краеведческого материала и в рамках работы поискового отряда «Поиск». Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Члены Актива школьного музея участвуют в исследовательской работе, результаты которой регулярно представляются на школьных конференциях и муниципальной олимпиаде по школьному краеведению.
Цель исследовательской работы:
Работа проводилась на базе школьного краеведческого музея с использованием материалов, хранящихся в музее, на основе воспоминаний учителей- ветеранов, выпускников школы, активных участников поисково-собирательной и исследовательской работы.
Актуальность данной работы не вызывает сомнений, особенно в сегодняшних геополитических условиях: когда Россия испытывает серьезное внешне давление как экономическое, так и политическое; когда в преддверии 70-летия Великой Победы западные историки и политики делают неоднозначные заявлении и перевирают исторические факты; когда Польша и Украина выдвигают необоснованные обвинения в адрес Российской Федерации.
Растить патриотов…
Методика исследования.
Для анализа работы и определения роли школьного краеведческого музея в формировании гражданственной позиции учащихся, в работе использовались несколько методов, позволяющих на основе различных источников показать развитие поисково-собирательной работы, основные этапы формирования музейного фонда, становления исследовательской и пропагандистской деятельности на базе музея.
Историко-генетический метод -один из наиболее распространенных в исторических исследованиях. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Этот метод позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта исследования. При этом историческое явление отражается в наиболее конкретной форме. Познание идет последовательно от единичного к особенному, а затем - к общему и всеобщему. По природе генетический метод является аналитически-индуктивным, а по форме выражения информации - описательным.
Описательный метод - научный метод; используется во всех общественно-исторических и естественных науках и стоит на первом месте по широте применения. Предполагает соблюдение ряда требований: четкое представление об избранном предмете изучения, последовательность описания, систематизации, группировки или классификации, характеристики материала (качественной, количественной) в соответствии с поставленной исследовательской задачей.
В ряду других методов описательный метод является исходным. В значительной мере он определяет успех работы с использованием других методов, которые обычно «просматривают» тот же материал в новых аспектах.
Метод интервьюирования – научный метод, часто используемый в социологии, дающий наиболее общие представления о мнении населения по тому или иному вопросу. Реже данный метод используется в историческом исследовании, что обусловлено недоступностью респондентов изучаемого периода, поэтому применим только для изучения истории современного периода. В нашей работе этот метод является одним из исходных.
Метод анализа документов является преобладающим в работе. Анализ документов дает возможность увидеть многие важные стороны общественной жизни героя повествования. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.
В данной работе использовались несколько типов документов. В первую очередь воспоминания людей, стоявших у истоков создания музея,-Татьяны Викторовны Тетюшкиной , организовавшей поисково-собирательную группу в 1987 году, Розы Васильевны Камаевой , председателя Совета ветеранов школы, воспоминания учителей-ветеранов педагогического труда, выпускников стоявших у истоков создания школьного поискового отряда «Поиск».
Фотоматериалы, хранящиеся в фонде школьного музея, отражающие историю школы, биографии учителей, участников Великой Отечественной войны, работу школьного поискового отряда «Поиск».
Кино и фотоматериалы, собранные в результате туристско-краеведческих походов, участия поисковиков нашей школы в поисковых экспедициях республиканского отряда «Поиск».
Архивные документы, полученные в результате запросов из архива Горьковской железной дороги, Центрального военно-морского архива МО РФ в Гатчине, Подольского архива Министерства Обороны
Также в работе были использованы интернет-материалы.
На основе анализа полученных документов и материалов мы постарались наиболее полно раскрыть роль школьного краеведческого музея в гражданско-патриотическом воспитании.
Комната боевой и трудовой славы
В настоящее время важно и актуально помочь ученикам понять, что для истории очень важна человеческая память о прошлом, почувствовать гордость за историю Родины, увидеть, что в патриотизме молодежи – возрождение и будущее Отечества. Особым местом собирания, хранения и представления предметов и документов, имеющих историческую, научную и художественную ценность является музей. Школьный музей - своеобразное музейное учреждение, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательскую работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в доступной форме помогает приобщиться детям к истории малой родины.
Экспозицию школьного музея условно можно разделить на две группы: одна часть посвящена трудовому подвигу жителей микрорайона, другая военному. В данной работе мне хотелось остановиться более подробно на материалах, посвященных истории Великой Отечественной войны, так как они занимают особое место среди полученных в ходе поисковой работы материалов.
На фронтах Великой Отечественной войны плечом к плечу сражались против фашистских захватчиков учителя и ученики нашей школы (Приложение 1). Ганин Михаил Дмитриевич – бывший директор школы, был призван на фронт в первые дни войны. Он имел чин младшего лейтенанта и был зачислен в Мордовскую дивизию, которая позднее была переименована в Российскую.
Уходил он из г. Саранска. Сначала стояли под Пензой в селе Бессоновка, а затем , получив оружие и до конца сформировавшись, отправились на фронт.
Погиб Михаил Дмитриевич в первом бою, когда началось великое наступление под Москвой. Это произошло в деревне Чедышево, что под г. Тула. Погиб 11 декабря 1941г.
Медов Георгий Иванович – учитель истории, был призван фронт в первые дни войны. сражался на Ленинградском фронте. В 1943 г. был ранен. Закончил свой боевой путь в Чехословакии. награжден орденом Красной Звезды.
Стрельников Михаил Михайлович, окончив Саранский педагогический институт, преподавал в нашей школе, вел русский язык и литературу. В 1942 г. призван в армию, сражался на Ленинградском фронте. В 1944 г. было получено известие о смерти, в котором говорилось о том, что Стрельников Михаил Михайлович геройски погиб.
Поплевкин Сергей Ильич – учитель русского языка и литературы. Был призван в армию в 1942 г. Погиб в 1943 г. Похоронен в деревне Карандашевка Смоленской области, в 6 метрах от дороги. Его сын Павел, бывший ученик нашей школы, также погиб в годы Великой Отечественной войны.
Большой материал собран о жизни и подвиге Боронина Михаила Петровича – Героя Советского Союза, выпускнике железнодорожной школы (Приложение 2).
На основе собранных материалов были разработаны и оформлены три стенда, посвященных героическим событиям Великой Отечественной войны «Учитель равен солдату-герою», «Михаил Петрович Боронин», «Они защищали Родину».
Большой вклад в формирование экспозиции, посвященной истории Великой Отечественной войны ,внес патриотический отряд «Поиск», созданный 17 ноября 2002 года в Ромодановской средней школе №3, организатором и руководителем отряда стал преподаватель ОБЖ Бибин Александр Николаевич.
Сегодня учащиеся нашей школы входят в объединенный районный поисковый отряд под руководством И.А. Селиверствова.
Своей каждодневной нелегкой работой ребята заявили, что не боятся трудностей, непогоды, непонимания и косых взглядов; ценят дружбу, доброту, взаимопомощь, взаимопонимание, честность и справедливость, надежность; помогают тем, кто желает знать, где захоронены их родные и близкие, погибшие при защите Отечества.
За годы существования отряда совершены Марши Памяти по районам Республики Мордовия и соседним областям. В ходе Марша ребята осматривали памятники павшим воинам, воздавали почести, встречались с ветеранами войны, записывали воспоминания, оказывали тимуровскую помощь, посещали школы и, проводили уроки мужества.
Марши Памяти по Ромодановскому району были посвящены Герою Советского Союза, ученику нашей школы Боронину М.П. По итогам маршей были оформлены альбомы с фотографиями и рассказами ветеранов о своих боевых подвигах. Альбомы Маршей Памяти переданы на хранение в Комнату боевой и трудовой славы.
За успешную работу отряду присвоено почетное право носить имя Героя Советского Союза Михаила Петровича Боронина.
Члены школьного поискового отряда ежегодно являются участниками экспедиций «Вахты Памяти» по поиску и захоронению останков солдат, павших в сражениях Великой Отечественной. Наши ребята в составе республиканского отряда выезжали в Брянскую, Калужскую, Смоленские области. В условиях экспедиции, попадая на места былых сражений, ребята испытывают себя на прочность, ведь здесь все условия для самоутверждения, самостоятельности, новой самооценки. Они учатся дружить по-мужски, взрослеть на настоящем. Ребята видят в «Поиске» острый социальный смысл: павшие защитники Родины должны быть достойно захоронены, а их имена сохранены в народной памяти.
Итогом экспедиций стало создание новой экспозиции Комнаты боевой и трудовой славы, где представлены материалы, привезенные с мест боевых сражений. С момента создания и по сегодняшний день данная экспозиция занимает центральное место при проведении экскурсий, мероприятий патриотического характера (Приложение 3).
К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне экспозиция пополнилась новыми материалами.
«Юность, опаленная войной» - материал посвящен трагической и яркой судьбе узницы фашистского концлагеря Савиновой Галине Александровне (Приложение 4).
«1097 стрелковый полк» - материал о боевом пути полка, входившего в состав 326 дивизии. 1097 стрелковый полк сформирован на территории нашего поселка и в основном из его уроженцев, о судьбах которых мы мало, что знаем. Информация, представленная на стенде, позволяет познакомиться с историей боевых действий полка и проследить его трудный путь к Победе (Приложение 5).
«409 стрелковый полк» - материал о загадочной судьбе полка попавшего в окружение в районе Трубчевского котла, после которого история подразделения неизвестна. (Приложение 5). 409 стрелковый полк, в составе 137 стрелковой дивизии под командованием полковника Гришина И.Т., был сформирован в г. Саранске. Обращение к истории данного полка не случайно- в составе полка есть уроженцы Ромодановского района.
Члены поискового отряда являются активными участниками республиканских мероприятий, проводимых в рамках патриотического воспитания.
Большая поисковая работа проводится ребятами и в поселке. Поисковики встречаются с ветеранами, записывают их воспоминания. В результате этой работы Комната боевой и трудовой славы пополнилась большим запасом экспонатов, среди которых немало подлинников, таких как наградные документы времен Великой Отечественной войны сержанта Владимира Федоровича Желнова (Приложение 6), письма с фронта Владимира Овчинникова (Приложение 7), уроженцев поселка Ромоданово.
Ярким событием для участников поисковой работы стала встреча с ветераном Гороховым Николаем Дмитриевичем, который не только поделился воспоминаниями, но и преподнес в дар школьному музею свою книгу «Воспоминания о былом навеки в сердце ветерана». На основе воспоминаний и материалов книги оформлена экспозиция, посвященная судьбе солдата Николая Горохова, участника Сталинградской битвы, освободителя Венгрии и Чехословакии (Приложение 8).
Воспитательная работа на базе музея
Патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, выработке взглядов, убеждений. С помощью музейных средств можно приобщить маленького человека к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. Школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы и позволяет выделить общую тенденцию: систематичность в работе, массовое приобщение учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграцию и творческое развитие личности.
Школьный музей – большой помощник в обучении и воспитании учащихся. Он учит детей любить наш поселок – нашу малую Родину. Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материала по истории общества, имеющие воспитательную и познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской работы. Школьный музей – это не просто собирание памятников и создание экспозиции, а это многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности.
Музей обладает огромным образовательно–воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково–собирательной работе, изучении, описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга.
Вся воспитательная работа нашего школьного музея строится с учетом возрастного критерия. В младших классах учащиеся знакомятся с краеведением через прослушивание и обсуждение определенных тем, через встречи с ветеранами и экскурсии. Живая история в рамках экспозиции «Бытовая культура» (Приложение 9) встречает первоклассников в первые месяцы обучения. Предметы старины привлекают внимание, возможность подержать в руках экспонаты вызывают восхищение, формируется первая мотивация к вовлечению в поисково-исследовательскую работу.
Первые экскурсии для младших школьников проводят члены актива музея. Знакомство с историей своего микрорайона, жителями, судьбы которых тесно переплелись с историей пристанционного поселка, зажигают искорку любознательности и неподдельного интереса. Большое значение в процессе воспитания имеют уроки мужества, проводимые поисковиками.
Учащиеся среднего звена изучают историю школы через экскурсии и знакомство с архивом музея, выполняют разовые поисковые задания, готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовке тематических классных часов, выполняют поисковые задания в течение нескольких лет, собирают и записывают воспоминания ветеранов, своих бабушек и дедушек.
Учащиеся старших классов занимаются исследовательской работой, обобщают материалы музея, изучают историю родного края, выдающихся людей труда, династии. Опыт музея нашей школы показывает, что школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы. Сегодня мы можем говорить о традиционных мероприятиях, проводимых на базе музея: «День памяти М.П. Боронина» - 14 ноября, Дни воинской славы, «День юного героя антифашиста», мероприятия, приуроченные к юбилейным датам Великой Отечественной войны, встречи с ветеранами. К сожалению, в последние годы встречи с ветеранами Великой отечественной войны становятся редкостью, но пробел заполняют «Уроки мужества», которые готовят и проводят члены поискового отряда. Такое мероприятие, где организаторы и основные участники ровесники зрителей , порой дает гораздо больше информации для размышления, чем рассказ учителя.
Школьный краеведческий музей размещен в кабинете истории, с позиции сохранения экспонатов это осложняет работу, но дает хорошую возможность сделать уроки по истории XX века более живыми и соприкоснуться с историческими событиями напрямую, через материал, выставленный в музее. Сопричастность к истории, судьбам земляков заставляют задуматься, помогает подробнее разобраться в сложных вопросах истории, выработать гражданскую позицию и прочувствовать уважение и любовь к своей Родине.
Перспективы развития музея
Собранные и представленные в музее материалы позволяют вести активную поисково-исследовательскую работу, вовлекать детей в изучение истории, методологии исследовательской деятельности. Большая часть работ основана на материалах, полученных в результате работы школьного поискового отряда «Поиск».
Члены актива школьного краеведческого музея принимают участие в олимпиадах по школьному краеведению, на протяжении многих лет показывают хорошие результаты. В 2005 году представлены 2 работы «1097 стрелковый полк» - автор Грызлов Сергей и «Памяти павших» - автор Ипкаев Руслан. Работа «Памяти павших» получила самую высокую оценку на районной и республиканской олимпиадах в номинации «Военная история».
В 2006 году на суд жюри была представлена работа Грызлова Сергея «Мордовский блок», посвященная жертвам политических репрессий в Мордовии в 1937-1938 гг. Работа, основанная на непосредственных впечатлениях автора – участника раскопок, также получила высокую оценку на районной олимпиаде и 1 место на республиканской.
Исследование Футановой Екатерины «Загадка 409 стрелкового полка» в 2007 году на районной олимпиаде получило 1 место, в республике отмечено грамотой Министерства Образования РМ.
Большая работа , проведенная поисковиками на территории Свято-Троицкого монастыря: поездки в монастырь, встречи с монахами- позволили провести достаточно глубокое исследование истории создания женской обители в селе Большое Чуфарово, проследить трагические судьбы людей, соприкоснувшихся с жизнью монастыря в ХХ веке, когда святое место превратилось во «врата ада», став расстрельной тюрьмой НКВД. Исследовательская работа Миняева Алексея «Свято-Троицкий мужской монастырь» в 2008 году получила достойную оценку – 1 место в районе и 4 место на республиканской олимпиаде по школьному краеведению.
2010 год также был отмечен победой на районной краеведческой олимпиаде и грамотой Мемориального музея военного и трудового подвига 1941 – 1945 гг. на уровне республики. Работа «Героями не рождаются» была посвящена судьбе выпускника нашей школы Михаила Петровича Боронина - Героя Советского Союза. Лашин Владимир ,автор работы, на тот момент -председатель актива школьного краеведческого музея. Подготовка этой работы продолжалась 2 года, шла переписка с сотрудниками Центрального военно-морского архива МО РФ в Гатчине, поиск документов о боевой службе нашего земляка.
В последние годы исследования были посвящены топонимике поселка Ромоданово и Ромодановского района. 2012 год «Топонимический анализ населенных пунктов Ромодановского района» - автор Жесткова Валентина – 2 место на муниципальном и 3 место на республиканском этапе олимпиады по школьному краеведению. 2013 год – «Топонимический анализ улиц поселка Ромоданово» - автор Полукаров Андрей, работа получила высокую оценку на муниципальном этапе – 1 место и приняла участие в республиканской олимпиаде.
На протяжении ряда лет исследовательская работа, проводимая на базе школьного краеведческого музея, получает высокую оценку. Этот факт свидетельствует о хорошо налаженной поисково-исследовательской работе. Но останавливаться на достигнутом нельзя. Музей располагает достаточным материалом для проведения обширных исследований в различных областях. А главное дает возможность непосредственно соприкоснуться с историей, стать ее соучастником.
В настоящее время в поисково-исследовательской работе обозначились интересные и сложные направления:
Заключение
История школьного музея начиналась с педагогов-энтузиастов, которые в динамичные перестроечные времена оказались в сложной ситуации: идеология советского общества рухнула, не выдержав преобразований 80-х, основы патриотического и интернационального воспитания, сформированные десятилетиями, не находили подтверждения в общественном мнении, средства массовой информации открыто критиковали историю советского государства. Именно в этот период у педагогов появилась мысль о создании собственной системы воспитания, основанной на любви к малой родине. Они стремились заложить у подростков любовь к Отечеству на примере истории, которая находилась рядом, которая была частью жизни каждого ребенка, живущего в микрорайоне.
Коллектив школы стремился вырастить не «Иванов, родства не помнящих», но людей, уважающих и любящих свой край. Для реализации этой задачи было принято решение о создании в школе Комнаты боевой и трудовой славы.
Началась сложная, кропотливая и вместе с тем увлекательная работа, когда на основе запросов в архив, встреч с людьми, живущими рядом, рождалась новая история, созданная своими руками.
С чего начинается Родина… Для многих учеников нашей школы Родина начинается со знакомства со школьным музеем, и порой не просто знакомства, а долгосрочного сотрудничества, кропотливой работы по воссозданию истории железнодорожной станции Красный Узел, истории родной школы, участия в мероприятиях патриотического и краеведческого направления.
Главная задача работы школьного краеведческого музея – воспитание гражданина, патриота, человека не безразличного к истории и судьбе родного края, своей малой Родины. Мы считаем, что наш музей успешно справляется с этой задачей.
Библиография
Воспоминания Грызлова С.Ю./ Краеведческий музей МБОУ «Ромодановская СОШ №3»
Воспоминания Ипкаева Р. И./ Краеведческий музей МБОУ «Ромодановская СОШ №3»
Воспоминания Р.В. Камаевой/Краеведческий музей МБОУ «Ромодановская СОШ №3»
Воспоминания Т.В. Тетюшкиной./Краеведческий музей МБОУ «Ромодановская СОШ №3»
Горохов Н.Д. Воспоминания о былом навеки в сердце ветерана. Саранск, 2007. 230 с.
Фотографии и документы Краеведческого музея МБОУ «Ромодановская СОШ №3»
Домик зимней ночью
Просто так
Мастер-класс "Корзиночка"
Будьте как солнце!
Убунту: я существую, потому что мы существуем