Исследовательская работа на Всероссийскую научно-практическую конференцию учащихся «Живая культура и современность»
Вложение | Размер |
---|---|
mordovskiy_solovey_.docx | 75.17 КБ |
Министерство образования Республики Мордовия
ГБОУ ДПО (ПК)С «Мордовский республиканский институт образования»
Поволжский центр культур финно-угорских народов
Республиканский межшкольный центр национальных культур
МОУ «Гимназия №19» г. о. Саранск
Всероссийская научно-практическая конференция учащихся
«Живая культура и современность»
Секция «Культурологическая»
Исследовательская работа
«Мордовский соловей»
Подготовила:
Томилина Евгения Николаевна,
учащаяся 10 класса
МБОУ «Ромодановская СОШ №3»
431602 Ромодановский район,
п. Ромоданово, ул. Железнодорожная, д.7
Руководитель:
Павлинова Галина Александровна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Ромодановская СОШ №3»
431602 Ромодановский район,
п. Ромоданово, ул. Железнодорожная, д.7
Ромоданово - 2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………….…..2
Глава 1. Начало пути……..…………………………………………………….4
Глава 2. «Театральная» история актрисы Беспаловой……………………....6
Глава 3. Последние годы деятельности………………………………….…..11
Заключение………………………………………………………….………….13
Список литературы………………………………………………………….…14
Приложения………………………………………………………………….…15
Введение
Раиса Макаровна Беспалова занимает особое место в ряду наиболее ярких представителей художественной интеллигенции Мордовии второй половины XX столетия. Ее творческая деятельность была связана и с вокальным исполнительством, и с актерской профессией, и с педагогической работой. На фоне других профессиональных актеров, вокалистов, педагогов во многих отношениях Беспалова была и осталась личностью уникальной. Она не только первой в Мордовии удостоилась высокого звания народной артистки России (1970) и первой среди артистов республики награждена орденом «Знак Почета» (1960), Беспалова стала первым представителем художественной интеллигенции Мордовии, избранным депутатом Верховного Совета СССР (1962) и депутатом Саранского городского Совета (1957) (Приложение 1)
Актуальность избранной темы моего исследования обусловлена недостаточной изученностью истории жизни и творческого пути Беспалововй Р.М. Вопрос частично рассматривается в книге Ромоданово: история и судьбы: история и современность Ромодановского р-на в очерках, воспоминаниях и фотографиях, статьях посвященных театральной жизни республики в сборниках и периодической печати, но самостоятельной работы, посвященной судьбе певицы нет.
Целью исследования является исследование истории жизни и творческого пути Беспалововй Р.М.
Для реализации данной цели исследования были определены следующие задачи:
— изучить историю жизни Р.М. Беспаловой;
— проследить творческий путь Р.М. Беспаловой;
— показать влияние творчества Р.М. Беспаловой на культурную жизнь нашей республики;
Объектом исследования являются история жизни и творчество Р.М. Беспаловой.
Методы исследования:
Историко-генетический метод один из наиболее распространенных в исторических исследованиях. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Этот метод позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта исследования. При этом историческое явление отражается в наиболее конкретной форме. По природе генетический метод является аналитически-индуктивным, а по форме выражения информации - описательным.
Описательный метод - научный метод; используется во всех общественно-исторических и естественных науках и стоит на первом месте по широте применения. Предполагает соблюдение ряда требований: четкое представление об избранном предмете изучения, последовательность описания, систематизации, группировки или классификации, характеристики материала (качественной, количественной) в соответствии с поставленной исследовательской задачей.
В ряду других методов описательный является исходным. В значительной мере он определяет успех работы с использованием других методов, которые обычно «просматривают» тот же материал в новых аспектах.
Метод анализа источников является преобладающим в работе. Анализ источников дает возможность проследить историю жизни и творчество певицы.
В данной работе использовались несколько типов источников: газетные статьи, фотографии и монографии. Работа проводилась на основе материалов отдела искусства и краеведения Центральной районной библиотеки.
Научная новизна работы состоит в том, что данное исследование — первый опыт целостного анализа истории жизни и творческого пути Беспалововй Р.М.
Структура и объем работы обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, приложений.
Глава 1. Начало пути.
Родилась Раиса Макаровна 21 января 1925 года в селе Курилово Ромодановского района.
Первые музыкальные звуки будущая певица услышала в своей семье. Ее отец, Макар Фомич, эрзянин по национальности, обладал красивым, сильным голосом, неплохо играл на балалайке, любил петь мордовские и русские народные песни. Подстать ему были и мать Раисы Макаровны Крестиния Силантьевна. Крестиния Силантьевна (Хлопотова в девичестве) русская по происхождению. Она в совершенстве владела мордовским языком и с огромным удовольствием пела мордовские народные песни. Семья Беспаловых слыла в селе Курилово певческой: вместе с родителями всегда пели пять дочерей и сын.
Мордовская и русская разговорная речь, а также народные песни способствовали формированию у Раисы синтетического эрзяно-русского сознания и выработке культуры полиэтнического мышления. Семья Беспаловых слыла в Курилове певческой, поскольку наряду с родителями с удовольствием пели их дети – пять сестер и сын. Для Раисы семья явилась первой школой «эстетического интернационализма», в которой она на практике соприкоснулась с композиционными нормами и стилевыми особенностями народной песни - мордовской и русской. Народная песня стала для Беспаловой базой последующего творческого становления, совершенствования и оттачивания вокального мастерства. Пение не было единственным увлечением девочки. В школе Раиса Макаровна прекрасно декламировала стихи, исполняла песни под собственный аккомпанемент на гитаре, активно принимала участие в работе драматического кружка, где и получила первые уроки актерского мастерства. Нередко школьная самодеятельность выступала перед земляками в сельском клубе, и тогда односельчане со слезами на глазах слушали песни военных лет в исполнении юной Беспаловой. Помимо пения Раиса Макаровна с детства умела красиво танцевать. К 15 годам у нее сформировалось твердое убеждение в том, что она непременно должна связать свою жизнь с профессиональным танцем. Вместе с подругой Тоней Гудковой поехала в Саранск поступать в балетную студию, существовавшую при театре. Откуда знать этой эрзянской девушке о балете? Вероятно, здесь оказали влияние приезжие, среди которых наверняка была и балерина. Но девушек ожидала неудача: прием в студию был завершен, и девушкам пришлось вернуться в родное село. Танцевальная культура эрзян, изящная и скромная, с плавными степенными, сдержанными движениями воплотилась впоследствии в созданных ею театральных образах.
Учеба в старших классах пришлась на годы Великой Отечественной войны, тяготы которой семья Беспаловых ощутила в полной мере. В 1943 году умерла старшая сестра Василиса, брат Дмитрий вернулся с фронта инвалидом. Но несмотря ни на что вера в мечту стать артисткой согревала безрадостные военные будни.
На формирование будущей артистки оказал большое влияние руководитель школьной художественной самодеятельности, ее учитель литературы, мордовского и русского языков Н.С. Нарваткин. Сыграло свою роль и военное время. Курилово приютило в годы войны эвакуированных, и среди полутысячи приехавших издалека людей было немало представителей интеллигенции. От них, от сердца к сердцу, переняли многие будущие куриловские звезды высокую духовную культуру, стремление к самопознанию, познанию окружающего мира.
В 1944 году совсем еще молоденькая Раиса Беспалова поехала поступать в Московский государственный институт театрального искусства имени А.В.Луначарского. Девушка из эрзянского села Курилово Ромодановского района мечтала стать драматической актрисой. Ее довольно дерзкий характер давал шансы осуществить задуманное. При поступлении, кроме декларирования стихов, ей нужно было спеть. Рая спела военную песню. Члены приемной комиссии были поражены ее удивительной красоты голосом. У приехавшей из глубинки абитуриентки был великолепный меццо-сопрано. Ей напророчили: «Ваше призвание - сцена оперного театра. Вам нужно учиться».
После прослушивания в Саратовской консерватории Беспалову принимают на третий курс. Вместе с другими земляками она училась в мордовской национальной оперной студии при Саратовской консерватории имени Л.В.Собинова. Учеба пришлась в нелегкое послевоенное время. Без материальной помощи родных, моральной поддержки сестер Марии, Анастасии, Анны и брата Дмитрия учиться было бы непросто. Да и сама Раиса Макаровна не оставляла родное село Курилово. Она писала позже: «Когда я училась в консерватории, то каждое лето приезжала работать в свой Куриловский совхоз им. И.В.Мичурина…Полола свеклу, просо, делала все, что придется».
Глава 2. «Театральная» история актрисы Беспаловой
В любом искусстве талант-это природный дар в соединении с настойчивым упорством. высокой техникой исполнения. За три года окончен полный курс консерватории. Талантливой выпускнице предложили стать солисткой Саратовского театра оперы и балета имени Н.Г.Чернышевского. Это было фантастическое предложение. Но в ответ последовал вежливый отказ. Она опять проявила решительность. Раисе Макаровне хотелось вернуться в родную Мордовию, быть ближе к своим родственникам.
Солистка мордовской оперы. А в Саранске в те 50-е годы оперного театра не было. Дипломированная оперная и камерная певица становится солисткой ансамбля песни и пляски «Умарина». Начинается интересная творческая жизнь: она будто заново, но уже на профессиональном уровне открывает для себя родные песни, мелодии. Крепнет и ее вокальное мастерство, которое высоко оценили слушатели Москвы, Ленинграда, Мурманска, Прибалтики. В своей республике ее просто обожали. С концертами она побывала во всех селах Мордовии. Но мало кто знал, что втайне Беспалова мечтала выйти на театральную сцену. Она следила за репертуаром драматического театра, восхищалась игрой Анны Бабахан, которая тогда блистала на мордовской сцене.
Радостное и такое долгожданное событие меняет творческую судьбу певицы: в Саранске открывается музыкально-драматический театр (1959 год). Уже известную Раису Беспалову приглашают в театр и предлагают стать ведущей солисткой.. В первый же театральный сезон она подарила образ Литовы- национальной героини в одноименной музыкальной драме «Литова», созданной творческим союзом композитора Л.Кирюкова и поэта П.Кириллова (Приложение 2). Её появление осенью 1959 года на сцене только что созданного в республике Государственного музыкально-драматического театра в заглавной роли народной героини Литовы в одноимённой музыкальной драме Л.П.Кирюкова − событие знаковое. Постановка драмы открыла новую главу в биографии музыкального театра на мордовской земле и первую страницу в «театральной» истории профессиональной актрисы-эрзянки. Её чудный голос, проникающий в душу, тёплый, лиричный, своеобразная манера исполнения покорили всех поклонников оперного искусства сразу и навсегда. Её шли слушать. Её любили слушать. Она сразу приобрела своё имя. Театралы со стажем помнят, что после премьеры спектакля Беспалову стали называть «Литовой», подчеркивая тем самым артистические способности актрисы и её точное попадание в образ. Прототипом Литовы была сподвижница Степана Разина Алена Арзамасская, мордовская Жанна д’Арк. Опера раскрывает свободолюбивый дух мордовского народа, его отвагу. Работа над сценическим воплощением образа Литовы явилась естественным и логичным продолжением прежней деятельности певицы. Стилистика и жанровое разнообразие мордовской песни (игровые, обрядовые, скорбные, величальные), создававшие эмоционально-музыкальный фон спектакля, были хорошо знакомы Беспаловой с детства. К арии Литовы она неоднократно обращалась в прежней концертной деятельности, а над отдельными вокальными номерами много работала дома, аккомпанируя себе на фортепьяно. Беспалова стала самой яркой исполнительницей этой роли на мордовской сцене, психологически точно передав напряженный трагизм, светлую оптимистичность, величие личности и нравственную ценность бытия. Успех этого спектакля во многом принадлежал тогда именно Беспаловой. Ее шли слушать. Ее любили слушать. Она сразу приобрела свое Имя, о чем должен и, конечно же, мечтает, к чему стремиться каждый артист, вышедший на суд зрителя.
Потом последовало много разных музыкальных партий, за которыми человеческие индивидуальности, характеры, судьбы. Беспалова находила увлекательнейшую задачу для себя как актрисы, певицы, исполнительницы роли – точными красками донести до зрителя, слушателя неповторимость каждой своей героини, ее исключительность, те особенности, которые заложены автором, режиссером, композитором в характер этого персонажа. Их нужно тонко выразить. Личная индивидуальность, естественно, все-таки на первом плане.
Мировоззрению и творческим порывам Беспаловой было присуще свойство театральности. Это, несомненно, помогало ей в профессиональной деятельности. Одним из подобных примеров является часто упоминавшийся ее сестрами случай. После окончания Саратовской консерватории Раиса Макаровна приехала на родину. Вместе с сестрами отправилась в соседнее русское село Болдино, на родину матери, где широко отмечался престольный праздник Макарий. На обратном пути их застала гроза и сильнейший ливень. Под навесом, куда успели спрятаться девушки, укрывалась возвращавшаяся с поля молодежь. Грохочущие раскаты грома, ослепительная молния вселяли ужас до тех пор, пока не зазвучал голос Раисы, словно вступившей в неравный спор с разбушевавшейся стихией. Она пела на эрзянском языке, и страх у многих пропал сам собой. «Поет как артистка», - заговорили тогда после ее пения. И невдомек им было, что пела действительно артистка. Возможно, этот случай она вспоминала, работая над ролью мудрой и властной царицы Тучи в национальном музыкальном спектакле К.Акимова и Ф.Атянина «Невеста грома», появившемся в театральном репертуаре в 1967 году. Беспалова сыграла еще несколько разнохарактерных ролей в национальных музыкальных спектаклях, среди которых коварная и безжалостная старуха Важяй («Нормальня» Л.Кирюкова), мужественная и сильная духом Варда («Литова» Л.Кирюкова).
В 60-годы театральное искусство Мордовии переживало необыкновенный подъем. Для постановки оперных спектаклей и оперетт приглашались известные режиссеры, театральный коллектив регулярно пополнялся исполнителями, росла посещаемость спектаклей зрителями. Сценическая деятельность Беспаловой была отмечена главными партиями. Природа наделила певицу уникальными вокальными данными. Она с одинаковой легкостью пела в диапазоне высокого меццо-сопрано («Кармен» Ж.Бизе), контральто (Княгиня в опере «Русалка» А.Даргомыжского), сопрано (Ганна Главари в оперетте «Веселая вдова» Ф.Легара; Сильва, Марица в одноименных опереттах И.Кальмана). Яркие образы создает Беспалова в опере Пуччини «Чио-Чио-сан» (Сузуки), «Евгений Онегин П.И.Чайковского (Ольга), «Пиковая дама» П.И.Чайковского (Полина), «Травиата» Дж.Верди (Флора), «В бурю» Т.Хренникова (Аксинья), «Лакме» Л.Делиба (Малика) и многие другие (Приложение 3)
«Мордовский соловей» исполняла романсы, песни советских и зарубежных композиторов, мордовские народные песни. В 60-80 годы голос Беспаловой часто звучал по Всесоюзному радио в рубрике «Песни народов СССР». Звуковой визитной карточкой Мордовии являлся вокальный цикл в ее исполнении «Песни родного края» композитора Г.Вдовина, посвященный Раисе Макаровне. Вокальный цикл рисует архетипические картины мордовского народа. После Беспаловой воспроизвести этот сложнейший в музыкальном отношении национально-эпический цикл уже никто из мордовских исполнителей не решился. Тесное сотрудничество связывало ее и с композитором Г.И. Сураевым-Королевым.
О творческих успехах актрисы за пределами республики можно судить по сохранившимся публикациям в местных газетах. В газете «Советская Башкирия» от 13 июля 1971 года в рецензии на оперетту «Веселая вдова» отмечалось: «Покоряет сочным, красивым голосом, отличным вокальным и актерским мастерством народная артистка РСФСР и МАССР Р.Беспалова, исполнительница главной партии Ганны Главари». Газета «Ульяновская правда» от 26 августа 1971 года, подводя итоги гастролей, подчеркивала: «Успеху спектаклей во многом способствует зрелое творческое мастерство народной артистки РСФСР и МАССР Раисы Беспаловой».
Раиса Макаровна была любимицей публики. Ее всегда встречали восторженные взгляды, цветы, комплименты. Ее жизнь не только игра на сцене. Беспалова вела активную общественную деятельность: была депутатом горсовета (1957) и Совета Национальностей Верховного Совета СССР (1962). Интеллигентная и скромная, никогда ничего не просила для себя, зато, решая проблемы других, обивала чиновничьи пороги, стараясь помочь. «Неутомимая труженица, простой и душевный человек, Раиса Макаровна пользуется большим уважением», – писал о ней газеты.
Признание, почитание таланта, популярность, успех, славу Раиса Макаровна испытала при жизни, причем в огромной мере благодаря своим личностным качествам. Она первая в Мордовии удостоилась звания народной артистки России (1970), первой была награждена орденом «Знак Почета». Это были годы большого взлета артистки. Она признавалась: «Удивительное дело- чем больше работаешь, тем разнообразнее круг твоих обязанностей, тем глубже чувствуешь. Что ты нужен людям. И тем интереснее жить. Познание действительности, неустанное и каждодневное. Вот что необходимо художнику. Иначе не растревожишь сердце зрителя, не заставишь его трепетать в лад со своим. Истины, вычитанные, услышанные, ничего не стоят по сравнению с истинами, познанными в труде».
Семейная жизнь примадонны мордовского театра была счастливой. Муж, актер музыкально-драматического театра Дмитрий Еремеев, любил свою жену. Хотя по характеру это были совершенно разные люди. Раиса Макаровна была импульсивной, взрывной, тогда как Дмитрий Иванович являлся примером спокойствия и уравновешенности (Приложение 4). Дети в семье артистов росли, видя перед собой пример нежной и преданной любви. В доме № 1 по проспекту В.И.Ленина за гостеприимным столом находилось место и для родственников, и для друзей. С каждой гастрольной поездки Раиса Макаровна привозила кулинарные рецепты. Особенно умело готовила она суп-харчо. Да, и такие пироги, как у нее мало кому удавалось испечь. Хозяева могли создавать теплую обстановку. Душой компании неизменно была Раиса Макаровна.
Глава 3. Последние годы деятельности.
В первой половине 70-х годов прошлого века в музыкально-театральном искусстве республики обозначились кризисные явления. В сложившейся непростой обстановке актриса идет на крайнюю меру. Осенью 1973 года, находясь на пике славы и признания, Раиса Макаровна пишет заявление об уходе из театра. После 14-летнего пребывания в коллективе это решение далось ей нелегко.
Долгие годы Раиса Макаровна раскрывала секреты вокального мастерства в Саранском музыкальном училище им. Л.П.Кирюкова (1973-1991 годы). Среди наиболее известных ее учеников можно назвать заслуженных артистов Мордовии Ивана Мякишева и Людмилу Ганину.
В середине 90- годов в музыкальном училище для наиболее одаренных студентов-вокалистов утверждалась именная стипендия Р.М.Беспаловой.
В училище Беспалова не рассталась окончательно со сценой и актерской профессией. Она сыграла в операх «В шесть часов вечера после войны» и «Евгений Онегин». Оба спектакля были поставлены силами музыкального училища.
В республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи хранится портрет Беспаловой Раисы Макаровны, написанный Е.А. Ноздриным (Приложение 5). Художнику удалось создать величественный образ актрисы. В ее лице каждый разглядит и ум, и скромность, и приветливость. Художник неоднократно обращался к исполнительнице Литовы с просьбой позировать, но Раиса Макаровна неизменно отказывалась, мотивируя тем, что ее портрет вряд ли кому-то будет интересен. Портрет создавался в течение длительного времени, и был завершен лишь в 1970 году.
Раисы Макаровны Беспаловой не стало 18 декабря 1993 года. В память об именитой мордовской певице, удивительном человеке установлена мемориальная доска на стене дома №1 по ул. Ленина в г.Саранске, где она прожила долгие годы.
Наше время особенное: без театра, книги, кино , без общения с людьми человек не чувствует свою жизнь полнокровной, каким бы интересным делом он ни был занят, какой бы увлекательной ни была его специальность. Артистам дано великое право – говорить языком своего искусства с людьми о жизни, их делах, мечтах, стремлениях. Но право это с честью использует лишь тот, кому есть что сказать, кто не запасается готовыми схемами, а учиться у самой жизни. Раиса Макаровна Беспалова бесспорно заслужила это право. Она всегда знала, с чем обратиться к своему внимательному слушателю, поэтому зрительские симпатии были всегда и неизменно на ее стороне.
Заключение.
Известный режиссер В. В. Долгов и феврале 1997 года на состоявшемся в театре вечере памяти народной артистки Мордовии и России Р. М. Беспаловой сказал: «Искусство мордовского народа на мировом уровне с полным основанием представляют Степан Эрьзя, Федот Сычков и Раиса Беспалова». В этих словах содержится оценка значимости вклада скульптора, живописца и певицы в сокровищницу общечеловеческой культуры. Их объединяют не только талант, универсализм, профессиональное мастерство, но и органично вплетенное в творчество национально-мордовское и общечеловеческое.
Раиса Беспалова играла партии в классическом оперном репертуаре и в опереттах. Она и обворожительная Кармен в одноименной опере Ж.Бизе, и милая Сузуки в «Чио-Чио-сан», незабываемы ее роли в опереттах «Веселая вдова» Ф. Легара, «Сильва» и «Марица» И. Кальмана. Немало ярких ролей сыграла она и в национальных спектаклях: коварную Важяй, бесстрашную Варду, мудрую царицу Тучу.
Раиса Макаровна была любимицей публики. Её всегда встречали восторженные взгляды, её осыпали цветами, ей дарили комплименты. Но ее жизнь - это не только игра на сцене. Раиса Макаровна вела активную общественную жизнь. Если по натуре она была скромницей и никогда ничего не просила для себя, то для других она обивала чиновничьи пороги, стараясь помочь. Её избирали депутатом горсовета и Совета Национальностей Верховного Совета СССР. «Неутомимая труженица, простой и душевный человек, Раиса Макаровна пользуется большим уважением» - так о ней писали газеты. В 1964 году она получила звание Народной артистки МАССР, а в 1970 году она первая из мордовских оперных артистов удостоилась звания Народной артистки РСФСР.
Библиография.
1.Винтина М. Серебристый голос//Винтина М. – Саранск, 1964.-С.42-50
2.Еремеев А.Д. «Театральная» история актрисы Беспаловой.// Феникс (ежегодник кафедры культурологи). – Саранск, 2006. – С. 143-149
3.Беспалова Р.М. //Это волшебное слово-театр: (Сборник). – Саранск, 1982 – С. 48 - 51
4.Беспалова Р.М. Творчество жизни//Театральная жизнь. – 1966, №7-С.5 – 6
5. Ромоданово: история и судьбы: история и современность Ромодановского р-на в очерках, воспоминаниях и фотографиях / [сост. Т.И. Судьина; редкол.: С.В. Чалов и др.; фот. Ш. С. Смакаева]. – Саранск, 2005. – 320 с.: фот.
Приложения
Приложение 1
Беспалова Раиса Макаровна
Заяц-хваста
Два Мороза
Мост Леонардо
Самодельный телефон
Басня "Две подруги"